Психология стресс и зрение

Влияние стресса на снижение зрения Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Решетова П.С., Семенов П.А., Соболева И.И.

В статье уделяется внимание актуальной на сегодняшний день проблеме стресса в современном обществе. Факторы-стрессоры наносят вред всем системам организма человека. Влияние стресса на зрение отмечается у взрослых и детей. Нарушение нормального зрения является важной проблемой, ведь благодаря зрительному восприятию человек получает 80-85% информации

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Решетова П.С., Семенов П.А., Соболева И.И.,

EFFECTS OF STRESS ON THE DECREASE OF VISION

The article focuses on actual to date problem of stress in today’s society. Factors-stressors are harmful to all systems of the human body. Effect of stress on the vision seen in adults and children. Violation of normal vision is an important issue, because due to visual perception person receives 80-85% of the information

Текст научной работы на тему «Влияние стресса на снижение зрения»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА СНИЖЕНИЕ ЗРЕНИЯ

П.С. РЕШЕТОВА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected] П.А. СЕМЕНОВ, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия И.И. СОБОЛЕВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

В статье уделяется внимание актуальной на сегодняшний день проблеме стресса в современном обществе. Факторы-стрессоры наносят вред всем системам организма человека. Влияние стресса на зрение отмечается у взрослых и детей. Нарушение нормального зрения является важной проблемой, ведь благодаря зрительному восприятию человек получает 80-85% информации.

Ключевые слова: стресс, зрение, напряжение, психогенная ситуация.

Актуальность. Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Понятие «стресс» всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу Г. Селье, который в 1936г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование [9, 15, 16, 18, 20].

Исследованием проблемы стресса занимались также У. Кэннон, Д. Майерс, Л. А. Китаев-Смык, Ю.В. Щербатых, Ю.И. Александров и др. Проблема стресса была и остается как одна из наиболее распространенных и интересных, но недостаточно изученных проблем на протяжении нескольких десятилетий. По данным статистики врачей, физиологов, социологов, психологов, у современных людей произошло снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что, по мнению ученых, вызывает различные «болезни стресса» [3, 22, 28].

Обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов, которым необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности: умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях — все это требует

от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости. У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента — явление совсем не редкое. Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками [6, 13, 14]. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается [17, 27].

Влияние стресса на здоровье зависит от реакции организма; однако высокий уровень стресса может вызывать ухудшение состояния здоровья, в том числе психические и поведенческие расстройства, такие как истощение, ощущение беспокойства, депрессию, а также другие физические расстройства [25].

Одна из наиболее часто встречающихся проблем и взрослых, и детей является проблема со снижением остроты зрения [5].

В состоянии стресса глаза ощущают такой же дискомфорт, как и весь организм. Такие непривычные в обыденной обстановке ощущения, как резь, сухость, мельтешение или «мушки», эффект песка, становятся первыми

признаками недомогания, вызванного стрессами.

Каждый третий опрошенный всероссийским центром изучения общественного мнения житель России считает, что основной причиной многих болезней являются переживания и стрессы [4].

Особую роль играют тревоги и нервное перенапряжения в развитии сердечнососудистых заболеваний, прямо связанных с колебаниями артериального давления [1, 2]. На фоне стресса, как правило, повышается давление и значительно учащается сердцебиение. Сосудистая система глаз не является исключением, и моментально реагирует на любые факторы стресса [3].

Стресс — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров

(физических или психологических),

нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [10, 21].

Факторы внешнего воздействия

классифицируют на физические, ментальные или духовные, и социальные. К физическим можно отнести неожиданные ситуации на дорогах, экстремальные температурные условия, перегрузки и недостаток отдыха и сна. Ментальные стрессоры представлены, чаще всего, страхами, семейными переживаниями, финансовыми проблемами,

профессиональными трудностями. Социальные факторы — это отношения в браке, взаимодействие различных социальных групп, проблемы с соседями, смерть близких и т.д. [5].

Момент стресса отмечается повышением артериального давления и одновременным увеличением содержания адреналина в крови, избыток которого трансформируется в химические вещества, оказывающие

наркотическое воздействие на организм. Это не может не отразиться на зрении. В момент сильных эмоций возможно даже наступление полной слепоты как крайняя реакция на стрессовую ситуацию [21].

В психологии и физиологии изучены два вида стресса: «хороший» и «плохой». В первом случае действуют положительные стрессоры, и вызванное ими состояние называют эустрессом. Примером служат чувство влюбленности, приятные сюрпризы, рождение ребенка и многие другие радостные события. В плохом

варианте речь идет о дистрессе, именно он приводит к проблемам со здоровьем, в том числе и с глазами [4, 24].

Стрессовая ситуация находит отражение в мозге посредством органов чувств и когнитивной оценке [23]. Наиболее быструю реакцию вызывают именно негативные факторы. Происходит мобилизация организма для устранения угрозы и возникает реакция на стресс по типу «бей или беги». Впервые его описал ученый психофизиолог Уолтер Кеннон. Он отметил, что резкое повышение адреналина в крови немедленно вызывает учащение дыхания, расширение зрачков и туннельное зрение [3].

Синдром туннельного зрения выражается в потере человеком периферического зрения и восприятии глазом только тех изображений, которые попадают на центральную часть сетчатки. Возникает ассоциация с подзорной трубой. В процессе эволюции выработалась простая логика изменений состояния глаза: опасность вызывает расширение зрачка как основного отверстия для поступления света -чем шире, тем лучше ориентация человека в пространстве и, соответственно, больше шансов на спасение. Данная логика работала во времена отсутствия искусственного освещения. В настоящее время, в измененных условиях, расширение зрачка может вызвать зрительные нарушения в виде размытости реальной картинки или аберрации. Как правило, эти нарушения и особенности зрения проявляются только при сильном стрессе и носят временный характер [3].

Учащение дыхания и зрение в состоянии стрессогенной ситуации тесно взаимосвязаны. Состояние гипервентилляции при частом дыхании приводит к перенасыщению организма человека кислородом, в целом на 4050%, и падению уровня углекислого газа. Именно этот дисбаланс вызывает появление «мушек» и «звездочек» перед глазами [12].

Стрессовые ситуации могут иметь различную длительность. Описанные симптомы сопровождают кратковременные стрессы. Длительные проблемные ситуации могут вызвать дополнительные нарушения в виде сухости слизистых оболочек, подергивания глаз, повышение глазного давления, и, как следствие, мигрени. Все эти факторы могут привести к серьезным заболеваниям глаз и снижению остроты зрения [3].

Психогенное ухудшение зрения включает в себя сужение поля видимости. Характерная черта расстройства — пациент предъявляет жалобы на то, что зрение ухудшилось, он не видит окружающие предметы, но при этом у него сохраняется пространственная

ориентировка. При полной слепоте пациенты не натыкаются на острые углы, предметы. Когда такого человека начинают исследовать, то в результате оказывается, что реакция на свет у него сохранена [5].

Расстройство невроза глазного нерва начинается быстро, в один момент и всегда ему предшествует конфликтная или травмирующая ситуация. Глаза человека выражают его внутреннее желание «не видеть проблему», ему «противно на это смотреть» и другое.

В большинстве случаев амовроз и концентрическое сужение зрения характерны для истерического невроза. При иных формах невроза может встречаться астенопия, фотопсия [3].

Обязательно нужно лечить психогенное нарушение зрения. Ведь стрессовые ситуации практически неизбежны. Но можно и нужно научиться им противостоять за счет личностных факторов, таких как стрессоустойчивость и жизнестойкость [11].

Не допустить нарушения зрения можно с помощью некоторых простых действий во время очередного стресса. Во-первых, сохранять спокойствие, найти уединение и принять комфортное для себя положение. Далее, по возможности расслабиться. С закрытыми глазами сделать упражнения,

вращая глазными яблоками в разных направлениях с целью расслабить глазные мышцы. Провести непродолжительный массаж переносицы. Перед тем, как открыть глаза, сделать глубокий вдох. Наступившее состояние покоя поможет снять и зрительное напряжение [11].

Если рассматривать проявление невроза глазного нерва, как следствие психогенной стрессовой ситуации, то необходимое лечение должно осуществляться неврологом и психологом (врачом-психотерапевтом) [3, 7, 8, 12, 19, 29]. Лечебные программы включают несколько этапов:

— Мероприятия, снижающие эмоциональную напряженность;

— Устранение симптомов, так как невроз может проявляться и другими признаками;

— Психотерапия и социальная адаптация.

Также необходимо соблюдать и общие

— Нормализация сна и правильный режим «работа-отдых»;

— Эмоционально-волевая регуляция поведения;

— Фармакотерапия и рефлексотерапия [26].

Таким образом, любая психогенная ситуация

может нанести вред здоровью человека. Орган зрение не исключение и очень чувствителен через другие системы организма. Для предотвращения последствий стресса (изменение остроты зрения) необходимо научиться выявлять факторы-стрессоры и подавлять их влияние.

1. Аксенов А.В. Особенности содержания микроэлементов в сыворотке крови у больных ювенильным артритом, проживающих в городе Челябинске / А.В. Аксенов, А.Н. Узунова // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2015. — №4. — С. 92-96.

2. Аксенов А.В. Особенности микроэлементного состава сыворотки крови у детей с ювенильным артритом в зависимости от степени активности воспаления / А.В. Аксенов, А.Н. Узунова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — №6. — С. 215.

3. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. — 1995. -№4. — С. 54-62.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / В.А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. — Тверь. — 2001. — №4. — С. 43-52.

5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕРСЭ, 2006. — 523 с.

6. Герасимова М.И. Адаптационный статус в зависимости от трудностей в учебной деятельности у студентов педиатрического факультета третьего и четвертого курса ЧелГМА / М.И. Герасимова, О.В. Пешиков // Сборник материалов 76 итоговой студенческой научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня рождения проф. Л.Л. Роднянского. — Красноярск: изд-во Версо. — 2012. — с. 170-171

7. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Е.Г. Капитанец и др. — учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Челябинск, 2008.

8. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии /В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. — Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Челябинск, 2008.

9. Жуковская Е.В. Иммунологический дисстресс при тяжелых инфекциях у детей / Е.В. Жуковская, И.И. Долгушин, М.В. Пешикова // Онкогематология. — 2008. — №4. — с. 64.

10. Ильичева О.Е. Фармакоэкономический анализ гипотензивной терапии пациентов с хронической болезнью почек на додиализном этапе / О.Е. Ильичева, Г.Г. Кетова, И.В. Вождаева // Дневник казанской медицинской школы. — 2013. -№1 (1). — С. 99.

11. Макаров В.В. Психотерапия нового века. — М.: Академический проект, 2001. — 496 с.

12. Осипова И.В. Влияние психосоциального стресса на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин / И.В. Осипова, Н.В. Пырикова, О.Н. Антропова и др. //Кардиология. — 2014. — №3. — С. 42-45.

13. Пешиков О.В. Зависимость успеваемости от стрессоустойчивости у студентов педиатрического факультета четвертого курса ЧелГМА / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, М.И. Герасимова // Материалы III научно-практической конференции «Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации». — Челябинск: Изд-во ЧелГМА. — 2012. — с. 77-79

14. Пешиков О.В. Зависимость эмоционального статуса от трудностей в учебе и экзаменационных оценок у студентов педиатрического факультета 3-го и 4-го курсов ЧелГМА / О.В. Пешиков, М.И. Герасимова, Т.Н. Куприянец // Материалы III международной (X итоговой) научно-практической конференции молодых ученых. -Челябинск: изд-во «Челябинская государственная медицинская академия». 2012. — с. 248-250

15. Пешиков О.В. Особенности регуляторных механизмов системной гемодинамики в разные возрастные периоды жизни женщины / О.В. Пешиков. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. — Челябинск. — 2005. — с. 22

16. Пешиков О.В. Особенности регуляторных механизмов системной гемодинамики в разные возрастные периоды

жизни женщины / О.В. Пешиков. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. — ГОУ

ВПО «Челябинская государственная медицинская академия». — Челябинск, 2005.

17. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова, М.В. Вдовиченко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. — №1 (24). — 2010. — с. 123-124

18. Пешикова М.В. Реализация иммунологического дистресса на уровне CD34 клеток /М.В. Пешикова, С.И. Малахова, Е.В. Жуковская //Вестник Уральской медицинской академической науки. — 2010. — №2-1 (29). — с. 188-189

19. Решетова П.С. Психологическая реабилитация ВИЧ-инфицированных / П.С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2016. — №3 (14). — С. 56-57.

20. Саенко А.Е. Роль метаболического дистресс-синдрома в формировании летальности у детей со злокачественными заболеваниями крови и новообразованиями, получающих лечение в отделении реанимации и интенсивной терапии / А.Е. Саенко, Е.В. Жуковская, К.Б. Волкова и др. // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2012. — №2 (39). — с. 64.

21. Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. — Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. — 143 с.

22. Соболева Е.В. Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации выставления диагноза / Е.В. Соболева, Курбатова М.А. //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2014. — №5 (7).

23. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. — 2014. — №9 (36). — С. 68-71.

24. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Материалы международной научно-практической конференции «Медицинская помощь при тяжелой термической травме (Уроки ашинской катастрофы 1989 года) «. — 2014. — С. 105-108.

25. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. — 2014. — №1 (14). — С. 91-94.

26. Узунова А.Н. Клинико-лабораторные особенности ювенильного ревматоидного артрита у детей города Челябинска /А.Н. Узунова, А.В. Аксенов //Российский медицинский журнал. — 2012. — №6. — С. 21-23.

27. Шаманова А.Ю. Зависимость результатов экзаменов фундаментальных и смежных дисциплин в высших медицинских учебных заведений / А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков // Сборник научных трудов IV межрегиональной конференции «Актуальные проблемы хирургии», посвященной памяти академика РАМН, профессора Л.В. Полуэктова. Омск. — 2010. — с. 412-414.

28. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области (Материалы I Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения») — 2013. — №1 (3). — С. 220-223

29. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования.

— 2011. — №3 (17). — С. 92-94.

EFFECTS OF STRESS ON THE DECREASE OF VISION*

P.S. RESHETOVA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia P.A. SEMENOV, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia

* Научный руководитель: к.псх.н., доц. Соболева Е.В.

I.I. SOBOLEVA, FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

The article focuses on actual to date problem of stress in today’s society. Factors-stressors are harmful to all systems of the human body. Effect of stress on the vision seen in adults and children. Violation of normal vision is an important issue, because due to visual perception person receives 80-85% of the information.

Keywords: stress, vision, tension, psychogenic situation.

cyberleninka.ru

Психика, стресс, НЛП, т.п. и зрение

«Страх перед будущим» здесь ни при чем. Это переживание нехарактерно для ребенка младшего школьного возраста (а довольно большой процент случаев появления близорукости приходится именно на младший школьный возраст).
Внятных исследований, касающихся влияния психологического стресса на развитие близорукости, я не встречала.

Лет этак 15 назад, один мой коллега (общий хирург) в 32 года пришел ко мне с жалобами на ухудшение зрения после очень напряженного ночного дежурства(было много травм и операций). У него СТАЛО! -2,5.
За год до этого я его проверял, близорукости не было.
Естественно я воспринял -2,5 как спазм аккомодации, но все мои «атропины» и попытки лечения не дали эффекта.
Сейчас он попрежнему вдаль в очках, существенно рефракция не изменилась.

Завтра постараюсь выложить статью от Allan’а. Она несколько прояснит ситуацию.

Вы абсолютно правы, только полагаю чем-то конкретным поделится сложновато. Если вы посмотрите другие ветки форума (проблески, Бейтс, всякие очки и т.д), все это в то или иной мере связано с психикой/мозгом и расслаблением. Глаза и психика по всей видимости неотделимы (ИМХО) но пока очень сложно понять как одно влияет на другое. Многие занимающиеся отмечают успехи делая различные упражнения на расслабление психики/мозга/глаз/тела и т.д но определить как это все работает невозможно, нужен целый исследовательский центр на многие годы.

К сожалению никто в мире дейтсвительно из серьезных научных центов не продолжил теорию Бейтса а она скорее верна, чем не верна в плане связи мозга и глаз. вообщем тут до посинения можно писать, единственное чего мы может узнать друг от друга это что конкретно кому помогло и в какой степени и соответственно ка улучшилось зрение.. ..

А мотивация, настрой и вера в себя нужны везде, начиная от учебы, спорта и заканчивая воспитанием детей, в противном случае результат скорее будет отрицательным.

forum.vseoglazah.ru

COSMOPOLITAN

Психологические причины проблем со зрением

Мы решаем проблемы со зрением в кабинете офтальмолога. Но что если врачи не находят причин , которые могли бы их вызвать?

Физики и лирики

Зрение как система восприятия включает в себя две составляющие: во‑первых , собственно органы зрения — глаза , нервные волокна , определенные участки мозга , а во-вторых , процессы расшифровки поступающих в мозг сигналов. И если матчасть этой системы изучена досконально , то как работает декодирование — об этом можно лишь строить гипотезы. Акт видения вполне сопоставим с электрохимической активностью определенных участков нашего мозга , но где , как и в каком внутреннем пространстве человека расположен экран повседневного сериала — этого ученые до сих пор не знают.

Такая двойная организация процесса видения нами окружающего мира сформировала два основных подхода к глазным нарушениям — офтальмологический и психоневрологический. Своего рода спор физиков и лириков в изучении зрительной системы человека.

Офтальмологический подход рассматривает зрение , прежде всего , как оптическую и электрохимическую систему , то есть весьма сложную , но все-таки машину. Соответственно , если в механизме что-то происходит не так , как должно , это подразумевает поломку одной из деталей , нарушение транспортировки технических жидкостей , ненадлежащую эксплуатацию или вообще — изначальный брак при сборке. Другими словами , три кита традиционной офтальмологии: травма , наследственность и длительное напряжение зрения в условиях , сложных для функционирования глаз.

Психологи и неврологи , напротив , допускают , что на наше видение могут влиять психологические травмы и стрессовые состояния. С одной стороны , стресс и нагрузки на психику сказываются непосредственно на органике. Например , пытаясь находиться в рамках , принятых при социальных контактах , мы силой воли « удерживаем лицо», но эмоции все равно найдут выход. В результате повышения артериального или внутричерепного давления поднимется и давление сосудов глазного дна , или долгое время будут перенапряжены мышцы , фокусирующие хрусталик , и т. д. Такие состояния близки к классическим психосоматозам — не удивительно , что к «золотой семерке» психосоматических заболеваний сейчас добавили мигрень , с ее характерными глазными болями , непереносимостью света и иногда аурой ( частичной или полной кратковременной потерей зрения). С другой стороны , деструктивная психическая нагрузка может и не нарушить работу органов восприятия , но вполне способна вызвать искажение или блокирование интерпретации зрительной информации.

Глаза б мои не смотрели!

Как система восприятия и переработки информационного потока , зрение не только воспринимает увиденное , но и — при необходимости — вытесняет его. Отказ в доступе к осознанию травмирующей , опасной информации можно сравнить с предохранителями в электронике. При экстремально высоком психологическом напряжении зрение способно просто отключаться — «не желаю видеть», «не могу видеть». В результате организм реализует императив буквально — мы действительно перестаем что-то замечать.

Случаи возникновения слепоты или проблем со зрением из-за психического напряжения или шока известны с глубокой древности.
У Геродота есть описание психогенной слепоты , поразившей афинского воина во время Марафонского сражения: «Афинский воин , Эпицелий , сын Куфагора , храбро сражался на поле брани , когда вдруг утратил зрение. Оба его глаза перестали видеть , хотя он не был поражен ни мечом , ни копьем , ни камнем , выпущенным из пращи. С этого момента и до конца своей жизни он оставался слепым». Высокий эмоциональный накал и внезапное осознание неминуемой гибели заставило психику Эпицелия блокировать зрительную информацию.

Самые распространенные психогенные нарушения зрения — это частичная или полная слепота , туннельное зрение , одно- или двустороннее снижение его остроты , раздвоение и растроение объектов. Природа расстройств , приводящая к подобным результатам , самая разная. Чаще виной всему бессознательное воспроизведение симптомов в попытке решить социальный конфликт. Например , резко теряется или критически ухудшается зрение в строго определенных ситуациях.

При этом « больной» получает и некую выгоду. Первичная заключается в том , что удается избежать разрушающего конфликта межу тем , что человек видит , и базовыми установками его внутренней реальности. Вторичная состоит в приобретении бонусов в межличностных отношениях и социальной жизни. Это и манипуляции близкими людьми , и возможность реализовать определенные поведенческие схемы — например , «отпустить весла», — и шанс получить заботу и постоянное внимание от родственников. Причем симптомы не связаны с какими-либо изменениями в органах: могут внезапно возникать , устойчиво держаться и так же неожиданно пропадать. Недоверчивым наблюдателям это дает повод подозревать больного в симуляции.

В зависимости от психологической школы , процесс трактуется по‑разному , но общая база опирается на классический психоанализ. Например , психогенная слепота указывает на прямое нежелание видеть проблему , близорукость — на отказ от попыток спрогнозировать будущее , дальнозоркость — на неприятие того , что под руками , рутины , ближнего окружения.

Зачастую соматические расстройства поддерживаются лингвистически: многие устойчивые фразеологизмы как бы иллюстрируют происходящее или задают направление реакции на травмирующее событие — «видеть это не хочу», «глаза бы мои тебя не видели», «не показывайся мне на глаза», «потемнело в глазах», «как сквозь туман», «в глазах черно», «дальше носа не видит». Хотя нельзя утверждать , что вытесненные в бессознательное импульсы буквально используют языковые штампы , чтобы проявиться в виде функциональных нарушений.

Использовать очки , глазные капли и хирургическое вмешательство для излечения проблем со зрением как защитной реакции психики — по меньшей мере наивно. Если пациент выбирает такой путь защиты или манифестации непроявленных психических процессов , попытка медикаментозно свести эти знаки на нет только усугубит ситуацию — следующие соматические сигналы могут быть еще изощреннее и жестче. Намного эффективнее в этом случае — психотерапевтические методы в сочетании с седативными средствами и антидепрессантами , а это уже вопрос к специалистам.

www.cosmo.ru

Чем опасен стресс, как он влияет на глаза

Многие люди уверены, что большинство болезней появляются именно по причине сильного стресса. Ученые подтверждают психосоматический характер многих телесных заболеваний. Неустойчивое психическое состояние, обусловленное стрессом, часто приводит к возникновению физических телесных заболеваний. Действительно, нередки случаи, когда человек поддается волнению и тревоге, что приводит к появлению вполне реальных болезней и недугов. Все наслышаны о влиянии стресса на сердечно-сосудистую систему, но мало кто знает, что стресс может серьезно сказаться на зрении.

Плохое зрение может быть последствием стресса

Пересыхание слизистой, ощущение «пыли» в глазах, «черные мушки», потемнение в глазах — симптомы пагубного влияния стресса на зрение.

Что такое стресс

Стресс — это реакция организма на разные раздражители, их принято называть стрессоры. В основном, все ситуации в жизни человека являются стрессорами. Они бывают разными: физическими — ситуации, происходящие в пространстве и времени. Это может быть сильный испуг, ментальные, то есть внутренние тревоги, такие как беспокойство за ребенка; и социальными — связанными с общением , например, ссора с другом.

Стресс не всегда бывает «плохим». Психологи утверждают, что стресс бывает как отрицательным, так и положительным. Положительный стресс вызывают позитивные стрессоры — приятные воспоминания, чувство влюбленности. Такой стресс называют эустрессом. Отрицательные стрессовые ситуации называют дистрессом. Он пагубно влияет на организм человека, что заметно сказывается на его здоровье, особенно чувствительно реагируют на стресс глаза.

Чем опасен стресс

Стресс и зрение — как они взаимосвязаны? С биологической точки зрения, исходные данные поступают в наш мозг через органы чувств, то есть, увидев что-то хорошее или плохое, человек обрабатывает данные через органы чувств и отправляет сигнал прямо в мозг. Причем плохие ситуации, как утверждают ученые, обрабатываются мозгом намного быстрее. Если индивиду грозит опасность, в его кровь выплескивается адреналин, расширяются зрачки и учащается дыхание.

В древние времена, когда еще не существовало «искусственного освещения», человек в стрессовом состоянии мог лучше ориентироваться в пространстве за счет расширения зрачка, а это означает, что человек с большей вероятностью мог спастись. Однако сейчас все в точности до наоборот. Чаще эмоциональное состояние приводит к размытости и нечеткости зрительной картинки.

Распространенным явлением при сильном эмоциональном напряжении является синдром «туннельного» зрения. Это частичное затемнение картинки по бокам: воспринимается только та часть изображения, которая строго попадает на центр сетчатки. Создается впечатление, будто человек смотрит сквозь свернутую в трубку бумагу. А также это явление часто связывают с потемнением в глазах при сильном стрессе. Эти эффекты имеют кратковременный характер и проявляются только при высоком уровне стресса.

Эмоциональное напряжение приводит к размытости зрения

Само по себе учащение дыхания, свойственное стрессовому состоянию, пагубно сказывается на глазах и зрении. В состоянии паники и повышенной тревожности в организме человека происходит такое явление, как «гипервентиляция». Это явление обуславливается резким повышением уровня кислорода и снижением уровня углекислого газа. Именно это нарушение нормального функционирования человеческого организма вызывает ощущение мерцания в глазах, похожее на звездочки или мушки.

Кратковременный, даже самый сильный стресс, наносит временный вред глазу человека и редко становится серьезной проблемой нарушения зрения. Однако чаще люди переживают трудную напряженную ситуацию на протяжении долгого времени, и побочный эффект подобного стресса куда более ощутим для человеческого глаза.

Если человек находится в состоянии тревоги в течение недели или месяца, то у него может возникнуть миокимия, известная как нервное подергивание глаза, пересыхание слизистой глаз, мигрени и повышенное глазное давление.

В период долгосрочного стресса все органы человека подвергаются серьезной угрозе, и глаза не являются исключением. Именно глазные заболевания становятся наглядным примером нестабильного психического состояния, повышенной тревожности или эмоционального напряжения. Мелкие недуги, появляющиеся в период стресса, часто становятся причиной серьезных глазных заболеваний, резкого снижения остроты зрения, а в худшем случае, и полной его потери.

Как защитить глаза во время стресса

Стрессовые ситуации подстерегают нас повсюду, от них нельзя окончательно избавиться и невозможно полностью исключить, ведь они являются неотъемлемой частью жизнедеятельности любого человека. Стресс будет оказывать определенный эффект на организм, однако можно значительно уменьшить его пагубное влияние на зрение.

Для предотвращения или профилактики зрительных нарушений во время стресса следует:

  • Найти тихое и спокойное место, где можно принять комфортную, максимально расслабленную позу. Желательно лечь, но, если это невозможно, постарайтесь удобность сесть.
  • Сделать упражнения для глаз: закрыть глаза, и, не открывая, поводить ими в разные стороны, а также вверх и вниз.
  • Слегка помассировать зону между глазами (переносицу), достаточно 5–8 минут.
  • После этого сделать размеренный глубокий вдох и открыть глаза.

Эта методика позволит снять напряжение с глаз и быстро выведет из стрессового состояния.

Лучшим способом для того, чтобы избежать нарушения зрения под влиянием стресса, является снижение уровня тревожности в своей жизни. Человеку стоит отрегулировать свое психическое состояние, постараться избегать стрессовых ситуаций и регулярно проводить практику релаксации. Спасают расслабляющие массажи, горячая ванна, натуральное природное успокоительное и правильный отдых. Приведя свои нервы в порядок, любой человек ощутит значительное улучшение своего состояния и непременно защитит свои глаза от дополнительной угрозы.

urazuma.ru