Психология стресса и дети

Эмоциональный стресс у детей и подростков

Главная черта каждого ребёнка — его эмоциональность. Ребёнок очень живо реагирует на любые изменения в его окружении. Чаще всего эмоциональные переживания в детском возрасте носят положительный характер, но при определённых условиях могут быть и отрицательными, что может привести к невротическим и психосоматическим расстройствам. Всё это возникает в результате эмоционального стресса: когда сила эмоций достигает такой степени, что нарушает обычное течение жизни, становится невозможным удовлетворение биологических, социальных и психологических потребностей ребёнка.

Стресс может помочь мобилизовать все ресурсы организма и преодолеть фактор, приводящий к отрицательным эмоциям, но также может быть обратная ситуация, когда стресс становится причиной соматических заболеваний и психологических проблем (это происходит в том случае, когда у организма и психики не хватает ресурсов на адаптацию).

Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны, т.е. обусловлены изменениями в окружении ребёнка — чаще всего в семье. Также стимулом могут быть любые перемены в образе жизни: поступление в детский сад или школу, например. Частота стрессов по мере взросления ребёнка возрастает. Устойчивость к ним различна у разных людей. Развитие у ребёнка невротических или психосоматических заболеваний зависит от биологических, психических особенностей, от социального окружения и особенностей событий, вызывающих серьёзные эмоциональные переживания.

Существует статистика, которая говорит о том, что в течение года человек переживает в среднем около 150 заметных жизненных изменений. Если их число возрастает более, чем в 2 раза, то вероятность заболевания составляет 80%, если число событий в пределах 150-300, то риск заболеваний 50%.

Стоит сказать о том, что многократно перенесённые в прошлом трудные семейные ситуации неблагоприятно сказываются на последствиях эмоционального стресса. Развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда окружение воспринимается менее безопасным, не доставляющим удовольствия, а ребёнок чувствует себя покинутым. В то же время, если социальное окружение ребёнка, его семья разделяет его мнение, он находит эмоциональную поддержку от семьи, то вероятность заболевания снижается. Т.е. эмоциональная поддержка — это профилактика отрицательных последствий стресса.

Причинами эмоционального стресса могут быть:

  • чрезмерная ответственность, дефицит времени;
  • ситуации соревнования, оценивания результатов деятельности (например, экзамены, конкурсы)
  • «старт»-стрессоры и стрессоры памяти — события, которые уже были или только произойдут в будущем (например, предстоящие медицинские поцедуры, воспоминания о пережитом горе, ожидание наказания);
  • любые резкие изменения в образе жизни, как хорошие, так и плохие (победа в соревновании, любовь, смерть или болезнь близкого человека);
  • эмоционально насыщенные зрелища, фильмы;
  • конфликты в семье или важной для ребёнка социальной группе (например, в классе, в компании друзей);
  • физиологические стрессоры (заболевания, операции, чрезмерные нагрузки, воздействие природных факторов на организм, например, сильной жары, и т.д).

Стресс может служить основой для возникновения психосоматических (болезни сердца,эндокринные заболевания,заболевания ЖКТ , аллргические реакциии т.п.) и невротических расстройств (энурез, энкопрез, нарушения сна, заикание, страхи и другие реакции психики). Для проведения коррекционных и терапевтических мероприятий необходима диагностика как личностных особенностей, уровня развития защитных механизмов психики, так и предрасположенности нервной системы к отрицательным последствиям стресса. Такую диагностику проводит детский клинический психолог.

Психотерапия детей с расстройствами, которые повлёк эмоциональный стресс, основывается на разрешении трудных жизненных обстоятельств, повлекших данные расстройства, и на восстановлении нормального функционирования эмоциональной сферы ребёнка, развитии у него навыков противостояния негативным факторам внешней среды, т.е. защитных механизмов.

Так в возрасте 2,5-4 года («возраст самоутверждения») применяются методы игровой терапии, а также коррекция стиля семейного воспитания ( в варианте семейной психотерапии).

В возрасте 4-7 лет («возраст застенчивости») проводится семейная и индивидуальная (разъяснительная), групповая (отреагирование эмоций) психологическая работа.

7-8 лет (адаптация к школе) в большей степени необходимы преодоление коммуникативных трудностей, групповая, семейная психотерапия.

В подростковом возрасте чаще применяется личностно-ориентированная психотерапия и семейная.

emberint.ru

Ранний детский опыт

Ранний детский опыт

Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «исправить» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие процедуры требуют участия квалифицированного специалиста. Одна из таких техник так и называется – «Изменение личной истории». Она позволяет выявлять в прошлом человека события, которые не только в свое время вызвали сильный стресс, но и привели к повышению сензитивности к данному типу стрессоров в последующей жизни.

Похожие главы из других книг

2. Ранний исихазм

2. Ранний исихазм Исихазм – мистическая школа восточного христианства – известен в России с XIII века. Греческое слово hesyсhia означает «покой», «мир», «тишина», «одиночество», «молчание». Нередко оно переводится как «священнобезмолвие». Исихазм – это тип христианского

7.2. Фрейд и ранний психоанализ

7.2. Фрейд и ранний психоанализ Как он сам себя называл, конквистадор духовного мира, герой, спускающийся во тьму души, чтобы возвратиться, неся факел истины, — Фрейд дал повод для появления необычайного количества легенд о своей юности. Некоторые ранние историки находили

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт Генетическая предрасположенность Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30—40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60—70% зависят от воспитания,

Ранний этап

Ранний этап Ораторское искусство, основанное на принципах дисциплинированного поведения, возникло в Сицилии в V веке до н. э., благодаря Кораксу Сиракузскому и его ученику Тисию. Легенда гласит, что когда Коракс назначил Тисию плату за уроки, тот отказался платить,

Ранний возраст

Ранний возраст Картина синдрома детского аутизма формируется в результате особого нарушения психического развития ребенка и проявляется в различных вариантах, отражающих глубину этого нарушения и соответствующие ей степени приспособления ребенка к окружающему миру.

83. Ранний возраст

83. Ранний возраст В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень

Ранний период исследований

Ранний период исследований У объективного исследования психотерапии короткая история. До 1940 года было сделано несколько попыток записать психотерапевтические беседы с помощью электроники, но этот материал не служил предметом исследования. Не было серьезных попыток

Детский сад Писанье, то есть мочеиспускание, это единственное наслаждение, которое не оставляет укоров совести. Иммануил Кант В этом мире человек считает естественным находиться в позиции безответственного Ребенка, без вопросов подчиняющегося любым силам и стихиям:

1. Ранний, не-психологический подход к толкованию снов

Ранний успех

Ранний успех Он делает всплеск, но знаем ли мы, что там под водой, пока не улягутся волны? Когда успеха добивается молодой человек, всем кажется, что его жизнь устроена, но в творческом плане ничто не может быть дальше от истины.Уильяму Стайрону едва исполнилось 25 лет, когда

Ранний опыт: независимость и свобода

Ранний опыт: независимость и свобода Ранний опыт и особенности воспитания выдающихся творческих личностей указали на наличие у них ряда общих черт. В раннем детстве члены семьи относились к ним с уважением и позволяли проявлять самостоятельность в познании мира,

Детский сад

Детский сад Как пишут исследователи системы японского воспитания, «наиважнейшей особенностью начального и среднего образования в Японии является понятие «кокоро». Для каждого японца «кокоро» означает идею образования, которая не сводится только к знаниям

psy.wikireading.ru

Психология стресса и дети

1. Регресс — это возвращение к формам поведения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлетний, плачет и цепляется за юбку уходящей мамы, а семилетняя девочка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

Что делать? Наиболее частая реакция родителей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Переждите регресс — он пройдет. Вспомните, может, недавно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова начал сосать палец.

2. Страхи . Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно находится в стрессе. И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, потеря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-восьмилетних детей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях. Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины. К дневным тревогам присоединяются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т. д.

Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки этого страха. Подслушайте незаметно разговоры ребенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за помощью к специалисту.

3. Агрессия . Заметив, что ваш прежде такой покладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окружающих, имейте в виду: это признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ребенок всегда агрессивен — это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира. И другое дело, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об активности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуацией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ребенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усиливая его возбуждение. Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальнейшую жизнь — как способ разрядки.

Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть выбор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость . Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом порисуем — и он просто переключится. Устройте кукольную драку на худой конец. Ребенку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуации?» Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.

Ученые считают, что, если до десяти лет не научить ребенка справляться с агрессией, потом уже трудно будет что-то исправить.

4. Смена настроения. Наконец, у малышей лет до пяти довольно ярким признаком сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: когда утром и днем он сонливый и вялый до удивления, а вечером, перед сном, необычайно возбужден и активен. Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское успокоительное — какое, подскажет невропатолог.

5. Психосоматика . Родителей часто сбивают с толку необъяснимые рвоты, расстройства кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности. Это случается на нервной почве — когда ребенок сильно переволнуется, — но быстро проходит.

Когда тяжелее всего

Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть, подвержены стрессу.

1. Школа . Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется — школьная фобия, а попросту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно «страшным» уроком у него может все время болеть голова, подниматься давление. В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников.

В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится-то он учителя, а третирует близких. Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается — чаще из-за неприятия одноклассниками. Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредоточиться, которая так раздражает многих родителей. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу.

Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет настоящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные». Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более защищенными. Другое дело, что скатывание в двойки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

2. Семейные конфликты . Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а другие — тихие и прилежные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вообще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость. Наконец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать па кости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол. Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.

Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращайтесь к себе: «Что со мной (в нами) происходит?» И лучше не пренебрегать помощью специалиста.

3. Подростковый возраст. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.

Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музыку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в принципе, тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в музыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы. Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями, Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

Почему нельзя не реагировать? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз, головные боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса . Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя замечать всякие странности, не доводя до болезней.

Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необратимым аномалиям поведения. В частности, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у него, уже взрослого, началась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.

Что делать со стрессами?

Главное— их замечать.

1. Заметив у ребенка от пяти до семи-восьми лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в рисование и игру.

2. С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении, почаще ведите откровенные разговоры.

Самое важное — не терять с ними контакт.

soul.psiakon.ru

Психология стресса. Легко ли быть ребенком?

С высоты прожитых лет взрослым порой кажется, что детство — беззаботная пора, в которой нет места нервному стрессу. К сожалению, это утверждение далеко от истины: именно сильный стресс, перенесенный в детстве, является причиной многих отклонений в развитии ребенка.

Мы привыкли считать, что причиной стресса может быть только из ряда вон выходящее событие: начальник наорал, деньги украли, в пробке застрял и на важную встречу опоздал. О вреде стресса не вещает только утюг, да и то только до тех пор, пока его не включишь в сеть. Психологи разрабатывают самые различные методики борьбы со стрессом, а аптечные полки ломятся от успокоительных препаратов. Но, не смотря на это, стресс приобретает размах пандемии.

На фоне всеобщей стрессофобии удивляет другое: почему-то многие родители недооценивают губительность стресса для развития ребенка. И речь не идет об экстремальных ситуациях — я говорю о стрессовых факторах, ежедневно обрушивающихся на ребенка благодаря тому, что родители не понимают особенностей его психики.

Очень часто мы не понимаем, а иногда просто упорно отказываемся замечать, что сами создаем для своих детей стрессовые ситуации — с самыми благими намерениями, во имя высоких целей, но от этого не менее губительные, калечащие психику ребенка.

Психология детского стресса

Природа каждого человека наделяет всеми необходимыми свойствами для того, чтобы он был счастливым. Но следует учитывать, что эти свойства заданы, но не обеспечены — до пубертата их необходимо развить.

Нервный стресс ребенок испытывает в том случае, если давление окружающего ландшафта не дает ему возможности правильно развиваться. Если же на психику ребенка оказывается чрезмерное давление, развитие свойств замедляется, а в самых тяжелых случаях они уходят «в минус».

При этом стрессовый фактор зависит от того, какая именно эрогенная (особо чувствительная) зона подвергается чрезмерному давлению.

Кожный вектор

Дети с кожным вектором — шустрые, подвижные, легкие на подъем, наделены природой задатками лидера. Один из стрессовых факторов — физическое наказание.

Физическое воздействие на эрогенную зону кожного ребенка — тонкую, нежную, чувствительную кожу — порождает сильнейший стресс. Как правило, это случается в том случае, если кожного ребенка воспитывает родитель с анальным вектором — именно эти люди считают приемлемым воспитание с применением физических наказаний.

Ощущая боль, кожный ребенок теряет чувство защищенности. Чтобы избавиться от стресса, такой малыш подсознательно пытается исполнить свою архетипичную роль — и совершает кражу. Если ребенка ловят на воровстве, его опять наказывают. Получается замкнутый круг: ребенка бьют, чтобы он не воровал, а он ворует, чтобы избавиться от стресса после битья.

Незнание особенностей психологии ребенка с кожным вектором приводит к тому, что вместо успешного менеджера или талантливого инженера вырастает мелкий вор-клептоман или скряга.

Зрительный вектор

Дети со зрительным вектором природой наделены острым зрением и огромной эмоциональной амплитудой. Стрессовый фактор для зрительного вектора — разрыв эмоциональной связи.

Для наполнения эмоциональной амплитуды зрительному ребенку необходима устойчивая эмоциональная связь, в первую очередь с мамой. В том случае, если этой связи недостаточно (например, у мамы есть звуковой вектор и она не понимает тягу ребенка к бурному проявлению эмоций), ребенок начинает устанавливать эмоциональные связи с игрушками или домашними питомцами.

Разрыв такой связи может стать причиной очень сильного стресса, негативно влияющего на эрогенную (особо чувствительную) зону ребенка — на его зрение. Гибель питомца, потеря любимой игрушки — все это может привести к падению зрения сразу на несколько диоптрий.

Психология стресса в этом случае проста: основным источником страдания у зрительного ребенка является зрение. Организм, пытаясь уменьшить свои страдания, снижает чувствительность сенсора.

Звуковой вектор

Дети со звуковым вектором от рождения наделены особо чувствительной барабанной перепонкой. Стрессовым фактором для такого ребенка является шум, крик или оскорбления (даже произнесенные шепотом).

Внешний и внутренний мир звукового ребенка находятся внутри него — это свойство отличает его от других векторов. Сосредотачиваясь на внешнем мире (который тоже находится внутри звуковика), он развивает свой ум и в будущем сможет рождать идеи.

Шум и постоянные крики не дают ребенку сосредоточиться на внешнем мире. Это становится причиной сильного стресса. Реакция не заставляет себя ждать: ребенок, не зная, как справиться со стрессом, пытается отгородиться от раздражающего фактора и «уходит в себя», становится неконтактным вплоть до аутизма.

Сосредоточение звуковика только на внутреннем мире ведет к крайней степени эгоцентризма и шизоидности. Именно поэтому ему необходимо давать возможность сосредоточиться на внешнем мире. Но сделать это он может лишь в полной тишине и уединении.

При воспитании звукового ребенка обязательно должна учитываться психология стресса, свойственная его вектору. В противном случае ребенок попадает в группу риска: он может стать наркоманом, моральным дегенератом либо способен покончить жизнь самоубийством.

Анальный вектор

Дети с анальным вектором отличаются неторопливостью, спокойствием, усидчивостью и послушанием. Один из стрессовых факторов для анального вектора — невозможность закончить начатое дело в спокойном темпе.

Для душевного равновесия анальному ребенку необходимо последовательно выполнить начатое дело и довести его до логического конца. И не важно, чем занят ребенок: рассказывает маме про утренник в детском саду или же очищает кишечник в туалете — главное все сделать правильно и довести до конца.

Если же ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, «дергают», если его прерывают на полуслове и даже с горшка сдергивают, он начинает испытывать стресс. Если давление на вектор оказывается постоянным (родители пытаются переделать ребенка по своему облику и подобию), свойства его вектора «уходят в минус»: вместо послушания – упрямство, вместо стремления к чистоте – грязь, как физическая, так и вербальная.

В результате из потенциального профессионала и отличного семьянина вырастает садист, гряземаз и просто несчастный человек, не способный наслаждаться жизнью.

Оральный вектор

Эрогенной зоной орального ребенка является слизистая рта — говорение инициирует эту зону, доставляя удовольствие. Ребенок с оральным вектором испытывает сильнейший стресс, если его бьют по губам.

Дети с оральным вектором — неугомонные болтуны, но для полного счастья такому ребенку необходимы «свободные уши» — лишь привлекая внимание слушателей, ребенок полноценно развивает свойства своего вектора.

В этом скрывается опасность: пытаясь привлечь внимание слушателей, оральный ребенок с легкостью выдумывает «небылицы», в которых нередко присутствует мат. Взрослые, столкнувшись с «враньем» или услышав нецензурные выражения из уст ребенка, реагируют в большей степени инстинктивно: бьют по губам (по эрогенной зоне), чем повергают оральника в стресс.

Порой достаточно одного такого эпизода, чтобы оральный ребенок стал заикой. Если оральнику не позволяют инициировать эрогенную зону говорением, он начинает испытывать хронический нервный стресс, что приводит к тому, что потенциальный оратор или талантливый ведущий вырастает патологическим лгуном.

Уретральный вектор

Уретральные дети — прирожденные вожди. Источник стресса для уретрального ребенка — любая попытка подавить его, подчинить, вогнать «в рамки».

Одним из самых стрессоустойчивых векторов по праву можно считать уретральный: то, что других детей повергает в стресс, для уретральника является нормой жизни.

Но и для них стресс опасен — психологический стресс провоцирует уретрального ребенка на неоправданный риск. Если уретрального ребенка постоянно пытаются «понизить в ранге», если его унижают и физически наказывают, он испытывает стресс и пытается восстановить свой «статус». Такие дети нередко сбегают из дома, а в некоторых случаях даже становятся поджигателями собственного жилища.

Учитывая особенности психологии уретрального ребенка, из него можно воспитать Вождя. Если же такой ребенок воспитывается в стрессовых (для него) условиях, из него может вырасти «волк-одиночка» — вор в законе, не ценящий ни свою, ни чужую жизнь.

Обонятельный вектор

Речь идет о детях с обонятельным вектором — их эрогенной зоной является нулевой нерв, отвечающий за дифференцирование феромонов. Стрессовые факторы способствуют развитию свойств его вектора.

Для обонятельника практически любая стрессовая ситуация — во благо. Чем сильнее окружающий ландшафт оказывает на него давление, тем более развитыми оказываются свойства его вектора, обеспечивающие его главное желание «выжить во что бы то ни стало».

Такие дети с детства отличаются меланхолией и выглядят этакими «серыми мышками», тихими и незаметными. Они с трудом переносят общество себе подобных, потому что их сверхчувствительный нулевой нерв чувствует «вонь» эмоций окружающих людей.

Но не стоит идти на поводу у обонятельника и ограждать его от детского коллектива. Обязательно «выталкивайте» его в социум — запишите в кружки и секции, давайте ему дополнительное образование. Прилагая усилия для адаптации в детском коллективе, обонятельник вынуждено развивает свойства своего вектора. Чем больше «стрессовых» ситуаций, тем полнее развиваются его свойства.

Конечно, в одной статье невозможно охватить всю многогранность детской психики и воздействия на неё стресса. Очевидно одно — быть ребенком совсем не так просто, как иногда кажется взрослым.

Усложнение ландшафта привело к тому, что современные дети рождаются со свойствами, характерными для нескольких векторов. Стресс способен нанести ребенку непоправимый вред в одном случае и быть полезным в другом. Системно векторный психоанализ дает каждому родителю знания, позволяющие понять нужды ребенка на принципиально новом уровне и вырастить полноценную личность — человека, умеющего быть счастливым.

Автор статьи: Клищенко Татьяна, медработник

epsychology.ru