Психоз хичкока

10 фильмов Альфреда Хичкока, которые стоит пересмотреть

Накануне в Американской киноакадемии состоялась премьера первого фильма Альфреда Хичкока – «Белая тень». Черно-белая немая лента, премьера которой состоялась в 1924 году, долгое время считалась утерянной и была обнаружена в Новозеландском киноархиве.

Сохранилась «Белая тень» не целиком: ученые нашли лишь три катушки пленки, составляющие первые полчаса картины, да и увидеть ее простому зрителю предстоит еще, видимо, нескоро. Но в обширной фильмографии Хичкока есть немало картин, которые можно с удовольствием пересматривать вновь и вновь. РИА Новости выбрали 10 самых известных лент режиссера, которые стоит пересмотреть на выходных и поискать самого Хичкока, появляющегося в небольших эпизодах каждого своего фильма.

Завороженный (Spellbound). 1945 год

Один из самых известных ранних фильмов Хичкока, снятый по роману Френсиса Бидинга «Дом доктора Эдвардса», с Ингрид Бергман и Грегори Пеком в главных ролях. Также одну из ролей – доктора Александра Брюлова – сыграл знаменитый русский актер Михаил Чехов.

Это один из первых фильмов, речь в котором идет о теории психоанализа. Мода на фильмы, где одним из героев был проницательный психоаналитик, раскрывающий преступления лучше любого детектива, началась в 40-х годах. Кроме необычного сюжета, в котором смешались психоанализ и таинственный заговор, фильм вошел в историю также благодаря сцене сна, созданной Сальвадором Дали.

«Дали как никто другой знает, что из себя представляют сны», — говорил Хичкок и в созданных декорациях к фильму подчеркивал живость фантазии художника, яркие длинные тени, глубокую перспективу и цельность всех созданных декораций.

В 1962 году в интервью с Франсуа Трюффо Хичкок вспоминал: «Я хотел работать с Дали из-за архитектурной точности его работ, но у него были и довольно странные идеи. Например, он хотел, чтобы в одной из сцен статуя раскололась как раковина и из нее выползли полчища муравьев, а у подножья стояла Ингрид Бергман покрытая этими муравьями». По первоначальной задумке сцена должна была длиться 20 минут и включать этот эпизод с героиней Бергман. Вот тут Хичкоку пришлось остановить Дали и объяснить одно из неписаных правил Голливуда: «Нет, вы не можете покрыть Ингрид Бергман муравьями с ног до головы!»

Хичкок хотел подчеркнуть «реальность» сцены сна, добавить ей большей визуальной точности и остроты. Он также настоял на том, чтобы съемки были натурными, а не студийными. В конечном итоге была снята лишь часть задуманного, а до финальной версии фильма дошло и того меньше.

Пять шестиметровых холстов, созданных Дали для этого фильма, сейчас можно увидеть в галерее Каунти-Холл в Лондоне.

Камео: Приблизительно на 40-й минуте фильма Хичкок выходит из лифта в отеле Empire (где скрывается герой Пека) со скрипкой и сигарой.

Дурная слава (Notorious). 1946 год

Девятый американский фильм Хичкока – одна из лучших и наиболее популярных его работ. В основе фильма небольшая история Джона Тейнтора Фута «Песнь дракона», опубликованная в 1921 году в Saturday Evening Post.

Главная героиня Алисия – дочь человека, работавшего на фашистов, любительница вечеринок становится тайным агентом спецслужб, которая помогает раскрыть нацистский заговор в Рио-де-Жанейро – преступники планируют создать атомную бомбу (кстати, фильм вышел на экраны спустя несколько месяцев после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки). Шпионская история переплетается с романтической: Алисия влюбляется в курирующего ее агента ФБР Дэвлина.

Для большей правдоподобности во время работы над сценарием Хичкок и один из сценаристов консультировались у нобелевского лауреата Роберта Милликена по поводу того, как создать атомную бомбу. Единственное, что подтвердил им Милликен, это то, что уран действительно можно спрятать в винной бутылке. Позже Хичкок утверждал, что из-за этого в течение трех месяцев находился под наблюдением ФБР.

Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля в 1946 году, и был номинантом на «Оскар» в двух категориях – Лучшая мужская роль второго плана и Лучший оригинальный сценарий. Многие критики также называли роль Ингрид Бергман лучшей в ее актерской биографии. В 2006 году этот фильм был отобран в фонд Национальной библиотеки Конгресса США по причине своей «культурной, исторической и эстетической значимости».

Камео: Хичкок появляется в фильме в числе гостей праздника, устроенного Себастьяном. После 60-й минуты фильма его можно увидеть в сцене, где он пьет шампанское в тот момент, когда в комнату входят Дэвлин (Кэри Грант) и Алисия (Ингрид Бергман).

Страх сцены (Stage Fright ). 1950 год

По воспоминаниям Хичкока этот фильм был снят из-за того, что сам режиссер «как идиот поверил» нескольким литературным критикам. В 1947 году был опубликован роман «Человек в бегах» Селвина Джепсона. В ряде рецензий на книгу в той или иной форме звучала мысль о том, что этот сюжет мог бы стать настоящим хичкоковским фильмом. «Страх сцены» стал первой картиной Хичкока, полностью спонсированной компанией Warner Bros., что позволило заполучить на главные роли обладательницу Оскара Джейн Уаймен и неподражаемую Марлен Дитрих. Однако, тот факт, что в картине были задействованы одновременно две «примы», доставил немало трудностей режиссеру на съемочной площадке.

В биографии Марлен Дитрих, подготовленной ее дочерью, в подробностях описывается, почему сама Дитрих негативно относилась к актрисе Джейн Уаймен. Это было обусловлено тем, что Дитрих и Уаймен были полными противоположностями и постоянно соперничали. Хичкок сумел использовать эту «враждебность» двух актрис в жизни и перенести ее в сюжет картины, однако позже вспоминал в интервью, через что ему пришлось пройти на съемках: «Ей (Джейн Уаймен) было невыносимо надевать маску непривлекательной особы, когда Дитрих выглядела столь победительно, и она каждый раз чуть-чуть улучшала свой облик, в конце концов совсем выйдя из образа».

Камео: Альфред Хичкок появляется на 39 минуте в роли прохожего, обернувшегося на странно бормочущую себе под нос Еву Джил (Уаймен), направляющуюся к дому Шарлотты Инвуд (Дитрих).

Окно во двор (Rear Window ). 1954 год

Многие кинокритики считают «Окно во двор» лучшим детективным фильмом за всю историю кинематографа. В свое время картина была номинирована на «Оскар», но Киноакадемия проигнорировала ее. Однако теперь Америка считает «Окно во двор» национальным достоянием. Этот фильм буквально «растащили на цитаты», несмотря на то, что за все время действия в фильме не было ни единой погони, зрелищной драки и не пострадало ни одного автомобиля.

Главный герой картины, фоторепортер, прикован к кровати в своей квартире, так как нога у него от лодыжки до бедра — в гипсе. Единственное, что он может делать – наблюдать за жизнью своих соседей. Зритель невольно становится частью этой рекурсии, когда начинает подглядывать за подглядывающим и пытается вычислить убийцу.

Роль убийцы была списана с продюсера Дэвида О. Сэлзника (того самого, которому все-таки удалось выманить Ингрид Бергман в Голливуд), чрезвычайно назойливого, по мнению Хичкока, и постоянно вмешивавшегося в работу режиссера. Поэтому, когда дело дошло до репетиций, Хичкок обучал актера-«убийцу» движениям Сэлзника, манере держать телефон, курить сигару, особенным жестам. Сейчас голливудским продюсерам вручают весьма престижную премию имени Дэвида Сэлзника.

Несмотря на то, что главные роли исполнили 10-я княгиня Монако, актриса Грейс Келли и Джеймс Стюард, Хичкок сознательно смещает фокус зрительского внимания на второстепенных , казалось бы, персонажей, за жизнью которых зритель наблюдает из-за плеча главного героя.

Камео: Хичкок на 26-й минуте фильма в комнате композитора заводит часы.

В случае убийства набирайте «М» (Dial M for Murder). 1954 год

В этой детективной истории с элементами семейной драмы Хичкок также пользуется приемом саспенса. Тони Вендис — плейбой, прожигатель жизни и типичный альфонс. Он с легкостью тратит деньги богатой жены, однако как только узнает, что у его супруги появилось новое увлечение в виде писателя Марка Холлидэя, Вендис решается на преступление. И вовсе не от безграничной любви, не из мести, не от желания обладать ею единолично. Вендис задумывает убийство жены от отчаяния, потому что если та надумает уйти к писателю, сам Вендис останется без гроша. Он находит исполнителя, придумывает алиби, но не учитывает одного — женской логики.

Роль супруги главного героя в фильме снова исполнила одна из муз Хичкока — Грейс Келли. Для того, чтобы крупным планом снять телефонный диск с буквой «М» и палец, набирающий номер, были использованы увеличенные в несколько раз по отношению к оригиналам копии предметов. Это понадобилось потому, что в то время технически невозможно было камерой снимать такие небольшие объекты с маленького расстояния.

По картине «В случае убийства набирайте «М» было снято два римейка. Советским зрителям в 1981 году представили картину «Ошибка Тони Вендиса», а фильм «Идеальное убийство», более известный современным киноманам, вышел уже в 1998 году в Голливуде с Майклом Дугласом и Гвинет Пэлтроу в главных ролях.

Камео: Хичкока можно увидеть на фотографии. Там он сидит за столом на вечере встречи выпускников рядом с Тони Вендисом и Своном.

Неприятности с Гарри (The Trouble with Harry). 1955 год

Комедия — нетипичное явление в фильмографии Хичкока, человека с весьма своеобразным чувством юмора. В центре сюжета этой «черной комедии» трупп по имени Гарри, который жители небольшого городка в Вермонте поочередно обнаруживают в лесу. Каждый из героев имеет свои причины утаить покойника от государства и пытается спрятать тело. Но «упрямый» покойник прятаться отказывается.

Кассовые сборы «Неприятностей с Гарри» оставляли желать лучшего, а рецензии критиков были противоречивы. Тем не менее, сам Хичкок считал этот фильм лучшим в своей карьере. Он говорил об этом во многих интервью, добавляя, что в «Неприятностях с Гарри» отражен именно тот вид английского юмора, который он любил. Этот фильм стал первой работой Ширли МакЛейн в кино.

Камео: Хичкок появляется в начале фильма в сцене с уличной распродажей картин одного из главных героев. Хичкок проходит позади лимузина покупателя картин, когда хозяйка магазина выглядывает в окно.

Головокружение (Vertigo). 1958 год

В основе сценария адаптированный французский роман «Из мира мертвых» известного творческого тандема Пьера Буало и Тома Нарсежака. Отставной сыщик Скотти (Джеймс Стюарт), страдающий акрофобией (боязнь высоты), по просьбе старого знакомого начинает следить за его женой Мэделин (Ким Новак). Скотти пытается помочь женщине, но безуспешно. Мэделин кончает с собой, сорвавшись с крыши колокольни. Некоторое время спустя, все еще переживая случившееся, герой встречает на улице женщину, как две капли воды похожую на погибшую Мэделин.

В момент выхода на экраны особого зрительского успеха фильм не имел. Тем не менее, эта работа Хичкока, оказала, пожалуй, сильное влияние на целое поколение режиссеров, особенно на представителей французской «новой волны», которые отдавали должное этому фильму. Например, Ален Рене в «В прошлом году в Мариенбаде» или Француа Трюффо в «Сирене «Миссисипи».

Хичкок около недели работал над маленькой сценой в музее (где Мэделин смотрит на портрет Карлотты Вальдес), чтобы разобраться при каком освещении лучше ее снимать.

Камео: Приблизительно на 11-й минуте Хичкок в сером костюме и с футляром для трубы проходит по улице.

На север через северо-запад (North by Northwest). 1959 год

Рекламный агент Роджер Торнхилл (Кэри Грант) оказывается втянутым в шпионский заговор, когда его случайно принимают за несуществующего, выдуманного спецагента Джорджа Каплана. Пытаясь выжить и оправдать себя, Роджер все глубже увязает в шпионских играх и, конечно же, влюбляется. Сыграть эту роль очень хотел Джеймс Стюарт, но Хичкок видел на этом месте лишь Гранта. Сейчас представить в этой роли кого-то другого невозможно, обаяние и чувство юмора актера во многом сделало этот фильм тем, какой он есть.

Идею фильма о случайном человеке, которого принимают за секретного агента , Хичкоку подсказал журналист Отис Л. Гернзи мл., рассказавший об одной операции британской разведки времен Второй Мировой войны. Для дезинформации противника британцы выдали случайного покойника за «погибшего шпиона», при котором были также «случайно» обнаружены секретные документы с «планами» действий союзников.

Камео: В самом начале фильма, сразу после вступительных титров Хичкок появляется в кадре в роли человека, опаздывающего на автобус.

Психо (Psycho). 1960 год

Этот фильм бесспорно можно назвать главным в карьере Хичкока, он никогда не устареет, и до сих пор по-настоящему пугает зрителя — чего стоит одна лишь сцена в душе, процитированная, кажется, уже миллионы раз.

«Психо» (или «Психоз») — это вольная экранизация одноименного романа Роберта Блоха. Известно, что Хичкок анонимно выкупил права на экранизацию этого романа, а затем постарался скупить все возможные копии самого издания, чтобы разгадку истории знало как можно меньшее число людей.

Но у фильма были не только поклонники. Уолт Дисней, например, в начале 1960-х запретил Хичкоку работать в Диснейленде, потому что тот снял «этот отвратительный фильм «Психо»».

Камео: Хичкок появляется приблизительно на 7-й минуте фильма. Он стоит спиной в ковбойской шляпе, в тот момент, когда Мэрион (Джанет Ли) входит в офис.

Птицы (The Birds). 1963 год

Экранизация одноименного рассказа Дафны Дюморье и один самых известных фильмов Альфреда Хичкока. Главная героиня Мелани Дэниелз – красивая и обеспеченная молодая женщина – знакомится с адвокатом Митчем Бреннером. Молодой человек ведет себя холодно и отстраненно, и тогда Мелани решает приехать к нему в гости на залив Бодега, где живет семья Митча – его мать-вдова, маленькая сестра Кэти и бывшая невеста Энни. Вскоре после приезда, Мелани и остальные герои становятся свидетелями необъяснимого нападения птиц на людей.

«Птицы» стали третьим обращением Хичкока к творчеству британской писательницы Дафны Дюморье (до этого были фильмы «Таверна «Ямайка» и «Ребекка»). Одна из главных загадок фильма так и остается неразрешенной: зрители не получают ответа на вопрос, откуда взялись птицы и почему они стали вести себя так агрессивно. Но для Хичкока это не имеет принципиального значения, так как птицы создают атмосферу страха, тревоги. К слову, в картине использованы как механические, так специально натренированные животные, что само по себе было революционным приемом для кинематографа того времени.

Стивен Спилберг включил этот фильм в свой «учебный план», который необходимо одолеть кинематографистам, мечтающим работать в одной команде с мэтром. План был опубликован недавно некоторыми СМИ.

Камео: Хичкок появляется в самом начале фильма тот момент, когда героиня заходит в зоомагазин, чтобы купить двух попугайчиков для сестры Митча. Режиссер с двумя белыми собачками на поводке сталкивается с ней в дверях.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    50 лет «Психозу»: фильму, который изменил кинематограф

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    С тех пор, как Альфред Хичкок познакомил мир со своим ужасающим шедевром «Психоз» (Psycho), прошло 50 лет. Даже если вы не смотрели этот фильм, вы, скорее всего, все равно подверглись его всеобъемлющему влиянию.

    В 1950-х Хичкок прославился как мастер «саспенса» в гладких и отточенных триллерах – таких, как «Окно во двор» (Rear Window) и «К северу через северо-запад» (North by Northwest). Однако «Психоз» было совсем другим — большинство кинозрителей подобного рода кино не видели никогда.

    Шокирующее насилие и откровенные сексуальные сцены этой ленты не только стали серьезным испытанием для тогдашних цензоров, но проверили на прочность нервы аудитории – и помогли Хичкоку сделать самый популярный фильм своей карьеры.

    После этого другие кинематографисты очень быстро поняли, каким богатым коммерческим потенциалом обладают насилие и секс, и последовали примеру Хичкока.

    Сцены насилия

    45-секундная сцена убийства в душе в «Психозе» – это, возможно, самый известный эпизод в истории кинематографа.

    Сцена в душе

    • Большая часть фильма была снята довольно быстро при помощи телевизионной съемочной группы. Но для этой 45-секундной сцены было снято 70 кадров, ее монтировали целую неделю
    • Чтобы «протащить» сцену через цензуру, Хичкок заявил, что нож так и не прикоснулся к жертве. Однако последующий анализ позволяет предположить, что это неправда
    • Вместо крови использовался шоколадный сироп. В некоторых кадрах рука, держащая нож, принадлежит Хичкоку
    • Джанет Ли говорила, что после «Психо» всю жизнь избегала принимать душ
    • Источник: «Story of the Scene» РоджераКларка

      Дэвид Томпсон, автор книги об этом фильме Альфреда Хичкока, считает, что сцена в душе «по-прежнему занимает достойное место среди жесточайших сцен американского кино».

      Роберт Кларк — еще один кинокритик — уверяет, что она «навсегда изменила кинематограф».

      В течение первых 45 минут зритель «Психоза» следит за судьбой Мэрион Крэйн (роль которой сыграла Джанет Ли). Он начинает ей сопереживать и именно ее считает главной героиней.

      Но затем Мэрион Крэйн погибает, когда принимает душ перед сном в тихом мотеле. Создается впечатление, что ее жестоко убивает старая женщина, которая едва появляется в кадре.

      «Зрители такого никогда не видели. Они совершенно потрясены тем, что главного героя убивают, когда не прошло и трети фильма. Они полностью дезориентированы», — говорит куратор Британского института кинематографии Майкл Брук.

      Примечательно, что «Психоз» был снят на черно-белую пленку: на этом этапе для Хичкока это было нехарактерно. В некоторой степени такой прием объясняется необходимостью сократить бюджет, но он имеет и другое значение: отсутствие цвета позволяло несколько смягчить чересчур натуралистичные подробности происходящего.

      Хичкок знал, что в то время цензоры никогда бы не пропустили в широкий прокат сцену, в которой ярко-красная кровь брызжет на стену и потолок.

      «В 1960 году сцену в душе просто нельзя было показать в цвете», — объясняет Брук.

      Эксперт продолжает, что после «Психоза» насилие буквально хлынуло на киноэкран. В конце 1960-х за триллером последовала подчеркнутая замедленной съемкой жестокость «Бонни и Клайда» и «Дикой банды», а в наше время – настоящая пыточная порнография «Хостела» и «Пилы».

      Впрочем, на самом деле «Психоз» не является «настолько жестоким фильмом, каким кажется», уверяет Брук.

      Яркая иллюстрация «прогресса» современного кинематографа — это классификация фильма Хичкока 50 лет назад и сейчас. В далеком 1960-м «Психозу» присвоили сертификат «Х», и он был разрешен к показу только для взрослой аудитории; сейчас его могут смотреть зрители от 15 лет.

      Сочувствие к убийце

      Главный герой «Психоза», которому сопереживают многие зрители, — это Норман Бэйтс в исполнении Энтони Перкинса. Он довольно странный и робкий молодой человек, управляющий близким к разорению семейным мотелем и ухаживающий за свирепой матерью-инвалидом.

      После убийства Мэрион Крэйн повествование продолжается с точки зрения Бэйтса, и зрителям приходится вникать в его дилемму – нужно ли сокрыть ужасное преступление, совершенное его матерью.

      «В сцене сразу после убийства в душе показана [принадлежавшая Крэйн] машина, которая тонет в болоте. И в какой-то момент машина замирает на поверхности, — говорит Брук. – Тут вы переживаете довольно странное чувство – вам словно бы хочется, чтобы она продолжала тонуть. Вам кажется, что Бэйтс не должен попасться, хотя он и скрывает такое жуткое убийство».

      Режиссеру «Психоза» удалось сыграть на психологии зрителя так, как до этого не делал ни один из авторов популярных триллеров.

      Эта лента считается первым современным фильмом ужасов. По словам кинокритика Пола Данкана, самая большая ее заслуга – это именно изменение точки зрения повествования. В будущем такой прием стал очень популярным среди авторов подобных лент.

      Большинство предшественников Хичкока работали «от третьего лица», когда камера была лишь безучастным наблюдателем происходящих событий, объясняет Данкан. А Хичкок первым начал вести повествование с точки зрения главного героя и сделал зрителя активным участником действия.

      «Думаю, что именно этот прием фильмов Хичкока копируют чаще всего», — считает критик.

      Ведя повествование от лица Нормана, режиссер умело манипулирует зрительским восприятием и подводит его к неожиданному и потрясающему повороту. «На основе всей полученной информации вы верите в невиновность героя, и вы сопереживаете его внутренней борьбе», — говорит Данкан.

      Первая сцена фильма – это общий план города Финикс в штате Аризона жарким декабрьским днем.

      Камера лениво панорамирует по крышам, а затем как бы случайно делает «наезд» на окно гостиничного номера. И внутри перед зрителем оказывается едва одетая Джанет Ли и обнаженный до пояса Джон Гевин. Совершенно очевидно, что они только что занимались любовью.

      Первые же моменты фильма словно бы объясняют зрителям, что именно им приготовил Хичкок.

      «Он намеренно пытался проверить, как цензоры отреагируют на фильм», — считает Брук. «Раньше сексуальная подоплека подавалась лишь намеками, а тут она открыто выходит на поверхность», — продолжает критик.

      В то время большинство американских киностудий следовали пуританским «Правилам кинопроизводства», которые создавались еще в 1930-х и ограничивали демонстрацию сцен с сексом, наркотиками, выпивкой, крепкими словечками и вообще со всем, что могло «подорвать моральные устои зрителей».

      Хичкок не смог получить необходимое финансирование от студий, которые не хотели рисковать из-за «опасного» фильма, и был вынужден самостоятельно оплатить 60% бюджета (общий размер которого даже в сокращенном виде составил около 1 млн долларов). В результате режиссер оказался свободен от студийных правил и смог установить свои собственные нормы.

      Для коммерческого кинематографа конца 1950-х многое в «Психозе» было радикальным – от откровенных сцен, где Ли предстает перед камерой в нижнем белье, до шокирующего насилия — и даже кадра, в котором показан момент спуска воды в туалете.

      Хотя Хичкок и раньше был знаменит своим черным юмором, никогда ранее он не сочетал его с таким мрачным и жестоким материалом. Сегодня достойным продолжателем жанра, в котором смех сопровождается потоками крови, остается Квентин Тарантино.

      Использование музыки

      Скрипки, завывающие в сцене убийства в душе, уже стали культурным стереотипом, устоявшимся признаком неизбежного и жестокого сумасшествия.

      Их важность подчеркивает тот факт, что во время предварительных показов «Психоза», когда лента еще не сопровождалась музыкой, этот эпизод вовсе не вызывал таких уж сильных зрительских эмоций.

      «Только на второй версии, где уже была музыка, люди буквально выпрыгивали из кресел – особенно, когда начинали звучать душераздирающие скрипки», — говорит Брукс.

      Весь саундтрек (автором которого был композитор Бернард Херманн) является неотъемлемой частью «Психоза» – начиная со струнного взрыва на открывающих фильм титрах.

      Подобные музыкальные эффекты использовались во многих более поздних фильмах ужасов, например, когда режиссер хотел создать необходимую атмосферу или подчеркнуть чувство надвигающейся опасности.

      Одним из наиболее ярких примеров остается фильм «Челюсти» Стивена Спилберга, снятый в 1975 году. Впрочем, влияние Хичкока на Спилберга совсем не ограничивалось одной только музыкой.

      «Когда делались «Челюсти», его авторы хотели опустошить американские пляжи – точно также, как «Психоз» в свое время опустошил душевые комнаты мотелей», — напоминает Брукс.

      www.bbc.com