Психоз ненависти

Массовый психоз «цэевропейцев»

К чему приведет новое раскручивание спирали ненависти к РФ на Украине

На Украине продолжает разгораться новая волна антироссийской истерии. Формальным поводом для обострения стал суд над Надеждой Савченко, приговор которой должны начать оглашать уже 21 марта. Украинские политики и активисты, равно как и российские «правозащитники» всех мастей резко вспомнили о «Надюше», подогревая истерию. Даже то, что 10 марта Савченко отказалась от сухой голодовки по просьбе Порошенко, который, якобы, предложил ей высокий пост в Министерстве обороны, и даже заявила в интервью, что готова стать президентом, никак не унял разбушевавшихся радикалов.

В итоге в разных городах Украины прошла серия атак на российские консульства и посольства, а в Верховную Раду был внесен законопроект о разрыве дипломатических отношений с Российской Федерацией. При этом никакого наказания за нападения на российские дипмиссии, которые начались еще 6 марта, вандалы не несут.

Так, 10 марта киевская полиция отпустила трех человек, которые прошедшей ночью бросали «коктейли Молотова» в посольство РФ. О том, чтобы задержать тех, кто, начиная с 6 марта, кидал на территорию посольства дымовые шашки и яйца, разбивал машины работников миссии речи и вовсе не идет. Более того, к нападениям подключились и, с позволения сказать, официальные лица. Так, депутат Верховной Рады Владимир Парасюк принял участие в акции возле консульства во Львове и даже лично сорвал, растоптал и сжег флаг РФ.

Как ни странно, волну агрессии осудила сестра самой Надежды Савченко Вера, заявив, что нападения на дипмиссии отвлекают внимание от главного — «освобождения политзаключенных». В то же время, западные политики старательно закрывают глаза на действия своих украинских подопечных, хотя недавнее нападение на консульство Саудовской Аравии в Иране громко и массово осудили. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью заявил, что Запад в этом случае, как обычно, проявляет двойные стандарты.

«В этом случае не видим какой-либо реакции со стороны наших западных коллег. Они сейчас больше озабочены требованиями не завершать судебный процесс, а освободить Надежду Савченко. Это отдельная тема. Но лицемерие и двуличность, конечно, здесь налицо», — сказал Лавров. Он также пообещал обсудить этот вопрос с госсекретарем США Джоном Керри и потребовать от Украины возмещения убытков.

Хотя нагнетание антироссийской истерии можно объяснить приближением срока оглашения приговора Савченко, заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин убежден, что истинная причина этой кампании совсем в ином. Вопрос только в том, к чему она может привести в итоге.

— Как всегда, здесь не одна, а целый комплекс причин. Во-первых, украинские власти очень заинтересованы в том, чтобы отвлечь население от внутренних экономических проблем этим угаром и призывами спасти Савченко из «московских застенков».

Вторая сторона вопроса обращена вовне. Украинская власть хочет отвлечь внимание не только населения, но и западного сообщества от ситуации в стране. Ведь западные кураторы недвусмысленно говорят о том, что политический кризис, которые устроили Порошенко и Яценюк своим боданием, им не нравится. Но выполнять рекомендации Запада и идти на мировую с Яценюком Порошенко явно не желает. Соответственно, ему нужно опять выставить Украину «жертвой агрессии», наглядным примером которой и является суд над Савченко. Глядишь, Запад и закроет глаза на то, что к нему не прислушиваются, и даст еще один транш.

Кроме того, этой ситуацией с Савченко очень удобно прикрывать невыполнение Киевом Минских соглашений. Мол, о каком соблюдении мирных договоренностей может идти речь, если устраивают «расправу» над их героиней.

«СП»: — И этого окажется достаточно, чтобы Запад забыл о своих претензиях и снова стал безоговорочно поддерживать Киев?

— Запад может повестись на эту игру только в том случае, если сам захочет это сделать. Там ведь не простачки сидят, а все эти ухищрения Порошенко шиты белыми ниткам. Но очень может быть, что на сей раз Запад согласится ему подыграть. Достаточно вспомнить заявление госсекретаря США Джона Керри о том, что суд над Савченко — это прямое нарушение Минских соглашений, хотя суд над убийцей российских журналистов не имеет к ним ни малейшего отношения. И сами США в таких ситуациях ведут себя совершенно иначе.

О том, что Запад может поддержать Порошенко, свидетельствует и то, что нет никакой реакции на нападения на российское посольство и консульства. Хотя обычно на подобные случаи они реагируют незамедлительно. Например, совсем недавно произошло нападение на посольство Саудовской Аравии в Иране. Тогда и Евросоюз в полном составе, и США сразу разразились гневными филиппиками в адрес Тегерана. Здесь же — полная тишина, хотя по всем международным законам, принимающая страна несет ответственность за безопасность дипломатических учреждений. Так что вполне возможно, что эта кампания по «спасению Савченко» будет использована Западом в полном объеме.

Но я бы хотел отметить еще один важный момент. Такие кампании, как эта, проводились бы и без Савченко. Киев мог бы найти любой другой повод, чтобы не выполнять Минские соглашения и отвлекать внимание от внутренних проблем страны и ее долгов. Но у украинского режима есть прямая заинтересованность в нагнетании такой истерической реакции на дело Савченко.

«СП»: — В чем она заключается?

— Дело в том, что Россия с самого начала заявила, что не оставит своих соотечественников без защиты. Следственный комитет РФ возбудил уже более 50 дел по военным преступлениям, совершенными карателями в Донбассе. Россия заявляла, что намерена довести эти дела до логического конца, и все, кто проливал кровь мирных граждан, ответят по закону.

Но раньше это были слова, которые можно игнорировать. А сейчас первый преступник из состава батальона «Айдар» оказался на скамье подсудимых и, очень может быть, получит реальный срок. А вот это уже прямая угроза всем этим порошенкам и яценюкам, которые отдавали приказ обстреливать мирное население. Это означает, что в любой момент они могут оказаться на той же скамье, где сидит Савченко. Отсюда и такая истерика.

Тем более что этот прецедент может повлиять на поведение украинской армии. Офицеры прекрасно знают, что так называемая «АТО» в Донбассе велась с грубейшим нарушением как внутреннего, так и международного права, и все участники операции ходят под уголовными статьями. Чтобы выйти из этой ситуации, уговорить Россию выпустить или обменять Савченко, и устроена эта кампания.

«СП»: — Но к чему эта истерика может привести, если она выйдет из-под контроля и приведет к новому обострению в Донбассе?

— Думаю, на новую операцию в Донбассе киевский режим не решится, точнее, ему не дадут «добро» западные хозяева. Сколько бы они не поставляли вооружений, есть определенная закономерность. Порошенко, придя во власть под мирными лозунгами, первым делом отдал приказ о масштабном наступлении на Донбасс. Но это привело к полному поражению украинских войск и заключению Минска-1, когда Западу пришлось договариваться о спасении своих подопечных.

Затем в январе 2015 года Порошенко сразу после большого мирного митинга отдал приказ о массированном обстреле Донбасса, который ознаменовал конец Минска-1 и начало нового наступления. Результат — Дебальцевский котел и Минск-2, когда господам Меркель и Олланду пришлось мчаться в Москву и уговаривать Россию хоть как-то повлиять на ополченцев.

Так что на Западе хорошо понимают, чем закончится третья такая авантюра. Сам Порошенко уже по уши в крови мирных граждан, ему терять нечего. Но Запад не хочет спасать его от очередного поражения, поэтому не позволит начать новую кампанию.

Но это не исключает того, что на Украине продолжат нагнетать антироссийскую истерию, будут забрасывать посольства и консульства «коктейлями Молотова». Что взять с радикалов? Они могут совершить любую подлость и любое преступление, и к этому нужно быть готовыми. Но начать крупномасштабную войну их хозяева не позволят.

Декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов считает, что у нынешней волны агрессии может быть еще одно объяснение.

— Мне кажется, что украинские политики и общество сейчас находятся в шоке из-за заявления главы Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера о том, что вступление страны в ЕС и НАТО возможно не раньше, чем через 25 лет. Причем шоком это стало не столько для элит, которые ожидали, что путь в Евросоюз будет, мягко говоря, тернистым, сколько для рядовых участников Майдана, наивно полагавших, что разорвав отношения с Россией, разрушив собственную экономику и развязав войну в стране, они придут в светлое европейское будущее. Но оказалось, что это европейское будущее, напротив, отодвигается от нищих, расколотых и озлобленных стран. ЕС и так не горел желание брать на свое обеспечение Украину. А уж когда они довели себя до состояния истощения и полураспада, никто тем более не хочет связываться с этой проблемой.

Самое ужасное для Украины в том, что граждане никак не поймут, что чем больше они впадают в истерику и демонстрируют экстремизм, тем больше они отпугивают европейцев. Последние и хотели бы загребать жар руками украинцев, но разводить пожар в своем собственном доме никто не желает.

Эти налеты на российские диппредставительства, законопроекты о разрыве отношений и прочие нервные акции украинской общественности и политикума во многом вызваны именно этим отчаянием, порожденным заявлением главы Европы, которое указало Украине ее место в мировых раскладах. Вспомните, что почти два года новое руководство постмайданной страны убеждало граждан, как их любят в Европе, как желают там видеть, говорило, что Украина — некий европейский щит на пути «варваров-москалей». А тут такой, с позволения сказать, облом и недопонимание со стороны европейцев. Это породило болезненные реакции в украинском обществе. Пока Украина не осознает, что надо вести себя, как цивилизованная страна, никакого улучшения политической и экономической ситуации не будет.

«СП»: — Может ли эта агрессивная волна привести к новому обострению в Донбассе?

— Украинские военные уже используют тактику мелкого фола — захватывают серые зоны, обстреливают не только позиции ополчения, но и города, пытаются отрезать Горловку от Донецка и творят прочие не стратегические, но тактически бесчинства. Трудно сказать, до чего может дойти киевское руководство в своем отчаянном положении. Но если Украина нарушит мирные договоренности и пойдет напролом, думаю, что результат для украинской армии будет печальным. Зона Новороссии в результате такой агрессии только расширится.

svpressa.ru

Параноидальный психоз

К слову психоз мы привыкли относиться, как к чему-то злободневному и привычному, мол, это случается с каждым, и само по себе пройдет. Увы, это и есть самая большая ошибка людей из окружения больных психозом – ведь вместо того, чтобы помочь, они пускают дело на самотек. Это может привести к опаснейшим последствиям. Мы постараемся представить вам общую картину развития параноидального психоза.

Прежде всего, заболевание возникает на основе соматических патологий. Параноидальные наклонности могут проявиться после травм головного мозга, при атеросклерозе и сифилисе мозга. Также в развитии болезни важную роль играет генетика и предрасположенность, а также человеческий онтогенез. Болезнь обусловлена средой, в которой она возникает, в случае если, окружающая среда возлагает на мозг непосильную нагрузку.

Чаще всего согласно статистике параноидальное состояние возникает у молодых мужчин.

При данном заболевании мысли и чувства больного приобретают особую важность, поступки могут быть совершенно неадекватными, как и реакции на, казалось бы, безобидные вещи. Здоровым людям такая сверх впечатлительность человека кажется бредовой и несоответствующей реальности.

При параноидальной психопатии мир и люди кажутся нереальными, странными. Больной чувствует, что вокруг все «плохие», к нему относятся с предубеждением и враждебно. Нарушается восприятие человека – он не может обобщать, приводить ассоциации, часто возникает ипохондрия.

Главный симптом параноидального психоза – это эксцентричность во всем. Окружающие считают, что человек просто высокомерен и воинственен, так как любой отказ, даже малейший, воспринимается чересчур остро, болезненно. Злопамятство, недовольство и мысль о том, что во всем виноват именно он постоянно кипят в больном мозге. Также характерным явлением является ревность, выслеживание и непрекращающиеся подозрения в измене близкого человека.

Есть люди, которые составом характера являются максимально приближенными к началу заболевания. Параноидальная личность всем своим поведением напоминает симптоматику заболевания и входит в группу риска по ближайшему запуску болезни.

Часто люди с такими предрасположенностями становятся политическими деятелями, где их наклонность противопоставлять себе высшие силы и бороться со «злом» выглядит, как бы, естественно. С другой стороны, параноидальный характер часто встречается у серийных убийц, который свято верят, что убивали своих жертв, потому что те, сами за ними охотились и собирались убить.

У таких людей отсутствует чувство юмора, они проецируют ответственность с себя на других, не доверяют никому, чувствуют себя преданными и обиженными.

Их выдает движение глазами – «вниз, влево», которое с точки зрения психиатрии означает изворотливость. Они испытывают презрение к слабым и несчастным, восхищаются силой и властью. Однако, на самом деле их ненависть к слабым – это ненависть к себе, так как в душе такой больной ощущает свою собственную незащищенность, страх, и испытывает стыд.

Лечение

Лечение параноидального психоза редко проходит в стационаре, это является необходимостью, только в случаях, когда больной проявляет явную опасность для себя и окружающих.

Применяется психотерапия в ходе, которой пациенту повышают самооценку, чувство собственного достоинства (которые на самом деле и являются причиной предвзятого отношения к другим). Также назначают успокоительные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. И, конечно, в случае если причина параноидального психоза – другое заболевание, назначают соответствующее лечение.

womanadvice.ru

Психология болезней: Психоз

1. ПСИХОЗ — (Луиза Хей)

Бегство от семьи. Уход в себя; Отчаянное избегание жизни.

Возможное решение, способствующее исцелению

Этот ум знает, чего он стоит. Он является творческим началом Божественного самовыражения.

2. ПСИХОЗ — (Лиз Бурбо)

Психоз – это психическое расстройство, изменяющее личность больного и характеризующееся отчетливо выраженными нарушениями поведения. Человек, страдающий психозом, замыкается в своем собственном мире и страдает от более или менее сильной деперсонализации, то есть потери личности, индивидуальности. Психоз может сопровождаться различными типами галлюцинаций или делирием

Это психическое расстройство возникает у человека, который утратил контакт со своей душой. Мой опыт наблюдения за больными психозом показывает, что практически все они испытывают ненависть к родителю противоположного пола. Больной психозом обычно с самого детства страдает оттого, что мать или отец относятся к нему, на его взгляд, недостаточно внимательно. Для того чтобы добиться внимания, он в конце концов решает стать кем-то другим. Психоз начинается, когда человек больше не хочет быть самим собой и выходит за границы своего Я. Он настолько сильно стремится стать кем-то другим или несколькими людьми сразу, что теряет контакт со своим Я, своей душой. Как правило, больной психозом отказывается от помощи, так как ему нравится ситуация, когда на кого-то, особенно людей противоположного пола, ложится ответственность за его болезнь.

Если ты страдаешь от психоза или подвержен психическим расстройствам, тебе следует понять раз и навсегда, что только ты сам можешь восстановить контакт своего разума со своей душой. Какие бы страдания ты ни пережил в детстве и юности, никогда не поздно от них избавиться. Отличным способом сделать это является истинное прощение, этапы которого описаны в конце этой книги. По моим наблюдениям, метод истинного прощения дает просто потрясающие результаты.

Если ты читаешь это описание другому человеку, знай, что невозможно решить такую серьезную проблему за него, как бы ты ни старался. Ты можешь предложить ему прочитать это объяснение, но не настаивай. Постарайся поговорить с ним о любви и о том, что ему следовало бы искренне простить отца или мать – это может оказаться полезным. Важный момент: человеку, страдающему психозом, должен помогать человек одного с ним пола, особенно если болезнь приняла тяжелую форму. См. также статью ПОМЕШАТЕЛЬСТВО.

tragos.ru

Индуцированный психоз

Индуцированный психоз появляется, когда бредовая система развивается у больного в результате тесной связи с другим лицом, у которого ранее было установлено наличие сходной бредовой системы. В DSM-III-R это заболевание называлось «общее с другим лицом параноидное расстройство», аранее называлось также «folie a deux»; однако поскольку было обнаружено, что патогенез и течение этого заболевания отличаются от других бредовых (параноидных) расстройств, общее (с другим лицом) параноидное расстройство было переименовано и помещено в другой раздел DSM-III-R. Индуцированный психоз представляет собой редкое заболевание и касается, как правило, двух лиц. Случаи, когда индуцированный психоз развивается более чем удвух лиц, называются folie a trois, a quatre, a cing ит. д. Один случай, касавшийся целой семьи (folice a douse), включал 12 человек. Другие названия, которые также иногда используются, — «двойное помешательство» («double insanity») и «психоз, возникший по ассоциации» («psychosis of association»).

Индуцированный психоз был впервые описан в 1877 г. французскими психиатрами Lasegul и Falret, которые назвали его folie a deux.

Выделяются три клинических подтипа — folie simultanee, при котором у больных обнаруживается идентичный бред в одной то же время; folie communique, при котором у двух лиц наблюдается общий друг с другом аспект бредовых переживаний; и folie imposee при котором один больной с бредовыми расстройствами доминирует, а второй, более подчиненный, «впитывает» всебя бредовые идеи доминирующего субъекта. Folie imposee является подтипом, который в настоящее время характеризуется в DSM-III-R как индуцированный психоз.

Эпидемиология

Расстройства в виде индуцированного психоза встречаются крайне редко. Они чаще наблюдаются у женщин, чем у мужчин. Более типичны они также для представителей нижних социоэкономических слоев; однако могут заболеть лица, принадлежащие ко всем общественным классам. Группу высокого риска составляют также больные стяжелым физическим недугом, например с инсультом или глухотой, поскольку для этих лиц характерна зависимость в отношении с другими людьми. Более 95% случаев относится к заболеванию двух лиц из одной итой же семьи. Приблизительно 1/3 включает заболевание двух сестер, 1/3 —заболевание мужа и жены или матери и ребенка. Случаи заболевания двух братьев, брата и сестры и отца и ребенка встречаются реже.

Считается, что этиологически это заболевание связано с психосоциальной основой. Ключевыми компонентами являются наличие пары, состоящей из более доминирующего и более подчиненного субъектов, наличие очень тесной связи и относительной изоляции от других и взаимная выгода для обоих. У доминирующего лица уже установлено наличие психического расстройства ввиде бредового симптома. Высказывается гипотеза, что доминирующий субъект поддерживает определенную связь с внешним миром через подчиненного субъекта, у которого развивается
индуцированный психоз. Подчиненный субъект всвоюочередь принимает точку зрения более доминирующего субъекта, которого он иногда обожает. Это обожание может также приводить ик ненависти со стороны доминирующего субъекта. Подобная ненависть тяжело переживается подчиненным субъектом, вызывая депрессию, а иногда и суицид.

Реципиент или пассивный партнер этой психотической связи имеет много общего с доминирующим партнером, поскольку они имеют во многом одинаковый жизненный опыт, одинаковые потребности и надежды и, что наиболее важно, глубокое эмоциональное взаимопонимание с партнером.

Биологических исследований больных сэтим расстройством почти нет. Тот факт, что это заболевание поражает членов одной итой же семьи, согласно одной точке зрения, указывает на наличие генетической основы. Имеются немногочисленные данные исследований семейного анамнеза, свидетельствующие отом, что среди родственников больных индуцированным психозом встречается больше больных шизофренией.

Клинические признаки и симптомы

Ключевым симптомом является принятие бредовых переживаний другого лица за истину без всяких колебаний. Бредовые переживания сами по себе относятся к сфере возможного и обычно не столь причудливы, как это часто бывает при шизофрении. Содержание бредовых переживаний часто составляют идеи преследования или ипохондрические идеи. В качестве сопутствующих могут обнаруживаться личностные расстройства, но признаки и симптомы, отвечающие диагностическому критерию шизофрении, расстройств настроения или бредовых расстройств, отсутствуют. Иногда наблюдаются договоры о суицидах или совершении убийства иэту информацию нужно тщательно собирать.

Течение и прогноз

Существует общепринятое мнение, что изоляция пассивного партнера с индуцированным бредом от доминирующего партнера обычно приводит к быстрому и впечатляющему исчезновению патологической симптоматики. Однако клинические данные очень вариабельны и иногда показатели выздоровления очень низкие: от 10 до 40%. Если после изоляции патологические проявления не исчезают, значит больной страдает заболеванием, отвечающим диагностическим критериям шизофрении или бредового расстройства.

Диагностическими критериями для индуцированного психоза являются:
A. Бред развивается (у второго лица) в контексте близких связей с другим лицом или лицами, сужеимеющимся бредом (первичный случай).
Б. Бред у второго лица сходен по содержанию с бредом, наблюдающимся в первичном случае.
B. Непосредственно перед началом индуцированного бреда второе лицо не обнаруживало психотических расстройств или продромальных симптомов шизофрении.

Таким образом, диагностические критерии индуцированного психоза включают наличие индуцированного бреда, который сходен по содержанию с бредом доминирующего субъекта. Этот диагноз ставится втех случаях, когда у субъекта не обнаруживалось психотических расстройств до тех пор, пока не возникло побуждение со стороны бредовой системы другого лица. Подтипы не выделяются.

Дифференциальный диагноз

При постановке дифференциального диагноза этого заболевания надо рассмотреть симуляцию, искусственно демонстрируемые расстройства с психологическими нарушениями и органические заболевания. У заболевшего субъекта могут наблюдаться расстройства личности. Где проходит граница между индуцированным психозом и «групповым сумасшествием» (например, джонстаунское избиение в Гвиане), неясно.

Клинический подход

Рекомендуемый подход — изолировать заболевшего субъекта от источника бреда, т. е. от доминирующего партнера. За больным с индуцированным психозом надо организовать уход, обычно в клинике, иждать, пока наступит самопроизвольная ремиссия, т. е. исчезнут бредовые переживания. Эффективной может оказаться психотерапия с доминирующим субъектом и другими членами семьи. Фармакотерапию следует применять только втех случаях, когда это необходимо. Терапия может оказаться более успешной, если больному оказывают поддержку, компенсирующую утрату доминирующего партнера. Кроме того, следует лечить психическое расстройство у доминирующего партнера.

psyera.ru

«К общечеловеческим идеалам через психоз ненависти» (По циклу «Донские рассказы» М. А. Шолохова)

Урок проводится перед перед изучением романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».Актуальность урока заключается в том, что его материал способствует углублению интереса обучающихся к Донскому краю и его литературе, содействует нравственному и эстетическому развуитию личности школьника, совершенствованию интеллекта и творческих способностей учащихся. На уроке используются обучение в сотрудничестве, интерактивные формы обучения, методы исследовательского характера. Считаю,что данный урок- целостный, законченный и эффективныйметодическийинструмент, соответствующий требованиям, сформулированными перед современной школой.

Просмотр содержимого документа
««К общечеловеческим идеалам через психоз ненависти» (По циклу «Донские рассказы» М. А. Шолохова) »

Урок-исследование по литературе в 11 классе в форме деловой игры за круглым столом

«К общечеловеческим идеалам через психоз ненависти»

(По циклу «Донские рассказы» М. А. Шолохова)

Кияшова Галина Васильевна

МБОУ Фомино-Свечниковская СОШ

Урок проводится перед изучение романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Класс делится на две творческие группы: библиографы и литературоведы.

Время проведения— 1 час.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова; выставка книг М. А, Шолохова и о М.А. Шолохове; выставка детских рисунков по творчеству М. А. Шолохова; выставка исследовательских работ учащихся по творчеству М. А. Шолохова;диапроектор.

Результативность: Владение обучающимися способностью читать «Донские рассказы» М. А. Шолохова «Глазами эпохи», осознавая внутреннюю взаимосвязь истории России и ее литературы; создание социально-психологической готовности учащихся к выполнению социальных и профессиональных ролей.

1.От примитивного противопоставления «красных» «белым» вернуть современного читателя в лице старшеклассников к самому М.А. Шолохову, рассказавшему о первом послереволюционном десятилетии, как о трагическом времени перелома человеческого и национального бытия; помочь учащимся проникнуть в писательский мир великого летописца Дона, взаимодействовать с ним, взаимомыслить и взаимочувствовать, приобщаясь к эстетическим, нравственным, мировоззренческим ценностям, заключенным в шолоховском цикле «Донские рассказы».

2.Показать отражение великим русским писателем М.А. Шолоховым трагизма человеческого существования в годы революции и гражданской войны в художественном мире «Донских рассказов»; помочь старшеклассникам понять человека, прошедшего через психоз ненависти к общечеловеческим идеалам, на примере шолоховского донского цикла рассказов.

3.Создать такие условия на уроке, при которых ученики, опираясь на все совместные наработки, будут вести самостоятельный поиск, обосновывать свои действия, тем самым овладевать методами учебного исследования нравственно – эстетических ценностей шолоховских произведений, расширяя свой кругозор и убеждаясь в том, что забвение христианских заповедей в момент трагических сломов привычного жизненного уклада (революцией, войн) приводит к потере нравственности, к расчеловечению независимо от того, каких идеологических убеждений придерживается человек.

4.Продолжить работу по развитию у учащихся культуры читательского восприятия художественного текста, их образного мышления и речи.

5.Совершенствовать умение учащихся проводить филологический анализ и интерпретацию художественного произведения.

6.Через познание произведений М. А. Шолохова, через нравственно – эстетическое сопереживание помочь школьникам ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив их духовно – нравственный опыт литературными образцами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствованию.

Учащиеся должны знать:

1.Основные факты жизни и творчества пути великого летописца Дона Михаила Александровича Шолохова;

2.Содержание, тему, авторский замысел шолоховских рассказов о Доне;

3.Изученные теоретико – литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

1. Связать содержание цикла «Донские рассказы» М. А. Шолохова с историей Дона в период революцией и гражданской войны;

2. Воспринимать и анализировать шолоховские рассказы о Доне, как художественный текст;

3. Давать характеристику героям цикла «Донские рассказы» М. А. Шолохова;

4. Характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств, лексики и другие особенности языка шолоховского донского цикла рассказов;

5. Выявлять авторскую позицию.

Дело прошлое, пущай нас Бог судит…

I часть. Актуализация урока.

Учитель: Из биографии великого летописца Дона Михаила Александровича Шолохова мы знаем, что 1925 год принёс ему особенный успех: в центральной печати появились у молодого прозаика рассказы о Доне. «Степным цветком в лазоревой степи» назвал их известный русский писатель А. Серафимович. Как назывались сборники этих рассказов?

Учащиеся: Первый сборник назывался «Донские рассказы», второй – «Лазоревая степь». А затем автор объединил их в один сборник « Лазоревая степь. Донские рассказы.» ( 1931г.)

Учитель: Говоря о цикле «Донские рассказы», М.А. Шолохов вспоминал: «Тема была на глазах, тема для рассказов, очерков. Трагедийная эпоха была. Требовалось писать, больно много было интересного, что властно требовало отражений». Что же это было за историческое время России, которое Донской летописец назвал «трагедийной эпохой»? Давайте совершим экскурс в огненные 20 – ые прошлого столетия. Почему эти годы оказались тяжелым временем испытаний?

1 – ый учащийся: Начало XX века для донского казачества оказалось тяжёлым временем испытаний. Одним из первых документов, принятым партией большевиков, стал Декрет о земле. Этот закон имел для казаков большое значение, потому что не казачье население, имея земли в четыре раза меньше, чем казаки, требовало земельного передела и уравнения в правах. Казаки — исконные хозяева войсковой земли, поливавшие её потом и кровью, уступать не хотели. Но вскоре земельный декрет был перечёркнут другим – «Основным законом о социализации земли». Большинство казаков восприняли его как посягательство на их вековые интересы. Восстание охватило Нижний и Средний Дон. Атаманом был избран генерал П. Краснов. Казаков, примкнувших к П. Краснову, стали называть белыми. На Дон были двинуты отряды Красной армии. В ее ряды стали вступать иногородние, а также часть донских казаков, привлеченных лозунгами свободы и равенства. Их стали называть красными казаками. На Дону началась гражданская война, унесшая тысячи жизней.

Учитель: Откуда огромное знание того, о чем рассказывает молодой прозаик Михаил Шолохов?Это увиденное, услышанное или пережитое в годы гражданской войны донским писателем?

2 – ой учащийся:Михаил Шолохов знал, что такое гражданская война не понаслышке. С 1918 года по 1920 год семья Шолоховых находилась поочередно в станицах Еланской и Каргинской Верхнедонского округа. Подросток Миша «впитывал» происходящее событие (а голова хорошая, ум смелый и дерзкий, память отличная): бои, казни, нищета. Белые против красных, красные против белых, казаки против казаков же. Рассказы один страшнее другого… Один, Мигулинский, красивый, светло-русый парень не хотел становиться под пулю, умолял: «Не убивайте! Поимейте жалость! Трое детишков… дочка…» Какая там жалость! Подкованным сапогом в ухо – аш из другого цевкой кровь стрельнула. Подняли и поставили к яме… А парень этот, говорят, на германской четыре креста заслужил, полный георгиевский кавалер. А вот тихий голос соседа: «Люди хуже хищных зверей – не знают жалости ненависть ослепила».

Миша убегал в соседнюю комнату, накрывал голову подушкой, но услышанное и увиденное прочно застревало в мозгу, а воображение превращало его в развернутые живые картины со звучащими голосами, зеленым шумом, конским топотом, мольбами о пощаде, проклятиями.

Будущий писатель не только жадно вслушивался в рассказы бывалых казаков; он ходил смотреть возвращающихся с фронта, видел исхудалые обескровленные лица раненых бойцов, читал газеты, листовки, воззвания – и думал. Память фиксировала лица, имена, факты, выражение человеческих глаз, отражение на лицах радости, горя, страха, надежды, смертной муки.

3 – ий учащийся: В начале осени 1920 года в станице Каргинской махновцы захватили отряд чоновцев. Среди пленных оказался и пятнадцатилетний школьный учитель Михаил Шолохов. По дороге к Васильевке пленных начали расстреливать по одному, а потом оставшихся решили разом прикончить в неглубоком овражке. И тут с грохотом подлетела тачанка Нестора Махно.

— Кто такие? – строго спросил Махно. – А ты кто? Чей? Откуда? Сколько лет?

— Учитель я. А лет – пятнадцать, — ответил Шолохов.

— Интеллигент, значит? Юный коллега? – с усмешкой проговорил атаман. – Каретник! Садись на коня и сопроводи гражданина учителя к его мамке. Да живым! Пусть батьку Махно добрым словом вспоминает!

Конвоир подгонял «юного коллегу» плетью до самого дома. Смерть прошла мимо.

4 – ый учащийся: В первых месяцах 1922 года ситуация осложнилась. Казаки продолжали оказывать сопротивление налоговой политике. Вокруг поступали сообщения об утаивании хлеба, о срыве выполнения сдачи налогов и гибели налоговых инспекторов.

17 мая Михаил Шолохов приступает к исполнению обязанности продинспектора станицы Букановской. Можно предположить, что на этот шаг его толкнули сострадание и желание помочь гибнущим людям. Это подтверждает дошедший до нас документ «Доклад о ходе работы по станице Букановской от 17 мая с. г. по 16 июня»: «Теперь я могу с твердой уверенностью сказать, что в моей станице укрытого посева нет, а если и есть, в таком минимальном размере, что не поддается учету. Если же цифра обязательного посева на станице Букановской слишком резко расходится с настоящим фактическим посевом, то на это можно сказать одно: ст. Букановская по сравнению с остальными станицами округа в экономически материальном положении стоит самой последней. Семена на посев никем не получались, а прошлогодний урожай, как это нам известно, был выжженным: песчаные степи. В настоящее время смертность на почве голода по станице и хуторам, особенно пораженным прошлогодним недородом, доходит до колоссальных размеров. Ежедневно умирают тысячи людей. Съедены все коренья, и единственным предметом питания является трава и древесная кора. Вот та причина, из-за которой задание не сходится с цифрой фактического посева».

В такой обстановке юный продинспектор не мог оставаться равнодушным к тем казакам, которые сознательно и преднамеренно шли на обман, уклонялись от хлебосдачи. В той же станице Букановской у зажиточного казака он обнаружил фактически вдвое заниженную посевную площадь против заявленной ее владельцами в продналоговом реестре. Уличенный в обмане, казак пришел в ярость и занес над головой инспектора железный крюк. Мощный удар в челюсть несколько отрезвил казака, и он сменил форму борьбы: написал жалобу в окружное управление. Особым совещанием ревтрибунала «за преступление по должности» М.А. Шолохов был приговорен к расстрелу. Двое суток длилось ожидание смерти. Судьбе было угодно и на этот раз сохранить жизнь этого человека. 31 августа 1922 года Михаил Шолохов был отстранен от занимаемой должности, в которой прибывал три с половиной месяца.

Откуда черпал силы этот юный донской прозаик? Способен ли кто-нибудь после двух смертных приговоров сохранить присутствие духа, не утратить любви к жизни, чувства доброты и восхищения красотой мироздания? Он был способен.

М.А. Шолохов, будучи очевидцем и участником войны, видел, что она несет страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что необратимо калечит души. Насилие всегда оставляет кровавые слезы.

III часть. Литературоведы.

Учитель: В цикле « Донские рассказы» М.А.Шолохова нет еще большой истории, нет точного и подробного изложения всех происходящих событий. Да и не это интересует совсем молодого писателя. Его волнует утрата во время гражданской войны нравственных ориентиров в человеческой душе, потому что с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ, начинается страшная братоубийственная война.

Всматриваясь в развороченную революцией жизнь, Михаил Шолохов пытается честно ответить на вопросы, которые поставила эпоха: «Что представляет собой человек в момент столкновения двух миров, что определяет его судьбу?»

Свое мнение по этим вопросам выскажут сейчас литературоведы.

1–ый учащийся: Писателю в Донском цикле удалось рассказать правду о противоречивом отношении казаков к революции. Он стремится раскрыть народные характеры в условиях жестокого быта, описать глубину переживаний и выявить самое важное – как люди ведут себя в поисках «правды жизни» во время гражданской войны.

Необыкновенно сильный, яростный накал обретает в цикле «Донские рассказы» конфликт поколений, когда сын во имя идеи шел против отца, хотя почитание старших, законопослушность были в крови донских казаков. Однако, автор рассказов не приводит своих героев только к прямой классовой борьбе друг с другом. Для него важнее показать внутренние противоречия людей. Ярким примером этому является рассказ «Продкомиссар», в котором отец (через чей образ писатель показывает глубину и живое чувство традиционного морального начала в сознании казачества) угрожает сыну расправой, а убивает отца сын – большевик.

Бодягин – младший чувствует явную неправоту своего выбора, смертную греховность его, просит прощения: « Не серчай, батя…» Однако не отказывается от казни. И это изуверство никак не может быть оправдано автором. Весь ужас совершившегося отцеубийства передается в движении испуганной лошади – излюбленном приеме у М. Шолохова: «Лошадь за ветряком рванулась назад, сани испуганно завиляли по ухабистой дороге, и долго еще кивала крашеная дуга, маяча поверх голубой пелены осевшего снега». Автор не лишает героя сознания вины, которая должна быть искуплена. В этом заключается смысл спасенного ребенка – сироты. У Бодягина вспыхивает подобие отцовского чувства и, как следствие этого, — жертвенность. Картиной жестокостей гражданской войны завершается такое повествование: Тесленко до крови иссек Бодягину руки, чтобы тот бросил ребенка. Но в Бодягине побеждает человек. Таким образом, не идеологические установки, а глубинные, скрытые процессы, происходящие в человеческом сердце, определяют судьбу и выбор героев. Это позволяет нам чувствовать пробивавшуюся поверх всяких барьеров струю нравственно очищающегося страдания, которому подвержены представители всех без исключения классов и прослоек, воюющих в гражданской войне.

2–ой учащийся: 19 – летний Михаил Шолохов – художник свидетельствует: обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить, например, рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, который сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира, и его отца, «пропавшего в германскую войну», в последствии ставшего атаманом одной из банд на Дону. Интересно, что автор описывает не только трагедию Николки – сына, неузнанного собственным отцом и убитого им. М.А. Шолохов размышляет над трагедией атамана. Он в стычке с красными зарубил родного сына. Было в отце, когда он водил банду, ходил по бездорожью, что-то волчье. «На стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона.. Но вот пробудилось и в нем природное, человеческое:

«-Сынок. Николушка. Родной. Кровинушка моя… Чернея, крикнул:

-Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело… Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, Будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотеневшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…»

«О неизмеримо большом и высоком» пришлось задуматься даже озверевшему атаману. Ненависть, слепая, холодная, нерассуждающая, приводит к необратимым последствиям. М.А. Шолохов заглянул в темную душу и на дне ее увидел способность к воскрешению.

3–ий учащийся: Мне хочется прочитать стихотворение нашего земляка, поэта – барда Антона Алексеева «РОДИНКА», написанное к юбилею М.А. Шолохова.

От тысячи копыт земля гудит, дрожит,

И казачки летят на пулеметы.

Кто? За кого? Куда? Как дикая Орда!

И ты в такой момент не помнишь, кто ты

И лава слева, справа – тоже лава.

И шквал стальной навстречу. Вал свинца.

И ты уже совсем не хочешь славы.

Ты хочешь дорубиться до конца.

Когда тебя сюда, отца твоего – туда

Гражданская война пораскидала,

Смеялся до небес над этой шуткой бес.

Ему все было крови, крови мало!

И ты летел вперед, не зная, чья возьмет,

Как шашка врежет или пуля свиснет.

Представить ты не мог, что, сняв с тебя сапог,

Твой батька свою родинку отыщет.

Коня дрожащий круп. У Дона берег крут,

И ветер лижет травы у лица…

Солено-горький пот, в безумном крике рот…

Закончился казачий род отца…

И слева лава, справа – тоже лава.

Рубился ты совсем не ради славы.

Ты просто бился. Бился до конца.

4 –ый учащийся: А я хочу порассуждать о рассказе «Жеребенок». Его идея заключается в том, чтобы показать людям, что жизнь прекрасна, что ею нужно дорожить, радоваться каждому прожитому дню. Человеку для счастья нужно не убивать себе подобных, а в самом себе уничтожать зло и ненависть. Этот рассказ является криком души писателя. Конь у казаков был необходимым участником войны. У А.М. Шолохова же конь – воплощение мирной жизни. «Пущай при матке живет… Кончится война – на нем еще того… пахать»,-говорит эскадронный. Война противоестественна природе человека. Люди – такие же дети у матери – природы, как и любые животные. Описание родившегося жеребенка напоминает рождение человека («прибегая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки»). Рассказ начинается с эпизода появления на свет жеребенка. Эпизод построен на антитезе. Радость, с которой жеребенок встретил открывшийся ему мир, передается с помощью эпитетов «белый день», «изумрудные мухи», «на шелковистом багрянце мака звенели пчелы», «жизнерадостный строчащий стук», и «ужас, который был первым чувством, изведанным тут же на земле». Жеребенок родился возле навозной кучи – никто не ждал его появления. Встретил его хоть и «нежный, сизый, тающий комочек», но «шрапнельного разрыва». «В промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами рыжая кобыла любовно облизала первенца». «Материнская ласка» и « горькая обида» Трофима: «Жеребенок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конек. – Убить его? – Большой, пропитанный табачной зеленью палец Трофима кривится в сторону жеребенка.

Кобыла выворачивает кровянистое глазное яблоко, моргает, насмешливо косится на хозяина».

5-ый учащийся: Антитеза помогла нам увидеть, что зло и добро идут рядом. Они неразлучны. Но природа живет по своим законам. Никому не подчиняется, зло людей не может запретить ей радоваться: «Свежий хворост был медвяно пахуч и липок, в нос ширяло запахом цветущего краснотала, землей припахивало, трудом, позабытым в неуемном пожаре войны…». В описании звуков, заполняющих пространство («воющий гул», «цоканье картечи», «жужжали мухи», петух «хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел», «плачущие кряхтенья раненного», «звенели пчелы», «пулемет заканчивал ленту», «жмякнул» снаряд, хлопнула дверь), также есть противопоставление. Звуки природы – это звуки жизни, но в них отразилась война. Звуки, связанные с действиями людей, либо несут смерть, либо наполнены злом и отчаянием.

Во время боя с казачьей сотней Трофим хотел застрелить жеребенка, но бронебойные пули не причинили ему вреда. На переправе случилась непредвиденное: «Крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки. Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по – девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы, и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессилевший жеребенок…». Трофим ценою собственной жизни спас жеребенка, которого совсем недавно сам хотел застрелить.

Автор утверждает в этом рассказе, что в душе люди добрые, как «красные» («Понимаешь, Трофим, хвост у него, ну, то есть…положит на спину, взбрыкивает, а хвост, как у лисицы…Замечательный хвост!»), так и «белые» («На правом берегу офицер в парусиновой рубахе гаркнул: — Пре – кратить стрельбу.

Через пять минут Трофим был возле жеребенка, левой рукой подхватил его под нахолодавший живот, захлебываясь, судорожно икая, двинулся к левому берегу… С правого берега не стукнул ни один выстрел»).

6-ой учащийся: После чтения рассказа можно прийти к мысли, что злым человек не рождается, а порой становится по воле обстоятельств: «На правом берегу офицер в изорванной парусиновой рубахе равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу». Не простил этот очерствевший человек Трофиму слабости, не простил ему проявления первородных чувств добра и любви. Мы знаем, что раньше Трофим был добрым и заботливым: он любил детей. Война изменила его. И постепенно место, принадлежавшее любви, стало занимать ненависть.

И все же, несмотря на то, что зла в рассказе больше и заканчивается он убийством Трофима, лейтмотивом будет добро и любовь.

Финал показывает, насколько автор был далек от иллюзий скорого разрешения конфликта, он говорит не только о возможности примирения, но и о той пропасти противостояния, преодолеть которую гораздо труднее, чем совершить подвиг самопожертвования.

Учитель: М. А. Шолохов ни в одном рассказе донского цикла не воспевал гражданскую войну. Он оценил ее как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей: и те, кто имеет власть и силу и вершит чужие судьбы, морально умерщвлены, и те, кого убивали, но кто остался жить, тоже невосполнимо душевно ранены. Необычайны по жестокости коллизии в цикле «Донские рассказы»: отцы убивают сыновей, те расправляются с отцами, брат идет на брата, сосед на соседа. Льется кровь. Инстинкт становится неуправляемым. По земле начинают ходить биологические роботы, лишенные высшего духовного смысла жизни, а следовательно, глубоко несчастные люди. Шолохов в своих ранних рассказах высказал свое отношение к гражданской войне, назвав ее преступлением: недопустимо, аморально, когда люди, разумные существа, приходят к самоистреблению. Общая массовая дегратация – вот следствие братоубийственной войны.

В заключение урока давайте подумаем над вопросом: «Почему мысли, высказанные М.А. Шолоховым в далекие 20 – е годы прошлого столетия, так актуальны и сегодня, в 21 веке?»

Ответ учащихся, являющийся выводом.

1-ый учащийся: Перелистывая страницы за страницами цикла «Донские рассказы», становится ясно: будучи еще молодым прозаиком начала XX – го столетия великий летописец Дона Михаил Александрович Шолохов, как бы заглядывая в наше далекое сегодня, уже с 20- х огненных хотел предостеречь человечество от ответственности за судьбы мира. Каждый из живущих на Земле должен помнить о том, что в жизни не так уж много нужно для счастья – просто почувствовать боль другого человека как свою собственную.

Как же это просто и … почему – то невозможно! Все ведь люди, у всех есть матери и отцы, жены и мужья, сыновья и дочери. Каждый когда-то плакал, если ему причиняли боль. Мы знаем, что такое горе, как тяжела потеря близких. И все – таки рвутся бомбы, срабатывают взрывные устройства, начиненные тротилом, гибнут женщины и дети.

Убивают друг друга люди в Чечне, в Дагестане, на Украине…

Сердца наши очерствели, придавлены каменными плитами равнодушия. Уши наши не хотят слышать, а глаза не хотят видеть.

Вот почему надо читать и перечитывать шолоховские «Донские рассказы», книгу – напоминание, потому что она не дает успокоиться, будит мысль наших современников о противоестественности гражданской войны, несущей зло, насилие и разрушение нравственных устоев человеческой личности.

Учитель: Выражена ли авторская позиция в шолоховских рассказах о Доне?

1–ый учащийся: Раздумывая над страницами донского цикла, приходишь к выводу о том, что уже в этом раннем эпическом произведении будущий летописец Дона Михаил Александрович Шолохов вплотную приближается к осмыслению извечных закономерностей народной жизни, вовсе не отмененных гражданской войной, взрывами ненависти, «годиной смуты и разврата».

2-ой учащийся: Я думаю, что, конечно, не правы те литературные критики, которые считают, что в «Донских рассказах» зачастую не чувствуется ни эмоционального присутствия автора, ни сколько – нибудь выраженной авторской позиции. Они есть: через всю словесную ткань рассказов о Доне проходит голос совести, тихой совести, говорящей устами молодого автора Михаила Шолохова осатаневшим от идеологической борьбы казакам и красным, и белым: «Остановитесь, прикоснитесь вновь душой и сердцем к христианским заповедям, станьте людьми!»

3-ий учащийся: Мне хочется отметить, что молодой прозаик Михаил Шолохов, автор донского цикла рассказов, перед нашим взором предстает человеком уже умудренным жизненным опытом, чья юность опалена огнем революцией и гражданской войны, но не ставшим черствым человеком, не перестающим тонко чувствовать, призывающим читателей вслед за Библией помогать страждущему, убеждающим в том, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений – нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям – это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием.

Сегодня на занятии

— я нашел подтверждение тому, что…

VI часть. Комментирование оценок.

VII часть. Задание на дом:Подумать, прослеживается ли идейное содержание цикла «Донские рассказы» М.А.Шолохова в романе–эпопее «Тихий Дон». Приведите доказательство.

kopilkaurokov.ru