Рабочая программа заикание

Рабочая программа по преодолению заикания

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОКСИТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 7 ВИДА

Директор школы Зам.директора по УВР

Алибаев Ш.Г. Нурмухаметова А.Н..

Рабочая программа по преодолению

на 2012-2013 учебный год

Учитель-логопед: ___________ /Галимова А.Б./

Количество занятий в неделю _________

Общее число занятий __________

Шкловский В.М. Заикание. — М.,1994 г.

Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. Методические рекомендации. — М. (изд. В. Секачев), 2002.

Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах.-СПб.: Питер, 2004

В отечественной литературе отсутствует четкость в определении заикания. Часть авторов, начиная с И. А. Сикорского (1889), акцентирует внимание характерных для него нарушениях плавности и слитности речи. Другие авторы рассматривают заикание как симптом, переносят акцент на те болезни, при которых оно встречается. Отсюда, в частности, определение заикания как логоневроза.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. По ее мнению, речевые затруднения зависят от многих условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи.

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов (Р. М. Боскис, Е. Пишон и Б. Мезони), механизм заикания целесообразно объяснять с позиций невроза развития. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к фразовой речи. Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль.

В. М. Шкловский (1994) подчеркивает, что заикание является дискоординационым судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными, невротическими, нарушениями. Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза. Внешние проявления заикания сводятся к нарушениям речевого ритма, темпа, расстройствам плавности, слитности.

Заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере.

Условно различают три степени заикания:

1. легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

2. умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

3. высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Многофакторная обусловленность заболевания, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плавности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта.

Основные цели: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход.

1. выработка и закрепление навыков темпо-ритмической организации речи;

2. расширение коммуникативных возможностей;

3. снижение фиксации на речевом дефекте.

Срок реализации программы: учебный год, поддержка по запросу.

ЛИТЕРАТУРА:

Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей. Самара, 1994.

Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах.—СПб.: Питер, 2004

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., Просвещение, 1973.

Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы. — М., 1977.

Визель Т. Г. Ритм речи и его нарушения // XV съезд оториноларингологов России.1995.

Визель Т. Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей // Диагностика и коррекция речевых нарушений: сборник. — СПб, 1997.

Герасимова А. С., Степанова Г. М. Виды логокоррекционной работы с заикающимися школьниками при закреплении навыков правильной речи // Расстройства речи. — СПб., 1994.

Заикание / под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. — М., 1983.

Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. — М., 1989.

Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб., 1997.

Сикорский И. А. О заикании. — Киев, 1889.

Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949.

Н. А. Чевелева. Исправление речи у заикающихся школьников. — М.: Просвещение, 1966.

Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1995.

infourok.ru

Коррекционно-развивающая программа по устранению заикания у младших школьников

Управление образования г. Мончегорска

Муниципальное образовательное учреждение

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РЕКОМЕНДОВАНО: ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

Методическим Советом ЦПМСС на Педагогическом совете Директор ЦПМСС

Протокол № ___ от Протокол № __ от _________

«__ » _________ 20___г. «__ » __________ 20___г «__ » __________ 20___г

Приказ № ____от ____ 20___г.

по устранению заикания

у младших школьников.

Срок реализации 1 год

Возраст: 6,6 – 8 лет

«Коррекционно-развивающая программа по устранению заикания у младших школьников» составлена специалистами муниципального образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» в рамках социального запроса Муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом достижений отечественной логопедии и практического опыта.

Программа адресована: учителям-логопедам.

Рабочая программа по коррекции заикания составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

· Инструктивного письма Министерства образования РФ от 01.01.2001 г.,

· Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» , , М.:КОГИТО-ЦЕНТР,1991 г.

Программа рассчитана на 90 часов в год (3 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение: проверочных работ – 6.

Характеристика программы ……………………………………………………… 5

Тематический план программы…………………………………………………….9

Перспективный план работы учителя-логопеда…………………………….11

Заикание представляет собой одно из наиболее распространенных и сложных речевых расстройств, трудно поддающееся коррекции. Расстройства речи у заикающихся имеют длительное течение, которое на­рушает полноценный процесс коммуникации, приводят к определенным психологическим изменениям, вызывающим дезадаптацию этих лиц в обществе. . Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Нарушения темпа и ритма речи в структуре заикания занимают существенное место. Исследованиями , , , , B. C. Кочергиной, , , , , , , , В. М. Шкловского установлено, что нарушения темпа и ритма речи у заикающихся сопровождаются разнообразными сдвигами в речевой деятельности, заключающимися в дискоординации дыхательной, артикуляционной и фонационной мускулатуры и изменениями в эмоционально-волевой сфере.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия. Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Для коррекции заикания у детей разработана специальная рабочая программа. Система логопсихотерапевтических занятий с заикающимися построена на основе общепринятых принципов в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей обучающихся. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Программа апробировалась в процессе групповой работы с учащимися общеобразовательных учреждений г. Мончегорска. Материалы, представленные в данной программе, могут быть использованы в работе специалистов коррекционных и общеобразовательных учреждений, работающих с младшими школьниками.

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, организационных и коррекционно-развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей на первом этапе является организация логопедического обследования и анализ данных медико-психолого-педагогической диагностики ребенка в целях установления этиологии и механизмов возникновения речевых нарушений и уточнения логопедического заключения. На заключительном этапе проводится итоговая диагностика, целью которой является определение уровня развития речи детей после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий и разработка дальнейшей системы сопровождения для каждого учащегося.

В организационном блоке решаются задачи формирования и комплектации логопедических групп по итогам диагностики и анализа полученных данных. Ведущим принципом при комплектации групп является принцип общности речевого нарушения.

Коррекционно-развивающий блок направлен на формирование способов усвоения необходимого материала, развитие компенсаторных механизмов, на преодоление первичных и предупреждение появления у учащихся вторичных отклонений в развитии.

Организация работы во всех этих блоках предполагает также тесный контакт с педагогами начальной школы и родителями (лицами, их заменяющими) с целью обучения их отдельным коррекционно-развивающим приемам и способам организации совместной деятельности с ребёнком, с целью создания максимально эффективной среды для преодоления недостатков речевого развития и успешного усвоения нового материала.

Представленные блоки тесно взаимодействуют между собой на каждом этапе работы.

В программе выделены разделы: «Режим молчания», «Шепотная речь», «Сопряженная речь», «Отраженная речь», «Вопросно-ответная», «Пересказ», «Рассказ», « Спонтанная речь».

Коррекция заикания представляет собой сложный и многоплановый процесс, тем не менее, существующие методы его устранения остаются недостаточно эффективными и адекватными, не во всех случаях обеспечивают значительное и длительное улучшение речи этих детей (M. Асатиани, , , , , , I , и др.).Современный интегративный подход к коррекции нарушенной речевой функции при заикании требует комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, которое реализуется в различных направлениях: восстановлении согласованности и координации всех звеньев речевой функциональной системы, формировании правильной техники речеобразования, а также в коррекции поведения и личности заикающихся (, , , , , , и др.).

Цель программы: построение комплексной системы коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в школе, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей обучающихся. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Программа способствует решению ряда задач:

— укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;

— устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и воздействие на личность заикающихся;

-организация содружественной медико-педагогической работы специалистов (врачей, инструктора по ЛФК, учителя музыки и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Параллельно с реализацией основных задач логопедом так же решаются следующие задачи:

— восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

— восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя и речи;

— развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

— развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

— обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по русскому языку и чтению,

— нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата.

Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися. По времени проведения и общим задачам он делится на периоды:

Подготовительный. В задачу подготовительного периода входит: настроить ребёнка на занятие, дать ему представление о правильной речи, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить пользоваться громким голосом. Одновременно его речь изучается в зависимости от разных факторов, происходит как бы закрепление определённых участков его свободной речи с фиксацией на положительных моментах. На этом этапе включаются:

1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса;

2) выработка правильного ритма и темпа речи;

3) овладение «эталонами», «формулами» речи;

4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у заикающегося речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение «эталонами».

Тренировочный. Во время тренировочного периода ребёнок овладевает всеми недоступными формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на знания, которые он приобрёл в I периоде, ведётся кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях. В активной тренировке плавной и слитной речи закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т. д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т. д.

Закрепительный. Во время закрепительного периода ведется автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности на материале спонтанной речи, возникающей у обучающегося под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями). Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях — составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

В каждом периоде все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности:

­ упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов, широко используется декламация.

­ упражнения в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

­ закрепление приобретенных навыков плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:

­ со значительным улучшением,

­ с незначительным улучшением,

Также речь заикающегося оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий по критериям:

­ Практически здоровая речь.

­ Речь у ребенка на занятиях и вне их свободная. Он самостоятельно и уверенно использует приобретенные навыки правильной речи и поведения, Уловки и сопутствующие движения сняты. Ребенок уверен, что он стал говорить правильно и что при дальнейшей закрепительной работе заикание никогда к нему не вернется.

­ Незначительные остаточные явления заикания. Ребенок свободно говорит на логопедических занятиях. Но в сложных условиях могут наблюдаться пароксизмы заикания и уловки. Навыки правильной речи и поведения у него закреплены недостаточно прочно, несмотря на хорошую речь на логопедических занятиях. Недостатки речи ребенок не переживает или вовсе их не замечает. Он уверен, что при желании может говорить совершенно свободно.

-3начительные остаточные явления заикания. Несмотря на улучшение состояния речи в результате коррекционно-педагогической работы с ребенком, у него продолжают наблюдаться пароксизмы заикания даже на логопедических занятиях. Ребенок самостоятельно не может или не хочет исправлять свои речевые запинки. Чтобы замаскировать свою неправильную речь, иногда прибегает к сопутствующим движениям и уловкам.
Итоговые показатели к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать:

— правила и упражнения в плавной речи.

— материал изученных орфограмм по русскому языку в соответствии с программными требованиями.

Обучающиеся должны уметь:

нормализовывать темп и ритм дыхания и речи;

— самостоятельно использовать приобретенные навыки правильной речи и поведения,

— вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

— различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— правильно называть мягкие и твёрдые, звонкие и глухие звуки в слове и вне слова;

— знать способы их буквенного обозначения;

— определять место ударения в слове;

— вычленять слова из предложений;

— правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;

— грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, написание которых не расходится с произношением.

— организовать учебную работу,

— проявлять наблюдательность к языковым явлениям,

производить самоконтроль, контрольные действия.

1. Алябьева упражнения без музыкального сопровождения. Москва. Сфера. 2005.

2. Большакова нарушения и их преодоление. Москва. Сфера. 2005.

3. Заикание у подростков. Москва. 1989.

4. Заикание. Москва. 1983.

5. , Степанова ваш ребёнок заикается. В помощь родителям. Санкт-Петербург.1993.

6. Одинцова у детей. Ростов — на — Дону. Феникс. 2000.

7. , Успенская помочь заикающимся школьникам. Москва. Просвещение. 1995.

8. Поварова заикания в играх и тренингах. Санкт-Петербург. Союз. 2001.

9. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Под редакцией и Кузьмина -Петербург. 1994.

10. Соловьёва к преодолению заикания. Санкт-Петербург. Детство-пресс.2002.

11. Ястребова недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. Москва. Аркти, 1997.

Тематический план программы

«Устранение заикания у младших школьников»

pandia.ru

Рабочая программа дисциплины Нарушение темпа и ритма речи, заикание. Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Рабочая программа дисциплины Нарушение темпа и ритма речи, заикание Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки Логопедия Белгород, 2011

2 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование Автор: доцент, к.пед. н., доцент Т.А. Алтухова Программа одобрена на кафедре специальной педагогики и психологии Протокол заседания кафедры от Программа согласована Протокол заседания кафедры специальной педагогики и психологии От Дата Реквизиты протоколов заседаний кафедр, на которых пересматривалась программа Кафедра, за которой закреплена дисциплина Выпускающая кафедра От От дата дата От От дата дата От От дата дата От От дата дата От От дата дата

3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. МЕСТО МОДУЛЯ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Нарушения темпа и ритма речи, заикание» (Б3.В.ОД.1.6), является составной частью модуля «Логопедия» (Б3.В.ОД.1), входящей в профессиональный цикл (Б3) вариативной части федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия»). Базой для изучения дисциплины «Нарушения темпа и ритма речи, заикание» служат первоначальные сведения об основах логопедии, полученных в рамках дисциплин модуля «Логопедия»: «Введение в логопедию» (развитие речи в онтогенезе, классификация нарушений речи, анатомо-физиологические механизмы речи, общедидактические методологические принципы логопедии), а также в ходе освоения содержания таких предшествующих дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии», как «Возрастная анатомия и физиология», «Анатомия, физиология и патология органов зрения и слуха». Дисциплина «Нарушения темпа и ритма речи, заикание» направлена на дальнейшее совершенствование подготовки бакалавров по профилю «Логопедия», их профессиональных теоретических знаний, а также практических умений и навыков по коррекции первичного дефекта, вторичных и третичных отклонений развития у лиц с нарушением темпоритмической организации речи. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данной дисциплины необходимы для последующего изучения дисциплин модуля «Практическая логопедия». По дисциплине «Нарушения темпа и ритма речи, заикание» предусмотрены: очная форма обучения: лекционные (34 часа), практические (16 часов), лабораторные (16 часов) занятия, на самостоятельное изучение отводится 78 часов; заочная форма обучения: лекционные (12 часов), практические (8 часов), на самостоятельное изучение отводится 151 час. 1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины «Нарушения темпа и ритма речи, заикание» являются: Образовательные цели дисциплины: Обеспечение профессионального образования, способствующего социальной, академической мобильности, востребованности на рынке труда, успешной карьере, сотрудничеству в учреждениях, осуществляющих образование и медико-психологопедагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональные цели дисциплины: Обеспечение профессионального образования, направленного на формирование у будущих бакалавров профессиональных и специальных компетентностей, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность логопеда в организации логопедической работы с лицами, страдающими нарушениям темпа и ритма речи. Задачи дисциплины: 1. Создать условия: для формирования у будущих бакалавров мотивации к выполнению профессиональной деятельности, профессиональному становлению и развитию. 2. Содействовать приобретению обучающимися знаний в области: основных теоретико-методических подходов к пониманию сущности нарушений темпо-ритмической организации речи, методов их диагностики и коррекции;

4 этиологии, патогенеза, феноменологии и систематики нарушений темпа и ритма речи, заикания. 3. Способствовать формированию у обучающихся представлений: об особенностях психического и речевого развития лиц с нарушениями темпа и ритма речи; о структуре нарушения при тахилалии, брадилалии, заикании. об основных методах выявления, профилактики и коррекции нарушений темпа и ритма речи. 4. Способствовать формированию у обучающихся умений и навыков: организации и проведения логопедического обследования при тахилалии, брадилалии, заикании; организации и реализации логопедической работы по преодолению нарушений темпа и ритма речи, профилактике вторичных нарушений в психическом и речевом развитии лиц с нарушениями темпа и ритма речи ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Выпускник должен обладать следующими общекультурными/профессиональными компетенциями (ОК/ПК): способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); способен к выявлению и учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (ПК*-5); готов к использованию результатов диагностического обследования для составления и реализации индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой и степенью речевых расстройств (ПК*-1); готов к проведению работы по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития (ПК*-7) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) Знать: Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат ОП Имеет представление о структуре профессиональной компетентности педагога и специфике педагогического труда специального педагога (логопеда) 3-2 Может назвать основные критерии профессиональной пригодности, готовности и включаемости учителя-логопеда, требования к его профессионально-личностным качествам, перечислить основные функции и направления деятельности учителя-логопеда в коррекционно-образовательном процессе ПК-9 З-1 Имеет представления об основных научных и методических источниках получения информации о нарушениях речи, методах их выявления, профилактики и коррекции З-2 Может назвать основные научно-методические журналы, электронные ресурсы, освещающие и предоставляющие информацию о нарушениях

5 речи, методах их выявления, профилактики и коррекции ПК*-1 З-1 Имеет представление об организационно-методических аспектах логопедического обследования лиц с нарушением темпа и ритма речи, заиканием З-2 Имеет представление об организационно-методических аспектах логопедической работы при нарушениях темпа и ритма речи, заикании З-3 Может назвать основные направления и этапы логопедического обследования и логопедической работы при нарушениях темпа и ритма речи, заикании в рамках ведущих научно-методических подходов к пониманию их сущности З-4 Может раскрыть сущность методик коррекции нарушений темпа и ритма речи, заикания ПК*-5 З-1 Имеет представление об этиологии, патогенетических механизмах, феноменологии, систематике нарушений темпа и ритма речи, заикания, о структуре речевого дефекта при нарушениях темпа и ритма речи, заикания, об особенностях психического и речевого развития лиц с нарушениями темпа и ритма речи, заиканием З-2 Может раскрыть сущность теоретико-методических подходов к пониманию сущности нарушений темпа и ритма речи, заикания на различных этапах развития логопедии ПК*-7 З-1 Имеет представление о содержании коррекционно-развивающей работы по профилактике вторичных речевых и психических отклонений при нарушениях темпа и ритма речи, заикании Индекс компетенции 2) Уметь: Индекс образовательного результата Образовательный результат ОП-1 У-1 Уметь определять пригодность к профессиональной деятельности специального педагога (логопеда) У-2 Может осуществлять анализ собственных личностных качеств в аспекте пригодности к профессиональной деятельности логопеда ПК-9 У-1 Умеет отбирать соответствующую научно-методическую литературу по проблемам изучения, профилактики и коррекции нарушений темпа и ритма речи, заикания и оформлять библиографический список в соответствии с требованиями У-1 Умеет в соответствии с основными психолого-педагогическими ПК*-1 требованиями отбирать речевой и дидактический материал для проведения логопедического обследования лиц с нарушениями темпа и ритма речи, заиканием У-2 Умеет на основе данных комплексного психолого-медикопедагогического обследования лиц с нарушениями темпа и ритма речи, заиканием определить основные направления, задачи, этапы и содержание индивидуальной коррекционно-развивающей программы У-3 Умеет разрабатывать содержание индивидуальных коррекционноразвивающих занятий по преодолению нарушений темпа и ритма речи, заикания в соответствии с основными психолого-педагогическими требованиями отбирать необходимый речевой и дидактический материал ПК*-5 У-1 Умеет на основе данных комплексного психолого-медикопедагогического обследования лиц с нарушениями темпа и ритма речи, заиканием определять структуру речевого нарушения, обоснованно прогнозировать возможные вторичные и третичные нарушения их развития ПК*-7 У-1 Умеет составлять рекомендации родителям и педагогам по профилактике речевых и психических отклонений при нарушениях темпа и ритма речи, заикании на различных возрастных этапах развития ребенка

6 Индекс компетенции 3) Владеть: Индекс образовательного результата Образовательный результат ОП-1 В-1 Осуществляет рефлексию собственной коррекционно-педагогической деятельности с целью оценки ее качества и совершенствования ПК-9 В-1 Использует научно-методическую литературу по проблемам изучения, профилактики и коррекции нарушений темпа и ритма речи, заикания при написании доклада, реферата ПК*-1 В-1 Методически верно проводит логопедическое обследование лиц с нарушениями темпа и ритма речи, заиканием, оформляет речевую карту, формулирует логопедическое заключение В-2 Методически правильно проводит логопедические занятия по устранению нарушений темпа и ритма речи, заикания, осуществляет анализ и самоанализ занятия ПК*-5 В-1 Обеспечивает индивидуальный подход в реализации коррекционноразвивающего воздействия на логопедических занятиях ПК*-7 В-1 Проводит беседы и консультации по профилактике вторичных речевых и психических отклонений у детей с нарушениями темпа и ритма речи, заиканием с родителями и педагогами психолого-педагогических условий с соблюдением основных 2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость модуля составляет 5 зачетных единиц, 180 часов. Форма обучения Очная Заочная Вид учебной работы Семестр 5 Семестр 5,6 Всего часов по дисциплине: 180 часов Всего часов по дисциплине: 180 часов Кол-во часов на вид учебной Кол-во часов на вид учебной работы: работы: Аудиторные занятия (всего) В том числе: Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ) 16 8 Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) 16 Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) В том числе: Разработка конспектов логопедических 12 занятий (ИДЗ) 27 Создание кейса дидактических 12 материалов для обеспечения 30 логопедического воздействия (ИДЗ) Изучение и аннотирование научных 10 статей по актуальным проблемам 26 логопедии (НИРС) Реферат (РЕФ) 10 10

7 Тестирование (ПК-1) 2 2 Контрольная работа (ПК-2) 2 2 Проектная деятельность (ПД) СРС в период промежуточной 10 аттестации 34 Подготовка к экзамену Всего: Промежуточная аттестация экзамен (Э), Э-36 Э-9 в 6 семестре 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ п/п 3.1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование темы учебной Содержание темы дисциплины в дидактических единицах Раздел I Характеристика нарушений темпо-ритмической организации речи 1. Тема 1. Нарушения темпа и ритма речи несудорожного характера Акустические характеристики устной речи. Характеристика просодической стороны речи. Интонация. Компоненты интонации: ударение, мелодика речи, темп речи, тембр, пауза (по Н.В. Черемисиной- Ениколоповой). Основные функции компонентов интонации: коммуникативная, смыслоразличительная (фонологическая), кульминативная (выделительная), синтезирующая (объединительная), делимитативная (разграничительная), эмоциональная, экспрессивная. Акустические корреляты интонационных характеристик: изменение интенсивности и частоты основного тона голоса, длительности отдельных фонетических элементов, тембр. Темпо-ритмическая организация устной речи. Определение темпа речи. Виды темпа: нормальный, быстрый, медленный, прерывистый. Акустические корреляты прерывистого темпа речи: запинки, спотыкания, необоснованные паузы. Формы проявления прерывистого темпа речи: повторение отдельных звуков или их сочетаний; прерывание речи необоснованным молчанием (остановки, паузы); трудное произнесение одного или нескольких звуков. Виды запинок: запинки несудорожного и судорожного характера. Дифференциация запинок судорожного и несудорожного характера. Определение ритма речи. Синтагма как элементарная единица просодии. Определение паузы. Акустический коррелят паузы: падение интенсивности голоса до нуля. Дыхательные паузы. Паузы хезитации. Условия формирования ритмико-мелодической стороны речи: речевой слух, звуковысотный слух, сила голоса, высота голоса, речевое дыхание. Анатомо-физиологические механизмы устной речи (ритмико-мелодической стороны речи). Координированная работа периферического двигательного аппарата, обеспечивающаяся центральной нервной системой как условие полноценной реализации устной речи. Отделы периферического речевого аппарата: дыхательный (энергетический), фонаторный, артикуляционный.

8 2. Тема 2. Заикание как нарушение темпа и ритма речи судорожного характера Характеристика отделов нервной системы, обеспечивающих ритмико-мелодическую сторону устной речи. Экстрапирамидная система: стриопаллидарная система, лимбический комплекс, ретикулярная формация ствола мозга. Функции подкорково-мозжечковых ядер. Функции мозжечка. Особенности функционирования левого и правого полушарий в обеспечении речевой функции. Нарушения темпа речи несудорожного характера. Характеристика брадилалии: определение, этиология, патогенез, симптоматика: речевая, неречевая. Характеристика тахилалии: определение, этиология, патогенез, симптоматика: речевая, неречевая. Сравнительная характеристика тахилалии и заикания. Характеристика разновидностей тахилалии: баттаризма (парафразии) и полтерна (спотыкания): определение, этиология, патогенез, симптоматика: речевая, неречевая. Сравнительная характеристика заикания и кляттернинга (по И.М. Шишкановой, 1985). Проблема сущности заикания. Основные подходы к пониманию сущности заикания. Зарубежные концепции: трактовка сущности заикания с позиций динамической психологии и бихевиоризма, концепции «семантогении». Отечественные концепции: заикание как невротическое нарушение; заикание как нарушение коммуникативной функции речи; заикание в структуре психоорганических расстройств и др. Определение заикания. Распространненость заикания среди лиц различных возрастных категорий. Зависимость распростаненности от возраста; среды проживания, языковых особенностей, пола, времени года и т.д. Типы течения заикания (стационарный, прогредиентный, регредиентный, ремитирующий, рецидивирующий). Возрастные пики проявления заикания. Прогноз заикания (зависимость от возраста, времени манифестации заикания, вида заикания, социально-средового фактора, квалификации логопеда, активности заикающегося в коррекционно-развивающей работе). 3. Тема 3. Этиология и патогенез заикания Предрасполагающие причины: Общая предрасположенность организма к возникновению заикания. Индивидуальная предрасположенность. Проблема наследственности в возникновении заикания. Проблема лево- правополушарной латерализации ВПФ в генезе заикания. Производящие причины. Психологические факторы. Биологические факторы. Взаимосвязь предрасполагающих и производящих причин. Патогенетические механизмы заикания (систематизация В.М. Шкловского). Психологический аспект. Физиологический и психофизиологический аспекты. Биохимический аспект. Неврологический аспект. Нейропсихологический аспект. Патогенетические механизмы невротической и неврозоподобной формы заикания (по Л.И. Беляковой). 4. Тема 4. Феноменология заикания Понятие общей структуры синдрома заикания: первичное и вторичное заикание. Клинические проявления заикания. Нейромоторные нарушения речи: речевые судороги дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата, смешанные судороги (классификация А.И. Сикорского). Характеристика клонических и тонических судорог. Сопутствующие движения. Нарушения общей моторики. Психопатологические расстройства. Невротические проявления: астенический синдром (собственно астения, вегетативные проявления, расстройства сна). Формы астенического синдрома: гиперстеническая,

9 гипостеническая, синдром раздражительной слабости. Навязчивые состояния: обессии, импульсии, фобии. Ипохондрический синдром. Психопатологические расстройства депрессивного характера. Синдром ожидания. Клинические особенности синдрома при невротической, неврозоподобной и органической формах заикания. Характеристика истерического заикания. Особенности заикания у детей и подростков, страдающих олигофренией. Психолингвистическая характеристика речи заикающихся. Особенности проявления заикания в дошкольном возрасте. Фазы развития заикания и особенности проявления симптоматики на каждой из них. Степень выраженности заикания. 5. Тема 5. Систематика заикания Принципы классификации заикания: этиологический, патогенетический, возрастной, учет особенностей ВНД заикающихся, состояния моторной сферы, нервнопсихических особенностей. Классификация В.М. Шкловского: заикание как системный речедвигательный невроз; заикание как синдром при других заболеваниях; имитация заикания; расстройства речи, напоминающие заикание; заикание как расстройство речи, сопутствующее другим болезням. Классификация заикания по этиопатогенетическому принципу (В.В. Ковалев): невротическая форма, неврозоподобная форма, органическая форма. Классификация заикания у дошкольников (Н.А. Власова; Г.А. Волкова; В.С. Кочергина). Классификация заикания у детей школьного возраста (А.Ф. Шельтинг). Классификация заикания у подростков и взрослых (В.А. Ковшиков). 6. Раздел II Коррекционнопедагогическая работа при нарушениях темпо-ритмической организации речи 7. Тема 6. Обследование лиц с нарушениями темпо-ритмической организации речи судорожного и несудорожного характера Обследование детей с нарушениями темпа речи. Реализация принципа комплексности в организации обследования. Содержание обследования: изучение анамнеза (наличие у родителей и родственников речевых нарушений, нервнопсихических, хронических заболеваний; течение беременности и родов; психоречевое развитие ребенка; условия жизни ребенка в семье; личностные особенности ребенка; особенности поведения; ситуации, в которых речевые нарушения выражены в тяжелой форме; отношение ребенка к своему нарушению); изучение психомоторной сферы (состояние общей и ручной моторики; состояние мимики; состояние речевой моторики); изучение экспрессивной речи (наличие интер- и интравербального замедления или ускорения; темп, ритм, ударение, интонация, голос); изучение письма и чтения; изучение особенностей психической сферы (слуховой неречевой гнозис; оптико-пространственный гнозис и праксис; слуховое и зрительное внимание; слуховая, зрительная и моторная память; речевая активность). Формулировка логопедического заключения. Дифференциальная диагностика тахилалии и заикания.

10 8. Тема 7. Организация комплексной коррекционно-педагогической работы при нарушениях темпо-ритмической организации речи несудорожного характера 9. Тема 8. Комплексная психологопедагогическая реабилитация заикающихся Реализация принципа комплексности в обследовании заикающихся. Анализ результатов медицинского обследования (соматическое, неврологическое и психическое состояние), психолого-педагогическое, логопедическое изучение заикающегося. Этапы обследования: сбор анамнестических данных; обследование состояния речи и моторики; изучение личностных особенностей заикающегося. Динамичность обследования заикающегося. Схема обследования заикающегося. Психолого-педагогическое заключение логопеда. Организация работы по преодолению нарушений темпа речи несудорожного характера. Реализация принципа комплексности. Система работы: медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение); психолого-педагогическое воздействие; логопедическое воздействие (логопедические занятия, логоритмика). Методика логопедической работы при брадилалии. Создание психофизиологической базы речи: развитие слухового, зрительного внимания, переключаемости внимания, восприятия и воспроизводства ритмов; нормализация и ускорение темпа общей моторики. Нормализация темпа речи. Использования «внешней опоры» для нормализации общей двигательной и речедвигательной сферы (счет, удары метронома, отхлопывание ритма и т.д.). Методика логопедической работы при тахилалии. Направления работы: воспитание спокойного, ритмичного дыхания; медленного ритмического чтения; спокойной, ритмической речи; здоровой установки на коллектив, общего и слухового внимания к речи. Этапы работы с подростками и взрослыми: режим молчания; усвоение медленного темпа речи на материале громкого чтения; редактирование высказываемых мыслей; коллективный рассказ; публичное выступление. Профилактика нарушений темпа речи несудорожного характера. Упорядочение поведения: организация режима дня; чередование видов деятельности; уравновешенная обстановка в семье; единство и четкость требований к ребенку со стороны взрослых; формирование усидчивости. Развитие речи: расширение понятий и представлений об окружающей действительности; расширение словаря; развитие способности последовательно излагать свои мысли; устранение нарушений звукопроизношения; развитие мотивации ребенка к работе над речью. История развития методов лечения заикания. Лечение хирургическими методами (Диффенбах). Дидактическое направление (Ли, Х. Лагузен, А. Гутцман, И.А. Сикорский и др.). Психологическое направление ( А. Либман, Ю.А. Флоренская, В.Н. Мясищев, С.С. Ляпидевский, Г.Д. Неткачев и др.). Развитие комплексной системы лечения заикающихся. Лечебно-оздоровительная работа. Окружающая обстановка и отношение к заикающимся. Организация правильного режима дня, сна, рационального питания. Закаливающие процедуры. Речевой режим. Медикаментозное лечение. Психотерапевтическое воздействие. Психотерапия: коллективная и индивидуальная; прямая и косвенная; рациональная и суггестивная (гетеросуггестивная, аутосуггестивная). Метод «одномоментного снятия заикания» К.М. Дубровского. Библиотерапия (Ю.Б. Некрасова). Коррекционно-педагогическая работа. Логопедические

11 технологии нормализации темпа речи. Система логопедических занятий. Логопедическая ритмика. Функциональные тренировки. Психологические тренинги. Работа с социальным окружением заикающегося. 10. Тема 9. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся Торможение патологических речедвигательных стереотипов. Формы: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим». Использование техник невербального общения. Регуляция эмоционального состояния. Системы регуляции эмоционального состояния: аутогенные тренировки. Методы: расширенная формула спокойствия (релаксация и регуляция вегетативных функций). Технология проведения релаксационных процедур. Психогимнастика. Логопедический массаж. Массаж БАТ. Сегментарный массаж. Развитие координации и ритмизации движений. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений. Специфика работы над двигательной сферой при невротической и неврозоподобной формах заикания. Логопедическая ритмика как эффективное средство нормализации двигательной и речевой сфер. Прием сочетания ритмических артикуляций с движением руки: «послоговой ритм» (теппинг), пословный ритм, полный стиль произнесения ( с нередуцированным произнесением безударных гласных). Формирование речевого дыхания. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата; формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха. Дыхательные упражнения. Парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения. Развитие силы и динамического диапазона голоса. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения. Развитие мелодических характеристик голоса. Мягкая, твердая и придыхательная атаки голоса. Грудной, смешанный, головной регистры. Вызывание у заикающегося ощущения «открытой глотки». Развитие просодической стороны речи. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз. Нормализация процесса речевого паузирования. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. Использование жестов. Формирование голосовых модуляций. Развитие планирующей функции речи. Последовательность: слово, фраза, связное высказывание. Использование речевого образца и наглядно-ситуационного материала в качестве опоры программы речевого высказывания. Этапы развития планирующей функции речи: сопряженная, отраженная, ответно-вопросная речь, пересказ, рассказ, спонтанная форма речи. Инструментальные методы воздействия. Использование технической аппаратуры с эффектом: «отставленной» речи, «усиленной» речи, «звукозаглушения». Использование компьютерных программ с эффектом «Видимой речи» (модули «Длительный речевой выдох», «Изменение высоты голоса», «Интонация», «Громкость и высота». Аурикулоэлектропунктура воздействие микротоком на акупунктурные точки (АТ) ушных раковин. Использование малогабаритного серийного прибора для электрорефлексотерапии «Пчелка».

12 11. Тема 10. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников 12. Тема 11.Комплексные системы реабилитации заикания у школьников, подростков и взрослых Система работы в условиях дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау (1933, 1959, 1983). Реализация принципа комплексности. Реализация «охранительного речевого режима». Постепенное усложнение «степени самостоятельности речи». Работа над всеми компонентами речи. Коллективные формы работы. Система работы в амбулаторных и стационарных условиях медицинских учреждений В.И. Селиверстова (1968, 1994). Реализация принципов комплексности, активности и сознательности детей и родителей в коррекционной работе, учета индивидуальных речевых, когнитивных и личностных особенностей заикающихся детей, постепенного нарастания сложности речевых ситуаций. Индивидуальные занятия. Этапы комплексного реабилитационного воздействия: подготовительный, тренировочный, заключительный. Особенности коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в рамках психологической школы Р.Е. Левиной (Н.А. Чевелева, А.В. стребова, С.А. Миронова, О.С. Бот, Л.Ф. Спирова). Понимание заикания как нарушения коммуникативной функции речи. Основные направления работы: коррекция мелодико-ритмической стороны речи, коррекция психической деятельности (внимания, памяти, мышления), развитие планирующей функции речи. Система работы по преодолению заикания в процессе трудовой деятельности Н.А. Чевелевой, Р.Е. Левиной (1976). Формирование связной речи с учетом закономерностей речевого онтогенеза постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. Основные периоды работы: пропедевтический; сопровождающей или констатирующей речи; завершающей или речи по следам зрительных представлений; планирующей речи или речи. лишенной зрительной опоры; закрепление навыков связной речи. Система обучения и воспитания заикающихся дошкольников в средней, старше й и подготовительной группах С.А. Мироновой (1975, 1979). Реализация общеобразовательных и коррекционных задач. Особенности логопедической работы с детьми преддошкольного возраста (2-4 года) Л.М. Крапивиной (1992). Комплексное реабилитационное воздействие: логопедические занятия, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления. Дифференциация коррекционнопедагогического воздействия в зависимости от клинической формы заикания. Неврозоподобное заикание: нормализация всех сторон речи. Невротическое заикание: нормализация детско-родительских отношений, оздоровление нервной системы ребенка, психотерапевтическое воздействие на личность ребенка. Особенности коррекционной работы с заикающимися школьниками: использование учебной деятельности с элементами игровой. Взаимосвязь логопеда с семьей и школьными психологом и педагогом; усиление сознательного компонента участия ребенка в коррекционной работе; использование рациональной психотерапии. Система исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности Н.А. Чевелевой. Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория В.И. Селиверстова. Система логопедических занятий с заикающимися школьниками с элементами общего недоразвития речи А.В.

13 13. Тема 12. Организация коррекционноразвивающего процесса в специализированной группе для заикающихся детей Ястребовой. Направления логопедической работы: развитие всех компонентов речи; работа над темпом и плавностью речи; реализация взаимосвязи речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; развитие речевой активности детей. Периоды в обучении учащихся. Особенности коррекционной работы с заикающимися подростками и взрослыми: реализация принципа комплексности; логопсихотерапевтические мероприятия; поэтапность в реализации речевого материала, в построении системы функциональных тренировок; нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий. Система реабилитации заикающихся подростков (М.И. Буянов, Б.З. Драпкин, Е.В. Богданов, Н.Б. Жихарева). Логопедическая работа со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях А.Я. Евгеновой, М.В. Смирновой. Комплексная система лечения заикания в условиях стационара В.М. Шкловского. Этапы лечения заикания: диагностический период; перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика рецидивов. Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся в условиях стационара, разработанная коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н.М. Асатиани. Основа данной системы работы подход, разработанной Н.А. Власовой: поэтапная отработка различных видов речи. Дифференциация коррекционно-педагогического воздействия в зависимости от клинической формы заикания. Актуальные формы работы с заикающимися подростками и взрослыми: аутогенная тренировка; функциональные тренировки, логопедическая ритмика. Система социореабилитации заикающихся Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992). Этапы работы: пропедевтический, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, этап активной логопсихотерапии. Комплексная методика устойчивой нормализации речи Л.З. Арутюнян (1993). Направления работы логопедическая работа по устранению речевых судорог; психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи; психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления. Использование метода синхронизации движений пальцев руки и речи. Цели, задачи, содержание Программы обучения и воспитания заикающихся дошкольников. Взаимосвязь общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач. Речевой режим. Окружающая обстановка. Взаимосвязь в работе логопеда и других специалистов (невролога или психоневролога, психолога, музыкального работника, логоритмиста, инструктора по физической культуре, преподавателя ИЗО). Работа с родителями. Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий. Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Основные требования к организации логопедического занятия с заикающимися дошкольниками. Этапы логопедического занятия (О.В. Правдина). 14. Тема 13. Профилактика заикания Первичная профилактика предупреждение возникновения заикания у детей. Группы детей с фактором риска по заиканию: дети с тревожными чертами характера, дети с

14 ранним речевым развитием; дети с задержкой речевого развития; дети с генетическими факторами риска; дети, воспитывающиеся в ситуации билингвизма. Рекомендации родителям. Вторичная профилактика предупреждение хронификации заикания. Рекомендации родителям. Третичная профилактика предупреждение рецидивов и нарушений социальной адаптации. Рекомендации родителям, подросткам и взрослым. Основные правила речи ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ: Практикум Практическое занятие 1 (2 часа) Тема: Предупреждение и преодоление нарушений темпа и ритма речи несудорожного характера Цели занятия: 1. Закрепить у студентов знания об особенностях нарушения темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. 2. Обсудить основные направления профилактической и коррекционной работы при тахилалии и брадилалии. Практическое занятие 2 (2 часа) Тема: Этиология и патогенез заикания. Цели занятия: 1. Закрепить у студентов знания о сущности заикания, разнообразии подходов к его определению. 2. Сформировать у студентов представления о полиэтиологической природе заикания. 3. Определить основные критические периоды онтогенеза для возникновения заикания. 4. Обсудить основные точки зрения на патогенетические механизмы заикания. 5. Выработать первоначальные умения анализировать психолого-медикопедагогическую документацию с целью определения возможных причин возникновения заикания. Практическое занятие 3 (2 часа) Тема: Феноменология заикания. Цели занятия: 1. Закрепить у студентов представления о заикании как сложном синдроме. 2. Обсудить взаимосвязь между клиническими и психопатологическими проявлениями заикания. 3. Обсудить специфику проявления симптоматики в зависимости от фазы его развития и возрастных этапов. 4. Выработать у студентов умения на основе анализа основных проявлений заикания определять основные его клинические формы. Практическое занятие 4 (4 часа) Тема: Психолого-педагогическое обследование заикающихся. Цели занятия: 1. Закрепить, углубить и актуализировать знания студентов о содержании и методах комплексного обследования заикающихся.

15 2. Создать условия для формирования практических навыков обследования заикающихся. Практическое занятие 5 (2 часа) Тема: Комплексная психолого-педагогическая реабилитация заикающихся. Цели занятия: 1. Рассмотреть в исторической ретроспективе формирование основных подходов к коррекции заикания. 2. Закрепить у студентов знания о необходимости реализации принципа комплексного подхода в организации предупреждения и преодоления заикания. 3. Обсудить задачи, содержание, формы лечебно-оздоровительной работы при заикании. 4. Обсудить задачи, содержание, формы психолого-педагогической (логопедической) работы при заикании. 5. Сформировать первоначальные умения проведения рациональной психотерапии с заикающимся. 6. Сформировать первоначальные умения в разработке рекомендаций по профилактике и предупреждению рецидивов заикания для социального окружения заикающегося (семьи, педагогов). Практическое занятие 6 (4 часа) Тема: Организация коррекционно-развивающего процесса в специализированной группе для заикающихся детей. Цели занятия: 1. Закрепить у студентов знания о коррекционно-развивающих задачах и программном содержании логопедической работы с заикающимися дошкольниками в условиях специализированной группы ДОУ; 2. Закрепить знания студентов об организации коррекционно-развивающего процесса с заикающимися дошкольниками в условиях специализированной группы ДОУ; 3. Практически познакомить студентов со структурой и организацией фронтального (подгруппового) занятия с заикающимися дошкольниками; 4. Создать условия для формирования навыков анализа фронтального занятия с заикающимися дошкольниками; 5. Сформировать умения планировать и составлять план-конспект фронтального занятия с заикающимися дошкольниками. Лабораторный практикум Лабораторное занятие 1 (4 часа) Тема: Психолого-педагогическое обследование заикающихся. Цели занятия: 1. Сформировать у студентов умения подбирать речевой материал, специальные приемы для обследования ребенка с заиканием. 2. Создать условия для формирования у студентов умений самостоятельно осуществлять логопедическое обследование ребенка с заиканием. Лабораторное занятие 2 (2 часа) Тема: Технологии нормализации мышечного напряжения и эмоционального состояния заикающихся дошкольников. Цели занятия: 1. Актуализировать знания студентов о своеобразии социально-эмоционального развития заикающихся дошкольников.

16 2. Актуализировать знания студентов о взаимосвязи мышечного тонуса и эмоций. 3. Создать психолого-педагогичские условия для практического овладения студентами технологией нормализации мышечного напряжения и эмоционального состояния заикающихся дошкольников. Лабораторное занятие 3 (2 часа) Тема: Использование логопедического массажа в коррекции заикания. Цели занятия: 1. определить значение логопедического массажа в коррекции заикания. 2. познакомить студентов с принципами проведения логопедического массажа. 3. создать условия для практического овладения студентами методами сегментарного и точечного массажа. Лабораторное занятие 4 (2 часа) Тема: Технология формирования речевого дыхания у заикающихся дошкольников. Цели занятия: 1. Актуализировать знания студентов об особенностях речевого дыхания заикающихся. 2. Создать психолого-педагогичские условия для практического овладения студентами технологией формирования речевого дыхания у заикающихся дошкольников. Лабораторное занятие 5 (2 часа) Тема: технологии формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения и развития просодической стороны речи у заикающихся. Цели занятия: 1. Актуализировать знания студентов о просодической стороны речи у заикающихся. 2. Создать психолого-педагогичские условия для практического овладения студентами технологией формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения и развития просодической стороны речи у заикающихся дошкольников. Лабораторное занятие 6 (2 часа) Тема: технология развития координации и ритмизации движений у заикающихся. Цели занятия: 1. Актуализировать знания студентов об особенностях состояния моторных функций у заикающихся, а также у заикающихся дошкольников. 2. Создать психолого-педагогичские условия для практического овладения студентами технологией развития координации и ритмизации движений у заикающихся дошкольников. Лабораторное занятие 7 (2 часа) Тема: организация коррекционно-развивающего процесса в специализированной группе для заикающихся детей. Цель занятия: 1. Сформировать умения планировать и составлять план-конспект фронтального занятия с заикающимися дошкольниками.

17 Характеристика нарушений темпо-ритмической организации речи Нарушения темпа и ритма речи несудорожного характера Заикание как нарушение темпа и ритма речи судорожного характера Этиология и патогенез заикания Феноменология заикания Систематика заикания Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях темпо-ритмической организации речи Обследование лиц с нарушениями темпо-ритмической организации речи судорожного и несудорожного характера Организация комплексной коррекционно-педагогической работы при нарушениях темпо-ритмической организации речи несудорожного характера. Комплексная психолого-педагогическая реабилитация заикающихся Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников Комплексные системы реабилитации заикания у школьников, подростков и взрослых Организация коррекционно-развивающего процесса в специализированной группе для заикающихся детей Профилактика заикания Итого Раз дел 1 Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Раздел 2 Т5 Т6 Т7 Т8 Т9 Т10 4.БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА БРС Номер учебной темы Содержание учебной дисциплины (модуля) Виды учебной работы Посещение лекции Посещение практического (лабораторного) занятия Активная работа на практическом (лабораторном) занятии Выполнение контрольной работы 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,4 0,4 0,4 0,4 0,2 0,2 0,2 3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,8 0,2 0,2 0,4 0,2 3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 1 0,

18 Создание кейса дидактических материалов Разработка конспектов логопедических занятий Изучение и конспектирование научнометодических статей Подготовка реферата и выступление на занятии Подготовка проекта и презентация его на занятии Тестирование Устный экзамен Количество баллов (max) ,9 2,9 0,9 2,9 35 1,9 3,1 3,1 10,2 4,1 1,9 4,6 1,9 100

19 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания 1. Логопедия Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской 2. Логопедия в Лалаева Р.И. таблицах и схемах 3. Логопедия. Хватцев М.Е. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. Книга 2 М., Москва : Парадигма, с. Режим доступа: Москва: ВЛАДОС, Кн с. Режим доступа: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА п/п Наименование Автор(ы) Год и место издания 1 Заикание Белякова Л.И. М.: Академия, с. 2 3 Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия Логопедия. Методическое наследи. Кн. 2. Нарушение темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия 4 Хрестоматия по логопедии. Т.1 5. Хрестоматия по логопедии. Т.2 Селиверстов В.И. Под ред. Л.С. Волковой. Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова М.: ВЛАДОС, Режим доступа: М.: ВЛАДОС, с. М.: ВЛАДОС, с. М.: ВЛАДОС, с.

20 5.3 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ И РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. База данных библиотеки НИУ «БелГУ», тематические базы данных ufn.ru/ru/articles/, РУБРИКОН, АРБИКОН, Научная электронная библиотека, Университетская информационная система РОССИЯ, Российская государственная библиотека и многие другие МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Общие указания Процесс изучения дисциплины предполагает следующие виды самостоятельной работы студентов в течение семестра: — Работа с теоретическими материалами (конспектом лекций авторов курса); — Работа с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, специальными интернет-сайтами, оформление индивидуальной электронной библиотеки; -Оформление индивидуального электронного словаря терминов и понятий по дисциплине; — Подготовка и выполнение заданий и практических упражнений, предлагаемых в учебном пособии (создание кейса дидактических материалов для обеспечения логопедического воздействия; проведение диагностической процедуры с заикающимися; планирование коррекционно-педагогической работы по профилактике и преодолению нарушений темпа и ритма речи; разработка конспектов логопедических занятий по преодолению нарушений темпа и ритма речи и др.); -Написание рефератов на основе изучения текстовых источников и информации в Интернете; — Проектная деятельность; — Выполнение заданий самоконтроля. — Выполнение контрольных мероприятий. Студенты должны составлять и изучать конспекты лекций, систематически готовиться к семинарским занятиям, вести глоссарий и быть готовы ответить на контрольные вопросы в ходе лекций и аудиторных занятий. Успешное освоение программы курса предполагает прочтение ряда оригинальных работ и выполнение практических заданий на основе материалов базы практики Работа с теоретическими материалами Изучение дисциплины следует начинать с проработки тематического плана лекций, уделяя особое внимание структуре и содержанию темы и основных понятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Ответьте на все контрольные вопросы, имеющиеся в конце каждой лекции. Составьте собственный глоссарий по каждой теме. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за консультацией к преподавателю. Каждую неделю отводите время для изучения одной темы из рабочей программы дисциплины и повторения пройденного материала. Завершите изучение теоретических материалов по всем разделам выполнением тестов в системе «Пегас» Работа с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, специальными интернет-сайтами

21 Успешное освоение дисциплины предусматривает умение студентов пользоваться разнообразными источниками информации, в том числе материалами периодической печати (журналы «Дефектология», «Логопедия», «Практическая психология и логопедия» и др.), публикациями в сборниках научно-практических конференций, электронными ресурсами. Эти умения необходимы для получения дополнительной информации по основным темам дисциплины для более углубленного их изучения, качественного выполнения практических заданий, подготовки рефератов, проектов, курсовых работ. Работа с литературными источниками осуществляется в ходе выполнения самостоятельной работы. Для этого предлагается обязательное изучение ряда публикаций, которые студентами оформляются в виде индивидуальной электронной библиотеки. Данные источники могут затем использоваться при подготовке рефератов, проектов, курсовых работ и впоследствии — выпускных квалификационных работ. Посещение предлагаемых специальных логопедических сайтов позволяет также углубить теоретические знания по дисциплине, пополнить индивидуальную электронную библиотеку специальной литературой (например, посещение библиотеки сайта найти необходимые практические материалы для выполнения практических заданий. Изучение научно-практических статей и оформление их в электронной библиотеке позволяет пополнить рейтинг на 10 баллов Оформление индивидуального электронного словаря терминов и понятий по дисциплине Для качественного усвоения содержания дисциплины важное значение имеет усвоение и правильное использование специальных терминов и понятий. Поэтому в учебном пособии представлен глоссарий, который обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Для более глубокой проработки терминов и понятий студентам рекомендуется в процессе изучений лекций отметить в тексте незнакомые термины и понятия, найти их толкование в глоссарии, оформить в индивидуальном электронном словаре и выучить Подготовка и выполнение практических заданий и упражнений Практически по каждой теме дисциплины в учебном пособии предлагаются практические упражнения и задания. К основным заданиям, выполняемым в ходе самостоятельной работы относятся: создание кейса дидактических материалов для обеспечения логопедического воздействия; проведение диагностической процедуры с заикающимися; планирование коррекционно-педагогической работы по профилактике и преодолению нарушений темпа и ритма речи; разработка конспектов логопедических занятий по преодолению нарушений темпа и ритма речи и др. Необходимо обратить внимание на то, что к заданиям даются методические указания и примеры. Для того чтобы набрать необходимый для аттестации рейтинг необходимо выполнить все предлагаемые задания. Выполнение практических заданий оценивается следующим образом: активная работа на практическом занятии 8 баллов; перспективное планирование и разработка конспектов логопедических занятий 8 баллов; создание кейса дидактических материалов 8 баллов. Перед выполнением заданий необходимо изучить теорию вопроса, предлагаемую в лекциях, а также в других источниках информации: периодическая печать (журналы «Дефектология», «Логопедия», «Практическая психология и логопедия» и др.), сборники материалов научно-практических конференций, электронные ресурсы Подготовка рефератов По некоторым темам дисциплины студенты могут провести теоретическое исследования и результаты отразить в реферате, а в дальнейшем включить в свою курсовую работу, выпускную квалификационную работу, проект или в научную публикацию. Тематика рефератов приводится в рабочей программе. Для выполнения учебной программы достаточно подготовить один реферат.

22 Реферат может пополнить индивидуальный рейтинг на 6 баллов. При этом оценка за реферат определяется на основе двух показателей: 1) содержательность и техническое оформление; 2) выступление с докладом по материалам реферата. Реферируемые книги, журнальные статьи, статьи в сборниках научно-практических конференций которые выбираются, должны относиться непосредственно к изучаемой теме, разделу или всей дисциплине. Содержание реферата может быть посвящено обзору и сравнительной характеристике материалов нескольких интернет-сайтов, а также инновационным логопедическим технологиям, дидактическим материалам, применяемых в коррекционно-педагогической работе по предупреждению и преодолению нарушений письменной речи. Обязательно следует указывать адреса использованных веб-страниц. Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. Объем такого реферата страниц машинописного текста. Учебный реферат — это самостоятельная научно-исследовательская работа, где раскрывается суть исследуемой проблемы; приводите различные точки зрения, а также взгляды автора на нее. Учебный реферат не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книги, сложных для понимания конструкций. В реферате обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. Работа над учебным рефератом включает в себя следующие этапы: -выбор темы, которая должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию; -подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 7-10 различных источников); -составление библиографии. Записи лучше делать на отдельных карточках. На основе карточек составляется список литературы; -обработка и систематизация информации; -разработка плана реферата; -написание реферата. Текст реферата может содержать следующие сведения: -тему, исследуемую проблему; предмет (объект), цели и содержание работы; -методы исследования; -конкретные результаты (приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдается новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов); -выводы автора (оценки, предположения), принятые или опровергнутые гипотезы, описанные в первичном документе; -область применения, пути практического применения результатов работы. В структуре учебного реферата выделяют следующие составляющие. 1.Титульный лист. 2. Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт. 3. Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата. 4. Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением другого. 5. Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата. 6. Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7-10 различных источников. 7. Приложение.

docplayer.ru