Работа для людей с аутизмом

Работа для людей с аутизмом

Люди с синдромом Аспергера нередко имеют высшее образование, при этом большинство из них сидит без работы из-за профессиональной невостребованности. Сейчас каждый 160-й ребенок в мире рождается с расстройствами аутистического спектра. Это говорит о необходимости искать способы профессиональной интеграции таких людей. +1 рассказывает о положительным опыте трудоустройства аутистов в берлинской IT-компании.

Социализация — ахиллесова пята

«Возможно, наши IT-консультанты не очень сильны в светской беседе. но они просто без ума от языков программирования», — гласит реклама на сайте консалтинговой компании «Аутикон», решившей изменить правила игры на рынке труда информационно-технологического бизнеса. Фирма берет на работу консультантами исключительно специалистов с синдромом Аспергера: расстройством аутистического спектра, которое считается самой легкой формой аутизма.

Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии. Оно сказывается на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый 160-й ребенок в мире рождается с расстройствами аутистического спектра. Точной статистики по России нет, однако за последнее десятилетие количество детей с аутизмом на планете выросло в 10 раз. То есть проблема актуальна для всех стран без исключения.

В отличие от среднестатистического аутиста , у человека с синдромом Аспергера (еще их называют аспи) менее выражены проблемы с речью. Сложности при таком расстройстве возникают в трех основных областях: коммуникации, межличностном взаимодействии и умении ставить себя на место другого. Проще говоря, аспи труднее понимать социальные знаки: например, считывать тон голоса и выражение лица собеседника, если тот заскучал и хочет поскорее свернуть беседу.

Люди с синдромом Аспергера с большим трудом распознают намеки и нередко проявляют эмоции не понятным для окружающих образом. Им тяжело следовать общепринятым социальным нормам. Например, аспи могут встать слишком близко к человеку или завести разговор на неуместную тему. Трудности социализации и выстраивания обычных формальных отношений — их ахиллесова пята.

Отчасти именно поэтому аспи сложно устроиться на работу. В Германии, например, лишь 15% людей с аутизмом могут похвастаться постоянным местом.

Логика — всему голова

Однако интеллект у обладателей синдрома Аспергера чаще всего средний или выше среднего. Вкупе с выраженной склонностью к повторяющемуся поведению (один из признаков такого расстройства), они способны с легкостью, причем невероятно долго концентрироваться на одной задаче, не испытывая скуки от рутинных действий. Другая сильная сторона аспи — логическое и аналитическое мышление; алгоритмы — их стихия. Кроме того, люди с синдромом Аспергера крайне скрупулезны в деталях.

В результате мы видим. практически идеальных по набору характеристик специалистов технической поддержки.

Как рассказывает директор берлинского отделения компании «Аутикон» Роман Хинц, работники компании получают заказы с учетом их интересов и опыта. Работа над каждым проектом ведется группой сотрудников. Консультантов координируют менеджеры «Аутикон», менеджеры по проектам и так называемые «тренеры по работе», специально обученные для работы с людьми с синдромом Аспергера. Задача последних — помогать таким сотрудникам чувствовать себя комфортно и воспринимать задания в форме, которая им наиболее удобна. При желании, аспи могут работать даже из дома.

«Тренеры по работе», или так называемые «джоб-коучи», ведут работу и с клиентами компании, рассказывая им об аутизме. Отдельные лекции проводятся для персонала, не имеющего синдрома Аспергера, чтобы научить их правильно выстраивать отношения с аутичными коллегами.

Отбор сотрудников на позицию консультантов состоит из двух этапов: первый — отправка резюме, мотивационного письма и рекомендации с предыдущего места работы, если кандидат — не новичок. На первом этапе также предусмотрен онлайн-тест по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Дальше успешным претендентам-аспи предстоит тест на оценку профессиональных навыков в офисе «Аутикон».

«Сколько времени пройдет между подачей заявки и началом работы над первым проектом, зависит от индивидуальных сильных сторон кандидата, его потребностей, а также клиентской специфики», — рассказывает Хинц. Кроме того, при приеме на работу сотрудники с синдромом Аспергера проходят личностные и профессиональные тренинги. Работают они на полной ставке.

Бизнес под знаком социальной ответственности

Интерьер офисов «Аутикон» также продумывали таким образом, чтобы среда была полностью адаптирована под нужды людей-аспи. Ведь максимальный комфорт им очень важен. Например, в рабочих зонах отсутствуют яркие и отвлекающие элементы, которые обычно раздражают людей с синдромом Аспергера. Интерьер оформлен в сдержанных светлых тонах. Столы консультантов расположены вдалеке от трезвонящих рабочих телефонов и вне зоны попадания прямых солнечных лучей.

«Аутикон» — первая компания подобного рода в Германии. Основал ее в ноябре 2011 года немецкий разработчик программного обеспечения Дирк Мюллер-Ремус. У его сына Рикардо диагностировали синдром Аспергера в 2007 году, когда мальчику исполнилось 14 лет, и подросток начал испытывать трудности при социальном взаимодействии. Семья Мюллера-Ремуса взялась изучать диагноз сына и особенности людей с синдромом Аспергера. Родители Рикардо посещали встречи людей с таким же расстройством; именно там отец мальчика обратил внимание, что большинство их участников имеют высшее образование, но сидят без работы.

Тогда будущий основатель «Аутикона» уже знал, что многие люди с синдромом Аспергера — первоклассные программисты, искренне увлеченные этим делом. Они видят тончайшие шаблоны проектирования или так называемые «паттерны» в разработке программного обеспечения. Кроме того, аспи способны находить неожиданные инновационные решения.

Так у Миллера-Римуса родилась идея создания социально-ответственной компании, где можно использовать сильные стороны аутичных людей, помогая им обрести постоянное рабочее место.

На сегодняшний день подразделения компании «Аутикон» присутствуют в нескольких городах Германии, а также в Англии и Франции. В 2016 году, после открытия офисов в Лондоне и Париже, прибыль фирмы составила 4,5 миллиона евро. Также «Аутикон» может похвастаться получением частных инвестиций от таких «зубров» бизнеса, как британский предприниматель и основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон. На сегодняшний день в «Аутикон» в общей сложности 140 сотрудников. Из них порядка 90 — профессиональные аутистичные айти-консультанты.

«Среди работников с синдромом Аспергера — как рядовые специалисты, так и самые талантливые в Европе технические разработчики, курировавшие сложнейшие проекты таких компаний, как Siemens, Infineon Technologies и «Альянс», — рассказывает Роман Хинц. Также «Аутикон» сотрудничает с Mensa (крупнейшая, старейшая и самая известная некоммерческая организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта. Открыта для всех, кто сдал стандартизированные тесты IQ лучше, чем 98% населения. — прим. ред.) . Кроме того, представители компании принимают участие в мероприятиях объединения аутистичных людей Германии Aspies e.V и федеральной ассоциацией помощи людей с расстройствами аутистического спектра Autismus Deutschland. Фирма ведет сотрудничество и с диагностическими центрами аутизма крупнейшего европейского госпиталя «Шарите». Так что на примере «Аутикон» можно убедиться: аутизм для профессиональной самореализации — не приговор.

В России обладателей синдрома Аспергера не всегда воспринимают как людей с инвалидностью. До недавнего времени официально даже не ставился диагноз „аутизм“, в документах его обозначали как „шизофрению“. Причем нередко — особенно в среде IT, — встречаются замкнутые, немногословные люди, чья манера поведения очень похожа на проявления этого синдрома, хотя такое часто списывается на особенности характера.

Да, отдельные НКО реализуют программы помощи людям с синдромом Аспергера, но на государственном уровне работа системно не ведется. Ее нет даже в федеральной программе „Доступная среда“. И таким россиянам пробиваться в жизни и в профессиональной сфере приходится самостоятельно. Некоторым удается: ведь люди с аутизмом обладают большим вниманием и сосредоточенностью, способностью к монотонной работе. Именно поэтому некоторые аутисты, в том числе с Аспергером, часто находят себя в IT, но их не так много.

К сожалению, без высшего образования зачастую единственный вариант трудоустройства для них — ручной однообразный труд. Хотя зарубежный опыт в России применить вполне реально. Пару лет назад мы общались с организацией из Израиля, готовой обучать их в России специальности „тестер компьютерных багов“. Создание подобных программ находится на стыке интересов и деятельности НКО и бизнеса. Бизнес предоставит рабочие места, так как заинтересован в таких сотрудниках — ведь люди с Аспергером имеют явные конкурентные преимущества в некоторых технических профессиях, — а НКО способны обеспечить им подготовку и требуемое сопровождение».

«В нашей стране подобная практика встречается редко. И так и будет продолжаться, пока мы все не поймем, что люди с инвалидностью могут и должны быть эффективными работниками: достаточно подобрать для них подходящую сферу деятельности и адаптировать рабочие места.

Отдельные НКО реализуют программы помощи людям с синдромом Аспергера, но на государственном уровне работа системно не ведется. Ее нет даже в федеральной программе „Доступная среда“. И таким россиянам пробиваться в жизни и в профессиональной сфере приходится самостоятельно. Некоторым удается: ведь люди с аутизмом обладают большим вниманием и сосредоточенностью, способностью к монотонной работе. Именно поэтому некоторые аутисты, в том числе с Аспергером, часто находят себя в IT, но их не так много.

Представитель фонда «Перспектива» Михаил Новиков

От редакции: Фонд Сiti и РООИ «Перспектива» на данный момент реализуют совместный проект по трудоустройству людей с инвалидностью в Москве, Санкт-Петербурге и Рязани, разрушая мифы об отсутствии профессиональных способностей людей с инвалидностью. За 2015-2016 г. более 100 человек были успешно трудоустроены.

plus-one.ru

Темпл Грандин: «Выбор подходящей профессии для людей с аутизмом или синдромом Аспергера»

Профессию следует выбирать таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Как высокофункционирующие, так и низкофункционирующие люди обладают плохой кратковременной рабочей памятью, но зачастую их долговременная память лучше, чем у большинства обычных людей. Мне трудно справляться с задачами, которые предъявляют высокие требования к краткосрочной рабочей памяти. Я не могу справляться с несколькими задачами одновременно. В Таблице 1 приведены примеры ПЛОХИХ профессий, которые мне совсем не подходят. В Таблице 2 приведены примеры подходящих профессий для таких визуальных мыслителей как я, которые не требуют способностей к математике. Многие профессии, подходящие для визуальных мыслителей, также хорошо подходят людям с дислексией.

Профессии для визуального мышления в Таблице 2 не требуют быстрой обработки информации в краткосрочной рабочей памяти. Однако они полностью задействуют мое визуальное мышление и большую долгосрочную память. В Таблице 3 приведены примеры профессий для невизуальных мыслителей, у которых есть способности к цифрам, фактам или музыке. Они также связаны с низкими требованиями к краткосрочной рабочей памяти и используют прекрасную долгосрочную память. В Таблице 4 приведены примеры работ для низкофункционирующих людей с аутизмом, в которых они могут преуспеть. При всех видах аутизма и синдроме Аспергера необходимо сохранять низкие требования к краткосрочной рабочей памяти. Если бы я была компьютером, то у меня был бы огромный жесткий диск, вмещающий в 10 раз больше информации, чем обычный компьютер, но очень маленький процессор. Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор. У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать две или три вещи одновременно.

Несколько профессиональных советов для людей с аутизмом или синдромом Аспергера:

— Работа должна иметь четко определенную цель или конечный результат.

— Продавайте свою работу, а не свою личность. Создавайте портфолио с примерами своей работы.

— Начальник должен признавать ваши социальные ограничения.

Очень важно, чтобы высокофункционирующие аутисты и люди с синдромом Аспергера постарались получить диплом в той области, в которой они собираются работать. Специальности, связанные с компьютерами, — это хороший выбор, потому что у многих лучших программистов есть или синдром Аспергера, или некоторые его черты. Другие хорошие специальности включают: бухгалтерское дело, библиотечное дело, искусство с акцентом на коммерческое искусство и чертежное дело. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика. Тем не менее, можно сочетать диплом по архивному делу с дипломом по истории, но степень по архивному делу облегчит поиск хорошей работы.

Некоторым людям можно рекомендовать начать изучать чертежное дело, программирование или коммерческое искусство уже в старших классах школы. Это поможет им повысить мотивацию и станет убежищем от насмешек окружающих. Семьям с низким уровнем дохода может быть сложно приобрести компьютер для ребенка, чтобы он осваивал программирование или черчение с помощью компьютера. Можно попробовать получить использованные компьютеры по низкой цене или бесплатно, например, в фирме, обновляющей оборудование. Многие люди не знают, что в школах, банках, фабриках и других организациях могут стоять без дела устаревшие компьютеры. Это может быть не современная модель, но она сгодится для обучения.

В заключение: людям с синдромом Аспергера или аутизмом приходится компенсировать низкие социальные навыки, добиваясь таких успехов в своей специальности, чтобы люди «покупали» их профессиональные навыки, даже несмотря на низкие социальные навыки. Поэтому так важно сделать хорошее портфолио вашей работы. Вам потребуется научиться нескольким социальным навыкам для выживания, но вы сможете найти друзей по работе, где у вас будут общие интересы с людьми той же профессии. Вся моя социальная жизнь так или иначе связана с моей работой. Я дружу с теми людьми, с которыми я занимаюсь общим интересным делом.

Таблица 1

Плохие профессии для людей с высокофункционирующим аутизмом или синдромом Аспергера: профессии, предъявляющие высокие требования к краткосрочной рабочей памяти

Кассир в магазине – необходимость быстро давать сдачу слишком перегружает краткосрочную рабочую память

Повар, готовящий на заказ – нужно отслеживать разные заказы и готовить разные блюда одновременно

Официант – особенно трудно следить за разными столиками

Крупье – нужно уделять внимание большому количеству деталей

Диспетчер таксопарка – нужно уделять внимание большому количеству деталей

Стенография – не подходит к людям с проблемами аудиторной обработки

Агент по авиабилетам – нужно разбираться со злыми людьми, чьи полеты отменили

Фьючерсная торговля – в принципе невозможно

Авиадиспетчер – слишком высокие информационные перегрузки и стресс

Ресепшионист и оператор на телефоне – возникнут проблемы, когда будет поступать много звонков

Таблица 2

Хорошие профессии для визуальных мыслителей

Компьютерное программирование – большой рынок труда с разнообразными рабочими местами, особенно в индустриальном автоматизировании, разработке программного обеспечения, компьютерах для бизнеса, коммуникациях и сетевых системах.

Чертежное дело – инженерные чертежи и чертежи с помощью компьютера. Такая профессия предлагает много возможностей. Чертежное дело – это прекрасная отправная точка для различных интересных технических специальностей. Я знаю людей, которые начали собственное чертежное дело, а затем перешли на дизайн и конструкцию целых фабрик. Чтобы преуспеть в чертежном деле, нужно сначала научиться чертить от руки. По моим наблюдениям, большинство людей, которые прекрасно рисуют в компьютере, сначала научились рисовать от руки. Люди, которые никогда не учились рисовать от руки, склонны к тому, чтобы забывать важные детали.

Коммерческое искусство – рекламная индустрия и периодические издания могут предлагать много фрилансовой работы.

Фотография – фотографии, видео, телесъемка могут быть фрилансовой работой.

Дизайн оборудования – во многих индустриях человек может начать как чертежник, а потом перейти к дизайну производственного оборудования.

Тренер животных или ветеринарный техник – можно стать тренером школы для собак или консультантом по проблемам поведения животных.

Автомеханик – может визуально представлять работу всей машины.

Ремонт компьютеров – может визуально представлять проблемы в компьютерах и сетях.

Мелкий ремонт – есть возможность создать собственный малый бизнес.

Различные ремесла – резьба по дереву, ювелирное дело, керамика и т.д.

Техник-лаборант – модифицирует и создает специализированное лабораторное оборудование.

Веб-дизайнер – хороший рынок труда, где можно заниматься фрилансом.

Строительные ремесла – плотник или сварщик. Для этих работ нужны хорошие визуальные навыки, но эти профессии противопоказаны людям с проблемами моторики и координации.

Разработчик компьютерных игр – необходимо выделяться на этом рынке, поскольку он переполнен соискателями. Больше рабочих мест можно найти в индустриальной, коммуникационной сфере или в разработке программного обеспечения. Другой недостаток в том, что эта профессия может быть связана с образами насилия.

Компьютерная анимация – визуальные мыслители могут преуспеть в этой области, но в ней еще больше конкуренции, чем в сфере бизнеса или компьютерного программирования. Компании нанимают иммигрантов, поскольку хороших программистов до сих пор не хватает.

Поддержка состояния зданий – починка труб, окон и других предметов жилищного комплекса, гостиниц или офисов.

Поддержка состояния фабрик – починка производственного оборудования.

Таблица 3

Хорошие профессии для невизуальных мыслителей: тех, у кого есть способности к математике, музыке или фактам

Бухгалтерский учет – можно очень преуспеть в специализированных областях, например, налогообложении.

Библиотечное дело – библиотекарь-консультант. Помощь людям в поиске информации в библиотеке или Интернете.

Компьютерное программирование – его менее визуальные разновидности, можно работать фрилансом.

Инженерное дело – работа с электричеством, электроникой или в области химии.

Журналист – аккуратное обращение с фактами может быть преимуществом, можно работать фрилансом.

Редактор-корректор – правка текстов. Многие люди работают фрилансерами для крупных издательств.

Водитель такси – может точно знать, где находится каждая улица.

Складской контроль – отслеживает все, что хранится на складе.

Настройка пианино и других музыкальных инструментов – можно работать фрилансом.

Техник-лаборант – отвечает за лабораторное оборудование.

Банковский кассир – точно подсчитывает деньги, меньше требований для краткосрочной рабочей памяти, чем у кассира, который должен быстро выдавать сдачу.

Клерк и работа с архивами – точно знает, где находится каждый документ.

Телефонный маркетинг – нужно повторять одно и то же во время телефонных продаж. Проблемой может стать очень шумное окружение. Телефонные продажи позволяют избежать многих социальных проблем.

Статистик – может работать в разнообразных областях, в том числе в науке, индустриальных службах по контролю качества, государственных управлениях и департаментах и так далее.

Физик или математик – в этих областях очень мало рабочих мест. Найти и сохранить работу могут только самые одаренные. В области компьютерного программирования и бухгалтерского учета рабочих мест больше.

Таблица 4

Профессии для невербальных людей с аутизмом или людей с низкими вербальными навыками

Расстановка книг по полкам в библиотеке – может запомнить всю систему учета и расположение полок.
Фабричная сборка – особенно в тихой и спокойной обстановке.

Копирование – работа с копиром.

Уборщик – мытье полов, туалетов, окон и уборка в офисах.

Фабрики по переработке – работа по сортировке.

Работа на складе – разгрузка грузовиков, расстановка коробок.

Озеленительные работы – стрижка газонов и другие подобные работы.

Ввод данных – не подходит людям с серьезными моторными проблемами.

Рестораны быстрого обслуживания – уборка и приготовление пищи, если нет требований к краткосрочной памяти.

Уход за растениями – полив растений в крупных офисных зданиях.

www.aspergers.ru

Новости Фонда: «Не ограничение, а преимущество»

Прошел круглый стол, посвященный цифровому будущему людей с РАС

6 апреля в компании Mail.ru Group прошел круглый «Люди с аутизмом в цифровом мире: образование и профессия», где фонд «Выход» принял участие в качестве экспертного партнера. Кроме того, при поддержке фонда будет разработано онлайн-пособие, посвященное образованию людей с РАС в сфере IT.

Новости Фонда: Круглый стол в Воронеже по теме 18+

В департаменте соцзащиты состоялось межведомственное правительственное совещание с участием федеральных экспертов

На встрече были главы и сотрудники департаментов социальной защиты, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта правительства Воронежской области. Принимающей стороной стал Департамент социальной защиты. Кроме того, в работе круглого стола участвовали член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере, директор «Центра лечебной педагогики» А.Л. Битова, эксперт Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Е.Ю. Заболоцкис, представители родительской общественности и фонда «Выход». Вела круглый стол оргконсультант фонда А.М. Берколайко.

Интервью. «Этот человек не похож на меня, и я боюсь»

Вера Шенгелия и Любовь Аркус о границах нормы в жизни и в искусстве

В рамках параллельной программы к выставке в Царицыно «Люди должны быть разными» прошел пабликток, во время которого журналист, общественный деятель Вера Шенгелия взяла интервью у президента фонда «Выход в Петербурге», создателя центра «Антон тут рядом» Любови Аркус.

Интервью. Кэрол Шелл: «Многие люди с аутизмом могут работать»

Интервью со специалистом в области помощи взрослым с аутизмом, одной из докладчиков II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», которая прошла 6-8 октября 2016 года в Воронеже

Доктор Кэрол Шелл — психолог, педагог, директор «Ресурсного центра по аутизму Виргинии», профессор Университета Содружества Виргинии (США). Более 30 лет она помогает подросткам и взрослым с РАС в качестве педагога, администратора, исследователя и консультанта. Одна из основных авторов модели SEARCH по трудоустройству молодых людей с РАС на конкурентные рабочие места, которая продемонстрировала высокую эффективность, и о которой она рассказала в рамках конференции.

Аутизм и общество. В Голливуде аутисты работают над сериалом «Игра престолов» и фильмами о «Мстителях»

Выпускники образовательной программы «Исключительные разумы» для аутичных взрослых работали над компьютерными эффектами многих известных проектов, включая «Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Человек-муравей», «Мстители: эра Альтрона» и сериал «Игра престолов»

Программу высоко оценивают как выпускники, так и их семьи, в первую очередь потому, что многие студенты, попав в «Исключительные разумы», начинают жить самостоятельно, впервые приобретают друзей и начинают общаться с другими людьми. Для большинства родителей детей с РАС это было несбыточной мечтой.

Аутизм и общество. Люди с аутизмом теперь востребованы в армии Израиля

В рамках специальной программы молодые солдаты с аутизмом занимаются анализом снимков подозрительных объектов со спутника

У большинства людей с аутизмом есть трудности с коммуникацией и другие проблемы, которые затрудняют для них трудоустройство. Однако также у них могут быть особенности, которые могут быть выгодны на рабочих местах, в том числе это относится к уникальности их мышления и памяти. Для того, чтобы использовать эти способности, армия Израиля реализует специальную программу, которая рекрутирует молодых людей с аутизмом для анализа спутниковых фотографий.

Специалистам. Жизненные навыки для успешного трудоустройства при аутизме

Рекомендации специалиста по реабилитации для помощи людям с аутизмом в трудоустройстве

Трудоустройство — это не просто зарабатывание денег для выживания. Трудоустройство — это возможность внести свой вклад в общество. Работа поддерживает в человеке чувство собственного достоинства. Как же наилучшим образом поддержать взрослых людей в спектре аутизма, которые хотят работать?

Вопрос-ответ. Как помочь юношам и девушкам с аутизмом и синдромом Аспергера в трудоустройстве?

Опыт проекта по трудоустройству молодых людей с РАС в американской организации Чейпел Хейвен

Сотрудники Чейпел Хейвен решили подойти к проблеме творчески, пересмотреть методики, которые использовались для оценки вакансий, и уделять больше внимания налаживанию отношений с местными работодателями. И такой подход себя оправдал.

Записки аутиста. Переход от учебы к работе для аутичных молодых людей

Одна из самых известных людей с аутизмом в мире о том, как правильно подготовиться к трудоустройству

Посетив множество конференций, на которых поднимались вопросы аутизма, я часто слышала об аутистах, которые успешно оканчивали школу и даже получали высшее образование, но не могли после этого устроиться на работу.

Вопрос-ответ. Как создать рабочее место, дружественное к аутизму?

Рекомендации для руководителей сотрудников с расстройствами аутистического спектра

Все больше и больше компаний, особенно в секторе технологий, признают преимущества, которые аутисты могут принести их организации, и нанимают их. Тем не менее, для того, чтобы использовать необычные сильные стороны и таланты аутичных сотрудников необходимо создать дружественную к аутизму рабочую обстановку.

outfund.ru

Люди с аутизмом и синдромом Дауна — о том, где они работают и как тратят деньги

«Иногда аутизм даже на руку»

Я работаю в небольшом IT-стартапе: пишу искусственный интеллект для телеграм-бота — финансового консультанта. У меня высокофункциональный аутизм — синдром Аспергера. Свой диагноз на работе я не афиширую. Коллеги говорят, я немножко странный, но аутистом прямо меня никто не называет.

Мое предыдущее место работы — РИА «Новости». До меня туда устраивался другой парень, но его не взяли, так как он был слишком аутичный и требовал постоянного внимания. Я писал парсеры для отдела инфографики, получал стабильную зарплату и вкусные обеды, мог заниматься на рабочем месте своими делами. Многие решат, что это идеальные условия. Но я ушел, потому что не хотел, чтобы ко мне относились как к аутисту. Я начал искать настоящую работу, где ко мне не было бы снисхождения.

Зарплата у меня — выше среднего по рынку. Последний месяц я веду запись всех своих расходов, чтобы лучше контролировать бюджет. Сейчас коплю на автомобиль. В этом году я полностью обновил свой гардероб и внешний вид. Раньше совершенно не придавал этому значения: ходил в старом свитере, мог надеть рваную рубашку, пренебрегал душем.

Аутисты часто становятся крутыми музыкантами, программистами, учеными. Иногда аутизм даже на руку. Мне кажется, сложно погрузиться в науку достаточно глубоко, если у тебя получается нормально общаться с людьми. В IT часто работают замкнутые люди, которые легко могут принять аутиста за своего.

На работе необходимо соблюдать общественные ритуалы и сроки. Это мои основные проблемы. Часто я называю неадекватные сроки выполнения задачи или неправильно рассчитываю время прихода на встречу. Такая же ситуация может получиться с деньгами, когда я планирую бюджет.

У меня есть способность казаться очень умным — это из-за того, что я говорю так много сложных слов про IT и квантовую механику. Однако моя рекомендация людям с аутизмом, которые хотят устроиться на работу, звучит так: не нужно пытаться показать на собеседовании весь свой интеллект. Когда вы ищете работу, стоит обращать внимание на собеседника и слушать, что он говорит.

Я с самого детства понимал, что со мною что-то не так. Иногда я спрашивал у мамы, не сумасшедший ли я. В школе учителя говорили другим детям, что я больной. У меня была большая проблема во взаимодействии с другими людьми, особенно противоположного пола.

Я плохо считываю намеки и знаки. Когда я читаю в книжке: «И тогда она презрительно посмотрела на него…» — мне все понятно. Но когда я смотрю фильм, я не понимаю эмоции героев. В итоге я и другой человек можем воспринять фильм совершенно по-разному. Для меня окажется важным то, на что он даже не обратит внимания, и наоборот.

У меня много тараканов. Вот, например, сейчас вы налили мне чай, и я сказал вам спасибо, а вы ничего не ответили. Не знаю, слышали вы или нет. У меня возникло желание еще раз сказать вам спасибо, потому что мне требуется фидбэк. При этом, разговаривая с человеком, я могу не задать ему ни одного вопроса, а только выдавать информацию в больших объемах. А еще я очень быстро хожу, иногда даже перехожу на бег. Сейчас специально заставляю себя ходить как можно медленнее.

«Мне нравится море. Эту тему я однажды использовал в своей работе: выкладывал мозаику в виде рыбок»

Я начал заниматься керамикой в Центре лечебной педагогики на улице Строителей, а теперь работаю в мастерской «Особая керамика». Зарплата у меня не очень большая. В основном я трачу ее в магазине и палатке. В магазине покупаю сыр, хлеб и другие продукты, а в палатке — кока-колу или пепси.

У меня есть девушка Ира, мы встречаемся уже 3 года. Она работает в швейной мастерской и ездит в колледж по новому МЦК на «Ласточке». С Иришкой мы обычно видимся каждую неделю, но сейчас она в отпуске. У нас есть планы на будущее: жить вместе в квартире, которую делает ЦЛП на «Водном стадионе», — в социально сопровождаемом жилье. Эти дома уже построены, но договор между ЦЛП и московскими властями пока не подписан.

У меня было хорошее лето. Я ездил в Питер с родителями, а еще — в Переславль с Ирой, ребятами из нашего колледжа и педагогами. Вообще, я много путешествую: был на Мальте, в Литве, Турции, Чехии, Узбекистане, Хорватии. Еще хотел бы куда-нибудь поехать, если бы не кризис. Моя любимая страна — Литва: я был там в 2006 году, мне очень понравилось.

Мое первое знакомство с керамикой произошло в 14 лет. В ЦЛП нас распределяли по разным мастерским: меня — в керамическую, Иру — в полиграфическую, других ребят куда-то еще. Там одна художница заметила, что мы хорошо учимся делать красивые керамические вещи. Она говорила, что нас можно научить. Сначала ей никто не верил, но она говорила, говорила — и постепенно поверили. Теперь у нас есть настоящая работа.

Я леплю, расписываю, клею деколи на чашки, делаю мозаики. Больше всего мне нравится роспись. Меня вдохновляют путешествия, вокзалы, поезда, самолеты, курорты, страны и города. Кроме, конечно же, Украины и Крыма, потому что из-за них всякие там санкции и нельзя нормально посмотреть новости. А Европа, США, Азия и другие места в России — это мне нравится.

Я не смотрю новости, потому что там постоянно твердят про санкции и Украину. Я даже избегаю такси, магазинов, где включено радио с новостями. Дома у нас работают каналы с сериалами и путешествиями. У меня начинается истерика, когда мама их переключает. Я пользуюсь фейсбуком, в интернете смотрю расписание поездов и самолетов, погоду.

Музыку я не слушаю. Зато люблю книги, особенно «Гарри Поттера». Еще люблю живопись, наверное, потому что у меня родители архитекторы и художники. Но они мне не помогают — я сам все умею. Люблю ходить в музеи и на концерты. В последний раз был в Пушкинском музее летом — на выставке Бакста и выступлении ансамбля африканских песен «Кимбата». Наверное, надо сходить на Айвазовского. Мне нравится море. Эту тему я однажды использовал в своей работе: выкладывал мозаику в виде рыбок.

У нас в мастерской 14 человек. Мне больше нравится делать керамику не одному, а вместе с кем-то. Я обращаюсь за помощью к Юле, Тамаре, Рахили. Мне нравится моя работа — это намного интереснее, чем, например, работать в банке.

Мама часто бывает на ярмарках, где выставляется и продается наша керамика. Скоро, кстати, будет новая ярмарка — и у нас начнется авральная работа.

Вы можете сфотографировать меня один разок, но не больше.

«Свою зарплату я планирую вложить в бизнес: купить косметику, чтобы начать работать с женщинами»

Я учусь в колледже и работаю помощником менеджера в голландской транспортной компании Voerman в Москве. В мои обязанности входит обслуживать переговоры: наливать кофе или чай. Еще я пользуюсь техникой, например, посудомоечной машиной.

Я работаю вместе с Гришей, и у нас хорошие отношения. Он ходит в очках, как и я. Гриша тоже учится в колледже — он там повар. А я занимаюсь дизайном интерьеров, оформлением одежды и предметов быта.

Наш руководитель дает нам разные задания. Например, сегодня Гриша сам ходил на склад, а я вытирала пыль с растений. А еще мы наклеивали адреса на конверты.

Моего директора зовут Дэнис, он голландец и говорит на английском. Один раз он лично попросил меня подготовить чай и обслужить переговоры. Я немножко стеснялась, конечно: не сразу зашла в кабинет, но потом все-таки занесла чай. Все получилось хорошо, только я забыла забрать поднос.

Сегодня на работе я немного расстроилась. Так получилось, что мальчик Гриша освоил сканер лучше, чем я. Но я все равно научусь — у мамы есть сканер дома, буду тренироваться. А он не умеет работать с посудомойкой!

Мама меня любит, уважает, покупает все красивое: одежду, заколки, резинки. Еще мне нравится косметика. У меня даже есть своя система по уходу за лицом и телом. Сейчас я читаю книжку «Сбываются мечты» про женщину Мэри, которая создала компанию «Мэри Кей». Сегодня или завтра я дочитаю ее до конца. Свою зарплату я планирую вложить в бизнес: купить косметику, чтобы начать работать с женщинами.

Раньше я училась в обычной школе с обычными детьми. Но потом директор сказал, что мне вместо аттестата дадут только справку об окончании школы. Мы удивились, потому что у меня были хорошие оценки: четверки и пятерки. А еще английский я 8 лет учила. В итоге я перешла в другую школу и там получила аттестат. Я бы вам его показала, но мы его сдали в колледж.

Мой хороший друг в школе — Женя Макаров. Он мне помогал в дневник записать домашнее задание, потому что у меня никак не получалось — не успевала. А еще у нас был замечательный учитель физкультуры.

Чем я только ни увлекалась. Участвовала в соревнованиях по плаванию и получила очень много грамот. Еще ходила на художественную гимнастику, танцы, вокал, в театральную студию и в театр моды. Один раз я участвовала в международном конкурсе «Цветик-семицветик», показывала этюд «Кошки» и получила третье место. Когда я сделала 2 колеса — все на уши встали! Мне так все аплодировали! А еще я могу шпагат, и мостик, и даже кольцо.

У меня есть личный компьютер. Я там сейчас перепечатываю книгу под названием «Каникулы в Простоквашино» — чтобы не забывать грамоту. Печатать мне нравится больше, чем писать ручкой, потому что если что-то неправильно, я могу это стереть и написать правильно, а чернила приходится замазывать.

Я есть в интернете — старший брат сделал мне страницу в «ВКонтакте», и у меня там уже 7 друзей. И я надеюсь, что будет еще больше.

daily.afisha.ru