Ранний детский аутизм методы коррекции

Ранний детский аутизм методы коррекции

Адрес в интернет: http://www. ise.edu.mhost.ru/almanah/9/ p58 .htm

КОРРЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.
Шпицберг И.Л.

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» (Москва)

Многие исследования природы и структуры особенностей развития детей с синдромом раннего детского аутизма подтверждают гипотезу о гиперсензитивном восприятии, свойственном им на ранних этапах онтогенеза. С учетом этой гипотезы становится очевидной невозможность адекватного развития сенсорных систем у детей с РДА. Также можно предположить, что дефект формируется как в процессе раннего формирования сенсорных систем (до 1,5 – 2 лет), так и впоследствии, в результате использования патологически сложившегося «сенсорного стереотипа».
В норме, ребенок учится распознавать внешние объекты максимально достоверно за счет:

— оттачивания техники «фиксации» на объекте, используя навыки игнорирования вторичной, шумовой информации;

— синтеза различных сенсорных сигналов от различных сенсорных систем и анализа различных качеств и свойств объекта.

При РДА, так как большинство поступающих сенсорных сигналов воспринимаются как избыточные, ребенок вынужден обучаться процессам «игнорирования», снижения интенсивности поступающего сигнала. Формируется механизм защиты от «внешних воздействий» (О.С.Никольская–2000г.) Вместо последовательного развития и совершенствования сенсорных систем в направлении изучения окружающего мира развивается механизм игнорирования внешних сигналов.

Можно предположить, что для реализации задач, связанных с игнорированием, аутичный ребенок тренирует и совершенствует механизмы фиксации, добиваясь максимального самопоглощения свойствами выделяемого объекта. При этом формируются стереотипные виды деятельности «подкрепляющего» и «замещающего» характера в зависимости от поглощенности процессом и возможности совмещения стереотипной и произвольной деятельности.
В то же время интенсивно развивается чувствительность по направлениям, несущим минимум сенсорной информации — вместо насыщенного сенсорными сигналами фронтального направления развиваются периферические зрительные и слуховые поля. Избегаются любые яркие (интенсивные) сенсорные стимулы, ребенок избегает глазного контакта, плачет, когда его берут на руки. Сенсорные механизмы отстраиваются так, чтобы, воспринимая минимум сенсорной информации, тем не менее давать ребенку представление о внешнем мире. Поэтому не формируется синтез различных сенсорных систем (зрительной, слуховой, кинестетической), не формируется бинокулярное зрение и биноуральный слух.
Если посмотреть, как аутичный ребенок отслеживает руку взрослого, звенящую в колокольчик, можно заметить, что он или смотрит или слушает, и никогда не делает того и другого вместе.
Одновременно с выбором наименее информативных сенсорных направлений как приоритетных в восприятии внешнего мира формируется устойчивая система замещений предполагаемых незнакомых (и, следовательно, потенциально опасных) стимулов хорошо известными собственными — формируются «аутостимуляции», стереотипии. В этом процессе также ведущую роль играет развитие механизмов фиксации.
Таким образом, ребенок останавливается на «аутичном» варианте механизма саморегуляции как на наиболее адаптивном в его случае.
В дальнейшем, когда острый (сенситивный) период проходит, ребенок продолжает осваивать внешний мир уже более спокойно, используя свою специфически отстроенную сенсорную систему. Совершенствуются периферические сенсорные направления, мир воспринимается дискретными сигналами, не связанными ни в рамках одной сенсорной системы, ни в синтезе различных систем. Стереотипии занимают существенное, главенствующее место в общей «сенсорике», подразделяясь на «замещающие» и «подкрепляющие». «Замещающие» практически полностью вытесняют внешние сенсорные стимулы, «подкрепляющие» обеспечивают стабильное самоощущение, не препятствуя восприятию внешней информации.
В течение 10 лет в центре реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» разрабатывается и используется в коррекционной практике методика соматосенсорной коррекции детей с нарушениями в развитии в первую очередь аутистического спектра.
Суть методики в специфическом взаимодействии специалиста и ребенка, при котором специалист оказывает воздействие на сенсорные системы ребенка, формируя стимулы в соответствующих зонах периферической и фронтальной чувствительности.
Целью взаимодействия является стимулирование последовательного адекватного развития сенсорных систем ребенка схожего с естественным развитием, соответствующим определенным этапам онтогенеза. При этом особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу различных сенсорных систем (в первую очередь — зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия), формированию фронтального сенсорного направления как приоритетного. Помимо этого существенное внимание уделяется совершенствованию механизмов фронтального взаимодействия ребенка со специалистом.
В качестве стимулов используется в первую очередь лицо и ладони рук специалиста, положение его тела в пространстве относительно ребенка, различные звуки, издаваемые специалистом (хлопки в ладоши и т.п.). Метод учитывает онтогенетически закрепленную потребность ребенка в установлении первичного контакта со взрослым на ранних этапах онтогенеза, ориентируясь на лицо и глаза взрослого.
Таким образом, помимо задач, связанных с развитием сенсорики ребенка, в процессе занятий заново выстраивается коммуникативный стереотип, в норме формирующийся на первом году жизни.
Наиболее ощутимыми результатами работы является снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира, существенное увеличение исследовательской активности, улучшение коммуникативных возможностей, общая нормализация эмоционального состояния, увеличение объема произвольных действий. Как следствие, отмечается рост успешности в процессе занятий с логопедами-дефектологами и другими специалистами, использующими когнитивно ориентированные методики. Улучшение психоэмоционального состояния повышает успешность детей с РДА в процессе интеграции в дошкольные и школьные учреждения общего вида.

©2000-200 6 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272
Регистрация ОФАП N 50200100254.

solnechnymir.ru

Раздел II. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

К. С. Лебединская. МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Проблема медикаментозной терапии раннего детского аутизма (РДА) имеет свой исторический путь, связанный как с эволюцией взглядов на эту патологию, динамикой отношений к ее лечению, так и традициям медицины, прежде всего — детской психиатрии в разных странах.

В отечественной психиатрии, долго рассматривавшей РДА в основном в рамках детской шизофрении, его проявления расценивались как симптоматика самой болезни. Поэтому предпочитались достаточно высокие дозы нейролептических препаратов.

Это же было характерно для американской психиатрии с 50-х гг. в связи с победным опьянением от «психофармакологической эры» — парадом открытий психотропных препаратов. Тяжелых возбужденных больных удавалось «вписать в интерьер», сделать относительно управляемыми, но, как заключил отец аутичного ребенка «жить стало проще, но мы потеряли сына». Конечный эффект больших доз нейролептиков в детской практике сводился к угнетению познавательных процессов, психического развития ребенка в целом.

Как известно, в 60-е гг. за рубежом, прежде всего в США, начала преобладать идея РДА как особой аномалии психического развития, связанной с психотравмирующими условиями воспитания: патологически тяжелым эмоциональным давлением матери, парализующим психическую активность ребенка. Такой подход предусматривал необходимость не медикаментозного лечения, а психотерапии: реконструкции межличностных отношений «мать — ребенок». Присоединение к этому и предшествующего неудачного опыта от лечения большими дозами нейролептиков отбросило поиск адекватного лечебного воздействия в сторону только психолого-педагогической коррекции. Медикаментозная терапия была скомпрометирована как фактор, тормозящий нормальный психический онтогенез. Стадия неоправданного терапевтического оптимизма сменилась стадией такого же неоправданного пессимизма.

Однако постепенно накапливалось все больше данных о биологической природе РДА. В 70-х гг. эта аномалия развития была описана при таких грубых органических поражениях ЦНС, как фенилкетонурия, хромосомная патология (фрагильная Х-хромосома), такие дегенеративные заболевания, как болезнь Ретта и др. Это вновь развернуло поиск в сторону медикаментозной терапии РДА.

pedlib.ru

Коррекция раннего детского аутизма

Коррекция раннего детского аутизма

Синдром раннего детского аутизма имеет самые различные формы и проявляется в дефицитарности прежде всего речевого и социального развития.

Изучение речевой сферы детей, у которых нарушена эмоциональная связь с окружающим миром, а также организация коррекционной работы с детьми с аутистическими расстройствами – особый раздел дефектологической науки. В настоящее время отечественные авторы аутистический дизонтогенез трактуют как искаженное психическое развитие, а ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза: биологически обусловленное особое нарушение психического развития, центральное место в котором занимают трудности коммуникации и социализации, тесно связанные с речевыми проблемами. К особенностям речевых проявлений детей с аутизмом, широко представленных в клинических исследованиях, относят феномен мутизма, эхололии, реверсий местоимений, «телеграфной» и «фонографической» речи.

В процессе коррекции раннего детского аутизма возникают препятствия в установлении социальных связей с миром, ребенок может обнаружить регресс к более простым формам поведения. Внешне создается впечатление, что он утратил приобретенные навыки, плохо обучаем и мало заинтересован совместными действиями со взрослыми, не выполняет его просьб, отворачивается от него и теряет с ним зрительный контакт. В одних случаях он полностью «выпадает» из ситуации взаимодействия, в других переключается на предметы – начинает вертеть их в руках, постукивать ими. При организации речевого взаимодействия детям с аутизмом необходимо уделять особое внимание, так как они обладают активным словотворчеством, свободной игрой с речевыми формами, у них часто встречается недостаточность понимания и осмысления речи.

Коррекционная работа по развитию речи детей данной категории выражается в установлении эмоционального контакта, формировании положительной коммуникативной мотивации, развитии понимания речи и возможности активно пользоваться ею, активизации речевой деятельности в игровых и обучающих ситуациях. Решение этих задач во многом зависит от того, насколько правильно подобраны методы и приемы логопедического воздействия.

Комплекс игровых упражнений

Кинезиологическая гимнастика

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; повышение устойчивости внимания; динамический праксис.

«Кулак – ребро – ладонь» (упражнение выполняется на песке). Три положения руки на плоскости песочного листа последовательно сменяют друг друга. Ладонь: на плоскости, сжатая в кулак; ребром на плоскости песочницы; распрямленная на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Данное упражнение обязательно сопровождается речевыми командами: «Кулак – ребро – ладонь. Повтори: раз – два – три. Раз – два – три – стоп!». Это необходимо для развития слухового внимания и двигательного самоконтроля.

«Зеркальное рисование на песке». Одновременно правой и левой рукой ребенок рисует симметричные рисунки на песочном листе. При обучении грамоте это могут быть буквы и слоги. Педагог может организовать игру «Найди правильную букву». Ребенок должен сравнить изображение и найти графически правильный образ буквы, выделив его другим песком.

Пальчиковый игротренинг с элементами песочной терапии (на основе су-джок терапии)

Цель: развитие мелкой моторики, тактильного и пространственного восприятия.

Материал и оборудование: песок сухой, речной; песок декоративный (серебряный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой); шесть контейнеров для различного вида песка; набор камней различной величины; браслет детский; кольца на каждый палец, изготовленный из ниток; пластмассовая черепаха.

Приветствие: ладони «здороваются»:

Упражнение выполнять на песочном листе, наполненном сухим (речным) песком. Ладони педагога и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).

«Согреем наши ладони».

Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней, затем поочередно тыльные поверхности одной руки ладонью другой. Упражнение выполнять на песочном листе.

«Ручки умываются» – движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполнять с использованием декоративного песка в разных емкостях:

— «Утренняя роса» (серебряный песок) – руки умываются в утренней росе;

— «Солнце» (желтый песок) – солнце ласкает руки;

— «Радость цветов» (оранжевый песок) – каждый цветочек улыбается, и руки умываются радостью цветов;

— «Листва» (зеленый песок) – листочки каждого дерева ласкают руки;

— «Речка» (голубой песок) – речка быстрая умывает руки чистой водой.

После выполнения упражнения промять все суставчики.

«Браслет». Соскользнуть на лучезапястный сустав. Выполнять массаж в виде окольцовывания с помощью речного песка (песочный лист), затем с использованием детского браслета.

«Черепаха спряталась». Согнутую фалангу среднего пальца руки «вкручивать» в центр ладони другой руки влево и вправо.

«Кольца черепахи». Использовать сухой (речной) песок, растереть межпальцевые промежутки (цент психической энергии). На каждый пальчик надеть кольцо, изготовленное из ниток, также растирая межпальцевые промежутки.

«Мальчики-пальчики». Помассировать, используя песок, каждый пальчик, протягивая и вибрируя. Возможны варианты: включение игровой потешки «Мальчик-пальчик».

«Пальчики встретились». Простучать каналы на кончиках пальцев, соединив при этом их подушечки.

«Пальчики играют в прятки». Пальчики любят играть в прятки, поэтому черепаха выпускает их, и они разбегаются врассыпную. Сбросить «грязную» энергию, встряхнуть руками.

«Камушек за камушком». Предварительно проложить две дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробуют «пройти» пальчиками дорожки, одновременно работая обеими руками. Возможны варианты: потешки «Вот как пальчики шагают!», «Большие ноги шли по дороге» (развитие чувства движения).

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Методические рекомендации: выполнять комплекс артикуляционных упражнений в сопровождении показа картинок-символов. Применение символов будет более эффективным, если их предварительно спрятать в песке. Задача ребенка – найти и раскопать их, а потом, называя картинку, выполнять артикуляционное упражнение.

Цель: формирование грамматического строя речи.

Упражнение «Большой и маленький». Педагог называет большой предмет (машина) и дает задание ребенку найти маленький предмет, спрятанный в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: машинка.

Упражнение «Чего не стало?» Педагог использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Педагог: «Что это?» Ребенок: «Это кубик». Педагог: «Спрячь кубик в песке. Нет чего?» Ребенок: «Нет кубика».

Упражнение «Нет кого?».

Педагог прячет в песок игрушки – животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался.

Упражнение «Чей хвост?». Для образования притяжательных прилагательных ребенок изменяет слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост.

«Слоговой анализ» (игра «Слогин»)

Цели: развитие фонематического слуха; слоговой анализ слов.

Методические рекомендации: для игры понадобятся заранее заламинированные карточки со словами, которые следуют спрятать в песок полностью: в двухсложных словах ребенок видит только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Педагог читает начало слова, ребенок должен назвать его конец. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, взрослый – слог, следующий по смыслу.

Цели: определение рода существительного; употребление местоимений мой, моя, моё, мои.

Методические рекомендации: для игры потребуются зонтик, украшенный ленточками, на которых с помощью скрепок подвешены предметные картинки в зависимости от лексических тем: «посуда», «мебель», «одежда», «обувь». Педагог вносит зонтик и демонстрирует его, акцентируя внимание ребенка на картинках. Далее начинает медленно крутить зонтик, предлагая поймать картинку. Задача ребенка: назвать ее, употребив соответствующее местоимение, например: «Чей стул?» или «Чьи тапки?»

Модуль «зонтик» незаменим в процессе логопедической работы с аутичными детьми и активно используется при проведении логопедических игр, являясь ярким демонстрационным материалом, эффективным наглядным средством подачи материала.

Предлагаемые задания являются базовыми в процессе коррекции аутизма и могут быть использованы для изучения любого лексического материала. В зависимости от поставленной цели, достижения желаемого результата, индивидуальных особенностей и возможностей аутичных детей (зоны потенциального развития) их можно дополнить и развить, разнообразить. Знакомясь с видами заданий, игр и упражнений, дети постепенно совершенствуют речевые навыки, запоминают виды работ, правила игр и могут выполнять аналогичные задания с другим речевым материалом благодаря умело подобранным приемам и методам.

mallishok.ru

Коррекция Раннего Детского Аутизма

Появление на свет ребенка с ранним детским аутизмом – серьезное испытание для родителей. После шока от полученной информации приходит осознание того, что данное заболевание все же можно скорректировать, хотя полностью вылечить такого малыша не представляется возможным. В данной статье расскажем об основных аспектах, которые включает в себя коррекция раннего детского аутизма.

Медикаментозная коррекция

Данный способ борьбы с аутизмом у малыша применяется лишь в случае необходимости и строится по синдромальному принципу. В этом плане ребенку могут назначаться противосудорожные медикаменты, антипсихотические средства и психостимуляторы. Хорошим подспорьем в лечении являются также курсы электроакупунктуры. Что же касается экспериментальной методики лечения аутизма при помощи безглютеновой и безказеиновой диеты, то эти методы коррекции широко распространены, хотя их эффективность клинически не подтверждена.

Психолого-педагогическая коррекция

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится работе с психологами, логопедами и дефектологами. Для таких детишек разрабатываются специальные программы, которые с успехом применяются в специализированных дошкольных учреждениях.

Психологическая коррекция включает в себя:

  • устранение эмоционального и сенсорного дискомфорта, страхов и тревог;
  • избавление от отрицательных форм поведения (негативизма и агрессии);
  • стимуляцию психогенной активности пациента, направленную на взаимодействие с окружающими;
  • формирование у аутичного ребенка целенаправленного поведения.
  • Педагогическая коррекция включает в себя:

  • формирование взаимодействия с педагогом;
  • формирование у страдающего аутизмом малыша навыков самообслуживания;
  • коррекцию недоразвития речи, внимания, моторики или восприятия у детей с аутизмом.
  • Среди распространенных методов терапии выделяют: игротерапию, арт-терапию и музыкотерапию, логоритмику и трудотерапию. Большую пользу приносит общение с дельфинами и лошадьми (дельфинотерапия и иппотерапия). Рекомендуются также занятия плаванием, позволяющие аутичному ребенку приспособиться к изменениям окружающей среды.

    Поведенческая коррекция аутизма

    Данная методика лечения «детей дождя», получила широкое распространение в США и странах Западной Европы. Именно на Западе впервые пришли к выводу, что поведенческий подход в лечении аутизма у детей дает высокий процент вывода таких пациентов на уровень самостоятельной жизни. В поведенческой терапии выделяется два ключевых направления:

    • оперантное обучение;
    • TEACCH-программа.
    • Оперантное обучение

      Этот вид коррекции призван обучить аутичных детей социально-бытовому поведению, через отдельные простые операции, которые постепенно объединяются. Проще говоря, оперантное обучение – это система поощрений и наказаний, благодаря которой у ребенка вырабатывается определенный тип поведения. Как показывает статистика, данный подход дает возможность детишкам с рассматриваемым заболеванием овладеть школьной программой и получить шанс успешно трудиться и даже зарабатывать себе на существование. Имеются факты, поступления подростков с аутизмом в колледжи и университеты как раз после оперантного обучения.

      TEACCH-программа

      Альтернативой оперантному обучению является TEACCH-программа. Ее разработчики пришли к выводу, что в борьбе с аутизмом усилия нужно направлять не на адаптацию такого ребенка к окружающему миру, а на создание особых условий его существования. Такая программа не обеспечивает высокого уровня адаптации к реальному миру, но дает возможность человеку, больному аутизмом, жить самостоятельно и независимо в специально созданных для него искусственных условиях. Как правило, естественной средой обитания для пациента становятся его дом, а значит, TEACCH-программа подразумевает серьезную работу с родителями. Такая коррекция направлена на освоение простых бытовых навыков, причем далеко не всегда специалисты считают целесообразным обучать ребенка речи, главное четко структурировать его пространство и время.

      Каждый из рассмотренных методов имеет свои плюсы. Важно лишь не забывать, что коррекция раннего детского аутизма – длительный и трудоемкий процесс, в котором обязательно должны принимать участие родители малыша, как самые близкие ему люди. Берегите своих детей!

      www.ja-zdorov.ru

      Методики коррекции аутизма

      Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 (резолюция № A/RES/62/139) и отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. В резолюции Генеральной Ассамблеи прежде всего уделено внимание проблеме аутизма у детей, а также указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования.

      Методики коррекции аутизма направлены на снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей.

      Аутизм — психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга. Это явление характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным и повторяющимся поведением. Аутизм имеет широкий спектр проявлений, но основные симптомы являются общими:

      — желание уйти от контакта

      — стремление к навязчивым стереотипным формам поведения

      — необычное речевое развитие

      — неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители

      Методики, направленные на раннее вмешательство при аутизме:

      Прикладной анализ поведения

      Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.

      Обучение основным реакциям

      Терапия обучения основным реакциям — это концентрация на развитии у ребенка ключевых поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на многочисленные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении.

      The P.L.A.Y. Project

      Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром. Программа практикуется в США, Австралии, Канаде, Великобритании, Ирландии и Швейцарии.

      The P.L.A.Y. Project при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра следует рекомендациям Национальной академии наук:

      — программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет

      — интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов в неделю

      — ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом

      — необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков)

      — родитель/специалист должен помнить, что при взаимодействии с ребенком он должен исполнять роль учителя/партнера по игре в отношении 1:1 или 1:2

      «Игровое время» (Floortime/DIR)

      Подход The Floortime/DIR основан на концепции развивающего вмешательства и взаимодействия с ребенком, страдающим аутизмом. В рамках программы выделяют шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру, стадия привязанности, стадия двухсторонней коммуникации, стадия осознания себя и решения социальных проблем, стадия символической игры, стадия осознания эмоциональных идей и эмоционального мышления. Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задача «игрового времени» — помочь ребенку пройти через все стадии.

      Спорные и нетрадиционные методики коррекции при аутизме:

      Терапия отвращения

      Терапия заключающаяся в применении электрошока для контроля поведения пациентов.

      «Модификация поведения», основанная на чередовании поощрений и наказаний, считается одним из самых жестоких методов лечения. Кроме того, этот метод не всегда оказывается результативным, и бывшие пациенты продолжают испытывать сложности с контролем над поведением. Однако наряду с противниками, существуют и сторонники методики, заявляющие о терапии отвращения как о крайней, но, тем не менее, действенной мере по возвращению пациентов к жизни в обществе

      Хелатная терапия или хелирование

      Хелирование — очищение организма от тяжёлых металлов. Симптомы отравления ртутью схожи с симптомами аутизма. К тому же у аутистов часто наблюдается повышенная концентрация ртути в эритроцитах крови или в волосах. Все это заставило исследователей предположить, что аутизм может быть следствием отравления ртутью в раннем возрасте.

      Предполагают, что источником ртути могут являться вакцины. Для консервации вакцин применяются препараты ртути. В течение первого года жизни ребенок получает несколько прививок, и суммарная доза ртути из них получается довольно высокой. Лечение, заключающееся в выведении ртути из организма, помогает уменьшить или устранить аутичные симптомы как поведенческие, так и биохимические.

      Хиропрактика

      Концепция, согласно которой возникновение некоторых болезней обусловлено вывихом определенного позвонка, в связи с чем излечение этих болезней, включая аутизм, должно достигаться вправлением вывиха соответствующим ручным приемом или поколачиванием специальным деревянным молотком. Распространена в некоторых странах и не имеет достаточного научного обоснования.
      Хиропрактика помогает при болях в спине, однако нет никаких доказательств того, что с ее помощью можно вылечить аутизм.

      Краниосакральная терапия

      Терапия основана на теории о том, что небольшое смещение швов черепа влияет на ритмические импульсы, передаваемые через черепно-мозговую жидкость. Мягкое давление на внешние области черепа (манипуляции рук специалиста на швах) позволяет изменить положения костей черепа относительно друг друга и восстановить поврежденную синхронность их движения. Налаженный ритм движения черепа в свою очередь является благоприятным условием для циркуляции спинномозговой жидкости.

      Такая терапия не может вылечить ребенка, однако родители, чьи дети с расстройствами аутистического спектра подвергались данному лечению, отмечали впоследствии более спокойное поведение, более длительный визуальный контакт и повышение вербальной общительности своих детей.

      Протезирование

      На сегодняшний день не существует медицинских приборов, способных помочь восстановлению когнитивных функций, таких как способность направлять и поддерживать внимание, некоторых языковых функций и типов памяти, потерянных при вышеперечисленных заболеваниях. В будущем возможно создание нейрокогнитивных протезов (Neurocognitive prostheses), которые, как и нейромоторные протезы (Neuromotor prostheses), будут способны модулировать нейронные функции для того, чтобы физически восстановить когнитивные процессы, такие как исполнительные функции и язык.

      Лечение стволовыми клетками

      В отдельных клинических случаях применение клеток пуповинной крови вызывало ответ у аутичных детей. В качестве терапии последствий аутизма специалисты предлагают комбинированное использование клеток пуповинной крови и мезенхимальных стволовых клеток.

      Диета

      Нетипичная реакция на продукты питания наблюдаются у ¾ детей с расстройствами аутистического спектра. Избирательность в еде является наиболее распространенной проблемой, что приводит к дополнительным нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В начале 1990-х, было высказано предположение, что аутизм может быть вызван или может усугубляться за счет наличия в пище опиоидных пептидов, таких как «casomorphine», которые являются продуктами метаболизма клейковины и казеина. На основании этой гипотезы, была разработана диета, которая исключает продукты, содержащие глютен или казеин или, или оба. Исследование, проведенное в 2008 г., показало, что, в сравнении со сверстниками, мальчики-аутисты, соблюдающие бесказеиновую диету, имеют более тонкие кости из-за недостатка витамина D.

      Биологически активные добавки

      Многие родители выбирают биологически активные добавки в качестве средства для лечения аутизма и облегчения симптомов заболевания.

      Витамин С

      Согласно исследованию, проведенному в 1993 г., применение витамина С способствует снижению интенсивности стереотипного поведения при аутизме. При этом отмечается, что аналогичных исследований впоследствии не проводилось, а также то, что высокие дозы витамина С могут способствовать образованию камней в почках и провоцировать желудочно-кишечные расстройства, в том числе диарею.

      Мелатонин

      Согласно опубликованной в 2007 г. исследовательской работе для лечения проблем со сном при нарушениях развития иногда используется мелатонин. Он является относительно безопасным и хорошо переносимым средством для лечения бессонницы у детей с расстройствами аутистического спектра. Однако отмечается, что при его применении на фоне таких побочных эффектов как сонливость, головная боль, головокружение и тошнота, встречаются и более острая реакция в виде учащения случаев припадков у некоторых детей.

      Методики, направленные на инклюзию и интеграцию аутистов:

      Сенсорная интеграция

      Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам.

      Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.

      Примеры сенсорной интеграции:

      — Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)

      — Танец под музыку (слуховая система)

      — Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)

      — Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)

      — Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)

      — Вращение на стуле (баланс и зрение)

      — Балансирование на перекладине (баланс)

      TEACCH-программа:

      Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children (TEACCH) — лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения (другой вариант названия — «Структурное обучение»). Программа предоставляет общественные сервисы для детей с аутизмом и сходными нарушениями, начиная с дошкольного возраста и до зрелости. Школьная программа предлагает индивидуальный курс обучения, ориентированный на развитие навыков, которые соответствуют возрасту ребенка, в четко структурированных условиях обучения. Главные области для развития навыков — общение, социализация, практические навыки, обучение независимости и подготовка к взрослой жизни. В основе методики — четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию.

      Необычные методики:

      Массаж

      Сеансы массажа часто используются в качестве дополнения к основному курсу терапии. Ключевым моментов в применении массажа является постепенное привыкание пациента к процедурам. В отдельных случаях массаж начинался с коротких сеансов по несколько секунд, и требовалось более полугода для того, чтобы пациент давал согласие на регулярные длительные процедуры. В результате регулярных сеансов массажа у пациентов постепенно проявлялась повышенная допустимость прикосновений, даже в том случае, если изначально реакция была крайне негативной.

      За все время не было написано ни одного серьезного научного исследования, доказывающего, что эффект сравним с другими видами лечения этой болезни

      Гипноз

      Гипноз как составляющая психотерапии наиболее эффективен для терапии позднего детского аутизма. При этом гипноз вполне совместим с методами интенсивной терапии и призван увеличить ее эффективность. Несомненным плюсом является возможность более тесного контакта с контролируемым, находящемся в трансе ребенком, чем при традиционных методах общения, когда пациент постоянно отводит взгляд, не отвечает на вопросы и полностью или частично игнорирует окружающих. Но эффективность применения гипноза для терапии врожденного аутизма подлежит дальнейшему изучению.

      Музыкальная терапия

      Терапия широко используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты:

      — развитие коммуникативных навыков

      — мотивация к взаимодействию

      — развитие творческих навыков и потребности в самовыражении

      — улучшение памяти и концентрации

      Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме танца

      Пет-терапия (лечение с помощью животных)

      Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента. Доказано, что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, а также избавляет от головных болей и бессонницы. Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов. Практика лечения аутизма с помощью дельфинов не так распространена, но признана не менее эффективной. При общении с дельфином дети развивают концентрацию и коммуникативные способности.

      Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

      Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

      © 2018 МИА «Россия сегодня»

      Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

      Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

      Главный редактор: Анисимов А.С.

      Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

      Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

      Настоящий ресурс содержит материалы 18+

      Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

      Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

      Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

      Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

      На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

      Комментарий пользователя будет удален, если он:

    • не соответствует тематике страницы;
    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
    • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
    • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
    • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
    • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

      Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

      Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

      В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru