Расстройство речи заикание

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ (ЗАИКАНИЕ) — БЕРУТ ЛИ В АРМИЮ?

Берут в армию заиканием?

Заикание, нарушение вербальной коммуникации становится существенным фактором для достижения успешной адаптации любого человека в обществе, способностью донести окружающим свои мысли через речь. Некоторые призывники могут даже специально не обращаться за помощью с целью улучшения дикции и снижении заикания, чтобы их не призвали служить. Сам факт наличия нарушения речи не будет важной причиной для освобождения от службы, врачи комиссии будут рассматривать степень расстройства произношения фраз. Чтобы определить, призовут или нет в армию с заиканием, необходимо задолго подготовить медицинские документы для подтверждения, и помнить, что на комиссии обязательно будут наблюдать за речью призывника.

Военно-призывная комиссия к рассмотрению будет принимать все факторы, способные объективно оценить степень нарушения речи. У призывника до мед. освидетельствования должны быть на руках документы проведённых исследований и справки с места учёбы и/или работы, характеризующих его состояние здоровья. Предоставление указанных сведений регламентирует Расписание болезней в статье 88. Обращаясь к врачу за постановкой диагноза, степени выраженности заикания, направлением за лечением, призывник должен знать, что для армии степень выраженности заикания определяется через динамическое наблюдение в разных условиях в моменты наиболее значительно выраженного нарушения речевой функции. На практике это реализовано может быть так. Призывник может наблюдаться длительное время у лечащего врача, в медицинской карточке должны быть записи об обращении, результаты обследований. Так как заикание может усиливаться в стрессовых для призывника ситуациях, волнительных, то исключительно заключение врача будет не достаточным. Охарактеризовать тяжесть заикания, влияние на работоспособность и понятность речи могут и окружающие люди. Для военно-призывной комиссии призывник должен принести справку с места учёбы или работы, как людей незаинтересованных лично в судьбе молодого человека, и реально оценивающих состояние его здоровья. Комиссия будет рассматривать совместимость заикания и армии индивидуально в каждом случае.

Получить категорию годности «В» с заиканием можно в случаях, когда степень заикания определена как средней и высокой тяжести. При этом в Расписании болезней указывается на дополнительные признаки: нарушение дыхания, невротические проявления, малопонятная речь.

Не учитываются психологические составляющие, будет ли комфортно в новой социальной среде призывнику с заиканием. Однозначный ответ о том, насколько совместимы армия и заикание для самого человека, нам даёт статья 88. Документы от врача и с места работы/учёбы станут основанием для освобождения с существенным нарушением словесного общения, когда речь становится малопонятной.

Статья 88 Расписание болезней для призывников с заиканием предусматривает направление в армию, если наблюдается умеренный характер нарушения речи, то есть имеется небольшая задержка в произношении фраз, и, большей частью, фразы и предложения произносятся без каких-либо отклонений. В этой ситуации заикание не препятствует обучению военному делу, и призывник будет направлен в армию на особых условиях – по статье 88 присвоят категорию годности «Б-4» и направят служить. Если у призывника имеются другие заболевания, то они будут рассматриваться на освидетельствовании дополнительно по конкретным статьям Расписания болезней.

Поделиться

Как законно получить военный билет?

Закажи обратный звонок! Наш специалист перезвонит и ответит на все твои вопросы.

Вся представленная на сайте информация носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Все решения о получении военного билета и отсрочки от призыва принимаются исключительно призывной комиссией. Ни одна другая организация не обладает такими полномочиями. «ПризываНет.ру» направляет клиентов только в аккредитованные призывной комиссией медицинские учреждения.

«ПризываНет.ру» оказывает консультации призывникам в сфере военного права с целью защиты своих прав на зачисление в запас на законных основаниях. Использование незаконных методов получения военного билета приводит к уголовной ответственности!

Этот сайт использует файлы cookies. С целью предоставления максимального удобства пользования нашим сайтом, используются файлы cookies. Файлы cookies используются в основном для анализа трафика и оптимизации содержания (контента). Используя этот сайт, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookies.

ПризываНет.ру® — зарегистрированный товарный знак. Св-во №491118 от 3.06.2013.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-55-01-001026 от 11.04.2013

ИП Сухарев Михаил Александрович ОГРН: 308554333600262

www.prizyvanet.ru

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).
  • Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

    В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

    Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

    Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

    Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.
  • 2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.
  • Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

    Диагностика заикания

    Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).
  • В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

    Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

    В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

    Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

    Профилактика заикания

    Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

    Нарушение речи: заикание

    В рубрике «Вопросы и консультации» обеспокоенные родители неоднократно задавали нам вопросы, связанные с проблемой заикания. Конечно, в рамках нашей статьи осветить полностью этот вопрос нам не представляется возможным, поэтому мы остановимся лишь на некоторых моментах, наиболее ярко характеризующих это речевое нарушение.

    В одном случае в заключениях специалистов мы сталкиваемся с термином «логоневроз», в другом — «невротическое заикание», в третьем — «неврозоподобное заикание», а иногда и «неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями». Итак, попробуем разобраться с терминологией.

    Обычно заикание появляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2-5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Течение заикания волнообразное, наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6-7 лет и в пубертатном периоде).

    Невротическое заикание или логоневроз — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

    Неврозоподобное заикание — заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

    Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями — заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния.

    Сравним особенности психоречевого развития при различных формах заикания:

    www.detsad164.ru

    Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

    Этиология и патогенез

    Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

    Симптомы заикания

    Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

    Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

    Фазы развития заикания

    1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • 4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • Осложнения заикания

    Лечение заикания

    Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

    Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

    Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

    www.krasotaimedicina.ru