Рау ею заикание

Рау ею заикание

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н.А.Власова и Е.Ф.Рау (СНОСКА: Власова Н.А., Рау Е.Ф. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. — М., 1933) построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Н.А.Власова (СНОСКА: Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959) различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1) сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на вопросы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание знакомых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа; 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам); 7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Первый этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

pedlib.ru

Речевой центр «РАУ»

  1. Заикание
  2. Рейтинг методик
  3. Речевой центр «РАУ»

Е. Ю. Рау, которая руководит одноименным центром, является последователем и ученицей Ю. Б. Некрасовой, автора одной из самых эффективных методик лечения заикания в прошлом. Сейчас многие прикрываются именем этого человека, даже те специалисты и центры, которым очень далеко до эффективности Некрасовой.

Сама Елена Юрьевна Рау окончила Московский педагогический государственный институт им. Ленина в 1975 году по специальности «Логопедия». В 1995 защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям». Являясь классическим педагогом и логопедом, использует исключительно логопедические практики в своих подходах для коррекции заикания.

Педагогическая и логопедическая деятельность Рау вряд ли вызвала бы интерес, если бы не созданный ею центр и реклама ее методики.

Основные направления работы:

  • формирование мотивации достижения успеха в процессе устранения заикания у дошкольников, подростков и взрослых, посредством применения наглядной психотерапии (образная сказкотерапия)
  • ритмотерапия для коррекции речевой плавности в сочетании с развитием средств речевой и телесно-мимической коммуникации
  • танцевально-двигательная техника для коррекции речевых судорог и телесно-мышечных зажимов
  • семейная реабилитация заикающихся с применением различных видов психокоррекции
  • другие виды социальной адаптации
  • Эти приемы также используют переключение на латеральный путь связи между речевыми центрами.

    Как мы видим, в отличии от большинства логопедов и педагогов Рау в своей работе делает больший уклон в различные виды психотерапии и социальной адаптации, что теоретически должно повысить эффективность ее методики.

    Однако до недавнего времени об этой методике было мало известно, услуги Рау только сейчас начинают активно рекламироваться. Нами было найдено довольно мало различных отзывов, чтобы делать заключение об эффективности методики. Последние отзывы сообщали об отрицательных результатах занятий, однако были и положительные отзывы, чаще всего это относится к детскому заиканию.

    Методика речевого центра «Рау» отличается от чисто логопедических неэффективных методик наличием психотерапевтической составляющей, поэтому если вы выбираете для себя методику или центр, при выборе между другими логопедами предпочтение можно отдать именно этому центру, однако не ждите чудесных результатов — негативные отзывы связаны как правило с отсутствием полного комплексного подхода в лечении. В целом методика может быть полезной, однако та же «Академия речи» Шутовой (которая тоже является педагогической и логопедической) или методика «Демосфен» (которая является примером комплексной методики) показывают более хорошие результаты.

    • Эффективность речевого центра «Рау» сомнительна, в отличие от остальных методик отзывов по этому центру было собрано довольно мало. Со временем анализа достаточного количества отзывов можно будет дать более конкретную оценку эффективности. Елена Рау сообщает об абсолютной эффективности своей методики, однако это определенно не так — по имеющимся на данный момент сообщениям большая часть людей продолжает заикаться.
    • Курс устранения заикания в центре «Рау» стоит около 80 тысяч рублей.

    Истории от наших подписчиков

    Занимались у Елены Рау. От заикания не избавились, но временные улучшения все-таки были. За несколько лет до этого проходили курс у другого логопеда, методика показалась похожей но ожидали лучшего. Конечно надо заниматься дома, но мы надеялись что хороший логопед все-таки сможет помочь .

    zaikanie.info

    Работа над собой

    Критическое познание самого себя включает анализ сво­ей личности (взгляд на жизнь, отношение к труду, к людям, характер, привычки, волевые и эмоциональные качества, отношение к дефекту речи). Самопознанию очень помогает сопоставление себя с другими в отношении речи. При этом, наблюдая у себя те или иные недостатки по сравнению с дру­гими лицами, не огорчайтесь, сохраняйте человеческое до­стоинство, не считайте себя хуже других, не мобилизуйте ду­ховные силы на выравнивание своего отставания.

    Самопринуждение и самообладание. Систематически за­ставляйте себя усилием воли, вопреки привычной судорож­ной речи, связанной с волнением, чувством страха и т.п., го­ворить спокойно, уверенно, плавно. Сдерживайтесь от вся­ких проявлений, вызывающих заикание (поспешное и не­продуманное высказывание, робость и пр.). Строго придер­живайтесь правил плавной речи. Проявляйте самообладание в отношении речи в неблагоприятных для вас ситуациях. Разъясняйте и внушайте себе мысль о полной возможности говорить без заикания, настойчиво убеждайте себя в этом.

    Такое самовоспитание обязательно должно протекать в коллективе — в семье, среди товарищей по учебе, совмест­ной работе и т.п. Поэтому не чуждайтесь окружающих вас, а всемерно привлекайте их в помощь себе для овладения нор­мальной речью.

    Начинать занятия, как это ни странно, надо с молчания. Первые пять-шесть дней постарайтесь совершенно ни с кем не разговаривать или, если это невозможно, говорите как можно меньше. Вместо устной речи общайтесь при помощи жестов или письменно.

    Для чего это делается? Предстоящие занятия требуют оп­ределенной психологической подготовки; период молчания и будет являться ею. Кроме того, общение при помощи жес­тов и письма приучит вас к медленному темпу речи. В итоге все это ослабит и речевые судороги.

    В первое время после периода молчания почаще и без при­сутствия посторонних разговаривайте с детьми. Опыт пока­зал, что заикающиеся, разговаривая с малолетними детьми как с менее взыскательными собеседниками, говорят спокой­но, медленно, меньше заикаются.

    При любой деятельности человека весь его организм на­ходится в состоянии напряженности, готовности выполнить то или иное действие. Это состояние называется «рабочей по­зой» или «осанкой», «выправкой». Правильная поза всего тела улучшает жизненные процессы: дыхание, кровообра­щение, а следовательно, и деятельность мозга, регулирую­щего, в частности, осанку и нашу устную речь. Вот почему, перед тем как начать говорить, необходимо придать телу выгодную позу: ноги стоят крепко, грудь и плечи разверну­ты, голова поднята.

    Во время речи обязательно смотрите в глаза слушающим вас. Этим преодолевается свойственная многим заикаю­щимся стеснительность, робость, вырабатывается смелость, сила воли. Кроме того, в обращенных к вам глазах и лицах людей вы найдете для себя психическую опору, поддерж­ку, что в свою очередь побудит вас глубже вникнуть в со­держание своей речи, почувствовать отношение к ней собе­седников: понимают ее или нет, нравится она или не нра­вится?

    Помимо того что все это крайне необходимо для установ­ления контакта со слушателями, вы будете все более и более отвлекаться от внешней стороны речи, — следовательно, от своего заикания. Наконец, такая общепринятая манера раз­говора — это правило вежливости.

    Прежде чем начать разговор, на какое-то мгновение за­держитесь, чтобы подавить свое волнение и собраться с мыс­лями; затем, свободно вдохнув, сразу же, без малейшей за­держки дыхания, не торопясь, уверенно начинайте говорить, сосредоточив все внимание на том, что хотите сказать. Про­износите слова медленнее привычного.

    Многие из заикающихся стесняются говорить медленно: они думают, что такая речь является странной, трудной для восприятия и даже смешной. Эти опасения неверны. Во-пер­вых, среди нормально говорящих людей немало людей, пользующихся медленным темпом речи; ее все понимают, и никому она не в тягость. Во-вторых, научно доказано, что заикающийся, переключившись на замедленную речь и этим уменьшив число судорог, читает текст в два раза скорее, чем при своей обычной речи.

    Начало слов и фраз произносите плавно, легко, без напря­жения, так, как вы говорите: «Ах, как приятно греться на солнышке», или: «Как я рад видеть вас».

    Для того чтобы это звучало вполне естественно, нормаль­но, большое значение имеет настроение, самочувствие, при­чем такое, когда, как говорят, душу распирает, петь хочет­ся. При дурном расположении духа, плохом настроении про­изношение получается жестким, напряженным, с оттенком гнева и даже злобы. Понятно, что такое произношение делу не поможет. Оно может вызывать заикание и не у заикаю­щегося. Вот почему так важно быть бодрым, жизнерадост­ным даже в тех случаях, когда для плохого настроения имеются причины.

    Кроме того, попробуйте говорить более низким или более высоким голосом. Это в свою очередь также играет немалую роль, и если не устраняет совсем, то, во всяком случае, умень­шает заикание. Словом, используйте любые приемы, так или иначе изменяющие вашу привычную манеру говорить, и вы убедитесь в том, что каждый такой прием уменьшает, а не­редко и вовсе устраняет заикание.

    В случае появления судороги не смущайтесь, тем более не теряйте самообладания, а на мгновение прервав речь и спокойно вздохнув, продолжайте говорить, но медленнее, уверенным голосом с мыслью: «Вот теперь скажу хорошо». Ни в коем случае не пытайтесь насильно преодолеть судо­рогу: чем больше будете напрягаться, тем сильнее она про­явится.

    Хорошо сказывается на устранении заикания участие в художественной самодеятельности, работа в драмкружке, во всякого рода инсценировках — драматизациях, чтении в лицах отрывков из художественных произведений и т. п.

    В этих случаях ваше внимание сосредоточивается на возмож­но более точном отражении характера и поведения изобра­жаемого героя, и в этот момент, незаметно для вас, заика­ние само по себе исчезает.

    Кроме рекомендованных нами средств преодоления заи­кания не прибегайте ко всякого рода приемам, называемым « уловками », « ритуалами », якобы облегчающими вашу речь. Сюда относятся: замена слов и даже фраз, в которых имеют­ся, по вашему мнению, «трудные» звуки, другими; вставка в речь лишних гласных звуков («а», «э») и слов («значит», «так сказать» и т. п.), маскирующих заикание; жесты (при­крытие рукой рта и т. д.). Все это еще больше осложняет речь и, следовательно, усиливает заикание. Вместо всякого рода технических ухищрений сосредоточьтесь на высказываемых мыслях и поддерживайте у себя веру в возможность везде и всегда говорить свободно, легко, без запинок.

    Установите наиболее благоприятное и удобное для вас время в течение дня, когда сможете внимательнее следить за своей речью, тренироваться в правильном разговоре (обыч­но это первая половина дня). Усиленно следить за речью в течение всего дня в первое время бывает трудно.

    [1] Гимиллер. Заикание. Предупреждение, устранение в первом перио­де развития его у ребенка и лечение. — М., 1908.

    [2] В тех случаях, когда почему-либо не могут быть проведены заня­тия логопеда с заикающимся ребенком, с ним может заниматься мать или кто-нибудь из близких. Для них в таком случае имеются пособия: Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста (советы родителям). — М.: Медицина, 1954; Власова НА., Кочергина В.С. Заикание излечимо. — М.: Медицина, 1965

    [3] Левина Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием комму­никативной функции речи. Симпозиум по вопросам заикания у детей. —М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. — С. 3.

    [5] Боскис М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного
    возраста // Лечение душевнобольных / Под ред. В.А. Гиляровского,
    Э.Л. Кагановской. — М., 1940. — С. 286.

    [6] Там же. — С. 289

    [7] РгсНоп Е. е1 Мшзоппу В. 8. Ьа Ве§а1теп1; ва паЪиге е* зоп ЪгагЬетйеЙй —
    Рапе. Маззоп, 1937. — Р. 4.

    [9] См.: Андрее ЭЛ. Заикание и его лечение. — СПб., 1887.

    [10] Неткачев Г Д. Заикание. Новый психологический способ лечения. — М., 1909. — С. 47, 243.

    [11] См.: Власова НА., Рау Е.Ф. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. — М., 1933.

    [12] Власова НА. Логопедическая работа с заикающимися. — М., 1950.
    С. 23, 30.

    [13] Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. М.,1965.

    [14] Ходорова З.С. Практическое руководство в работе с заикающимися школьниками-подростками. — М.: Учпедгиз, 1940. — С. 6—7. 17—18, 28—31.

    [15] ШембелъА.Г. Устранение заикания у подростков (в условиях меди­цинского стационара). Методическое письмо Государственного научно-исследовательского института уха, горла, носа. Министерства здравоох­ранения РСФСР. — М., 1961. — С. 14, 24, 25.

    [16] Евгенова А.Е., Смирнова М.В. Опыт логопедической работы со взрос­лыми заикающимися. — М., 1960. — С. 15—16.

    [17] Тартаковский И.И. Психология заикания и коллективная психоте­рапия. — М., 1934. — С. 36—37.

    [18] Интервербальное замедление — удлинение пауз между словами, интравербальное — замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между отдельными звуками внутри слова.

    [19] Словом всегда условно обозначаются трудные речевые и жизненные ситуации — они у каждого заикающегося индивидуальны. Именно си­туации нужно иметь в виду, когда вы будете давать себе установку на спокойную работу сердца и дыхания.

    [20] В остальных клинических группах были только двое больных с та­хилалией.

    [21] Ушинский КД. — Собр. соч. — Т. 2. — М.; Л: Изд-во АПН РСФСР, 1949.—С. 360.

    [22] Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. — С. 195.

    [23] Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Советская Россия, 1973.—С. 120.

    [24] Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 300.

    [25] Гринер В А. Логопедическая ритмика. — М.: Учпедгиз, 1958. — С. 14.

    [26] Гиляровский В А. Психотерапия на коллективах невротиков // Мос-ковск. мед. журнал. 1926.№ 7. С.55—62.

    [27] С нашей точки зрения, подобные приемы нужно исключить из лого­педической практики.

    [28] При проведении таких тренировок заикающимся необходимо пре­одолеть себя, годами формировавшееся стремление скрыть дефект — от­сюда и возникающее у них после этого чувство совершенного подвига.

    [29] Используя ряд простых упражнений, утрируем мышечное напряже­ние и обращаем внимание на связанный с ним внутренний дискомфорт. На максимуме неприятных ощущений вызываем реакцию неприятия и фиксируем ее формулой: «Отказываемся!» Состояние мышечной расслаб­ленности, внутреннего комфорта фиксируем словом «Запоминаю!».

    [30] Отметим, что при приеме наркотических и других нейрофармаколо-гических средств, угнетающих функцию ретикуляторной формации, нарушается запомжнание нового материала любой модальности, незави­симо от его сложности и эмоциональной значимости. Это следует учиты­вать в логопедической практике, где применение подобных медикамен­тозных средств может препятствовать быстрому и прочному формирова­нию новых навыков.

    [31] В свою очередь внушение со стороны другого лица может проходить во время бодрствования больного или в состоянии гипнотического сна.

    [32] 0 связи содержания и целей воспитательной работы с последователь­ными этапами коррекционных занятий с заикающимися детьми в усло­виях специального лечебного учреждения достаточно полно изложено в монографии «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи» / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. — М., 1968.

    [33] Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие. — СПб., 1880. — С. 324.

    [34] Крафт-Эбинг Р. Учебник психиатрии. — СПб., 1890. — С. 863.

    [35] Маньян и Легрэн. Вырождающиеся. — СПб., 1903. — С. 81.

    [36] Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. —
    С. 277.

    [37] Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно не­нормальных детей. — СПб., 1903. — С. 147.

    [38] Гиндес Е.Я. Дефективные дети. — Баку, 1923. — С. 69.

    [39] Хеатцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 445.

    [40] Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие. — СПб., 1880. С. 324.

    Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 627 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    helpiks.org

    Vuz-24.ru — Оригинальные учебные работы

    Помощь студентам и научным работникам

    Заикание у детей (работа 2)

    Федеральное агентство образования и науки

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Волгоградский государственный педагогический университет»

    Контрольная работа по логопедии

    4 курса группы Олиго-46

    Базуева Екатерина Анатольевна

    Проверил: Лапп Е.А.

    2. Виды речевых судорог

    2.1 Дыхательные судороги

    3. Лечение заикания

    1. Симптомология заикания

    Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Выделяют предрасполагающие и производящие причины, приводящие к заиканию. Предрасполагающими причинами могут быть:

    — невропатическая отягощенность родителей;

    — невропатические особенности заикающегося ребенка;

    — конституциональная предрасположенность ребенка;

    — наследственная отягощенность, плюс неблагоприятные воздействия окружающей среды, к которым относятся физическая ослабленность детей, ускоренное развитие речи, недостаточность положительных эмоций и развития моторики, чувства ритма;

    — поражение головного мозга во внутриутробном развитии или в постнатальном периоде развития вследствие инфекционных заболеваний.

    Группу производящих причин составляют многочисленные анатомо-физиологические причины: травмы, сотрясения мозга, органические нарушения мозга, последствия детских болезней, болезни носа, глотки и гортани и др.; психические и социальные; одномоментная или кратковременная травма, чаще всего испуг или страх; неправильное воспитание в семье, как длительная психическая травма, острая психическая травма, неправильное формирование речи в детстве, избыточные речевые перегрузки, несоответствие возраста предъявляемым требованиям, полиглоссия (одновременное овладение несколькими языками), подражание заикающимся, переучивание леворукости.

    Явления заикания столь сложны и многообразны, что невольно возникает вопрос: представляют ли эти явления одну определенную болезнь, или же это – различные болезни, соединенные в общую группу вследствие недостаточного анализа и х симптомов? Заикание представляет собой весьма определенный и постоянный комплекс явлений. По существу своему заикание есть функциональное расстройство в сфере речи. Основным существенным симптомом болезни является судорога в пределах одного или многих частных механизмов, входящих в состав речи как цельной функции. Обыкновенно судорога наступает внезапно, среди свободной, правильной речи, и мгновенно приостанавливает членораздельные движения или нарушает их чистоту и целостность.

    Продолжительность судороги бывает весьма незначительна, она измеряется только секундами, тем не менее, приступ заикания всегда является в виде резкого перерыва речи, неприятного для внимания и уха слушателя. Судорогой поражаются то отдельные мышцы, то группы мышц или целые ассоциации отдельных групп, в форме сложного координированного акта. Сила, или степень, судорожных сокращений мышц бывает весьма различна. Мотивом, или стимулом, вызывающим судорогу, являются исключительно речевые движения, уже наступившие или только задуманные, так что в некоторых случаях уже одно намерение начать речь вызывает судорогу. Таким образом, заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.

    В начальном периоде болезни появляются изолированные, несложные симптомы, характеризующиеся одним каким-либо видом судорог и в этих случаях очевиден факт локализации болезни то в пределах артикуляторных механизмов, то, наоборот, в сфере побочных механизмов речи, т.е. голосового или дыхательного аппарата. Далее, при своем развитии, болезнь захватывает все механизмы, участвующие прямо или косвенно в функции речи.

    Заикание может быть постоянным; волнообразным, т.е. то усиливаться, то ослабевать, но не исчезать до конца; и рецидивирующим – может исчезнуть, а потом снова проявиться.

    Дыхательный механизм по временам принимает участие в судорожных движениях. Заикающиеся говорят во время вдыхания, вследствие чего их речь затруднительна, и они вынуждены многократно и судорожно напрягать свои органы речи, а также и лицо.

    Бонне был первым наблюдателем, который правильно понял и научно оценил симптомалогическое значение дыхательных расстройств при заикании. Он прямо называет их спазмодическими сокращениями, говорит об их непроизвольности и ставит их в параллель с артикуляторными судорогами. Различают три вида дыхательных судорог: а) судорогу на вдохе; б) судорогу на выдохе; в) ритмическую дыхательную судорогу.

    а) Судорога на вдохе (инспираторная судорога) состоит во внезапном порывистом вдохе, который наступает то перед началом слова, то среди слова и даже среди двух звуков одного слова, из-за чего происходит промедление в непрерывном следовании звуков или нарушении их чистоты и отчетливости. Главная черта этих вдохов в том, что они внезапны и порывисты. Они не согласованы с дыхательным ритмом и потому всегда неожиданны для наблюдателя; часто наступают вслед за едва оконченным выдохом, приостанавливают начавшийся выдох и сменяют его собой. Сила и размер инспираций различны, чаще всего они поверхностны, коротки, иногда мимолетны, едва заметны, иногда же, наоборот, очень сильны и объемисты. Главный характер инспираций здесь – порывистость: они происходят быстро, в виде дара и напоминают собой икоту, нередко сопровождаются шумом, втягиваются и межреберные промежутки. Инспираторная судорога угнетает действие артикуляторного и голосового аппаратов: между отдельными звуками появляются звуковые паузы, наполненные густым вдохом. Иногда слово или такт замирают на первых звуках, или эти звуки становятся бледны. Часто слово или слог, прерванные инспираторной судорогой начинаются вновь по ее окончании. Все явление создает такое впечатление, как будто механизмы, производящие голос и членораздельные звуки, представляются подавленными и расслабленными в своей деятельности.

    Субъективные ощущения, испытываемые больными при инспираторной судороге, характерны и являются в виде утомления и чувства тупой боли у края ложных ребер, а также по обеим сторонам груди. Больные жалуются на сухость во рту и горле. Многие из страдающих этой судорогой не понимают, что с ними происходит, говорят, что они хватают воздух среди слова или проглатывают слово то целиком, то по частям.

    б) Судорога на выдохе (экспираторная судорога). Этот вид судороги поражает человека не в начале, а уже в потоке речи. Она очень похожа на инспираторную судорогу по своим проявлениям и влиянию на голосовой и артикуляторный аппарат. Различаются эти два вида дыхательных судорог между собой неодинаковым количеством мышечного напряжения: инспираторной судороге свойственны быстрота и мимолетность, а экспираторной – объемистые и могучие напряжения мускулатуры брюшного пресса. Большей частью сокращение брюшных мышц бывает столь внезапно и сильно, что охваченный судорогой человек несколько наклонятся вперед, как это бывает при рвоте, а воздух с большим напряжением, быстротой и шумом уносится из груди наружу, через раскрытую голосовую щель. В тяжелых случаях заикания экспираторная судорога вызывается намерением говорить и появляется при первой попытке раскрыть рот.

    в) Ритмическая дыхательная судорога. Она редко встречается в виде упорного симптома, и можно наблюдать следующее: перед началом речи или при попытке начать речь появляется видимое замешательство в функции дыхания: инспирация, если она предшествует речи, бывает слишком кратка и поверхностна, как будто уже не достает времени для более глубокого вдоха, между тем речь не начинается, и тотчас за окончанием вдоха наступает выдох, и часть воздуха таким образом уходит до начала речи. Если же начало замешательства падает на момент экспирации, то происходит только ее приостановка; но она появляется слишком рано, преждевременно, так что за нею не сразу наступает речь, как бы следовало сообразно нормальным условиям, а остается некоторая пауза, во время которой обнаруживаются следы начинающегося выдоха и новой приостановки его. Таким образом, сама приостановка дыхания и все сопутствующие процессы лишены характера решительности. Возникает впечатление, как будто бы судороги до некоторой степени сдерживаются волей или судорожные сокращения являются в слабой, зачаточной форме. Когда человек начинает речь, то с первыми звуками ее появляются быстрый вдох и выдох; то и другое совершается активными силами, но поверхностно, с непосредственной сменой вдоха выдохом и без всякой паузы после выдоха.

    Большей частью при респираторной судороге слышатся вместо членораздельных звуков только одни придыхательные шумы, но изредка выходят и звуки, которые повторяются столько раз, сколько бывает вдохов и выдохов. Щелевые звуки (в, ф, х, ш и др.) слышатся довольно явственно, смычные звуки (п, т) часто не выходят, а слышатся, скорее, как соответственные им щелевые.

    Субъективные ощущения тягостны, т.к. присутствующее здесь чувство одышки вызывает потребность прервать речь и несколько раз вдохнуть свободно.

    2.2 Голосовые судороги

    заикание речь дыхательный артикуляционный судорога

    Судороги в сфере механизма голосообразования обращали на себя гораздо больше внимания авторов, чем дыхательные. Самые древние медицинские писатели знали о вокальных расстройствах при заикании; это видно из греческого названия заикания, что означает слабость, замирание голоса. Этот термин употребляется специально для обозначения заикания у Гиппократа, Аристотеля, Плутарха, Галена, Гезихия, Оребазия и других греческих писателей. Первые фактические указания на вокальные судороги можно встретить у Целия Аврелиана. Этот автор, описывая судорожные расстройства речевых органов, говорит о наступающем внезапно прекращении голоса среди речи. У Авиценны встречаем упоминания о дрожащем голосе и характеристические указания на его лечение. Только в настоящем столетии голосовые связки сделались предметом научных наблюдений.

    Различают три вида голосовых судорог: а) смыкательный голосовой спазм; б) вокальный спазм; в) дрожащий голосовой спазм.

    а) Смыкательный голосовой спазм. Это заикание с замкнутой голосовой щелью при высоком стоянии гортани. Эта судорога также является внезапно и, прерывая экспираторный ток воздуха, приостанавливает образование голоса и членораздельных звуков в течение всего времени, пока она продолжается. Среди плавного, непрерывного следования звуков является неожиданная пауза, беззвучный промежуток, который сравнивался с внезапной, мимолетной немотой. Судорога может иметь различную продолжительность и вызывается обыкновенно речью. В тяжелых случаях – одно намерение говорить смыкает голосовую щель. В основном причиной спазма бывает попытка произнести гласный или придыхательный, и обыкновенно судорога предупреждает гласный звук.

    В чем же состоит механизм смыкательной голосовой судороги? Здесь происходит полное смыкание голосовой щели во всех ее отделах и это доказывается прекращением экспирации. Ларингоскопическую картину судороги видно очень редко, т.к. эти судороги, вызываемые речью, большей частью исчезают при изменении обычных условий речи или внимания говорящего; в тяжелых же случаях заикания наблюдение удается, и тогда можно видеть, что голосовые струны плотно лежат друг возле друга, надвигаясь одна на одну. У больных, страдающих более тяжкими формами заикания, даже ложные голосовые связки сближаются между собой. О сокращении мышц, напрягающих вокальные струны, в этих случаях не может быть и речи. Смыкательная судорога гортани может совпасть по времени с моментом сомкнутия одного из артикуляторных затворов, например, губного, язычного. Внешнее положение гортани во время этой судороги представляет некоторые постоянные отношения. Высокое стояние гортани является существенным признаком этой судороги. Этот признак всегда заметен в случаях, когда смыкательная судорога наступает в момент низкого стояния гортани, последняя внезапно приподнимается и адамово яблоко перемещается снизу вверх под напором выдыхаемого воздуха, который встречает внезапное препятствие в сомкнутой гортанной щели. При этом вся шейная часть дыхательного горла с замкнутой гортанью представляет собой как бы пассивное тело, вроде упругой трубки, которая меняет свое положение под влиянием напора заключенного в груди воздуха. В тяжелых формах, напряжение брюшной мускулатуры меняется несколько раз в течение судороги, и соответственно этому поднимается и опускается гортань, как свободный, слепой мешок.

    Основной факт состоит в том, что смыкание гортанной щели хотя прерывает речь, но не приостанавливает деятельности экспираторного механизма. Он продолжает свою работу, брюшная мускулатура остается напряженной все время, пока длится гортанная судорога, и поэтому на сомкнутую гортань приходится давление снизу вверх. Раскрытие гортанной щели снова возвращает все условия речи к моменту, непосредственно предшествовавшему наступлению судороги. Величина экспираторного напряжения во все время судороги остается без изменения; на той высоте, на которой ее застала судорога, незаметно никакого волнения груди или изменения высоты стояния гортани, ни каких-либо движений брюшной стенки; брюшная, грудная или шейная мускулатура как будто оцепеневают в данном положении; к этому присоединяется неподвижность лица и всего туловища, как будто бы все мышцы тела равным образом пришли в состояние каталептического оцепенения. Происходит налитие кровью лица, глаз и шейных вен с явлениями цианоза, если гортанная судорога была более продолжительна, что служит единственным очевидным признаком этой судороги. Если гортанная судорога длится более или менее значительное время, то, с окончанием ее слово или фраза произносятся быстро и порывисто, после чего наступает медленное, глубокое вдыхание.

    Субъективные ощущения при смыкательной гортанной судороге состоят в чувстве препятствия, локализующегося в гортани; кроме того, больные жалуются на тяжелые ощущения в груди и у места прикрепления брюшных мышц, звон в ушах, давление в глазницах.

    При гортанной судороге напрягается собственно только одна смыкающая голосовую щель мускулатура, вокальные мышцы не участвуют.

    б) Вокальный спазм. Признаком голосовой судороги служит голос, отличающийся или особенно неестественным характером, или ненормальной продолжительностью звуков, что обусловливается судорожным оцепенением вокальных мышц в течение более или менее долгого времени.

    Самым характерным проявлением судороги служит необычная продолжительность гласного звука. Наиболее эта форма встречается у детей раннего возраста 3-5 лет, которые только начинают заикаться. О таких детях говорят, что они «не столько заикаются, сколько поют». Главным симптомом этой судороги является более или менее сильное сокращение шейной мускулатуры. При голосовой судороге вся гортанная мускулатура приходит в ненормальное напряжение. Во всех случаях голосовой судороги гортань является ущемленной под влиянием энергетического сокращения окружающей мускулатуры, и контуры ее выступают даже у детей с той отчетливостью, как при пении высоких нот. Сокращение внешней гортанной мускулатуры придает общей картине голосовой судороги разнообразный вид, смотря по тому, в каких именно мускулах по преимуществу выражаются энергетические напряжения, в каком состоянии находится в это время внутренняя гортанная мускулатура.

    У многих людей, страдающих этим видом заикания, замечаются побочные явления: у одного голова сильно откидывается назад, другой быстро крутит ею из стороны в сторону, третий делает беспокойные движения руками и ногами, а многие другие, наоборот, остаются неподвижными, и только по внезапному умалкиванию и по наступающей багровости лица можно догадаться о существовании у них невидимого для глаз спазма.

    Действие экспираторного механизма никогда не прекращается при голосовой судороге, и поэтому голос продолжает слышаться. Экспираторная работа приспосабливается к размерам препятствий, предоставляемых гортанью и к продолжительности судороги. Когда гортанные мышцы сокращаются сильнее обыкновенного, экспираторные движения тоже возрастают в силе; и, наоборот, когда гортань сковывается судорогой, экспирация остается в той же силе неизменно, пока длится судорога – что дает звук необычайной продолжительности, но той же силы. эти факты показывают, что голосовая судорога не расстраивает координации движений в сфере дыхательного механизма. Тоже самое можно сказать и об артикуляторном механизме. Вообще, ничто не указывает на расстройство взаимного сочетания работы отдельных механизмов речи; но замечается влияние другого рода, а именно, что артикуляторные движения в целом составе своем угнетаются, становятся медленными, звуки делаются растянутыми, а иногда артикуляторные движения приостанавливаются, как при экспираторной судороге. При той разновидности голосовой судороги («спазматический голос») замечается полная приостановка смены артикуляторных движений с оцепенением артикулирующих мышц в данной фазе работы, как это наблюдается при экспираторной судороге. При другой форме голосовой судороги, характеризующейся сильным напряжением шейных мышц, речь продолжается, и артикуляторные движения сменяют друг друга, но это совершается с более или менее замедленным темпом, таким образом, и здесь присутствует угнетающее влияние голосовой судороги на артикуляцию.

    в) Дрожащий голосовой спазм. Этот вид заикания часто проявляется в такой сильной степени, что человек в течение нескольких минут не состоянии произнести ни одного слова и только издает глухой прерывистый звук, напоминающий собой длинный ряд глухих «э». Это заикание с замкнутой голосовой щелью: при этом слышатся вместо гласной отрывистые неясные звуки, даже разделенные отдельными промежутками звуки, похожие на стон, ворчание, кряхтение. Существенный характерный признак данного заикания состоит в том, что вместо звуков речи, стоящих на очереди, появляются короткие, дрожащие, прерывистые звуки или шумы весьма различного фонетического характера. Характер этих звуковых явлений не имеет ничего общего со специфическими артикулированными звуками и обыкновенно наблюдаются при более или менее открытом отверстии рта, при бездеятельности губ и при спокойном положении языка на дне полости рта – вообще при полном отсутствии артикуляторной работы. Эти звуки бывают то громкие, то шепотные, то ясные, то носовые и очень многообразны.

    Ларингоскопическое наблюдение гортани дает картину полного сомкнутия гортани. При медленном исследовании звуков легко заметить, что всякому прекращению звука, т.е. всякой паузе отвечает подъем гортани и высокое стояние ее, и, наоборот, вслед за появившимся звуком гортань быстро опускается вниз, как при смыкательной судороге. Следовательно, прерывистый голос есть результат целого ряда быстро следующих друг за другом сомкнутий и открываний гортани, которые являются в виде судорожных, непроизвольных движений. Здесь имеется постоянный переход от прерывистого голоса к дрожащему. Частота следующих друг за другом перерывов и колебаний различна.

    Деятельность дыхательного аппарата строго координируется с деятельностью вокального: обыкновенно напряжение брюшного пресса соразмерно с препятствиями гортани. Этот вид судороги не влияет на артикуляторный аппарат, т.к. наступает во время артикуляции гласного звука.

    К судороге внутренней гортанной мускулатуры чаще всего присоединяется судорога мышц подъязычной связки. Совместное сокращение верхних и нижних мышц этой связки производит опускание нижней челюсти с открытием рта наподобие пасти. Характер звуков при дрожащей гортанной судороге не зависит существенным образом от положения нижней челюсти. Звуки остаются теми же и сохраняют все свои главные свойства и особенности и лишь незначительным образом изменяют свой оттенок, а именно при сильном опущении нижней челюсти звуки более напоминают гласную «а», при боковом смещении челюсти они напоминают «э», при отсутствии же челюстной судороги при сомкнутых губах звуки получают носовой характер.

    Такое сочетание движений по своему составу и по внешнему виду картины то откидывание головы назад с открытием рта, как у лающей собаки или мычащей коровы.

    Итак: вокальная судорога является в виде длительного напряжения мускулов, а дрожащая, наоборот, представляет ряд более или менее быстро следующих судорожных ударов.

    2.3 Артикуляционные судороги

    Самую существенную часть человеческой речи составляют артикуляционные движения. Данный вид заикания характеризуется лицевыми и язычными судорогами, и был известен в самые отдаленные времена (Гиппократ, Гален, Гезихий, Авиценна).

    Артикуляционные судороги можно разделить на две большие группы – судороги: 1) лицевые и 2) язычные; и на две меньшие: 3) судороги в области жевательной мускулатуры и 4) нёбно-глоточные судороги.

    1) Лицевые судороги.

    — Смыкательная губная. При значительной силе она плотно смыкает отверстие рта на всех губных звуках, приостанавливая всякую артикуляцию, кроме звука м. если данная судорога выражена слабее, то на мгновенных звуках п, б она дает рад взрывов с многократным произнесением звуков, а на длительных звуках м, в, ф – ненормально большую продожительность.

    — Верхнегубная судорога. Редкая судорога представляет собой спазм мышц, поднимающей верхнюю губу, одной или вместе с поднимающей губу и крыло носа и малой скуловой. По характеру своему судорога чаще бывает тонической, изредка – клонической. Все губные звуки страдают при этой судороге.

    -Нижнегубная судорога. Аналогична верхнегубной; поражает чаще всего одну или обе мышцы, опускающие угол рта, а изредка мышцу, поднимающую подбородок, или, наконец, все мышцы нижней губы. Тогда наблюдается характерный отворот нижней губы.

    — Угловая судорога рта. Существенным признаком здесь является резкое оттягивание угла рта вместе с приподнятием его; ротовая щель принимает косое направление и удлиняется в сторону судороги. Судорога легко распространяется на мышцы век, лба и носа. Угловая судорога делает невозможным полное смыкание губ, угол ротовой щели остается незакрытым, так что при попытке произнести мгновенный звук, воздух прорывается с неприятным свистом.

    Она также расстраивает образование длительных звуков в и ф и бывает то на одной, то на обеих сторонах лица. Часто бывает клонической.

    — Судорожное раскрытие отверстия рта. Характерная картина этой судороги является в двух видах: то раскрывается широко рот с опущением нижней челюсти, то при сомкнутых челюстях только зубы обнажаются, происходит как бы оскаливание зубов. Судорога имеет большей частью тонический характер.

    — Сложная лицевая судорога. Данная судорога имеет наклонность распространяться и усложняться; часто она обнимает большую часть мышц лица, тогда можно наблюдать ненормальное смыкание рта. Реже к ней присоединяются верхнегубная и нижнегубная судороги. Большую редкость составляет угловая судорога, которая в редких случаях поражает и ушные мышцы. Судорога в мускулатуре лба встречается как спутник при других судорогах лица. Чаще всего сокращается одна или обе мышцы бровей, реже – лобные мышцы и круговые мышцы век. Если лицевые судороги являются на одной стороне, то и лобные судороги замечаются только на той же стороне.

    2) Язычные судороги. Язык, особенно его кончик, обладает большей чувствительностью, чем какая-либо другая часть человеческого тела. Обилие мускулов языка обеспечивает ему большую подвижность. Язык считается главным органом членораздельной речи. Судороги языка, вызывающие заикание, относятся к числу сложных и многочисленных и, благодаря положению языка в закрытой полости, менее очевидны, чем лицевые. Различают следующие виды язычных судорог:

    — Судорожный подъем верхушки языка. Между всеми видами язычных судорог этот вид является частым. При сильной степени судороги кончик языка упирается в твердое нёбо и производит полное замыкание устного канала, длящееся по времени как и сама судорога, смена звуков приостанавливается, наступает немой промежуток. При слабой степени судороги вдыхаемый воздух прокладывает себе путь между нёбом и языком. Происходит либо ряд повторений стоящего на очереди мгновенного звука, либо ненормальная продолжительность длительного звука;

    — Судорожный подъем корня зыка. Это частый симптом заикания. Характерный признак данной судороги – это внезапное и сильное приподнятие корня языка в направлении кзади и кверху. Часто судорога бывает болезненной. Обыкновенным спутником судороги является замыкание носового канала со стороны нёбно-глоточного клапана. Выход воздуха из груди совершенно прекращается, но дыхательный механизм продолжает свою работу. Наступают явления застоя крови. Судорога возникает на гортанных звуках и нередко на нёбных, реже на зубных и губных. При сильной судорожности язык охватывается спазмом на всех звуках гласных и согласных;

    — Изгоняющая судорога языка. Она состоит в том, что язык вытягивается в длину в горизонтальном направлении и в таком же положении оцепеневает, большей частью выходя за край зубов или наружу. Судорога чаще имеет вид тонического напряжения, но нередко также напряженный язык клонически подергивается, то выходя из полости рта, то возвращаясь в нее. Существенным признаком этой судороги является всеобщее напряжение и выпрямление языка, который при этом не принимает ни одного из обычных артикуляторных положений. В слабейших степенях судороги язык только упирается в передние зубы своим концом, или, наоборот, упирается в нижнюю челюсть под ее зубным краем. Субъективные ощущения состоят в чувстве неприятного томительного напряжения мышц, доходящего иногда до настоящей боли;

    — Подъязычная судорога. Она обычно существует с другими язычными судорогами и может вызывать опущение нижней челюсти или раскрытие рта. Судорога может поражать подъязычную мускулатуру как в качестве составной части вокального механизма, так и в качестве составной части артикуляторного механизма.

    3) Судороги жевательной мускулатуры. Эти судороги наблюдаются в тех случаях, которые сопровождаются судорожным открытием рта с сильным и быстрым сближением челюстей, последствием чего бывает резкий звук щелканья. Появляясь среди речи она приостанавливает непрерывное следование речевых звуков, как при дрожащей гортанной судороге или при нёбно-глоточной.

    4) Нёбно-глоточные судороги. Приступ заикания здесь состоит в том, что при внезапной приостановке стоящих на очереди звуков больной судорожно повторяет звуки, похожие на пм-пм-пм, или тн-тн-тн, или кн-кн-кн, смотря по тому, какое положение занимают губы и язык. Сущность явления состоит в смыкании и последовательном вскрытии нёбного затвора. Характер и тембр получаемого при этом звука зависит от положения языка и губ. Данная судорога напоминает толчкообразный гортанный спазм. Субъективные ощущения при этом довольно определены, в особенности относительно локализации. Больные жалуются на чувство неприятного напряжения, саднения и сухости в носу, на чувство некоторого утомления и нытья, продолжающегося и после приступов заикания. В области гортани больные ничего не ощущают.

    2.4 Судороги вне пределов речевого аппарата

    Среди многочисленных проявлений заикания можно наблюдать интересную форму болезни, характеризующуюся двумя существенными признаками: повторением целых слогов и кажущимся отсутствием судорожности. Здесь не замечается ни лицевых, ни язычных судорог, ни судорожных движений в челюстях. Этот вид заикания отличается тем, что при нем никогда не наблюдается даже значительных напряжений; наоборот, движения кажутся нерешительными, слабыми, вытекающими скорее из торопливости и невнимания, чем из неустранимой необходимости. Сюда можно отнести и судороги в области верхней ветви лицевого нерва. Мышцы, принадлежащие к этой области, не участвуют в произведении звуков речи, но участие их в заикательных судорогах можно признать явлением нередким и разделить их на две категории. В первую категорию входят мышцы: лобная, обе круговые век и верхняя круговая орбиты; во вторую категорию входят мышцы: смарщивающая брови, лобная и пирамидальная носа. Судороги мышц первой категории всегда строго сочетаемы по силе, быстроте и продолжительности сокращения с другими заикательными судорогами данной минуты, как то: с язычными судорогами, лицевыми и даже с судорогами в области вокального аппарата, например с судорогами грудино-ключичной мышцы.

    Обследование больных осуществляется комплексно, совместно с психологом, невропатологом, при необходимости привлекают специалистов разного медицинского профиля.

    Лечение также проходит комплексно и включает в себя медикаментозное лечение, физиотерапию и психотерапевтическое воздействие.

    Медикаментозное лечение имеет своей целью нормализовать деятельность нервной системы, устранить судороги и провести оздоровление организма в целом.

    Психотерапевтическое воздействие осуществляется прямо и косвенно. Прямое воздействие – это воздействие словом в виде разъяснения, убеждения и обучения. Косвенное воздействие – воздействие через коллектив, через окружающий мир, природу, режим и др. все виды психотерапии направлены на то, чтобы устранить у заикающегося страх речи и ситуации, чувство неполноценности и фиксации на своем дефекте.

    Логопедическая работа составляет педагогическую часть комплексного подхода и включает в себя систему разнообразных логопедических занятий. Эта работа также может проходить с прямым и косвенным воздействием. Прямое – логопедические занятия, индивидуальные или групповые. Косвенное – система логопедизации всех режимных моментов в жизни заикающегося и отношения к нему его окружения.

    Логопедические занятия проводятся последовательно, поэтапно, с учетом степени и вида заикания, личностных и психологических особенностей больного, опираются на его активность и сознательность. Используются различные методы обучения, в том числе наглядные и технические средства.

    Важным разделом этой работы является использование логопедической ритмики, представляющей собой комплекс музыкально-двигательных упражнений для логопедической коррекции.

    При организации всех видов работ надо учитывать возраст больного и знать, что у дошкольников основное место занимают игровые и воспитательные занятия, в меньшей степени – медикаментозное лечение; у подростков и взрослых, наоборот, медицинскому воздействию и психотерапии придается большее значение, а педагогическим приемам – меньшее.

    На логопедических занятиях используются такие наглядные средства, как учебники, диафильмы, настольные игры, пластинки и т.д. К специальным техническим средствам относятся приборы, помогающие в работе с заикающимися: например, корректофон Деражне, аппарат «Эхо», магнитофоны.

    Аппарат Деражне работает на эффекте заглушения. Шумы разной силы подаются через специальные трубочки, заканчивающиеся оливами? сразу в слуховой проход, и заглушают собственную речь. Это облегчает проведение различных слуховых упражнений, т.к. отключается слуховой контроль. Постепенно сила заглушения уменьшается, и больные учатся говорить без прибора.

    Этот вид коррекции показан не всем, т.к. некоторые болезненно реагируют на посторонние шумы.

    Занятия с магнитофоном обычно проводят в тех случаях, когда у ребенка существует фиксация на своем дефекте и осознание своей неправильной речи.

    Все методики логопедической работы с заикающимися подразделяются в зависимости от возраста:

    а) Работа с дошкольниками. Первая методика принадлежит Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которые предлагают строить логопедические занятия с детьми на усложнении речевых упражнений (зависит от степени речевой самостоятельности детей). Работа проходит в три этапа. На первом – упражнения по сопряженной и отраженной речи; на втором – ответы на вопросы по картинкам, составление рассказов по картинке и пересказ содержания сказки или рассказа, прочитанных логопедом; на третьем этапе – речь во время игры и общения с окружающими.

    Н.А. Чевелева предложила методику коррекционной работы в процессе ручной деятельности. Она включает в себя пять этапов.

    — Пропедевтический. Дети учатся слушать четкуюречь, ее нормальный ритм и временно ограничивают свою.

    — Сопровождающая речь. Действия сопровождаются речью.

    — Завершающая речь. Дети описывают свою работу, переход от зрительного образа к конкретной речи.

    — Предваряющая речь. Дети рассказывают о том, что они будут делать, планируют работу. Более сложной становится фразовая речь, логическое мышление.

    — Закрепление навыков своей речи.

    Методика В.И. Селиверстова предназначена для медицинских учреждений. Здесь выделяют три периода: подготовительный, тренировочный и закрепительный.

    В методиках И.Г. Выгодской, Е.И. Пеллингер игры и игровая деятельность дошкольников используются для проведения расслабляющих упражнений в зависимости от этапов логопедической работы. Проводятся режимы молчания, воспитывается правильное речевое дыхание.

    б) Работа с детьми школьного возраста. Методики работы на данном возрастном этапе имеют свои особенности. Игровая деятельность заменяется учебной, поэтому основной формой занятий является урок, и работа осуществляется совместно с учителем.

    Широко используется в работе с младшими школьниками методика Н.А. Чевелевой. Каждой учебной четверти соответствует свой период логопедических занятий:

    I четверть – сопровождающая речь;

    II четверть – предваряющая речь;

    III четверть – завершающая речь;

    IV четверть – закрепление навыков самостоятельной речи.

    Методика А.В. Ястребовой предполагает выделение трех периодов в обучении заикающихся учащихся, где в первом периоде школьники расширяют и уточняют свои знания через наблюдение за речью и активные упражнения по упорядочению плавности и темпа речи. Во втором периоде активизируются полученные знания и закрепляются навыки плавной и выразительной речи на более сложном речевом материале. В третьем периоде – работа над интонацией, лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим совершенствованием речи, развитие плавной и выразительной речи в любых жизненных ситуациях.

    в)Работа с подростками и со взрослыми. При работе с данной категорией больных обязательной является совокупность медицинских и педагогических приемов. Широко используется аутогенная тренировка. При работе со взрослыми на первый план выходит медикаментозное воздействие. Существует несколько методик по преодолению заикания у подростков и взрослых. Так, методика, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа под руководством профессора С.С. Ляпидевского, предусматривает шесть основных этапов логопедической работы:

    — подготовительный (2-3 дня);

    — максимальное ограничение речевого общения, режим полного молчания (3-5 дней) и период относительного речевого покоя (7-9 дней);

    — активная перестройка речевых навыков (3-4 недели);

    — закрепление правильных речевых навыков;

    — заключительный этап (выпускная конференция с участием родителей, врачей, друзей и предполагает ответы на вопросы, декламации стихов, инсценировки и доклады на разные темы и т.п.).

    Методика А.Я. Евгенова и М.В. Смирнова предусматривает три периода логопедической работы в порядке ее усложнения. В первом периоде – дыхательные и артикуляторные упражнения (14 занятий). Во втором – чтение, речевая зарядка, изложение прочитанного, практика разговорной речи (12 занятий). Третий период – развитие коммуникативной речи.

    В методике В.М. Шкловского используется прием психотерапевтического воздействия и представляет собой комплексную систему лечения, которая продолжается 2-3 месяца и содержит пять этапов:

    — подготовительный (диагностика и обследование больных невропатологом, дефектологом, психотерапевтом, изучается анамнез, намечается психотерапевтическая и логопедическая помощь), длительность от 10 до 15 дней;

    — перестройка патологических речевых навыков (занятия по нормализации дыхания, голоса, выработка речевых эталонов, аутогенная тренировка, сеансы внушения и активная логопедическая работа. Результаты закрепляются во время сеансов самовнушения и гипноза.), занятия проводятся не менее 3-4 часов в день.

    — сеансы гипнотерапии (во время внушения внимание обращается на нормализацию эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового аппарата), полезно проводить перед сном;

    — закрепление результатов (разнообразные тренировки речи в разных жизненных ситуациях);

    — этап диспансеризации и профилактики;

    — санаторно-курортное лечение (проведение различных процедур в условиях санаториев, использование климатобальнеологических воздействий, ЛФК и других физиотерапевтических процедур).

    Эффективность преодоления заикания в конце работы включает в себя два вида оценки: одна отражает результаты проведенной работы, другая – объективную оценку состояния речи заикающихся.

    И.А. Сикорский. «Заикание», АСТ. Астрель Транзиткнига М. 2006г.

    Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко и др. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006г.

    И.Г. Выгодская. «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», М.: Просвещение, 1993г.

    Р.Е. Левина. «Нарушения речи и письма у детей»// Избранные труды/ Аркти, М.2005г.

    Е.Ф. Рау. «Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста», М.: Просвещение 1965г.

    Н.А. Рычкова. «Логопедическая ритмика», М.: Гном-Пресс, 1998г.

    В.И. Селиверстов. «Заикание у детей», М.: ВЛАДОС, 1994г.

    А.С. Спиваковская. «Психотератия: игра, детство, семья.», М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 1999г.

    Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. «Основы логопедии», М.: Просвещение, 1989г.

    Р.Е. Левина. «Об эмоциональных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи»// Дефектология, №1/1981г, С.7-13.

    vuz-24.ru