Развитие ребёнка 2 месяца с синдромом дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф


Что можно сказать для начала?

В первую очередь эта страничка предназначена для родителей совсем маленьких детей с синдромом Дауна (0-3 месяца). Мы полностью солидарны с педагогами «Даунсайд Ап», считающими, что в этом возрасте малыш с синдромом Дауна почти не отличается от обычного ребенка, а, следовательно, нуждается в любви и заботе более чем в чем бы то ни было другом. Однако нам знакомо чувство, охватывающее многих таких родителей: не упускаем ли мы чего важного? Итак, убедитесь, что вы прочли страницу С чего начинать.
Первым шагом должно стать обследование ребенка, о чем и говорится на этой странице по ссылке.

Далее, свяжитесь с фондом ранней помощи «Даунсайд Ап» в Москве. ДСА.

Чтобы лучше понимать своего ребенка и путь, которым вам с ним предстоит идти, можно уже начинать изучать книги вроде Ромены Августовой «Говори! Ты это можешь» (подробнее об этом см. страницу о книгах).
Кроме того, скачайте по ссылке на той же странице или купите «Маленькие ступеньки» и/или ««Программу «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями». (См. ссылки ниже — где можно эти книги приобрести).

Ознакомьтесь также со статьей «Последовательность развития моторики (от 0 до 3 лет)» (на сайте ДСА).

Из простых советов, применимых уже в раннем возрасте.
Советуют нарисовать черно-белые картинки, человеческое лицо в натуральную величину, шахматную доску и ставить/подвешивать, чтобы ребенок эти картинки разглядывал.
Конечно, судя по состоянию ребенка, желательно поскорее решить вопрос с профессиональным массажем, а тем временем – стимулировать сенсорику: проводить по телу ребенка предметами разных фактур, т.е. тряпочками из разных материалов (мех, бархат…), прикасаться деревянными, пластиковыми палочками, металлическими предметами. В отделе массажеров и в детских отделах аптеки купить колючий мячик, катать его по телу, по ладошкам, ступням ребенка. Можно начинать играть в простейшие пальчиковые игры, в «сороку-ворону».
Для деток, которые избегают взгляда, некоторые мамы советуют подолгу с ними разговаривать «глаза в глаза», уложив себе на колени и фиксировав головку. Также рекомендуется побольше непосредственного физического контакта (неплохо купить слинг), также крайне важен контакт «кожа к коже».
В книгах Джеки Силберг по развитию детей (рекомендуем!) советуют ребенка передразнивать, показывать ему язык и так далее. Если он гулит, отвечать ему, стараться воспроизведенный им звук копировать как можно точнее, а потом его «толковать»: например, «гууу – ты хочешь пить?». Беседуя с ребенком, делайте паузы, как если бы чтобы он что-то вам отвечал.

Подвешивайте яркие игрушки, можно музыкальный мобиль для развития зрительного и слухового сосредоточения. Ставьте музыку, адаптированную для малышей классику (подробнее об этом см. Музыка ).
Поменьше пеленайте ребенка, давайте ему побольше свободы. Выкладывайте его почаще на животик на твердую поверхность.
Глен Доман (см. Книги) подчеркивает важность стимуляции проприоцептивного восприятия. Крутите, вертите ребенка в воздухе, только не забывайте придерживать шейку и голову.
Побольше улыбайтесь малышу, ласково говорите с ним, меняя тон, громкость и высоту голоса.

По программе «Каролина» к трем месяцам нормальный ребенок должен уметь следующее – исходя из этого, планируйте, какие навыки и как вам тренировать с ребенком. (Безусловно, если у ребенка слабое зрение или слух, нужно корректировать эти пункты.)
(1) Зрительное прослеживание и постоянство предметов. Чтобы научить ребенка следить за предметом, используйте яркие, блестящие, шумящие предметы, фонарики, елочные игрушки, погремушки, зеркальце. Изменяйте освещенность и яркость света, расстояние от глаз ребенка до объекта.
— Смотрит на предмет, по крайней мере, в течение трех секунд.
— Следит за предметом, перемещаемым по горизонтали вправо и влево.
— Следит за предметом, перемещаемым по вертикали от уровня лба до уровня груди.
— Следит за предметом, перемещаемым по кругу.
— Смотрит туда, где скрылся предмет или человек.
(2) Слуховая локализация и постоянство предмета. Меняйте погремушки, пробуйте предметы с различными тонами шума. Начинайте с блестящих, ярких погремушек.
— Успокаивается под воздействием шума (затихает, если слышит шум погремушки).
— Ищет глазами источник звука.
— Поворачивает голову и ищет глазами источник звука или тянется к нему, если он рядом с ухом (на расстоянии примерно 15 см) (ребенок лежит).
(3) Внимание и память.
— Предвосхищает регулярно повторяющиеся события. Для оценки этого навыка необходимо выработать определенные рутинные процедуры, предшествующие купанию, кормлению, укладыванию в постель.
(4) Формирование понятий.
— По-разному реагирует на теплое и холодное, на шершавое и гладкое. Прикасайтесь к телу ребенка предметами различных фактур.
(5) Восприятие пространства.
— Переключает внимание (зрительная фиксация, ориентация тела) с одного объекта на другой. Используйте игрушки разного размера, формы, фактуры, издающие разные звуки.
— Ищет глазами или тянется за предметом, который касается тела и находится в поле зрения.
(6) Функциональное использование предметов и символическая игра.
— Подносит руку ко рту. Если ребенок сам этого не делает, попробуйте намазать руку ребенка чем-нибудь сладким (желе, сиропом) и поднести его руку ко рту, побуждая его слизать сладость. Постепенно уменьшайте свою помощь.
— Обследует предметы (прорезыватели, погремушки) ртом. Если ребенок этого не делает, помогайте ему поднести предмет ко рту. Постепенно уменьшайте помощь. Предметы могут быть разной фактуры, размера, температуры, вкуса, поначалу не слишком тяжелые.
(7) Решение проблем.
— Повторяет действия, которые дают интересный результат. Привяжите к мобилю или подвешенным колокольчикам яркую ленточку, а другой ее конец – к ручке ребенка. Подвешивайте игрушки пока не над грудкой ребенка, а там, где ему легче будет их задевать при хаотическом размахивании ручками.
(8) Предсловарь/словарь.
— Сигнализирует определенным образом о состоянии голода, дискомфорта, удовольствия (удовольствие выражается улыбкой, воркующими звуками). Для развития этих навыков будьте внимательны к тем способам, которыми ребенок может сигнализировать о своем состоянии. Новорожденный может не плакать от голода, а поворачивать головку и пытаться захватить ротиком край пеленки и так далее.
— Создает пять или более гласноподобных и согласноподобных звуков. Для развития этого навыка разговаривайте с ребенком так, как описано выше.
(9) Имитация: звуки и жесты.
— Успокаивается при звуках голоса.
— Смотрит на человека, который говорит и/или жестикулирует. Говорите с ребенком в оживленной манере. Если он на вас смотрит, прикоснитесь к нему, улыбнитесь, возьмите его на руки, приласкайте. Стремитесь поддерживать контакт взглядами как можно дольше.
(10) Ответы на общение.
— Соответствующим образом реагирует на голос и на выражение лица. Сознательно преувеличивайте эмоциональность голоса и мимики. Ребенок должен, например, выглядеть мрачно, когда взрослый говорит сердито, и улыбаться, если взрослый смеется.
(11) Разговорные навыки.
— Улыбается человеку, который говорит и/или жестикулирует. В месяц-два дети обычно улыбаются в ответ на внутреннее состояние сытости или удобства. Дети с отклонениями в развитии нередко еще не улыбаются сознательно к трем месяцам, пусть вас это не слишком смущает, продолжайте эмоционально общаться с ребенком. Щекочите ребенка, тактильно стимулируйте его, реагируйте на малейшие его попытки улыбнуться своими улыбками, ласковыми словами.
— Голосом выражает протест или недовольство действиями или событиями. Внимательно относитесь к звукам, издаваемым ребенком, старайтесь их имитировать.
(12) Социальные навыки.
— Перестает плакать, когда видит или трогает бутылочку или грудь мамы.
— Успокаивается, если его берут на руки, качают, разговаривают с ним.
— Улыбается в ответ на звуковую или тактильную стимуляцию.
(13) Самообслуживание: еда.
— Хорошо (ровно) сосет грудь. Если у вас проблемы с кормлением, найдите на сайте ДСА методические статьи Полины Жияновой.

sunchildren.narod.ru

Календарь развития малыша с синдромом Дауна

Растить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.

Синдром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут уметь его сверстники, и таким образом достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.

Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:

  • воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
  • ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
  • малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
  • смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
  • рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
  • улыбается, когда слышит голос мамы;
  • радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
  • самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
  • сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
  • изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
  • играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
  • реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.
  • После полугода

  • привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
  • радуется играм в прятки;
  • может говорить дада, папа, мама;
  • встает, держась за пальцы;
  • неуверенно, но уже ползает;
  • играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
  • рассматривает себя в зеркале;
  • изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.
  • От десяти до двенадцати месяцев:

    • если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
    • делает первые попытки есть ложкой;
    • быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
    • когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
    • может ставить игры в коробочку и доставать их оттуда;
    • следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
    • понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.
    • На втором году

    • мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
    • ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
    • прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
    • если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
    • может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
    • из чашки пьет сам;
    • сам встает с положения сидя на полу;
    • может бросать мяч из положения стоя;
    • играется машинкой, катая ее по полу;
    • может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
    • может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
    • интересуется книгой, листает ее;
    • вместе с мамой убирает игрушки;
    • делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
    • делится предметами, которые у него в руках;
    • можно научить мыться в умывальнике;
    • указательным пальцем показывает, что ему подать;
    • если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
    • играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
    • выкручивает крышку бутылки;
    • выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
    • мешает ложечкой чай;
    • снимает верхнюю одежду на пуговицах;
    • играет футбол;
    • листает книги постранично;
    • высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
    • вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
    • выражает желание получить предмет, поесть;
    • Первое полугодие

    • играется с другими малышами;
    • вытирает руки;
    • просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
    • ставит монетки в копилку;
    • рисует неровный круг, спираль;
    • можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
    • объясняет, какие предметы принадлежат ему;
    • понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
    • говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.
    • Второе полугодие

    • может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
    • знает, что такое один, а что такое много;
    • может выучить стишок из трех строк;
    • www.deti-semja.ru

      До шести месяцев

      Развитие — это физически и психологически рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.

      Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.

    • ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
    • если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
    • лежа на животе, может до минуты держать голову;
    • сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
    • может хватать и отпускать погремушку, только удерживает непродолжительное время;
    • двигает глазками и головой за ярким предметом;
    • может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
    • понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.
    • Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:

    • спокойно реагирует, когда его одевают;
    • изучает свои ноги, лежа на спине;
    • хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
    • В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года еще не умеет говорить.

      Ребенок с синдромом Дауна семи до девяти месяцев ребенок:

    • уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
    • на щекотку отвечает громким хохотом;
    • если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
    • умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
    • расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
    • самостоятельно есть печенье;
    • пьет из кружки из рук взрослого;
    • самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
    • подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
    • способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
    • не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
    • дает маме игрушку, если та попросит;
    • обнимает маму;
    • может указать на игрушку, которую хочет подержать;
    • по просьбе хлопает в ладошки;
    • ест с помощью рук;
    • стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
    • пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки,
    • Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.

      Дети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.

      Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 лет, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.

      От 13 до 15 месяцев:

    • целует знакомого человека по просьбе родителей;
    • если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
    • самостоятельно ходит;
    • берет мельчайшие предметы, даже крошки;
    • тянет игрушку за веревку;
    • ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.
    • От 16 до 19 месяцев:

    • подает предмет, который просили;
    • ест ложкой, но проливая жидкость;
    • снимает носки, тапочки, туфли;
    • начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
    • поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
    • может немного ходить назад;
    • понимает, для чего предназначены домашние вещи;
    • знает до пяти частей тела;
    • вставляет веревку в отверстие.
    • От 20 до 24 месяцев:

    • просит помощи, если у него что-то не получается;
    • может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
    • моет и вытирает руки о полотенце;
    • ходит на носочках, прыгает;
    • играется кубиками, ставя их стопкой;
    • рисует прямую линию;
    • разворачивает сверток;
    • сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
    • по-своему поет детские песни;
    • называет предметы отвечая на вопрос.

    Третий год

    От 25 до 30 месяцев:

  • может пить через соломину;
  • еду из ложки еще может проливать;
  • стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
  • подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопу;
  • без труда ходит по лестнице;
  • делает несколько шагов на носка;
  • подпрыгивает и приземляется не падая;
  • садится и встает со стульчика;
  • башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
  • может надевать несколько шариков на веревку;
  • поймает мяч, если к нему подкатить;
  • переливает жидкость из банки в банку;
  • находит картинки по объяснению;
  • разговаривает с собой и игрушками при игре;
  • использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
  • От 31 до 36 месяцев:

  • сочувствует, когда другой ребенок плачет;
  • может пожаловаться, выразившись фразами;
  • здоровается;
  • начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
  • в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
  • самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
  • может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
  • ездит на велосипеде с тремя колесами;
  • может стоять некоторое время на одной ноге;
  • поднимается по лестнице по-взрослому;
  • быстро бегает;
  • далеко бросает мяч;
  • откручивает крышки на резьбе;
  • рисует неровные геометрические фигуры;
  • лепит из пластилина;
  • сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
  • знает назначение распространенных бытовых предметов;
  • предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
  • может говорить сложноподчиненными предложениями.
  • Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.