Развитие умений у детей с синдромом дауна

Развитие навыков, предшествующих письму, у детей с синдромом Дауна

Познавательные (когнитивные) способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.
Чтобы ребенок с синдромом Дауна смог научиться писать, его надо сначала научить правильно держать карандаш и рисовать простые геометрические фигуры.

Познавательные (когнитивные) способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.

Чтобы ребенок с синдромом Дауна смог научиться писать, его надо сначала научить правильно держать карандаш и рисовать простые геометрические фигуры——

Чему должен малыш научиться прежде, чем учиться письму? Какие умения играют роль в освоении письма?

Умение сохранять равновесие тела

Для того чтобы приступить к освоению навыков, предшествующих письму, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть. Пока он этому не научится, его тело нужно будет поддерживать в сидячем положении с помощью валиков, или сажать на специальный стульчик, фиксирующий положение малыша. Чтобы малыш мог манипулировать карандашом или мелком, его руки должны быть свободны, а не прижаты к туловищу.

Умение управлять предплечьем

Ребенку необходимо научиться двигать предплечьем, чтобы он мог переводить кисть руки из положения ладонью вниз в так называемое нейтральное, или среднее, положение, которое мы используем, когда пишем.

Стабильность запястья

Запястье удерживает кисть руки в определенном положении, позволяющем управлять пальцами. Если запястье нестабильно, ребенку трудно контролировать точные движения пальцев.

Захват

Умение держать мелок, карандаш или ручку – необходимое условие развития точных навыков письма. Чтобы удержать в руке карандаш или ручку захват пальцев должен быть достаточно крепким, но не чрезмерным, поскольку это может ограничивать свободу движений.

Использование обеих рук: ведущей и помогающей

Важно научить малыша пользоваться обеими руками одновременно так, чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая ей помогала. В процессе письма одна рука держит ручку и непосредственно пишет, а вторая рука придерживает бумагу. Если ребенку не удается пользоваться обеими руками одновременно, приходится фиксировать лист бумаги, прикрепляя его к столу.

Координация движений рук и глаз

Чтобы научиться рисовать и писать, необходимо умение координировать движения глаз с тонкими движениями плеча, предплечья, кисти и пальцев.

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ УМЕНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПИСЬМУ.

Следует иметь в виду, что здесь приводится лишь ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ формирования умений и навыков.
Разные дети могут их осваивать по-разному в разные сроки!

  • Берет в рот мелки или ручки, мнет бумагу
  • Ударяет мелком или ручкой по бумаге
  • Рисует каракули
  • Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш в горизонтальном и/или вертикальном направлениях
  • Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш по кругу
  • Подражая взрослому, двигает мелком или карандашом в горизонтальном/вертикальном направлениях или совершает круговые движения
  • Подражая взрослому, рисует горизонтальные/вертикальные/круговые линии
  • Копирует нарисованную горизонтальную/вертикальную линии
  • Копирует нарисованный круг и имитирует вслед за взрослым рисование креста
  • Копирует нарисованный крест и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали справа налево
  • Копирует нарисованную справа налево диагональ и имитирует вслед за взрослым рисование квадрата
  • Копирует нарисованный квадрат и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали слева направо
  • Копирует проведенную слева направо диагональ и имитирует рисование косого креста
  • Копирует косой крест и имитирует рисование треугольника
  • Копирует треугольник и имитирует ромб
  • Копирует ромб
  • Занятия, способствующие развитию захвата щепотью:

    Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Примерно с трех с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью.

  • Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость
  • Чтобы ребенку было легче научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться толстыми мелками длиной около 7 см или кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулачке и малыш скорее возьмет его так, как нужно для письма. Можно также использовать толстые фломастеры.
  • Детям с синдромом Дауна обязательно надо ПОКАЗЫВАТЬ, как держать карандаш «по-новому».
  • Чтобы ребенку было удобно писать, совсем необязательно, чтобы он держал карандаш тремя пальцами абсолютно правильно. Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и практика.
  • Некоторые занятия, которые развивают навыки мелкой моторики и помогают тренировать движения отдельных пальцев:

    Предложите ребенку катать маленькие кусочки глины или замазки, удерживая их кончиками большого и указательного или большого и среднего пальцев.
    Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами, перемещать плоские предметы (например, ключ) от ладони к кончикам пальцев, не помогая себе другой рукой.
    Кроме того, можно предложить ребенку

  • рисовать линии и копировать геометрические фигуры кремом для бритья, пальчиковыми красками, вычерчивать их пальцами на песке,
  • рисовать картинки, изображающие людей, дома, деревья, машины и животных с помощью педагога или родителей,
  • рисовать простые картинки, соединяя точки.
  • downsideup.org

    Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна (из опыта работы)

    Синдром Дауна ˗ одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения с синдромом Дауна составляет примерно 1 (один) на 600˗800 новорожденных.

    Ранняя диагностика синдрома Дауна возможна еще во время беременности. Для этого используются малотравматичные неинвазивные методы. К ним относится ультразвуковое исследование, которое проводиться на сроке 10-12 недель. Кроме того, проводиться биохимический скрининг — определение в крови беременной хорионического гонадотропина и альфафетопротеина. По полученным результатам рассчитывается риск рождения ребенка с синдромом Дауна.

    До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной заболевания. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния и экологии. Появление ребенка с синдромом Дауна не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей.

    Среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее. Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.

    Большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать и делать большую часть того, что умеют другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

    Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей [5].

    В нашем детском доме-интернате проживает 114 детей с синдромом Дауна, из них 47 детей дошкольного возраста.

    При поступлении детей с синдромом Дауна в детский дом-интернат мы часто сталкиваемся с тем, что они не владеют навыками самообслуживания. Мы подбираем индивидуальную методику и составляем комплексную реабилитационную программу. С первого дня пребывания проводится целенаправленная работа по формированию навыков самообслуживания, по развитию потребности в речевом общении, бережного отношения к игрушкам.

    Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности. Задачей развития познавательной деятельности является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель, планировать свои действия так, чтобы достичь этой цели. Мы можем обучать их в процессе специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности, в игре. Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или в игровой ситуации. В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие по мере того, как ребенок заучивает нужную последовательность действий [3].

    Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок с синдромом Дауна встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе.

    Мы не случайно уделяем такое внимание сюжетной игре, потому что дети с синдромом Дауна не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться.

    При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятиях, в быту и в игре должны использоваться во всех трех ситуациях. Например, на занятиях ребенок с синдромом Дауна учится сортировать предметы по цвету с опорой на образец, т. е. класть красные кружочки к красным, а зеленые – к зеленым. В быту мы говорим ребенку: «У тебя красное платье, найди такие же красные носочки. А теперь другой носочек, такой же красный».

    Понятие или навык действительно усвоится ребенком только тогда, когда он начинает самостоятельно его использовать.

    Особенности развития детей с синдромом Дауна

    В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детей с синдромом Дауна. К ним относятся:

    1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

    ◦ снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
    ◦ необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

    ◦ низкий уровень обобщения материала;

    ◦ утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

    2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно:

    ◦ трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

    ◦ трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;

    ◦ нарушения целеполагания планирования действий.

    3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

    4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).

    5. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. Ребенок с синдромом Дауна знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Необходимо, чтобы деятельность детей была насыщенной и разнообразной. Для того чтобы ребенок с синдромом Дауна мог понимать и выполнять наши задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, мы даем ребенку чашку и просим поставить ее на стол, одновременно показывая, как мы ставим свою чашку. При этом он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнять данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок с синдромом Дауна научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях. Важно научить детей с синдромом Дауна заниматься за столом. Для этого выбираю такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом: играть в лото, рисовать или лепить. Инструкции, которые мы даем детям с синдромом Дауна, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, говорить нужно медленно, подкрепляя наши слова жестами. На современном этапе игровая терапия представлена в двух формах — направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная) игротерапия. Различия между ними заключаются в функциях и роли игрового терапевта. Принято выделять также индивидуальную и групповую формы организации игрового коррекционного воздействия. Организовывая игру, воспитатель принимает на себя роль продвинутого ребенка. Играя сам, показывает ребенку, что он может делать с игрушками. Прежде чем ребенок с синдромом Дауна начнет играть в группе, он должен научиться взаимодействовать в паре. Игра в паре самопроизвольно вызывает работу мысли, подключает эмоции и учит принимать решения (методом проб и ошибок), а многообразие непредсказуемых ситуаций, вызванных хаосом игры, может стать отличным способом для ее развития и обогащения. Сутью свободной игры является само действие и вызванные им положительные эмоции, а не ее эффект, поэтому здесь страх перед неудачей минимален. Игра расслабляет, поэтому она должна следовать после значительных умственных и физических усилий ребенка. Во время игры ребенок с синдромом Дауна может принимать или не принимать предложения воспитателя. В свою очередь, для воспитателя совместная игра — отличная возможность изучить актуальные потребности и интересы воспитанника. Дальнейшим этапом воспитательного воздействия является создание таких ситуаций, чтобы взаимодействие лиц, наделенных различными способностями, всем приносило удовольствие и радость (совместное украшение группы, выпуск стенгазеты, коллективная работа), а также разные соревнования в ловкости, поощрения за усердие и старание. Как вытекает из всего сказанного, направленное формирование жизненного и игрового опыта детей с синдромом Дауна, развитие у них специфических умений, то есть всесторонняя коррекционно-воспитательная работа, могут продвинуть игровую деятельность детей до того уровня, который обеспечит её положительное влияние на их психическое развитие.

    Литература

    1. Ассоциация «Даун синдром»: «Родителям детей с синдромом Дауна. К лучшему будущему». М., 1997. Ч. 1., Ч. 2., Ч. 3.
    2. ХуденкоЕ. Д., ГаврилычеваГ. Ф., СеливановаЕ. Ю., ТитоваВ. В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе–интернате, детском доме. М.: Аркти, 2007, 312 с.
    3. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.
    4. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. Т. П. Медведева. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.
    5. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация и методика работы адаптационных групп). Методическое пособие. П. Л. Жиянова при участии М. Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.
    6. scienceproblems.ru

      Обучение и развитие детей с синдромом Дауна

      Независимо от формы синдрома Дауна методики занятий с детьми с синдромом Дауна строятся на основании учета закономерностей развития ребенка, особенностей развития при синдроме Дауна, а также конкретных особенностей и уровня развития конкретного малыша. Такой подход позволяет использовать разработанные методы для всех детей, индивидуально адаптируя их для каждого ребенка.

      Детей с синдромом Дауна, безусловно, нельзя считать необучаемыми. Детям с синдромом Дауна свойственен специфический психомоторный профиль развития, который необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания малыша. Ниже приведены сравнительные данные развития ребенка с синдромом Дауна и среднестатистического обычно развивающегося ребенка.

      Краткая сравнительная таблица развития детей с синдромом Дауна и нормативных данных (Siegfried M. Pueshel (Ed) «Down Syndrome Growing and Learning», 1990, с. 93)

      Из приведенных в таблице данных видно, что ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков, конечно, запаздывают. Кроме того, очевидно, что широкий диапазон времени появления навыков представляет большие возможности для работы педагогов, родителей и медиков. У детей с синдромом Дауна есть сильные стороны развития, такие, как: высокие способности к подражанию, хороший уровень зрительного восприятия, эмпатия, нацеленность на социальный контакт и взаимодействие со взрослым. На эти области специалистам следует опираться в своей работе, уделяя им не меньше внимания, чем дефицитным областям развития ребенка с синдромом Дауна.

      Во всем мире и у нас в стране разработаны психолого-педагогические методики стимуляции развития ребенка с учетом особенностей его развития. Существуют и методики, разработанные специально для детей с синдромом Дауна.

      Развитие каждого ребенка, как и ребенка с синдромом Дауна, зависит от особенностей самого ребенка, от того, каком возрасте, когда и как организованы занятия с ним.

      Как и все дети, малыши с синдромом Дауна нуждаются в любви и ласке своих близких. Безопасная среда и уход с первых дней жизни являются той базой, на которой будут строиться занятия с вашим малышом. Для раннего возраста слово «занятия» носит условный характер. Развитие ребенка и формирование навыков будут происходить во время ухода, игры, а также путем создания безопасной развивающей среды. Все условия для развития ребенка создают родители, при консультативной поддержке специалистов. В первую очередь это дефектологи/коррекционные педагоги, которые умеют работать с детьми раннего возраста. В раннем возрасте понадобится также помощь специалиста по двигательному развитию. В данном случае имеется ввиду не массаж, а гимнастика активного типа, разработанную специально для детей с синдромом Дауна. Вам помогут также, консультации логопеда, умеющего работать с детьми раннего возраста с общим недоразвитием речи.

      В дошкольном возрасте специально организованные занятия занимают все больше места в жизни ребенка и оптимальным вариантом развития ребенка является посещение детского сада. В дошкольном возрасте роль специалистов в обучении ребенка возрастает. Этими специалистами являются дефектологи, логопеды, специалисты по двигательному развитию, детские психологи.

      Очень важно как можно раньше начать активное содействие развитию ребенка с синдромом Дауна и учитывать основные принципы его развития.

      Нет каких-то важных и значимых отличий в общем ходе развития особого ребенка. Темп развития может быть ниже, но порядок шагов более или менее тот же.

      Детям с синдромом Дауна для усвоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений.

      Процесс обучения должен идти постепенно и регулярно, его необходимо разбивать на маленькие шаги.

      Роль родителей в процессе развития ребенка с синдромом Дауна очень велика, поскольку именно им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке в ходе повседневной жизни.

      Для того, чтобы подрастая, малыш с синдромом Дауна постепенно готовился к самостоятельной жизни, во всем мире сейчас используется компетентностный подход к развитию ребенка, согласно которому ребенку важно не просто усваивать необходимые умения и навыки, но и постепенно учиться использовать их в самых различных социальных ситуациях, что поможет ему стать самостоятельным и успешно адаптироваться в обществе, то есть приобрести необходимые для жизни компетенции.

      spravka.neinvalid.ru

      Календарь развития малыша с синдромом Дауна

      Растить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.

      До шести месяцев

      Развитие — это физически и психологически рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.

      Синдром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут уметь его сверстники, и таким образом достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.

      Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.

      Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:

    7. ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
    8. воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
    9. ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
    10. если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
    11. малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
    12. лежа на животе, может до минуты держать голову;
    13. сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
    14. смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
    15. может хватать и отпускать погремушку, только удерживает непродолжительное время;
    16. двигает глазками и головой за ярким предметом;
    17. рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
    18. может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
    19. улыбается, когда слышит голос мамы;
    20. понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.
    21. Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:

    22. радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
    23. спокойно реагирует, когда его одевают;
    24. изучает свои ноги, лежа на спине;
    25. самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
    26. сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
    27. хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
    28. изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
    29. играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
    30. реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.
    31. После полугода

      В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года еще не умеет говорить.

      Ребенок с синдромом Дауна семи до девяти месяцев ребенок:

    32. уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
    33. на щекотку отвечает громким хохотом;
    34. если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
    35. привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
    36. радуется играм в прятки;
    37. может говорить дада, папа, мама;
    38. умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
    39. расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
    40. самостоятельно есть печенье;
    41. пьет из кружки из рук взрослого;
    42. встает, держась за пальцы;
    43. самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
    44. неуверенно, но уже ползает;
    45. подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
    46. играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
    47. способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
    48. рассматривает себя в зеркале;
    49. изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.
    50. От десяти до двенадцати месяцев:

      • если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
      • не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
      • дает маме игрушку, если та попросит;
      • обнимает маму;
      • может указать на игрушку, которую хочет подержать;
      • по просьбе хлопает в ладошки;
      • ест с помощью рук;
      • делает первые попытки есть ложкой;
      • быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
      • когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
      • стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
      • пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки,
      • может ставить игры в коробочку и доставать их оттуда;
      • следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
      • понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.
      • На втором году

        Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.

        Дети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.

        Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 лет, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.

        От 13 до 15 месяцев:

      • мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
      • ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
      • прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
      • если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
      • целует знакомого человека по просьбе родителей;
      • если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
      • может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
      • из чашки пьет сам;
      • самостоятельно ходит;
      • сам встает с положения сидя на полу;
      • может бросать мяч из положения стоя;
      • берет мельчайшие предметы, даже крошки;
      • играется машинкой, катая ее по полу;
      • может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
      • может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
      • интересуется книгой, листает ее;
      • тянет игрушку за веревку;
      • ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.

      От 16 до 19 месяцев:

    51. вместе с мамой убирает игрушки;
    52. делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
    53. подает предмет, который просили;
    54. делится предметами, которые у него в руках;
    55. ест ложкой, но проливая жидкость;
    56. снимает носки, тапочки, туфли;
    57. можно научить мыться в умывальнике;
    58. начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
    59. поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
    60. может немного ходить назад;
    61. указательным пальцем показывает, что ему подать;
    62. если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
    63. понимает, для чего предназначены домашние вещи;
    64. знает до пяти частей тела;
    65. играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
    66. выкручивает крышку бутылки;
    67. вставляет веревку в отверстие.
    68. От 20 до 24 месяцев:

    69. выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
    70. просит помощи, если у него что-то не получается;
    71. может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
    72. моет и вытирает руки о полотенце;
    73. мешает ложечкой чай;
    74. снимает верхнюю одежду на пуговицах;
    75. играет футбол;
    76. ходит на носочках, прыгает;
    77. играется кубиками, ставя их стопкой;
    78. рисует прямую линию;
    79. разворачивает сверток;
    80. листает книги постранично;
    81. высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
    82. сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
    83. вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
    84. по-своему поет детские песни;
    85. выражает желание получить предмет, поесть;
    86. называет предметы отвечая на вопрос.
    87. Третий год

      Первое полугодие

      От 25 до 30 месяцев:

    88. играется с другими малышами;
    89. может пить через соломину;
    90. еду из ложки еще может проливать;
    91. вытирает руки;
    92. просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
    93. стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
    94. подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопу;
    95. без труда ходит по лестнице;
    96. делает несколько шагов на носка;
    97. подпрыгивает и приземляется не падая;
    98. садится и встает со стульчика;
    99. башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
    100. может надевать несколько шариков на веревку;
    101. поймает мяч, если к нему подкатить;
    102. ставит монетки в копилку;
    103. рисует неровный круг, спираль;
    104. можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
    105. переливает жидкость из банки в банку;
    106. объясняет, какие предметы принадлежат ему;
    107. находит картинки по объяснению;
    108. разговаривает с собой и игрушками при игре;
    109. понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
    110. использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
    111. говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.
    112. Второе полугодие

      От 31 до 36 месяцев:

    113. сочувствует, когда другой ребенок плачет;
    114. может пожаловаться, выразившись фразами;
    115. здоровается;
    116. начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
    117. в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
    118. самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
    119. может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
    120. может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
    121. ездит на велосипеде с тремя колесами;
    122. может стоять некоторое время на одной ноге;
    123. поднимается по лестнице по-взрослому;
    124. быстро бегает;
    125. далеко бросает мяч;
    126. откручивает крышки на резьбе;
    127. рисует неровные геометрические фигуры;
    128. лепит из пластилина;
    129. сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
    130. знает назначение распространенных бытовых предметов;
    131. знает, что такое один, а что такое много;
    132. может выучить стишок из трех строк;
    133. предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
    134. может говорить сложноподчиненными предложениями.
    135. Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.

      www.deti-semja.ru