Ребенку ставят умственную отсталость что делать

Умственная отсталость. Ошибки в постановке диагноза.

Когда ребенку ставят диагноз умственная отсталость, сразу возникает много вопросов — что нужно делать, окончательный ли это диагноз или нет, уже можно отчаяться и опустить руки или еще рано и т.д.

Действительно это может оказаться ошибочный диагноз. Его могут поставить вместо таких нарушений, как ЗПР, аутизм и алалия.

1. Время постановки диагноза. Как правило, уверенно говорить об умственной отсталости можно не ранее 7-ми лет. Если диагноз поставили раньше 7-ми лет, то тут речь будет идти о наличие отставания в развитии у ребенка, но, о каком именно точно, сказать будет еще нельзя. Отставание в развитие фактор важный и опасный, поэтому меры по лечению и коррекции нужно предпринять немедленно, но все же об окончательном диагнозе речь еще идти не может.

2. Диагноз ставится по итогам прохождения психологической диагностики. При этом необходимо пройти диагностику на умственную отсталость у двух разных специалистов. Основной тест, который используется – это тест Векслера. Основанием для постановки диагноза не может быть краткая беседа или «немножко порасскладывать картинки».

Иногда дети более собраны вместе с родителями, иногда наоборот. При прохождении диагностики надо помнить об этом. Поэтому нужно сначала попробовать и посмотреть будет ли разница в поведение ребенка, вместе с родителем и без них.

3. Профессионально проведенное тестирование может с очень большой долей вероятности отделить умственную отсталость от задержки психического развития(ЗПР). Для точной диагностики аутизма или алалия – этого недостаточно.

Поэтому необходимо обратиться к психологу, специализирующемуся в области аутизма и к логопеду.

Как правило, в районной комиссии осмотр логопеда назначается в общем порядке, если нет, то нужно уже самостоятельно получить данную консультацию. Логопед определяет характер нарушения речи ребенка. Это очень важный момент, так как, и при нарушении развития интеллекта, может запаздывать речь, так и наоборот – если есть, то или иное нарушение речи, то оно может тормозить развитие мышление и вообще всё психическое развитие ребенка.

Найти психолога, работающего с аутизмом, на сегодня не так просто. Но, в первую очередь, нужно спросить там, где уже проходите обследование. Но скорей всего придется искать самостоятельно.

Это три основных момента, которых нужно иметь ввиду и отнестись к ним очень серьезно.

— Важно помнить, что точный диагноз может быть поставлен не раньше 7-ми лет.

— Необходимо пройти стандартную диагностику, не менее, чем у двух специалистов.

— И важно убедиться, что диагноз точный, а не перепутан с похожими нарушениями развития.

Но независимо от конкретного диагноза и его точности, если вообще возник вопрос о нем, это значит, что у ребенка всё-таки присутствует то или иное отставание в психическом развитии.

В такой ситуация самое главное как можно быстрее начать необходимое лечение и коррекцию психического развития.

Все дети развиваются немного по-разному, но, когда речь идет об отставание развития, то это значит, что недоразвитие тех или иных психических процессов у ребенка действительно большое, и не вписывается, ни в какие вариации нормального развития.

Само по себе отставание не пройдет. Более того, если не предпринимать необходимых усилий, оно будет все больше с каждым годом. Именно поэтому оно требует внимание и лечение. И как можно быстрее. Потому что, чем раньше начать исправлять нарушения, тем быстрее и проще их будет исправить.

В первую очередь, проходят обследование у врачей. Это нормально и нужно, но не стоит рассчитывать на получение какай-то особенной, решающей информации. Так как, врачи занимаются физическим здоровьем ребенка, а у нас речь идет об отставание психического развития. Важными врачами будут невролог и психиатр. Если ребенка направили к психиатру, это вовсе не значит, что его посчитали сумасшедшим. Иногда это просто формальность. Но в любом случае в ответственность психиатра входит самые различные затруднения в работе нервной системы ребенка. В том числе и не имеющие никакого отношения к психической ненормальности. Психиатр может назначить необходимые для нормального функционирование ребенка, лекарства, и это очень важно.

Родители, часто услышав от врача об отставание ребенка, бояться обратиться еще куда-либо. Причины самые различные, начиная от стыда за ребенка до страха насильственного помещение в какое-нибудь учреждение. На сегодня подобные страхи можно оставить в прошлом – где будет учиться ребенок решают только родитель. Это закреплено законодательством. Такие направление ПМПК имеют только рекомендательный характер. Не говоря о том, что у нас просто слишком мало, некоторых специальных учреждений, например, детских садов для особых детей.

Специалистами по лечению, а вернее по коррекции отставаний в психическом развитии являются психологи, специализирующиеся в этой области. Отставание в психическом развитии ребенка надо сокращать, подтягивать уровень развитие ребенка к возрастным нормам. Это делается с помощью коррекционно-развивающих занятий.

На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком занимаются развитием его интеллектуальной и эмоциональной сферой. Именно недоразвитие этих сфер входит в понятие отставания в психическом развитии. То есть, главное, что необходимо – это как можно быстрее начать ликвидировать это самое отставание в развитие ребенка, то есть, заниматься его интеллектуальный и эмоционально-волевым развитием.

Важным может оказаться отставание и в речевом развитии. Этим должен заниматься логопед, но желательно, в сотрудничестве с психологом.

При этом время от времени необходимо показываться лечащему врачу.

Если ребенок будет получать именно необходимое лечение, то в большинстве случае, со временем нарушение развитие пройдет, он подтянется к сверстникам, и вырастит полноценным человеком.

Если этого не произойдет, и со временем, к сожалению, подтвердиться диагноз умственная отсталость, то эти усилия всё равно не были напрасными. Так как, если бы с ребенком не занимались его развитием, то с каждым годом он отставал бы все больше. И мог бы превратиться в действительно тяжелого инвалида. Не смог бы учиться в школе, требовал постоянного ухода и заботы.

Поэтому важно полноценно развивать ребенка в любом случае. Если у ребенка ЗПР, то с помощью психологической коррекции отставание в развитие полностью исчезает уже к середине школьного возраста. Если аутизм или какое-то речевое нарушение, то шансы на нормальное будущее очень велики, если умственная отсталость, то речь пойдет о легкой степени этого нарушения. Что даст ребенку очень большие возможности, на учебу, работу и личную жизнь (хотя и меньшие, чем при других нарушениях).

На сегодня ситуация того или иного отставания в развития встречается очень часто. В каком-то плане, это стало нормой современной жизни. Возможно плохая экология и питания, слишком быстрый темп жизни, очень плохое здоровье современных людей – все это привело к огромному росту детей с нарушениями развития. Но большинство этих нарушений – это легкие нарушение. Те нарушения, которые при своевременной и правильной коррекции полностью исправляются, и ребенок вырастает полноценной здоровой личностью.

www.b17.ru

Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение

Под слабоумием понимается значительное отставание от среднего для данного возраста уровня умственного развития и адаптивного поведения. Умственный дефект может быть врожденным или приобретенным на ранней стадии развития; причины дефектов весьма разнообразны. Олигофрения представляет не только личную и семейную трагедию, но и тяжелую социальную проблему в связи с частотой встречаемости: примерно у 3% новорожденных можно ожидать отставания в умственном развитии, характеризуемого как слабоумие.

Этиология . Наши знания об этиологии олигофрении в связи с достижениями в области изучения хромосомных аномалий и молекулярных болезней значительно расширились. Более ста болезней и вредных факторов, ведущих к слабоумию, обобщены в следующие большие группы.

Причины умственной отсталости
I. Генетические причины
а) грубые хромосомные аберрации
б) мутации генов (энзимопатии и т. п.)
II. Вредные влияния среды
а) пренатальные
б) перинатальные
в) постнатальные

Среди хромосомных аномалий, вызывающих олигофрению, наиболее частой является болезнь Дауна, однако встречаются также более редкие формы, где в основе олигофрении лежит хромосомная аберрация. Аномалии половых хромосом при синдромах Клинефельтера и Тернера также сопровождаются умеренным слабоумием.

Среди энзимопатии, связанных с мутацией одного гена, на первом месте следует упомянуть фенилпировиноградную олигофрению (фенилкетонурию), однако целый ряд более редких энзимопатии (например, болезнь кленового сиропа, болезнь Гартнупа, тирозиноз, болезнь Вильсона, галактоземия, гаргоилизм, болезнь Тея — Сакса, спорадический кретинизм) также протекают с умственной отсталостью.

Генетические факторы могут быть прослежены у умственно отсталых детей, родители которых также слабоумны, но без установленной причины.

Среди причин, ведущих к приобретенной олигофрении, в пренатальный период выделяют краснуху, токсоплазмоз и другие внутриутробные инфекции. Среди интранатальных факторов ведущее место принадлежит внутриутробной асфиксии, а также ацидозу, гипоксии и кровоизлияниям в мозг. Ядерная желтуха, симптоматическая гипогликемия, менингит и энцефалит наиболее часты среди причин постнатальной олигофрении.

Выяснить причину целого ряда пренатальных заболеваний не удается. Это особенно относится к таким грубым порокам развития, как порэнцефалия, микроцефалия, анэнцефалия и значительная часть случаев гидроцефалии.

Патология . Отставание в умственном развитии, степень которого можно измерить с помощью специального коэффициента IQ (intelligence quotient, коэффициент умственного развития), можно разделить на следующие виды:

Дебильность . Коэффициент умственного развития при этом равен 0,50-0,70. Двигательные функции и речь развиваются с опозданием, учеба в школе связана с трудностями, часть детей попадает во вспомогательные школы и другие дефектологические заведения. Под руководством способны к несложной деятельности.

Имбецильность (олигофрения). Коэффициент умственного развития равен 0,20-0,50. Дефектологическое обучение приносит определенный результат, дети могут научиться выполнять простые задания. К самостоятельной жизни не способны.

Идиотия . Коэффициент умственного развития ниже 0,20. Могут овладеть зачатками речи, но не обучаемы; питаться, выполнять гигиенические процедуры и одеваться могут только под строгим контролем.

Абсолютное большинство умственно отсталых является дебилами — до 85%, имбецилов значительно меньше — около 3%. Индивиды, коэффициент умственного развития которых находится между 0,70 и 0,90 и число которых оценивается в одну пятую от всей популяции, олигофренами не считаются. Однако их значительная часть не справляется со школьными заданиями и не может овладеть специальностями, требующими определенных умственных способностей.

Диагноз . В диагностике основными задачами являются: 1. как можно более раннее распознавание отставания, 2. определение тяжести состояния, 3. выяснение возможной причины.

Постановка диагноза умственной отсталости является задачей, связанной с большой ответственностью врача: это приносит несчастье в жизнь семьи и часто требует ее перестройки. В отдельных случаях, например при кретинизме, когда ранний диагноз определяет прогноз, как правило, отставание можно обнаружить только на основе длительного наблюдения. Подозрение на олигофрению возникает при значительном отставании от нормального психомоторного развития. В большинстве случаев запоздание обнаруживается во всех сферах психомоторного развития. Отсталые дети позднее начинают интересоваться средой, позднее сидят, стоят, ходят; позднее начинают тянуться к предметам, запаздывает понимание слов и речь. То, что доступно младшим детям, ребенок-олигофрен не в состоянии сделать даже в более старшем возрасте, внимание не может быть устойчивым. Неправильное понимание слов, неправильное узнавание предметов и т. д. может быть также результатом дефекта слуха или зрения. С другой стороны, есть умственно нормально развивающиеся дети, которые в связи с дефектами зрения или слуха напоминают умственно отсталых.

Очень важно наблюдение за поведением ребенка: часть отсталых детей крайне пассивна, одни из них слишком спокойны, другие, наоборот, эретические, возбужденные, бессмысленно активные. При постановке диагноза помогают различные специфические соматические характеристики, например при болезни Дауна и кретинизме. Важные сведения может дать изучение наследственности, а также тщательный анамнез родов и постнатального периода.

Для определения коэффициента умственного развития используются простые тесты, однако их применение требует особых знаний и опыта, поэтому необходима помощь специалиста-психолога. Результат исследования показывает, какому возрасту соответствует умственное развитие пациента (умственный возраст). Если показатель умственного возраста разделить на хронологический возраст (в годах), то мы получим IQ. Кроме того, для постановки диагноза необходимо тщательное офтальмологическое, аудиологическое и неврологическое исследование.

Причинный диагноз удается поставить только в некоторой части случаев, это весьма трудоемкая и сложная задача. Только с помощью большего диапазона лабораторной техники можно повысить точность диагноза. Может потребоваться анализ хромосом, обнаружение аминоацидурии, детальное исследование обмена белков, жиров и углеводов, а также функций эндокринной системы.

Лечение умственной отсталости . Причинная (целевая) терапия возможна только при некоторых формах отставания, как кретинизм, фенилпировиноградная олигофрения, при редких аминоацидуриях и галактоземии. При наличии конвульсий определенных результатов можно добиться с помощью противосудорожной терапии. Возбужденным детям могут быть назначены транквилизаторы.

Наиболее трудным моментом лечения является осознание родителями положения детей. Печальная обязанность врача объяснить родителям это положение требует чуткости и терпения. Трудным вопросом является посещение школы. Соответствующие специалисты определят, до какой степени это возможно. В дефектологических учреждениях удается добиться хороших результатов. При тяжелом дефекте встает вопрос о воспитании в специализированной клинике. Это зависит от домашних условий, но воспитание в клинике кажется предпочтительным, так как более вероятно, что при специальном воспитании ребенок обучится определенным навыкам гигиены и самостоятельности. Даже небольшой прогресс в этой области значительно облегчает повседневную жизнь больного и его близких.

Профилактика . При отдельных формах олигофрении профилактика может быть весьма эффективной. К значительным медицинским достижениям последнего десятилетия относится разработка методов защиты от возможных родовых травм, раннее распознавание и лечение гипогликемии, гипоксии, тяжелой желтухи, фенилкетонурии, галактоземии и кретинизма; выделение детей, отягощенных энзимопатиями. Эффективность лечения олигофрении глютаминовой кислотой является сомнительной. При наследственных заболеваниях добрачная и генетическая консультация может способствовать снижению числа носителей генных мутаций.

www.blackpantera.ru

Диагноз. и вся жизнь насмарку.

Не буду называть имен, и говорить о каких учебных заведениях идет речь, тем более, анализ ситуации не завершен, проверка жалоб продолжается. Замечу, что речь идет об Ульяновске.

Суть жалоб, отстающего ребенка, настойчиво переводят в коррекционные классы (школы). То есть, вместо того, что бы признать, что с предоставлением госууслуги в виде образования случился облом, и педагог не нашел, не сумел или не захотел найти индивидуального подхода к ребенку, родителям ребенка вручают черную метку. Все походы по кабинетам, потом родителям результата не дают, педагоги кивают на врачей, врачи на выводы педагогов и получается замкнутый круг, в котором виноватых не найти.

Далее, ребенка могут перевести в коррекционную школу, что и делается, как правило. Причина, школа не хочет портить себе показатели успеваемости.

Частенько ребенок попадает в поле зрения врачей-психиатров случайно, и даже по ошибке. Но, диагноз он получит, и дальше вся система образования будет активно внушать ему комплекс неполноценности называя в лучшем случае «особенный ребенок», а в худшем — «умственно отсталый», указывая «глубоко» или «умеренно» отсталый.

При этом, врачи не будут говорить о том, что может быть и допущена ошибка в диагнозе, так как, “Диагноз больного есть более или менее вероятная гипотеза…” (С.П.Боткин). Но, призовут родителей смириться с фактом.
Понятно, что потом, перевести ребенка из коррекционный школы в обычную, невероятно сложно, тут и разница в программах, и нежелание директоров школ связываться с подобными детьми и клеймо на ребенке. И в итоге, по окончании школы восьмого типа, ребенок получает на руки не аттестат, а свидетельство, с которым его не примут никуда ни в техникум, ни в колледж. а порекомендую тяжелый физический труд, а врачи существенно ограничат его право на труд, оставив в списке профессии на которые добровольно может согласиться лишь действительно умственно отсталый.

В целом, по жалобам будем разбираться не спеша и скурпулезно. Где и чья там правда, выясним.
А общее положение дел, ввиде «информации для родителей» выкладываю ниже:

Педагог не врач, и поэтому действительно может вместо логопеда отправить ребенка к психиатру. Кстати, о логопедах, иногда задают вопрос, если у ребенка с дикцией всё нормально, то многие считают, что у них нет повода обращаться к логопеду. Ан нет, не всё так уж и просто. А как у ребенка с чтением — нет проблем? А с орфографией?
Давайте-ка, внимательно присмотримся к ситуации, и разучим некоторые слова: дислексия, дисграфия, дизорфография.

Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения.
Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно. Полная неспособность читать – алексия, полная неспособность писать – аграфия.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.

По поводу правомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

В общем-то это даже не болезнь, а некоторая особенность развития ребенка или врожденная (наследственная) особенность ребенка, кто-то не способен к устному счету или быстрому перемножению цифр в уме, так и со знанием языка. Специалистов же, которые могут выявить и тем более компенсировать особенности ребенка, можно по пальцам пересчитать в крупном городе, и уж тем более не найти в некотором отдалении от областного центра, куда проще записать ребенка в «умственно отсталые».

По затронутой теме, настоятельно рекомендую родителям не сдаваться и до последней возможности отстаивать и защищать интересы ребенка и не давать испортить ему всю дальнейшую жизнь.

А с темой ознакомится чуть подробнее, если у ребенка есть проблемы с учебой и не более того. Кстати, отмечу, что система ЕГЭ — факт наличия индивидуальных особенностей детей, напрочь игнорирует. При этом ребенок может быть блестящим математиком, художником, но из-за ошибок при написании предложений его системно выбрасывают в круг людей второго сорта. Западных путей обхода подобной жизненной ловушки, для российских детей не предусмотрено.
Хотя замечу, что даже среди лауреатов Нобелевской премии, людей с подобными дефектами личности совсем не мало, посокльку они оказываются очень одаренными в совершенно иных отраслях знаний: химии, физике и т.д. И расстраиваться, выявив у ребенка подобные особенности личности — явно преждевременно, и может поискать какие в нем есть таланты, а так, отличия не велики, разница примерно та же, что между правшами и левшами, и пока левшей не считают умственно отсталыми, то и ваш ребенок вполне здоров.

Самые распространённые проблемы дислектика:

задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
дезориентация в пространстве, дезорганизация;
трудности с восприятием информации;
трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
неуклюжесть или нарушение координации;
синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Для самостоятельного прочтения:

Все чаще приходится читать в СМИ описание «ужасов», например: «как девочка девяти лет заставила мальчиков 10 лет заниматься сексом», или ещё более пикантные подробности про детский секс, не говоря уж про подростковый. Так вот, далеко не каждое деяние, даже имеющее все его признаки таковым является на самом деле, об этом написано в статье 14 УК РФ. Другое дело, что не каждый судья или следователь обратить внимание на подобные мелочи.

В любом случае, с диагнозом спешить не стоит. Есть такое явление, как развитие ребенка, котрое может быть и проблемным, в том числе и в плане сексуальности. Чрезмерное любопытство ребенка (подростка) частенько истолковывается взрослыми с позиции взрослой морали, но не нужно уподобляться деятельности отдельных СМИ эпатирующих публику подобными историями. Если в ситуации правильно расставить акценты психологам и педагогам, то особого вреда она не причинит ни «маньяку», ни его «жертве». Тем более, что подобные выверты в детском поведении, воспринимаются сторонами как игра (с сексуальной составляющей с позиции взрослых). Главное в подобных случаях, не спешить «карать и миловать». А родителям важно понимать, как правильно действовать в обоих случаях, и когда ребенок повел себя как «маньяк» и когда стал «жертвой» (известны случаи, когда ребенок жертва копирует свое поведение на более младших детях уже в роли «маньяка»). Не буду перегружать читателей подробностями о сексуальной жизни детей и подростков (есть такая, несмотря на уверение в противоположенном, торжествующей ханжеской морали законодателей), всё можно прочитать .

Суть, выше приведенного абзаца, несколько иная по смысловой нагрузке, и сводится к тому, что сексуализированное поведение ребенка не повод ставить ему диагнозы и относить к категории умственно отсталых. Ничего общего, подобное поведение ребенка, с психопатологией не имеет, если нет иных признаков болезни, вне зависимости от того, «маньяк» он или «жертва» — это скорее всего выбранная им роль, наиболее комфортная. Но, из этого вовсе не следует, что подобное поведение ребенка должно вызывать у вас положительные эмоции, наоборот, нужно пресекать подобное любопытство до поры до времени. Тут очень помогает методика рассказов в гиперболизированной форме о венерических заболеваниях и их последствиях, гибкие формы ограничений и наказаний, хотя обсудить ситуацию с профессиональным психологом и лечащим врачом не помешает.

Если не всё так гладко.

Однако, возможно, что врачи и педагоги оказались правы, и проблема не только в учебе, не только в сексуализированности поведения, а есть и иные аспекты поведения ребенка (неадекватные реакции), то и в этом случае, рекомендую перевести ребенка для начала на индивидуально обучение по. обычной школьной программе, и не торопиться ставить на нем крест.

А самим повысить собственную эрудицию, хотя бы в терминологии. Что такое «умственно отсталый ребенок»?
Это медицинский диагноз, по МКБ-10

/F70-F79/ Умственная отсталость
F70 Умственная отсталость легкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжелая
F73 Умственная отсталость глубокая
F78 Другие формы умственной отсталости
F79 Умственная отсталость неуточненная

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера.

Родителям следует проявлять особую бдительность при постановке первоначального диагноза ребенку, и запомнить главное:

«Из-за дремучести психиатрии, где вообще ничего не известно достоверно, психиатры в принципе не склонны отменять диагнозы. Если психиатр признает пациента здоровым, а он что-то потом натворит и ему опять припишут тот-же диагноз, то к психиатру могут возникнуть вопросы в его «компетентности». Если же пациент здоров и психиатр не снимает диагноз, психиатр от этого никак не пострадает, так как он может сослаться на ремиссию пациента, да и в принцие, в психиатрии никак невозможно достоверно ни подтвержить, ни опровергнуть диагноз. Поэтому, никогда ни один психиатр не возьмет на себя ответственность и не признает полностью выздоровевшим пациента»

Тут, нужно подключать и прокуратуру и суды, желательно с привлечением специалистов-юристов в этой области права, а не соваться в суд самим, иначе можно и заявителю родителю ребенка заработать диагноз в ввиде: «лжевялотекущей шизофрении с симптомами «сутяжничество».

Что нужно обязательно помнить?

В целом, снять ребенка потом с учета будет нельзя, как у психиатра, так и у обычных врачей. Учет, это — карточка или информация в компьютерной базе о произошедших событиях, там хранятся диагнозы, назначения и т.п.

В современной России, «снятьс учета» может означать снятие с «динамического диспансерного наблюдения» (ДДН).

Сейчас в Росии нет понятия «учет», есть «лечебно-консультативная помощь» и «диспансерное наблюдение», которое может быть еще и «активным». ЛК-помощь не обязывает к обязательному посещению психиатра, и часто ничего не запрещает, диспансерное наблюдение рекомендует посещать психиатра и многое запрещает.

ДДН дает психиатру право смотреть пациента (как и где, это — его проблема) без получения санкции судьи и обязывает психиатра освидетельствовать пациента раз в год или получить необходимую информацию о пациенте любым иным законным способом. Снятие с «динамического наблюдения» обозначает, что психиатр не видит опасности обострения состояния и ребенку не нужно ходить к психиатру и принимать его назначения. Но, это не означает снятие диагноза и возможность получения разрешений и допусков.

Консультативно-лечебная помощь оказывается психиатром при самостоятельном обращении пациента (после 15 лет), по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя. Если пациент не обращается в ПНД около года, его медицинская карта сдается в архив (если нет диспансерного наблюдения). Пациент, при достижении 15 летнего возраста, может написать заявление об отказе от психиатрической помощи и потребовать немедленного отправления мед. карты в архив (если нет диспансерного наблюдения).

Справку о наблюдении гражданина в ПНД («об учете в ПНД») может потребовать только суд, военкомат, прокуратура или следственные органы если заведено уголовное дело, отделы кадров и приемные комиссии в учреждениях МВД, ФСБ, МО.

Впрочем, необходимо помнить, что кроме «умственного отставания» есть ещё ряд расстройств психики у детей, не требующих перевода их в коррекционные школы или классы, не смотря на желание администраций учебных заведений «Грести всех под одну гребенку». Для любознательных.

В завершение, да существует мнение, что «психиатрия — вообще не наука и не медицина», но я не отличаюсь столь радикальными взглядами, поскольку доводилось видеть людей которые представляют реальную опасность для окружающих, в пике своего девиантного поведения. Подчеркну, тем не менее, одну фразу услышанную от выросшего ребенка, которого поставили когда-то на учет, по соображениям родителей: «что-бы не взяли в армию», и перевели в коррекционную школу. Теперь он не может вступить в брак (не регистрируют), не может самостоятельно получить зарплату, не имеет права водить авто и ещё тысяча всяких не может, не имеет. Так вот, он сказал, что никогда не простит своим родителям, что они испортили ему жизнь и его детям — тоже.

Вот об этом моменте не забывайте тоже, когда будете решать — бороться за судьбу ребенка или нет?

wapkin.livejournal.com

Симптомы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей. Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети». Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин. Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна. А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».

Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

  • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
  • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.
  • Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

    Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

    МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

    • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
    • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
    • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
    • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

    К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка. Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

    Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко. В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

    Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

    1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
    2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
    3. Сильная недоношенность плода;
    4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
    5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
    6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
    7. Умственная недостаточность неясной этиологии.
    8. Симптоматика

      Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

      Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

      Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием. По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

      Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

      Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения. Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств. При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

      Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

      1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
      2. Системное недоразвитие речевых навыков;
      3. Некритичное, конкретное мышление;
      4. Некоторые нарушения восприятия;
      5. Разнообразные нарушения внимания;
      6. Плохая продуктивность памяти;
      7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
      8. Недоразвитие всех интересов.

      Диагностика

      Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни. Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны. Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

      При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта. Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки. На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

      Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

      Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

      Умственная недостаточность — задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

      Наличие других болезней — умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

      Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

      Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

      В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

      Дифференциация

      Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

      Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

      Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

      Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

      odepressii.ru