Ребенок с умственной отсталостью в семье

Умственная отсталость: консультирование семьи

Семья в большинстве случаев неплохо приспосабливается к умственной отсталости ребенка, но испытывает эмоциональное напряжение и трудности в установлении социальных контактов. В таких семьях чаще, чем среди населения в целом, наблюдаются депрессия у родителей, жестокое обращение с ребенком и плохой уход за ним. Стабильности семьи, ее способности противостоять трудностям способствуют прочность брака, высокая самооценка родителей, отсутствие многодетности, высокий социально- экономический статус, относительно легкая умственная отсталость у ребенка и отсутствие у него сопутствуюгцих дефектов, соответствие ожиданий родителей возможностям ребенка и адекватное восприятие его недуга, помощь других членов семьи, доступность местных программ помощи и служб, освобождающих родителей от многочисленных обязанностей. Доступность таких программ и служб, возможность проконсультироваться, получить помощь в ведении домашнего хозяйства, принять участие в группе родительской взаимопомощи — важнейшие элементы поддержки семей, для которых воспитание умственно отсталого ребенка оказалось непосильной нагрузкой.

Участие педиатра в поддержке семьи. В задачи педиатра входят участие совместно с районной службой здравоохранения и школой в выработке плана поддержки семьи умственно отсталого ребенка раннего возраста или индивидуальной программы обучения, выявление семей, имеющих право на финансовую поддержку в рамках соответствующей программы, оценка доступности в соответствии с законом о гражданах США, имеющих ограниченные возможности (Americans with Disabilities Act — ADA), работы и социальной активности умственно отсталым подросткам, информирование семей о группах самопомощи и Web-сайтах, посвященных определенным заболеваниям и синдромам, обеспечение им доступа к службам, уменьшающим непосильную нагрузку семьи. Кроме того, он участвует в выработке местных программ обучения умственно отсталых детей и проведения ими свободного времени, улучшения их медицинского обслуживания за счет частного и государственного медицинского страхования.

humbio.ru

Взаимоотношения в семье имеющей умственно-отсталого ребенка

Глава I. Детско-родительские отношения в семье имеющей умственно-отсталого ребенка 5

1.1. Рождение умственно-отсталого ребенка 5

1.2. Особенности семьи воспитывающей ребенка с

отклонениями в развитии 8

1.3. Отношение родителей к ребенку 12

1.4. Дальнейшая жизнь ребенка с отклонениями в развитии 17

Глава II. Организация и проведение исследования особенностей взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта 21

2.1. Особенности отношения родителей к детям 21

2.2. Межличностные отношения в семье имеющей взрослого

умственно-отсталого ребенка 24

2.3. Особенности восприятия ребенком своего места в семье 28

2.4. Семейная жизнь глазами матери 30

2.5. «Особое» материнство или роль женщины в семье 32

Глава III. Психологическая и социальная поддержка семьи имеющей умственно-отсталого ребенка 36

Глава IV. Методические рекомендации по организации игр и занятий с умственно-отсталым ребенком 39

4.1. Игра, как помощь в развитии умственно-отсталого ребенка 39

4.2. От игры к занятиям 41

Список используемой литературы 45

Актуальность исследования. Каждый год в России рождается все больше детей с отклонениями в развитии. Причины этого бывают разными: либо это врожденные отклонения связанные со здоровьем матери или отца, алкоголизмом, курением матери во время беременности, а также влиянием экологии; приобретенные детские аномалии являются следствием различных влияний в последующие периоды развития ребенка (это могут быть природовые травмы, остановка дыхания у рождающегося ребенка, ранние инфекционные болезни).

Но каковы бы ни были причины возникновения отсталости этих детей, важно то, что родители специально не готовятся к появлению в семье больного ребенка, и обязательно семья, в первую очередь, сталкивается с вопросом оставить ребенка дома или отдать на воспитание в специальное учреждение. От того какое решение примут родители, зависит дальнейшая жизнь ребенка. И если делается выбор в пользу домашнего воспитания, то семья часто сталкивается с проблемой нехватки материала, который бы помог правильно организовать детско-родительские отношения и воспитание.

Именно поэтому актуальность нашей темы заключается в помощи правильного понимания трудностей семьи воспитывающей умственно отсталого ребенка, предоставляет материал помогающий родителям не совершать общепринятые ошибки, возникающие при появлении в семье больного ребенка, также в работ предлагаются методические рекомендации по организации домашнего развития ребенка.

Проблема исследования. Детско-родительские отношения в семье имеющей умственно отсталого ребенка, очень часто складываются неправильно и впоследствии накладывают отпечаток

на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому важно вовремя помочь родителям правильно построить свои отношения, как с ребенком, так и с другими членами семьи.

Объект исследования. Детско-родительские отношения в семье с умственно отсталым ребенком, особенности этих отношений и система воспитательной работы с ребенком.

Предмет исследования. Совершенствование детско-родительских отношений в семье имеющей умственно отсталого ребенка.

Гипотеза исследования. Эффективность родительско-детских взаимоотношений будет существенно повышена, если семья посчитает необходимым обучение по вопросу жизни с больным ребенком.

Цель исследования. Теоретически выявить особенности семьи и ее отношений с умственно отсталым ребенком.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, предстояло решить следующие задачи исследования:

Определить ситуацию в семье, при рождении умственно отсталого ребенка.

Выявить особенности детско-родительских взаимоотношений.

Разработать рекомендации по организации домашнего развития ребенка.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические (анализ методической, психолого-педагогической и диагностической литературы по проблеме), так и эмпирические ( психологический эксперимент и оценка его результатов) методы.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики эксперимента.

Второй этап — проведение эксперимента и его анализ.

Третий этап — заключительный анализ проведенной работы.

Глава I. Детско-родительские отношения в семье имеющей умственно отсталого ребенка.

Рождение умственно отсталого ребенка.

Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции.

Причины поражения коры головного мозга ребенка могут быть различны, и чаще зависят от того патогенного (вредоносного) фактора, который вызвал поражение. К таким факторам обычно относят: кислородную недостаточность мозга (в периоды внутриутробного развития, родов или после рождения), травмы мозга (родовые, внутричерепные кровоизлияния), воспаления мозга или мозговых оболочек, различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные препараты, употреблявшиеся матерью во время беременности, хронический алкоголизм родителей или их наркомания, особенно матери, некоторые эндокринные заболевания, хромосомные нарушения, наследственные заболевания без хромосомных нарушений и др. Определенную роль играют радиация и все ухудшающиеся экологические условия.

В настоящее время установлено, что среди всех детей, страдающих таким отклонением в развитии, преобладают дети с генетическими формами умственной отсталости — 75%. Из них 74,5% возникает внутриутробно, 17,1% — в интернатальном периоде, т.е. во время родов, 8,4% случаев — в ранний период жизни ребенка.

В последние годы все чаще можно услышать мнение о том, что не во всех случаях умственной отсталости можно обнаружить поражение коры головного мозга ребенка. Впрочем, вероятно и то, что наши диагностические средства недостаточно совершенны.

Умственно отсталые — это весьма полиморфная группа, в которой преобладающее большинство составляют дети-олигофрены (от греческого oligos — малоумный).

У этих детей поражение мозговых систем возникает на ранних этапах развития: или во внутриутробном (пренатальном), или в постнатальном периоде, т.е. при рождении или в первые три года жизни ребенка, т.е. до полного становления речи. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер. Ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. 1

Родители ребенка, с каким бы то ни было недостатком, в первую очередь, разумеется, должны обратиться к врачу специалисту. Врач же прежде всего должен определить, является ли отставание в развитии парциальным, т. е. частичным нарушением, или оно сочетается, а иногда и определяется интеллектуальной недостаточностью ребенка, двигательными, эмоциональными и другими расстройствами. В дальнейшем тактика врача направляется на уточнение клинического диагноза и раннее коррекционное вмешательство. На вопрос родителей, с какого возраста следует начинать заниматься с ребенком, если он отстает в развитии, ответ только один: немедленно.

Однако практика показывает, что многие родители недооценивают свою роль в преодолении отставания в развитии своего ребенка. Они часто тратят время на консультации малыша у различных специалистов, на поиски

импортных дорогих лекарственных препаратов, не имея достаточных знаний для оказания необходимой, повседневной помощи в развитии своему ребенку.

В настоящее время доказано, что дети даже с не резко выраженными отклонениями в развитии, наблюдаемыми в первые годы жизни, в дальнейшем при отсутствии лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий испытывают затруднения в обучении. Сейчас у специалистов нет сомнений в том, что помогать ребенку с отклонениями в развитии, в том числе минимальными, следует с первых месяцев жизни. Это связано с наиболее интенсивным темпом развития детского мозга на первом году жизни. Известно, что в первые 2 года жизни благодаря такому высокому темпу созревания нервных структур закладываются основы психической деятельности ребенка, интенсивно развиваются моторика, речь. Именно в этот период в процессе общения ребенка с матерью и окружающими его людьми происходит так называемое первичное обучение, которое и является фундаментом дальнейшего психического развития.

Если вы нашли опытного врача, который понимает проблемы вашего ребенка, не расставайтесь с ним и консультируйтесь регулярно. Врач, который знает ребенка и семью в течение некоторого времени, в состоянии дать более мудрый совет, чем врач, к которому обратились впервые. Кроме того, с психологической точки зрения ребенка с физическим недостатком вредно водить от одного врача к другому. Если вы прочтете о новом открытии в области заболевания, которым страдает ваш ребенок, лучше посоветуйтесь с вашим лечащим врачом вместо того, чтобы немедленно обращаться к изобретателю. Если это открытие оказалось действительно ценным, ваш лечащий врач будет об этом знать и сумеет установить, применимо ли оно к заболеванию вашего ребенка.

Особенности семьи воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе.

Но ни в коем случае родителям не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В противном случае хроническая стрессовая ситуация нарастает, у матери возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, нарушается сон, аппетит, появляются головные боли и другие отклонения в состоянии ее здоровья, особенно часто развивается невротическое состояние. Находясь, сама в болезненном состоянии, мать мало, чем может помочь своему малышу. Напротив, ее тревога, беспокойство передаются ребенку и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности при взаимодействии с матерью. Это еще больше нарушает его психическое развитие. У малыша могут возникать вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения.

Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям следует помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет

works.doklad.ru

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Мы очень боимся, что нам попадется умственно-отсталый ребенок. Можно ли этого избежать?

Неспециалисты часто путают умственную отсталость и задержку психического развития. Ребенок, с которым никто не занимался, не разговаривал, не читал ему книжек, в два-три года может выглядеть как умственно отсталый и только специалист может определить, так ли это. В семье ребенок с задержкой довольно быстро наверстывает упущенное. Хотя вам и придется потрудиться: не столько специально заниматься с ним, сколько просто проводить вместе много времени, говорить обо всем вокруг, знакомить с элементарными вещами.

Если говорить о настоящей умственно отсталости, то и такой ребенок может дать родителям много радости и любви, хотя и никогда не пойдет в обычную школу. Но воспитание такого ребенка требует специальных знаний и умений, и потому подходит не всем. Кстати, в современных домах малютки есть очень много детей с ошибочно поставленным диагнозом умственной отсталости. А иногда его ставят преднамеренно, например, чтобы сохранить число детей в группе и ставку воспитателя. Поэтому, если даже перед вами ребенок «с диагнозом», и он вам приглянулся, не спешите с выводами. Пообщайтесь с ним, присмотритесь, проконсультируйтесь с независимым экспертом. Вполне возможно, что через два-три года вашей семье никто и поверить не сможет, что такого смышленого малыша называли умственно отсталым! Таких случаев — тысячи.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.

«Счастья заслуживает каждый ребёнок!» — девиз команды многопрофильного социального центра «Содействие», которая помогает детям-сиротам обрести долгожданную семью.

Сегодня в многопрофильном центре «Содействие» прошёл семинар для специалистов, работающих с замещающими семьями и кандидатами в приёмные родители.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

www.usynovite.ru

Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Детско-родительские отношения состоят из нескольких подсистем семейных отношений, рассматриваемых, как составляющие системы межличностных отношений человека.

Рождение психически или физически неполноценного ребенка всегда связано с сильнейшими эмоциональными переживаниями родителей. Семья переживает целый ряд кризисов и проблем, которые В. В. Ткачева характеризует, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик [1].

Мощное негативное влияние на семейную систему оказывает рождение ребенка с интеллектуальными нарушениями. Умственно отсталые дети весьма разнородны. Они характеризуются разным темпом и разной динамикой психофизического развития. Системный характер имеет поражения центральной нервной системы (ЦНС), когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы — восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС проявляются в задержке сроков возникновения и незавершенностивозрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития [5].

Такие дети требуют постоянного внимания не только в самом раннем детстве, но на протяжении всего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Родители вкладывают свои силы и эмоции в воспитание и развитие таких детей. Помимо этого, каждый возрастной этап прибавляет своих забот.С течением времени накапливается усталость, растет внутреннее напряжение, родителям все сложнее сохранять позитивные детско-родительские отношения.

В семье, в которой воспитывается ребенок с умственной отсталостью, выражены нарушения детско-родительских отношений, которые обусловлены рядом факторов: стрессовостью факта его рождения, нарушающими супружеские отношения, генетическими факторами, отклонениями в развитии ребёнка, трудностями в обучении и воспитании, стилями общения и взаимоотношения в семье и др. Основная причина этих нарушений связана с неблагопрятной обстановкой в семье и неправильным, ненормативным, возможно, жестоким отношением родителей к детям [6].

Помимо этого, происходят изменения и в супружеских взаимоотношениях. В сознании отца ребенка с недостатками в развитии резко снижается оценка его жены как женщины, так как она родила такого ребенка, что в свою очередь приводит к охлаждению чувств, разводу и уходу из семьи. Лишь в некоторых случаях (при наличии здорового ребенка, рождении второго здорового ребенка, при условии высокого духовно-нравственного развития супругов) на месте остывших чувств может возникнуть жалость к жене, снисхожде­ние к ее трудностям, терпение.

И.С. Багдасарьян (2000) утверждает, что младшие школьники адекватно воспринимают существующие межличностные отношения в семье, определяя свое место в ее структуре. В случае, если отношения между мужем и женой нарушены, умственно отсталый ребенок замечает это, и для него это является психотравмирующей ситуацией [2].

В исследованиях ученых Багдасарьян, И.С., Игнатьевой Е.А., Ильиных, Ю.В., Ткачёвой В.В. и др. показано, что от того, какие взаимоотношения сложились в семье, каков стиль детско-родительских отношений, зависит — по какому пути пойдет развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация [1, 2, 3, 4].

Отсутствие родительского тепла существенно влияет на личностную сферу ребенка, формируя вместо позитивно устойчивых черт характера, необходимых для успешной адаптации в социуме, неадекватные личностные характеристики. Родительская неадекватность в принятии ребенка с умственной отсталостью, отвержение ребенка, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. Тогда как теплые отношения в семье, позитивная безусловная поддержка ребенка способствуют сглаживанию личностных черт, ощущению комфорта у подростка, его социальной адаптации.

Нарушения отношений в ту или иную сторону (диктаторство, отвержение, потворствование и пр.), негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, ведет к формированию конфликтной и агрессивной позиции, дистанцированию ребенка от родителей.

Любое нарушение в системе детско-родительских отношений повышает эмоциональный дискомфорт подростка, вызывает негативное восприятие родительского отношения, выражается в агрессивных, протестных действиях подростка.

Нарушение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей является фактором риска и может способствовать развитию у него дезадаптации.

Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего нарушение в своем интеллектуальном развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся подростку и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Как результат – утрата так необходимых детям этого возраста добрых теплых отношений с самыми близкими людьми. В результате чего, семья с ребенком с умственной отсталостью часто становится дисфункциональной, т.е. она перестает удовлетворять потребности ребенка в любви, принятии, эмоциональной поддержке. Особенно, это касается взаимоотношений с отцом, которые в восприятии подростка отдалены и отчуждены от них, он не получает от отца поддержки и необходимого ему внимания. Вместо этого, ребенок получает отчуждение, завышенные требования, игнорирование потребностей в любви и принятии.

В. В. Ткачева в своем исследовании описывает, что члены семей не демонстрируют общности интересов и целей, проявляются существенные расхождения в понимании семейных ролей между мужем и женой, родителями и детьми, отсутствует чувство духовной близости [1].

Проведенное нами исследование в Государственном казённом общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) школа

№ 20 г. Оренбурга с детьми, имеющими диагноз легкая степень умственной отсталости и их родителями, выявило, что детско — родительские отношения в семье характеризуется теми или иными нарушениями, отклонениями.

Основным стилем воспитания умственно отсталых подростков является авторитарный стиль, гиперопека, соседствующий с эмоциональным непринятием и отторжением ребенка.

Большинство умственно отсталых подростков преимущественно положительно относятся к своей матери, но не у всех из них положительное восприятие отца. Именно взаимоотношения с отцом часто становятся источником эмоционального дискомфорта у подростков с умственной отсталостью.

Также, выявлено, что более важным и эмоционально значимым, комфортным для умственно отсталых подростков, являются отношения с их прародителями.

Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность.

Важную роль в развитии ребёнка играют родители, умеющие принимать своего ребёнка таким, какой он есть, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощрять самостоятельность и инициативу, удовлетворять разумные потребности, заботиться о нем.

Поэтому, чтобы улучшить детско-родительские отношения необходимо рассматривать проблемы ребенка позитивно, с ориентацией на будущее; во всем помогать ему; научиться регулировать свои эмоции, настроения и действия, ведь рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его человек.

1. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие / В.В. Ткачева. М.: АСТ-экспресс, 2007. 240с.

2. Багдасарьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: автореферат дисс. … к. психол. н. : 19.00.10, Коррекционная психология / И.С. Багдасарьян. — Красноярск, 2000. 24 с.

3. Игнатьева, Е.А. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с умственно отсталым ребенком : Автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.А. Игнатьева. — Москва, 2000. — 18 c.

4. Ильиных, Ю.В. Стиль родительского воспитания как фактор формирования смысловой сферы старшего подростка : автореферат дисс. . кандидата психологических наук: 19.00.13 — / Ю.В.Ильиных. – М., 2004.- 21с.

5. Гусева И.В.К вопросу организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Концепт.- 2014. — № 9.

6. Гусева И.В., Мелешкина М.С. Психолого – педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков – инвалидов в образовательном процессе // Концепт.- 2014. — № 9.

e-koncept.ru

Статья по теме:
Проблема семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка, в специальной литературе

Предварительный просмотр:

Проблема семьи, воспитывающей умственно

отсталого ребенка, в специальной литературе

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого

зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер, американский педагог

Семья – это малая группа, ячейка общества, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Для семьи крайне важен здоровый психологических климат (более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям). Поэтому, когда в семье возникают обстоятельства, разрушающие такое состояние, то в первую очередь страдает эмоциональная атмосфера семьи, которая является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом и обуславливает стабильность брака. Рождение умственно отсталого ребенка является фактором, который может поставить под угрозу само существование семьи, нанести глубокую душевную рану ее членам.

Появление умственно отсталого ребенка в семье создает целый ряд проблем в семье и, прежде всего, это касается стигмы ( по : Кадырова Т.М. Умственная отсталость – помогите своему ребенку. 2006) . В переводе с греческого, стигма означает пятно или клеймо. Это слово дало рождение новому понятию, как стигматизация. Стигматизация – это социальное явление «пренебрежения и упрека». В упрощенном виде стигматизация означает клеймение, то есть выставление клейма на ком-то с целью подчеркнуть его непохожесть на других. А раз он не такой, как все, то его следует остерегаться, избегать с ним общения, и с его семьей тоже, а это уже дискриминация. Таким образом, стигматизация ведет к дискриминации. В медицине существует ряд заболеваний, которые стигматизирует больного. К ним относятся кожно-венерические, туберкулез, ВИЧ-инфекции, а также психические расстройства и, в частности – умственная отсталость. Семья негативно воспринимает появление умственно отсталого, как ребенка «непохожего» на других, как особенного, странного. Родители стыдятся своего ребенка, стараются избегать разговоров о нем с другими родственниками или соседями, когда же этого невозможно избежать, то испытывают чувство горечи, раздражения. То есть семья уже стигматизирована появлением в семье умственно отсталого ребенка и продолжает стигматизироваться, так как по мере роста ребенка возникают проблемы посещения вместе с ним детских учреждений (поликлиника, детский сад, школа), езды в транспорте, когда ребенок становится объектом внимания, вопросов типа «что это с ним», насмешек, что еще более усугубляет переживания стигмы у членов семьи. В других семьях отрицают наличие у ребенка умственной отсталости, более того родители уверены, что у ребенка это пройдет со временем, то есть он «перерастет» это, станет как все. В качестве подтверждения своих слов вспоминают себя или других родственников, что в детстве сами поздно начали говорить, имели особенности развития, плохо учились, но ничего это не помешало стать им «людьми», так будет и с их ребенком.

Ниже перечислены переживания стигмы, которые испытывают обычно члены семьи по отношению к умственно отсталому ребенку:

  1. чувство вины перед ребенком, что он родился таковым, поиски причин этого, обвинения в адрес других членов семьи;
  2. родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;
  3. личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворённость;
  4. чувство раздражения, гнева, ведущее к отдалению, изоляции, ограничению общения;
  5. чувство обиды, безнадежности;
  6. чувство страха за его будущее или, что другие дети в семье будут такими же;
  7. «отрицание» родными задержки развития у ребенка;
  8. социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но приводят к изменениям в её ближайшем окружении;
  9. семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
  10. чувство стыда, ведущее к утаиванию семейной проблемы;
  11. родители стараются скрыть факт отклонения в развитии у ребёнка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
  12. особый психологический конфликт возникает в семье, как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребёнка.

Чтобы преодолевать эти чувства, необходима открытость – не стоит стыдиться того, что есть. Умственно отсталый нисколько не повинен в том, что он родился таковым, также как и родители, которые мечтали о здоровом ребенке. И чем дольше семья держит в тайне отставание в развитии у ребенка или, наоборот, не придает должного значения, тем хуже для ребенка, он еще более задерживается в развитии. А чем старше ребенок становится, тем труднее его приучить к какому-то виду поведения, появляется упрямство, ребенок отказывается выполнять задания, инструкции, так как до этого ему не позволяли делать или делали многое за него.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Исследованием межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с нормальным развитием, занимались многие ученые: А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская ( Багдарасьян И.С., 2000 ).

По анализу же проблем межличностных отношений в семьях, име ю щих детей с проблемами в развитии, можно найти довольно немного работ. О т дельные проблемы семьи такого ребенка освещены в работах Т.Г. Б о гдановой, Н.В. Мазуровой (1998); Т.А. Добровольской (1989, 1991); С.Д. Забрамной, 1993; А.И. Захарова (1976, 1978, 1982); И.Ю. Ле в ченко, В. В. Ткачевой (1999); И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пят а ковой (1989), Е.М. Мастюковой (1989), Г.А. Мишиной (1998), А.И. Раку (1977, 1981, 1982); М.М. Семаго (1992); А.С. Спиваковской (1981, 1986, 1999), У.В. Ульенковой (1986); В.В. Юртайкина, О.Г. Комаровой (1996) и др. Авторы обращают внимание на ра з личные стороны сложных процессов взаим о действия аномального ребенка с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и разв и тия самого ребенка как личн о сти ( там же ).

Целенаправленно же исследованию проблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, и разработке технологий психологического изучения и диагностике подобных ячеек общества, посвящен ряд трудов В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008).

Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» ( 1979 ) установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребе н ка возникают качественно новые образования. Эти психологические образов а ния как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность ч е ловека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к с а мому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б., разрабатывая пробл е му п е риодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взросл ы ми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» ( Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., 2005 ) рассматривает семью как главный источник с о циализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безб о лезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание – это пр о цесс социальный в самом широком смысле. На каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка необходимо присутствие взрослых людей. Наиб о лее о п тимальным является ситуация, когда в процессе формирования личности участвуют близкие и значимые для ребенка л ю ди – оба родителя.

Неполноценные, а тем более искаженные эмоциональные контакты между родителями и детьми пагубно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка, но и на его психическом развитии.

Негативные факторы, например, безразличие родителей в силу нежелания или каких-либо других причин, не удовлетворяющих стремлению ребенка к общению, депривации различного типа (неполноценные эмоциональные контакты между детьми и родителями, материнская депривация, авторитарность родителей, конфликтность между матерью и отцом, лишение родительского попечения, развод родителей) (исследования Захарова А.И., В.Н. Мясищева и др.), неизбежно играют отрицательную в развитии личности ребенка.

Рассматривая в историческом аспекте взаимоотношения семьи, воспитывающей аномального ребенка с окружающими, можно констатировать, что в разные времена социум по-разному реагировал на ее проблемы и нужды (Я.А. Коменский, Ж. Демор, Ж. Итар, С.С. Корсаков, И.В. Маляревский, А.М. Шерешевский).

Таким образом, с емьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки. Воспитание умственно отсталого малыша ставит перед родителями множество проблем, с которыми они нередко не могут справиться, что приносит вред как им самим, так ребенку. Ведь известно, чем раньше начинается коррекция дефекта, тем лучше прогноз. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.

Поэтому ряд исследователей обращались к вопросу организации помощи таким семьям, разработке путей психолого-педагогической коррекционной работы, хотя на данный момент подобные работы немногочисленны.

nsportal.ru