Речевая карта ребёнка с заиканием

Материал по логопедии по теме:
Речевая карта для обследования детей с заиканием

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.

Материал полезен для начинающих логопедов.

Предварительный просмотр:

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Решением МПК от_________________ № протокола __________Принят на срок _________________

Диагноз при поступлении ________________________________________________________________

Сведения о семье.

Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________

Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________

Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________

Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________

Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________

После выписки из роддома:

Особенности грудного вскармливания______________________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

До одного года________________________________________________________________________

после одного года_____________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие.

Стал держать голову с __________________________ Сидеть__________________________________

Стоять __________________________ Ходить_______________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________

Обувать ботинки _____________________ Застегивать пуговицы______________________________

Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________

излишне заторможен _______________________________________________

Ранее речевое развитие.

Время появления гуления____________ Лепета_________________

Первых слов_________________ Фразы___________________

Особенности речевого развития__________________________________________________

Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________

Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________

Как проявилось заикание _________________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________

В общении со сверстниками___________________________________________________

В д/с ______________________________________________________________________

В незнакомой обстановке_____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________

Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________

Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________

Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________

Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________

Состояние просодических компонентов речи.

Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________

Сила голоса________________________ Высота_____________________________

Тембр______________________ Особенности модуляций______________________

Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________

А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания.

I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)

Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________

Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________

Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________

Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________

  1. Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
  2. Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
  3. Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
  4. Смешанные________________________________________________________________

Степень заикания _____________________________________________________________

III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________

Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.

I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________

II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

а) произвольные ______________________________________________________________

б) непроизвольные ____________________________________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________

3. Изменение стиля речи________________________________________________________

III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________

IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка.

Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________

Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________

Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________

– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________

– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________

Исследование неречевых психических функций.

1. Исследование слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________

б) определение направления звука _____________________________________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________

3. Исследование зрительного восприятия:

а) узнавание цветов __________________________________________________________

б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________

4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:

а) право, лево _______________________________________________________________

б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________

в) складывание разрезных картинок ____________________________________________

г) складывание фигур из палочек:

— по образцу ______________________ — по памяти _________________________

5. исследование общей моторики:

Сила _____________________________ Точность ________________________________

Темп _____________________________ Координация ____________________________

6. Исследование мелкой моторики:

Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________

Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________

Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________

Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________

Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________

Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________

Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________

Исследование речевой моторики .

1. Состояние мимической мускулатуры.

Поднять брови ( удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________

Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________

Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________

2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)

а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________

в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________

г) переключение от одного движения к другому _________________________________

д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________

е) точность выполнения ______________________________________________________

ж) длительность удержания заданного положения ________________________________

з) замены движений _________________________________________________________

и) добавочные и лишние движения ____________________________________________

к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________

Исследование звукослоговой структуры слова.

1. Воспроизведение слов:

помидоры ________________ сквозняк ________________ свисток _________________

температура ________________________ простокваша _________________________

милиционер ________________________ скворечник __________________________

лекарство ________________ сковорода ________________ аквариум _______________

2. Воспроизведение предложений:

Мальчики слепили снеговика _________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской _________________________________________

Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________________

Исследование состояние фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представления).

1. Повторение слогов:

па-ба ________ ба-на _________ ва-та __________ та-да __________ на-га __________

ка-га ________ ба-ма _________ са-ша _________

ба-ба-па _____________ та-да-та ____________ га-ка-га ____________

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (покажи, где удочка, а где уточка и т.д.) __________________________________________________

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

Миска – мишка ______________________ Крыса – крыша _______________________

Речка – редька _______________________ Вечер – ветер ________________________

4. Выделение заданного звука на фоне слова (слышишь ли ___ звук в слове?):

5. Выделение ударного гласного в начале слова (какой первый звук?):

6. Определение согласного звука

— в начале слова _____________________________________________________________

— в конце слова ______________________________________________________________

— место заданного звука в слове (начало, середина, конец) _________________________

— последовательности звуков __________________________________________________

— количества звуков __________________________________________________________

— соседей заданного звука _____________________________________________________

— какой по счёту заданный звук ________________________________________________

8. Придумать слово

— с заданным звуком _________________________________________________________

— с заданным количеством звуков ______________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивный словарь).

Точность понимания значения слов ____________________________________________

Задания: покажи куклу, посади куклу на стул и т.д.

2. Понимание словосочетаний и простых предложений: _____________________________

а) понимание словосочетаний

— покажи ключом карандаш — где собака хозяина

— покажи карандашом ключ — где хозяин собаки

б) понимание простых предложений: __________________________________________

Девочка рвет цветы. Девочка поливает цветы. Девочка играет в мяч.

в) понимание вопросительных предложений: ___________________________________

Кого ловит девочка? Кто ловит бабочку?

3. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций: _________________________________________________________________

Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ______________________________________

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _____________

Исследование лексики и грамматического строя (экспрессивной речи).

I. Исследование активного словаря: ______________________________________________

а) предметный словарь (назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные» и т.д.) ____________________________________________________________

б) обобщающие понятия (назвать одним словом) _________________________________

в) части предметов (объектов) _________________________________________________

2) Глагольный словарь

Употребление глаголов при ответах на вопросы: Что ты делаешь в течении дня? Кто как кричит? Кто что делает? ________________________________________________________

а) называние цвета __________________________________________________________

б) называние формы _________________________________________________________

4) Подбор антонимов (с 6 лет)

Добро — ______________ Горе — ______________ Высокий — ________________

Давать — _____________ Друг — ______________ Покупать — _______________

II. Состояние словоизменения:

а) существительные в именительном падеже ед. и мн. числа

Слон — ____________ Кукла — ____________ Ухо — _____________ Окно — ____________

Пень — ____________ Воробей — ____________ Дерево — ____________ Рот — ____________

б) существительные в косвенных падежах

У меня есть (карандаш) _________________ У меня нет _______________

Я рисую _______________

в) форма родительного падежа мн. числа (много чего?)

Шар — ____________ Стол — ____________ Лист — ____________ Карандаш — ____________

Мяч — ____________ Ключ — ____________ Дом — ____________ Стул — _____________

г) согласование существительных с прилагательными (какого цвета):

шар _____________ ведро ____________ ботинки _____________ машина _____________

д) согласование числительных 2 и 5 с существительными

Дом – 2 ____________ 5 ____________ Кукла – 2 ____________ 5 ____________

Жук – 2 ____________ 5 ____________ Рыба – 2 ____________ 5 ____________

Ключ – 2 ____________ 5 ____________ Ведро – 2 ____________ 5 ____________

е) Употребление предлогов ___________________________________________________

III. Состояние словообразования

а) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Стол — _____________ Мяч — _____________ Дом — _____________ Шкаф — _____________

Воробей — ____________ Гриб — ____________ Лист — ____________ Цветок — ___________

б) называние детёнышей животных

У кошки — ____________ У утки — ____________ У белки — ____________

У коровы — ____________ У собаки -_____________ У лошади — _____________

в) образование прилагательных от существительных

Дерево — _______________ Бумага — _______________ Солома — _______________

Черника — ________________ Снег — _______________ Шерсть — _______________

г) образование притяжательных прилагательных

Сумка мамы — ____________ Хвост лисы — ____________ Берлога медведя _____________

д) образование приставочных глаголов

е) образование глаголов совершенного вида

Рисовал – _______________ Писал — _______________ Делал — _______________

Состояние связной речи.

Дата обследования: __________________ Логопед:__________________________

nsportal.ru

Речевая карта для ребёнка с заиканием

РЕЧЕВАЯ КАРТА (заикание)

Фамилия, имя ___________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________
Дата обследования _______________________________________________________________
Жалобы родителей: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Анамнез
Возраст матери на момент рождения ребёнка _________________________________________
Ребёнок рожден: от 1 беременности, 2 беременности, 3 беременности , 4 и более беременности; в срок, раньше срока_____________________________
путем Кесарево сечения: плановое, экстренное.
была ли угроза прерывания беременности: да, нет.
токсикоз у матери: да, нет.
Травмы во время родов: нет, да (переломы, кровоизлияния, гематомы) ____________________
Заболевания матери во время беременности:
— в первую половину: токсикоз, анемия, грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, другое _________________
_________________________________________________________________________________
— во вторую половину: токсикоз, анемия, грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, другое _________________
__________________________________________________________________________________
Гипоксия у ребёнка: да, нет.
Асфиксия: нет , да: красная, синяя, белая.
Вес при рождении ________________ рост _________________
Врождённые патологии: нет, да ______________________________________________________
Резус – фактор ребёнка: отрицательный, совместимость, _________________________________
Перенесённые заболевания на 1 – м месяце жизни: ПЭП, анемия, желтуха, ОРЗ, ОРВИ, пневмония, бронхит, отит, другое _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания на 1 – м году жизни: ПЭП, анемия, желтуха, ОРЗ, ОРВИ, пневмония,
бронхит, отит, ветряная оспа, другое __________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заболевания ребёнка от 1 года до 3 лет _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Голову держит с (в норме с 1, 5 мес)___________________________________
Сидит с (в норме с 6 мес)_____________________________________________
Ползает с (в норме с 6 – 7 мес)_________________________________________
Стоит с (в норме с 10 – 11 мес)________________________________________
Ходит с (в норме11 – 12 мес)__________________________________________
Появление первых зубов ( в норме 6 – 8 мес)_____________________________
Количество зубов к году ( в норме 8 зубов)______________________________

Раннее речевое развитие и речевая среда

Гуление (в норме с 2 х мес) _______________________________
Лепет ( в норме с 4- 6 мес.) _______________________________
Первые слова ( в норме около года) ________________________
Фразовая речь( в норме с 1, 5 г до 2 лет)_____________________
Прерывалось ли речевое развитие: нет, да, по какой причине _________________________
_______________________________________________________________________________
Речевая среда: удовлетворительная, хорошая, наличие двуязычия (билингвизм), какой язык преобладает в общении ________________________________________________________________
Нарушения в речи родителей: мама_____________________ папа __________________________
Состояние слуха: норма, снижен, другое ____________________________________________
Состояние зрения: норма, миопия, астигматизм, косоглазие, другое______________________

Время возникновения первых симптомов заикания
Когда впервые возникло заикание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как начиналось заикание (со слов родителей) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внешняя симптоматика заикания
1. Проявление заикания в различных формах речи:
Шопотная речь _______________________________________________________________________
Сопряжённая речь ____________________________________________________________________
Отражённая речь _____________________________________________________________________
Вопросно – ответная речь _____________________________________________________________
Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку) _______________
____________________________________________________________________________________
Самостоятельный рассказ _____________________________________________________________
2. Форма судорог: тонические, клонические, смешанные.
3. Течение заикания : постоянное, волнообразное, рецидивирующее.
Внутренняя симптоматика заикания
1. Отношение ребёнка к своему заиканию (нужное подчеркнуть):
— обращает внимание на свои запинки, но не переживает по этому поводу;
— обращает внимание на свои запинки и переживает по этому поводу;
— вообще не замечает своих запинок.
2. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние моторной сферы

Состояние общей моторики
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку.
5 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности
6 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности
Состояние мелкой моторики
Упражнения:
«Колечки» ____________________________________________________________________________ «Солдатики» (показывать по одному пальцу)_____________________________________________, «Заяц» ______________________________________________________________________________ «Ладонь – кулак – ребро»_______________________________________________________________ умение застёгивать и расстегивать пуговицы ______________________________________________ «Игра на пианино» ___________ _______________________________________________________ «Штриховка» ________________________________________________________________________ «Пальчики здороваются» ______________________________________________________________
5 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности.
6 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности.
Ведущая рука: правая, левая, наличие амбидекстрии.

Строение артикуляционного аппарата

а) губы: норма, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы;
б) зубы: норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы;
в) прикус: норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест; прямой.
г) язык: норма, массивный, маленький;
д) подъязычная связка: норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная;
е) твердое нёбо: норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель;
ж) мягкое нёбо: норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие, провисание: справа, слева;
расщелины; увуля: норма; девиация влево/ вправо; раздвоение маленького язычка.

educontest.net

Речевая карта. Заикание.

В данном документе приведен пример речевой карты и ее заполнения для детей с заиканием

Просмотр содержимого документа
«Речевая карта. Заикание.»

Речевая карта заикающегося ребенка

3. Откуда прибыл в специальную группу — массовый детский сад, семья _________________________________________________________________

4. Данные о ходе речевого развития.

а) первые слова появились в возрасте__________________________________

б) первые фразы появились в возрасте_________________________________

в) форсировалось ли речевое развитие? Если форсировалось, то в какой форме?____________________________________________________________

5. Речевая среда — недостатки речи членов семьи, темп речи окружающих, контакт с заикающимися, двуязычие в семье и т. п._________________________

6.Заикался ли кто-нибудь из родственников и был ли с ним контакт у ребенка?_____________________________________________________________

7.Отношение к ребенку в семье — ровное, балуют, излишняя строгость, неровность в обращении (нужное подчеркнуть).

8.Обстановка в семье — спокойная, конфликтная (нужное подчеркнуть). Реакция ребенка на конфликты взрослых__________________________________

9. Когда появилось заикание____________________________________________

10. Течение заикания — постепенное усиление, скачкообразное, временами пропадает (нужное подчеркнуть).

11. Отношение в семье к заиканию ребенка _______________________________

12. Реакция самого ребенка на свой речевой недостаток._____________________

13. Заключение психоневролога или невропатолога_________________________

14. Состояние слуха____________________________________________________

15. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) _________

16. Звукопроизношение — отсутствие, замена, искажение отдельных звуков (нужное подчеркнуть).

17. Темп речи ________________________________________________________

18. Вид заикания______________________________________________________

19. Степень заикания___________________________________________________

20. Развитие речи — нормальное недоразвитие (нужное подчеркнуть).

21. Устойчивость внимания, работоспособность____________________________

22. Заключение логопеда_______________________________________________

multiurok.ru

Речевые карты для школьников

Речевая карта учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма

1. Формальные данные.

фамилия, имя__________________________________ школа, класс______________________

2. История речевого развития.

время проявления первых слов, фраз_______________________________________________

как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)____________________

3. Слух и зрение.

состояние слуха; хорошо слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость_______________________________________________________________________

хорошо ли видит, ослабленное зрение. С какого времени?_____________________________

хорошо ли видит линейки?___________________

4. История обучения чтения и письму_______________________________________________

с какого времени начал обучаться грамоте?__________________________________________

какие трудности встречались при обучении грамоте?__________________________________

оставался ли на второй год и в каком классе?_________________________________________

5. Понимание речи.

полное, неполное понимание отдельных слов, фраз____________________________________

может выполнить поручение, выраженное фразой в три-пять слов_______________________

6. Устная речь ребенка.

словарь (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их) _____________________________________________________________

грамматический строй ___________________________________________________________

Фонематическая сторона речи______________________________________________________

Темп быстрый, медленный_________________________________________________________

Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________

Какие звуки отсутствуют, как заменяются?___________________________________________

Какие звуки смешивает?__________________________________________________________

7. Фонематический слух.

умеет ли разделить предложение на отдельные слова? Умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?________________________________________________________

правильно ли произносит оппозиционные звуки в словах и слогах?_______________________

беглое, слоговое, побуквенное чтение_______________________________________________

правильное, неправильное по догадке______________________________________________

в каких словах затрудняется и в каких делает ошибки?________________________________

знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?__________________________________

какие буквы смешивает при написании с какими?_____________________________________

умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?_______________________________

может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковым анализом и без него?_____________________________________

какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?____________________________________________________

10. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность)_________

Логопедические заключение ___________________________________________________

Перспективный план коррекционной работы

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ

(Для школьника: № школы, класс)

Логопедическое заключение __________________________________________________________

Сведения о семье

Наследственные заболевания _________________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________________

Время появления гуления_____________________________________________________________

первых слов ____________________________________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_____________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнооб­разное) _____________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи__________________________________

Бывают ли периоды плавной речи___________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено _______________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье ________________________________________________________________________

в общении со сверстниками________________________________________________________

в незнакомой обстановке__________________________________________________________

(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ____________________________

влияет ли заикание на успеваемость в школе ________________________________________

Отношение ребенка к заиканию____________________________________________________

Есть ли страх речи _______________________________________________________________

Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка _____________________________________

Занятия с логопедом: где — когда__________________________________________________

по какой методике_______________________________________________________________

Как долго занимался_____________________________________________________________

Причина рецидива _______________________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, пове­дения, общительности и взаимоотношений ребенка с други­ми людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)______

Данные объективного обследования Состояние слуховой функции

1. Слуховое внимание___________________________________________________________

2. Восприятие речи _______________________________________________________________

Состояние моторных функций Общая моторика

1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой)________________

2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)___________________________

(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________________

2. Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)______________________________________________________________________

3. Манипуляции с мелкими предметами______________________________________________

Конструктивный праксис __________________________________________________________

Навыки работы с карандашом, ручкой ______________________________________________

4. Для школьников: состояние графомоторных навыков _______________________________

5. Наличие леворукости __________________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

1. Мимические движения__________________________________________________________

(особенности мимики при речи ____________________________________________________)

2. Одиночные движения и серии движений органов артику­ляции ________________________

Строение органов артикуляционного аппарата________________________________________ Состояние импрессивной речи _____________________________________________________

1. Пассивный словарь_____________________________________________________________

2. Понимание логико-грамматических конструкций ___________________________________

Состояние экспрессивной речи

1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов _______________________________

2. Активный словарь______________________________________________________________

3. Грамматический строй речи _____________________________________________________

Состояние фонематических функций

1. Фонематическая дифференциация ________________________________________________

2. Фонематический анализ_________________________________________________________

3. Фонематический синтез_________________________________________________________

4. Фонематические представления __________________________________________________

Состояние дыхательной функции

Ритмичность дыхания ____________________________________________________________

Характер вдоха при речи__________________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха _______________________________________________

Состояние просодических компонентов речи

1. Темп речи____________________________________________________________________

Ритм речи ______________________________________________________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого выска­зывания ____________________

2. Характеристика голоса:

Особенности модуляций _____________________________________________________________

3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) ____________________

4. Внятность речи ________________________________________________________________

Степень тяжести заикания________________________________________________________

Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания___________________________

Степень фиксированности на заикании______________________________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка ________________________________

Другие нарушения устной и письменной речи ________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА ученика _______класса

Состояние артикуляционного аппарата

губы______(норма, толстые, тонкие, асимметрические, укороченные, малоподвижные, парез)

зубы________________________________(мелкие, крупные, лишние, недостающие, норма)

язык__________(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор)

небо__________________________________________(высокое, норма, узкое, очень низкое)

прикус_________________________________________(норма, открытый, передний, боковой)

Особенности динамической стороны речи Темп и плавность речи _______________(быстрая, замедленная, прерывистая, с запинкой, норма)

Голос_____________________________________________(сильный, тихий, гнусавый, норма)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

Тип физиологического дыхания ___________________________________________________

объем, продолжительность, плавность речевого выдоха________________________________

Состояние моторной сферы

естественные движения ___________________________________________________________

выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)__________________________________

кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)__________________________

кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________

движения нижней челюсти ________________________________________________________

Работа мышц лицевой мускулатуры ________________________________________________

Характер произношения звуков

Состояние фонематических функций:

а) Способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова ________________________________________

выделение звука из слова _________________________________________________________

определение первого, последнего звука в слове ______________________________________

определение последовательности и количества звуков в слове __________________________

составление слова из последовательно названных звуков______________________________

б) Дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в про­изношении ____________________

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произ­ношении ______________________

слухо-произносительная дифференциация звуков ____________________________________

в) Фонематические представления:

нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук __________________________

подбор слов с заданным звуком ___________________________________________________

Состояние слоговой структуры слова______________________________________

Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструк­ции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п.;

б) понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);

— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за («Положи мячик и коробку, на стол, под стол» и т. п.).

4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов суще­ствительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ло­жечка, мяч — мячик, кукла — куколка).

Классификация: части тела _____________________________; детеныши __________________________; кто где живет __________________; кто что ест _____________________; игрушки, мебель, транспорт;

Название предмета по описанию: которым расчесываются _______________________; вытирают лицо _____________;

Глагольный словарь в целом: ____________________________________________________

Подбор антонимов: чистый_______________высокий______________________________;

у ежа иголки ___________________________;

Исследование грамматического строя речи

1. Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений) _______________________________________________________________________________

2. Словоизменение (употребление предложно-падежных конструкций, согласование сущ. и прилагат. в роде и числе, дифференциация ед. и мн. числа, дифференциация глаг. соверш. и несоверш. вида, согласование сущ. и глаг. прошедшего времени в лице и роде)_________

3. Словообразование (образование названий женского рода, названий детенышей животных, образование прилаг. от сущ.) ________________________________________

Состояние связной речи __________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Коммуникативность, отношение к своему дефекту ________________________________;

Интеллект: 4-й лишний ___________, нелепица ____________; запомни слово ____________; внимание ___________; организованность ______________; эмоц. сфера __;

Оценка навыка чтения

(скорость, побуквенное, слоговое, плавное, целыми словами, беглое, по догадке, выразительное) __________________________________________________________________

Оценка навыка письма

Графомоторные функции __________________, специфические ошибки (приложить образцы списывания, диктанта, сочинения)_________________________________________________

xn--j1ahfl.xn--p1ai