Садик стресс для ребенка

Без слез не получится. Как уменьшить стресс от детского сада

Подготовка к детскому саду и адаптация: шаг за шагом

Уже к полутора годам у всех детей проявляется характер, появляются свои желания или нежелания что-либо делать. У детей формируются свои привычки. Самая сильная привычка возраста до 3 лет (а у мальчиков и позже) — постоянное присутствие мамы рядом. Поэтому, когда приходит пора отдавать ребенка в сад, родителям не стоит забывать, что для ребенка это стресс.

Малыша обязательно необходимо подготовить к новому жизненному этапу и сделать это максимально правильно и мягко. Совсем избежать слез, скорее всего, не получится, но можно постараться смягчить удар. Вот несколько советов, которые помогут при приучении ребенка к садику.

Садик априори, но не заставляя

Конечно, невозможно объяснить такому маленькому ребенку всю ситуацию: почему надо зарабатывать деньги, почему для этого надо ходить на работу, почему мама не может быть постоянно рядом. В процессе общения для себя и ребенка постройте схему «садик априори», то есть с того момента, как ребенок уже начинает понимать практически всё, что вы ему говорите, включите садик в игры с игрушками, в разговоры, в жизнь как нечто само собой разумеющееся. Ваша задача — заранее подвести ребенка к тому факту, что он пойдет в детский сад, просто потому что так будет.

Садик — это интересно

Самая естественная и первая мотивация ребенка — это интерес. Поэтому на всем этапе подготовки к саду ему должно быть интересно. Мама, будучи рядом с малышом постоянно, знает, к каким игрушкам он неравнодушен и какие игры его увлекают больше. При знакомстве с садиком используйте эти знания.

Как организовать адаптацию к детскому саду

Первое знакомство. Договорившись с воспитателем, приходите в садик с вашим малышом в первый раз. Посмотрите всё в саду, громко и позитивно комментируйте всё, что видите. Обязательно дождитесь от него ответа. Например, «Смотри, сколько тут игрушек! И во все можно играть!» или «Смотри, как много детей играет и как им весело. Садик — веселое место». Дождитесь подтверждения от малыша.

В первый день такой экскурсией нужно ограничиться. Уходя, спросите, понравилось ли тут малышу и хочет ли он сюда вернуться завтра? Если вы получили положительный ответ — начало положено. Если отрицательный — спросите, что ему не понравилось, и отложите поход в сад минимум на неделю-две, пока это отрицательный опыт не забудется.

Играем вместе и потихоньку отпускаем. Вы познакомились с садиком и будущей воспитательницей, и вот ваш ребенок увлекся игрушкой. Поиграв вместе, найдите момент, когда малыш будет увлечен игрой и выйдете в соседнее помещение. На первых порах пройдет совсем немного времени, прежде чем ваш ребенок позовет вас обратно. Если всё будет хорошо, это время будет удлиняться.

Уходим, но ненадолго. Наверняка к тому времени, как вы поведете ребенка в сад, он уже оставался один с папой или бабушками, поэтому он уже должен понимать фразу «Я ненадолго уйду и скоро вернусь». Найдите момент, когда ребенок будет увлечен игрой, сообщите ему, что вы ненадолго уйдете по делам, но обязательно вернетесь.

И здесь начинается индивидуальная реакция. В зависимости от характера ребенка, его привычек, а также устройства детского сада возможна разная реакция и разные временные промежутки. Нет и не может быть четко разработанных методик или понимания точного времени, когда именно ваш ребенок привыкнет к тому, что вы уходите, и не будет закатывать истерики. Но есть несколько правил, которые надо соблюдать на этом этапе:

  1. Увеличивайте время отсутствия постепенно. Пока не пройдете предыдущий этап, не начинайте новый.
  2. Если вы столкнулись с упорными слезами и истериками, лучше не давить, а сделать перерыв и пробовать заново, используя другие способы увлечь ребенка оставаться в саду.
  3. Бытовая подготовка

    Если ребенок к моменту приучения к саду будет уметь самостоятельно кушать, одеваться, ему будет привычен режим сада, то адаптация пройдет с наименьшими проблемами. Что касается еды, можно посоветовать завести дома для ребенка маленький отдельный столик и стульчик, где он будет самостоятельно, хотя бы раз в неделю, кушать.

    Все дети разные, но скорее всего, слезы будут, и родители должны это понимать и принять это как данность. Провожающий в сад должен быть уверен в своём решении. Если ребенок плачет и «висит» на вас — вы его не уговорите успокоиться, как показывает практика, это невозможно. Четко и ясно объясните, что вы любите ребенка, что вы за ним придете, когда закончите дела, обнимите и уходите. В данном случае как нельзя подходит поговорка «Долгие проводы — лишние слезы». Ваш ребенок успокоится, как только вы уйдете. И если маме самой очень тяжело, попробуйте поручить отводить ребенка в сад папе или бабушке. Возможно, истерик будет меньше, ведь чаще других родственников проще отпустить, чем маму.

    Родитель должен понимать, что для малыша абсолютно нормально грустить, прощаясь с мамой или папой. Но грусть и истерика — разные вещи, и если ваш ребенок не успокаивается и на протяжении действительно длительного периода подготовки проблема адаптации не решена — попробуйте поговорить с психологом.

    Обычно при выполнении всех вышеперечисленных рекомендаций, конечно же, с индивидуальным подходом, всё проходит хорошо, и ребенок без серьезных проблем вливается в новую жизнь.

    www.ourbaby.ru

    У ребенка стресс после сада. Что делать?

    Начали водить маленького в частный сад… Третий день водим по пол дня… Сегодня утром расплакался… воспитательница успокоила… говорит, весь день (в смысле, пол дня) хорошо, спокойно себя вел… Привели домой — не прекращает истерировать… Дала глицинчика пол таблеточки… Как вы справлялись со стрессом в эти дни?

    у нас такого небыло((((мы в садик летим как на праздник, а уходить не хотим

    никто никак не справляется, все забивают на ребенка, забирайте его из этого ада.

    скорее всего его там заставили беспрекословное подчиняться, вот и результат, я хожу с дочей в сад сейчас, это, леди, жесть.

    Чёт, вы зря про ад… Сад частный — там особое внимание к детям.

    попробуйте разузнать почему такая реакция

    Никогда не был в детском обществе… привык общаться с девятилетней сестрой… Наверное, из-за этого..((

    Вполне возможно, у меня сын с детьми общался с самых пеленок, по этому проще как-то. Почти такая же проблема у кумы, сын категорически не переносит ее отсутствие и плачет

    В советское время мамочкам декрет только до года давали…

    Ситуации в семье разные бывают.

    И вы думаете что у 3х леток не бывает стрессов?

    кстати, говорят, чем раньше ребенка отдаш в сад, тем быстрее он привыкнет..

    Ну как зачем? Первая причина — это не очень хорошее финансовое положение… Если скажете — зачем тогда рожали, отвечу сразу — когда рожала, был свой бизнес, сейчас — нет..

    Мда… даже не знаю, что делать… ((

    У нас тоже говорили, что он спокойно себя ведет. Я очень пожалела, что почти 2 недели его водила. Ребенок полностью поменялся…

    Мое мнение раньше 4 лет не стоит водить. Но это конечно если есть возможность сидеть дома или оставлять на бабушек. В 4 года дети совсем другие становятся, им все можно объяснить и они все расскажут, что происходит пока вас нет. А так с ним делать могут что угодно, он вам не сможет рассказать. И не важно какой сад, у меня сноха работает в садике, она такое рассказывает про некоторых воспиталок.

    В государственных — многое творится… Хотя, дочь водила с 1г 10 мес, она умела уже очень хорош говорить, выражать свои мысли, ничего плохого не рассказывала… Этот сад частный… в нем 10 чел — большая половина трёхлеток, которые, если что, смогут пожаловаться родителям о плохом отношении воспитателей… Да и у некоторых деток родители из органов… их заведующая даже побаивается. ))

    m.baby.ru

    Семья и мама

    Воспитание, здоровье, развитие детей. Тайм-менеджмент для мам

    • Открыть меню блога
    • Главная
    • Все статьи блога
    • Об авторе и блоге
    • Бесплатно
    • Обратная связь
    • Как приучить ребенка ходить в садик без слез

      Приветствую вас, дорогие друзья. Как я писала ранее, мы проходим медицинскую комиссию в садик и совсем скоро моя малышка пойдет в детский сад, начнется новая жизнь у крохи. Ну а чтобы переход на новую ступеньку жизни прошел как можно легче, необходимо ребенка подготовить. Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье. Я расскажу, как приучить ребенка 2 лет к садику без слез.

      Как вы знаете, моему сыну 5 лет и он уже в течение нескольких лет ходит в садик (пошел он в садик в 2 года и 9 месяцев, как и Настюшка), так что тема адаптации к садику мне уже близка))
      Конечно, все родители переживают, как ребенок адаптируется в новом коллективе, как найдет общий язык с ровесниками? Как мамы и папы могут помочь ему в этом, облегчить период привыкания ребенка к новым условиям, которые диктует детский сад? Как приучить ребенка ходить в садик с наименьшим стрессом для малыша?

      Бесплатный видеокурс детского психолога Как подготовить ребенка к детскому саду? Следуйте рекомендациям и адаптация ребенка в детский сад пройдет безболезненно!

      Как приучить ребенка к садику без слез

      Детский сад – это в первую очередь новая обстановка. Для ребенка адаптация в детском саду – стресс. Ведь его отрывают от матери, рядом с которой он до того находился круглосуточно, не разлучаясь ни на минуту. Причем острее на этот разрыв реагируют мальчики. Ведь именно они сильнее привязаны к матери нуждаются в ней постоянно.

      Готовимся заранее. Чтобы адаптация прошла легче, рекомендуется начать подготовку заранее. Первое, что нужно сделать родителям – пойти в выбранный детский садик, познакомиться с администрацией и воспитателем. Посмотреть и оценить условия, в которых будет «жить» их чадо. Рассказать о своем ребенке, о его психологических особенностях.

      Отзывы. Я искала также отзывы на нашем городском форуме в разделе, отведенном под наш детский сад. В этой группе другие мамы с радостью отвечали на наши вопросы (тех мам, которые только планировали поступление в садик). Там я очень многое узнала об условиях садика, особенностях той или иной воспитательницы, режиме дня, что кушают детки на завтрак/обед/полдник/ужин и в какое время.

      Воспитатель. Я очень внимательно относилась к выбору воспитателей для своих детей. Сына сперва записали в другую группу, я ходила к заведующей и попросила перевести к другой, которая по моему мнению лучшая! Заведующая, к счастью, пошла на встречу, и теперь сын ходит к той воспитательнице, к которой я и хотела, чтобы он попал. Так сын всегда довольный, ухоженный, они постоянно занимаются, учат стишки, делают различные поделки. Да и просто общение с ней – одно сплошное удовольствие. Когда воспитательница в отпуске (буквально недавно, в июне месяце, ее не было месяц, так сын ее ждал, все время спрашивал, когда же Валентина Григорьевна выйдет.

      С дочкой я тоже решила подойти к выбору воспитательницы серьезно, все ж этот человек будет находиться с моим ребенком большую часть дня на протяжении нескольких лет. Выбор был между двумя воспитателями, я выбрала ту, с которой общалась (она некоторое время «вела» группу сына и мне она очень понравилась). У нас был выбор пойти 1 июня к другой воспитательнице, или 1 сентября к той, которая нам понравилась. Мы ждем 1 сентября))

      Советы как приучить ребенка ходить в садик

      1. Ребенка нужно приучить к общению с другими людьми: и детьми, и взрослыми. Поэтому чаще гуляйте с ним, причем в многолюдных местах: парках, площадках и т.п. Моя дочка раньше стеснялась других малышей, пряталась за меня и не хотела общаться. Мы стали почаще гулять на детский площадках и малышка уже тянется к другим деткам, вместе пытаются играть. Часто мы после того, как забираем сына из детского сада остаемся гулять на его территории, чтобы Настёнка привыкала;
      2. Для более легкой и быстрой адаптации постепенно приближайте режим дня ребенка дома к детсадовскому. Это нужно сделать заранее, за один-два месяца до поступления. Я писала раньше про наш режим дня, он примерно похож на режим детского садика, в который мы поступаем. Если вы не знаете режим дня вашего детского сада – сходите и поинтересуйтесь, думаю, воспитатели с удовольствием вам расскажут;
      3. Внушите ребенку, что детский сад – это хорошо. У него не должно быть боязни этого учреждения. Я дочке постоянно рассказываю, как в садике хорошо, там много деток, игрушек, добрые воспитатели. В садике играют, занимаются, спят, а вечером детки идут домой;
      4. Не приводите своего ребенка на ознакомительную экскурсию детсад рано утром, когда туда приводят других детей. Ведь не исключено, что он увидит их слезы. У него может сложиться мнение, что детский сад – это плохо. Он задаст вам вполне резонный вопрос: «Раз другие тут плачут – зачем мне туда идти?»;
      5. Когда ребенок уже начнет ходить в детский сад, в первое время не оставляйте его в группе больше, чем на 2-3 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания там. Сын у меня ходил до обеда, наверное, месяц, не меньше. Хотя многие детки через пару недель уже оставались на сон. Я не хотела ускорять процесс приучения, мы постепенно входили в новую жизнь. Как будет с дочкой – не знаю. Но будем ходить неполный день до тех пор, пока не пойму, что малышка готова остаться на сон. Все-таки я хочу приучить ребенка к детскому садику без слез и стресса;
      6. На первых порах ребенку в саду что-то должно напоминать о доме. Должно быть что-то свое. Это может быть игрушка. Убедите ребенка взять ее с собой в сад, и оставить там. Вот увидите – на следующий день он уже пойдет в сад с большим воодушевлением. Ведь он знает, что там его дожидается «друг»;
      7. Тяжелее всего адаптируются в детском саду те дети, с которыми постоянно сидела мама. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы рядом с вашим чадом были какие-то другие родственники, кроме вас – ваша сестра, брат, и т.п. Раньше с дочкой практически всегда находилась я или муж, сейчас же она может остаться на некоторое время с моей сестрой, моим папой или свекровью;
      8. Провожая ребенка в детский сад, уверьте его, что непременно вернетесь за ним. В детском садике психолог посоветовала нам (родителям) оставить в ящичке ребенка ключик и сказать, что мы идем на работу, а после работы зайдете за малышом, возьмете ключик и пойдете вместе домой. Без малыша и ключика вы домой все-равно не сможете попасть, так что заберете кроху в любом случае;
      9. Берегите хрупкую нервную систему ребенка, снизьте на нее нагрузку. Постарайтесь на время сократить походы в театр, цирк;
      10. Заранее научите ребенка навыкам самообслуживания. Ребенок к моменту поступления в детский сад должен уметь самостоятельно кушать, одеваться, обуваться, ходить на горшок, вытирать попу, мыть ручки и самостоятельно засыпать – на ручках в детском саду качать не будут;
      11. Во время адаптации старайтесь проводить больше времени с ребенком. Не лишними будут совместные прогулки. Разговаривайте с малышом, спрашивайте, как прошел его день, хвалите за достижения. Даже за то, что он пошел в детский сад!
      12. Старайтесь выработать у ребенка положительное отношение к детскому саду. При нем не ругайте, не критикуйте воспитателя, нянечку или группу;
      13. Если ребенок вдруг отказывается идти в детский сад, позвольте ему эту маленькую шалость. Однако ненадолго. Перерыв должен составлять всего один-два дня. В эти дни говорите ему о том, сколько всего интересного ожидает его там;
      14. На первых порах, когда я отводила сына в садик, я обещала ему, что поеду в магазин и куплю для него сюрприз. Когда вернусь из магазина – сразу заберу его из садика. Я всегда сдерживала обещания и к моменту, когда надо забирать ребенка из садика, в моей сумке был какой-нибудь «сюрприз» — небольшая игрушка, киндер-сюрприз, какая-нибудь полезная вкусняшка (к примеру, мармелад) или что-нибудь еще. Но с этим методом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не переросло в постоянную практику. Иначе малыш будет постоянно требовать подарки))

      Соблюдая все эти правила и рекомендации, вы с легкостью подготовите своего ребенка к детскому саду, а период адаптации пролетит практически безболезненно. И у вас больше не будет возникать вопрос, как приучить ребенка ходить в садик?

      Понравилась статья «Как приучить ребенка 2 лет к садику без слез»? Поделитесь с друзьями с помощью кнопочек соц сети. Чтобы не пропустить новые интересные статьи, подписывайтесь на обновления блога!

      7ya-mama.ru

      Ребенок и новый детский сад. Как снять стресс: 5 упражнений

      Адаптация ребенка к детскому саду и развитие эмоционального интеллекта

      Глядя в эти испуганные глаза, вопрошающие «Мама, зачем?», мы уже готовы отказаться от решения поменять садик. Только бы малыш был спокоен и весел! Но в большинстве случаев проблему все равно придется решать, а через несколько лет предстоит адаптация к школе. Как пережить смену коллектива с минимальным стрессом для ребенка и облегчить ему адаптацию в детском саду?

      Смена детского сада: с чего начать

      Объясните ребенку причины, по которым вы приняли решение о смене садика. Чаще всего это объективные обстоятельства: переезд, смена работы, ремонт или закрытие детского сада и т.п. Говорите с ним, как со взрослым — не бойтесь, что он не поймет. Разговаривая с ребенком, давайте понять, что понимаете его страхи и тревоги. Вы бы тоже очень боялись на его месте.

      Вспомните ситуации, когда вам приходилось менять место учебы или работы. Может, и вам в детстве приходилось менять садик или школу. Расскажите о своем опыте ребенку, называя вслух пережитые эмоции. Чего вы боялись? Что вызывало печаль? Почему вам все-таки было немножко интересно? Как разрешилась ситуация? Обязательно завершите рассказ позитивным выводом: вы нашли новых друзей, вас стали чаще хвалить и т.д.

      Познакомьте ребенка с новым садиком заранее. Лучше даже не сообщать ему о том, что это его новый садик. Просто «сходить в гости» к другому садику. Приняв новую обстановку визуально, малышу легче в ней адаптироваться. Познакомьте малыша с воспитателями, нянечками, ребятами.

      Сходите в гости к старым друзьям ребенка или позовите их к себе домой — малыш будет чувствовать себя увереннее и понимать, что привычные ему люди никуда не делись.

      Адаптация к детскому саду и эмоциональный интеллект

      Не ждите от ребенка, что он полностью успокоится и перестанет переживать ситуацию. Малыш может стать капризным, агрессивным, упрямым, заторможенным или наоборот, слишком возбудимым. Нервничать при смене обстановки — это нормально. Главное — не перейти ту границу, за которой естественные эмоциональные переживания превращаются в невроз.

      Малыши ясельного возраста адаптируются к новым условиям намного легче, чем старшие дошкольники. Если у первых процесс занимает не более десяти дней, то у вторых — месяц. Это во многом связано с развитием привязанностей: чем старше ребенок, тем осознаннее он переживает потерю.

      В то же время чем старше ребенок, тем легче научить его осознавать собственные эмоции, называть их, понимать их причины и даже управлять ими! До проведения научных изысканий в области психологии эмоций в Йельском университете считалось, что способность справляться со стрессами зависит от особенностей темперамента либо нарабатывается с приобретением жизненного опыта. Дэвид Карузо, профессор Йельского университета, со-основатель научной концепции эмоционального интеллекта, отмечает, что многие дети так никогда и не развивают в себе этот важнейший навык. И здесь не обойтись без помощи специалиста или обучающих программ.

      Что же получается? Сейчас мы с грехом пополам переживем смену садика, но в скором будущем ребенку предстоит идти в школу! Опять новый коллектив, новые стены, новые взрослые, новые требования. Можно ли дать ребенку навыки, которые помогут ему не одноразово, а в течение всей жизни легко приспосабливаться к новым условиям и к смене окружения?

      Как развивать эмоциональный интеллект: 5 упражнений

      Навыки эффективного общения и управления собственными эмоциями дают занятия по развитию эмоционального интеллекта и социальной компетенции детей.

      Эмоциональный интеллект — это способность разбираться в эмоциях и той информации, которую они дают нам, а также использовать эту информацию для достижения результатов. Люди с развитым эмоциональным интеллектом легко заводят друзей и поддерживают с ними гармоничные отношения, ладят с начальством и добиваются поставленных целей.

      Дошкольнику развитый эмоциональный интеллект помогает не испытывать стресс при смене садика, окружения и даже места жительства. Знакомясь с собственными эмоциями, понимая и принимая их, дети учатся больше внимания уделять состоянию окружающих, проявлять участие и сочувствие, сопереживать, жалеть и предлагать свою помощь. В результате ребенок легко вписывается в любой коллектив, получает радость от общения.

      При смене детского садика и вообще коллектива, обстановки мы рекомендуем несколько техник по управлению эмоциями от создателей концепции эмоционального интеллекта.

      Чайник выпускает пар: переход из одной эмоции в другую. Скорее всего, в первое время в новом садике ребенку будет некомфортно. Длительное переживание негативных эмоций выльется в необычное поведение дома. Не ругайте малыша, если он начнет громко кричать, топать ногами — это помогает ему пережить стресс, «выпустить пар». Поиграйте с ним в «чайник». Пусть он представит себе, что кипятится, из него выходит пар. Он должен попыхтеть, потом выдохнуть и остыть. Помимо этой игры всячески стимулируйте двигательную активность: побегайте с ребенком, поиграйте в мяч, постучите по боксерской груше.

      Сказочные герои тоже знакомятся: перенос ситуации. Почитайте ребенку сказки, в которых описывается позитивный опыт принятия нового члена коллектива. Например, сцену знакомства Чебурашки и Крокодилом Геной и его друзьями. Можно предложить ребенку проиграть ситуацию с игрушками. Пусть, например, зайчик придет на новую лесную полянку и встретит там незнакомых ежика и волка. Как они будут себя вести? Что им будет интересно знать друг о друге? Что каждый из них будет испытывать, какие эмоции?

      Вот как одна из посетительниц наших тренингов рассказывает о технике переноса, которую она применила со своим ребенком в ситуации смены садика:

      «. За несколько дней до похода в новый садик мы потренировались различать эмоции по картинкам из книжек. Некоторые эмоции сыну были уже знакомы, некоторые мы назвали впервые. Я просила его вспомнить случаи, когда ему казалось, что он был похож на кого-то из персонажей: боялся и дрожал, как зайка, или злился, как серый волк.

      После первого дня в новом саду мы снова открыли книжку с картинками. Я спросила сына, что он почувствовал, когда зашел в группу: „Ты испугался? А как ты думаешь, зайка бы тоже испугался?“. На следующий день он уже шел в садик, как на игру, потому что мы договорились вечером снова обсудить, как „зайка“ провел новый день».

      «Нарисуй страх»: упражнение для управления эмоциями. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Какой он? Синий и большой? Похож на тучку? У него есть ротик, глазки и носик? А теперь посмотри на свой рисунок. Страшно? Сравни размер рисунка с собой. Видишь, насколько он меньше, чем ты. Ты такой большой и сильный, что можешь легко справиться со своим страхом! Положи листочек с рисунком на пол перед собой и хорошенько попрыгай на нем. Молодец, ты затоптал свой страх! Давай теперь разорвем листочек со страхом на мелкие-мелкие кусочки. А потом соберем все тщательно и выкинем. Молодец! Ты справился со своим страхом!

      «Глубокий вдох»: упражнение для управления эмоциями. Ребенок должен знать, что свои реакции он может контролировать простыми техниками, такими, как глубокое дыхание. Помогите ему освоить эту технику: вместе медленно вдыхайте через нос, поднимая руки, и выдыхайте, опуская их. Концентрация на дыхании позволяет быстро успокаиваться. Когда наши тело и мозг работают вместе, мы можем сконцентрироваться на определенном предмете или мысли, думать ясно.

      Рисуем дневник эмоций. Предложите маленькому человеку вести свой собственный «Дневник эмоций». Пусть малыш зарисовывает каждый свой день — события, переживания, настроения. Анализируя дневник, разговаривая с малышом, обсуждая его душевные переживания — как приятные, так и неприятные, вы сблизитесь, начнете лучше понимать друг друга.

      Действуйте по предложенному алгоритму. Постарайтесь понять и проговорить с малышом:

      • Какую эмоцию испытывает ребенок?
      • Что вызвало эту эмоцию?
      • Если эмоция приятная и полезная, какими способами можно ее поддержать?
      • Если эмоция неприятная и нежелательная, как можно устранить причину возникновения этой эмоции или перевести ребенка из этой эмоции в другую?

      Тема развития эмоционального интеллекта не просто модная — это реально работающий инструмент, настраивать который нужно начинать как можно раньше. Дети этому учатся на уровне игры. Но именно осознанная работа с эмоциями позволит детям обрести важные в жизни навыки, без которых даже самый развитый интеллект не стоит ни гроша. Это умение управлять эмоциями и эффективно общаться.

      www.7ya.ru

      АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: попытка или пытка?

      Вы привели своего ребенка в детский сад…

      Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс, во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может, заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура. Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме – важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации. Есть еще и промежуточный вариант.

      Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад

      ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач – от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.

      СТРАХ: во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой.

      Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

      ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке «пороховая бочка».

      ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех — главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.

      СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что, однако, является инициативой мнимой – выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка – успех исхода адаптационного процесса.

      ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

      СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

      ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы — «телеграфный стиль». Такая речь — итог тяжелой адаптации.

      ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

      СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

      АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

      Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и — нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней.

      От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Цепочка «разлука – страх – стресс – срыв – адаптации – болезнь с осложнениями» повторяется в течение нескольких месяцев. Таких детей желательно не отдавать в три года в детский сад.

      Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке — в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

      Промежуточный вариант — средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации — больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

      Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так.

      Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, — груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы — это издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной и не пришлось лечить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.

      www.razvitiedetey.com