Сайт заикание

Сайт заикание

14 января 2009 г., 22:29

Заикаюсь с детства. Больше нет сил. Мешает всему — общению, личной жизни. Никакой не то что карьеры — с обычной работой проблемы! Позвонить по телефону, что-то объяснить коллеге — паника, ужас, хотя умом понимаю, что глупо!У меня не просто запинка — а дергаются мышцы лица при заикании (не знаю, у всех ли так). Родители говорят — с самого начала так, никаких испугов и стрессов не было.Кто-нибудь смог реально побороть это? Кто-нибудь сталкивался с реально работающей программой лечения? (Петь, плавать, играть на духовых инструментах пыталась — не помогло)Пожалуйста, поделитесь опытом.

15 января 2009 г., 00:03

Возможно Вам покажется глупым то, что я скажу..но в психологии есть даже такой прием. Заикаться как можно больше, и даже соревноваться с кем-нибудь типа кто кого перезаикает. Это помогает побороть многие комплексы (заикаться просто приходится, психолог может прям дать конкретное задание, типа » заикайтесь обязательно через каждые 20 минут и старайтесь как можно больше слов именно заикаться, а правильно ничего не произносите»), а если «ктокогоперезаикает», то это и как игру можно воспринять, и комплексы уменьшаются. Говорят, что некоторым это помогает. Но это нужно заниматься либо с психологом, либо в группе таких же заикающихся.

15 января 2009 г., 00:07

Маруся, я тут форум посмотрела, девочка одна в мае тоже интересовалась лечением заикания. Ей дали вот эту ссылку http://metlechzk.narod.ru/metodik.htm Удачи.

15 января 2009 г., 00:08

А ещё, по-моему, гипнозом лечат заикание.

15 января 2009 г., 00:09

Маруся ,адрес мне оставьте . Есть что прислать на эту тему .

5. Карга, стара и нееплива

15 января 2009 г., 06:27

Есть спец. драже электронные. Вставляются в ухо, включается передатчик размером с пейджер и заикание исчезает совершенно. У нас стоит это чудо техники где то долларов 800-1000, драже в ухе не видно абсолютно, оно размером с ноготок.

15 января 2009 г., 07:14

Ужас. как же надоели все эти незнайки, которые предлагают программы специальные, больше заикаться и прочее.
От этого заикание ВРЕМЕННО проходит и получается РЕЦИДИВ скоро. Сходите на форум заик.. Там полно людей, которые это пробовали.. Это ВРЕМЕННЫЙ результат. Речь-это навык. Вы же не учитесь ходить, играю на музыкальных инстументах?:) Если вы не знаете техники как переставлять ноги, то вам и костыли не будут поддуржкой..
Знаю точно, сама вылечила заикание. Заикалась с детства.
Автор, если у вас даже лицо дергается, то совсем хреновы ваши дела (у меня так тока в пору стрессов было)
Вообще, заикание-это логоНЕВРОЗ. Как только в жизни все наладится, то он пройдет. Как только стресс-сразу себя проявит. Другое дело, как быстро вы сможете его усмирить. КАЖДЫЙ человек порой впадает в ступор.. Здоровый 2-3 раза а день, заика-20-30раз в час. Но здоровый, зная правильную технику говорения, его блокирует и спокойно идет дальше.. У вас же при первичной ошибке возникает стресс, тревога.. и еще: Пока вы будете думать и говорить себе: «Я заика», так и будет. Мысли материальны.
Усмирить его реально. надо много работать. О техниках расскажу позже. Но только лишь, если вы готовы работать и внимательно изучать себя.

15 января 2009 г., 14:45

Мне помогли дыхательные упражнения Стрельниковой. Я думаю, что речевой аппарат можно натренировать, как и другие мышцы, тогда и произойдет его функциональная перестройка.

15 января 2009 г., 15:41

аноним 1 прав . Разрешить себе заикаться сколько угодно — очень хороший способ .

15 января 2009 г., 17:01

Автор, упомянутый в посте 1 прием называется «метод парадоксальной интенции » (парадоксального намерения). Его автор — психотерапевт, философ, психолог Виктор Франкл. На русский работы Франкла переведены скудно. Посмотрите, этот метод с объяснениями есть в книгах Владимира Леви, их найти проще. Суть метода такова: если у вас дрожат руки, не боритесь с дрожью, разрешите в открытую рукам дрожать и попытайтесь довести дрожь до максимально возможной. Через некоторое время теряется способность вызывать искусственную дрожь, а потом и сама дрожь сходит на нет. То же и с бессонницей — вместо того, чтобы пытаться уснуть, нужно»приказать» себе не спать, мол ни в одном глазу, ни на секунду. И страдалец проваливается в сон, сам того не замечая.

15 января 2009 г., 22:53

Фея, [email protected]
Буду благодарна за любой совет, потому что уже не знаю, что делать.
Заикаться «нарочно» — боюсь, не метод. Ваши советы хороши чисто теоретически. Я себе разрешила заикаться уже — мол, будь что будет, пускай выгляжу смешной и глупой, пускай по минуте одну фразу выговариваю — искренне разрешила. Толку нет. Так же заикаюсь.

15 января 2009 г., 22:56

Мэрэза, если Вам есть чем поделиться — буду благодарна. [email protected]
Я понимаю, что невроз (я в принципе человек довольно нервный, беспокойный, плаксивый, обидчивый). Но у меня это с детства, с первых слов. У отца очень быстрая речь, он может спотыкаться на словах, одно слово повторять неск.раз — но это не заикание совершенно. Он спокойно говорит все, что хочет — и когда хочет. Вот не знаю — то ли наследственность так развилась, то ли что. Но просто неврозом я это объяснить не могу — никто в детстве не пугал меня..

15 января 2009 г., 23:02

Если кто-то из советовавших сюда заглянет еще — спасибо все большое! Даже просто за предложение помощи и совет 🙂
Вчера вечером поунывала, поубивалась, а потом написала сюда — и решила для себя, что так или иначе, но способ найду вылечиться (хотя бы до более-менее нормального уровня). Так сегодня уже поменьше заикалась даже от позитивных мыслей. Правда, ни с кем по телефону не говорила и общалась только с соседкой-коллегой, которую давно знаю 🙁 Но, бывает, что и с подружками двух слов сказать не могу.

15 января 2009 г., 23:08

Вообще смешно 🙂 Пишут, что мужчины в 4-5 раз чаще женщин страдают заиканием. За что ж мне так повезло? :))) При том, что и классических женских проблем (типа жуткого ПМС) у меня хватает! И характер женский.

16 января 2009 г., 00:44

Я знаю пару человек с такими проблемами, по моему они начинали заикаться в тот момент, когда пытались убедить собеседника в чем либо, а вот при обычном общении этой проблемы у них не возникало. Вы попробуйте говорить слишком медленно выговаривая каждое слово как это делает Ксения Собчак. Произнося слова в таком темпе просто не возможно спотыкаться на словах.

16 января 2009 г., 09:17

Маруся, у заикания, у фригидности, импотенции, глазного тремора и прочих лязгов — дребезгов — вибраций глубинные причины возникновения одни и те же, поэтому способ, позволяющий поправить положение вещей для одной из проблем, вполне годен и для другой.
Мы в праве что — то выбрать, а от чего — то отказаться, это нормально. Вы спрашиваете, есть ли шанс, сам не заикаюсь, но видел несомненные успехи у близких людей. Я не знаю, какой путь выберете Вы, но он стопроцентно существует.

m.woman.ru

ЗАИКАНИЕ — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Физиологические запинки , а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи — это запинки несудорожного характера .

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

· Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

· Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

· Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

· Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).

· Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

· Давайте ребенку время говорить без перерыва.

· Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

· Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.

· Будьте спокойны и сдержаны.

· Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

— употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

— повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

— делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

— затрудняется перед началом речи.

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше). — такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти нескорые рекомендации:

Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим!

· Снижение раздражающий факторов, спокойная обстановка дома, устранение5 волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключит просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.). Лучше соблюдать режим молчания (на сколько это возможно) или использовать шепотную речь.

· Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка.. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.

· Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств.

· Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.

· Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.

· Режим питания: 4 -5 раз в день, пища должна быть разнообразной, но рекомендуется острая пища

· Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

· Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность.

Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:

· Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

· Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

· Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

· Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

· Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

· Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

· Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

· Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

· Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

· На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

· Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

· Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

sites.google.com

Забыть о заикании

Родителям полезно знать, как и почему развивается этот дефект речи. Конечно, к нему можно привыкнуть и приспособиться, но зачем? Лучше проститься с ним навсегда.

Oбычный детский сад на окраине Москвы. Шустрые, веселые ребятишки на прогулке: кто-то играет в салочки, кто-то покоряет вершины замысловатых лестниц, кто-то чинно беседует с воспитательницей. Трудно поверить, но здесь свершается чудо — дети, страдающие заиканием, буквально заново обретают дар речи.

Заикание считается тяжелым, трудно излечимым заболеванием. Обычно оно проявляется в возрасте от двух до семи лет и может представлять собой как повторение отдельных звуков и слогов, так и разного рода спазмы, предваряющие высказывание. Ни для кого не секрет, какими неприятными последствиями чреват этот недуг: ограниченное общение, комплекс неполноценности, страх и даже отказ от речи: «Все равно я не могу ничего сказать, пусть считают, что я ничего не знаю!».

Причины заикания кроются в тайнах генетического кода и особенностях центральной нервной системы, поэтому далеко не каждый карапуз, даже до смерти перепуганный большой собакой, становится заикой. Если же в семье кто-либо когда-либо заикался, надо иметь в виду, что малыш может именно таким образом среагировать на напряженную ситуацию в доме, перемену привычной обстановки, сильный испуг. Начинается все, как правило, с запинок. Невропатологи да и сами родители иногда относятся к ним не очень внимательно, особенно если ребенку всего два-три года и речь еще недостаточно налажена. Иногда речь резко меняется после сильногостресса — это называют невротическим заиканием. В таких случаях обычно ребенок замолкает — «теряет дар речи» — на несколько часов или даже на пару дней, а когда вновь начинает говорить, уже заикается. Нередко приходится сталкиваться и с заиканием «по подражанию», то есть ребенок автоматически перенимает дефект.

Назначаемые обычно лекарственные препараты, как правило, лишь временно снимают проявления заикания, не решая проблемы в корне. Успокоить и не нервировать заику — такова цель лечения — необходимо, но этого недостаточно.

Существуют различные методы борьбы с заиканием. Врач-логопед подходит сугубо индивидуально к каждому ребенку и назначает соответствующее лечение. Логопедический детский сад № 1848 (тот самый, на окраине Москвы) уже двенадцать лет работает по методике профессора Л. З. Андроновой. Она основана на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, которые считают «вторым артикуляторным аппаратом человека». Пальцам отводится роль своеобразного «буксира»: их последовательно организованные движения как бы набирают слоги в слова и фразы разной длины и разного ритма и таким образом восстанавливают нарушенный механизм речи.

Излечение — дело трудоемкое и небыстрое, дошколятам нужен целый учебный год. Всему персоналу детского сада приходится участвовать в процессе: в присутствии детей разговаривать медленно и плавно, поддерживать благоприятный психологический микроклимат. Такое не каждому детскому саду по плечу. Родителям нельзя оставаться в стороне: желаемого эффекта не последует, если в выходные дни не под-держивать дома особого речевого режима, налаженного педагогами.

Таким образом мозг ребенка последовательно «приучается» к правильной речи, что и дает возможность распроститься с заиканием. Несмотря на всю серьезность этой задачи, ребята живут полноценной детсадовской жизнью: играют, ссорятся, мирятся, слушают сказки, поют песни, рисуют, лепят, танцуют, осваивают букварь и арифметику, выступают перед восхищенной аудиторией на утренниках.

В итоге все выпускники детского сада оказываются отлично подготовлены к школе и нередко вызывают восхищение именно умением хорошо говорить (!), о чем свидетельствуют письма школьных учителей, с которыми детсадовские логопеды обязательно поддерживают контакт.

Чем могут помочь родители

  • Следите за речью ребенка, обращайте внимание на перемены в манере говорить.
  • Мир, стабильность и доброжелательная атмосфера в доме — надежное «средство профилактики» заикания, так же как и залог его успешного лечения.
  • Очень важно относиться к ребенку ровно, справедливо: одинаково, а не «по настроению» реагировать на те или иные проступки.
  • Не заставляйте ребенка говорить напоказ (декламировать стихи и т.д.), если он этого не хочет или если волнение и возбуждение заметно затрудняют его речь.
  • Не только отягчающие психологические обстоятельства, но и просто быстрая речь окружающих может сыграть роковую роль для малыша, генетически предрасположенного к заиканию.
  • Очень важно своевременно отреагировать на проблему: пока у ребенка не закрепилась привычка заикаться, можно сравнительно легко преодолеть эту напасть, например, если вся семья перейдет на очень медленную и плавную речь.
  • www.7ya.ru

    mamaexpert.ru

    Выберите период:

    1. Главная
    2. >Здоровье ребенка
    3. >Болезни и лечение
    4. > Заикание у детей: сначала выключаем телевизор

    Заикание у детей: сначала выключаем телевизор

    Речевые проблемы приносят ребёнку значительный дискомфорт. К счастью, есть специалисты, которые помогут!

    Устная речь – ведущий способ общения для человека. Неудивительно, что речевые расстройства детьми воспринимаются очень болезненно. С заиканием сталкиваются примерно 3–5 % людей во всём мире. Впервые недуг даёт о себе знать в возрасте от 2 до 5 лет – в активный период развития, но может проявиться и позже. Мальчики обычно заикаются чаще девочек.

    Причины заикания у ребенка

    Бытует мнение, будто заикание – последствие испуга. Однако далеко не каждый ребёнок после испуга начинает заикаться. Безусловно, существуют куда более глубокие причины для возникновения заикания у ребенка.

    • Прежде всего это осложнения, стрессы или болезни во время беременности.
    • Черепно-мозговые травмы также могут стать причиной речевого расстройства ребенка.
    • Наследственность – тоже существенный фактор. Ребёнок может копировать одного из родителей, который заикается, но на самом деле не иметь этого заболевания.
    • Напряжённая домашняя обстановка, споры между родителями нередко приводят к различным проблемам у ребёнка. Заикание – в их числе.
    • Вызвать его могут эмоциональное потрясение, испуг.
    • Заикание у детей: формы заболевания

      Если вы заметили у ребёнка признаки заикания, сразу же обращайтесь к врачу. Существуют два основных вида заикания – невротическое и неврозоподобное. Лечатся они по-разному.

      Невротическая форма заикания возникает у детей с повышенной уязвимостью, боязливостью, обидчивостью, колебаниями настроения, нарушением сна. Медикаментозная терапия при невротической форме заикания направлена на уменьшение уровня эмоционального напряжения.

      Неврозоподобная форма заикания, как правило, возникает у детей, чьи матери имели серьёзные проблемы во время беременности. Начинается без заметной внешней причины, при формировании фразовой речи.

      Заикание у ребенка: действуем сразу!

      При первых проявлениях заикания необходимо тотчас же ограничить нагрузку на речевой аппарат малыша. Подумайте, не перегружаете ли вы его учёбой? Сделайте перерыв в ваших занятиях чтением и письмом. Присмотритесь, когда именно проявляется болезнь: при разговоре со взрослыми или с детьми? Оставьте ребёнка поиграть самостоятельно. Заикается ли ребенок, когда один?

      Пересмотрите свой способ общения с крохой. Крик и агрессия сильно вредят положению. Проявляйте терпение и доброжелательность. Карапуз должен чувствовать спокойствие и равновесие дома.

      Кто лечит заикание у детей?

      Заболевание требует комплексной терапии. Как правило, за ребёнком наблюдают несколько специалистов. Понадобятся консультации не только логопеда, но и невролога, психолога.

      Невролог может назначить медикаментозное лечение. Психолог поможет ребёнку найти способ расслабиться, что очень важно в таком состоянии.

      Уроки с логопедом длятся довольно долго. Но даже тогда результат возможен лишь в том случае, если родители будут изо дня в день выполнять рекомендации врачей и заниматься дома.

      Действия родителей при заикании ребенка

      Задача мамы и папы – обеспечить дома максимально уютную и спокойную атмосферу. Выздоровлению будет способствовать чёткий режим. Это позволит ребёнку почувствовать стабильность. Старайтесь не обращать внимания на неудачи малыша. Спокойно ждите, пока он выговорит слово. Не подгоняйте его.

      Разговаривайте с крохой чётким и понятным языком, простыми словами. Читайте ему сказки и стихи, но не настаивайте на том, чтобы он повторял за вами. Процесс лечения может длиться не один год. Поэтому следует набраться терпения. Главное – верить в результат и подбадривать сына или дочь, а также непременно обращать внимание на малейшие успехи ребятишек.

      Довольно весомый фактор – полноценный сон. Попробуйте и днём укладывать малыша. Если он и не поспит, то, по крайней мере, хоть немного отдохнёт.

      Очень часто желание родителей вырастить из обычного ребёнка вундеркинда может привести к заиканию. Поэтому отнеситесь серьёзно к умственной нагрузке: не перегружайте кроху и не принуждайте к занятиям насильно.

      Режим полного молчания

      Полезным приёмом преодоления заикания сразу после его возникновения является организация режима полного молчания в течение 3–5 дней. Конечно, добиться полного молчания трудно. Поэтому следует общаться с ребёнком шёпотом, избегать просмотра телепередач.

      Эти меры необходимы для того, чтобы возникшее заикание не закрепилось. Малыш должен забыть о случае, который вызвал заикание. Если же оно осталось, обратитесь к неврологу и логопеду.

      Вылечить заикание эффективно помогают дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, занятия пением. Они способствуют развитию правильного речевого дыхания. Результативны такие психологические приёмы, как аутотренинг, релаксация.

      mamaexpert.ru

      Пространство исцеления жизни. Личный сайт Елены Барымовой

      Этот сайт о Квантовом процессинге LHS, Терапии QHS ,, исцелении воспоминанием и ренкарнационике. Услуги. Консультации

      Заикание (откуда берётся и как убирать)

      Мало кто любит говорить о своих «недостатках» вообще (даже если они были в прошлом), тем более показывать явно_видимые (явно_слышимые). Если внутреннюю «болячку» снаружи не видно, а лысину на голове можно кепкой прикрыть, то заикающийся, только открыв рот, сразу всё о себе в этом плане и «рассказывает». Конечно, заикание не рак, подумаешь, мол, велика беда! Руки-ноги целы, и ладно! Но тот, кто сам находится в этой «шкуре», думает и ощущает совершенно иначе, и часто жизнь человека с заиканием — это один сплошной кошмар (возможно, с перерывом на сон…).

      Я там был. Я заикался больше 30 лет (с пятилетнего возраста), и психология помогла мне убрать это из себя. Теперь я помогаю сделать это и другим людям.

      Лично в моём случае и «попасть туда», и выйти «оттуда» оказалось очень просто. Но люди — разные. Механизм проявления заикания — один. Механизмов (возможностей) возникновения заикания — ограниченное число. А вот механизмов (возможностей) выхода оттуда — вагон и маленькая тележка.

      Итак, способы выхода оттуда описаны в конце этого поста (самые простые способы) и — по этой ссылке: «Дневник (когда-то) заикавшегося психотерапевта» — там мой дневник на одном из форумов, «посвящённом» вопросам заикания, описан мой личный опыт, профессиональная практика, да и просто «мысли вслух». Материала там много, но выберите время, почитайте не урывками, а всё подряд — будет полезно и для решения конкретных вопросов, и для общего понимания )))))

      Механизм проявления
      — с точки зрения Биологических Законов — это активная СБП для мускулатуры гортани, т.е. — конфликт внезапного испуга (для правшей) либо конфликт территориальной угрозы (для левшей), плюс, если человек «залип» в своём заикании — конфликт самообесценивания.

      Каждая СБП, которая имеет разрешение конфликта, также имеет (внутри фазы восстановления) эпилептический и/или эпилептоидный кризис (между PCL-A-фазой и PCL-B-фазой), т.е. переход от фазы отёка к фазе рубцевания в самой «низкой точке» ваготонии. Эпилептические припадки с мышечными спазмами это особая форма эпикризиса после разрешения двигательных конфликтов. Территориальные конфликты в эволюционном плане это самые «продвинутые» конфликты, реагировать на которые наши предки «научились» позже всего, тогда, когда у них появилась кора головного мозга. Соответственно, реле для запуска этих конфликтов находятся в коре головного мозга.

      У каждого человека, независимо от пола, правая часть коры отвечает за «мужской тип реакции» на территориальный конфликт, а левая часть коры отвечает за «женский тип реакции».

      На схеме выше:
      Реле 3 – это реле мускулатуры гортани (двигательный центр, отвечающий только за движения (функционирование) мышц. Структурно, на уровне ткани, мышцы относятся к новой мезодерме и управляются из паренхимы больших полушарий головного мозга (белое вещество) с реакцией на конфликт самообесценивания). Этот же центр является центром речи — центр Брока (отвечает за заикание);
      Реле 4 – это реле мускулатуры бронхов (двигательный центр);
      Реле 5 – реле плоского эпителия слизистой гортани;
      Реле 6 — реле плоского эпителия слизистой бронхов.

      Женский тип реакции (левое полушарие)
      Биологический конфликт Конфликт, связанный со страхом-испугом. Конфликт неспособности говорить (например, потеря голоса из-за абсолютно неожиданной опасности = женская реакция, мужчина немедленно ответил бы активной защитой, например «громким рыком» или атакой).

      Активная фаза конфликта (СА-фаза) Изъязвление плоского эпителия гортани. Поскольку слизистая гортани, как и слизистая бронхов, реагирует на активный конфликт согласно «паттерну наружной кожи», то сам процесс изъязвления в области гортани и/или голосовых связок, как правило, не замечается. Голос может изменяться, часто без боли (гипестезия = онемение). Затруднения, связанные с произнесением слов, например, при так называемом «инсульте» с частичным двигательным параличом глоточной мускулатуры.

      Биологический смысл Расширение за счёт образования язв просвета гортани с одновременным расслаблением мускулатуры гортани, что позволяет увеличить поток вдыхаемого воздуха.

      Фаза восстановления (PCL-фаза) После разрешения конфликта, в PCL-фазе происходит пролиферация клеток ранее изъязвлённых / некротизированных участков и восстановление язв, с отёком, гиперестезией, зудом и болезненностью слизистой гортани. В этот момент изменяется голос. Традиционная медицина диагноз «болезни» ставит во время этой фазы исцеления (восстановления).
      .

      Заикание, по всей видимости, в большинстве случаев может являться сочетанным феноменом, но в любом случае основную долю в этой симптоматике имеет именно СБП для мускулатуры (челюсти, языка, гортани), а также голосовые связки. Все двигательные функции поперечно-полосатой мускулатуры нашего тела контролируются двигательной (моторной) корой головного мозга.

      К заиканию, помимо прочего, может привести двигательный конфликт (запрет или невозможность говорить) в сочетании с конфликтом самообесценивания («я не могу говорить хорошо»), а также конфликт смертельного испуга. При этом задействованными могут быть: мускулатура челюсти, языка, гортани, а также голосовые связки. Центр речи — центр Брока (который отвечает также за гортань) располагается в коре головного мозга слева, в передне-боковой области (мышцы гортани + двигательный центр речи).

      Ещё раз напомню о разделении заикания на две формы (о которых часто говорят логопеды): тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

      Каждую СБП отличает свой эпилептический (моторный) или эпилептоидный (например, сенсорный) криз. В случае моторного конфликта мы говорим об эпилептическом припадке (= эпилептическом кризе).

      Важно знать, что, хотя при моторно-эпилептическом кризе поперечно-полосатых мышц и присутствует состояние сильной симпатикотонии, в отличие от симпатикотонической активной фазы, при которой отмечается паралич, в процессе эпилептического моторного криза мы можем увидеть тонические (= непрерывные) или клонические (ритмические) судороги, или комбинацию их обоих. Клонические и тонические судороги отличаются друг от друга своей интенсивностью. Клонические = это непроизвольные поддергивания, а тонические (спазмы) — более глубокое напряжение мышц. Клонические — более распространенное явление (легкие по интенсивности), тонико-клонические судороги встречаются в эпи-кризисе при эпилепсии, а тонические судороги- сильные спазмы (тянущие).

      Легкая придурковатость делает человека практически неуязвимым. (с)

      В связи с тем, что заикание – это мышечный спазм (судороги, напряжение, парализация и т.д.), общий подход к терапии заикания можно описать следующими тезисами:убирание страха, расслабление, более простой взгляд на жизнь.

      Убрать страх
      ДПДГ (EMDR)
      В критической ситуации (как в реальной, так и в придуманной мозгом) быстро убрать страх можно при помощи техники ДПДГ — десенсибилизация и переработка при помощи быстрых движений глаз (англ. аббревиатура — EMDR) как метод адаптивного процессинга (теория ускоренной переработки информации).

      Кратко: в течение дня человек воспринимает разную информацию по всем «входящим каналам восприятия» — воспринимает ФАКТЫ. «Внутри» человека эти факты тем или иным образом обрабатываются подсознанием – происходит это ночью, в т.н. фазе быстрого сна (информация впитывается, структурируется, упорядочивается, а человек — обучается – поговорка «Утро вечера мудренее»). Если происходит «сбой» в обработке (например — информации слишком много или она слишком тяжелая для восприятия) – возникает flashback (ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство).

      Если воспоминание о прошлом травматичном (тогда!) событии сегодня вызывает нейтральные или положительные ассоциации (мысли, чувства и т.д.) – то информация ОБРАБОТАНА. В противном случае – НЕТ, т.е. входящая информация не перешла в опыт, и в этом случае система переработки жизненной информации тогда не сработала (панические атаки – из этой же серии!) и ей нужно просто помочь. Т.е. ДПДГ заново запускает ранее «замороженный» процесс обработки информации.

      Воспоминание о прошлом травматичном (тогда) событии может быть как мысленным («я помню, как меня в пятом классе ударил сосед по парте»), так и чисто телесным (при панических атаках, фобиях, сильных «непонятных» страхах). Т.е. тело в каком-то (внешнем) контексте начинает вести себя «неадекватно» (с точки зрения взрослого человека), но по его — тела — логике оно всегда ведет себя правильно.

      Эту информацию можно использовать обычным людям ежедневно, если понимать, как это работает. В терапии же каждый сеанс по переработке должен быть направлен на определенную цель. Общие типы целей даны в стандартном протоколе следующим образом:

      Три компонента (неадекватной реакции в настоящем на прошлое событие):
      1. Прошлое событие (прошлый опыт, являющийся основой патологии);
      2. Триггер в настоящем (существующие в настоящее время обстоятельства или факторы, которые вызывают беспокойство);
      3. Желаемая реакция в будущем (планы будущих действий).

      Компоненты памяти о травме
      Травма – в прошлом, триггер (запускающий переживание травмы) – в настоящем.

      Sensation (ощущения в теле)
      Senses (картинки, звуки, запахи)
      Emotion ( эмоции)
      Beliefs (мысли, убеждения)

      Травматические воспоминания и реакции может вызывать любой из 4-х компонентов памяти (как и в любые их комбинации).
      Стоит отметить, что триггер, запускающий телесную реакцию, может и не осознаваться человеком, как, например, в случае панических атак или каких-либо фобий. Например, в случае фобии лифта, сам лифт может не быть триггером (хотя человек может думать на сознательном уровне, что причиной его фобии является лифт как таковой), а этим триггером, запускающим реакцию, может быть запах в лифте, или картинка круглых (квадратных) кнопок лифта, или внутренние ощущения от движения лифта в пространстве и т.д. Поэтому «лечить лифт» в данном случае не выйдет, такой же запах, картинка или движение может быть и вне лифта, и человек получит ту же самую реакцию организма — ПА.

      Упражнение для самостоятельной проработки
      (в качестве «попробовать»):
      — вспомните любое событие за прошедшие сутки, которое по 10-бальной шкале вызывает у вас некомфортные ощущения на 1-2 балла (не больше, тут не терапия).
      — сядьте ровно, ноги на пол, ладони на коленки.
      — выберите один образ из этого воспоминания о некомфортном событии и начинайте похлопывать себя попеременно ладонями по коленкам в течение минуты. Наблюдайте, какие эмоции приходят при этом, какие мысли или слова идут?
      — делайте это одну минуту, после чего сделайте глубокий вдох и «оцените», как изменился образ, что произошло с ним?
      — сделайте эту процедуру 3-4 раза (сериями по одной минуте).

      Далее, по окончании упражнения, задаем себе 4 вопроса:
      1. Картинка — как изменилась? (обычно – или уменьшилась в размере, или отодвинулась дальше, или расплылась…)
      2. Негативные эмоции – как изменились? (исчезли, уменьшились. )
      3. Внутренний диалог, связанный с этим событием – что с ним произошло?
      4. Некомфортные соматические ощущения – что с ними? Уменьшились, ушли совсем.
      5. Стало ли ХУЖЕ (по ощущениям)? Да, так иногда бывает на первых одной-трех сериях, но потом всегда идет улучшение.

      Т.е. принцип ДПДГ — ЛЮБОЕ билатеральное стимулирование может лечить травму – улучшается взаимодействие между полушариями мозга.

      Результат, полученный после применения метода ДПДГ, стойкий. Те негативные последствия, которые преобразовались в психике, больше не возвращаются. Так же как и при использовании других глубинных методов психотерапии.

      Теория, лежащая в основе ДПДГ-лечения, предполагает, что этот процесс помогает страдающему более полно переработать беспокоящие воспоминания, что снижает дистресс. ДПДГ базируется на Модели Адаптивной Переработки Информации (АПИ, англ. — AIP — Adaptive Information Processing Model) которая предполагает, что симптомы возникают, когда события неадекватно перерабатываются, и могут сниматься, когда воспоминание полностью переработано. ДПДГ является интегративной терапией, синтезирующей элементы многих традиционных психологических ориентаций, таких как психодинамическая, когнитивно-бихевиоральная, экспериментальная, физиологическая или интерперсональная терапии. Уникальным аспектом метода является компонент билатеральной стимуляции мозга, такой как движения глаз, билатеральные звуковые стимулы, тактильная стимуляция, совмещающаяся с когнициями, визуальными образами и ощущениями в теле. ДПДГ также использует удерживание двойного внимания, которое позволяет человеку перемещаться в терапии между травматическим материалом и безопасностью настоящего момента. Это помогает предотвратить ретравматизацию, вызванную представлением (экспозицией) беспокоящих воспоминаний.

      На настоящий момент нет окончательного объяснения того, как работает ДПДГ (но работает ДПДГ офигенно! Это по-настоящему «волшебная палочка» психотерапевта).Существуют эмпирические исследования, касающиеся различных объяснений того, как внешние стимулы, такие как движения глаз, могут способствовать переработке травматических воспоминаний.

      Упражнение для само успокоения (в т.ч. расшалившихся детей) – ручки крест-накрест на плечи самому себе и примерно 10-20 секунд медленно похлопываем… начинаем зевать…

      Итак, метод ДПДГ применяют, как правило, для лечения ПТСР. Обычно ПТСР вызывается воспоминанием (о войне, о катастрофе и т.п.) Но часто травмирующее событие, особенно если оно было в раннем детстве, настолько травматично для неокрепшей психики ребенка, что сразу уходит в подсознание и уже во взрослом возрасте оттуда его без специальных техник-методов не вытащить. Но это в принципе и не обязательно. Переработка может вестись и на бессознательном уровне, если вы в принципе понимаете эту схему и как она работает (и где дает сбои).

      В случае ПТСР тело реагирует как тело мааааленького ребенка, который испуган, боится, который брошен, оставлен без помощи и у него нет сил что-то сделать самостоятельно. Именно такие аффекты испытывает человек и при панических атаках, и при приступе фобии, и в менее тяжелых ситуациях (например, при кошмарных или просто эмоционально тяжелых снах и/или при заикании).

      Итак, осознает ли человек, чего именно он боится и когда это случилось в его жизни, но ничего (пока) не может с этим поделать, или он имеет признаки ПТСР без сознательного воспоминания события, только телесные проявления – не столь важно для переработки методом ДПДГ. Это событие (или даже не одно) могло быть чем угодно, но, если возникают трудности с «привязкой» к какому-то событию, очень большая вероятность, что это случилось именно в детстве. Именно в детстве психика (и тельце) ребенка не настолько сильно, чтобы переработать травму «на месте», и событие «прячется» глубоко в подсознание, просто для того, чтобы «крыша не поехала» (хотя у некоторых детей она на самом деле едет, ребенок может легко соскользнуть в психоз, аутизм и т.п. – это просто опыт получения защиты самого себя от страшного внешнего мира).

      В этом случае полезно поспрашивать родителей и родственников про своё детство, пусть они вспомнят, были ли у вас какие-либо неадекватные (разумеется, с их, взрослых, точки зрения) реакции на какие-либо события. Например, маленького ребенка могли тащить из дома к стоматологу, ему было очень страшно, т.к. он даже в 3-5 лет уже вполне понимает, что там будет больно — или что-то подобное. Поскольку это событие и тогдашние переживания были очень сильны для психики ребенка, само событие (сам факт того, что оно имело место) было вытеснено в подсознание. Но тело-то помнит всё! В тот день, к примеру, в поликлинике было много людей, и все на маленького, кричащего и плачущего ребенка смотрели с осуждением – получите агорафобию («я в безопасности только дома») и социофобию («я в безопасности, только если я один»). Или маленький ребенок был тогда одет, скажем, в плащ или пальто (или сапоги), поэтому летом, когда он (выросший) в туфлях и футболке — ничего не происходит, а как приходит осень или дождь идет — бац, и приступ. Тело может реагировать на что угодно — запах, вкус, определенное тактильное ощущение, определенную картинку — если в этом свете на свою проблему смотреть, то можно найти некоторую закономерность (имея сознательную привязку — решать проблему легче, хотя, ещё раз повторим — это не обязательно).

      ДПДГ для детей
      Время для детей и взрослых:
      3,6 дня для 6-летнего ребенка = 1 месяц для 50-летнего взрослого
      6 недель для 6-летнего ребенка = 1 год для 50-летнего взрослого
      5 лет для 10-летнего ребенка, подвергающегося насилию = полжизни.

      В среднем – 1 год нахождения в травмирующей ситуации для ребенка = 8,33 года для 50-летнего взрослого. Но! – поэтому и ре-процесс у детей происходит гораздо быстрее, чем у взрослых.

      Три типа симптомов ПТСР у детей
      1. Повторное переживание травмы (кошмары, отрицательные эмоции, продолжающееся проживание ребенком травмирующего события через игру, повторение слов, пересказы и т.п.)
      2. Избегание или умалчивание
      3. Гипертрофированное реагирование на какие-либо простые вещи, повышенная нервозность (хоть и не всегда, у подростков это может быть и без травмы), проблемы со сном, с концентрацией в школе…

      Итак, повторим, что переработка поступившей за день информации ночью происходит в т.н. фазе быстрого сна (БДГ-сон, когда глаза под опущенными веками быстро двигаются туда-сюда). Это навело исследователей на мысль, что в этот момент происходит очень «плотное» межполушарное взаимодействие, что и позволяет мозгу интегрировать новые события в опыт.

      В ДПДГ таким же образом действует любая билатеральная (право-лево) стимуляция. В полноценной терапии ПТСР используют по большей части именно движения глаз (человек сидит на стуле, сбоку-спереди от него сидит терапевт, водит рукой и клиент следит глазами — водит ими вправо влево). За отсутствием рядом терапевта, да и в более легкой форме этого ПТСР, можно самостоятельно делать следующее:

      — в ситуации (как вариант), когда телесные проявления появляются просто от мысли о том, что, например, «нужно выйти из дома», или «сейчас иду в магазин и встречу там много людей» — и вы «падаете» в эмоциональную яму — можно дома точно так же сесть на стул (или в кресло), обязательно ноги стопами на полу (лучше босиком, но не особо принципиально) и — думая о том, что «скоро выйду из дома» или «сейчас поедем на машине» и держа голову прямо, начать двигать глазами вправо-влево сериями по 1 минуте (примерно 60 движений в минуту вправо-влево). Это и будет процесс переработки прошлого (осознанного или нет) травмирующего события в опыт, который уже не будет вызывать телесных проявлений. В этом варианте лучше на той стене, перед которой вы сидите, наметить две конкретный точки справа и слева, примерно под углом 40-50 градусов в каждую сторону от направления прямого взгляда, и смотреть именно на них, когда двигаете глазами вправо-влево (в терапии этими «точками» является рука терапевта)

      — в ситуации, когда от мысли «не холодно и не жарко», а «приступ паники» возникает от фактического действия – «я стою в прихожей и мне нужно выходить, а у меня слезы и хочется залезть под кровать» или «мы едем в машине и меня колбасит» — либо так же сесть и минуту-другую дать себе это упражнение поделать, либо, когда все-таки вышли и уже идёте с теми же слезами на глазах и паникой внутри — любые билатеральные действия — поочередно щелкать пальцами на левой и правой руке, сжимать кулачки сильно поочередно, глазами двигать на ходу тоже иногда можно и т.д. Если приступ возникает в транспорте, где вы и так сидите, то можно делать те же движения глазами (если вы не за рулем, разумеется) совместно с тактильными действиями (похлопать по коленкам, посжимать кулачки и т.д.)

      Т.е. любая аудиальная, визуальная, тактильная би-стимуляция позволяет запускать когда-то задержанный процесс переработки.

      Расслабление
      Многие люди еще в детстве, переживая травму, поняли, что для них небезопасно испытывать эмоции, или присутствовать в своем теле, осознавать ощущения в теле.Отрезать эти чувства и ощущения было необходимая стратегия выживания во время травмы, насилия, пренебрежения. Диссоциативные люди (клиенты) особенно нуждаются в обучении процедурам заземления на самых первых шагах вмешательства в их хроническое чувство нереальности, пустоты или бытия вне своего тела – т.е. говоря языком телесно-ориентированной терапии, эти люди нуждаются в заземлении.

      Заземление — ресурс стабилизации
      Техники заземления направлены на то, чтобы человек осознал, почувствовал себя в настоящем моменте и текущей реальности. Особенно они помогают тем, у кого есть склонность диссоциироваться с реальностью (и своим телом), а также в случаях наплыва сильных эмоций, типа тревожности, страха, болезненных воспоминаний и прочего. Также очень полезны для тех, у кого панические атаки или посттравматическое расстройство (заикание – это, по сути, ПТСР).
      Заземление состоит из двух частей, условно говоря — сенсорной (физической) и когнитивной (умственной и эмоциональной). Задача сконцентрироваться на текущем моменте всеми чувствами — физически, умственно, эмоционально.

      Физическая часть:
      — если позволяют обстоятельства, поставить ноги на пол так, чтобы подошвы уверенно опирались о пол/землю и т.п.;
      — оглядеться вокруг (можно про себя называть все предметы, которые попадают в поле зрения), отмечая детали;
      — взять в руки подушку, мягкую игрушку, мячик;
      — положить на лицо холодное полотенце или держать в руках что-то холодное, типа банки содовой из холодильника, кусочка льда (можно также сполоснуть руки и лицо под холодной водой, еще можно съесть мороженое);
      — послушать успокаивающую музыку;
      — сосредоточиться на чьем-нибудь голосе или нейтральном разговоре;
      — съесть апельсин или лимон, предварительно почистив его от кожуры (запах);
      — потрогать вещи и предметы вокруг себя;
      — поморгать глазами в быстром темпе;
      — обнять дерево.

      Ноги на полу/земле — это главный, классический прием. Он позволяет почувствовать под собой опору. Если есть возможность, лучше снять обувь, почувствовать ступнями текстуру поверхности, походить, попрыгать.

      Когнитивная часть:
      — кто я? — какое сегодня число? — какой день недели? месяц? год? — сколько мне лет? — какое сейчас время года? — кто президент?

      Еще один прием 5-4-3-2-1:
      — назовите 5 предметов, которые вы видите;
      — назовите 4 вещи, которые вы физически чувствуете (одежда на теле, ветерок на лице, сиденье под задницей и т.п.);
      — назовите три вещи, которые вы слышите (шум машины, музыка из окна и т.п.);
      — назовите 2 вещи (еда, напитки и т.п.) которые вы можете попробовать на вкус или хотели бы попробовать на вкус;
      — назовите одну вещь, которая вам в себе нравится.

      Трехшаговый прием:
      — посмотрите вверх. Люди в стрессовом состоянии обычно смотрят вниз и сосредотачиваются на внутренних ощущениях, что может усилить панику/тревожность/боль. Посмотрите вверх, на небо/потолок, сделайте глубокий вдох и выдох;
      — почувствуйте связь с землей. Поставьте ступни на пол, сосредотачиваясь на ощущении того, как поверхность предоставляет вам опору и поддержку. Пошевелите ступнями, чтобы как следует это почувствовать. Также можно встать и походить;
      — почувствуйте свое физическое присутствие в этом мире. Встаньте, слегка согните колени, почувствуйте свой скелет, какой он прочный и как поддерживает ваше тело. Похлопайте себя руками от икр до макушки по всему телу, чтобы почувствовать его размер и наличие;

      Не совсем про заземление, скорее — полезный навык для ежедневной практики — в течение дня несколько раз «останавливайтесь» и задавайте себе вопросы:
      — Что я сейчас делаю?
      — О чем я думаю?
      — Что я чувствую?
      — Как я дышу?

      Техники заземления
      Техник заземления великое множество, нет смысла перегружать этот пост ещё и их описанием — поищите в интернете, там просто кладезь конкретной информации по этой теме.

      Плюс очень рекомендую книги американского психотерапевта-телесника Александра Лоуэна («Психология тела», «Предательство тела» и др.) — они продаются в книжных магазинах а также свободно скачиваются с интернета. Написаны простым, понятным языком, и очень помогают понять своё тело.

      *********************************************************************************Я прошла полное обучение у Жильбера Рено и являюсь клиническим психологом со специализацией по системной психосоматической терапии Рикол Хилинг( Исцеление воспоминанием) , окончила полный курс Биологики у Роберто Барнаи , а также дополнила свое образование обучением в Школе Психосоматики PSY2.0,

      Все эти школы имеют одним из своих источников ГНМ(Германскую Новую Медицину-GNM)

      Если Вы обращаетесь ко мне с проблемами здоровья, психосоматическими проблемами или повторяющимися ситуациями в своей жизни , то практически всегда я прошу Вас заранее заполнить и отправить мне клиентскую анкету, С ней вы можете ознакомиться здесь: моя анкета . Само по себе заполнение анкеты бывает весьма терапевтично и полезно

      lifehealingspace.com