Самая глубокая степень умственной отсталости

Самая глубокая степень умственной отсталости

Психическое недоразвитие, умственно отсталые дети

В дефектологии термином «умственная отсталость» означается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.

В международной классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) предполагаются общие ориентиры для оценки степеней умственной отсталости:

♦ легкая (коэффициент интеллекта от 50 до 69);

♦ средняя (коэффициент интеллекта от 35 до 49);

♦ тяжелая (коэффициент интеллекта от 20 до 34);

♦ глубокая (коэффициент интеллекта ниже 20).

Однако, как справедливо замечает В. В. Лебединский, для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно — необходим еще качественный анализ дефекта.

По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении, на основании тестов интеллекта (IQ=70 и ниже), традиционно подразделяются на три степени: идиотия (20 и ниже), имбецильность (35 — 50) и дебильность (50 — 70).

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У таких детей почти отсутствует речь, окружающих они не узнают, выражение лица бессмысленное, внимание почти ничем не привлекается. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Ходить начинают поздно, движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в естественных отправлениях и неспособны к самообслуживанию. Иногда наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону.

При идиотии средней и легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Их лексикон ограничен несколькими десятками слов.

Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых), а по достижении 18-летнего возраста они переходят в специальные дома- интернаты для инвалидов.

www.profile-edu.ru

Умственная отсталость — это. Степени и формы умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью

О чем вы думаете, когда слышите такое словосочетание, как «умственная отсталость»? Это, наверняка, сопровождается не самыми приятными ассоциациями. Знания многих людей о таком состоянии в основном базируются на телепередачах и фильмах, где ради зрелищности часто искажаются реальные факты. Легкая умственная отсталость, например, не является той патологией, при которой человека следует изолировать от общества. Следовательно, мы часто встречаем таких людей, но провести грань простому обывателю между здоровой личностью и умственно отсталой очень непросто.

Как говорят доктора, умственная отсталость – это недуг, главным признаком которого является либо приобретенное (малышом до 3 лет), либо врожденное снижение интеллекта. При этом практически отсутствует способность абстрактно мыслить. А вот эмоциональная сфера при данном заболевании не страдает: пациенты могут чувствовать неприязнь и симпатию, веселье и печаль, горе и радость. Однако лица с умственной отсталостью испытывают не такие многогранные и сложные чувства и эмоции, как здоровые люди. Следует отметить также тот факт, что данный недуг не способен прогрессировать. Умственная отсталость – это стабильный уровень недоразвитого интеллекта. Хотя отмечались даже случаи его повышения со временем вследствие воздействия обучения, социума, воспитания.

Причины умственной отсталости

Интеллект человека определяется как средовыми, так и генетическими факторами. Те дети, у родителей которых диагностирована умственная отсталость, — это уже группа риска. Они более подвержены развитию психических нарушений, хотя именно генетическая передача как таковая встречается крайне редко. Несмотря на становление генетики и определенные успехи в этой области, причины 70-80% случаев заболеваний так и не удается установить. Чаще всего их выявляют в особо тяжелых случаях. Но все же предлагаем разобраться в самых распространенных факторах, которые провоцируют возникновение такого состояния.

Пренатальные причины

Причиной рассматриваемого состояния часто выступают хромосомные аномалии, генетические, нервные болезни. Умственную отсталость также вызывают врожденные недуги, вызванные цитомегаловирусом, вирусом краснухи, ВИЧ. Употребление родителями наркотиков, алкоголя, воздействие на плод токсинов приводят к тому, что рождаются дети с умственной отсталостью. Воздействие радиации, метилртути, свинца, химиотерапевтических препаратов также порой приводит к таким последствиям.

Интранатальные причины

Осложнения, которые связаны с незрелостью, недоношенностью, а также кровоизлияния в ЦНС, роды с наложением щипцов, ягодичное предлежание, многоплодная беременность, интранатальная асфиксия увеличивают риск появления умственной отсталости. Но здесь очень многое будет зависеть от ухода за малышом в первые месяцы после его появления на свет.

Постнатальные причины

Недостаточность эмоциональной, физической, когнитивной поддержки, которая необходима для развития, роста, социальной адаптации, плохое питание в первые годы жизни – самые распространенные причины умственной отсталости во всем мире. Недуг может быть следствием бактериальных, вирусных энцефалитов, менингитов, гипотрофии, отравлений, травм головы и проч.

Степени умственной отсталости

Этот недуг, как и любой другой, имеет разные критерии, благодаря которым он подразделяется на степени, формы и т.д. Классификация данного заболевания обуславливается формами его проявления и степенью течения. Выделяют следующие степени умственной отсталости:

  • легкую, когда уровень IQ варьируется пределах 50-69 баллов;
  • среднюю, когда показатели колеблются от 20 до 49 баллов;
  • тяжелую, при которой IQ меньше 20 баллов.
  • Как определяется этот показатель? Больному предлагают пройти тестовое задание, по результатам которого можно судить о наличии той или иной степени недуга. Хотя, следует признать, что деление это является весьма условным. Классификация должна учитывать не только степень снижения интеллектуальных способностей, но и уровень ухода, помощи, который требуется человеку. Не следует сбрасывать со счетов и ограничение способности к коммуникации, самообслуживанию, самостоятельности, применению общественных ресурсов и т.д.

    Что говорит статистика?

    Очень интересным является тот факт, что более 3% населения во всем мире живет с уровнем IQ менее 70, но тяжелая умственная отсталость наблюдается только у 1%. Это говорит о том, что при диагностике во внимание принимается очень много дополнительных факторов. Глубокая умственная отсталость отмечается у детей вне зависимости от принадлежности их семьи к определенному социальному слою, от образования родителей и родственников. И вот еще один интересный факт. Так, как ни странно, умеренная умственная отсталость, при которой больному требуется непостоянная определенная помощь, чаще наблюдается у детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

    Симптомы недуга

    Как уже было сказано выше, главный признак заболевания заключается в снижении интеллекта. Однако все симптомы целесообразно рассматривать в зависимости от степени недуга. Рассмотрим их.

    1. Легкая степень (или дебильность). В этом случае по внешнему виду простой обыватель никогда не сможет отличить человека с отсталостью умственного развития от здорового. Как правило, таким людям тяжело учиться из-за того, что их способность концентрировать внимание сильно снижена. Зато память у них очень хорошая. Часто пациенты с данной степенью недуга имеют отклонения в поведении. Например, дети с умственной отсталостью зависят от воспитателей и родителей, их сильно пугает изменение обстановки. Такие пациенты либо замыкаются в себе (отсюда сложности в общении), либо, наоборот, пытаются привлечь внимание к своей персоне всевозможными яркими поступками, как правило, нелепыми, даже антисоциальными. Им очень легко что-либо внушить. Потому такие больные привлекают к себе представителей криминального мира, сами нередко становятся жертвами мошенников. Характерный признак легкой степени отсталости заключается в том, что пациенты прекрасно знают о своем недомогании, но всячески скрывают это от других людей.
    2. Средняя степень (имбецильность). Такие люди способны различать наказание и похвалу, испытывать радость, сопереживать, они легко обучаемы навыкам самообслуживания, порой даже письму, чтению, элементарному счету, но вот проживать самостоятельно они не могут. За ними нужен постоянный уход и контроль.
    3. Тяжелая степень (идиотия). У таких людей отсутствует речь, они необучаемы, их движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются элементарными проявлениями неудовольствия или радости. Пациенты с идиотией нуждаются в постоянном присмотре, потому должны содержаться в соответствующих заведениях.

    Еще немного о симптомах

    Первые проявления недуга включают незрелое поведение, задержку в интеллектуальном развитии, недостаточные навыки самообслуживания. Развитие детей с умственной отсталостью порой идет как положено вплоть до школьных лет. Симптомы не распознаются в том случае, если имеет место легкая степень недуга. А вот две другие степени диагностируют, как правило, очень рано, особенно если они сочетаются с пороками развития, физическими аномалиями. В таком случае недуг будет просто диагностировать уже к дошкольному возрасту.

    Вместе с тем у некоторых детей попутно отмечают наличие церебрального паралича, двигательных нарушений, потерю слуха, задержку развития речи и другие отклонения в развитии. Со временем характеристика умственной отсталости «обрастает» новыми симптомами. Дети становятся склонны к тревожности, депрессии, особенно в том случае, если их отвергают или рассматривают как ущербных.

    Если в детских садах у малышей с данным недугом наблюдается сложность с адаптацией, трудности с соблюдением режима дня, а элементарные задания кажутся им невыполнимыми, то школьники с умственной отсталостью должны насторожить родителей крайне высокой степенью неусидчивости и невнимательности. Дополнительными причинами для беспокойства пап и мам должны стать быстрая утомляемость, плохое поведение и крайне низкие оценки их чад.

    Формы умственной отсталости

    Вот мы с вами подошли к еще одной классификации. В соответствии с международной классификацией недугов, принято выделять следующие формы умственной отсталости:

    • Олигофрения неосложненная. При данной форме основные нервные процессы ребенка характеризуются уравновешенностью. Нарушения в познавательной деятельности не сопровождаются особо грубыми отклонениями. Эмоциональная сфера сохранна, ребенок может действовать целенаправленно, однако только в том случае, если ему все предельно понятно. Когда ситуация или обстановка не является для него новой, то все будет в норме, никаких отклонений вы не увидите.
    • Олигофрения с нейродинамическими нарушениями. Данная форма характеризуется неустойчивостью волевой, эмоциональной сферы по типу заторможенности или возбудимости. Нарушения, присущие ребенку, четко проявляются в снижении работоспособности, в изменениях поведения.
    • Умственная отсталость с отклонениями функции анализаторов. У олигофренов при данной форме недуга диффузное поражение коры совмещается с более сильными нарушениями той или иной мозговой системы. У детей дополнительно отмечаются локальные дефекты речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
    • Олигофрения с психопатоподобным поведением. Это умственная отсталость, развитие при которой отстает из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере. Прежде всего у таких пациентов отмечают снижение критичности по отношению к себе, недоразвитие многих личностных компонентов, расторможенность влечений. У ребенка присутствует склонность к неоправданным аффектам.
    • Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью. При такой форме умственной отсталости дети безынициативны, вялы, беспомощны. Речь их многословна, носит подражательный характер, но она совершенно не имеет содержания. Дети не способны психически напрягаться, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию.

    Обследование при недуге

    Как мы уже говорили, в большинстве случаев умственная отсталость проявляется еще в раннем возрасте. А если недуг обусловлен генетическими причинами, например, болезнью Дауна, то отклонение можно диагностировать еще в период беременности. Для этих целей в женских консультациях сегодня всем дамам предлагают пройти скрининговое обследование на самых ранних сроках беременности, чтобы при наличии такой патологии была возможность принять правильное решение – сделать аборт или сохранить ребенка. Также данная процедура незаменима в тех случаях, когда у родителей будущего малыша или родственников имеются заболевания или состояния, способные спровоцировать возникновение умственной отсталости.

    Некоторые из форм олигофрении возникают вследствие того, что определенная ферментная система у малыша недоразвита. Самый распространенный недуг из этой группы – фенилкетонурия. Сразу же после рождения малыши с данным диагнозом ничем не отличаются от здоровых, но уже на протяжении первых месяцев жизни они становятся вялыми, у них отмечается частая рвота, есть высыпания на коже, потливость повышена, причем она имеет специфический запах. Если начать лечение сразу же, пока малышу не исполнилось 2-3 месяца, то можно сохранить интеллект. Именно поэтому никогда не игнорируйте ранние обследования детей у педиатров.

    Если у доктора возникнут какие-то сомнения, он назначит консультацию врача-невролога, анализы мочи и крови, энцефалограмму. При обследовании детей постарше обязательна консультация психолога или психиатра.

    Если лечение начато своевременно, то, как правило, удается достичь того, чтобы ребенок легко адаптировался к самостоятельной жизни. А вот в том случае, когда родители и другие родственники малыша решают, что легко смогут обойтись без докторов, практикую самолечение, то печальные последствия неминуемы. Также не забывайте о том, что под маской олигофрении могут скрываться и другие недуги – эпилепсия, многочисленные психические заболевания, гипотиреоз.

    Дети с олигофренией — что делать?

    Родителям ни в коем случае не следует паниковать. Помните, что умственная отсталость – не психический недуг, а своеобразное состояние, когда интеллектуальное развитие ограничено в силу тех или иных причин.

    Обучение детей с умственной отсталостью возможно, как и их развитие, но ровно настолько, насколько им позволяют это сделать биологические возможности. Данное состояние полностью никогда не излечится. Конечно, доктор назначит соответствующую терапию, но ее эффект не будет поразительным. Хотя в зависимости от степени олигофрении существует возможность добиться определенных результатов путем воспитания и обучения. Следует понимать, что малыши с идиотией и имбецильностью – это инвалиды детства, они даже получают пенсии. Особенности детей с умственной отсталостью этих форм таковы, что им нужен либо заботливый опекун, либо же помощь специалистов из соответствующего медицинского учреждения, куда их могут определить. Там с ними проводят терапевтическую, коррекционную, психологическую работу. Детям с легкой степенью олигофрении не так сложно. Даже не смотря на то, что им не удается учиться по общепринятой программе, и необходим перевод во вспомогательную школу. Однако в воспитании таких детей имеется много трудностей, ведь адекватная коррекция определяет будущую трудовую и социальную адаптацию. При правильном подходе они, повзрослев, просто «растворяются» в жизни – работают, заводят семьи, прекрасно себя чувствуют в социуме.

    Лечение олигофрении

    Сегодня существует огромное количество средств, предназначенных для лечения этого состояния, однако подбирать их должен только доктор с учетом всех особенностей болезни. В зависимости от причины, которая вызвала недуг, это могут быть гормоны или препараты йода (если олигофрения является следствием нарушений работы щитовидной железы). При фенилкетонурии будет достаточно особого режима питания, который назначит доктор.

    Чтобы скорректировать умственную отсталость, часто врачи назначают ноотропы (средства «Пирацетам», «Энцефабол», «Аминалон» и прочие). Их применяют для того, чтобы улучшить обменные процессы непосредственно в мозговой ткани. Для этих же целей назначают аминокислоты, витамины группы В. Конечно, их можно приобрести и без рецепта, но целесообразность использования может определить только доктор.

    Если у пациентов с описываемым диагнозом присутствуют нарушения в поведении, психиатр подбирает препараты из группы транквилизаторов или нейролептиков. Залог успешной коррекции – это комплексный подход, то есть применение медицинских препаратов должно сочетаться с занятиями с логопедами, психологами, личностным подходом в воспитании.

    В народной медицине популярны лекарственные растения, которые оказывают активизирующее воздействие на нервную систему. К ним относятся лимонник китайский, женьшень, алоэ. Однако помните, что некоторые стимулирующие средства при данном недуге могут спровоцировать нарушения поведения, психозы. Поэтому перед их применением необходима консультация доктора.

    Нельзя сбрасывать со счетов и социальную реабилитацию. Такие программы в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить работой лиц с легкой степенью олигофрении. Для этого существуют специальные учебные заведения с определенной адаптированной программой, где пациенты могут освоить несложные профессии.

    Профилактика

    Профилактика умственной отсталости – это, прежде всего, бережное и внимательное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью будущих поколений.

    Как только супруги решают завести ребенка, им обоим необходимо всесторонне обследоваться, сдать анализы, посетить генетика. Это позволит выявить и вылечить имеющиеся недуги или состояния, узнать о проблемах, которые могут спровоцировать олигофрению у будущего ребенка.

    Когда женщина уже забеременела, она должна помнить о той ответственности, которая лежит на ней за еще даже не родившегося ребенка. Так, ей необходимо придерживаться правильного образа жизни, хорошо питаться, соблюдать все рекомендации докторов, избегать воздействия вредных факторов, посещать женскую консультацию строго по графику.

    Когда ребенок уже родился, следует неукоснительно слушаться во всем педиатра и соблюдать все его предписания. И если вдруг доктор заподозрит неладное и отправит на дополнительные обследования или консультации, не надо пытаться, что называется, убежать от проблемы. Ведь в этом случае можно потерять драгоценное время, о чем впоследствии останется только сожалеть.

    Тем более медицина не стоит на месте. Например, вакцины против вируса краснухи помогли родить здорового малыша многим парам, а ведь раньше это была чуть ли не самая главная причина врожденной умственной отсталости. Сегодня ученые разрабатывают аналогичные средства против цитомегаловируса, чтобы подарить спокойствие и здоровье родителям и их детям. Частота случаев снижается также благодаря развитию и росту неонатальной, акушерской помощи, применению иммуноглобулина, переливания крови и многим другим моментам, о которых еще недавно можно было только мечтать. Главное – не паниковать, не опускать руки и стараться изо всех сил, ведь это ваш близкий человек, которого только вы можете сделать счастливым и вернуть к полноценной жизни настолько, насколько это вообще сегодня возможно. Слушайте докторов, вовремя обращайтесь за специализированной помощью и соблюдайте все рекомендации.

    fb.ru

    Олигофрения как одна из форм умственной отсталости

    Умственно отсталые — полиморфная группа, в которой преобладающее большинство составляют дети-олигофрены (от гр. olygos — «малый», phren — «ум»). Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином.

    Олигофрения — форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на ранних этапах развития) периоды. Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.

    При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями.

    Существуют несколько гипотез относительно основного нарушения при олигофрении:

    1)особенности эмоционально-волевой сферы (К. Левин);

    2)трудность обобщения и отвлечения (М.С. Певзнер);3)слабость регулирующей роли речи (А.Р. Лурия).

    Причины олигофрении различны.По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении:

    1) обусловленная эндогенными (генетическими) факторами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.;

    2) обусловленная экзогенными факторами, как то: инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития.

    По глубине дефекта умственной отсталости при олигофрении традиционно выделяют три степени: дебильность (легкая степень), имбецильность (средняя) и идиотию (тяжелая).

    Дебильность — наиболее распространенная форма олигофрении. Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Имеются способности к обобщению, фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует овладению навыками чтения, письма, счета, усвоению знаний, предусмотренных программой коррекционной школы 8-го вида. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выработку самоконтроля. При правильном обучении и воспитании, своевременном привитии трудовых навыков социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

    Имбецильность — более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции .речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.

    Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно. Нарушены координация движений, ориентировка в пространстве, часто имеются тяжелые нарушения моторики. Крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самообслуживания. Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификация, предложенная М.С. Певзнер.

    ЛЕКЦИЯ №5

    Вопросы:

    Дата добавления: 2016-05-11 ; просмотров: 303 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    helpiks.org

    УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

    УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, недоразвитие интеллекта или – в более широком смысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. На практике, например при госпитализации в психиатрическую больницу или решении юридических проблем умственно отсталым принято считать человека, который в силу врожденного или проявившегося в раннем возрасте снижения интеллекта не способен к независимому существованию и нуждается в посторонней помощи. Умственную отсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожилом возрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает. Два указанных типа интеллектуальных нарушений различаются также по характеру дефекта и по наличию или отсутствию сопутствующих эмоциональных расстройств. Труднее всего дифференцировать их в детском возрасте. Умственная отсталость иногда ошибочно приписывается детям с психотическими расстройствами.

    Для диагностики умственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70. Однако этот психометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальной зрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физических заболеваний, способности к обучению. У умственно отсталых детей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет как обучение, так и оценку их интеллекта. Данные о распространенности умственной отсталости весьма различны, однако наиболее тщательные исследования показывают, что частота этого состояния среди населения достигает 2%. Противоречивость данных обусловлена различиями в критериях (психометрических, социальных и т.п.), в выборе границы нормального развития и умственной отсталости, а также спецификой исследуемых регионов и другими факторами. Некоторые тяжелые формы умственной отсталости сопряжены со сниженной продолжительностью жизни, поэтому при обследовании детей обычно выявляется более высокая распространенность умственной отсталости, чем при обследовании взрослых.

    Степени умственного отсталости.

    В обычной популяции представлены лица с различным уровнем интеллекта, от низкого до высокого, и четкой естественной границы между нормальным и низким интеллектом не существует. Пограничные случаи, когда IQ колеблется от 65 до 85, в зависимости от тех или иных обстоятельств могут быть отнесены как к норме, так и к умственной отсталости. Традиционное деление отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, также является условным. В соответствии с наиболее распространенной классификацией различают три уровня или степени отсталости: легкую (IQ 50–69), умеренную (IQ 20–49), тяжелую (IQ ниже 20). Это деление приблизительно и зависит от тех тестов, которые используются для оценки интеллекта. Американская ассоциация по изучению умственной недостаточности предложила другую классификацию с пятью уровнями отсталости, от пограничной до глубокой.

    Хотя степень умственной отсталости условно определяют величиной IQ, в каждом конкретном случае необходимо учитывать и другие характеристики, в частности социальную компетентность. Так, согласно английскому законодательству, тяжело отсталыми считаются лица, неспособные заботиться о безопасности своего тела, умеренно отсталыми – неспособные поддерживать свое существование, а в легкой степени отсталыми – неспособные планировать и устраивать свою жизнь и нуждающиеся в опеке.

    Начиная с 1950-х годов, все больше внимания уделяется обучению умственно отсталых детей. В связи с этим возникла необходимость дифференцировать таких детей на обучаемых и тех, кто способен лишь к приобретению некоторых навыков. Первые могут усваивать простую учебную программу в специальных классах, тогда как у вторых можно лишь развить с помощью специальных занятий (тренинга) бытовые, двигательные и, в весьма ограниченном объеме, речевые навыки. Считается, что детям как первой, так и второй группы полезно, живя дома, посещать занятия в школе. Границы IQ обеих групп заметно перекрывают друг друга, однако у тех, кто способен учиться, IQ в среднем 50, тогда как у способных лишь к приобретению навыков – около 30. В более тяжелых случаях, когда больные не поддаются научению в ходе групповых занятий, необходимы лишь уход и надзор.

    Клинические формы.

    В зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм – синдром Дауна, выявляемый более чем у 10% умственно отсталых, госпитализированных в психиатрических учреждениях. Больные с этим синдромом обычно физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза, придающие больным внешнее сходство с лицами монголоидной расы. Отсюда первоначальное название заболевания – монголизм. Это название ошибочно, так как синдром Дауна встречается у представителей всех рас. Примерно с той же частотой выявляется умственная отсталость, связанная с детским церебральным параличом (см. также ДАУНА СИНДРОМ; ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ).

    Другие формы умственной отсталости сравнительно редки: они встречаются не более чем у 1% лиц, госпитализированных в психиатрические стационары. Для микроцефалии характерен маленький клиновидный череп со скошенным лбом. При гидроцефалии происходит накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга вследствие нарушения ее всасывания или блокады путей оттока; в результате мозг растягивается, его извилины сглаживаются, а размеры черепа увеличиваются. При недостаточности гормонов щитовидной железы развивается кретинизм, который легко диагностировать по таким признакам, как уплощенное, широкое лицо, грубая толстая кожа, короткие кривые ноги, низкорослость. При т.н. врожденных эктодермозах (факоматозах) умственная отсталость сочетается с опухолями нервной системы и кожными изменениями. Фенилкетонурия приводит к умственной отсталости, обусловленной наследственным нарушением обмена веществ (см. также ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ). Другим примером наследственного метаболического заболевания может служить болезнь Тея – Сакса, характеризующаяся прогрессирующей слепотой, худобой конечностей и задержкой умственного развития.

    Однако самую значительную часть умственно отсталых составляют те, у которых не выявляется признаков какой-либо специфической клинической формы и которые внешне неотличимы от здоровых людей. Эту форму называют простой, или субклинической. Снижение интеллекта у таких лиц обычно бывает легким или пограничным между умеренной и легкой умственной отсталостью. В то же время у больных со специфическими клиническими формами чаще выявляется тяжелое или умеренное снижение интеллекта.

    К причинам умственной отсталости относятся в основном те повреждающие факторы, которые действуют внутриутробно (пренатальные факторы), во время родов (перинатальные) и сразу после родов (ранние постнатальные). К числу пренатальных факторов относятся недостаточное питание, эндокринные нарушения, интоксикации, радиоактивное облучение, а также инфекции, которыми мать переболела во время беременности (например, краснуха). Перинатальные факторы включают кровоизлияния в мозг, аноксию (кислородное голодание), механическое повреждение головного мозга во время родов. Самые распространенные постнатальные причины – тяжелые инфекционные заболевания новорожденных, преимущественно менингиты и энцефалиты, сопровождающиеся воспалением головного мозга. Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Кроме того, ее развитие в большей степени зависит от времени, когда действовал фактор, нежели от его природы. Другими словами, любой из ряда совершенно разных факторов, действуя в определенный период индивидуального развития, может приводить к развитию одной и той же формы умственной отсталости, а тот же самый фактор, действуя в разные периоды, может вызывать различные ее формы.

    Не исключено, что к числу причин умственной отсталости относится также резус-конфликт матери и плода. Поскольку во время беременности некоторое количество плазмы крови матери проникает в организм плода, при несовместимости по резус-фактору или другим факторам крови может происходить массивное разрушение его кровяных клеток (эритроцитов) с тяжелыми последствиями для развивающегося организма. Полагают, что даже в отсутствие явных признаков патологии повреждение кровяных клеток может быть достаточно выраженным, чтобы нарушить развитие мозга и вызвать впоследствии умственную отсталость. Рядом исследований установлено, что среди лиц с простой ее формой чаще встречаются резус-положительные дети, рожденные от резус-отрицательных матерей, чем среди здоровых или больных со специфическими формами умственной отсталости. В то же время другими исследованиями эти данные подтверждены не были, поэтому окончательное заключение выносить пока нельзя.

    Наследственность в настоящее время считается не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше. К числу наследственных относятся такие редкие ее формы, как, например, фенилкетонурия и болезнь Тея – Сакса. Они связаны с метаболическими расстройствами, в основе которых лежит один рецессивный ген. Полагают, что и некоторые случаи микроцефалии обусловлены генетическим дефектом. Синдром Дауна, хотя и вызывается хромосомной аномалией, не является наследственным заболеванием; причина его – ошибка (нерасхождение одной из пар хромосом), возникающая в процессе формирования половых клеток у матери и приводящая к тому, что ребенок получает дополнительный хромосомный материал, обычно в виде третьей 21-й хромосомы (в норме их должно быть только две).

    По-прежнему идут споры о роли наследственности и органической патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Некоторые исследователи предлагают разделить эту форму на экзогенную и эндогенную – в зависимости от того, выявляется или нет органическое повреждение мозга. Существование этих двух вариантов подтверждается данными историй болезни и психологическими исследованиями. Экзогенный вариант более четко связан с внешними факторами, тогда как при эндогенном решающую роль, по-видимому, играют неизвестные пока наследственные факторы. В пользу последнего предположения свидетельствуют, в частности, результаты патологоанатомических исследований, часто выявляющих признаки общего недоразвития нервной системы. С другой стороны, имеются данные о возможной роли семейных условий, по крайней мере в некоторых случаях. В отличие от больных со специфическими формами умственной отсталости, лица с простой формой чаще воспитываются в плохих социально-экономических условиях или неблагополучных семьях. Поэтому сейчас все большее внимание уделяется методам воспитания и другим семейным факторам, которые могут способствовать развитию умственной отсталости у детей без органической патологии.

    Медикаментозные средства.

    Возможности медикаментозной терапии в предупреждении или лечении умственной отсталости весьма ограниченны. Хорошо изучена эффективность гормонов щитовидной железы при кретинизме: назначение их в раннем возрасте обычно предупреждает развитие как физических аномалий, так и интеллектуальных нарушений. По некоторым данным, гормоны щитовидной железы оказывают благоприятный эффект и при синдроме Дауна. В настоящее время исследуются и другие варианты гормональной терапии, однако все они находятся в стадии разработки. При фенилкетонурии определенное улучшение может быть достигнуто длительным соблюдением диеты, основанной на исключении фенилаланина. Проводимые биохимические исследования открывают все бóльшие возможности для предупреждения последствий подобных метаболических расстройств, например путем своевременного назначения веществ, не синтезирующихся в организме из-за генетического дефекта.

    Проведены испытания препарата глутаминовой кислоты, предложенного для лечения детей с умственной отсталостью. Полагают, что эта кислота – одна из незаменимых аминокислот, входящих в состав белков, – может улучшать интеллектуальные функции, влияя на метаболизм мозга. Некоторые экспериментаторы отмечают значительное увеличение среднего IQ умственно отсталых детей, длительно принимавших глутаминовую кислоту. Однако другие исследователи не подтверждают эти результаты. Но даже при положительном результате не ясно, связан ли он со специфическим биохимическим действием глутаминовой кислоты на мозг или с неспецифическим эффектом общего оздоровления организма и повышением активности детей. Значительный долгосрочный эффект удается получить, предупреждая развитие дефицита питательных веществ во внутриутробном периоде. В одном из исследований матерям, страдавшим в силу социально-экономических причин хронической недостаточностью питания, назначались во время беременности и кормления тиамин и другие витамины. Это улучшало интеллектуальное развитие их детей: в возрасте трех и четырех лет они имели существенно более высокий IQ по данным теста Станфорд–Бине, чем дети матерей, не получавших витамины.

    Тренинг (научение) – важная часть программ лечения умственно отсталых, и его значение постоянно возрастает. Научение может проводиться в психиатрических учреждениях, специализированных школах, в домашних условиях – под контролем специально подготовленных учителей. При тяжелой умственной отсталости ребенку прививают умение обслуживать себя, координировать движения, распознавать внешние стимулы, а также прочие простые навыки, необходимые в повседневной жизни. Ввиду частых речевых расстройств большое внимание в таких программах уделяется речевому обучению. В менее тяжелых случаях детям преподают элементарные знания и обучают трудовым навыкам. Некоторые специализированные школы имеют дошкольные отделения для подготовки умственно отсталых детей к поступлению в обычную или специализированную школу.

    Длительное наблюдение за умственно отсталыми лицами, получившими образование в специализированных школах или прошедшими реабилитацию в психиатрических учреждениях, выявляет неплохие результаты: большинство этих лиц в профессиональном и социальном плане адаптированы к жизни; многие приобретают бытовую самостоятельность и находят стабильную работу; повторные тестирования показывают значительный рост IQ по сравнению с первоначальным значением. Кроме того, по данным обследования, у детей таких лиц разброс результатов IQ оказался примерно таким же, как и среди остального населения, а средняя величина лишь ненамного ниже 100.

    Психотерапия.

    Все большее внимание привлекают возможности психотерапии умственно отсталых лиц. Хотя эта отсталость сама по себе не связана с неврозами или психозами, страдающие ею подвержены психологическим расстройствам в неменьшей степени, чем здоровые. Более того, у некоторых больных разочарование, связанное со их ограниченными возможностями, порождает тревогу и агрессивное поведение. Попытки использования некоторых форм психотерапии в стационарах для умственно отсталых дали обнадеживающие результаты. С учетом плохого речевого развития большинства умственно отсталых лиц могут быть полезны невербальные методы общения, включая рисование пальцами (смывающимися красками) и моделирование. Трудовая терапия – обязательная часть образовательных программ. Групповая психотерапия с ролевыми играми и совместным обсуждением проблем также находит некоторое применение в стационарных условиях. См. также ИНТЕЛЛЕКТ.

    www.krugosvet.ru