Схема факторов стресса

Стресс (что такое, причины, степени)

Что такое стресс? Каковы причины и физиологические механизмы его развития? Какие степени выделяют врачи? Обо всем об этом речь пойдет ниже.

Что такое стресс?

Стресс — это нервно-психическое напряжение, суть которого заключается в адаптации организма к меняющимся условиям среды (положительное значение). Чрезмерное воздействие среды ведет к дезадаптации и возникновению болезней (отрицательное значение).

Физиологические механизмы стресса

Вся жизнь человека, любая его деятельность эмоционально окрашены. Все поступки имеют целью приспособление организма к условиям внешней среды, запросам внутренней среды организма и удовлетворение потребностей. Схематически механизмы поведенческой реакции можно представить следующим образом:

раздражение, идущее из внешней или внутренней среды организма ⇒ эмоционально окрашенное (приятное или неприятное) ощущение ⇒ осознанное корой головного мозга ощущение в виде потребности.

Жизненно важная потребность приводит к активации таламогипоталамической области и развитию эмоционального возбуждения, при котором в коре головного мозга формируется доминирующая мотивация, поддерживающая возбуждение в подкорковых образованиях. Очаг возбуждения в подкорке усиливает вызванное потребностью возбуждение в коре, что в совокупности формирует эмоциональную реакцию. Биологический смысл эмоционального возбуждения состоит в подготовке организма, связанной со стремлением удовлетворить потребности, и включает в себя мобилизацию энергетических ресурсов организма и активацию функциональных систем, обеспечивающих оптимальные условия адаптации организма.

Стрессы и потребности

Несмотря на то что общепризнанна ключевая роль потребностей, как причины стресса, пока отсутствует общепринятая классификация потребностей человека. Все потребности человека можно разделить на:

  • внутренние, исходящие из внутренней среды организма,
  • внешние.
  • Внутренние потребности в свою очередь можно разделить на:

  • естественные (голод, жажда, ощущение холода и др.);
  • патологические, связанные с болезнью потребности.
  • На внутренних (особенно связанных с болезнью) потребностях останавливаться мы не будем, так как они в значительно меньшей степени зависят от человека, чем внешние потребности.

    Внешние потребности

    Внешние потребности делят на:

  • материальные,
  • духовные.
  • Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями. Неудовлетворенная потребность приводит к проявлению отрицательных эмоций. Удовлетворению желания могут мешать различные внешние причины. Препятствовать удовлетворению потребности могут воспитанные в человеке нормы поведения.

    Набор потребностей сугубо индивидуален, причем одна из основных характеристик личности — направленность потребностей. Чем богаче духовный мир человека, тем больше представлены духовные потребности и тем меньше вероятность возникновения правонарушений, нарушения норм общественной морали, потребления наркотиков и алкоголя, а в итоге — меньше отрицательных влияний на здоровье человека.

    Выраженные эмоциональные реакции возникают при нарушении сбалансированности системы «человек-среда», когда нарушается сложившаяся система удовлетворения потребностей или повышается вероятность этого нарушения. Значение такой ситуации для возникновения эмоционального возбуждения будет тем больше и резче, чем больше необычность ситуации (то есть степень различия между прежними и новыми условиями среды). Все это приводит к появлению тревоги, которая может рассматриваться как одно из проявлений психического стресса.

    Эмоциональное возбуждение и эмоциональная реакция формируют нервно-психическое напряжение, вызывающее у здорового человека активную реакцию, при которой собраны все силы для выхода из создавшейся ситуации, поведение целенаправленно, мобилизованы все системы жизнеобеспечения организма. Пассивная реакция на воздействия внешней среды, отказ от поиска выхода из конфликтной ситуации, гасит состояние физической и нервной готовности к активной деятельности, что при повторении такой ситуации сопровождается уменьшением резервов организма.

    Причины стресса

    Среди наиболее частых причин стресса с развитием впоследствии у значительной части лиц соматической патологии нужно отметить следующее. Причиной нервно-психического напряжения может быть появление значительных или скопление в одно время менее значительных событий и перемен в жизни, которые оказывают существенное влияние на образ жизни человека и меняют его. Это чувство ответственности за выполнение определенных заданий, за безопасность и здоровье других людей, опасения в отношении негативных последствий выполненной работы, так называемое «давление работы».

    К возникновению стресса и различных психосоматических заболеваний могут приводить состояние неопределенности, угрожающие жизни ситуации и другие виды серьезных психических страданий, связанных, в частности, с выполнением не свойственной данному человеку роли, или когда человек своим образованием и воспитанием не подготовлен к требованиям, предъявляемым ему сложившейся жизненной ситуацией. С.X. Хайдарлиу приводит ряд причин возникновения стресса на производстве:

  • изменение профиля работы,
  • уход с работы,
  • большие изменения в графике работы,
  • высокая ответственность,
  • снижение ответственности,
  • неприятности с начальником,
  • неприятности с коллегами,
  • отсутствие работы больше одного месяца.
  • Неспецифическое действие шума может вызвать нервно-психическое напряжение, при этом повышается риск возникновения артериальной гипертензии. В шумных работах более высок уровень невротических заболеваний.

    Стадии стресса

    Выделяют три стадии стресса по Селье:

    • стадию тревоги,
    • стадию резистентности (или адаптации),
    • стадию истощения.
    • Для стадии тревоги Ганс Селье считал характерным уменьшение размеров вилочковой железы (тимуса) и других лимфоидных органов, эозинопения, язвообразование в ЖКТ и т.д.

      Совершенно иные изменения наблюдаются в стадии резистентности: увеличивается масса надпочечников, в них вновь появляются гранулы жира, нормализуются водный и минеральный обмены. Если раздражитель слабый, то стадия резистентности может продолжаться длительный срок, организм постепенно адаптируется, приобретаются новые свойства.

      Если раздражитель сильный, действует длительное время и адаптации организма к этим новым условиям не наступает, развивается стадия истощения, которая сходна со стадией тревоги, но выражена более значительно и может закончиться смертью подвергшегося стрессу человека.

      Степени стресса

      Влияние нервно-психического напряжения на состояние человека зависит от степени его выраженности. В настоящее время выделяют четыре степени стресса:

    • 1 степень не патогенна; напротив, она тренирует, закаляет.
    • 2 степень тоже полезна, но при условии, если при этом нервно-психическое напряжение заканчивается разрядкой.
    • 3 степень несомненно вредна, так как вызывает угнетение.
    • 4 степень является патологическим состоянием и сопровождается болезнью.
    • Механизмы развития и причины стресса изучались многими специалистами, в частности Т.А. Немчиным, наиболее полно анализирующим эту важную проблему.

      Для выявления самых существенных признаков стресса на протяжении 3 лет Т.А. Немчиным было проведено 6 серий исследований с предъявлением каждому из 700 испытуемых (500 здоровых и 200 больных неврозами) списка с просьбой указать, какие признаки характерны для его состояния. Из 120 признаков нервно-психического напряжения систематически выбиралось лишь 30 признаков, которые и были признаны наиболее информативными для характеристики этого состояния. По данным частотного и факторного анализов, наиболее важными оказались те, что отражают изменения в психических процессах (во внимании, в памяти, мышлении, координации движения и волевых качествах личности), а также изменения в состоянии наиболее важных систем организма, обеспечивающих его энергетический баланс (сердечно-сосудистой и терморегулирующей).

      Стресс 1 степени

      Результаты исследований Т.А. Немчина показали, что слабый стресс (1 степени) не сопровождается существенными сдвигами в характеристиках познавательной деятельности, а это свидетельствует об отсутствии выраженной мобилизации психики испытуемых в сложной ситуации. Характеристики ориентировочной реакции и электроэнцефалографии у здоровых испытуемых при слабом нервно-психическом напряжении практически не отличаются от нормальных. Гемодинамические и температурные характеристики совпадают с нормальными или близки им.

      Стресс 2 степени

      При умеренном стрессе (2 степени) отмечены значительные, статистически достоверные сдвиги в сторону повышения продуктивности познавательной деятельности. Возросли объем, устойчивость, концентрация и продуктивность внимания при снижении его переключаемости. У лиц старше 30 лет рост продуктивности был значительнее, чем у молодых. У мужчин эти процессы выражены сильнее, чем у женщин. Показатели логического и конструктивного мышления при стрессе 2 степени также достоверно выше, чем при 1 степени. Одновременно улучшается координация движений и возрастает волевое усилие. Мобилизация психомоторной сферы при нервно-психическом напряжении 2 степени обеспечивается усилением регуляторной роли доминантного, левого полушария головного мозга и снижением вариативности психомоторных характеристик. Значительно сокращается скрытый период ориентировочной реакции, увеличиваются амплитуда и время первого колебания, а также количество колебаний в единицу времени на электроэнцефалограмме. Это свидетельствует об:

    • активизации ориентировочной деятельности,
    • повышении активности глубоких структур мозга,
    • переходе мозга на более высокий уровень функциональной активности,
    • активизации сенсорных процессов,
    • возрастании готовности к приему новой информации.
    • Полученные у здоровых характеристики свидетельствуют о сдвигах в сторону увеличения показателей силы, подвижности и динамичности процесса возбуждения, о более высоком уровне функциональной активности головного мозга, обеспечивающих соответствующую ситуации нейрофизиологическую основу для высокой продуктивности психических процессов и информационной деятельности в целом.

      Одновременно у всех испытуемых значительно увеличиваются частота пульса, минутный объем работы сердца, все виды артериального кровяного давления. Повышаются температура кожи головы, кистей рук и температурный градиент. У молодых испытуемых показатели мобилизации энергоресурсов значительно выше, чем у лиц старшего возраста. В целом энергетические характеристики при стрессе 2 степени возрастают по сравнению с нервно-психическим напряжением 1 степени примерно на 30-35 %, что вполне адекватно тем сложным условиям, которые возникают при нервно-психическом напряжении 2 степени.

      Стресс 3 степени

      Чрезмерный стресс (3 степени) сопровождается дезорганизацией психомоторной деятельности. Статистически достоверно ухудшаются показатели координации движений, волевого усилия, снижаются активность межполушарных регуляторных влияний головного мозга. Ослабевает роль доминантного полушария. Растет вариативность характеристик тремора, координации движений, волевого усилия. Особенно глубокие изменения на всех рассматриваемых уровнях регуляции движений отмечены у больных неврозами и начальной стадией гипертонической болезни.

      Чрезмерное нервно-психическое напряжение у здоровых лиц сопровождается появлением на электроэнцефалограмме элементов, которые можно считать если не патологическими, то пограничными с патологией. К ним относятся:

    • длительное время не затухающие,
    • «спонтанные» колебания гальванограммы,
    • значительное увеличение числа медленных волн,
    • появление парадоксальных реакций на раздражители,
    • снижение способности к адекватному усвоению навязываемых ритмов.
    • То есть при стрессе 3 степени, несмотря на возрастание активности нервных процессов, наблюдаются отчетливые качественные негативные сдвиги, что связано со значительным снижением уровня функциональной активности головного мозга, приводящей к ухудшению качества нейрофизиологической основы психической деятельности. Функциональный уровень некоторых важных показателей гемодинамики и терморегуляции при нервно-психическом напряжении 3 степени существенно снижается. Это относится к:

    • температуре кожи головы,
    • появлению признаков «дистализации» кровоснабжения (скопления крови в конечностях),
    • депонированию энергоресурсов,
    • ослаблению активности регуляции гемодинамики.
    • Эти изменения, вероятно, лежат в основе ухудшения информационной деятельности головного мозга, уменьшения продуктивности психических процессов, дезорганизации психомоторики, снижения рабочих показателей нервных процессов и появления ощущений дискомфорта.

      Суммируя результаты, полученные при исследовании различных степеней стресса, Т.А. Немчин приходит к следующему заключению:

      1. при слабом стрессе (1) имеется недостаточная выраженность мотивов к достижению цели и самой деятельности, при этом отсутствует необходимая стимуляция энергетической системы адаптации;
      2. при умеренном (2) нервно-психическом напряжении отмечается адекватное отражение ситуации, вся система адаптации функционирует оптимально;
      3. при чрезмерном стрессе (3) высокий уровень мотивации к достижению цели сочетается со значительным снижением адаптированности к сложным условиям.

      Именно чрезмерное нервно-психическое напряжение, особенно повторно возникающий, формирует различные нервно-психические и соматические заболевания (смотрите схему выше).

      Факторы стресса

      Выраженность стресса, перспективы сохранения его «нормального» диапазона определяются не столько абсолютными характеристиками требований, предъявляемых ситуацией к субъекту, сколько наличием возможности человека, его адаптационной системы, и в первую очередь его психических потенциалов, адекватно реагировать на предъявленные требования.

      Личностные факторы стресса

      На формирование личности оказывают влияние наследственные, генетически детерминированные факторы, включая воспитание, условия микроокружения, быта и др. Способности человека зависят от социальных условий и наследственных задатков, а темперамент, динамические характеристики поведения человека в наибольшей степени связаны с генетически запрограммированными особенностями: типом нервной деятельности и свойствами эндокринной системы. Становление личностных особенностей человека как стойких форм поведения протекает на протяжении длительного времени, с раннего детства, и включает тесное сочетание социальных норм, привычек с нейроэндокринными особенностями.

      Связь личностных факторов человека с реакциями на воздействия внешней среды, интенсивностью нервно-психического напряжения, возникающего под влиянием этих воздействий, и с возникновением впоследствии различных заболеваний наиболее ярко прослеживается на примере ишемической болезни сердца. Многими исследователями отмечено, что среди больных ишемической болезнью сердца преобладают лица с поведением по типу А. Для этих людей характерны чрезмерное честолюбие, соперничество, агрессивность, стремление достичь успеха любой ценой, постоянное ощущение нехватки времени. Человек с поведением типа А отличается громкой, быстрой речью, короткими, с признаками соперничества ответами на вопросы. Поведение типа А считается проявлением общего повышенного уровня возбуждения в центральной нервной системе. Для таких людей характерен 3 тип стресса, вызванного подчас незначительными стимулами.

      Повышение уровня нервно-психического возбуждения в центральной нервной системе имеет постоянный характер, и причины его полностью неясны. Возможно, к этому имеется врожденная склонность, несомненно влияние на формирование поведения типа А воспитания, условий жизни и микросоциального окружения.

      Физиологические факторы стресса

      Поведение человека, физиологические реакции на раздражители, степень стресса, вызванного раздражителями, зависят от очень многих факторов, в том числе и от функционального состояния нервной системы, от эмоциональной реакции, от аффектов и настроений, которые вызывают эти раздражители. Возможно несколько вариантов реагирования:

    • когда человек отказывается от умственного анализа ситуации и позволяет увлечь себя чувствам и переживаниям;
    • когда действие на психику раздражителя так велико, что происходит притупление способности осуществлять контроль разума над состоянием — и человек перестает отличать представления от действительности и погружается в мечты;
    • когда возникают сильные эмоциональные реакции, чувство страха, горя, ненависти или радости и восторга, хотя в глубине души происходит осознание того, что реакция, которую он внутренне переживает, не адекватна раздражителям и не является разумной и правильной.
    • Все эти психические процессы, зависящие от личностных особенностей и воздействий внешней среды, влияют не только на поведение человека, но и на различные физиологические функции его организма и могут вызывать значительные изменения в жизненных процессах, протекающих в различных органах и тканях.

      Социальные факторы стресса

      Психологическая адаптация, степень выраженности стресса в ответ на воздействия внешней среды сильно зависят от тех социальных условий, которые характерны для человека (семейные отношения, устроенность быта, материальное обеспечение, образование, производственные отношения и т. д.). В неблагополучных семьях гораздо чаще возникают условия для нарушения здоровья, чем в благополучных (смотрите таблицу выше). Нарушения психической адаптации отмечаются значительно чаще при конфликтных межличностных отношениях в семье или на производстве, при затруднениях в построении неформального общения.

      Вероятность этих нарушений увеличивается, если ухудшение микросоциального взаимодействия имеется во всех сферах, особенно при сочетании конфликтных отношений в семье и на производстве.

      newvrach.ru

      1.2.2. Особенности психологического стресса

      1.2.2. Особенности психологического стресса

      Психологический стресс в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится @@@@@21, 23#####. В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порой вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

      Другая особенность психологического стресса – существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации @@@@@4#####. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций @@@@@16#####.

      Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.

      Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?» Если ответ «Да» – это биологический стресс, если «Нет» – психологический.

      Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом.

      Таблица 1. (Окончание).

      Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

      В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

      Таблица 2. Субъективные факторы, влияющие на уровень стресса.

      Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).

      Рис. 4. Механизмы формирования психологического стресса.

      psy.wikireading.ru

      Стресс и его последствия для человека. Часть 1.

      Стресс и его последствия для человека

      Стресс стал элементом жизнедеятельности всей популяции на земле независимо от пола, возраста, профессии и состояния здоровья.

      Не так просто дать определение стрессу, как это кажется с первого взгляда. Стресс обычно представляет собой уникальный индивидуальный опыт. Некоторые люди могут описать стресс как конфликт с начальством или большие нагрузки на работе. Другие — как эмоции тревоги и напряжения, или как головную и мышечную боль или бессоницу. При этом существует один общий фактор: стресс чаще всего носит негативную окраску.

      В современном понимании Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) – это многозначное понятие, включающее четыре основных значения: стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку; стресс как реакция на определенное событие (стрессовое переживание); стресс как промежуточный процесс между раздражителем и реакцией на него; стресс как процесс столкновения индивида с окружающим миром.

      Концепция стресса впервые была разработана Гансом Селье в 1936 году. Он провел серию экспериментов на крысах, которые убедительно показали, что в самых различных напряженных ситуациях живой организм реагирует одним и тем же образом, а именно: повышением артериального давления, возрастающим мышечным напряжением, расширением зрачков и повышением гормональной активности. Таким образом тело готовится к ответной реакции на предполагаемую угрозу, от которой необходимо либо убегать, либо нападать (бегство или борьба). Если организм продолжает находится в состоянии “повышенной готовности” длительный период времени, то иммунная система и внутренние органы подвергаются негативному воздействию, что в итоге наносит ущерб человеку.

      На сегодняшний день существуют сотни различных определений стресса. Например, один из наиболее уважаемых современных исследователей стресса Лазарус считает, что термин стресс выражает восприятие людьми предъявляемых к ним требований:

      Стресс возникает тогда, когда индивидуумы чувстуют, что они не в состоянии справиться с предьявляемыми им требованиями или угрозой для их благополучия

      В другом определении стресса (Daft, 1997) отражается характер человеческой рекции на стресс:

      … стресс как физиологический и эмоциональный ответ на требования, ограничения и вероятность неопределенности или недостатка личного контроля в опасных ситуациях

      Фолкман (Folkman, 1986) рассматривает стресс шире и концентрирует внимание на взаимоотношениях личности и окружающей его средой:

      Стресс – это уровень взаимодействия между личностью и окружающей средой, который оценивается личностью как превышающий ее (личности) ресурсы и создающий угрозу благополучию.

      Данное определение стресса в наибольшей степени распространяется на людей работающих в условиях повышенных требований производственной среды, для выполнения которых личностных ресурсов часто бывает недостаточно.

      Стресс неизбежен и все люди испытывают стресс. Более того, зачастую эффект стресса проявляется в том, что человек чувствует, что не может контролировать его и это приводит к нарушению баланса организма — гомеостаза (Гомеостаз: от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) — процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма выделяют нервно–психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

      Вместе с тем, существуют индивидуальные различия переживания стресса разными людьми. Влияние определенных стрессоров (источников стресса) на человека в существенной степени может регламентироваться культурой и политикой организации. Конкретная организация скорее всего будет рассматривать значение стресса в соответствии с ее интересами. Например, руководство судоходной компании может относить некторых работников к менее надежным и выносливым, чем другие, потому что степень их совладания со стрессом неудовлетворительная. Научные исследования экипажей судов в период рейсов показали, что в среднем уже через 3 месяца плавания у большинства моряков отмечаются различные симптомы стресса.

      Позитивный и негативный стресс

      В целом, люди склонны соотносить стресс с негативными последствиями. Однако некоторые, напротив, чувствуют, что стрессы необходимы им для наилучшей производительности. Примером позитивного стресса может служить такое волнующее переживание, которое сравнимо с состоянием, когда человек получает в наследство огромную сумму денег, или неожиданное повышение по службе, или приз. Такой позитивный стресс может служить хорошим стимулом и внести опеределенный вклад в здоровое функционирование человека. Позитивный стресс теоретически соотносится с понятием “эустресс”, которое было предложено Гансом Селье для обозначения такого результата стресса, когда полученный опыт может быть мотивирующим фактором и способствовать развитию и становлению личности. “Хороший стресс” может также служить для формирования уверенности в себе и такие люди чувствуют, что могут контролировать ситуацию, и имеют достаточно личностных ресурсов и способностей для совладания со сложными ситуациями и повышенными требованиями окружающей среды. Если говорить о профессиональной деятельности судоводителя, то примером такого позитивного стресса может быть опыт удачного совладания с психоэмоциональным напряжением в условиях сложной навигационной обстановки, когда от судоводителя потребовалось эвристическое решение, принятие на себя оправданного риска или спасение людей и судна в аварийной ситуации.

      Следует, однако, отметить, что одинаковый по силе и источнику стресс может для одного человека стать позитивным опытом, а для другого – негативным, так как среди людей существуют индивидуальные различия степени устойчивости к стрессу. Так как устойчивость к стрессу в определенной степени является тренируемым качеством, для профессий с высоким уровнем психоэмоционального напряжения обучение специалистов методам и приемам совладания со стрессом является необходимым элементом подготовки к профессиональной деятельности.

      Негативный стресс также обозначается словом “дисстресс” (по Селье). Это такое переживание стрессового события, которое сопровождается чувством утраты, неудачи, ошушением выполняемой работы как слишком тяжелой или слишком длительной, переживанием критики и/или потери контроля. Все люди время от времени испытывают состояние дистресса. В этом состоянии человек обычно чувствует, что способность справляться с испытываемым напряжением достигла своего предела. Дистресс означает, что индивидуально уровень стресса воспринимается человеком как слишком высокий и влияет на него негативно и губительно. Обычно состояние дистресса сопровождается снижением продуктивности и надежности в работе.

      Негативное влияние стресса проявляется на всех уровнях жизнедеятельности человека: физиологическом, психологическом и поведенческом (рис.1). Физиологические симтомы, например, головная боль, тошнота, нарушения аппетита и/или сна, — чаще всего могут служить сигналами о нарушении баланса организма в результате стресса. Резкое изменение в поведении также может быть результатом влияния стресса, например, избегание общения с окружающими, значительное увеличение выкуриваемых сигарет или принятого алкоголя. Потенциальную угрозу для безопасности деятельности могут представлять собой такие когнитивные (психологические) симптомы-последствия стресса, как снижение уровня внимания и памяти, способности к творческому мышлению и прнятию решений.

      Рис. 1. Следствия стресса.

      Острый и хронический стресс

      Пожалуй каждому, хотя бы раз в жизни, приходилось испытывать однократную бессоницу в результате очень сильных переживаний, или кратковременно пребывать в подавленном, депрессивном настроении, или временно потерять аппетит. Как правило, такие последствия натупают в результате явного стрессового события или чрезмерного эмоционального напряжения и обычно характерны для острого стресса. Однако наибольшую опасность для здоровья человека представляет хронический стресс, когда его симптомы приобретают характер привычного неудовлетворительного самочувствия.

      Психофизиологические симптомы острого и хронического стресса разнообразны, но во многом сходны: тревога и постоянная раздражительность, бессонница, ощущение боли и сдавливания в затылке, шее, животе, спине, а также в области грудной клетки, глазных яблок, обильное потоотделение, одышка, тошнота, физическое беспокойство (неусидчивость либо наоборот), чувство страха, понижение, либо повышение половой потенции.

      Способы преодоления последствий хронического стресса разнообразны, но люди чаще используют неэффективные меры, которые позволяют достичь временного облегчения с последующим утяжелением послестрессовых адаптационных расстройств — употребление алкоголя, транквилизаторов, снотворных и седативных препаратов с последующим развитием зависимости от них. В результате длительного хронического стресса могут развиваться тяжелые формы соматических и психических заболеваний, а также профессиональное “выгорание” (потеря интереса к своей работе вплоть до невозможности продолжать работать). По данным медицинской статистики у моряков такие “болезни стресса”, как заболевания желудочно-кишечного тракта и сардечно-сосудистой системы, встречаются значительно чаще чем среди работников на берегу.

      Серьезные последствия для психического здоровья могут быть спровоцированы так называемым травматическим стрессом, когда ситуация вызывает реакцию чрезмерной силы, превышает адаптационные, психологические и физические возможности человека и приносит душевную боль и страдания. Гибель людей, серьезные аварии, катасрофы, нападения пиратов — являются потенциальными источниками развития психологичнской травмы у отдельных лиц. В случае психологической травмы необходима помощь специалиста, так как собственных ресурсов для ее преодоления в большинстве случаев бывает недостаточно.

      Современные концепции психологического стресса

      Вслед за Селье, традиционно выделяют три стадии развития стресса:

      1. Стадия тревоги (мобилизации) — возникает с началом воздействия стрессора и сопровождается рядом характерных физиологических изменений: у человека учащается дыхание, несколько поднимается давление, повышается пульс. Изменяются и психические функции: усиливается возбуждение, все внимание концентрируется на раздражителе, проявляется повышенный личностный контроль ситуации. Все вместе призвано мобилизовать защитные возможности организма и механизмы саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.

      2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает в случае, если вызвавший стресс фактор продолжает действовать. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Защищаясь от стресса организм «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы организма.

      3. Стадия истощения (дезорганизации). Если раздражитель продолжает действовать, то происходит уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма. Стресс «захватывает» человека и может привести его к болезни и/или нарушению эффективной работоспособности.

      Современные концепции о стрессе, получившие развитие в результате усилий ученых разных стран мира, значительно расширяют представления о роли личности и социальной среды в развитии стресса у человека. Успешное совладание со стрессом, или копинг (от англ. cope — преодолевать, совладать), в большой степени зависит от наличия ресурсов личности, таких, как: жизненные и профессиональные навыки, предыдущий успех в совладании со стрессорами, здоровье и выносливость, оптимизм, уверернность в себе и чувство контроля над ситуацией, настойчивость и упорство, принятие на себя ответственности. К внешним ресурсам в стрессовых ситуациях, прежде всего, относится доступность социальной поддержки.

      Согласно транзактной модели Лазаруса (Lasarus, ) переживание и последствия стресса определяются когнитивной оценкой возникшей ситуации человеком. Если при воздействии внешнего или внутреннего фактора у человека формируется оценка ситуации “Опасно” в сочетании с возникающими негативными эмоциями, происходит “запуск” механизмов стресса (рис.2). При успешной мобилизации и достаточных ресурсах человек справляется со стрессом. В некотрых случаях, когда стресс-фактор субъективно оценивается как опасный, угрожающий, вероятно развитие повторного стресса в результате этой угрозы даже после прекращения воздействия фактора, но стрессором уже будет являтся само по себе представление (мысли) об опасности. Таким образом, стресс может продолжать свое действие по принципу спирали, каждый раз запуская новый цикл.

      Рис.2. Схема развития стресса согласно когнитивной модели.

      Поскольку в одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной степени, а другие в этих же условиях не видят её вовсе, то и стресс, и его степень у каждого свои. Можно привести множество примеров из морской практики, когда переживание судоводителем ошибки, приведшей к морскому инциденту без серьезных последствий, по своей силе оказывалось значительно превышающим реальную опасность для этого конкретного человека. Негативное мышление и ошибочные суждения в ситуациях стресса могут в значительной степени усилить стресс и снизить успешность совладания с ним. К таким ошибкам мышления психологи относят, например, чувство собственной неадекватности или беспокойство о реакциях окружающих.

      Если вы допустили ошибку в своей работе, это не означает, что вы плохо выполняете свою работу вообще

      Навыки когнитивной оценки ситуации крайне важны и также могут быть мощным внутренним ресурсом устойчивости к стрессовым воздействиям.

      Модель стресса “Four Ways” Вильямс (Williams, 1994) описывает взаимодействие факторов стресса и ресурсов конкретной личности, результатом которого может стать позитивный либо негативный эффект стресса. Как показано на рис.3.1, необходимый баланс и устойчивость личности в стрессовых ситуациях зависит от соотношения силы источников стресса и успешности механизмов совладения с ним.

      .

      Рис. 3.1. Модель стресса “Four Ways”

      Рис. 3.2. иллюстрирует, что чем большее давление оказывает источник стресса на личность в соотношении с ее доступными ресурсами, тем более выражен негативный эффект.

      Рис. 3.2. Модель стресса “Four Ways”

      Если же механизмы совладания “перевешивают” (рис. 3.3.), т.е. оказываются эффективными по отношению к источнику стресса, то в результате следует позитивный эффект стресса, который закрепляется как успешный опыт и может пополнить запас личностных ресурсов человека для наилучшего преодоления стрессовых ситуаций в будущем.

      Рис. 3.3. Модель стресса “Four Ways”

      В то время как источники стресса и механизмы совладания с ним являются двумя противоборствующими силами, личность является ключевым фактором данной модели, который и определяет конечный результат копинга – с позитивным либо негативным эффектом. Интегральным показателем способности личности справляться с высокими уровнями психоэмоционального напряжения и адаптироваться к повышенным требованиям окружающей среды является стрессоустойчивость.

      Стрессоустойчивость признана профессионально важным качеством для специалистов опасных и операторских профессий, в том числе и для судоводителей и пилотов. Уровень профессиональной стрессоустойчивости человека-оператора зависит как от его индивидуально-типологических и психофизиологических свойств, так и от его профессиональной компетенции и опыта, здорового образа жизни и привычек, в также овладения навыками управления стрессом.

      www.b17.ru