Шизофрения курсовая работа

Шизофрения и ее лечение

Психологические особенности проявления, диагностирования и классификации шизофрении в психологической и медицинской практике, в книгах Е.Ф. Торри, Д. Робитсчеру и других. Этиология шизофрении, её симптомы, формы, проблематика понимания и лечения.

Подобные документы

Определение понятия шизофрения. Основные симптомы и формы шизофрении. Современные методы лечения и усовершенствование способов диагностики. Дезинтеграция процессов мышления и изменения эмоциональной сферы. Основные клинические проявления шизофрении.

реферат, добавлен 21.12.2017

Основные симптомы расщепления, характерные для клинической картины шизофрении. Классификация шизофрении по клинико-динамическим критериям и течению болезни. Особенности протекания параноидной, кататонической, гебефренической и простой форм шизофрении.

контрольная работа, добавлен 26.06.2013

Исторические корни и основные клинические варианты шизофрении. Классификации бредовых и галлюцинаторных состояний. Основы патопсихологии шизофрении. Изменение внутреннего «Я» и схемы тела. Психологические особенности и симптоматика больного шизофренией.

реферат, добавлен 27.01.2010

Определение термина «шизофрения», распространенность и риски развития болезни у человека. Клинические проявления шизофрении, ее виды: параноидная, резидуальная, гебефренная и др. Гебефренический тип дефекта у подростков. Диагностика и лечение болезни.

реферат, добавлен 24.09.2015

Общая симптоматика, характерная при шизофрении. Этиология и особенности течения данного заболевания, типы и формы: гебефреническая, кататоническая и простая. Специфика протекания шизофрении у детей и подростков, анализ последствий и подходы к лечению.

реферат, добавлен 24.01.2018

Сущность и общая характеристика шизофрении как распространенного психического заболевания, ее этиология и патогенез, предпосылки развития. Диагностика и патологическая анатомия, существующие клинические формы. Принципы лечения и направления профилактики.

реферат, добавлен 19.01.2014

Характеристика серьезного заболевания, вызывающего тяжелые изменения в психике с характером упадка и деградации. Рассмотрение этиологии и патогенеза шизофрении. Обзор общей клинической характеристики. Оценка типов течения и основных форм шизофрении.

контрольная работа, добавлен 12.09.2016

История изучения психозов. Классификация и психопатологические критерии шизофрении. Изучение современных представлений об этиологии и патогенезе заболевания (биологические теории и психогенез). Психологические и клинические проявления у больных.

контрольная работа, добавлен 19.10.2009

Клинические проявления и симптомы простой формы шизофрении. Последовательность развития бредового варианта параноидальной шизофрении. Основные нарушения психической сферы у больных. Повышенная их склонность к актуализации «латентных» свойств предметов.

курсовая работа, добавлен 01.12.2014

Характерные признаки шизофрении. Причины возникновения данного психического расстройства. Основные средства и современные методы лечения шизофрении. Правила поведения и общения для членов семьи больного. Улучшение состояния пациентов как итог лечения.

allbest.ru

Шизофрения (12)

Это хроническое прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся нарастающей диссоциацией (расщеплением) психических функций с образованием своеобразного дефекта.

Заболеваемость от 0,4 до 1,2 на 1000 населения. Эти цифры поддерживаются на одном уровне постоянно.

Достоверных половых отличий в заболеваемости нет. Однако, непрерывно текущие и злокачественные формы чаще встречаются у мужчин. Приступообразными вариантами шизофрении чаще болеют женщины.

Заболеваемость в возрасте до 7 лет в три раза выше у мальчиков, чем у девочек. В подростковом возрасте заболеваемость одинаковая. В инволюционном возрасте чаще заболевают женщины.

Пик заболеваемости падает на возрастной период 15 — 30 лет.

1852 г. Морель описал понятие dementia praecox (раннее слабоумие). Это состояние быстро нарастающего слабоумия при некоторых психозах, возникающих в юношеском возрасте. Морель рассматривал это состояние в рамках теории дегенерации. Морель избрал описательный, а не нозологический подход к dementia praecox.

1863 г. Кальбаум описал кататонические психозы.

1874 г. Ученик Кальбаума — Геккер описал гебефрению.

1882 г. В.Х. Кандинский описывает идиофрению.

1891 г. С.С. Корсаков выделил остро возникающий психоз под названием дизнойя.

1891 г. Маньян описывает хронические бредовые психозы с исходом в своеобразное слабоумие.

1898 г. Э. Крепелин проанализировал все эти заболевания и выделил особое заболевание — dementia praecox с характерными чертами:

начало в детском и подростковом возрасте.

непременный исход в слабоумие.

1911 г. Э. Блейлер использовал психологический подход к изучению больных dementia praecox и выявил некоторые особенности их психической жизни, которые встречаются в подавляющем большинстве случаев. К наиболее типичным проявлениям расщепления Э. Блейлер относил аутизм, амбивалентность, амбитендентность, дереализацию, деперсонализацию, шперрунг.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ

При шизофрении встречаются подавляющее большинство симптомов и синдромов, описанных в общей психопатологии. Таким образом, будет конструктивным перечислить те симптомы и синдромы, которые не относятся к клинике шизофрении.

Больные шизофренией, не получившие лечения, проявляют ряд симптомов, которые можно определить как крайняя неадекватность в повседневной жизни (личной и общественной). Среди симптомов можно упомянуть:

Бред (величия, преследования и проч.). Бредовые мысли называются бредовыми, когда невозможно в обычной беседе опровергнуть эти мысли (я Наполеон, меня преследует КГБ, марсиане и т.д.).

Невозможность создать близкие, дружественные, интимные и рабочие отношения.

Эмоциональная «тупость», т.е. отсутствие эмпатии.

Невозможность организовать повседневную жизнь (работа, учёба, семья и т.д.)

Психоорганический синдром (включая расстройства памяти, состояния интеллектуального недоразвития, состояния врожденного и приобретенного слабоумия).

Синдромы расстройств сознания за исключением онейроидного помрачения сознания (потеря различения реальности в фантазии).

Классификация В.А. Снежневского (расширительная концепция шизофрении).

В основу классификации положен тип течения заболевания.

Снежневский выделяет три типа течения шизофрении:

Непрерывный тип течения.

Приступообразно-прогредиентный или шубообразный тип течения.

Периодический (рекуррентный, возвратный) тип течения.

Наиболее благоприятный тип течения — периодический. Наиболее тяжелый непрерывный тип течения (ядерные формы). При приступообразных типах течения возможны спонтанные ремиссии. При непрерывном типе течения возможны только лекарственные ремиссии, необходима постоянная терапия. В случае отмены лечения симптоматика вновь обостряется.

Простая форма (психопатоподобная).

Начало в 13-17 лет. На первый план выступают изменения личности. За короткий срок теряется личностная индивидуальность. Быстро наступает падение работоспособности. Подростки начинают больше времени тратить на выполнение домашних заданий, но большого эффекта это не приносит. Часто врачи и педагоги объясняют это пубертатным сдвигом, но в дальнейшем больные совсем не могут учиться. Академические отпуска не дают результата. Иногда такие больные начинают увлекаться каким-нибудь делом (синдром несвойственных увлечений) или разработкой абстрактных проблем (синдром философской интоксикации). Все эти увлечения оказываются непродуктивными. Больной ничего не усваивает из того, что изучает. Иногда подобные увлечения становятся стереотипными. Например, посещения кино или театра становятся стереотипными. Затем присоединяются эмоциональные расстройства. Больные становятся «чужими» в семье, не имеют с родными никаких связей. Имеет место феномен «дерева и стекала». Часто отмечается грубое психопатоподобное поведение с агрессией, которая направлена, как правило, на ближайших родственников. Собственные поступки не вызывают эмоциональных переживаний. Постепенно больные перестают следить за порядком в жилище, за одеждой. Становятся грязные, запущенные.

Начинается в 13-17 лет с негативных симптомов — изменений личности, падения энергетического потенциала, эмоционального снижения. На фоне этих негативных симптомов развивается гебефренический психоз. Если появляется кататоническая симптоматика, то в виде возбуждения или субступора. Все симптомы не достигают вершины, сглаженные. У таких больных могут быть соматические стигмы — субфебрильная температура тела, землисто-желтый цвет кожи.

Кататоническая форма (люцидная кататония).

Начало наиболее часто в 14-17 лет. На фоне нарастающих изменений личности возникает кататонический психоз часто с мышечным оцепенением, в результате последнего быстро развиваются контрактуры, которые плохо разрабатываются.

Юношеская параноидная шизофрения.

Начинается в 17-18 лет с негативной симптоматики, на фоне которой появляется продуктивная симптоматика — неврозоподобная, психопатоподобная, бредовая и галлюцинаторная.

неврозоподобная симптоматика — наиболее часто это навязчивости. Они разнообразны, быстро и легко меняют свое содержание. Быстро присоединяются ритуалы. Ритуалов становится много, в них начинают вовлекаться другие люди. За тем навязчивости блекнут, дезактуализируются, остаются одни ритуалы.

психопатоподобные расстройства характеризуются склонностью к воровству, алкоголизации, сексуальной распущенности, бродяжничеству. Поведение крайне антисоциально. Больные бездеятельны, воруют деньги у близких, лживы. Иногда внешний облик больного может производить впечатление дурашливого.

Малопрогредиентная (вялотекущая) шизофрения.

Характеризуется незначительной прогредиентностью, небольшим объемом психопатологических нарушений.

При малопрогредиентной шизофрении всегда есть стержневой синдром, который проходит через все заболевание и определяет форму болезни.

Если появляются аффективные расстройства — депрессия или мания, то заболевание следует рассматривать в рамках приступообразно-прогредиентной или периодической шизофрении.

Изменения личности при малопрогредиентной шизофрении не глубокие, нерезко выраженные, не достигают полного дефекта.

Неврозоподобная малопрогредиентная шизофрения — для нее характерно появление навязчивостей и навязчивых страхов — фобий.

Ипохондрическая форма малопрогредиентной шизофрении.

Латентный период характеризуется общим соматическим дискомфортом — слабость, головная боль, какие-то локальные неприятные ощущения. Отмечается непереносимость психических и соматических нагрузок.

Астеническая форма малопрогредиентной шизофрении.

Заболевают определенные личности — астеники. Начинается болезнь с астенических жалоб — раздражительность, слабость, усталость, недомогание. Больные много жалуются на эти явления. На самом деле астении нет, они становятся ригидными, стараются не менять стереотип жизни.

Психопатоподобная форма малопрогредиентной шизофрении.

У таких больных своеобразный почерк, своеобразное мышление — несколько витиеватое, неловкая походка. Движения угловатые. Одежда странная. Встречаются патологические увлечения. У таких больных своеобразный, непонятный для окружающих образ жизни. Постепенно такие больные становятся чудаками.

Паранойяльная форма малопрогредиентной шизофрении.

Характеризуется паранойяльным бредом, система которого со временем расширяется. По фабуле это бред преследования, изобретательства, реформаторства, бред ревности, любовный бред, бред иного происхождения и др.

ЭТИОЛОГИЯ (причина) ШИЗОФРЕНИИ

В настоящее время происхождение шизофренических психозов исследователи связывают с накоплением генетических «поломок» в третьей и пятой парах аутосом(парных хромосом).

Важно помнить, что шизофрению может диагностировать только врач-психиатр.

Как правило, шизофрения проявляется в возрасте 17-25 лет. В более младшем возрасте шизофрения тоже может проявится, но это происходит гораздо реже. В более позднем возрасте шизофрения, как правило, не появляется.

Поэтому так важно прежде всего провести диагностику, чтобы убедиться, что диагноз поставленный пациенту верен и лечение соответсвует заболеванию.

Шизофрения — болезнь генетическая, поэтому, пообщавшись больным, невозможно ею заразиться. Могут быть дополнительные факторы, влияющие на появление шизофрении, как то беременность, протекающая в загрязнённой окружающей среде, агрессия по отношению к беременной женщине и др. Но все эти факторы, лишь дополнение к генетической предрасположенности к шизофрении.

Шизофрения — заболевание хроническое и полное излечение на данном этапе развития психиатрии невозможно, но при правильном лечении шизофрении возможно очень серьезное улучшение качества жизни больного и его семьи.

Наиболее эффективное лечение шизофрении — комплексный подход.

Медикаментозного лечения, дающее успокоительное действие на организм и психику, и позволяющее пациенту вести обычную жизнь.

Параллельно с медикаментозным лечением очень важно дать пациенту когнитивно-поведенческую психотерапию, позволяющую пациенту самореализоваться, жить нормативной жизнью, завязывать дружеские, семейные и рабочие связи.

Поддерживающая психотерапия, психодинамической ориентации, дает пациенту душевную поддержку в его нелегкой жизни в обществе, которое отторгает всех, кто не похож на других, ведет себя иначе, чем обычный человек. Подобное отторжение приводит больного в смятение и нежелание жить в таком обществе.

Сопровождение инструкторов, которые своим собственным примером помогают пациенту развить нужные и адекватные общественные связи.

Инструктаж членов семьи больного шизофренией с целью научить их как взаимодействовать с больным и как помочь ему на его нелегком пути.

Список использованной литературы:

Большой энциклопедический словарь.–2-е изд.,Перераб.и доп. – М.:«Большая Российская энциклопедия»;СПБ.:«Норинт»,2002.–1456 с.: ил.

Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В.Петровский. в 1-м томе. М.:«Советская энциклопедия», 1987 – 704с.

Шизофрения понятие и сущность

Знакомство с шизофренией представляет чрезвычайно большой интерес для врача во многих отношениях. Прежде всего это — самое частое заболевание, так как на него приходится около половины новых поступлений в психиатрические больницы. Оно относится к числу наиболее серьезных заболеваний, вызывающих тяжелые изменения в психике с характером упадка, деградации и в очень многих случаях приводящих к неизлечимым состояниям слабоумия и полной инвалидности. Еще больше приходится считаться с тем обстоятельством, что несмотря на непрекращающуюся за последние десятилетия разработку проблемы этого заболевания, в которой принимали участие выдающиеся ученые разных стран, притом подходившие к нему во всеоружии различных данных клиники, патологической анатомии, серологии, обмена веществ, учение о нем очень далеко от полной определенности и законченности. С этим стоят в связи и большие диагностические трудности. Представляя в исходных состояниях, отчасти при вполне выраженных болезненных явлениях, ясную и легко различимую среди общей массы психозов картину, в легких и начальных случаях шизофрения очень часто дает повод для диагностических ошибок. Этому способствует чрезвычайное разнообразие клинической картины, позволяющее говорить не только о различном течении в отдельных случаях, но и как бы о различных формах этой болезни, подвидах, иногда представляющих как бы самостоятельные заболевания. Положение осложняется тем, что кроме симптомов, имеющих прямое отношение к существу болезни, всегда наблюдается более или менее значительное количество признаков случайного характера, зависящих от различных экзогенных моментов, интоксикации, инфекции и психогении. Эти добавочные этиологические факторы вызывают соответствующие явления особенно в начале болезни, во-первых, потому, что в этом периоде больные остаются еще в прежних условиях жизни и работы, под влиянием прежних неблагоприятных моментов, а во-вторых, нервная система не только не утратила еще пластичности и чувствительности, как то бывает во вполне развитых случаях, но стала еще более ранима благодаря намечающемуся процессу. Между тем эти добавочные и по своему существу Случайные симптомы как раз особенно и затрудняют точное выяснение характера болезни, так как основные признаки шизофрении еще слабо выражены. При таких условиях понятно, что знакомство с сущностью этого заболевания, его клиникой и распознаванием по возможности в ранних стадиях болезни приобретает исключительное значение.

Учение о шизофрении имеет свою очень длинную историю, знание основных этапов которой необходимо для понимания современных к нему подходов.

Схематически можно сказать, что шизофрения в том смысле, который придал учению о ней Блейлер, выросла из так называемого раннего слабоумия Крепелина, а последнее в свою очередь находятся в прямой связи с концепцией Кальбаума о кататонии. Кальбаум в свое время очень много сделал для психиатрии, и кое-что из его достижений не утратило своего значения и в настоящее время. Кататонию, или психоз напряжения, он понимал как особое заболевание, в течение которого наблюдается несколько периодов: возбуждения, спутанности, общего двигательного напряжения и наконец слабоумия. Очень характерными для этой болезни Кальбаум считал те явления, которые дают право говорить именно о кататонии.

Крепелин в своих психиатрических воззрениях стоял на нозологической точке зрения и думал, что каждый психоз представляет некую особую сущность со своим строго определенным патологоанатомическим субстратом, характерной клинической картиной и течением. Психозы с этой точки зрения в своей внутренней сущности строго отделяются друг от друга; отделение это, правда, не всегда легко, что зависит от недостаточности наших знаний, приводящей к увлечению симптоматикой, когда изучение отдельных симптомов нередко мешает видеть истинную сущность болезни. Таким увлечением отдельными признаками было очень широко распространенное в период начала работы Крепелина учение об аменции. Это была сборная группа довольно различных случаев, объединяемых только одним признаком — спутанностью сознания. Естественно, что случаи, характеризовавшиеся наличностью этого признака, представляли очень пеструю картину в смысле симптоматики, течения и исходов. Со стороны Крепелина было большой заслугой сделать попытку создать понятие о психозе на основании не каких-либо случайных признаков, а таких, которые имеют прямое отношение к существу болезни. Изучив большое количество различных психозов, он пришел к убеждению, что для очень многих из них таким объединяющим признаком может считаться исход в слабоумие. Во многих случаях, значительная часть которых относится к аменции в прежнем смысле, уже очень рано несмотря на всю пестроту клинической картины и разнообразие течения могут быть констатированы признаки ослабления интеллекта, которые вначале обычно бывают очень неотчетливы, в дальнейшем все усиливаются и складываются в форму вполне определенного слабоумия. Выделяемому на основании этих критериев заболеванию Крепелин дал название раннего, или преждевременного, слабоумия (Dementia ргаесох). Все разнообразие отдельных случаев по первоначальному предположению создателя нового учения можно уложить в четыре формы: простое слабоумие, гебефреническое, кататоническое и параноидное слабоумие. В дальнейшем число отдельных подвидов, которые можно различать, принимая во внимание течение и исходы, Крепелином было значительно увеличено. Новое учение привлекло всеобщее внимание и было принято очень многими, и притом не только немецкими, психиатрами. Очень сочувственно оно было принято многими и у нас, причем можно было отметить длинный период, когда концепции Крепелина захватывали все большие круги специалистов, хотя всегда имелось и достаточное количество таких, которые очень сдержанно относились к новым взглядам. Смущало то, что совершенно одинаковые по симптоматике картины в одних случаях действительно оканчиваются слабоумием, в других дают полное выздоровление.

Объединение и тех и других в одну болезненную форму, называемую к тому же слабоумием, для многих казалось неприемлемой натяжкой. Особенно сильное сопротивление встретило учение Крепелина во Франции, где очень были распространены концепции Маньяна о так называемых психозах вырождения и хроническом бреде преследования (Delire chronique avec evolution systematique), тем более что большая часть случаев, относимых к этим двум формам, являющимся созданием французской научной психиатрической мысли, Крепелином относятся к тому же раннему слабоумию. При дальнейшей разработке учения о раннем слабоумии, в которой деятельное участие принимали русские психиатры, выяснилось, что наиболее существенным признаком, который имел в виду Крепелин, является не слабоумие как таковое, а своеобразное изменение всей психики, которое Штранский определял как интрапсихическую атаксию, а Блейлер—как расщепление психики, откуда и получилось новое название, ставшее общеупотребительным— шизофрения или схизофрения (греч. раздвояю, расщепляю). Новые концепции в смысле ознакомления с психологией больных этого рода, изучения самой структуры психоза представляют несомненно шаг вперед, но с клинической точки зрения они создали новые затруднения. Расширение рамок болезни привело к включению в нее значительного количества легких форм, нередко таких, по отношению к которым спорным является даже вопрос о наличии душевного расстройства. Это сделало затруднительным отграничение шизофрении не только от других душевных заболеваний, но в от патологических характеров, в особенности от так называемых шизоидных личностей, понятие о которых возникло приблизительно вместе с понятием самой шизофрении. Так как требование снижения интеллект» в собственном смысле в новой концепции отпадает, то часто бывает затруднительно отграничить от некоторых случаев более или менее кратковременных психозов, вызванных какими-либо внешними моментами. Трудность возникает главным образом потому, что и шизофрения может быть вызвана каким-либо внешним моментом и часто в этих случаях как раз нередко дает картину полного выздоровления. При таких условиях трудно бывает решить вопрос, идет ли речь о настоящей шизофрении, хотя и спровоцированной инфекциями, или о симптоматическом психозе, представляющем только внешнее сходство с рассматриваемым психозом. Сложность положения увеличивается еще и потому, что иногда внешние, моменты, обычно при длительном действии, например психическая травматизация, туберкулез, различные инфекции, могут, не давая психоза, привести к значительным изменениям психической личности, едва ли отличимым от того, что представляет шизоид, если не обратить внимания, что последний представляет своеобразную психическую индивидуальность, черты которой можно отметить еще в детстве. Работа психиатрической мысли последнего времени в области изучения шизофрении концентрируется главным образом вокруг вопросов отграничения от симптоматических психозов, от психопатии и в частности от шизоидных психопатов.

Большое внимание уделяется также дальнейшему углублению в психологию больных этого рода, так как первоначальная характеристика Блейлера оказалась слишком грубой и ее можно считать только первым этапом в ознакомлении с психологией шизофрении. Для большинства исследователей психологическая концепция Блейлера представляется вместе с тем слишком широкой. Одной из очередных задач психиатрии в связи с этим является выделение из общей массы шизофрении случаев, по отношению к которым можно говорить о процессе, приводящем к слабоумию, от случаев, кончающихся выздоровлением. Современный подход к изучению сущности этой болезни проходит под знаком отделения истинной шизофрении, в основе которой лежит определенный мозговой процесс, дающий в результате слабоумие, от так сказать шизофренических симптомокомплексов или, как говорят иногда, экзогенных шизофрении. Первые случаи до известной степени соответствуют крепелиновской концепции раннего слабоумия, вторые представляют предмет тщательного изучения психиатров, имеющего целью выяснить точную структуру и те признаки, которые отличают экзогенную шизофрению от собственно шизофрении. Во Франции их называют случаями шизомании, принципиально отделяя от шизофрении. В Германии говорят о шизофреническом типе реакции, о шизоформных реакциях, о симптоматических шизофрениях.

Клиническая характеристика шизофрении

Как видно из сказанного, шизофрения в собственном смысле эндогенное, основывающееся на наследственном предрасположении заболевание, развивающееся обычно извнутри без внешних толчков, характеризующееся общим изменением всей психической личности с характером снижения тонуса, с утратой единства, с внешней стороны проявляющимся в замкнутости, отгороженности от внешнего мира, с тенденцией as снижению интеллекта. Клиническая симптоматика в данном случае чрезвычайно разнообразна. В нее входит почти все, что было изложено в главах, содержащих описание феноменологии психоза вообще. G другой стороны, по отношению к шизофрении, больше чем к какой-либо другой болезни, справедливо, что для характеристики имеет значение не один какой-либо симптом и даже не совокупность их, а так сказать особенности внутреннего сцепления между ними. К проявлениям болезни, как в целом, начиная с вступительных изменений й до исходного слабоумия, так и отдельных ее форм относится очень большое количество симптомов. Но если бы давать подробное й исчерпывающее их изложение с приурочением их к отдельным периодам и болезненным формам, то это было бы только внешнее описание, которое не дало бы представления не только о сущности болезни, но даже и о клинической характеристике. Здесь всего важнее взаимоотношения между отдельными симптомами, а еще больше — соотношения их с общими изменениями личности, которые должны считаться основой всех совершающихся изменений. Каждый симптом приобретает значение только в связи с оценкой общих изменений, развивающихся в психике и изменяющих всю ее структуру. При таких условиях для ознакомления с сущностью шизофрении приобретает особенное значение именно выяснение этих общих изменений всей психической личности, изменение всего психического облика, иными словами изучение психологии шизофрении. Ознакомление с ее особенностями и отличиями как от здоровой психики вообще, так и от того, что представлял больной до заболевания, больше всего может дать для понимания этой болезни. Проникновение в психику больного шизофренией — единственное, что может дать ключ к пониманию как отдельных симптомов, так и совокупности их и поведения больного в целом.

В центре шизофренической психики лежит своеобразное изменение сознания самого «я» и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему. Оно прежде всего характеризуется все больше выступающей замкнутостью в себе, отчуждением от всего остального. При наличии этого аутизма личность больного приобретает все больше значение чего-то самодовлеющего, находящего в самом себе все, что нужно для сохранения известного равновесия, и не нуждающегося в каких бы то ни было возбуждениях со стороны. С внешней стороны этот аутизм выражается в замкнутости, все в большем отчуждении от окружающего с некоторым активным сопротивлением попыткам нарушить со стороны эту замкнутость и вступить в контакт с больным. По внутренним механизмам развития аутизм стоит в связи с другими особенностями шизофренической психики и прежде всего с кардинальным явлением, давшим название всей болезни, — расщеплением психики. Последнее заключается в том, что элементы психики оказываются разрозненными, не объединенными в одно гармоническое целое, а как бы существующими отдельно сами по себе. Это в свою очередь обусловлено ослаблением психической активности, сказывающемся в недостаточной деятельности синтеза и в недостаточной обработке внешних впечатлений.

Когнитивная сфера у больных шизофренией

Московский городской психолого-педагогический университет

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

кафедра клинической психологии и психотерапии

Курсовая работа на тему:

«Когнитивная сфера у больных шизофренией»

Выполнила: студентка группы ПК 2.2

Москва, 2010 год

Глава 1. Общие представления о шизофрении

1.2 Клинические аспекты нарушения когнитивных функций при шизофрении

1.3 Психологический синдром шизофренического дефекта

1.3.1 Соотношение клинических и патопсихологических характеристик шизофренического дефекта

Глава 2. Психологические исследования проявлений шизофренического дефекта

2.1 Психологические исследования нарушения когнитивных функций при шизофрении. Общий обзор подходов

2.2 Исследования отечественной школы

2.2.1 Эксперименты по изучению особенностей зрительного восприятия у больных шизофренией

2.2.2 Эксперименты по исследованию особенностей мышления у больных шизофренией

Глава 3. Методы психологической помощи больным и коррекции течения заболевания

3.1 Деятельностный подход в психокоррекции больных

3.2 Психотерапия как метод реабилитационного воздействия

Список использованной литературы

Курсовая работа посвящена теме когнитивных нарушений у больных шизофренией.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Адресована студентам психологических вузов.

Данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей когнитивной сферы у больных шизофренией.

Распространенность этого заболевания в мире достаточно велика, при этом шизофрения является тяжелым психическим расстройством, в особо тяжелых формах приводящим к сильной социальной и трудовой дезадаптации больных. От поддержки близких людей и принятия таких больных окружающими во многом зависит успешность лечения и реабилитации, поэтому необходимо сделать проблему шизофрении понятной актуальной для людей, не связанных с психиатрией и психологией.

Когнитивные расстройства являются ведущими в структуре шизофренического дефекта, их дополнительное осмысление и изучение очень важно для уточнения и совершенствования диагностических подходов, разработки новых, более эффективных методов лечения и последующей реабилитации пациентов.

Поскольку шизофреническое расстройство тесно связано с изменениями личности пациентов, их психических функций, и отсутствует объективная диагностика заболевания, то психологические исследования по данной теме выглядят весьма уместными и помогают глубже проникнуть в структуру болезни, понять закономерности ее развития, увидеть пути коррекции и помощи больным в их социальной адаптации.

Таким образом, исследование по данной теме выглядит весьма актуальным.

Целью данного исследования является описание когнитивных нарушений как ведущего компонента шизофренического дефекта.

Основными задачами являются: описание различных подходов к проблеме, экспериментальных исследований по данной теме, а также выявление психологической основы клинических проявлений при шизофрении и способов коррекции, обусловленных тесной связью психологических нарушений с психическим дефектом.

Объект исследования: когнитивные нарушения при шизофрении.

Предмет исследования: рассмотрение нарушений познавательных функций у больных шизофренией как основного компонента структуры этого заболевания.

1.1 История развития представлений о шизофрении

Начиная с Х I Х века предпринимались попытки выделить шизофрению из ряда психических расстройств, связанных с нарушениями когнитивных функций у пациента. Поскольку клинические проявления этого заболевания весьма разнообразны, дать точное определение этого заболевания, генетически его изучить и обеспечить объективную диагностику представлялось крайне трудным. Возможно, поэтому первые представления о шизофрении были толкованием ее как группы болезней.

«В основе представлений о шизофрении лежит концепция Е.Kraepelin (1896) о раннем слабоумии (dementia praecox).» 1 Эта нозологическая концепция получила широкое распространение и вместе с тем вызвала много вопросов у оппонентов, которые критиковали синдромальный принцип, положенный в основу систематики форм заболевания. Крепелин основывал свою концепцию на особенностях течения и исхода болезни. Уже начиная с Крепелина, исследователи придерживались точки зрения, что в основе шизофрении лежат биологические факторы, наследственная природа заболевания.

Дальнейшее изучение шизофрении напрямую связано с именем Е. Блейера (1911), который и дал название этой болезни (шизофрения, болезнь Блейера). Он считал основным диагностическим критерием шизофрении возникновение у пациента первого и основного симптома – нарушения мышления. Блейер также разделил симптомы этого заболевания на основные и вторичные. Наиболее важный, фундаментальный симптом – расстройство мышления характеризуется несостоятельностью ассоциативного процесса, другими основными симптомами являются аффективные расстройства, аутизм и амбивалентность. Дополнительные симптомы – бред и галлюцинации.

Дальнейшее развитие изучения шизофрении шло по путям. Предложенным Крепелином и Блейером. Их концепции развивались и уточнялись, психиатры стали отмечать такие особенности шизофрении, как прогредиентность (прогрессирование) ее течения и возможность как благоприятного, так и негативного исхода.

Помимо классических клинических исследований существуют подходы, трактующие шизофрению как состояние, имеющее исключительно психологические причины. «Так, K.Conrad (1959) рассматривает шизофрению с позиций гештальтпсихологии, N.Petrilowitsch (1996) — с точки зрения структурной психологии. Были сделаны также попытки понять существо заболевания с позиций психоаналитических и психодинамических концепций, а также с точки зрения философии экзистенционализма. Например, L.Binswanger (1963) считал шизофрению особым видом человеческого существования (экзистенции)» 1 .

В США с 30-х годов ХХ века вышли на первый план психодинамическая и психоаналитическая концепции, согласно которым шизофрения рассматривалась как «реакция личности». С 70-х годов ХХ века разработка этих направлений стала менее актуальной, уступив место нейробиологическому подходу.

Современные исследования шизофрении в разных странах отличаются большим разнообразием. В зависимости от особенностей течения заболевания, его исхода, симптоматики диагностируют различные формы шизофрении.

Общими для американской и отечественной школ являются положения о разделении «истинной» («ядерной») шизофрении и так называемого «шизофренического психоза» (симптоматической шизофрении). Истинная шизофрения диагностируется при наличии деперсонализации, аутизма, эмоционального обеднения и внезапного начала и ощущения нереальности происходящего.

«В отечественной психиатрии нозологический принцип был сразу принят большинством психиатров [Сербский В.П., 1902; Суханов С.А., 1905; Бернштейн А.Н., 1912]. Систематике форм шизофрении посвятили свои исследования А.Н.Молохов (1948, 1960) и М.Я.Серейский (1954). Подразделение детской и подростковой шизофрении на вялотекущую (неблагоприятную) и острую (благоприятную) было осуществлено Г.Е.Сухаревой (1933, 1937).»

Несомненный вклад в изучение шизофрении внесло мультидисциплинарное исследование под руководством А.В. Снежневского. Клиническая картина заболевания изучалась в сочетании с психологическими, нейрофизиологическими, биохимическими, генетическими, эпидемиологическими и другими исследованиями.

Диапазон расстройств, свойственных шизофрении, очень широк. В зависимости от степени прогрессирования болезни они могут быть менее или более резко выражены.

Весьма характерны для шизофрении разнообразные расстройства мышления. «Отмечается утрата целенаправленности, последовательности, логичности мышления, его разорванность, нередки наплывы мыслей, содержание которых больной затрудняется воспроизвести, ощущение пустоты в голове. Процесс мышления утрачивает автоматический характер и становится объектом внимания больных, исчезает образность мышления, преобладает склонность к абстракции и символике, наблюдаются феномен соскальзывания, «закупорка» мыслей, обрывы мыслей (sperung). Наблюдается общее обеднение мышления или его необычность со своеобразием ассоциаций, вплоть до нелепых. При шизофрении типична «разноплановость» мышления, проявляющаяся в неоднозначности оценки тех или иных событий, когда одновременно используются как существенные, так и незначительные, второстепенные характеристики их. Наряду с признаками амбивалентности, проявляющейся невозможностью принятия решений вследствие одномоментного сосуществования двух противоположных мнений или оценок, больные в сложных ситуациях могут принять правильное решение, найти верный выход из создавшегося трудного, неординарного положения» 1 . Для больных шизофренией характерно расстройство, связанное с содержанием мышления – бред. Он может быть очень разнообразным: преследования, грандиозности, религиозный или соматический.

Расстройство формы мышления устанавливается путем анализа устной и письменной речи пациентов. Речь больных, грамматически правильная, тем не менее утрачивает адекватный коммуникативный характер, становится похожа на бесплодное рассуждательство, резонерство. Отмечаются такие особенности как неадекватные ассоциации, бессвязность, обстоятельность, словесная окрошка.

Расстройства мышления включают скачку мыслей, остановку или «блокирование» процесса мышления, нарушение внимания, обеднение содержания мышления и речи, снижение памяти, нарушение способности к абстрагированию, избыточность речи.

При шизофрении характерно эмоциональное обеднение, речь больных постепенно лишается различных интонаций, выражающих их отношение к высказываниям, общение с близкими и друзьями перестает быть значимым для больных, они становятся эмоционально холодны к окружающим, утрачивают чувства к значимым людям. Также сильно меняется мимика больных, внешний облик и манера поведения становятся несоответственными ситуации и общественным нормам. Реакция больных на высказывания и поступки окружающих может быть парадоксальной и непредсказуемой.

Для шизофрении характерны различные нарушения восприятия – это галлюцинации в одной из сенсорных модальностей, чаще слуховые.

Современная система описания клинических нарушений при шизофрении предполагает разделение их на негативные (дефицитарные) и позитивные (продуктивные) симптомы. Первые включают аффективное притупление, обедненность речи, небрежность, недостаточность мотивации, ангедонию, социальную изоляцию, когнитивные нарушения и дефекты внимания. Ко вторым относятся необоснованные ассоциации, причудливое поведение, галлюцинации и повышенная речевая продуктивность (в том числе, бред).

Ведущим методическим принципом современной психологии является системный, деятельностный подход. В связи с этим при анализе патологии психической деятельности у больных шизофренией в качестве единой структуры рассматривается патопсихологический синдром «как система нарушенных психических процессов и свойств личности, составляющих основу шизофренического дефекта» 1 .

Ведущий компонент патопсихологического синдрома при шизофрении – нарушение потребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции психической деятельности и поведения. Это проявляется в снижении социальной направленности личности, которая формирует характер активности человека во взаимодействии с миром. Здесь нужно, прежде всего, отметить нарушение потребности в общении, которое в клинической практике обозначается как аутизм.

Больные шизофренией, в связи с дефицитом потребности в общении, утрачивают такие качества личности, как сочувствие, сопереживание, способность понять другого. С аутистическими проявлениями тесно связаны нарушения социальных эмоций. «Особенно явно нарушение социальных эмоций у больных шизофренией сказывается в недостаточной сформированности и зрелости моральных чувств, основу которых составляет отношение к человеку, обществу. В моральных чувствах нечто объективное, общественно значимое, переживается как личностно значимое для человека» 1 . Для больных шизофренией также свойственна так называемая «диссоциация эмоциональной регуляции поведения»: даже в случаях достаточной сохранности и адекватности эмоций, они часто выражаются в гипертрофированной форме, а именно, в аффективно заряженном поведении больных.

Также для шизофрении характерна недостаточность волевых процессов, это выражается в снижении инициативности и контроля деятельности и поведения. «Снижение потребностно-мотивационных, эмоциональных и волевых компонентов психической деятельности самым тесным образом связано со снижением психической активности, поскольку все они являются как ее источником, побудителем, так и ее непосредственным выражением» 2 .

works.doklad.ru