Шкала оценки аутизма

Шкала оценки аутизма

Что такое аутизм

Это один из тестов, который проводится при официальной диагностике ребенка психологом, специализирующимся на диагностировании такого рода проблем.
Всегда делайте поправку на то, что вы, во-первых, не имеете специальной подготовки, и, во-вторых, вы всегда подсознательно искажаете реальность просто потому, что это ваш ребенок. Кто-то усугубляет ситуацию, кто-то наоборот старается закрыть глаза на реальность.

Другой тест, который сделан специально для родителей и часто используется нами для контроля прогресса ребенка при применении различного рода терапий, вы можете найти здесь: Анкета для оценки эффективности лечения аутизма.
Рекомендуется заполнить эту форму в самом начале, еще до начала лечения и затем перезаполнять периодически, отслеживая таким образом прогресс вашего ребенка.
Детям до 1,5 лет заполнять ATEC особого смысла нет.

Оценочная шкала раннего детского аутизма —
это основной тест, который проводят при диагностировании детей
с подозрением на диагноз аутизм в Северной Америке

I. Взаимоотношения с людьми

1 Никаких очевидных трудностей или ненормальностей в общении с людьми. Поведение ребенка адекватно для его возраста. Может наблюдаться небольшая застенчивость, суетливость или беспокойство в тот момент, когда к ребенку обращаются, но это в пределах нормы.

2 Немного ненормальные взаимоотношения – ребенок может избегать контакта глаз, избегать взрослых или становиться нервозным, если пытаются привлечь его внимание, быть очень стеснительным, не откликаться при обращении к нему, как это обычно делают дети, липнуть к родителям больше, чем большинство детей этого возраста.

2,5 (если посередине между соседними критериями)

3 Умеренно ненормальные взаимоотношения — ребенок порой равнодушен (создается ощущение, что он не замечает взрослых). Постоянные принудительные меры необходимы, чтобы привлечь внимание ребенка иной раз. Ребенком инициируется минимальный контакт.

3,5 (если посередине между соседними критериями)

4 Значительно ненормальные взаимоотношения – ребенок постоянно равнодушен и не замечает что делают взрослые. Ребенок никогда не откликается и никогда не инициирует контакт со взрослыми. Только очень упорные попытки овладеть вниманием ребенка могут дать эффект.

II. Имитация

1 Правильная имитация – ребенок может имитировать звуки, слова, движения, которые доступны ребенку его возраста.

2 Немного ненормальная имитация – ребенок в большинстве случаев имитирует простейшее поведение, например, хлопанье в ладоши или одиночные звуки. Иногда имитирует после побуждения или с задержкой.

3 Умеренно ненормальная имитация – ребенок имитирует только иногда, и это требует большого упорства и помощи со стороны взрослого. Часто имитирует только с задержкой.

4 Значительно ненормальная имитация – ребенок очень редко или никогда не имитирует звуки, слова, движения даже при побуждении или с помощью взрослого.

III. Эмоциональная реакция

1 Эмоциональная реакция соответствует возрасту и ситуации – ребенок демонстрирует адекватный тип и степень эмоциональной реакции и это отражается на выражении лица, в позе и манере.

2 Немного ненормальная эмоциональная реакция – ребенок иногда показывает в некоторой степени неподходящий тип и степень эмоциональной реакции. Реакции иногда не связаны с окружающими объектами и происходящими вокруг них событиями.

3 Умеренно ненормальная эмоциональна реакция – ребенок показывает определенные признаки неподходящего типа и/или степени эмоциональной реакции. Реакции могут быть довольно заторможенными или чрезмерными и несвязанными с ситуацией; может гримасничать, смеяться или становиться суровым, даже когда не происходит никаких очевидных событий или объектов, которые могли это спровоцировать.

4 Значительно ненормальная эмоциональная реакция – реакция крайне редко соответствует ситуации; когда ребенок находится в конкретном настроении, очень тяжело изменить это настроение.
Напротив, ребенок показывает очень разные эмоции, когда ничего не менялось.

IV. Владение телом

1 Владение телом соответствует возрасту – ребенок двигается легко, ловко, координация соответствует нормальному ребенку этого возраста.

2 Немного ненормальное владение телом – присутствуют некоторые небольшие странности, такие как неповоротливость, повторяющиеся движения, плохая координация, или редкое проявление более необычных движений.

3 Умеренно ненормальное владение телом – поведение, которое определенно странное или необычное для ребенка этого возраста, может включать странные движения пальцами, необычные позиции пальцев или тела, он может пялиться или теребить части тела, проявлять агрессию к самому себе, раскачиваться, крутиться, вертеть пальцами, или ходить на цыпочках.

4 Значительно ненормальное владение телом – интенсивные или частые движения, указанные выше, являются знаками серьезно ненормального использования тела. Это поведение присутствует несмотря на попытки осудить, остановить или вовлечь ребенка в другие занятия.

V. Использование объектов

1 Нормальное использование и интерес к игрушкам и другим объектам – ребенок демонстрирует нормальный интерес к игрушкам и другим объектам, соответствующий его уровню мастерства (skill level) и использует эти игрушки по назначению.

2 Немного ненормальный интерес или использование игрушек и других объектов – ребенок может показывать нетипичный интерес к игрушке или играть неподходящим образом (например, стучать игрушкой или сосать ее).

3 Умеренно ненормальный интерес или использование игрушек или других объектов – ребенок может демонстрировать слабый интерес к игрушкам или другим объектам, или может быть озабочен использованием объекта или игрушки странным образом. Он или она может фокусироваться на незначительной части игрушки, быть зачарованным отражениями света от объекта, постоянно двигать определенную часть объекта или играть исключительно с одним объектом.

4 Значительно ненормальный интерес к игрушке или использование игрушки или других объектов – ребенок может иметь то же поведение, как описано в предыдущих пунктах, но с большей частотой и интенсивностью. Ребенка очень трудно отвлечь, когда он занимается этими неподходящими действиями.

VI. Адаптация к изменениям

1 Соответствующая возрасту реакция на изменения – несмотря на то, что ребенок замечает и комментирует изменения в повседневной жизни, он или она принимает эти изменения без чрезмерного потрясения.

2 Немного ненормальная адаптация к изменениям – когда взрослые пытаются изменить род занятий, то ребенок может продолжать делать то, что он делал раньше или использовать те же предметы.

3 Умеренно ненормальная адаптация к изменениям – ребенок активно сопротивляется изменению в устоявшемся порядке, пытается продолжать старое занятие и его очень трудно от этого отвлечь. Он или она может начать сердиться и расстраиваться, когда устоявшийся порядок действий меняется.

4 Значительно ненормальная адаптация к изменениям – ребенок демонстрирует резкую реакцию на изменения. Если изменения ему навязываются, он или она может стать чрезвычайно сердитым или не желающим сотрудничать и реагирует вспышкой раздражения.

VII. Визуальная реакция

1 Соответствующая возрасту визуальная реакция – визуальная реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасту. Зрение используется совместно с другими органами чувств, как способ исследования новых объектов.

2 Немного ненормальная визуальная реакция – ребенку приходится периодически напоминать, чтобы он посмотрел на объекты. Ребенок может больше интересоваться своим изображением в зеркале или светом, чем сверстниками, может время от времени просто смотреть в пространство или избегать смотреть людям в глаза.

3 Умеренно ненормальная визуальная реакция – ребенку часто нужно напоминать, что он должен смотреть на то, что он делает. Он или она может смотреть в пространство, избегать смотреть людям в глаза, смотреть на объекты под необычным углом зрения или держать объекты очень близко к глазам.

4 Значительно ненормальная визуальная реакция – ребенок постоянно избегает смотреть на людей или на определенные объекты, и показывает и демонстрирует крайние формы визуальных странностей, которые были описаны выше.

VIII. Слуховая реакция

1 Соответствующая возрасту слуховая реакция – слуховая реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасту. Слух используется совместно с другими органами чувств.

2 Немного ненормальная слуховая реакция – может присутствовать недостаточная ответная реакция или небольшая повышенная чувствительность к конкретным звукам. Реакция на звук может быть с опозданием, может быть необходимо повторить звуки, чтобы завладеть вниманием ребенка. Ребенок может расстраиваться из-за поступающих извне звуков.

3 Умеренно ненормальная слуховая реакция – реакция на звуки у ребенка меняется; часто он игнорирует звуки, когда они произносятся первые несколько раз; может пугаться или закрывать уши, когда слышит некоторые звуки из повседневной жизни.

3,5 (если посередине между соседними критериями).

4 Значительно ненормальная слуховая реакция – ребенок демонстрирует повышенную чувствительность и/или пониженную чувствительность к звукам в очень заметной степени, в зависимости от типа звука.

IX. Вкус, запах, реакция на прикосновения (осязание),
их использование

1 Нормальное использование и реакция на вкус, запах и прикосновения – ребенок изучает новые объекты соответственно его возрасту, главным образом через ощущение прикосновения и зрение. Вкус и запах используется надлежащим образом. Когда ребенок испытывает небольшую боль, он проявляет это в рамках нормальной реакции.

2 Немного ненормальное использование, реакция на вкусовые ощущения, запахи и прикосновения – ребенок постоянно сует предметы в рот, может нюхать или пробовать на вкус несъедобные объекты; может не реагировать или слишком остро реагировать на небольшую боль, которую обычный ребенок воспринял бы как небольшой дискомфорт.

3 Умеренно ненормальное использование или реакция на вкус, запах и прикосновение – ребенок может быть умеренно озабоченным прикосновением, нюхать или пробовать на вкус объекты или людей. Ребенок может также слишком сильно либо слишком слабо реагировать.

4 Значительно ненормальное использование или реакция на вкус, запах, прикосновение – ребенок озабочен запахами, вкусовыми ощущениями или прикосновениями к объектам больше для того, чтобы испытать ощущение, чем для нормального изучения или использования объектов. Ребенок может полностью игнорировать боль или реагировать очень сильно на небольшой дискомфорт.

X. Боязнь или нервозность

1 Нормальный уровень боязни или нервозности – поведение ребенка соответствует и ситуации и его возрасту.

1,5 (если посередине между соседними критериями).

2 Немного ненормальная боязнь или нервозность – ребенок время от времени демонстрирует слишком сильную или слишком слабую боязнь или нервозность по сравнению с нормальными детьми того же возраста в аналогичной ситуации.

3 Умеренно ненормальные боязнь или нервозность – ребенок время от времени демонстрирует немного больше или немного меньше боязни, чем характерно даже для детей младше его в аналогичной ситуации.

4 Значительно ненормальные боязнь или нервозность – боязнь присутствует даже после повторного опыта с безопасными событиями или объектами. Очень тяжело успокоить или утешить ребенка. Ребенок может, наоборот, не замечает опасность, которую другие дети такого же возраста избегают.

XI. Вербальная коммуникация

1 Нормальная вербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.

2 Немного ненормальная вербальная коммуникация – речь в целом формируется с задержкой. Большая часть речи осмысленна, при этом присутствует некоторая эхолалия или может случаться неправильное употребление местоимений. Некоторые странные слова или жаргон могут использоваться время от времени.

3 Умеренно ненормальная вербальная коммуникация – речь может отсутствовать. Когда она есть, вербальная коммуникация может быть смесью осознанной речи и странной речи, такой как жаргон, эхолалия, неправильное употребление местоимений. Особенности осознанной речи включают излишние вопросы или увлеченность определенными темами.

4 Значительно ненормальная вербальная коммуникация – осмысленная речь не используется. Ребенок может издавать младенческий визг, причудливые или животные звуки, более сложный шум, приближающийся к речи, или может показывать настойчивое, странное использование некоторых узнаваемых слов или фраз.

XII. Невербальная коммуникация

1 Нормальная невербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.

2 Немного ненормальное использование невербальной коммуникации – незрелое использование невербальной коммуникации; может только показывать неопределенно или дотягиваться до того, что он или она хочет, в ситуации, где ребенок такого же возраста может показать или объяснить жестами что конкретно он или она хочет.

3 Умеренно ненормальное использование невербальной коммуникации – ребенок в общем и целом может выражать свои потребности или желания невербально и может не понимать невербальное общение других.

4 Значительно ненормальное использование невербальной коммуникации – ребенок только использует причудливые или странные жесты, которые не имеют очевидного смысла, и не понимает смысла жестов и выражения лица других.

XIII. Уровень активности

1 Нормальный уровень активности для возраста и окружающей обстановки – ребенок не более и не менее активен, чем нормальные дети этого же возраста в аналогичной ситуации.

2 Немного ненормальный уровень активности – ребенок либо немного неугомонный или в некотором роде «ленивый» и медлительный. Уровень активности ребенка влияет очень слабо на его или ее успехи.

3 Умеренно ненормальный уровень активности – ребенок может быть очень активным и его сложно держать в определенных границах. Он или она может иметь безграничную энергию и может не быть готовым ко сну вечером. Наоборот, ребенок может быть довольно летаргичным и нуждаться в большом количестве побуждений, для того чтобы заставить его двигаться.

4 Значительно ненормальный уровень активности – ребенок проявляет крайние состояния активности или неактивности и даже может изменяться от одного экстремального состояния к другому.

XIV. Уровень и степень интеллектуального отклика

1 Интеллект нормален и достаточно равномерно развит в различных областях – ребенок так же умен, как и дети его возраста и не имеет каких-либо необычных интеллектуальных навыков или проблем.

2 Немного ненормальное проявление интеллекта – ребенок не так умен, как типичные дети его возраста; навыки немного отстают в различных областях.

2,5 (если посередине между соседними критериями).

3 Умеренно ненормальное проявление интеллекта – в общем и целом ребенок не так умен, как типичные дети этого возраста; несмотря на это, ребенок функционирует довольно нормально в одной или нескольких интеллектуальных областях.

4 Значительно ненормальное проявление интеллекта – при том, что ребенок не так умен, как типичные дети его возраста, он или она могут функционировать даже лучше, чем нормальные дети этого же возраста в одной или нескольких областях.

XV. Общее впечатление

1 Это не аутизм – У ребенка нет симптомов, характеризующих аутизм.

2 Мягкая форма аутизма – У ребенка есть только некоторые симптомы или мягкая степень аутизма.

3 Умеренный аутизм – Ребенок демонстрирует определенные симптомы или умеренную степень аутизма.

4 Тяжелый аутизм – Ребенок демонстрирует многие симптомы или крайнюю степень аутизма.

Подсчитайте все баллы и посмотрите, в какой из диапазонов вошел полученный вами результат:

15-30 – Не аутичный ребенок
30-37 – Мягкая или умеренная степень аутизма
37-60 – Тяжелый аутизм

Перевод: Elena Matsneva (Elina), Certified Nutritional Consultant & Uri Matsnev

www.childneurologyinfo.com

Транскрипт

1 Результат теста Итого: 156 баллов (тяжёлая форма аутизма) Используемые сокращения: Нет — нет, Пр — преодолено, НВ — не ярко выражено, УВ — умеренно выражено, РВ — резко выражено Нет Пр НВ УВ РВ I. Раздел «Трудности социального взаимодействия». 1. Плохой зрительный контакт или необычный взгляд. 2. Игнорирует зов, не откликается, не поворачивает голову на звук голоса. 3. Чрезмерная боязнь звуков (пылесос), часто затыкает уши. 4. Отстраненность, пребывание «в собственном мире». 5. Отсутствие интереса к окружающему. 6. Мимика не соответствует ситуации. 7. Неуместные слезы или смех. 8. Закатывает продолжительную истерику, когда что-то делают не так, как хочет. 9. Игнорирование боли (нет реакции на удары головой). 10. Не нравятся прикосновения (к волосам, к телу, к голове). 11. Ненавидит толпу, сложности во время пребывания в магазинах, кафе, местах общественного пользования. 12. Неуместный страх, тревога. 13. Несоответствующая эмоциональная реакция («тормозит»). 14. Аномалии выражении радости при виде родителей. 15. Отсутствие способности к имитации. II. Раздел «Речь и задержка языкового развития». 1. Утрата речевого навыка. 2. Производит необычные шумы или детский визг. 3. Голос звучит громче чем нужно. 4. Невнятная речь (тарабарщина) или жаргонизмы. 5. Трудности в понимании очевидного («как можно этого не понять?»). 6. Дергает родителей, привлекая их внимание, когда что-то хочет 7. Сложности с выражением потребностей, использование жестов вместо слов. 8. Спонтанная инициация речи или коммуникации. 9. Повторяет услышанные слова, части слов, слоганы из ТВ роликов. 10. Повторяющаяся речь (одно и то же слово или фраза повторяется снова и снова). 11. Неспособность поддержать беседу. 12. Монотонная речь, ошибочные паузы. 13. Не делает различий про общении с детьми, взрослыми, при разговорах о предметах. 14. Неправильное использование слов, фраз, ошибки в речи. III. Раздел «Аномалии символической или воображаемой игры». 1. Хлопание руками, кручение пальцами (самостимуляция). 2. Битье головой. 3. Самоповреждение, причинение боли. 4. Ходьба с опором на носок, неуклюжесть во владении телом. 5. Расположение игрушек рядами, по линии. 6. Обнюхивание, стучание, облизывание или иное нецелевое использование игрушек. 7. Интерес к частям игрушек, например к колесам машин. 8. Одержимость предметами или темами (поезда, погода, номера, даты). 9. Вращение объектов, кружение, интерес к вращающимся предметам. 10. Ограниченный, узкий интерес (просмотр одного и того же видео). 11. Трудности в прекращении рутинной деятельности или разговора. 12. Сосредоточение на необычных объектах (камни, палки, шнурки, волосы). 13. Потребность в ритуалах и рутине, сопротивление изменениям. 14. Ограниченный вкус в консистенции, форме продукта (неприятие твердой пищи). 15. Возможности саванта, сверхразвитые способности для его возрастной группы. IV. Раздел «Поведенческие трудности». Стр. 1/5

2 I. Раздел «Трудности социального взаимодействия». Резко выражено — Нет заинтересованности во взаимодействии, кажется раздраженным или тревожным при социальных контактах, Для детей возраста от 1 до 3 лет может проявляться в желании играть самостоятельно, крике, истериках, расстроенном состоянии из-за окружения другими детьми. 1. Плохой зрительный контакт или необычный взгляд. Не ярко выражено — Почти нормальный зрительный контакт, но манера взгляда на других людей несколько необычна. Это может встречаться у детей с атипичным аутизмом, у которых глазной контакт сначала плохой, а потом со временем улучшается. 2. Игнорирует зов, не откликается, не поворачивает голову на звук голоса. Не ярко выражено — Почти нормально откликается на зов по имени, но имеется незначительная задержка в реагировании, заметная на фоне других людей. 3. Чрезмерная боязнь звуков (пылесос), часто затыкает уши. Умеренно выражено — Частое беспокоят звуки. 4. Отстраненность, пребывание «в собственном мире». Умеренно выражено — Часто отстранен, пребывает «в себе». 5. Отсутствие интереса к окружающему. Умеренно выражено — Значительное, очевидное отсутствие интереса. 6. Мимика не соответствует ситуации. Не ярко выражено — Почти нормально, но обнаруживаются едва заметные несоответствия. 7. Неуместные слезы или смех. Умеренно выражено — Иногда. 8. Закатывает продолжительную истерику, когда что-то делают не так, как хочет. Умеренно выражено — Частые истерики, которые прекращаются, если уступить требованиям (не рекомендуется). 9. Игнорирование боли (нет реакции на удары головой). 10. Не нравятся прикосновения (к волосам, к телу, к голове). 11. Ненавидит толпу, сложности во время пребывания в магазинах, кафе, местах общественного пользования. Не ярко выражено — Почти нормально, но бывают эпизоды истерик и острых реакций в людных местах. Стр. 2/5

3 12. Неуместный страх, тревога. Не ярко выражено — Более тревожен чем обычный человек. 13. Несоответствующая эмоциональная реакция («тормозит»). Не ярко выражено — Почти нормально, но есть уловимые отличия. 14. Аномалии выражении радости при виде родителей. Не ярко выражено — Почти нормально, редкие эпизоды неуместности. 15. Отсутствие способности к имитации. Умеренно выражено — Ограниченные возможности в подражании. II. Раздел «Речь и задержка языкового развития». Резко выражено — Невербальность или отдельные взрослые слова. Если диагностируется маленький ребенок (1-4 года), то оценка может производиться медиками или специалистами по поведению. 1. Утрата речевого навыка. Не ярко выражено — Прекратил использовать некоторые слова. 2. Производит необычные шумы или детский визг. Умеренно выражено — Очень часто. 3. Голос звучит громче чем нужно. Умеренно выражено — Голос часто звучит ненормально. 4. Невнятная речь (тарабарщина) или жаргонизмы. Умеренно выражено — Часто. 5. Трудности в понимании очевидного («как можно этого не понять?»). Резко выражено — Полное отсутствие понимания. 6. Дергает родителей, привлекая их внимание, когда что-то хочет Резко выражено — Почти всегда тянет родителей в сторону того, что его заинтересовало, сдвигает их с места, толкает. Способ коммуникации. 7. Сложности с выражением потребностей, использование жестов вместо слов. Умеренно выражено — Часто использует жесты. 8. Спонтанная инициация речи или коммуникации. Умеренно выражено — Редко инициирует. 9. Повторяет услышанные слова, части слов, слоганы из ТВ роликов. Резко выражено — Почти всегда повторяет части услышанных слов или фразы за говорящими. 10. Повторяющаяся речь (одно и то же слово или фраза повторяется снова и снова). Умеренно выражено — Иногда. Стр. 3/5

4 11. Неспособность поддержать беседу. Резко выражено — Совершенно не в состоянии инициировать разговор или ответить на предложение в рамках беседы. 12. Монотонная речь, ошибочные паузы. Резко выражено — Роботоподобная речь, невозможно понять начало и/или окончание предложения. 13. Не делает различий про общении с детьми, взрослыми, при разговорах о предметах. Резко выражено — Полное отсутствие способности регулировать тон, темп или интенсивности речи в зависимости от конкретной ситуации. 14. Неправильное использование слов, фраз, ошибки в речи. Умеренно выражено — Редкие ошибки в речи, но очевидные. III. Раздел «Аномалии символической или воображаемой игры». Не ярко выражено — Обычно нормально играют, но есть незначительные трудности с воображением и творческим подходом к процессу игры. 1. Хлопание руками, кручение пальцами (самостимуляция). Умеренно выражено — Часто, особенно при возбуждении, когда расстроен, нервничает 2. Битье головой. 3. Самоповреждение, причинение боли. Не ярко выражено — Редко. 4. Ходьба с опором на носок, неуклюжесть во владении телом. 5. Расположение игрушек рядами, по линии. 6. Обнюхивание, стучание, облизывание или иное нецелевое использование игрушек. Умеренно выражено — Часто необычно использует предметы или игрушки, путается в навыках игры. 7. Интерес к частям игрушек, например к колесам машин. Умеренно выражено — Может играть с игрушками правильно, но часто внимание смещается на детали игрушек, многократно манипулирует ими. 8. Одержимость предметами или темами (поезда, погода, номера, даты). Не ярко выражено — Редко, но очевидна одержимость идеями вне контекста. 9. Вращение объектов, кружение, интерес к вращающимся предметам. Умеренно выражено — Часто занимается вращением. Стр. 4/5

docplayer.ru

Шкала оценки степени аутизма у детей

1 Результат теста Итого: 19 баллов (нет аутизма) Используемые сокращения: Нет — нет, Пр — преодолено, НВ — не ярко выражено, УВ — умеренно выражено, РВ — резко выражено Нет Пр НВ УВ РВ I. Раздел «Трудности социального взаимодействия». X 1. Плохой зрительный контакт или необычный взгляд. X 2. Игнорирует зов, не откликается, не поворачивает голову на звук голоса. X 3. Чрезмерная боязнь звуков (пылесос), часто затыкает уши. X 4. Отстраненность, пребывание «в собственном мире». X 5. Отсутствие интереса к окружающему. X 6. Мимика не соответствует ситуации. X 7. Неуместные слезы или смех. X 8. Закатывает продолжительную истерику, когда что-то делают не так, как хочет. X 9. Игнорирование боли (нет реакции на удары головой). X 10. Не нравятся прикосновения (к волосам, к телу, к голове). X 11. Ненавидит толпу, сложности во время пребывания в магазинах, кафе, местах X общественного пользования. 12. Неуместный страх, тревога. X 13. Несоответствующая эмоциональная реакция («тормозит»). X 14. Аномалии выражении радости при виде родителей. X 15. Отсутствие способности к имитации. X II. Раздел «Речь и задержка языкового развития». X 1. Утрата речевого навыка. X 2. Производит необычные шумы или детский визг. X 3. Голос звучит громче чем нужно. X 4. Невнятная речь (тарабарщина) или жаргонизмы. X 5. Трудности в понимании очевидного («как можно этого не понять?»). X 6. Дергает родителей, привлекая их внимание, когда что-то хочет X 7. Сложности с выражением потребностей, использование жестов вместо слов. X 8. Спонтанная инициация речи или коммуникации. X 9. Повторяет услышанные слова, части слов, слоганы из ТВ роликов. X 10. Повторяющаяся речь (одно и то же слово или фраза повторяется снова и X снова). 11. Неспособность поддержать беседу. X 12. Монотонная речь, ошибочные паузы. X 13. Не делает различий про общении с детьми, взрослыми, при разговорах о X предметах. 14. Неправильное использование слов, фраз, ошибки в речи. X III. Раздел «Аномалии символической или воображаемой игры». X 1. Хлопание руками, кручение пальцами (самостимуляция). X 2. Битье головой. X 3. Самоповреждение, причинение боли. X 4. Ходьба с опором на носок, неуклюжесть во владении телом. X 5. Расположение игрушек рядами, по линии. X 6. Обнюхивание, стучание, облизывание или иное нецелевое использование X игрушек. 7. Интерес к частям игрушек, например к колесам машин. X 8. Одержимость предметами или темами (поезда, погода, номера, даты). X 9. Вращение объектов, кружение, интерес к вращающимся предметам. X 10. Ограниченный, узкий интерес (просмотр одного и того же видео). X 11. Трудности в прекращении рутинной деятельности или разговора. X 12. Сосредоточение на необычных объектах (камни, палки, шнурки, волосы). X 13. Потребность в ритуалах и рутине, сопротивление изменениям. X 14. Ограниченный вкус в консистенции, форме продукта (неприятие твердой пищи). X 15. Возможности саванта, сверхразвитые способности для его возрастной группы.x IV. Раздел «Поведенческие трудности». X Стр. 1/5

2 I. Раздел «Трудности социального взаимодействия». Нет — Норма. 1. Плохой зрительный контакт или необычный взгляд. 2. Игнорирует зов, не откликается, не поворачивает голову на звук голоса. 3. Чрезмерная боязнь звуков (пылесос), часто затыкает уши. 4. Отстраненность, пребывание «в собственном мире». 5. Отсутствие интереса к окружающему. 6. Мимика не соответствует ситуации. 7. Неуместные слезы или смех. 8. Закатывает продолжительную истерику, когда что-то делают не так, как хочет. Умеренно выражено — Частые истерики, которые прекращаются, если уступить требованиям (не рекомендуется). 9. Игнорирование боли (нет реакции на удары головой). Преодолено — Абсолютно нормально, но ранее имелись проявления. 10. Не нравятся прикосновения (к волосам, к телу, к голове). Резко выражено — Полная нетерпимость прикосновений к волосам, коже, голове. Может проявлять гнев, агрессию в ответ на попытки прикосновений. 11. Ненавидит толпу, сложности во время пребывания в магазинах, кафе, местах общественного пользования. Не ярко выражено — Почти нормально, но бывают эпизоды истерик и острых реакций в людных местах. 12. Неуместный страх, тревога. Умеренно выражено — Часто тревожен, но можно успокоить. 13. Несоответствующая эмоциональная реакция («тормозит»). 14. Аномалии выражении радости при виде родителей. Стр. 2/5

3 15. Отсутствие способности к имитации. II. Раздел «Речь и задержка языкового развития». 1. Утрата речевого навыка. 2. Производит необычные шумы или детский визг. 3. Голос звучит громче чем нужно. Не ярко выражено — Иногда звук голоса явно не соответствует норме. 4. Невнятная речь (тарабарщина) или жаргонизмы. 5. Трудности в понимании очевидного («как можно этого не понять?»). 6. Дергает родителей, привлекая их внимание, когда что-то хочет Резко выражено — Почти всегда тянет родителей в сторону того, что его заинтересовало, сдвигает их с места, толкает. Способ коммуникации. 7. Сложности с выражением потребностей, использование жестов вместо слов. 8. Спонтанная инициация речи или коммуникации. 9. Повторяет услышанные слова, части слов, слоганы из ТВ роликов. 10. Повторяющаяся речь (одно и то же слово или фраза повторяется снова и снова). 11. Неспособность поддержать беседу. 12. Монотонная речь, ошибочные паузы. 13. Не делает различий про общении с детьми, взрослыми, при разговорах о предметах. Стр. 3/5

4 14. Неправильное использование слов, фраз, ошибки в речи. III. Раздел «Аномалии символической или воображаемой игры». 1. Хлопание руками, кручение пальцами (самостимуляция). 2. Битье головой. 3. Самоповреждение, причинение боли. 4. Ходьба с опором на носок, неуклюжесть во владении телом. 5. Расположение игрушек рядами, по линии. 6. Обнюхивание, стучание, облизывание или иное нецелевое использование игрушек. 7. Интерес к частям игрушек, например к колесам машин. 8. Одержимость предметами или темами (поезда, погода, номера, даты). 9. Вращение объектов, кружение, интерес к вращающимся предметам. 10. Ограниченный, узкий интерес (просмотр одного и того же видео). 11. Трудности в прекращении рутинной деятельности или разговора. 12. Сосредоточение на необычных объектах (камни, палки, шнурки, волосы). 13. Потребность в ритуалах и рутине, сопротивление изменениям. 14. Ограниченный вкус в консистенции, форме продукта (неприятие твердой пищи). Стр. 4/5