Школы для детей с аутизмом

Фонд поддержал: Интегративный класс для детей с аутизмом на базе общеобразовательной школы

Финансирование было направлено на сохранение класса детей с аутизмом в составе московской школы и для выплаты зарплат учителям и другим специалистам, работающим с детьми

Сроки реализации проекта

На данный момент проект завершен. Фонд планирует дальнейшую поддержку класса.

Проблема, на решение которой направлен проект

— Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто лишены возможности учиться вместе со своими сверстниками и общаться с ними. Сложность в том, что, несмотря на нормальный или даже высокий интеллект, аутисты имеют специфические потребности в обучении, которые не в состоянии удовлетворить обычная школа. Родителям детей с РАС предлагается надомная и дистанционная форма обучения, которая ограничивает доступ детей к полноценному образованию и лишает их социального опыта.

— В России до сих пор нет стандарта по образованию детей с РАС. В общеобразовательных школах учителя и сверстники не понимают особенностей их поведения; повышенная импульсивность и чрезмерная чувствительность к обычным звукам и другим стимулам мешает сосредоточиться на материале; трудности в коммуникации делают социальные ситуации в школе очень сложными и изматывающими.

— В России не хватает специалистов, готовых работать с этой группой детей в школах, проводить с ними дополнительные занятия.

— В Москве в самой сложной ситуации оказываются дети старше 10 лет — ученики средних классов. На данный момент в городе практически отсутствуют площадки по поддержке детей с РАС, уже окончивших начальную школу.

Миссия проекта

Помощь детям с аутизмом в переходе из начальных в средние классы школы, их адаптация к учебе с типичными сверстниками на базе общеобразовательной школы.

Конкретные задачи и этапы проекта

— Подготовить команду специалистов для обучения детей с РАС и их социальной адаптации.

— Создать мастерские и спортивные секции для детей-аутистов на базе школы, в первую очередь, для улучшения навыков пространственного восприятия и мелкой моторики, а также для получения профессиональных навыков.

Партнеры и участники проекта

— Школа № 198 ЮЗАО Москвы, где открыт первый – и пока единственный – в Москве специализированный класс среднего звена для детей с РАС. В настоящий момент в классе по индивидуальной программе учится 4 ученика, ранее этим детям предлагали лишь надомное обучение.

— Инициативная группа родителей детей с РАС школьного возраста, которые заинтересованы в обучении в данной школе.

— Институт проблем инклюзивного образования, созданный на базе Московского городского психолого-педагогического университета, который предоставит методическую поддержку для повышения квалификации педагогов школы.

— Центр лечебной педагогики, специалисты которого предоставят дополнительное образование сотрудникам школы.

Рабочая группа проекта

На что потрачены средства

— Софинансирование работы интегративного класса в составе общеобразовательной школы.

— Закупка материалов и оборудования для мастерских и секций.

— Заработная плата координатора проекта, учителя класса, тьюторов (сопровождающих) детей, специалиста по арт-терапии, занимающегося с детьми.

Результаты проекта

— Все ученики класса обучаются по общеобразовательной программе.

— Создана модель интегративного класса для детей с аутизмом в качестве возможной альтернативы надомному обучению.

— Учителя общеобразовательной школы были подготовлены для работы детьми-аутистами.

— Ученики класса получают дополнительную поддержку для развития социальных и других навыков.

Стоимость проекта

Полная стоимость проекта составила 2 005 500 (два миллиона пять тысяч пятьсот) рублей.

Оказать финансовую помощь проектам фонда вы можете, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Особая школа. Виды коррекционных школ

Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые «условия». И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

Школы особого вида

  • 1 вида — для глухих
  • 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
  • 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
  • 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
  • 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 7 вида — для детей с задержкой психического развития
  • 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют). «С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Что же на другой чаше весов?

Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в «спецшколу» или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение «я хуже всех». То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность («Продержаться бы сегодня. сейчас. еще один урок. «) переходит в апатию («А зачем стараться? Все равно не получается!»). Апатия перетекает в депрессию («У меня никогда ничего не выйдет!») или протест («Все плохо? Так пусть будет еще хуже!»). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют «тотальным регрессом». Уверенность «я — неудачник» остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа. Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо «класса для дураков». Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения («За кем он будет тянуться?» — спрашивают родители). Наконец — «Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития». Для многих — невыносимо.

Доктор, дай лапу!

В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. «Конек» 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из «Святого Георгия» делают ставку на экзотическую пока эвритмию. «Ковчег» обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к «собачьему доктору» в кинологический центр «Ордынцы» на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на «лечение дельфинами».

Все вместе

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.

Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

«Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое».

Учёба после 8 вида

Особая школа. Виды коррекционных школ. Каких детей обучают в коррекционных школах. 8 вида — для детей с умственной отсталостью. Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения.

Итоги благотворительного проекта «Стань Дедом Морозом с Babadu»!

Дорогие участники проекта «Стань Дедом Морозом с Babadu», благодаря Вам 569 особых детей получили новогодние подарки, о которых мечтали! Вы настоящие волшебники. Верите ли вы сами в новогоднее волшебство или Деда Мороза – не так и важно. Гораздо ценнее, что к этому Новому году вы сотворили чудо своими руками! Давно известно, что все в этой жизни возвращается бумерангом, так пусть доброта всех, кто заказал и оплатил игрушки к Новому году для особенных детей, вернется вам в стократном размере.

Ювенальная любовь

Выдержки из статьи «О ней не принято писать. Ее как бы нет. Есть права детей. Есть право ребенка на семью. Но то, что эта семья может быть «профессиональной» — об этом не говорят. Почему «профессиональным» родителям платят зарплату за воспитание детей, а из родных семей изымают за бедность, рассказали газете «Вся Тверь» общественные активисты Алексей Хохлов и Елена Козлова. Общество имеет право знать, что происходит за кулисами Министерства социальной защиты, ведь прийти могут в каждую семью.

Все российские школы должны перейти на систему инклюзивного образования через пять лет

Телеканал «Мир» сообщает: Все российские школы должны перейти на систему инклюзивного образования через пять лет. Один из главных вопросов — где взять столько учителей? Как оснастить школы? Распашные двери, расширенные проемы, низкие пороги, пандусы, лифты, таблички для слепых – лишь неполный список госстандартов. Под новую систему разработали и новые стандарты аттестации. Каждому ученику с особенностями развития необходим индивидуальный подход.

Школы/ классы / интернаты 7-го вида в Москве

Особая школа. Виды коррекционных школ. школа. Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Сказали, что не потянет школу (. Рекомендовали начальную школу походить в школу надомного обучения, где есть.

Астахов высказался против закрытия коррекционных школ

РИА Новости сообщают [ссылка-1] «Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка отметил, что непродуманное и неподготовленное закрытие коррекционных классов и учреждений может привести к необратимым последствиям для здоровья и развития больных детей: «Под предлогом внедрения модных моделей инклюзивного образования* и экономии бюджетных средств нельзя допустить разрушения годами создававшейся системы образования детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья — прим. Iz.) … Для данной.

ЮЗАО — школа 8го вида или что?

Особая школа. Виды коррекционных школ. Виды коррекционных школ. Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.

7 вид и общеобразовательная школа

Особая школа. Виды коррекционных школ. Выбор для ЗПРки — программа Школа России или Коррекционная 8 вид. Мой сейчас учится в школе надомного обучения по программе Школы России, но не тянет программу.

Странные анкеты раздают в школах

Как сообщает портал «Новый регион» [ссылка-1] , новый скандал разгорается в сфере образования Екатеринбурга. Ученикам одной из муниципальных школ раздали анкеты – учреждение подробно интересуется нюансами частной жизни подопечных и их родителей. В бланке «Акт обследования» спрашивают об уровне благосостояния, количестве зарегистрированных на жилплощади граждан и так далее. Родители уже всполошились: кому и зачем нужны конфиденциальные сведения, куда они пойдут и с какой стати их.

Конкурс рассказов «Мой милый дом»

Когда погода такая, что хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, становится ясно: пора вспомнить о домашних радостях и развлечениях. А, может, вы недавно сделали прекрасный ремонт — и хочется похвастаться на весь мир? Или вы любите собирать гостей и готовить экзотические блюда? Или печь вместе с детьми пироги, запах от которых запомнится малышам на всю жизнь? Расскажите, за что вам нравится ваш дом, что в нем особенного, что для вас создает уют, и что вы особенно любите делать дома, когда.

Что стоит за протестами московских преподавателей?

11 октября в Москве прошёл митинг «В защиту столичного образования». По данным организаторов, в нем приняли участие до 1,5 тыс. учителей и родителей школьников. Протестовали против закрытия школ для детей с ограниченными возможностями, а также школ для одаренных детей и детей с девиантным поведением. Главным поводом протеста послужила ситуация вокруг слияния школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал» с гимназией №1588. Согласно новому закону «Об образовании в Российской.

Манипуляции с инклюзивным образованием

Об инклюзивном образовании в России говорят уже несколько лет. Основные проблемы инклюзии обсуждались, например, в статье «Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие. куда?» [ссылка-1] . Похоже, что идея инклюзивного образования в массы продвигается с трудом. И самый неприятный аспект состоит в том, что инклюзивное образование проводится в жизнь параллельно упразднению коррекционных школ. Коррекционные школы начали закрываться после 2000 года, а после введения нового закона «Об.

Воспитание ребенка

Для начала, дорогие родители, я предлагаю вам вспомнить, что такое воспитание и для этого заглянуть в Википедию: «Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.» Давайте также вспомним, какие есть виды воспитания: По содержанию воспитание подразделяется на: -умственное -трудовое -физическое -нравственное -духовно-нравственное -эстетическое -правовое -половое.

Хаски приехали в Москву с благородной миссией

C 16 по 25 декабря в Парке Сокольники проходит программа «По пути с хаски», организованная Клубом «Приключение» путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро, чьи экспедиции не раз были удостоены дипломов Книги Рекордов Гиннеса. Программа проходит при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы и производителя кормов для домашних животных «Нестле Пурина ПетКер» c товарным знаком PRO PLAN. 30 собак прибыли в Москву из молодежного лагеря в Карелии, чтобы подарить праздник детям.

Школа надомного обучения № 379 (ЗАО)

Выбор для ЗПРки — программа Школа России или Коррекционная 8 вид

Есть ли альтернатива школе 8 вида?

Особая школа. Виды коррекционных школ. Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

Набор в школу 8 вида №77

ИНФОРМАЦИЯ О ШКОЛЕ.
Департамент образования города Москвы.
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа 8 вида № 77
(для детей с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями здоровья)

Общая характеристика школы.
В соответствии с установленным государственным статусом школа реализует образовательные программы специального (коррекционного) образования 8 вида по следующим ступеням обучения:
• Дошкольное специальное (коррекционное) образование – разновозростная группа кратковременного пребывания (4-7 лет).
Контингент воспитанников – дети, имеющие умственную отсталость, как легкой так и умеренной степени, осложненную другими заболеваниями.
• начальное общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (1-4 классы)
• основное общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (5-9 классы)
• среднее (полное) общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (10-12 классы). С 1998 в рамках Городской экспериментальной площадки постепенно открывались 10–12 классы c углубленной трудовой подготовкой. Реализуется несколько направлений адресной трудовой подготовки детей:
-на определенное рабочее место (дворник, уборщик служебных помещений, помощник воспитателя, рабочий по зданию, гардеробщик, рабочий по кухне, санитар),
— пропедевтическое ознакомление с профессиями, по которым проводится обучение в колледжах СЗАО, в специальных коррекционных группах (на базе колледжей).
• дополнительное образование по направлениям:
— художественно-эстетическое,
— социально-педагогическое,
— физкультурно-спортивное,
— научно-техническое

Школа является многофункциональным учреждением, в задачу которого входит:
— координированная работа специалистов различного профиля (дефектолог, логопед, психолог, детский психиатр, социальный педагог, специалист ЛФК, массажист) по своевременному выявлению проблем ребенка и обеспечению обоснованного подхода к каждому ученику в процессе обучения и воспитания,
— выбор оптимальной для каждого ребенка образовательной программы, обеспечивающей максимальную адаптацию воспитанника к учебной, трудовой, и социальной деятельности в окружающем мире.
— обучение учащихся досуговой деятельности: декоративно-прикладное искусство, бисероплетение, арт-терапия, хореография, пение «караоке», спортивные игры, компьютерные развивающие игры и др.

В школе работает группа продленного дня. Режим работы: с 7.30 до 19.00

В июне работает летний городской лагерь труда и отдыха.

Обеспечение диагностико-коррекционной, учебно-воспитаельной и лечебно-оздоровительной работы с учащимися проводится в соответствии с нормами наполняемости групп и классов:
— группы дошкольного отделения: 8-10 чел.
— класс: до 5 чел (дети, имеющие сложную структуру дефекта)
— класс: до 10 чел. (дети с умеренной степенью умственной отсталости)
— класс: до 12 чел (дети с легкой степенью умственной отсталости).

школа VII вида?

www.7ya.ru

В Подмосковье открыта новейшая школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.

10 сентября 2014г. в деревне Райсеменовское Серпуховского района открылось специальное коррекционное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья из малообеспеченных и приёмных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комплекс рассчитан на 80 мест. В новом образовательном центре созданы оптимальные условия для комплексной реабилитации воспитанников, являющейся одним из основных условий их успешной социальной адаптации. Школа-интернат станет экспериментальной и методической площадкой для обмена опытом и внедрения новых подходов в работе с детьми, нуждающимися в создании особых условий для обучения и воспитания.

Образование для человека с ограниченными возможностями — одна из важных задач социальной политики государства. Только в одной Московской области свыше 8500 детей с различными нарушениями обучаются в 76 образовательных учреждениях всех видов: с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, задержкой психического развития. Но есть и немало проблем, связанных с неравномерным распределением учреждений по территории, сложностью выбора школы для ребенка со множественными патологиями, ограниченностью штата сотрудников, с тем, что учреждения в абсолютном большинстве размещаются в неприспособленных помещениях. Фонд «Абсолют-Помощь» поставил перед собой задачу способствовать решению данных проблем, было принято решение о создании современного во всех смыслах (архитектура, методики, инновации) образовательного центра для таких детей.

Архитектурно-планировочное решение школы-интерната, реализованное Лабораторией виртуальной архитектуры, велось по разработанному совместно с профильными специалистами проекту и соответствует всем современным требованиям для учреждений подобного назначения и принципам организации доступной среды.Впервые в России строительство подобного учреждения полностью финансируется частным благотворительным фондом. Это совместный проект Правительства Московской области и БФ «Абсолют-Помощь», реализованный на средства Инвестиционной группы «АБСОЛЮТ». Бюджет проекта составляет свыше 800 млн руб. Фонд является единственным учредителем школы и будет в дальнейшем осуществлять её основное финансирование.

autizmru.ru

Школы для детей с аутизмом

Вопрос о возможности обучения аутичных детей в массовой школе до сих пор остается спорным. А между тем при отсутствии лечебно-коррекционной и коррекционно-педагогической форм реабилитации более чем в 70% случаев РДА наступает глубокая инвалидность. В США уже в 80-е годы было принято положение об обязательном обучении аутичных детей. У нас в стране до настоящего времени для детей аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе здравоохранения. В системе образования в системе ПМПК этим детям рекомендуется форма обучения: надомное. И лишь с недавнего времени дети с РДА стали (в крайне избирательных случаях) посещать школы как коррекционные, так и массовые.

Есть примеры, достойные как похвалы, так и критики. В ряде случаев организован индивидуально-дифференцированный подход к развитию и обучению детей — аутистов в массовой школе, а в ряде случаев детей неохотно принимают в школу, хотя только посещая школу, дети могут понять, что такое школа, урок, перемена. Конечно, такое отношение касается детей с особо выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, но целесообразно было бы дать им возможность присутствовать на некоторых уроках в сопровождении родителей и желательно психолога. Как показывают наблюдения, дети с удовольствием выполняют это действие – поход в школу. Они видят дома, что по утрам мама, папа уходят куда-то на работу и вечером возвращаются. Данное явление воспринимается ими как привычное, поэтому в этот процесс они включаются легко. Но достаточно часто учитель даже в рамках индивидуальных занятий не может добиться от ребенка выполнения простых заданий. В итоге занятия оказываются непродуктивными, а у ребенка формируется негативизм к обучению. Очевидно, что формальное обучение аутичных детей школьно значимым навыкам не учитывает их особых потребностей и поэтому не приводит к желаемому результату.

Особыми потребностями стоит назвать этап подготовки к школьному обучению и разработку специального подхода к коррекционному обучению, т.к., не научив ребенка ходить, невозможно заставить его бегать. Это должна быть логически выстроенная система коррекционно-педагогической работы, включающая:

  • установление контакта с ребенком и формирование адекватного отношения к педагогу;
  • формирование учебной мотивации;
  • в дошкольный период развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: развитие деятельности в «системе глаз-рука». Развитие умения следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, захваченными рукой. Развитие умения перенести на лист бумаги то изображение, которое видит глаз на расстоянии (например, на школьной доске). Сначала следует использовать указательный палец ребенка, указывать им на предмет, дотрагиваться до предмета, затем использовать карандаш и позже – ручку. Использовать развитие от жеста к слову. Задействовать работу нескольких анализаторов для более эффективного усвоения, т.е. использовать тактильное, мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое восприятие. Рекомендуется отрабатывать связи между всеми видами движений действий, восприятием предметов и их смысловым обозначением;
  • развитие умения сосредотачиваться на предмете, использовать окружающие предметы по назначению, школьные принадлежности;
  • развитие умения выполнять целенаправленные действия с предметами, организация игр с предметами, с использованием речевых высказываний, сопровождая речью собственное действие, используя хоровое проговаривание, сочетая с логоритмикой. Рекомендуется сначала выполнять действия в объемными предметами, затем – с картинками их изображающими, затем – со словами их называющими, затем – с карточками-символами;
  • развитие умения выполнять эти действия совместно с родителями и близкими родственниками, а затем в малой группе, имея возможность их выполнения сначала по подражанию, включаясь в общий темп, затем, возможно, самостоятельно;
  • развитие умения чувствовать слоговую структуру слов и изображать ее в виде действий (хлопков, простукивания карандашом по поверхности стола, с использованием музыкального молоточка, в виде марширования, в виде выкладывания структурных рядов, используя фишки, и т.д.) с целью закрепления на моторном уровне. В дальнейшем – с использованием карточек-символов;
  • организация занятий в условиях, приближенных к школьным;
  • развитие умения разворачивать собственные действия;
  • выработка социально-бытовых навыков, где в основе должна лежать пошаговая отработка простых навыков на основе «подкреплений» положительных и отрицательных.
  • Коррекционная работа должна проводиться комплексно группой специалистов различного профиля: врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника на основе индивидуальной программы реабилитации, включая как индивидуальные, так и групповые формы занятий; с учетом психофизических особенностей ребенка, с учетом зоны ближайшего развития, с учетом уровня сформированности предпосылок учебного поведения. Нередки случаи, когда аутичные дети в возрасте 13-15 лет оказываются способными начать лишь период подготовки к обучению в школе и усвоению элементарных школьных навыков.

    В противном случае навыки и умения будут являться механическими, неосмысленными, ребенок будет читать, не понимая смысла прочитанного, не сможет научиться отвечать на вопросы, связанные с содержанием не только короткого текста, но и предложения, которое он только что прочитал.

    Параллельно рекомендуется использовать медикаментозное лечение, физиолечение, а также различные виды массажа: массаж кистей рук, кончиков пальцев, логопедический массаж, со стимуляцией активных речевых точек, использование массажных и тактильных дорожек. Следует активно использовать развитие двигательных способностей ребенка, стремиться к тому, чтобы движения были более четкими, дифференцированными, чтобы приближался к норме мышечный тонус кисти руки, улучшалась способность к выполнению более сложных движений и действий.

    Предложенные подходы к организации системы по подготовке детей с аутизмом к обучению в школе помогают сформировать предпосылки учебного поведения, способствуют избежанию механического усвоения школьно значимых навыков и открывают перспективу обучения в массовой школе и интеграции в общество.

    www.orcpnz.ru