Сикорский и а заикание

«Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.

Судороги в сфере дыхательного механизма (дыхательное заикание)

Мы различаем три вида судорог: 1) вдыхательную судорогу, 2) выдыхательную судорогу и 3) ритмическую судорогу.

1) Вдыхательная судорога. Одна из самых частых дыхательных судорог, вызывающая явления заикания, состоит во внезапном порывистом вдыхании, которое наступает то перед началом слова, то весьма редко среди слова и даже среди двух звуков одного слога, через что происходит неприятное для внимания и уха слушателя промедление в непрерывном следовании звуков или нарушении их частоты и отчетливости. Главная характеристическая черта этих вдыханий состоит в их внезапности и порывистости».

Все, без исключения, гласные звуки при инспираторной судороге носят характер густого придыхания. Гласные а, о, у, э, и, ы слышны как га, го, гу, гэ, ги, гы, но никогда не являются, совершенно чистыми. Мгновенные звуки при инспираторной судороге нередко получают аффрикацию, так что слова пол, быть произносятся, как «пфол», «бвыть». Придувные звуки (спиранты) иногда теряют свою обычную отчетливость, а дрожащий звук р совершенно исчезает, заменяясь простым придыхательным шумом.

2) Выдыхательная судорога. По своим проявлениям и по своему влиянию на вокальный и артикуляторный аппарат, выделенная судорога имеет много общего с вдыхательною. Большею частью она отличается таким же внезапным и порывистым характером как и инспираторная и, врываясь в стройное течение звуков речи, нарушает их правильную непрерывность. Экспираторная судорога обыкновенно поражает человека не в начале, а уже в течение речи; наступление ея резко обозначается внезапным усилением экспирации, нисколько не вытекающим из артикуляторных потребностей данной минуты. Большею частью сокращение брюшных мышц бывает столь внезапно и сильно, что охваченный судорогой человек несколько наклоняется вперед, как это бывает при рвоте, в то же время воздух с большим напряжением, быстротой и шумом уносится из груди наружу, чрез раскрытую голосовую щель.

pedlib.ru

Сикорский и а заикание

Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в научных трудах в течении всего ХХ века. Достаточно много лет вопросы изучения и воспитания детей с заиканием интегрировались на уровне дефектологии. Заикание в дефектологических исследованиях рассматривался с клинических, психологических и педагогических позиций. Это направление выбрали Т. Непфнер и Е. Фрешельс, а также А. Либман, Г. Неткач, Ю. Флоренская. Для понимания структуры речевого недостатка при заикании исследователи в разное время и разными методами изучали механизм заикания, причину его возникновения, особенности проявления. Для того, чтобы подойти к современному пониманию структуры этой речевой недостатки, необходимо иметь представление о различных подходах к этому явлению. Заикание является одним из самых сложных речевых расстройств, скрывает еще много нерешенных проблем. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Разное понимание сущности обусловлено уровнем развития науки и позиции, с которых исследователи подходили и подходят к изучению этой речевой недостатки. Это заболевание интенсивно изучается и освещается в научной литературе на протяжении многих лет такими выдающимися учеными как Н. Асатиани, Л. Белякова, С. Дьякова, Р. Левина, С. Ляпидевський, Г. Неткач, В. Гиляровский, И. Сикорский. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров В. Гиляровского, Н. Неткач, И. Сикорского. Долгое время заикание подростков исследовали такие высококвалифицированные специалисты, как Л. Андронова (Л. Арутюнян), Г. Волкова, Б. Драпкин, Ю. Некрасова, Е. Оганесян, И. Поварово, Е. Рау, В. Селиверстов, В. Шкловский; уникальный творческий коллектив ЦПРиН: Л. Бондарева, В. Исагулиев, П. Исагулиев и многие другие. С конца ХХ века регулярно проводятся международные симпозиумы, посвященные исключительно проблеме заикания. Объект исследования: дети страдающих дефектами речи, в данном случае заиканием. Предмет исследования: речь детей, которые заикаются Цель исследования: причины возникновения, симптоматика и виды заикания. Актуальность проблемы: в наше время все больше детей, которые имеют проблемы с речью, детей, которые заикаются, и по этому поводу дети комплексуют, поэтому надо знать все об заикании, чтоб если не исправить проблему, то облегчить жизнь. Задачи исследования: 1. Определить причины заикания, его исследования в психоло-педагогической литературе. 2. Провести обследования симптоматики заикания. 3. Раскрыть виды заикания.

Итак, механизм заикания полностью не разгадан. До сих пор эту проблему исследователи пытаются рассматривать с разных групп: клинических, психологических физиологических, нейрофизиологических, психолингвистических и тому подобное. Заикание является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений. На сегодня не существует единого взгляда на природу заикания через широкий спектр причин и условий его возникновения, разнонаправленности клинических особенностей, вариантов протекания, форм личного реагирования на дефект. Поэтому необходимо учитывать все особенности проявления заболевания. На современном этапе развития научных исследований в комплексном подходе к преодолению заикания понимают лечебно-психолого-педагогическое воздействие на различные аспекты психофизического состояния лица, заикается благодаря различным приемам, средствам, методам и усилиям различных специалистов. Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и еще в конце XIX в. наш отечественный психиатр И. А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет. Но по мнению большинства ученых, заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающегося, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.

Список литературы 1. Волкова Г. А. Заикание и дизонтогенез // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Волковой. – СПБ., 1994. – С. 7–12. 2. Детская патопсихология. Хрестоматия: учебное пособие по курсу «Детская патопсихология» / Сост. Н.Л. Белопольская. 4-е изд., стереотип. — М.: «Когито-Центр», 2011. — 351 с. // 3. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Н. И. Жинкин. – М., 1966. – С. 5–25. 4. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. и с перед. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского, пер. с чешск. Е. О. Соколовой;– М.: Медгиз, 1962. – 300 с. 5. Интеркультурная педагогика младшего возраста: Учебник / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. — М.: Форум, 2011. — 400 с. 6. Каше Г.А. Підготовка детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 1985. 7. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой.?Изд. 5-е, перераб. и доп. Москва: ВЛАДОС, 2013.?703 с.: ил.; 22 7.2. 8. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 784с. 9. Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой.- М.: Р 46 Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.- 352 с. 10. Сикорский И. А. Библиотека логопеда. Заикание / И. А. Сикорский – М.: Астрель, 2005. – 192 с. 11. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5–7 лет в детском саду: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 64 с. 12. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи / Людмила Спирова, Алла Ястребова. – М.: Просвещение, 1985. — 144с. 13. Тяпугин Н. П. Заикание / Н. П. Тяпугин – М.: Медицина, 1966. – 156 с. 14. Шостак Б. И. Особенности состояния моторики у детей, страдающих заиканием: дисс канд. пед. наук. / Б. И. Шостак – М., 1965. – 173 с. 15. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Сикорский И.А. «О заикании». Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений в 2 тт. Т. 1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997, — 560с. 16. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Сикорский И.А. «О заикании». Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений в 2 тт. Т. 1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997, — 560с. 17. Ястебова А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / Алла Ястребова. – М.: АРКТИ, 2000. – 96 с. (Библиотека практикующего логопеда).

www.work5.ru

Нельзя отнести имена психиатра Ивана Алексеевича Сикорского и его сына – авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского к забытым. Но как это часто бывает, чем больше известен человек, тем меньше мы о нем на самом деле знаем.

До революции И.А. Сикорский пользовался колоссальной известностью. О нем писали много, часто давая диаметрально противоположные оценки его деятельности и взглядам. В советских энциклопедиях найти информацию про И.А. Сикорского сложнее, чем про его сына. Современный энциклопедический словарь сообщает, что Иван Алексеевич Сикорский – автор трудов «по вопросам психических эпидемий (массовых психозов), психогигиены и психопрофилактики, логопедии, психологии детей, педагогике» основал в 1912 году в Киеве первый в мире Институт детской психологии и «придерживался крайне консервативных взглядов». Выступив в качестве эксперта на процессе М. Бейлиса, он «отстаивал версию о совершении обвиняемым ритуального убийства».

Не оправдывая и не обвиняя, попробуем кратко рассказать о взглядах и деятельности Сикорского.

Четыре года назад в Киеве вышла написанная на основе малодоступных для российских исследователей архивных документов монография В.И. Менжулина, в которой предпринята попытка рассмотреть «неудобные страницы психиатрии», связанные с Сикорским. Для многих эта работа стала открытием. Если о Сикорском, как психиатре писали, то о Сикорском-националисте (и монархисте) до недавнего времени было не принято упоминать. Как не принято было упоминать и о том, что художник В.М. Васнецов и ученый Д.И. Менделеев поддерживали деятельность русских правых организаций начала ХХ в. О Сикорском, как русском националисте, стали часто писать, после того, как современные правые деятели (прежде всего, В.Б. Авдеев) начали переиздавать его труды. В 2007 г. вышла фундаментальная монография Э.И. Колчинского «Биология Германии и России-СССР в условиях социально-политических кризисов первой половины ХХ века», а в 2008 г. исследование М. Могильнер «Homo imperii: История физической антропологии в России (конец XIX – начало ХХ вв.)».

Иван Алексеевич родился 26 мая 1842 года в семье священника села Антоново, Сквирского уезда, Киевской губернии. По воспоминаниям, семья была большая – шесть сыновей и шесть дочерей, Иван Алексеевич был шестым ребенком. С самого раннего детства он отличался вдумчивостью, был серьезен, мало принимал участия в играх братьев и сверстников. Очень рано, почти самостоятельно научился читать и читал по целым дням. Окончил Киево-Софийское духовное училище, затем Киевскую духовную семинарию. В период учебы «свободно читал и переводил классиков, занимался естественными науками, литературой, философией, изучил французский и немецкий языки»

Сдал в 1862 г. экстерном экзамены в Первой киевской гимназии и поступил в Университет Св. Владимира. По воспоминаниям, «отъезд… в Киев для поступления в университет был событием в доме сельского священника. Родители собрали сына, как могли, дали три рубля денег и маленький самовар». Начинается новая жизнь. Учеба, научная деятельность, поиски заработка и чтение книг. «К этому же времени относится начало собрания библиотеки, которая к концу его жизни стала одной из крупных частных библиотек и содержала свыше двадцати тысяч томов ценных и редких книг». Впоследствии к научным изданиям библиотеки Сикорского прибавились «художественные фотографии и альбомы музеев всего мира», приобретенные им в многочисленных поездках. Библиотека Сикорского, которую он собирал всю жизнь, содержалась в полном порядке и служила не только своему хозяину. Впоследствии, уже став знаменитым и обеспеченным человеком, Сикорский любил вспоминать из времен своей студенческой жизни случай, когда к нему в комнату забрались воры и украли единственный костюм, пальто, сапоги и шляпу. В результате, он «принужден был оставаться в постели, пока к нему не заглянул студент-товарищ и не выручил из затруднения, одолжив свой костюм. Но Иван Алексеевич был так счастлив, что воры не тронули его книг, что об этом событии вспоминал, как о счастливом дне своей жизни». Для удобства пользования библиотекой был составлен специальный каталог (впоследствии изданный в печатном виде), а каждая книга помещалась в шкафу на своем месте.

В 1863 г. Сикорский перевелся с естественного факультета на медицинский, который закончил с отличием в 1869 г. Как способный студент, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. 6 марта 1872 г. он получил степень доктора медицины за работу «О лимфатических сосудах легких». Специализируясь на изучении патологии душевных и нервных болезней, Сикорский переезжает в Петербург. Он занимает должность приват-доцента Медико-хирургической академии. В 1880 г. он назначается чиновником особых поручений при начальнике Главного управления военно-учебных заведений с оставлением на службе в Медицинском департаменте МВД. Сикорский был удостоен звания приват-доцента психиатрии и нервных болезней и назначен штатным ординатором психиатрической больницы Николая Чудотворца. Его избирают членом научных обществ в России и Европе.

С 1 января 1885 г. Сикорский назначается экстраординарным, а с 1889 г. ординарным профессором по кафедре систематического и клинического учения о нервных и душевных болезнях Киевского университета. Он основывает журнал «Вопросы нервно-психической медицины и психологии». В Киеве им был организован Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей (1904) и первый в мире Институт детской психопатологии (1912). В конце октября 1896 г. в Киеве было создано «Юго-Западное общество трезвости» для борьбы с алкоголизмом, председателем которого был избран Сикорский. Он также стал председателем Психиатрического Общества, Общества покровительства лицам, отбывшим наказание и детям бесприютным; членом Общества Нестора-летописца, Юридического и Физико-медицинского обществ.

Сикорский — автор более 100 научных работ по различным вопросам патологической анатомии, клинической психиатрии и педагогике, антропологии. Ряд работ Сикорского затрагивает темы, связанные с такими социальными проблемами, как алкоголизм, наркозависимость, проституция, суицидальные явления и пр. Как отмечает, исследователь Э.И. Колчинский, в январе 1887 г. на Первом съезде российских психиатров в Москве особую обеспокоенность вызвали именно вопросы нравственного вырождения нации, увеличения числа психических заболеваний и самоубийств.

Многие его работы дополнялись и перерабатывались, выдержав ряд переизданий. Помимо книг, брошюр и статей, также публиковались и тексты некоторых его публичных лекций: «О явлениях утомления при умственной работе у детей школьного возраста» («Здоровье». 1879 г. № 104); «О заикании» (СПб., 1889); «Дневник больного, злоупотреблявшего гашишем и морфием» (1896); «Черты из психологии славян. Речь в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 мая 1895 г.» (Киев, 1895); «Алкоголизм и питейное дело» (1897); «Об успехах медицины в деле охранения высших сторон здоровья» (1898); «О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России: Статистическое исследование по официальным источникам» (1899); «Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены» (Киев-Харьков, 1899-1900. Кн. 1-5); «Характеристика трех основных человеческих рас – черной, желтой и белой, в связи с вопросами Русско-Японской войны: (Публичная лекция в пользу Красного Креста, читанная в Университете св. Владимира 23 февраля 1904 г.) (1904); «Психологические основы воспитания и обучения» (Киев, 1909); «Основы теоретической и клинической психиатрии с кратким очерком судебной психологии» (Киев, 1910); «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении» (Киев, 1912); «Надвигающийся великий кризис от вина» (Киев, 1912); «Основы алкогольной политики в России» (Киев, 1912) и др. (последняя из упомянутых брошюр заинтересовала С.Ю. Витте, который приобрел экземпляр для своей личной библиотеки).

Многие работ Сикорского переводились на немецкий, французский и английский и другие европейские языки. Работа «Душа ребенка» (СПб., 1901) выдержала в Германии свыше 14 изданий. Такая работоспособность во многом была следствием самодисциплины и ограничения. Алкоголь, курение, изысканные блюда и всевозможные развлечения были не для Сикорского. Не случайно в шутку говорили, что у него 36 часов в сутках.

По своим политическим убеждениям Сикорский был монархистом и русским националистом, полагая, что «националисты во всех странах – это такие люди, которые хотят показывать душевные качества и духовную мощь своего народа».

В докладе, прочитанном 8 апреля 1910 года в Киевском клубе русских националистов, Сикорский рассматривал идею национализма с биологической точки зрения. Он полагал, что в оценке судьбы и будущего народов нужно принимать в расчет все пережитые ими исторические и биологические прецеденты. Народы, выделившиеся из ряда других благодаря своим биологическим особенностям, внесли в свою природу и жизнь «неисчислимые затраты психической энергии», тем самым составив «духовный капитал». Этот капитал они передавали потомкам как биологическое наследие, и «сделаться участником этого великого духовного капитала возможно для постороннего индивидуума или народа только путем антропологического объединения, так как природа не знает и не практикует ни подражаний, ни дарственных записей, ни отчуждения духовных качеств». Поскольку биологическое и психологическое существуют совместно и не подлежат разделению, все наследие прошлого «дается сразу сыну своего народа», а значит «существующее ныне господство великих народов — это не продукт истории и исторических событий, но глубочайшее доисторическое и биологическое явление, служащее выражением эволюции и прогресса жизни». Националисты же (не только в России, но и в других странах), это те люди, которые хотят показать душевные качества и духовную мощь своего народа, продемонстрировать «народный дух», который представляет собой создаваемое веками биологической и исторической жизни «величайшее биологическое богатство». Завершая свой доклад, Сикорский перечислил атрибуты той самой «народной (национальной) души», которую должны были охранять националисты. В качестве таких атрибутов были названы: язык, поэзия, художественное творчество, школа, пресса, религия.

Вместе с тем, как отмечает исследователь Колчинский, «Сикорский издал серию интересных биографий деятелей русской культуры, в которых объяснял их достижения, например, А.С. Пушкина, потомка африканца, унаследованной психической организацией…». Обращаясь к генеалогии Александра Сергеевича, Сикорский приходил к выводу, что «великая натура поэта далеко не укладывается в рамки одной национальности». Таким образом, по наблюдению историка Д.А. Коцюбинского, противоречия между культурологическим и биологизаторским подходами постоянно давали о себе знать при рассмотрении феномена национальности.

После начала Первой мировой войны, Сикорский присоединился к антинемецкой компании, выпустив брошюру «Современная всесветная война 1914 года. Причины войны и устранение их». Книга имела подзаголовок на титульном листе: «Сбор от продажи в пользу семейств раненых». В ней ученый выражал надежду на победу над врагом: «Прогрессивное человечество твердо решилось добиться цели соединенными силами многих держав, не останавливаясь даже перед перспективой пожертвовать еще раз миллионами человеческих жизней и миллиардами золота, только бы положить предел насилию и грабежу, убивающему прогресс самой жизни человеческих обществ». Брошюра заканчивалась настоящим панегириком союзу России, Англии и Франции: «Одаренность народов Тройственного Согласия обещает успешность всякой коллективной работы… Все три союзные народы отличаются каждый — расовою одаренностью, обладают хорошо развитою национальной литературой, и все три выработали у себя психологически тонкий язык… Все три народа, кроме того, материально обеспечены как естественными богатствами своих стран, так и значительными запасными территориями, обещающими ту же обеспеченность и в будущем. Своевременное приобретение таких территорий свидетельствует об уме, здравой расовой проницательности и давней предусмотрительности». Сложно согласиться с исследователем В.И. Менжулиным, выводящим германофильство Сикорского из того, что он отнес немцев «к расам здоровым и одаренным».

В своей книге Сикорский пишет: «Немцы представляют собою расу, бесспорно одаренную и сильную, хорошо приспособленную к жизни… немцы не лишены инстинкта расовых территориальных сбережений и накоплений, но всегда совершали это своеобразным способом».

Критика профессором противника, действительно затрагивала ряд ошибок, допускаемых немцами в вопросах, связанных с созданием “территориальных запасов” (колоний).

В 1915 г. в Киеве вышла 56-страничная брошюра Сикорского «Что такое нация и другие формы этнической жизни?» Современный исследователь текста этой брошюры, Марина Могильнер отмечает, что ее содержание свидетельствует о том, «что научный дискурс и роль Эксперта были для Сикорского не самостоятельной ценностью, а лишь инструментами в идеологической борьбе, прежде всего – в деле создания и легитимации национального проекта, и если эти инструменты не давали желаемого эффекта – в ход шли другие “инструменты”». По мнению Могильнер: «В отличие от большинства русских антропологов рубежа веков, Сикорский интересовался не просто изучением и описанием “расового состава” империи и эволюцией человечества как вида, но объективизацией неравенства народов, т.е. основаниями расовой иерархии. Видимо, этот вариант расового дискурса также требовался русскому национальному проекту для самолегитимации в условиях многонациональной империи. Европейски образованный и начитанный, Сикорский, вполне в духе эпохи “наций и национализма”, стремился внести системное начало в “хаос” империи: “его” империя состояла из русской нации, на основе которой будет продолжаться развитие государства, и нерусского населения – объекта ассимиляции»

1 февраля 1919 года на 77-м году жизни И.А. Сикорский скончался в Киеве. По воспоминаниям, «тяжкую болезнь, поразившую его за три года до смерти и приковавшую его к постели, он переносил с величайшим терпением, ясно понимая всю картину болезни, течение ее и близкий конец. Он говаривал, что для него было большим несчастьем заболеть той самой болезнью, от которой он лечил других. Но, несмотря на тяжкий физический недуг, дух его до самой смерти продолжал оставаться бодрым, мысль продолжала свою работу».

Хотя свидетельства и подтверждают естественную смерть ученого, время от времени появляются (без каких-либо ссылок на источники) ошибочные упоминания о его насильственной гибели (например, в статье С. Фомина), не имеющие под собой никакого основания. Вадим Менжулин, посетивший в 2003 г. могилу Сикорского на Байковом кладбище в Киеве упоминает про простой железный крест, стоящий на могиле и табличку, установленную, судя по надписи, значительно позже. К тому же «на ней написано, что усопший прожил 72 года, тогда как на самом деле смерть настигла его на 77-м году. Тем не менее, могила выглядит ухоженной. Значит, остались люди, питающие к И.А. Сикорскому добрые чувства. И это далеко не самый печальный из всех возможных финалов».

В 1931 году в США, под заголовком «Книга жизни», вышло объемное издание «Психологической христоматии (именно так, через букву И, нужно писать это слово, заявлял Сикорский). Книга была посвящена памяти «Сергея Ивановича Сикорского, погибшего в морском сражении 28 сентября 1914 г.».

Сын Ивана Алексеевича — Игорь Иванович (1889-1972), учился в Петербургском морском училище, затем поступил в Киевский политехнический институт. Уже с 1908 года он строил самолеты. Именно ему принадлежит создание таких самолетов, как: «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положивших начало многомоторной авиации. Совсем недавно исполнилось 95 лет с того дня, как первый в мире тяжелый многомоторный самолет «Русский витязь» успешно прошел в Петербурге испытания в полете, а через два с половиной месяца установил мировой рекорд, пролетев 1 час 54 минуты с семью пассажирами. В 1919 И.И. Сикорский эмигрировал в США, где основал авиационную фирму.

www.stoletie.ru

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties. Обычно связано с логофобией (вербофобией) — фобией говорить, являющейся следствием или причиной заикания.

Лечение заболевания у ацтеков

В своём фундаментальном произведении «Общая история дел Новой Испании» (1576) Бернардино де Саагун, опираясь на сведения ацтеков о лечении различных заболеваний, привел объяснение причины возникновения заикания, а также метод борьбы с ним:

Заикание у детей происходит из-за того, что уже подросшие, они сосут молоко |у матерей|, и для |лечения| этого целесообразно отнимать их от груди и заставлять есть.

Психологические особенности заикающихся

О психологических особенностях заикающихся было известно учёным древности, что отражено в их трудах. Но эта проблема затронута в очень немногих работах и другим аспектам заикания уделено гораздо больше внимания. Учёные древности в своих упоминаниях о психологических особенностях заикающихся писали об использовании психических предосторожностей против заикания (Плутарх) и об особенностях характера заикающихся (Авиценна).. В 19в. в работах многих учёных, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности заикающихся. Учёные отмечают преобладание психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, отмечают слабость воли, упадок духа и смущение (Меркель), преобладание недостатка именно воли как причины заикания (Винекен), влияние душевных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен). Суммируя эти взгляды и, высказывая своё мнение, Сикорский И. А. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.
  • Также, большое значение в освещении практической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикорский И. А. тщательно и научно обоснованно даёт психологическую характеристику пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и помочь пациенту, используя их. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературных источников, хотя этот случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту. Многие авторы считают, что такое тщательное исследование психологических особенностей заикающихся начинается только в 20в. Говоря об изменении и развитии взглядов на психологические особенности заикающихся учёных древности по сравнению с учёными 19в.,необходимым отметить, что в 19в. появилась точка зрения о преобладании влияния психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание. Также учёные 19 века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И. А. В 20в. количество исследований по психологическим особенностям заикающихся значительно возросло. По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И. А.) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. А.). К началу 20в. учёные пришли к пониманию того, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство (Либманн А., Неткачев Г. Д., Фрешельс Э., Гиляровский В. А.). К 30-м годам 20в. и в последующие 50-60-е годы механизм заикания и, соответственно, психологические особенности заикающихся многие учёные нашей страны и зарубежных стран стали рассматривать, опираясь на учение Павлова И. П. о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза (Флоренская Ю. А., Поваренский Ю. А., Гиляровский В. А., Хватцев М. Е., Тяпугин И. П., Лебединский М. С., Ляпидевский С. С., Поварин А. И., Динкин Н. И., Кочергина В. С., Зееман М., Совак М., Митронович-Моджеевска А., Беккер К-П.). В 70-е г. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной форм заикания. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Н., Драпкин Б. 3., Казаков В. Г., Белякова Л. И.). Также к концу 20в. появились работы, которые с точки зрения не одной науки, а нескольких наук (психология, педагогика, медицина) тщательно исследуют психологические особенности заикающихся (Селиверстов В. И., Шкловский В. М.). Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А., Зайцева Л. А.) Появление этих работ, говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся. Необходимо отметить, что работы по частным вопросам психологических особенностей заикающихся (особенности поведения в игре, особенности поведения в конфликтных ситуациях, особенности мыслительной деятельности и др.) появились только в конце 20в.

    Становление и развитие подходов к преодолению заикания

    Можно предположить, что первые сведения о психокоррекционной работе встречаются в изложенной Плутархом истории лечения Демосфена. Демосфен пользовался следующими методами и приёмами психокоррекции своего дефекта речи и своих психических особенностей:

  • декламация под шум морских волн;
  • выбор образца для подражания и подражание ему как в речи, так и в мимике и жестах (Перикл);
  • упражнения в беззвучном мысленном произнесении слов (в месте, удалённом от людей).
  • В 19в. многие учёные в своих системах лечения заикания (Итар, Ли, Коломба, Беккерель, Шервень, Блюме, Отто, Меркель, Шультесс, Лагузен Х., Кён Р.) не выделяли в отдельный раздел психическое лечение и предлагали использовать только отдельные приёмы психокоррекционного воздействия, такие как:

  • личное воздействие руководителями (Коломба, Меркель, Лагузен X.);
  • отвлечение внимания больного от дефектной речи (Коломба, Отто) ;
  • использование художественной литературы для улучшения психического состояния заикающихся (Блюме, Кён Р.);
  • построение речевого высказывания в мыслительном плане ещё до моторного воспроизведения (Безель).
  • Большое значение для психокоррекционной работы с заикающимися в данный период имеет монография Сикорского И. А., в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается Сикорским И. А. как неотъемлемая часть комплексного подхода к лечению заикания. Сикорский И. А. особо подчёркивает значение психического лечения именно для заикания и чётко формулирует план психического лечения. Такого плана лечения мы не встречаем в литературе от древности до конца 19в. В начале 20в. появились отдельные работы, посвящённые именно психокоррекционному воздействию на заикающихся (Неткачев Г. Д., Тартаковский И. И.). В работах Неткачева Г. Д. и Тартаковского И. И. появился качественно новый взгляд на психокоррекционные приёмы и методы воздействия на заикающихся . Неткачев Г. Д., в отличие от учёных прошлого, отвергает дыхательную гимнастику, которая неизменно входила во многие ситемы лечения заикающихся, говоря, что она плохо влияет на психическое состояние заикающихся, мешая психокоррекционной paботе. Неткачев Г. Д. составил чёткий план психокоррекционного воздействия, названный им «психологическим методом». У Неткачева Г. Д. мы встречаем план психологической помощи семьям заикающихся детей и им самим. Такого плана ранее не было в трудах учёных, хотя отдельные советы давались в монографии Сикорского И. А. В русле психологической помощи заикающимся детям важны появившиеся работы Гиляровского В. А..

    Важной и определяющей в данный период времени является работа Тартаковского И. И., в которой он изложил последовательную и обоснованную практическим опытом, поддержанную крупнейшими учёными того времени, систему психотерапевтической работы с заикающимися. Эта система вызвала большие споры в 20-е г.г. 20в.,что подтверждает её необычность и революционность. Мысль Тартаковского И. И. о том, что заикающиеся должны самостоятельно справляться со своими нарушениями — взять лечение в свои руки и, при этом, врачи, психологи, педагоги и другие специалисты будут только консультировать их — не встречалась в истории проблемы заикания от древности до времени, когда её предложил Тартаковский И. И. Также, важными, на наш взгляд, являются положения Тартаковекого И. И. о коллективной психотерапии и об учёте индивидуальных особенностей заикающихся. Необходимо отметить тот факт, что система Тартаковского И. И., появившаяся в 20-е г.г., органично связана со временем своего появления. Именно в 20-е г.г. во всех областях науки и культуры шли поиски и эксперименты, многие из которых впоследствии или совсем исчезли или сохранились в сильно изменённом виде.

    В 1950—1960-е гг. К. М. Дубровским был предложен «Метод одномоментного снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. Метод Дубровского привлёк к себе такое внимание, потому что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, те методы, которые были, не включали в себя ни психологический компонент, ни, тем более, терапевтический.

    Во второй половине 20в. произошли важные изменения в психокоррекционной работе с заикающимися. Многие учёные стали рассматривать психокоррекционную работу как раздел комплексного медико-педагогического подхода по преодолению заикания (Ляпидевский С. С., Лебединский B.C., Селиверстов В. И., Шкловский В. М. и др.). По сравнению с 19в. и началом 20в. учёные стали чётко разграничивать методы и приёмы логопедического воздействия и психокоррекционную работу. Появилось чёткое разделение методов и приёмов психокоррекционного воздействия по разным возрастным группам заикающихся (Драпкин Б.3., Волкова Г. А., Белякова Л. И., Дьякова Е. А., Рау Е. Ю., Карпова Н. Л., Некрасова Ю. Б. и др.). В данный период чётко наметилась тенденция значимости социальной реабилитации заикающихся как первостепенной задачи. В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта. К концу века была разработана система социореабилитации заикающихся (Некрасова Ю. Б., Карпова Н. Л.), которая, опираясь на ряд наук (философия, психология, педагогика, медицина), развивает идеи комплексного подхода с целью интегративного воздействия на личность заикающегося в целом. Названные подходы имеют глубокие исторические корни. Комплексный подход к работе с заикающимися, учитывающий психокоррекционное направление, берёт своё начало от исследований Сикорского И. А., а современный интегративный подход к психокоррекционной работе в психологии и педагогике основывается на исследованиях Рубинштейна С. Л., Выготского Л. С., Лурии А. Р.

    Перспективы коррекционной работы связаны с индивидуально-ориентированным подходом к обучению и воспитанию, который успешно применяется в современных системах работы с заикающимися и имеется тенденция дальнейшего развития и углубления этого подхода в работе с заикающимися (Некрасова Ю. Б., Л. З. Арутюнян-Андронова, Карпова Н. Л., С. Б. Скобликова, Е. Ю. Рау и др.).

    Типы заикания

    Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

    В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

    При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

    Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

    Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

    При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

    Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью. Возможны случаи хикикомори.

    Распространённость

    Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

    Чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается.

    Причины возникновения

    Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия. Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся. Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП.

    Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

    Факторы улучшения/ухудшения речи

    Данные факторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев.

    Условия, благоприятно влияющие на речь заикающегося

    Сикорский Иван Алексеевич (1842—1919) — российский врач-психиатр, профессор, в честь которого заикание получило в России второе название — «невроз Сикорского». В своей монографии «О заикании» Сикорский рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание.

    Условия, неблагоприятно влияющие на речь заикающегося

    Если заикание — невроз, оно усиливается, когда человек начинает нервничать, а также вообще при сильных эмоциях.

    Методики лечения

    Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

    Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. Все методы так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

    Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

    Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки), но единой «правильной» не существует.

    Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

    • Логопедические
    • Психологические
    • Психотерапевтические
    • Логопсихотерапевтические
    • Социореабилитационные
    • Медикаментозные
    • Физиотерапевтические
    • Комплексные
    • Нетрадиционные.

    Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

    medviki.com