Симптоматика заикания этиология заикания

Этиология заикания 1188

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Если рассматривать этиологию заикания с позиции прошлых веков, то еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные заболевания, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

Зарубежные исследователи в числе причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствии инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс 1931) [5].

Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности. Причины нарушения высшей нервной деятельности ребенка многообразны. Так, расстройства могут быть вызваны частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими организм ребенка в целом. Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой. Такое бывает в результате неблагоприятного протекания беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности.

Частой причиной срыва нормальной нервной деятельности ребенка является педагогическая запущенность, неправильные приемы его воспитания.

Сюда относится неблагоприятная нервозная домашняя обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неуравновешенное отношение к нему взрослых, внезапные переходы от ласки к ругани, резкие окрики, запугивающие наказания. Не меньший вред может нанести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание.

На наличие нервозной обстановки в семьях, где впоследствии развивается у детей заикание, указывают многие авторы: Н.А.Власова, К.П.Беккер, Л.Я.Миссуловин, М.И.Иогихес, Р.Е.Левина и др.

Нередко срыв высшей нервной деятельности у ребенка наступает вследствие одномоментной психической (испуг) или физической травмы. Но неправильно будет считать, что нервные потрясения, вызванные испугом — единственная причина заикания.

Против мнения, что заикание появляется только в результате испуга, говорит прежде всего то обстоятельство, что все без исключения люди в детстве обязательно чего-нибудь пугались: страшный сон, собака и т.п., однако, заикаются, как мы видим, далеко не все.

Заикание может возникнуть от запинок несудорожного характера (интерация) по типу зафиксированного патологического рефлекса.

Физиологические итерации (от лат.- повторять), по мнению некоторых авторов (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт), свойственны 80% детей в период активного формирования у них фазовой речи (2-5 лет), когда развитие мышления опережает развитие речевых возможностей. Если нет осложнений, эти повторения проходят, как только ребенок приобретает укреплением речевыхусловных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

Как было сказано выше, в настоящее время можно выделить две группы причин заикания — предрасполагающие и производящие или провоцирующие. При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие: невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся: физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи (3 — 4 года); повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком; недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические, психические и социальные.

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссияподражание заикающимся; переучивание леворукости; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания [5].

Существует несколько пиков проявления заикания, связанных с измене­нием социально значимой ситуации (поступление в школу, пубертатный пери­од, принятие самостоятельных решений в юношеском возрасте и т.д.). Таким обра­зом, на возникновение заикания влияет не одна причина, а сложный комплекс условий.

studepedia.org

Заикание — это нарушение речи, для которого свойственны частые повторения либо пролонгация звуков, а также прерывания речи, которые разрывают ее ритмическое течение. Статистические исследования подтверждают, что данным заболеванием гораздо чаще страдают дети, нежели взрослые. При этом у мальчиков диагностируют заикание в несколько раз чаще, чем у девочек. У большинства детей дефект проходит сам по себе по мере их взросления. У взрослых это заболевание встречается с частотой около 1-3%.

Классификация заикания

Критериями для классификации судорог служат течение заболевания, его формы и клинические проявления. Выделяют следующие формы заикания:

  • клоническое — кратковременные судороги следуют одна за другой, что ведет к непроизвольному повторению звуков;
  • тоническое — задержка речи случается из-за сильного и длительного сокращения мышц;
  • смешанное — возникает из-за сочетания обеих разновидностей нарушения речи.
  • По течению заикание бывает постоянным (беспокоит больного постоянно во всех ситуациях и формах речи), волнообразное (может появляться и исчезать), возвратное (после полного исчезновения вновь начинает беспокоить больного). По клиническим формам принято выделять невротическую и неврозоподобную. Первая возникает из-за неврозов и стрессов, а вторая — из-за болезней нервной системы.

    Этиология и патогенез

    Существует целый комплекс причин и факторов риска, которые могут спровоцировать данное заболевание. Поэтому определить точную этиологию болезни можно только в каждом случае. Причины заболевания у взрослых и детей существенно отличаются.

    Заикание у взрослых диагностируют крайне редко. Один из факторов риска заболевания — наследственная предрасположенность. У больных диагностируют слабость центральных отделов речи, что при влиянии неблагоприятных факторов может вызвать заикание. Доказано также, что у мужчин патология встречается гораздо чаще, чем у женщин. Это обусловлено тем, что у женщин левое полушарие мозга, в котором локализуется двигательный центр Брока, более развито.

    Распространенная причина заикания у взрослых — сильный стресс. Под его воздействием нарушается координация мышц, отвечающих за образование звуков. Их сокращение и расслабление становится несогласованным, что в результате ведет к судорогам. Причинами заикания могут также стать болезни центрально-нервной системы: менингиты, энцефалиты, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. Большое значение в появлении заикания играют также опухоли мозга и инсульты.

    У детей основные причины патологии — психические травмы и патологии ЦНС. К возникновению заикания особенно склонны дети, которые перенесли любые заболевания, поразившие нервную систему. К таким заболеваниям относятся черепно-мозговые травмы, внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания, которые были вызваны вирусами. Врачи также выделяют факторы риска развития заболевания. При наличии в жизни ребенка таких факторов любое заболевание ЦНС или стресс могут привести к развитию патологии.

    Факторы риска появления заикания у детей:

  • Ребенок начал рано говорить. Некоторые дети, которым только исполнился годик, могут иметь обширный словарный запас. При этом в норме большинство детей владеют всего 3-5 словами. Затем словарный запас начинает очень быстро пополняться новыми, ребенок в возрасте 1,5 года уже начинает говорить целыми предложениями. Однако легкие и речевой аппарат малыша еще не способны справляться с повышенной нагрузкой, что провоцирует заикание.
  • Позднее начало речи. Обычно такие дети произносят свои первые слова, когда им исполняется два годика. Развернутые фразы дети начинают произносить около трех лет. В этом случае заикание становится причиной двигательной расторможенности нервной системы.
  • Эмоционально лабильная нервная система. Такие дети обычно чрезвычайно плаксивы, у них плохой аппетит и беспокойный сон. Спровоцировать болезнь у детей может любая резкая смена обстановки: переезд в новый город, начало посещения детского сада, долгое отсутствие мамы.
  • Строгое воспитание ребенка. Некоторые родители устраивают ребенку жизнь по четкому расписанию, а также нередко наказывают их за малейшие оплошности. В результате ребенок растет зажатым и пугливым, боится разочаровать родителей.
  • Физическое здоровье малыша. Если ребенок болеет какими-либо хроническими заболеваниями или родители его ограничивают постоянно в чем-то, он замыкается в себе, становится пугливым и стеснительным.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Овладение сразу несколькими языками. Если ребенок учит сразу несколько языков, особенно когда родители разговаривают на разных языках, то у него может случиться нарушение слаженной работы речедвигательных центров.
  • Симптомы заикания

    В неврологии условно выделяют две большие группы симптомов, которые тесно взаимосвязаны: физиологические и психологические.

    Физиологические симптомы

    Главным внешним признаком заболевания считается наличие судорог в процессе речевого акта. Длительность судорог может варьироваться от 0,2 секунд до 90 в наиболее сложных случаях. Судороги подразделяют по форме на тонические, клонические и смешанные, по частоте и по локализации на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные.

    При заикании у больных обычно диагностируют проблемы с дыханием. Выделяют три формы таких нарушений:

  • эксираторную (для нее характерен судорожный выдох);
  • инспираторную (судорожный вдох);
  • респираторную (судорожные вдох и выдох).
  • Заметными симптомами заболевания считаются нарушения речевой и общей моторики (тики, речевые судороги, миоклонусы в мышцах лица). Больные, которые испытывают трудности с произношением, начинают использовать разные уловки, чтобы облегчить речь и скрыть ее недостатки.

    Психологические симптомы

    Основное психологическое проявлением заболевания — чувство неполноценности. Чем сильнее больной концентрируется на своем дефекте, тем он больше усугубляется. Выделяют три степени фиксации внимания больного на своем заболевании, которые отличаются между собой выраженностью психологических симптомов.

    1. Для нулевой степени фиксации характерно, что дети не замечают своего дефекта либо же не испытывают из-за него ущемленности. При этом отсутствуют попытки устранить дефект, больной не чувствует обиды или стеснения из-за заикания.
    2. Умеренная степень фиксации наблюдается у старших школьников, которые стесняются дефекта, а также всячески стараются его скрыть.
    3. При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.

    Осложнения заикания

    Заикание сопровождается разными осложнениями. Ребенок, который заикается, начинает избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается его круг общения. Как следствие, он становится мнительным, настороженным, стеснительным, остро чувствует разницу между собой и ровесниками. У мнительных детей постепенно усугубляется чувство собственной неполноценности.

    По мере взросления ребенка он становится пугливым и раздражительным, что угнетает психику и тем самым сильнее усугубляет заболевание. Проблемы с социальной адаптацией неизбежно ведут к ухудшению успеваемости в школе. Частые осложнения заикания — боязнь речи (логофобия) и боязнь произносить определенные звуки (звукофобия).

    Диагностика заикания

    Для постановки диагноза врач обращает внимание на наличие у больного следующих основных признаков заболевания: запинки и трудности во время произношения слов, нарушение ритмичности речи, которое проявляется повторением слогов, обрывками слов, растягиванием звуков, а также попытки устранить заикание с помощью тика или гримас. Диагностированием болезни занимаются логопед и невролог. Врачу может также потребоваться исключить органические болезни нервной системы, что предусматривает проведение МРТ и ЭЭГ мозга, а также реоэнцефалографию.

    Лечение заикания

    Устранить речевой дефект больному поможет логопед. Однако если судороги возникли из-за поражения центральной нервной системы, лечением патологии должен заниматься невролог. Избавиться от заикания, вызванного психотравмирующей ситуацией, поможет психолог. В основе лечения от заикания лежит восстановление нормального функционирования речевого круга, в особенности торможение центра Брока.

    Лечение от заикания включает в себя целый комплекс методик:

  • медикаментозную терапию;
  • иглоукалывание;
  • выполнение логопедических упражнений;
  • дыхательную гимнастику;
  • гипноз и другие.
  • Все эти методики направлены на решение разных проблем. В частности, гипноз позволяет выявить глубинные причины патологии. Однако для лечения малышей этот метод не применяется.

    Специальных медикаментов для лечения заикания не существует. Обычно медикаментозную терапию назначают только в качестве дополнительного лечения. Больному могут назначить следующие группы препаратов: транквилизаторы, ноотропные медикаменты, успокоительные средства, противосудорожные и гомеопатические таблетки.

    Свою эффективность в избавлении от заикания показал точечный массаж. Он применяется в качестве успокаивающего метода воздействия.

    Дыхательная гимнастика предусматривает формирование нормального речевого дыхания. Ребенок учится делать правильный удлиненный вдох, что позволяет ему запастись достаточным количеством воздуха для произнесения длинной фразы. Компенсировать дефекты речи помогут логоритмические занятия, которые предусматривают пение, мышечную релаксацию, артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику.

    Огромное значение в лечении заболевания играет помощь родителей. Родителям необходимо набраться терпения и стараться соблюдать следующие рекомендации, которые помогут малышу избавиться от дефекта речи:

  • Правильное общение. Нужно стараться разговаривать с ребенком спокойно, плавно, не спеша, выговаривать четко все слова. Желательно задавать ребенку вопросы, на которые он сможет дать простой ответ.
  • Режим дня. Ребенку поможет справиться с болезнью полноценный сон (не меньше 8 часов), а также исключение в вечернее время компьютерных и активных игр.
  • Правильное питание. Родителям стоит следить за рационом ребенка. В нем должна преобладать молочная и растительная пища. Ограничить необходимо сладости, соленые, жареные и острые продукты.
  • Соблюдать охранный речевой режим. На ранних этапах лечения родителям стоит давать ребенку только знакомые ему книжки, не просить его пересказывать прочитанное или учить стихотворения. Оставить все эти занятия лучше на более поздний срок.
  • Взрослым пациентам гораздо сложнее избавиться от недуга, чем детям. Потребуется кропотливый труд и четкое соблюдение всех рекомендаций врача. Больной должен регулярно выполнять логопедические упражнения, вести дневник своих выступлений, а также стараться почаще проявлять инициативу в общении, чтобы избавиться от страха и чувства неполноценности из-за своего дефекта речи.

    Прогноз при заикании

    Прогнозировать исход заболевания достаточно трудно, поскольку спровоцировать его могут самые разные факторы. Далеко не все они легко и быстро устраняются. Во многом прогноз заикания зависит от его формы и возраста пациента. Доказано, что чем моложе пациент, тем у него больше шансов на полное выздоровление. Однако дети, заболевшие из-за врожденных особенностей речевого аппарата, имеет все же низкие шансы на выздоровление.

    На исход болезни влияет также тип течения. В частности, дыхательные судороги лечатся относительно легко, а клонические формы болезни проходят быстрее тонических. Наиболее благоприятным возрастом для лечения патологии считается 3-5 лет. Тяжелее всего избавиться от заикания детям от 12 до 17 лет. В логопедии зафиксированы также случаи рецидивов заболевания при воздействии неблагоприятных факторов.

    Профилактика заикания

    В логопедии принято выделять две группы методов профилактики заболевания: укрепление иммунитета ребенка и организация его речевого развития. Для поддержания и укрепления здоровья малыша крайне важно соблюдение режима дня, полноценное питание, физическая активность, правильная гигиена. Чтобы нервная система функционировала правильно, необходимо защищать ее от лишних перегрузок и следить за нормальным режимом сна и бодрствования.

    Речевое развитие малыша должно быть направлено на расширение его кругозора, представлений о предметах и явлениях, окружающих его. Важно также, чтобы ребенок научился правильному произношению звуков, темпу речи и ее ритмике. Избежать заикания можно также за счет профилактики запинок речи, обучению малыша говорить плавно и логично высказывать свои мысли.

    Процедуры применяемые
    при заболевании Заикание

    www.mosmedportal.ru

    Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, которое характеризуется расстройством ее нормального ритма, повторениями отдельных слогов или звуков, непроизвольными остановками.

    Заикания бывают нескольких видов в зависимости от этиологии заболевания:

  • Логоневроз или невротическое заикание, когда не отмечается ярко выраженные неврологические нарушения. Отклонений в функционировании головного мозга при логоневрозе не наблюдается. Речь развивается нормально, без нарушений.
  • Органическое или неврозоподобное заикание является следствием неврологических нарушений. В этом случае на ЭЭГ выявляются отклонения в работе головного мозга. Неврозоподобное заикание сопровождается нарушением моторики и артикуляции речи. Может сопровождаться нервными тиками, судорожностью речи и нарушением движений.
  • Причины развития заикания зависят от формы заболевания.

    Причины неврозоподобных заиканий:

  • наследственность;
  • заболевания, вызванные энцефалопатиями;
  • внутриутробные и родовые травмы;
  • тяжелое протекание беременности;
  • болезни в течение первого года жизни;
  • инфекционные заболевания.
  • сильнейшие стрессы;
  • переутомления;
  • испуг или страх (одномоментный);
  • низкое эмоциональное развитие;
  • ускоренная речь (тахилалия);
  • психические нарушения (ущемленность);
  • подражание взрослым;
  • принудительное переучивание левшей в правшей.
  • Существуют общие симптомы, характерные для всех видов заболевания:

  • нарушения речи: повторения звуков, слогов и слов;
  • растяжение произношения звуков, слогов, а иногда и слов целиком;
  • напряжение речи;
  • возникновение ощущения «задыхания» при произношении;
  • укороченный вздох в покое и во время произношения;
  • остановка или блокировка речи;
  • избегание общения;
  • напряжение мышц шеи и лица;
  • страх произносить определенные буквы, слога или слова вплоть до немоты;
  • при общении расстроенный вид.
  • Диагностика

    Диагностика заикания достаточно проста, поскольку нарушения речи легко выявить. Но бывает довольно сложно определить некоторые симптомы заикания на слух.

    Диагностика детей позволяет оценить возможность развития заикания в будущем. Для этого детям предлагаю пройти ряд тестов. На протяжении длительного времени за детьми наблюдают специалисты.

    Для того чтобы диагностировать заикание, необходимо наличие следующих признаков:

    • нарушение плавности и ритмичности речи;
    • трудность произношения или запинка речи;
    • наличие гримас и тика при произношении, как попытка справиться с заиканием.
    • Если все эти признаки наблюдаются в течение 3-х месяцев, то диагностируется заикание и назначается консультация у логопеда и невролога. Также, чтобы исключить неврологию, назначают следующие исследования: МРТ-диагностику, реоэнцефалографию,ЭЭГ головного мозга.

      Лечение заикания зависит от вида заболевания.

      Лечение невротического заболевания в полной мере зависит от современной диагностики. Для лечения этого типа заикания применяются следующие методы:

    • психотерапевтические методы: гипнотические, поведенческие и далее;
    • посещение логопеда (коллективная и игровая психотерапия для детей);
    • медикаментозное лечение (устранение нарушений психики);
    • иглоукалывание.
    • поведенческая терапия (преодоление страха речи по средствам сказкотерапии, арттерапии и т.д.);
    • медикаментозное лечение (устранение страха общения);
    • занятие с логопедом.
    • Профилактика

      Чтобы предупредить развитие заикания, следует придерживаться следующих правил:

    • режим дня;
    • полноценное питание;
    • отдых на свежем воздухе;
    • избегание перегрузок нервной системы;
    • умеренная информационная нагрузка;
    • достаточное общение.
    • medbooking.com

      Причины и симптомы заикания

      Что такое заикание?

      Заикание – самый распространенный вид речевых расстройств. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. При заикании наблюдаются нарушения согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи. Для здорового человека 7 % вышеуказанных видов прерываний речи являются нормой. Признаками заикания считаются явные замедления, когда частота прерывания речи составляет 10 % и более, длится от секунды до половины минуты. При этом в органах, участвующих в акте речи (языке, губах или гортани) возникают судороги.

      В большинстве диагностированных случаев заикание развивается с самого детства (в 2–4 года). В этот период речь ребенка ещё не сформирована, речевая функция отличается значительной хрупкостью, тогда как речь развивается наиболее активно.

      Иногда эта болезнь длится несколько месяцев, а иногда – в течение многих лет. Большинство заикающихся детей, в отличие от заикающихся взрослых, выздоравливает спонтанно. Заиканию больше подвержены мальчики, чем девочки. Это связано с меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

      Примечательно, что почти все заикающиеся могут говорить плавно и без запинок, когда они наедине с собой, разговаривают с воображаемым собеседником, читают с кем-то в унисон, эмоционально увлечены, поют, шепчут либо существенно изменяют манеру речи. В разговоре с посторонними людьми, при выступлении перед аудиторией, в спешке заикание мгновенно усиливается. Это можно объяснить эмоциональным напряженим и волнением, которые возникают у ребенка при общении с окружающими. Зато в привычной, располагающей обстановке (как правило, в кругу семьи и друзей) заикание почти незаметно.

      Причины заикания

      На сегодняшний день ученые рассмотрели множество теорий о причинах заикания. Широкого признания не получила ни одна, тем не менее удалось выделить два основных типа заикания. Первый вызван дефектом нервной системы ребенка. А он в свою очередь может быть следствием наследственной предрасположенности, тяжело протекающей беременности матери, родовой травмы, болезненности малыша в первые годы жизни. Никаких внешних отклонений, кроме заикания, у такого ребенка не наблюдается. Лишь по результатам неврологической диагностики у детей обнаруживаются повышенное внутричерепное давление, повышенная судорожная готовность и изменение рефлексов.

      Второй тип заикания возникает спонтанно. В результате неврозов, переутомлений и стресса дети с изначально здоровой нервной системой начинают заикаться. Разумеется, это касается не всех, к заиканию ведет чрезмерная впечатлительность ребенка. В этом случае дефект речи усиливается во время эмоционального возбуждения, нервных переживаний.

      Известны и более экзотические причины заикания. В некоторых случаях ребенок начинает заикаться, подражая неправильной речи окружающих. Замечено, что в семье, где взрослые заикаются, вероятность появления дефекта речи у ребенка значительно увеличивается.

      Иногда заикание возникает в результате осложнений после гриппа, коклюша, скарлатины. Бывает также, что принудительное «исправление» левши на правшу вызывает нервное расстройство и ведет к заиканию.

      Симптомы заикания

      Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов, остановки на начале слога или слова. Часто вместе с запинками у заикающихся наблюдаются непроизвольные сокращения мышц лица, шеи, рук и ног. Вероятно, эти рефлективные движения появляются как бы в помощь выговариванию, но по сути они только усиливают впечатление неуверенности и затрудненности речи заикающегося. Кроме того, у людей с проблемой заикания появляется страх некоторых звуков и слов, стремление заменить их описательными оборотами или синонимами, чтобы избежать пугающих слов, или совсем уйти от ситуаций, где нужно говорить.

      Лечение заикания

      Заиканию часто сопутствуют эмоциональные переживания, застенчивость, неуверенность в себе, которые мешают успешному общению с окружающими. Поэтому с момента появления заикания в ребенке нужно воспитывать уверенность, а также сознательное стремление преодолеть этот недостаток.

      1. Говорите с ребенком спокойно и плавно, выговаривайте слова понятно, почти по слогам.

      2. Не перебивайте ребенка, дайте возможность выговориться. Помните, что заикание усилится, если ребенок будет нервничать, как бы ему успеть сказать всё, что он хотел.

      3. Приучите школьника управлять темпом речи. Пусть он избегает ускорений и научится говорить на выдохе, а не на вдохе.

      4. Речь ребенка станет лучше, если он возьмет в привычку выговаривать слова чуть замедленно, но и не монотонно.

      5. Полезными будут регулярные занятия по технике речи. Взрослым стоит беседовать с ребенком, например о книгах, задавать по теме вопросы. Позже приучайте ребенка в присутствии близких, а затем и посторонних самостоятельно рассказывать что-нибудь.

      6. Не заставляйте ребёнка говорить или читать в тех ситуациях, когда ему некомфортно или заикание усиливается. Пусть он помолчит некоторое время.

      7. Во время речи сохраняйте с ребенком зрительный контакт. При его заикании не показывайте, что вы расстроены, не отводите глаз.

      8. Следите, чтобы ребенок без подсказок привыкал поддерживать правильный речевой режим, но вместе с тем не перегружайте ребенка напоминаниями о том, как нужно говорить.

      Известно множество различных методик избавления от заикания. Многие методы дают быстрый, но кратковременный результат, эффекты же от других способов лечения оттягиваются на неопределенный срок. Одним из главных приемов считается замедленная ритмизированная речь и другие изменения привычного стиля речи. В основе других методик – применение мягких форм наказания за заикание и поощрение за плавность речи. Также существуют специальные устройства для людей с проблемой заикания (например, такие, которые отбивают ритм и помогают координировать речь).

      Избавлению от заикания могут способствовать методы расслабления, гипноз, дыхательные практики, медицинские препараты. Лечение в детском возрасте даёт более надежные результаты, но в целом заикание считается одной из актуальных проблем, над которой ещё предстоит работать ученым и медикам.

      www.ayzdorov.ru