Симптомы шизофрении у подростка

Шизофрения у подростков: проявления и лечение

Шизофрения часто дебютирует именно в переходном возрасте. Подростки могут проявлять странности в поведении, быть чересчур подозрительными, замкнутыми. Поэтому надо знать, как отличать психическое заболевание от неустойчивого настроения ребенка и когда начать беспокоиться.

Признаки психического заболевания

Шизофрения в переводе с древнегреческого языка означает «раскол разума». Это сложное расстройство психического здоровья, для которого характерны некоторые отклонения в поведении. Хотя раздражительность и протесты характерны для многих детей переходного возраста, существуют некоторые критерии нарушения психики, отличающих болезнь от изменчивого настроения.

Симптомы и признаки шизофрении у подростков:

  1. Раздражительность, нервозность.
  2. Галлюцинации зрительные, обонятельные, слуховые (голоса, которые осуждают, обсуждают их).
  3. Параноидальные расстройства: ощущение мнимой слежки за подростком.
  4. Рассеянность, снижение успеваемости в школе, отстраненность ребенка от учебного процесса.
  5. Безразличное отношение к уходу за собой, пренебрежение к соблюдению гигиены.
  6. Замкнутость, социальный аутизм.
  7. Депрессия, резкая смена настроения.
  8. Половая распущенность, антисоциальное поведение, тяга к наркотическим веществам и спиртным напиткам.
  9. Кататонический ступор.
  10. Родителям на заметку! Как лечить аутизм у детей и стабилизировать их состояние.

    Признакам шизофрении у подростка профессиональную оценку может дать только врач-психиатр на основе осмотра и опроса больного, а также необходимых исследований. Возможно, нежелательное поведение ребенка спровоцировано всплеском гормональной активности в переходный период.

    Раздражительность может быть вызвана как неуспехами в школе, переживаниями, связанными с учебой, общением со сверстниками, так и психическим заболеванием. Только психиатр может установить патологию.

    Родителям следует срочно обращаться к врачу, если у подростка возникают галлюцинации – один из симптомов шизофрении. Проявляются в форме зрительных образов, с которыми больной подросток может разговаривать, убегать от их преследования.

    Важно! Необходимо отличать психическое расстройство от наркотического опьянения, вызванного различными психотропными веществами. Для этого используют тестирование мочи, крови, волос на каннабиноиды, псилоцибины, героин и другие химические соединения.

    Возможны галлюцинации в виде голосов, которые диктуют, как надо поступать подростку, осуждают его, разговаривают с ним. Параноидальная симптоматика проявляется подозрительностью, убежденностью, что за ним тайно наблюдают родители или друзья. Это один из характерных признаков психического расстройства.

    Первыми признаками шизофрении у подростка могут выступать рассеянность, не вовлеченность в социальную жизнь класса, уход в себя, разговоры с самим собой. Асоциальный образ жизни, прогулы уроков также являются сигналами психического неблагополучия.

    Больные становятся неряшливыми, не уделяют внимание своему внешнему виду. Успеваемость в школе часто падает. Учителя могут делать замечания на родительском собрании по поводу поведения ребенка. Но иногда успеваемость может быть нормальной или отличной.

    Замкнутость и социальный аутизм – признаки неблагополучия в психической деятельности либо следствие буллинга (травли) сверстниками. Наличие душевной болезни может определить только врач-психиатр.

    Характерные признаки:

  11. Депрессия – негативный симптом шизофрении у детей переходного возраста. Проявляется подавленным состоянием, на этом фоне возможны попытки суицида.
  12. Циклотимия – быстрая смена настроения. Активность, желание деятельности может резко переходить в период апатии, безволия, лени.
  13. Дисморфофобия – недовольство своим внешним видом может стать причиной депрессивного расстройства либо усугублять его.
  14. Бред – разговор подростка с его субъективными зрительными образами, неясная речь. Ребенок находится как бы в измененном сознании.
  15. Агрессия, направленная на других или на себя – неблагоприятный признак, означающий необходимость визита к врачу-психиатру или психологу.

Интересно! Такие негативные симптомы, как депрессия, апатия, абулия часто возникают осенью, а позитивные проявления, галлюцинации, бред – весной.

Причины шизофрении у подростков

Среди причин психического расстройства врачи выделяют гормональные сбои, диэнцефальный синдром, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции в анамнезе. Семейное неблагополучие и плохие отношения со сверстниками часто провоцирует возникновение заболевания. Генетическая предрасположенность тоже имеет значение.

Причина шизофрении в нарушении обмена нейромедиатора дофамина в височных долях головного мозга. Позитивная симптоматика связана с повышением его уровня, что характеризуется бредом, галлюцинациями. Негативные признаки, такие как депрессия, отсутствие мотивации к продуктивной деятельности, рассеянность, нежелание ухаживать за собой, вызваны резким снижением производства медиатора нервной системы.

Черепно-мозговые, родовые травмы, диэнцефальный синдром, гипоксия при родах – предрасполагающие факторы к развитию шизофренического расстройства.

Диагностика

Следует выполнить проверку на наличие органических патологий головного мозга. Для этого необходимо пройти электроэнцефалограмму, Эхо-ЭГ, реонцефалографию, МРТ.

Для правильной постановки диагноза требуется исключить расстройства в работе эндокринной системы, вызывающей психопатию: сахарный диабет, тиреотоксикоз, феохромоцитому. Ведь гипогликемия часто так же проявляется агрессивностью, нервозностью, как и нарушение секреции щитовидной железы.

Проводят дифференциальную диагностику с наркотическим опьянением: сдают анализ на нахождение в биологическом материале психотропных веществ.

Лечение шизофрении у подростков

Шизофрения – заболевание, которое способно прогрессировать с течением времени и приводить к слабоумию. Поэтому так важно начать лечение психопатологии в психиатрическом медучреждении либо дома.

При маниакальных, продуктивных симптомах корректируют уровень дофамина в головном мозге с помощью антипсихотических препаратов (нейролептиков): Галоперидола, Трифлуперазина, Аминазина. Эти средства применяются для купирования бредовых состояний, галлюцинаций, бессонницы.

После устранения положительной симптоматики применяют очищение крови (гемосорбцию) от остатков психотропных препаратов, так как они способны вызвать нежелательные побочные эффекты.

Во время негативной симптоматики используют антидепрессанты, улучшающие обмен серотонина, норадреналина центральной нервной системы.

При склонности подростка к агрессии, аутоагрессии, суициду его помещают в специализированное медицинское учреждение.

Если состояние удовлетворительное и имеются лишь легкие отклонения от нормы, применяют когнитивно-поведенческую терапию – беседы с психологом, психотерапевтом. Со специалистами данной сферы обсуждают семейные и школьные проблемы, ищут пути их решения.

Нетрадиционные методы лечения:

  1. Светотерапия при помощи специального лазера, воздействующего на сетчатку глаз. Нормализует обмен нейромедиаторов.
  2. Диета без глютена, казеина, соответственно, белка злаковых и молока.
  3. Применение сорбентов, ферментных средств для коррекции пищеварения.
  4. Инсулиновая, атропиновая кома.
  5. Все об основных видах и формах умственной отсталости у детей: характерные признаки.

    Полезно узнать, что такое идиотизм: причины, проявления, лечение и формы идиотизма.

    Родителям на заметку! Синдром дефицита внимания у детей: причины и проявления. Лечение и профилактика психического отклонения у ребенка.

    Патогенез шизофренической психопатологии связан с нарушением обмена нейромедиаторов, поэтому с целью его коррекции применяют лазеролечение. Лучи попадают на сетчатку, вызывая синтез серотонина. Терапия купирует негативную симптоматику: подавленность, отсутствие деятельности.

    Безглютеновая безказеиновая диета у некоторых людей с нарушением пищеварения иногда ослабляет положительную симптоматику. Белок молока и злаков в случае плохого переваривания способен распадаться и всасываться кишечником, попадая с кровотоком в центральную нервную систему. Глиадин и продукты распада казеина действуют на опиатные рецепторы, вызывая галлюцинации.

    Поэтому диета с исключением пшеницы, ржи, молочных продуктов способна оказать помощь людям с галлюцинаторно-бредовыми расстройствами.

    Энтеросорбенты, такие как белый или активированный уголь, смекта, впитывают токсичные продукты гниения пищевых останков, что способствует детоксикации организма, улучшению психического состояния.

    Заключение

    Существуют разные формы заболевания, одни из них прогрессируют быстро, приводя к слабоумию. Вялотекущее нарушение у пациентов протекает медленно, но требует своевременной медикаментозной коррекции.

    golmozg.ru

    Симптомы шизофрении у подростка

    Основным признаком начала этого заболевания является нарастание замкнутости, сочетающееся, с одной стороны, с заметным снижением успеваемости и неспособностью к систематическому труду, а с другой стороны,— с появлением патологических увлечений («патологические хобби»). Замкнутость проявляется молчаливостью, формальным контактом с окружающими, некоторым охлаждением к близким, а также тем, что прежних приятелей теряют, а новых не заводят. Лишь иногда появляются случайные знакомства с лицами, неподходящими по возрасту и принятому кругу общения. Сущность этих контактов близким не раскрывают, иногда они бывают связаны с упомянутыми патологическими хобби.
    Учеба постепенно забрасывается. Поначалу иногда, казалось бы, по многу часов могут сидеть за домашними заданиями, но они оказываются или невыполненными, или сделанными на крайне низком уровне. На уроках пассивно присутствуют, а затем вообще могут бросить посещать занятия.
    Однако выраженного «падения энергетического потенциала» при этом не происходит. Место учебы или труда занимает напряженная деятельность в области необычных увлечений или поведение, состоящее из цепи энергичных, но поражающих своей нелогичностью поступков.

    Патологические увлечения отличают три особенности:

    1) вычурность и необычность для данного возраста и поколения;

    2) напряженность, крайнее озлобление, когда «мешают» заниматься любимым делом; заполнение им всей жизни подростка в ущерб не только учебе, но и отдыху, сну, здоровью;

    3) непродуктивность — никакого реального результата, тем более успеха, в излюбленной области не достигается; иногда даже обнаруживается поразительная неосведомленность в ней, несмотря на каждодневные многочасовые занятия (увлекающийся химическими опытами не знает элементарных школьных основ этой дисциплины и т. п.).

    Среди патологических увлечений особенно часто встречаются вычерчивание различных планов, составление никому не нужных расписаний, стереотипные рисунки самолетов, автомашин и т. п. Патологическим увлечением могут стать и каждодневные многочасовые блуждания по городу с целью, например, изучить маршруты транспорта, или по зоопарку якобы для исследования жизни животных, по лесам и болотам, чтобы «познать природу»— ничего связного о своих впечатлениях при этом рассказать не могут. Патологические хобби могут также быть телесно-мануальными [Личко А. Е., 1973]: многочасовые упражнения с гантелями, чтобы нарастить мышцы и т. п.
    Патологические увлечения обычно начинаются с манифестацией заболевания. Однако прежние увлечения (шахматы, музыка, рисование), возникшие и упрочившиеся еще до болезни, могут сохраняться и оставаться достаточно продуктивными.

    Довольно характерным для данного синдрома является нарастающая неприязнь к родителям, особенно к матери или к тому из членов семьи, кто ранее был наиболее близок. Иногда выявляется неряшливость, небрежность в одежде, нежелание причесываться, мыться, менять белье.

    Курят подростки нередко и по многу. Иногда также обнаруживается склонность как бы экспериментировать на самом себе, в том числе испробовать тайком действие различных токсических или дурманящих веществ, но стойкого влечения к какому-либо одному из них не формируется. Правонарушения довольно редки, а если и совершаются, то в одиночку и бывают связаны с патологическими увлечениями или обусловлены заумными доводами (например, кража магнитофона в «богатой квартире» с тем, чтобы передать его тем подросткам, которым его не на что купить). Так же редкими, но неожиданными и порой совершенно нелепыми бывают суицидные попытки. Может вспыхнуть страсть к бродяжничеству, но чаще приходится встречать патологическую привязанность к местам, где прошло детство. Тогда все связанное с детскими годами вспоминают с умилением — один из подростков назвал это переживание «тоской по ушедшему детству».

    Ведущим симптомом являются непрерывные размышления о философских и социальных проблемах: о смысле жизни и смерти, о предназначении человечества, о самосовершенствовании, об улучшении жизни общества, о путях устранения опасностей, грозящих людям, о соотношении мозга и сознания, о матери и душе, о пятом измерении, о шестом чувстве и т. п. Путем раздумий и фантазий подросток «разрабатывает» свои собственные философские принципы, этические нормы, проекты социальных реформ. Отличительными признаками подобных «теорий» являются примитивность и отрыв от реальной жизни. Суждения противоречивы, сумбурны, вычурны и порой нелепы, чего сам подросток не замечает.

    Сутью метафизической интоксикации являются именно размышления, склонность к мудрствованию, тенденция к резонерству. В отличие от патологических увлечений активной деятельности здесь нет. Этим метафизическая интоксикация отличается от внешне сходных патологических увлечений интеллектуально-эстетического типа, где деятельность, а не раздумья, выступает на первый план, хотя она может быть однобокой и непродуктивной.

    Они могут читать по интересующей проблеме, даже запоем, но чаще без особого выбора. Прочитанное толком пересказать не могут, основного смысла в нем не улавливают, выхватывают отдельные случайные детали или цитаты. Иногда пересказ любой книги сводится к повторению собственных рассуждений.
    Активности в распространении своих идей не проявляют, единомышленников не ищут. Пытаются беседовать на излюбленную тему со сверстниками, но не встречая интереса, замыкаются. Вскоре вообще о своих размышлениях начинают говорить только, если о них спрашивают. Иногда пишут нелепые воззвания и расклеивают их в самых неподходящих местах.
    Постепенно нарастают замкнутость и отрешенность от окружающего. Живут в мире своих раздумий. Размышления про себя приближаются к бредоподобному фантазированию.
    Метафизическая интоксикация иногда дополняется обсессия-ми и фобиями, а также симптомами деперсонализации. Последние проявляются сложно сформулированными жалобами на «утрату единства Я», «неописуемую, измененность души» и т. п. Встречается склонность к навязчивому мудрствованию, особенно к самоанализу.
    В преморбиде обычна шизоидная или психастеническая акцентуация характера. Синдром формируется постепенно, чаще в старшем подростковом возрасте—16—17 лет.
    «Философические» идеи нередко относят к сверхценным. Однако они не вполне соответствуют классическому определению сверхценных идей С. Wernicke (1892), который ввел этот термин. По его определению, эти идеи возникают в связи с реальной ситуацией, но занимают в сознании положение, не соответствующее их действительному значению. Никаких реальных психогенных факторов, которые бы послужили толчком для метафизической интоксикации, обычно установить не удается. По содержанию и отсутствию критики метафизическая интоксикация иногда напоминает паранойяльный бред, но отличается от него отсутствием борьбы за претворение этих идей в жизнь.

    На протяжении нескольких дней поведение подростка резко меняется. Недавно еще активный, живой и общительный, он превращается в вялого, унылого и бездеятельного домоседа. Ничем не занят, развлечений. не ищет и довольствуется тем, что случайно окажется под рукой: пассивно глядит телевизор без разбора передач, листает первую попавшуюся в руки книгу. Теряется интерес к любым занятиям, даже к тем, которые раньше привлекали.
    Учеба оказывается заброшенной, задания — не сделанными. На занятия бросают ходить либо пассивно сидят на уроках.
    Отсутствуют положительные эмоции. Ничто не способно обрадовать. Неприятности еще более усиливают апатию и бездеятельность, а обвинения и укоры со стороны вызывают только раздражение и озлобление. Мышление несколько замедленно. Отвечают нехотя, с небольшой задержкой. Сами инициативы в беседе не проявляют.
    Жалуются на разбитость, подавленность, скуку, хандру, уныние, потерю ко всему интереса. Замечают трудность сосредоточиться, побороть поток случайных мыслей. Тоски обычно не отмечают. Угнетенное настроение больше проявляется в поведении, интонации голоса, мимике, жестах, чем в жалобах.

    Синдром неустойчивого поведения

    Постоянное тяготение к праздности и безделью, желание уклониться от учебы и всякого труда, от любых обязанностей, поиск примитивных развлечений и удовольствий, употребление алкоголя, эйфоризирующих и дурманящих средств, легкость приобщения к асоциальным компаниям и деликвентному поведению, равнодушие к близким, безразличие к благополучию семьи. Иногда таких подростков долго считают не больными, а «плохо воспитанными», асоциальными, продуктом «семейной и педагогической запущенности». Особенно трудным бывает дифференциальный диагноз с неустойчивой психопатией, когда продолжительность наблюдения ограничена, а заключение должно быть четко определено, например в условиях судебно-психиатрической экспертизы. Асоциальное поведение с бездельем и делинквентностью может сочетаться с нонконформистскими, протестными заявлениями и рассуждениями. Разглагольствуют о «деспотическом режиме», «моральном угнетении», «пропасти между поколениями». Эти отрывочные, с чужих слов, высказывания не складываются в какую-либо стройную систему. Однако подобные рассуждения не характерны для подростков с психопатией неустойчивого типа. Реже при данном синдроме выступает тенденция к настоящему резонерству. Семья для подростков с неустойчивой психопатией служит прежде всего источником средств для удовольствий и развлечений; к семейным трудностям и невзгодам они относятся просто с безразличием. При психопатоподобном синдроме часто обнаруживается избирательно черствое или неприязненное отношение к матери или тем членам семьи, которые особенно о больном заботились. Увлечения также могут быть странными и необычными, но, в отличие от синдрома нарастающей шизоидизации, они никогда не требуют усидчивости и упорного труда. Например, 15-летний подросток занимался «дрессировкой крыс в подвале», которая сводилась к тому, что он их кормил и позволял бегать по, своему телу. Другой подросток держал в своей постели змею.
    Первый контакт с асоциальными компаниями обычно бывает случайным, но сразу же пробуждается тяготение к ним. Тем не менее в таких компаниях долго могут оставаться пассивными наблюдателями, если не становятся орудием в руках более стеничных ее членов. Несмотря на постоянное присутствие в асоциальной подростковой группе, все же продолжают быть в ней чужаками, «белой вороной»; иногда подвергаются третированию со стороны других членов группы. В подобных компаниях чаще всего происходит первое знакомство с алкоголем, с наркотиками и другими дурманящими средствами. Далее выпивки и употребление токсических веществ могут продолжаться в одиночку. Однако даже при частых пьянках физической зависимости не формируется, при внезапном перерыве выпивок признаки абстиненции весьма сглажены или вовсе отсутствуют. Абстиненция бывает слабо выражена даже при употреблении наркотиков. Любят уходить из дома, бродяжничать по округе (поездки в дальние города не характерны), жить в подвалах, шалашах, тайниках и т. п. Кражи обычно совершают по наущению других подростков, не слишком заботятся, чтобы не попасться. Но сексуальная агрессия может быть импульсивной.
    Серьезные суицидные попытки бывают редко, но подростки могут грозить суицидом и наносить себе самоповреждения. Бурную агрессию иногда могут нежданно проявить, когда их пытаются заставить учиться или работать.
    Считается, что психопатия неустойчивого типа, как правило, сочетается с психофизическим инфантилизмом [Лебединская К. С. и др., 1978; Ковалев В. В., 1985]. При психопатоподобном синдроме неустойчивого поведения не менее часто встречается выраженная акселерация физического развития.
    В преморбиде обычно не выступает каких-либо особенностей характера. Обычно до болезни были послушными и покладистыми, однако вряд ли их стоит называть «образцовыми личностями» [Пекунова Л. Г., 1974], так как нередко с детства им свойственны пассивность, подчиняемость, отсутствие интересов и фантазий [Александров А. А., 1981]. Скорее, можно говорить о конформной акцентуации характера в преморбиде, на фоне которого в подростковом возрасте происходит крутой перелом. Реже черты неустойчивого типа обнаруживаются с детства.

    что значит ваше «подростковая шизофрения»? повзрослел и оп-ля, превратилась в обыкновенную. понятно, что у подростков иная психология и симптомы могут быть немного иные. но. я видел подростков с шизофренией. обычные шизофреники, ничем особо не отличаются. шиза она и есть шиза, как ее ни крути. а тут какую-то новую болезнь изобрели. хотя я не шарю. да

    подобное характерно для многих подростков. в первом посте описан я несколько лет назад. по всем пунктам. хотя меня проверяли и никакой шизофрении не нашли, лишь предупредили, что при дальнейших стрессах может развиться серьезное психическое заболевание. что хочу сказать. подобное поведение и мышление может быть из-за каких-то стрессовых ситуаций, в результате которых психика ребенка ломается. со всеми вытекающими оттуда последствиями, описанными в посте выше.

    а я-подросток?или переросток?
    Барон,наверное,лучше сходить к врачу.Среди нас нет квалифиц.специалистов=))

    Это скорее юн.максимализм,чем шиза.

    Ну, это для профилактики. Сан-просвет работа, такие дела
    И вообще — наряжаться в черно-розовое тряпье и отращивать косую челку — это уже повод для карательной психиатрии или нет?

    Шизофрения. Аноректический синдром

    Ведущим симптомом является упорный отказ от еды или резкое ограничение пищи, или строгая и довольно вычурная диета, нередко построенная на заумных доводах. В последнем случае иногда питаются только одним каким-либо продуктом, например морковью («много витаминов») или творогом («легкоусвояемый белок»). Полное или почти полное голодание или длительная строгая однообразная диета приводят к резкому истощению, вплоть до тяжелой кахексии.
    Мотивом для голодания может быть дисморфомания: считают себя уродливо полными, хотят «согнать жир». Однако убеждение в излишней полноте может быть совершенно необоснованным. Толстыми себя считают даже при выраженном истощении — такие случаи расценивают как Дисморфоманический бред [Коркина М. В., 1984]. Логической связи между дисморфоманией и голоданием может вовсе не быть: например, голоданием хотят «исправить форму таза», «сделать лицо продолговатым», «устранить у себя глупое выражение» и т. п.
    Поводом для начала голодания могут послужить какие-либо неприятные реплики со стороны о внешности подростка, но чаще этого не бывает. Иногда подростки в детстве были склонны к полноте, тогда их могли поддразнивать ровесники, но к подростковому возрасту от былой упитанности могло не остаться и следа, никто давным-давно толстым не считает. Тем не менее если в детстве поддразнивания патологической реакции не вызывали, то теперь они почему-то вспоминаются и толкают к упорному голоданию.
    В некоторых случаях аноректический синдром не имеет дисморфоманической подоплеки. Подросток сам себе не может объяснить, почему захотелось голодать, или приводит совершенно нелепые доводы.
    Чувство голода при резком ограничении пищи иногда бывает выражено довольно слабо. Подростки в таких случаях сами удивляются тому, как «легко и приятно голодать».
    Наряду с голоданием бывают склонны вызывать у себя искусственные рвоты. Описан особый булимический вариант аноректического синдрома [Коркина М. В., 1986; Tolstrup К., 1982], когда больные поглощают огромные количества грубой и малопривлекательной пищи, чтобы затем вызывать у себя длительные и обильные рвоты. От подобных процедур они получают какое-то чувственное удовольствие (вомитомания). Высказывается предположение, что рвоты в таких случаях становятся одной из форм патологии влечений [Коркина М. В. и др., 1986]. Реже прибегают к слабительным или к усиленным физическим нагрузкам (к многочасовому занятию бегом до полного изнеможения).
    Анорексия обычно дополняется другими симптомами психических расстройств. Чаще всего встречаются идеи отношения, могут также наблюдаться различные дисморфомании, обсессии, фобии и склонность к резонерству. В отношении к близким все более возрастает отчужденность и даже враждебность. От сверстников держатся в стороне — становятся все более замкнутыми. Рано снижается успеваемость, жалуются на трудности сосредоточения, но на самом деле все более утрачивают интерес ко всяким занятиям. Бывает, что, стараясь голоданием достичь какого-то идеала во внешности, в то же время совершенно не заботятся об опрятности одежды, о прическе, о чистоте тела.
    Аффективные нарушения могут проявляться вялыми депрессиями, а психопатоподобные — эксплозивностью, бранью и агрессией, когда силком заставляют есть, тиранией в отношении близких. Изменения мышления обычно малозаметны: склонность к вязкости, чрезмерной детализации. Речь начинает изобиловать уменьшительно-ласкательными суффиксами [Коркина М. В. и др., 1986]. Реакция на госпитализацию может ограничиваться чисто словесным протестом, по существу же пребыванием в больнице не тяготятся.
    В преморбиде чаще всего встречаются шизоидные, но иногда и сенситивные, и истероидные, и эпилептоидные черты.
    Матери больных нередко производят впечатление странных, подозрительных; они без достаточной критики относятся к поведению подростка, в частности к его голоданию. Не доверяют врачам, иногда целыми днями простаивают под окнами больницы. Упорное голодание приводит сперва к резкому похуданию, а затем к крайнему истощению. Кожа становится сухой, шелушащейся, холодной. Подкожная жировая клетчатка исчезает. Мышцы истончаются. Живот втягивается. Лицо бледное, иногда с желтушным оттенком. Изо рта исходит характерный голодный запах.
    У девочек наступает аменорея. У мальчиков прекращаются поллюции и эрекции. Иногда у девочек на всем теле начинают усиленно расти волосы (гирсутизм). Масса тела падает до 50 % от исходной. Развивается брадикардия, тоны сердца приглушены, понижается артериальное давление. Появляются запоры. Температура тела снижается до 35°С. При выраженном истощении нередко развивается гастроэнтероптоз, сопровождающийся болями в животе после еды, запорами или чередованием запоров и поносов.
    Голоданием могут быть объяснены установленные биохимическими исследованиями уменьшение суточного выделения с мочой гонадотропинов, эстрогенов, кетостероидов, ослабление реакции на АКТГ, гипопротеинемия, гипокалиемия (особенно при искусственных рвотах). Повышение содержания в крови холестерина, особенно в начале голодания, видимо, является следствием мобилизации жировых депо. Содержание сахара в крови может заметно снижаться, но клинических признаков, гипогликемии не бывает.
    В крови отмечаются уменьшение процента гемоглобина и лейкопения, которую приписывают гипоплазии костного мозга вследствие голодания.
    Все отмеченные изменения появляются, когда масса тела значительно падает, и постепенно сглаживаются, когда при лечении восстанавливается исходная масса тела [Boulard С., 1978].
    В отличие от алиментарной дистрофии, изученной во время голода в блокированном Ленинграде в 1941 —1942 гг. [Черноруцкий М. В., 1943, 1947], при аноректическом синдроме не встречается «голодных отеков». Вероятно, это связано с тем, что подростки избегают обильного питья (которым многие голодавшие старались заглушить голод), так как бывают наслышаны, что «от жидкостей полнеют», или просто легко переносят голодание. Также в отличие от алиментарной дистрофии вместо ацидоза может отмечаться сдвиг в сторону алкалоза.

    Астеноанергический синдром

    J. Glatzel, G. Huber (1968) описали триаду, свойственную данному синдрому: нарушение управляемости мышления, деперсонализация, сенестопатии. Однако только один из этих симптомов — нарушение управляемости мышления — является постоянным и ведущим [Барзах Е. Н., 1986]; другие могут быть выражены слабо или отсутствовать вовсе.
    Больные предъявляют жалобы на интеллектуальную несостоятельность: трудно стало понимать любой текст, приходится перечитывать несколько раз, плохо усваивается услышанное, смысл слов не доходит сразу. Реже жалуются на затруднение восприятия увиденного. Отмечают невозможность сосредоточиться, отделить главное от второстепенного, сформулировать мысль, «додумать до конца», следовать намеченному плану изложения, хотя ничего со стороны не отвлекает; казалось бы, заняты только одним делом. Учебные занятия становятся все менее продуктивными, а то и совершенно невозможными. Всякая интеллектуальная работа начинает вызывать отвращение. Одни силком заставляют себя,, многие часы сидят над тем, что раньше усваивали с легкостью. Другие же забрасывают занятия, отказываются от учебы. Простой физический труд дается без напряжения, но интереса к нему нет, поэтому время проводят в безделье.
    Все эти ощущения собственной интеллектуальной несостоятельности чисто субъективные. Здесь в виде жалоб предъявляются те расстройства, которые объективно констатируются при формальных нарушениях мышления на более отдаленных стадиях шизофрении. При данном синдроме объективно их обнаружить еще не удается. Во время беседы нет ни соскальзываний с темы, ни расплывчатости мышления, ни склонности к резонерству. Нет жалоб ни на обрывы мыслей, ни на наплывы их. Память также не страдает, хотя на ее потерю обычно сетуют. Зато в поведении, по наблюдению близких, могут проявляться несобранность, неумение спланировать время («вечно всюду опаздывают»).
    Сенестопатии обычно бывают связаны с ощущениями в голове («голова, как ватная», «в голове тупость», «голова раскалывается»). Деперсонализационные нарушения обычно сводятся к «измененности самого себя», утрате способности управлять своим мышлением. Реже можно услышать о потере чувств, переживаний, отупении.
    Настроение снижено, свою несостоятельность тяжело переживают, корят себя, но ничего с собой поделать не могут. Бросив занятия, время проводят в безделье, иногда без цели слоняются по дому, что-то пытаются читать, больше перелистывают книги. Некоторые подростки, прежде прилежные и дисциплинированные, начинают проводить время в кругу случайных приятелей за выпивками, картами и пустой болтовней [Цуцульковская М. Я. и др., 1982].
    Данный синдром обычно встречается в старшем подростковом возрасте—16—17 лет, притом у подростков, прежде хорошо учившихся. Его возникновению способствуют усиленные учебные нагрузки (ученики старших классов математических школ, студенты-первокурсники высших учебных заведений). В преморбиде чаще всего имеются шизоидные и психастенические черты.

    emofans.ru