Слабоумия легкой степени

Причины, симптомы и лечение дебильности

Дебильность в психиатрии определяется как легкая степень слабоумия (олигофрении) . К более тяжелым степеням этого наследственного заболевания относятся имбецильность и идиотия. Дефект умственного развития может быть, как врожденным, так и приобретенным. При этом в процессе жизни ребенка его состояние не ухудшается, но при адекватной терапии может существенно улучшиться.

В отличие от деменции, которая определяется как приобретенное слабоумие, характерное в основном для людей пожилого возраста, дебильность, имбецильность или идиотия присутствуют у ребенка с самого его рождения либо проявляются в первые годы жизни.

Причины и факторы риска

Дебильность в большинстве случаев является врожденным заболеванием и становится следствием поражения головного мозга. Ферментопатия, эндокринопатия и прочие генетические заболевания являются серьезным фактором риска, так же, как и патологии, связанные со строением генов и хромосом, а также дефектами умственного и физического развития.

Кроме этого к провоцирующим дебильность факторам относятся различные негативные воздействия на организм будущей матери, например:

  • воздействие ионизирующего излучения при проведении рентгеновского исследования;
  • инфекционные заболевания, такие как цитомегаловирус, токсоплазмоз, краснуха и прочие;
  • воздействие различных бытовых токсинов и прочих химикатов;
  • нездоровое питание, приведшее к нехватке витаминов и полезных веществ;
  • дефицит йода, ставший причиной нарушения в развитии нервной системы плода и как следствие, спровоцировавший слабоумие.
  • Также повлиять на развитие дебильности могут травмы головного мозга, нанесенные непосредственно в процессе родовспоможения, например, при неаккуратном наложении акушерских щипцов.

    В ряде случаев слабоумие является приобретенным и становится следствием недостаточной педагогической работы с ребенком в раннем возрасте или нехватки в его организме йода. Стоит отметить, что симптомы заболевания в этом случае устранить гораздо проще, чем тогда, когда патология вызывается органическим поражением головного мозга.

    Степени и формы

    В современной медицинской практике принято выделять три степени описываемой патологии: легкую, умеренную и тяжелую. Больные с заболеванием легкой степени вполне могут вести нормальный образ жизни при условии постоянного наблюдения у психолога и грамотного подхода к обучению. Дети с более тяжелыми формами слабоумия уже нуждаются в специфическом обучении и особом уходе.

    По форме течения болезнь классифицируется следующим образом:

    • Астеническая. Основные симптомы данной формы дебильности связаны с выраженной эмоциональной неустойчивостью, психической истощенностью и повышенной утомляемостью, нарушениями внимания и т.д.;
    • Атоническая. Проявляется в основном немотивированным, иррациональным поведением ребенка;
    • Стеническая. Также характеризуется расстройствами поведения и психоэмоциональными нарушениями, в частности, вспыльчивостью;
    • Дисфорическая. При этой форме патологии ребенок проявляет немотивированную агрессию, страдает от резких перепадов настроения.
    • Стоит отметить, что люди с дебильностью имеют интеллектуальный дефект, негативно влияющий на их социальную и трудовую адаптацию. Как правило, больной способен освоить какую-либо простейшую профессию, но крайне редко такие пациенты поступают в высшие учебные заведения и строят карьеру.

      Проявления

      Дебильность может проявляться по-разному, однако основные признаки заболевания обычно следующие:

      • выраженное отставание физического развития, например, позднее начало самостоятельной ходьбы и т.д.;
      • задержка развития речи, скудный словарный запас;
      • сложности с абстрактным мышлением – больные люди с дебильностью практически не способны устанавливать причинно-следственные связи, объяснять значение неких абстрактных понятий, так как тип мышления у них относится к конкретно-описательному;
      • нарушения концентрации внимания;
      • неспособность запомнить стихи, отрывки, имена и т.д.;
      • отсутствие фантазии и проявления интереса к чему-либо;
      • люди с дебильностью обычно легко поддаются внушению и не имеют собственного мнения;
      • повышенная раздражительность, беспричинная агрессия или напротив, излишнее добродушие;
      • склонность к бродяжничеству.
      • Важно подчеркнуть, что вышеперечисленные симптомы могут иметь различную степень выраженности у разных больных. Однако в большинстве случаев выявить проявления умственной отсталости удается еще в раннем возрасте при плановом врачебном осмотре.

        Диагностика

        Если дебильность не диагностируется в первые годы жизни ребенка, то в большинстве случаев ее проявления становятся более заметны при поступлении в школу. Окончательный диагноз может быть поставлен после осмотра невролога, консультации логопеда и психиатра. Как правило, распознать данную форму умственной отсталости помогают специальные психометрические методики и тесты на определение IQ.

        Обычно у пациентов дебильностью не обнаруживается существенных отклонений в неврологическом статусе. Чтобы оценить состояние центральной нервной системы более детально и получить послойные изображения головного мозга могут быть назначены такие исследования, как магнитно-резонансная и компьютерная томография.

        При выявлении любой из форм слабоумия проводится дифференциальная диагностика с пограничной умственной отсталостью, а также эпилепсией и шизофренией, которые могут возникнуть в раннем возрасте и характеризоваться задержкой умственного развития.

        Дебильность и имбецильность – это заболевания неизлечимые, но поддающиеся коррекции при комплексном и грамотном подходе. Дети со слабоумием должны постоянно наблюдаться психоневролога, который в индивидуальном порядке назначит лечение в зависимости от основной причины заболевания.

        Дебильность, вызванная нарушением процесса обмена веществ, корректируется при помощи специальной диеты. При расстройствах эндокринной системы могут быть подобраны соответствующие гормональные препараты. Так как больные всегда нуждаются в стимуляции психических процессов, им обычно назначаются психотропные средства и витаминотерапия.

        Важно по возможности максимально устранить симптомы слабоумия и компенсировать дефекты умственного развития. С этой целью больным назначается так называемая воспитательная терапия, направленная на социальное и профессиональное приспосабливание и трудовое обучение.

        Симптоматическое лечение при дебильности может заключаться в приеме назначенных врачом сосудосуживающих и дегидратационных препаратов. Если у пациента присутствует повышенная утомляемость, возбудимость и прочие симптомы нарушений психоэмоциональной сферы, врач может выписать подходящие препараты из группы психостимуляторов.

        Стоит отметить, что дети с диагнозом «олигофрения» или «дебильность» должны обучаться в специализированных образовательных учреждениях, в которых доступны требуемые им корректирующие методы, работают специалисты-логопеды и психологи. Если заболевание у ребенка диагностировано в легкой форме, он может проходить обучение в общеобразовательной школе.

        Профилактика

        Дебильность, имбецильность и идиотия начинают свое развитие еще во внутриутробном периоде, следовательно, профилактикой этих заболеваний необходимо заняться еще на тапе планирования беременности. Прежде всего, будущей матери необходимо проконсультироваться с врачом-генетиком, чтобы оценить возможные риски рождения больного ребенка. Также необходимо придерживаться здорового образа жизни, отказавшись от вредных привычек и по возможности исключив любые негативные воздействия внешних факторов на организм. Желательно избегать употребления любых лекарственных препаратов и уделить особое внимание профилактике инфекционных заболеваний.

        Очень важно регулярно посещать врача-гинеколога на протяжении всей беременности, своевременно сдавать анализы и проходить необходимы обследования. Здоровая диета, построенная на принципах дробного питания, контроль артериального давления также имеют немало профилактическое значение. Не менее важно и бережное ведение родов, чтобы избежать травмирования ребенка.

        odepressii.ru

        Как определить лёгкую степень слабоумия (дебильность), не обращаясь к специалисту.

        Точно определить степень интеллектуального снижения, безусловно, может только психиатр или клинический психолог. Но если возникают поводы подозревать слабоумие, то возможно с достаточной степенью достоверности самим убедиться, чтобы в дальнейшем не тратить понапрасну время на тщетные усилия разъяснить дебильному ту или иную абстракцию, ибо никакая форма слабоумия и не лечится, и не подлежит коррекции после 7ми лет.

        Внешне ничем не примечательны, кроме специфичного «лобного» выражения глаз. Слабоумие проявляется в суждениях и в поступках. При слабоумии понятно только конкретное, то, что можно потрогать, увидеть. Недоступно именно абстрактное содержание. Стараясь дебильному разъяснить абстрактное представление, напрасно теряется время не потому, что он/она не хочет понимать или хочет понимать по своему, а потому, что органически не может понимать. Также безнадежно давать слабоумным неконкретные поручения.

        1. Свойственна импульсивность мышления. Например, несколько раз было сказано не трогать нечто, в очередной раз слабоумный тронет не потому, что не помнит запрета, а потому, что не успевает оттормозить импульс. Поэтому слабоумных и называют необучаемыми.

        2. Слабоумный предпочёл бы не учиться и не работать. Не может учиться ни чему, кроме практических навыков, может усвоить, например, процесс приготовления понравившегося блюда, но самостоятельно додуматься, что сделать из любого набора продуктов, не под силу.
        Может иметь и диплом о высшем образовании, полученный за спортивные успехи в вузовской команде, либо за дословное цитирование источников.
        Не деятельны, могут вообще ничего не делать подолгу, но если приходится что-то делать, то обычно чрезмерно серьёзны в этот период потому, что им требуется намного больше напряжения, чем человеку с нормальным интеллектом. Например, обычный поход за продуктами по степени серьёзности протекает как заседание в ставке верховного главнокомандующего во время планирования военных действий.

        3. О сложных видах деятельности, недоступных при слабоумии, отзывается как о скучных, нудных, неинтересных. Обычно демонстрирует реакцию обесценивания по типу: «Это давно известно», «Кому это надо», «Что за чушь». Свойственны высказывания такого рода: «Зачем работать, ведь и дома всегда дела найдутся, то шкаф разобрать, то обед приготовить».

        4. Люди, занимающиеся сложной деятельностью, представляются слабоумному странными, глупыми. Слабоумный не понимает зачем заниматься теоретической механикой, когда можно где-то дешевле купить, с тем, чтобы потом дороже продать и на вырученные деньги уже себе что-то купить. И, кстати, в осуществлении торговых операций, если возникнут сложности, где понадобится абстрактное мышление, то слабоумный не справится, поэтому им и не удаётся разбогатеть.

        5. Из-за неспособности выделять существенные признаки участие слабоумного в диалоге выглядит так, будто говорит не о том, как бы в сторону уводит, отчего и возникает ощущение бесплодно потраченного времени и тщетности усилий.
        На любое абстрактное содержание, на то, что не имеет практического значения, может, например, так отреагировать: «Зачем эти разговоры», «Это так далеко от нас», либо старается обесценить по типу: «Что он там проблеял?», «Ну мычи, мычи».

        6. Особенно проявлены нарушения при необходимости объяснить направление, где и когда поворачивать направо/налево, верх/низ, где что находится — слабоумный не справляется с этими операциями и объясняет так: «рядом, увидишь, там, туда». На наводящие вопросы «справа ли, слева ли» не может ответить, не ориентируется в пространстве в воображении и представлении, а только на практике запоминает направление.

        7. Поскольку при слабоумии невозможно выделение существенных признаков, то происходит неверная оценка событий, особенно сложны для восприятия отношения между людьми, что, как и почему произошло. Слабоумный может выдвинуть правильную версию в единственном случае, если повторит за кем-то.

        8. Доказательством наличия чего-либо для слабоумного являются конкретные предметы. Например, о состоянии здоровья нужны либо признаки видимые, либо справка о болезни, только тогда слабоумный может понять. То же касается образования, поскольку оно абстрактно, то слабоумный не может оценить степень образованности, не может понять качество образования и единственным для него критерием является документ об образовании. Поэтому легко попадаются на фальшивые документы.

        9. Морально-нравственный уровень при слабоумии таков: можно нарушать закон, если не поймают с поличным. Особенно часто это касается мелкого воровства, которое осуществляется по принципу «никто не увидит», «у него и так много».

        10. Подоплёкой любой сугубо человеческой деятельности, слабоумный видит сексуальную пресыщенность, либо неудовлетворённость.
        Немаловажно отметить, что понимать-то слабоумный не понимает как совершается абстрактная деятельность, но чувствовать, что человек делает нечто большее, чем способен слабоумный, вероятно может, и как бы побаивается человека, относится с опаской и недоверием сразу, как только услышит выходящее за рамки биологических потребностей организма.

        11. Никогда не сомневается в своей нормальности, ведь простые практические навыки все выполняет.

        12. Со страхом относится к старым людям, боится старости.

        13. Плохо развита мелкая моторика, тонкие операции по типу ювелирной работы, почти не даются.

        14. Память при слабоумии может быть в любом состоянии, как очень хорошей, так и никуда не годящейся.

        Бытовые проявления, когда становится очевидно, что опасно поручать сложные операции:
        1. Например, при продаже недвижимости поручено встречать покупателей с целью демонстрации этой самой недвижимости. Происходит следующее: вместо того, чтобы отвечать на вопросы покупателя, слабоумный/ая концентрирует внимание на внешности покупателя, поскольку имеет только биологические потребности. В результате, покупатель вынужден прийти снова для того, чтобы получить вразумительные ответы, но уже от другого человека. Время потеряно зря и поручение не только не выполнено, но ещё и не может быть выполнено никогда, даже при самой чёткой инструкции.

        2. Например, сказано не покупать определённый продукт. Сразу перестроиться слабоумный, как правило, не в состоянии и может ещё несколько раз купить негодный продукт. Не потому именно, что лично нравится, а вследствие почти полного отсутствия переключаемости.

        Вместе с тем, у слабоумия есть положительная черта — это привязанность и хотя она обусловлена неспособностью переключаться, ригидностью мышления, но в отношениях это обеспечивает бОльшую надёжность. Расстаться, поссориться со слабоумным почти нереально. Безусловно, это зависит от срока общения, чем он дольше, тем надёжнее.

        Добавочные характеристики или как при дебильности проявляется слабая
        дифференцированность восприятия:
        1. Не улавливает разницу в оттенках цвета,
        2. Внешне могут выглядеть аккуратно, тогда как на самом деле качественно проделать гигиенические процедуры затрудняются, обязательно что-нибудь останется недомыто, недостирано.

        Последний раз редактировалось: Минор (2013-11-11, 09:14), всего редактировалось 5 раз(а)

        psychology-100.forum2x2.ru

        Слабоумия легкой степени

        Олигофрения (малоумие). Врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта. Причины олигофрении различны. Выделяют 3 основные группы этиологических факторов:

        Наследственные (болезнь Дауна, микроцефалия — врожденный маленький череп и т.п.).

        Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (болезни и алкоголизм матери, прием различных лекарственных препаратов, оказывающих вредное воздействие на плод).

        Осложнения во время родов (родовые травмы, обвитие плода пуповиной) и тяжелые болезни раннего детского возраста (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции).

        Однако, довольно часто встречаются случаи олигофрении с невыясненной причиной. Не всегда учитываются вредности на производстве (на химкомбинатах, в сельском хозяйстве — гербициды, инсектициды и т.п.).

        Симптомы и течение. Различают 3 степени психического недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию. Определение степени малоумия проводят обычно клиническим методом. За рубежом пользуются определенным коэффициентом, который определяется отношением умственного возраста к фактическому, умноженному на 100. Например, если ребенок по тестам соответствует 5 годам, а ему на самом деле 10 лет, то коэффициент будет составлять 50. В норме величина коэффициента колеблется от 70 до 130. При легкой степени олигофрении (дебильности) коэффициент составляет 50-70, при средней (имбецильности) — 20-50, и при тяжелой (идиотии) — менее 20.

        При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект. Во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретнообразное, ситуационное. Речь отличается бедностью запаса слов, элементарным построением фразы, неграмотностью. Внимание и память в целом ослаблены, хотя бывает хорошо развита механическая память с избирательным запоминанием, например, номеров телефонов, фамилий, цифр. У больных снижен уровень побуждений, инициативы. Незрелость личности проявляется в повышенной внушаемости без логического осмысления ситуации, неспособности принять адекватное решение в обычных житейских ситуациях, недостаточной критичности к своему состоянию. Развитие физическое также протекает с задержкой. Степень задержки и тяжесть пороков развития зависят от степени слабоумия.

        Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, иногда при хорошей механической памяти, усидчивости и гиперопеке родителей достигают неплохих результатов в учебе. Легкую дебильность бывает трудно отличить от нижней границы нормы. Такие дети учатся в обычной школе. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями. Они медлительны, инертны, малоинициативны, но легко подражают взрослым, представляющим для них авторитет. Отмечается определенная необдуманность и непредсказуемость поступков, слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения. С годами дебильность становится менее заметной, особенно у тех, кто сумел хорошо адаптироваться в жизни. Однако, часть дебилов может попасть в группу асоциальных или даже уголовных элементов в связи с повышенной внушаемостью, некритичностью и недостаточным осмыслением ситуации.

        Имбецильность — средняя степень слабоумия. Лица с имбецильностью не поддаются обучению в школе. Их речь косноязычна, односложна. Набор слов ограничен (200-300 слов). Однако, такие больные усваивают необходимые навыки самообслуживания. Они обычно опрятны, самостоятельно едят, могут выполнять несложную работу по дому (уборка, стирка, мытье посуды), неплохо ориентируются в обычных житейских вопросах. Некоторые из них могут усвоить элементарные знания (учат их обычно на дому или в специальных группах): читать по слогам, считать предметы и деньги. Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны. На перемену обстановки такие больные дают своеобразную негативную реакцию. Склонность к слепому подражанию и повышенная внушаемость могут стать причиной асоциальных поступков. Они не могут существовать самостоятельно, поэтому нуждаются в постоянном присмотре и опеке.

        Идиотия — глубокая умственная отсталость с почти полным или полным отсутствием мышления и речи. Такие больные на внешние раздражители реагируют примитивно или не реагируют совсем. Вместо речи произносят звуки, не понимают и обращенную к ним речь. Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны, не могут сами есть, иногда пищу глотают непрожеванной (таких кормят только жидкой пищей). Лица с идиотией не всегда отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны, связаны только с удовольствием или неудовольствием. Неудовольствие часто выражают в крике, становятся злобными, агрессивными, наносят самоповреждения. Предоставленные сами себе, они либо пассивны, вялы, лежат в постели, либо возбуждены, совершают стереотипные движения (раскачиваются, хлопают в ладоши и т.п.). Глубокому недоразвитию психики сопутствуют грубые дефекты и физического развития. Если эти пороки несовместимы с жизнью, то такие больные погибают, иногда вскоре после рождения. Такие больные требуют постоянного ухода и наблюдения. Проживают обычно в специальных интернатах.

        Лечение и профилактика. Лечение олигофрении зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Для улучшения обменных процессов назначают ноотропы, церебролизин, глютаминовую кислоту, липоцеребрин, проводят витаминотерапию. Для снижения внутричерепного давления делают вливания магнезии, назначают глицерин, диакарб. При сильной заторможенности применяют стимуляторы (сиднокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и т.д.). При возбуждении назначают нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства. Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование, раннюю диагностику неправильного развития плода при наблюдении за беременной женщиной, осторожное назначение лекарств во время беременности, особенно ее первой половины, освобождение от работы, связанной с вредностью, полный отказ от алкоголя и курения во время беременности, своевременное и правильное лечение заболеваний матери в период беременности и вскармливания грудью и ребенка в первые годы жизни. Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении умственной отсталости и проведении своевременного лечения, адаптации и реабилитации.

        www.about-health-care.com

        Деменция (приобретенное слабоумие)

        Деменцией в научной среде называют приобретенное в течение жизни слабоумие, которое выражается в утрате функций головного мозга. В процессе поражения мозга происходит психический распад: человек не осознает себя как личность, теряет большую часть мышления и перестает распознавать окружающую действительность. Бытовые навыки и приобретенные до болезни умения утрачиваются, интерес к жизни угасает. Сам больной не осознает те процессы, которые с ним происходят.

        В зависимости от области и степени поражения мозга различают несколько видов деменции:

      • с острым началом;
      • корковая;
      • подкорковая;
      • корково-подкорковая;
      • мультифокальная;
      • субкортикальная (деменция, возникающая при сосудистых заболеваниях).
      • Легкая степень заболевания позволяет сохранить способность к самостоятельной жизни, больной соблюдает правила гигиены и адекватно реагирует на критику, однако работать и находиться в социуме ему довольно сложно. Средняя степень деменции требует уже не только ухода за больным, но и надзора. При тяжелой степени деменции надзор за больным должен носить постоянный характер, поскольку у него уже полностью нарушена повседневная деятельность.

        Приобретенное слабоумие при сосудистых заболеваниях, опухолях головного мозга и алкоголизме характеризуется поражениями до 20%, при болезни Альцгеймера – до 60%, при болезни Паркинсона – 1%.

        Причины возникновения деменции

        Деменция чаще всего возникает у людей преклонного возраста. Существует ряд причин, которые могут спровоцировать развитие приобретенного слабоумия:

      • атеросклеротические поражения магистральных сосудов, артериальная гипертензия, нарушения мозгового кровообращения, аритмия и пр.;
      • мультиинфарктные изменения и множественные лакунарные поражения мозга;
      • окклюзия (закупорка, сужение просвета) крупной мозговой артерии и формирование инсульта в результате атеросклероза, тромбоза, эмболии;
      • алкоголизм и наркозависимость;
      • черепно-мозговые травмы;
      • опухоли головного мозга;
      • сахарный диабет;
      • дегенеративные заболевания нервной системы;
      • инфекционные процессы;
      • метаболические нарушения и пр.

      Диагностика деменции

      Для диагностирования деменции назначается ряд обследований, характер которых зависит от выявленных фактов во время первичного осмотра и изучения истории болезни пациента. Могут понадобиться консультации окулиста, невропатолога и терапевта.

      В обязательном порядке проводится клинический анализ крови и анализ мочи. При необходимости врач назначает рентгеновское исследование грудной клетки, КТ или ядерно-магнитно-резонансную томографию головного мозга, электроэнцефалограмму и пункцию спинномозговой жидкости. При диагностике болезни Альцгеймера используется шкала Хачинского.

      Диагностированная на ранних стадиях деменция значительно лучше поддается лечению, поэтому при обнаружении первых симптомов необходимо обязательно обратиться к врачу.

      Лечение деменции

      Лечением деменции занимаются неврологи и психиатры. После установленного диагноза назначается курс лечения, включающий в себя ряд медикаментозных препаратов, направленных на облегчение состояния больного и замедляющих процесс угасания личности. Назначаются антидепрессанты, транквилизаторы и снотворные средства, применение которых должно происходить на постоянной основе.

      www.dikul.org

      Врожденное слабоумие

      Олигофрения — группа заболеваний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве психическим недоразвитием. К врожденному слабоумию не следует относить возникающие в детском возрасте вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением слуха, речи и др. Олигофренами не являются мало одаренные дети и дети с временной задержкой развития вследствие тяжелых соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания.

      Олигофрения (от греч. oligos — малый + phren — ум, разум) — группа заболеваний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве психическим недоразвитием.

      БОЛЬШИНСТВО олигофрений (врожденное слабоумие) относятся к обширной группе врожденных аномалий развития центральной нервной системы, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогенез). Их принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия, протекающего с распадом психической деятельности. При олигофрении сохраняется лишь динамика клинических проявлений, связанная с возрастным развитием, декомпенсацией или компенсацией состояния под влиянием возрастных кризов, различных внешних процессов. К врожденному слабоумию не следует относить возникающие в детском возрасте вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением слуха, речи и др. Олигофренами не являются мало одаренные дети и дети с временной задержкой развития вследствие тяжелых соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, отсутствие эмоциональных впечатлений). Термин «олигофрения» нередко подменяют понятием «умственная отсталость», которое объединяет различные формы ранней интеллектуальной недостаточности, связанной с прогредиентными заболеваниями (например, шизофренией), возникшими в детском возрасте, а также психогенными и культуральными факторами. Для определения степени умственной отсталости используют IQ (интеллектуальный коэффициент, в норме равный 100), который является количественной оценкой интеллекта и определяется на основании выполнения стандартных психологических тестов. По нормам комитета ВОЗ по психогигиене (1967), при легкой умственной отсталости IQ равен 50-70; при средней тяжести — 35-50; при резко выраженной — 20-35; при глубокой умственной отсталости он меньше 20.

      Симптомы заболевания

      ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы, т. е. те, которые влияют на появление и развитие заболевания, многообразны. В зависимости от времени их воздействия различают олигофрении, связанные с наследственными факторами (в том числе с поражением половых клеток родителей), обусловленными внутриутробными воздействиями, действующими на зародыш и плод (эмбриопатии и фетопатии), и олигофрении, возникшие в результате поражения ЦНС. Различают также недифференцированные формы — с неясной этиологией и неочерченной клинической картиной (по разным подсчетам, они составляют от 50 до 90% всех олигофрений) — и дифференцированные олигофрении, при которых установлена этиология или выражены клинические признаки.

      У человека, страдающего олигофренией, проявляются следующие симптомы заболевания.

      Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической и особенно синтетической мыслительной деятельности. В эмоциональной сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированы и неполноценны. Психические нарушения при олигофрениях довольно стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни. Различают три степени психического недоразвития (по глубине и тяжести психических расстройств) — идиотию, имбецильность и дебильность.

      Идиотия (от греч. idioteia — невежество; IQ — до 20) — наиболее тяжелая форма олигофрении, характерной чертой которой является недостаточность реакций на окружающее (она или отсутствует, или неадекватна, недифференцированна). Речь, как правило, не развивается, то, что говорят окружающие, различают с трудом, воспринимается лишь интонация. Страдающие идиотией нуждаются в постоянном уходе и без посторонней помощи не могут жить. Они безучастны к окружающему, пассивны, элементарную реакцию могут проявлять на голод и холод в виде нечленораздельных звуков. Эмоции крайне скудны и связаны с самочувствием, с удовлетворением элементарных потребностей. Нередко выражены аффекты злобы и гнева, которые находят внешнее проявление в двигательном возбуждении со склонностью к ярости и с агрессией по отношению к окружающим и к себе. Отсутствуют навыки самообслуживания; зачастую не осваивают прямохождения. Недоразвита эмоциональная сфера, не выделяют близких. Часто нет инстинкта самосохранения (не вырабатывается рефлекс на болевой раздражитель).

      Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, незначительный; IQ -20-30) — средняя степень олигофрении. Психическое развитие у имбецилов значительно выше, чем у страдающих идиотией, реакции на окружающих разнообразнее и оживленнее. Им удается овладеть речевой функцией, однако словарный запас ограничивается несколькими десятками слов, иногда произносят даже короткие фразы, речь состоит только из существительных и глаголов. Мышление крайне конкретное. Отмечается ограниченная способность к механическому запоминанию, арифметическим действиям (сложение и вычитание) в пределах нескольких единиц. Суждения крайне бедны, несостоятельны. Больные с имбецильностью обладают элементарными навыками самообслуживания. Иногда их удается вовлечь в простейшие трудовые процессы, и они овладевают отдельными операциями. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Самостоятельно жизнь они вести не в состоянии и нуждаются в постоянной опеке и уходе.

      Дебильность (от лат. debilis — слабый, хилый; IQ — 30-50) — легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению. Дебильность значительно труднее распознается, поскольку отсутствуют такие грубые расстройства, как при имбецильности. Дифференцирование особенно осложняется в случаях, когда больной обладает достаточным запасом слов, и еще более затрудняется, если имеется хорошая механическая память. Дебилам под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у них может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых, вопросах и способны к самостоятельной жизни. Дебилы могут закончить начальную и вспомогательную школу, устраиваются на простую работу, вступают в брак.

      Как лечить

      СПОСОБОВ лечения как таковых не существует. Но при совместной работе психолога и родителей и использовании методов корректировки, таких как трудотерапия, арттерапия, то есть лечение «искусством», включающее в себя музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапию, куклотерапию, возможны заметные улучшения у больного ребенка.

      Мнение специалиста

      О ЛЕЧЕНИИ людей, страдающих олигофренией, рассказывает психиатр Минздрава РФ, заведующий отделом Научного центра охраны здоровья детей РАМН Николай МИРОНОВ:

      — Хочу сказать о препаратах. Для «лечения» детей, находящихся в учреждениях, обычно используют галоперидол и другие нейролептики. На мой взгляд, принимать такие средства совершенно неадекватно и негуманно. Чаще всего, если ребенок плохо спит или отличается дурным поведением, его состояние рассматривается как проявление болезни, тогда как на самом деле это изъяны педагогической работы.

      Представьте, что ваше родное чадо сотворило нечто, вызвавшее ваш родительский гнев. Неужели побежите к врачу за галоперидолом? Нейролептики нужны для лечения психозов, а не интеллектуальной недостаточности. Между тем психозы у детей встречаются всего в трех процентах случаев общей психической патологии.

      К подростковому возрасту умственная отсталость составляет уже половину случаев. Интеллектуально недостаточные дети нуждаются в педагогической коррекции и психотерапевтической помощи. Им всем (и в больших дозах) нужны совсем другие препараты типа ноотропила, что при вечной бедности сиротских заведений совершенно нереально.

      www.aif.ru