Смена обстановки стресс для ребенка

Переезд: чем он грозит ребенку

Про него говорят, что он хуже пожара. И если уж взрослым переселение доставляет столько хлопот, что говорить о детях. Как смена обстановки сказывается на ребенке? И можно ли смягчить стресс?

В мультфильме «Головоломка» 11-летняя девочка очень болезненно переживает переезд своей семьи на новое место. Создатели фильма неслучайно выбрали такой сюжет. Радикальная смена обстановки – большой стресс не только для родителей, но и для ребенка. И этот стресс может оказаться долгоиграющим, негативно отражаясь на психическом здоровье человека в дальнейшем.

Чем младше ребенок, тем легче он перенесет смену места жительства. Так мы считаем и ошибаемся. Американские психологи Ребекка Левин Коули (Rebekah Levine Coley) и Мелисса Кулл (Melissa Kull) выяснили 1 , что особенно тяжело переезд дается дошкольникам.

«У младших детей хуже развиваются навыки общения, чаще возникают эмоциональные проблемы и проблемы с поведением, – говорит Ребекка Левин. – Эти эффекты могут длиться годами. Ученики начальных или средних классов переносят переезд легче. Результаты исследования показали, что негативные эффекты переезда – снижение успеваемости (особенно по математике и по способности понимать прочитанное) у детей старшего возраста не так выражены и их влияние быстро ослабевает».

Дети консервативны в своих привычках и предпочтениях. Каждый родитель знает, насколько трудно, например, добиться того, чтобы ребенок попробовал новое блюдо. Для детей важна стабильность и привычность даже в мелочах. И когда семья решает сменить место жительства, она тем самым разом заставляет ребенка отказаться от бессчетного количества привычек и словно бы испробовать в один присест множество незнакомых блюд. Без уговоров и подготовки.

Если ребенку не приходится менять школу, негативные эффекты от переезда не так выражены, но все равно сохраняются

Еще одна группа психологов провела аналогичное исследование 2 , использовав статистику из Дании. В этой стране все переезды граждан тщательно документируются, и это дает уникальную возможность изучить влияние смены места жительства на детей в разном возрасте. Всего была изучена статистика по более чем миллиону датчан, родившихся в период с 1971 по 1997 год. Из них 37% довелось пережить переезд (или даже несколько) до 15 лет.

В данном случае психологов больше интересовала не школьная успеваемость, а подростковая преступность, самоубийства, наркомания и ранняя смертность (насильственная и в результате несчастных случаев).

Оказалось, в случае с датскими подростками риск подобных трагических исходов особенно повышался после многочисленных переездов в раннем подростковом возрасте (12-14 лет). При этом социальный статус разных семей (доход, образование, занятость), который также учитывался учеными, никак не повлиял не результат исследования. Исходное предположение, что неблагоприятные последствия могут затрагивать в первую очередь семьи с низким уровнем образования и дохода, не подтвердилось.

Конечно, смены места жительства не всегда можно избежать. Важно, чтобы ребенку или подростку после переезда оказывалось как можно больше поддержки – в семье и в школе. При необходимости можно обратиться и за психологической помощью.

Во время переезда важно, чтобы вместе с ребенком переезжала часть его прежней домашней обстановки

Сандра Уитли, британский специалист по детской психологии, поясняет, что при переезде ребенок испытывает серьезный стресс, так как рушится давно известный ему микропорядок. Это в свою очередь ведет к усилению чувства неуверенности и тревоги. Но что делать, если переезда не избежать?

Конечно, данные исследования необходимо иметь в виду, но не следует воспринимать их как роковую неизбежность. Многое зависит от психологического климата в семье и тех обстоятельств, которые вызвали переезд. Одно дело – развод родителей, и другое – смена работы на более перспективную. Для ребенка важно видеть, что родители во время переезда не нервничают, а делают этот шаг уверенно и в хорошем настроении.

Важно, чтобы вместе с ребенком переезжала значительная часть его прежней домашней обстановки – не только любимые игрушки, но и мебель, прежде всего его кровать. Такие компоненты прежнего быта достаточно важны для поддержания внутренней стабильности. Но главное – не вырывайте ребенка из прежней среды судорожно, резко, нервно и без подготовки.

www.psychologies.ru

Путешествия с грудничком

Путешествия глазами родителей.

Что думают о возможности куда-нибудь поехать родители маленького ребенка? Обычно перспектива временной смены домашней обстановки вдохновляет и наполняет энтузиазмом. Даже если это и не отпуск у моря, а всего лишь визит в гости к хорошим друзьям или поездка на дачу. Приятное общение, новые впечатления, укрепление здоровья , возможность временно отвлечься от рутинных бытовых забот — все это является импульсом для планирования путешествий у взрослых людей.

А что же думают о поездках маленькие дети?

Путешествия глазами детей.

Малыши очень ценят стабильность и предсказуемость окружающей их обстановки. Даже кратковременная смена места жительства вызывает у них небывалую бурю эмоциональных и физиологических реакций. Перечислим основные факторы, на которые остро реагируют маленькие дети:

  • Быстрое перемещение тела в пространстве , особенно долго длящееся по времени
  • Смена окружающей микрофлоры и бактериологической среды
  • Непривычное поведение мамы, вызванное сборами вещей и обустройством на новом месте
  • Обилие новой информации
  • Преобладание незнакомых запахов и звуков
  • Незнакомая и непредсказуемая обстановка
  • Скопление массы внешних раздражителей в дороге
  • Резкое увеличение контактов с незнакомыми людьми, их повышенное внимание к малышу

Многие из нас, вспоминая свое детство, найдут подтверждение вышесказанному. Кого-то удивлял непривычный запах в соседнем подъезде, кто-то не мог спать в поезде или пугался всех попутчиков, заводящих доброжелательный разговор с родителями. Другие вспомнят напряжение и ссоры родителей при сборах на ответственные праздники или длительную процедуру макияжа мамы. А некоторые вообще не могли взять в рот ни кусочка еды, купленной в кафе курортного городка, или постоянно страдали на отдыхе расстройством желудка. Даже те взрослые, которые не привыкли прислушиваться к ощущениям своего тела и отслеживать изменения эмоционального состояния, замечают, что по-другому ведут себя дома и в общественных местах. Так уж тем более — дети!

Все эмоциональные и физиологические реакции на поездки совершенно законны у маленьких детей. Более того, они имеют под собой серьезное научное обоснование и вполне ожидаемы в любом возрасте. Причем , чем меньше ребенок, тем острее он воспринимает смену привычной обстановки, а значит, и острее реагирует на это.

Однако, все это не повод для того, чтобы отказаться от удовольствия поехать куда-нибудь с малышом! Нужно всего лишь учесть особенности его восприятия ситуации и постараться максимально сгладить возможный стресс. Сделать это вполне реально!

Красивое слово «адаптация»

Оно не только красивое. Оно еще очень полезное в расшифровке поведения маленького ребенка. С самого момента рождения он попадает в ситуацию адаптации — привыкает в внеутробным условиям существования. Затем его жизнь на протяжении года так стремительно меняется , что мы и забываем о том, скольких сил ему это стоит : овладеть руками и ногами, поползти и пойти, включиться в рацион взрослого питания, произнести первые слова и освоить речь. Малыш вынужден постоянно адаптироваться к новым возможностям своего тела, новым ритмам сна и бодрствования, не говоря уже о смене годового цикла погоды и изменений в природе. Поэтому любое «внеплановое» изменение обстановки вокруг малыша (а поезда в новое место как раз и является такой внеплановой нагрузкой) требует от него дополнительных ресурсов для адаптации! И где же взять эти ресурсы?

Обычно малыши интуитивно ищут поддержки у мамы. Это внутреннее движение является самым правильным и спасительным для благополучной адаптации, хотя и называется оно «адаптация в регрессивной форме». Не будем пугаться этого названия. Оно всего лишь подчеркивает, что малыш временно вернется в своем поведении как бы на предыдущий этап развития, и что это совершенно закономерно и оправданно. Грудные дети будут нуждаться в более частых кормлениях грудью, в совместном сне с мамой на новом месте, в неограниченном доступе к ней на ручки, могут отказываться от взрослой еды, ища дополнительной защиты для иммунитета в повышенном потреблении грудного молока. Будут требовать материнского присутствия рядом в первое время, со слезами отпуская маму даже в ванну. Дети постарше могут к тому же «забыть» , как самостоятельно одеваться или пользоваться горшком, попросить кормить их с ложки или постоянно читать уже давно отложенные в сторону книжки.

Другой тип адаптации — так называемая «адаптация в агрессивной форме». Этот вид гораздо опаснее и неудобнее как для малыша, так и для его родителей. Ребенок не ищет поддержки у мамы или папы, не просится на ручки и не демонстрирует зависающее на груди поведение. Он даже вроде бы и не нуждается в родителях : с радостью бежит к аниматору-клоуну в отеле, спокойно уходит с бабушкой гулять по даче, пока родители разбирают вещи. Но при этом через какое-то время его поведение становится агрессивным и разрушительным. Он перестает слушаться, устраивает истерики, может драться или бросаться едой, отказываться от сосания груди . В случае, если сила агрессии малыша направилась не во внешний мир, а на него самого — он может заболеть, специально подвергать себя опасности (убегая от мамы в незнакомом месте, например), плохо спать днем и по ночам, отказываться от груди, начать мочиться в постель или штаны, грызть ногти или демонстративно набивать синяки и ссадины.

Одним словом, адаптация — это целая наука! И для того, чтобы грамотно пережить период адаптации в поездке, нужно знать несколько несложных составляющих этой науки. Тогда станет возможным сполна насладиться совместным отдыхом с малышом и никогда не ограничивать себя в реализации желания куда-нибудь поехать вместе.

Поездки одного дня

Ими могут быть походы в поликлинику, визиты к друзьям, путешествия в бассейн или на природу. Правил для благополучной организации этих мероприятий немного:

  1. Сборы вещей желательно провести по заранее продуманному списку, во время сна ребенка, при возможности подключить к ним помощников. Крайне травматичной является ситуация, когда мама мечется между сумками и требующим внимания малышом, нервируя его своим неадекватным поведением и подрывая собственные силы спешкой , раздражением и лишней суетой.
  2. Старайтесь не нарушать ритмы сна и бодрствования ребенка. Время в дороге планировать либо на сон малыша, либо на его бодрствование — с таким расчетом, чтобы поездкой не сбить режим дня.
  3. Грудное молоко должно находиться в полном доступе для малыша. Это — его единственная защита от инфекций, помощь в засыпании, лекарство от испуга и средство от дискомфорта при быстром перемещении в транспорте. Необходимо предусмотреть возможность приложить кроху к груди в любой момент как только он об этом попросит.
  4. В незнакомом месте маленький ребенок первое время должен быть на ручках только у мамы. Если ему уже не нужны частые прикладывания к груди — то можно и у папы. Ребенок в этом случае чувствует себя защищенным, в безопасности. У него есть возможность внимательно изучить окружающую обстановку «из окоп», сделать выводы о ее доброжелательности или неприязни к нему. Он может спокойно привыкать к новым людям, наблюдая за маминой (или папиной) реакцией на них. Обычно на адаптацию малыша в гостях требуется около часа. После этого срока он уже будет сам проситься с ручек, тянуться на ручки к бабушке или потихоньку уходить в другие комнаты.
  5. Для детей до 3 лет желательно в неделю совершать не более 1-2 подобных поездок .
  6. Поездки «выходного дня»

    Самые распространенные и самые неудобные с точки зрения малыша — летний выезд загород на выходные дни. Именно эти путешествия чаще всего доставляют дискомфорт и грудничкам и их родителям. Малыш не успевает за столь короткое время привыкнуть к новому дому, сбиваются ритмы его снов и бодрствования, много сил тратится на саму дорогу. Маме непросто собирать и разбирать те тысячи мелочей, которые необходимы для ухода за малышом и налаживания быта заново. Что можно порекомендовать для смягчения ситуации? Пригодятся все те рекомендации, которые мы написали для поездок «одного дня» :

  7. Спокойные сборы вещей для поездки.
  8. Полная доступность грудного молока для малыша, неограниченное кормление по требованию и днем, и ночью.
  9. Постоянное нахождение рядом с мамой. Особенно важно провести первый час после приезда в новое место у нее на руках.
  10. Следование тем ритмам сна и бодрствования, которые установились в обычной обстановке .
  11. Также поможет соблюдение следующих правил :

  12. Организация ночного сна рядом с мамой
  13. На дневной сон желательно не оставлять малыша одного в комнате — при пробуждении он может неадекватно отреагировать на непривычную обстановку.
  14. Не настаивать на том, чтобы ребенок хорошо ел прикорм — обычно у детишек срабатывает защитная реакция организма, когда при встрече с непривычной микрофлорой окружающего пространства они возвращаются к грудному молоку как основному питанию.
  15. Все общение малыша с людьми, живущими в новом месте, должно проходить в присутствии мамы , а при желании ребенка у нее на ручках. Не следует его слишком активно «сдавать» бабушкам или тетям — даже при наличии хорошего контакта с родственниками он вполне мог забыть их за неделю.
  16. Нужно с уважением прислушиваться к страхам малыша : его может пугать любая новая деталь быта или обстановки! Незнакомая одежда, необычный узор на постельном белье, неприятный запах в туалете — эти и многие другие элементы жизни в выходные дни , которые терпимо воспринимаются зрелой психикой взрослого человека, могут создавать реальные проблемы для маленького существа!
  17. Многодневные поездки

    Наиболее удачными для полноценного отдыха являются переезды на новое место не менее, чем на 2-3 недели. У малыша есть время для полного привыкания к обстановке, для адаптации микрофлоры кишечника к другой воде, бактериальной среде, пище, пробуждаются силы для усвоения впечатлений, и вновь возникает интерес к самостоятельному исследованию окружающего мира. Все вышеперечисленные рекомендации по организации кратковременных поездок вполне пригодятся для грамотного планирования отдыха. К ним можно добавить всего несколько правил успешной адаптации, применяемых к длительным переездам на новое место.

  18. «Обживайте» новое пространство с малышом постепенно. Побудьте первое время только в номере отеля или в какой-то одной комнате дачного дома. Пусть это будут хотя бы 3-4 часа. Но за это время малыш сможет обжить окружающую обстановку и воспринять ее как свое безопасное «гнездо».
  19. Если малыш уже пользуется горшком — помогите ему хорошенько запомнить его новое месторасположение. Лучше , если это будет «родной», взятый из дома , горшок, чем принадлежащий отелю.
  20. Первое время находитесь на открытом пространстве только рядом с малышом. В ресторане или на пляже лучше при этом держать его у себя на ручках.
  21. Никогда не оставляйте малыша одного в номере отеля или на дачном участке. Это — одно из базовых правил безопасности маленьких детей.
  22. Держите под рукой номера телефонов или адреса служб экстренной медицинской помощи — не дай Бог, она может неожиданно понадобиться для вас или крохи.
  23. Не перегружайте малыша впечатлениями слишком интенсивно. Уединяйтесь периодически с ним в дом или в номер отеля, чтобы спокойно покормить его грудью, почитать книжки, просто побыть рядом. Лучше пусть ребенок заскучает и попроситься на улицу, чем от перевозбуждения начнет плохо спать или заболеет.
  24. Если вы переехали на дачу — постарайтесь найти надежного помощника по хозяйству! Обычно загородная жизнь требует большего, чем в городской квартире, затрата сил и времени для приготовления еды, уборки и стирки. При этом гораздо легче найти помощников, желающих понянчиться с ребенком , чем желающих взять бытовые проблемы на себя. Несправедливой будет ситуация, когда ради здоровья ребенка семья переезжает жить на свежий воздух, но при этом малыш теряет саму маму — она оказывается постоянно занятой хозяйством, уступив свое место бабушкам или другим помощникам.

Возвращение домой.

Вот он — последний сюрприз! Оказывается, после поездки маленькому ребенку требуется время для адаптации к родному дому. Причем, чем длительней была поездка — тем дольше малыш привыкает к домашней обстановке. Ему снова нужно время для освоения пространства, привыкания к микрофлоре, воде. Он снова будет гораздо чаще просить грудь — и днем, и ночью. Он опять может отказаться от прикорма на время. Что можно посоветовать родителям? Рецепт один : осознать, что после отдыха тоже требуется отдых. Даже для детей школьного возраста существует рекомендация — возвращаться домой не позже, чем за две недели до начала учебного года. Именно столько требуется времени для полного вхождения в привычный жизненный ритм после длительного отсутствия.

Грудничкам тоже помогут следующие действия :

  • Просто посидеть дома с мамой пару дней, никуда не выходя, никого из гостей к себе не принимая.
  • Получать безраздельное мамино внимание первое время : неограниченное сосание груди, пребывание на руках, совместный сон. Родителям лучше заранее настроиться на подобный сценарий — именно он поможет без проблем и болезней пережить возвращение после поездки.
  • Не надо загружать маму первое время уборкой квартиры, разбором чемоданов, закупкой продуктов и прочими бытовыми заботами. Благополучие малыша — вот ее основная забота в эти дни.
  • Не планировать в ближайшие после длительной поездки две недели важных дел : выход на работу, подбор няни, посещение детских занятий и т.п. Пока малыш находится в состоянии адаптации — его иммунитет не очень крепок и может не выдержать дополнительных нагрузок.
  • Кормите грудью!

    На самом деле, путешествие с грудничком — это очень удобно! Все, что ему необходимо — это мама, ее грудь и ее молоко. Нет никаких проблем с перевозом и хранением смесей, стерилизацией бутылочек и сосок. Нет никаких проблем с обеспечением ребенка питанием — ни в аэропорте, ни в машине, ни на даче, ни на море. Нет никаких проблем со сном — приложившись к груди, кроха заснет в нужное для него время где угодно. Молоко стерильно, вкусно, богато калориями и веществами, защищающими от болезней. Кормящая мама выглядит женственно, красиво и вполне оригинально среди всех остальных красавиц на пляже. Мы знаем кормящих матерей, которые ходили в походы с месячными детьми, ездили в Италию с трехмесячными крохами, катались на горных лыжах с годовалыми грудничками. Надеемся, что информация этой статьи поможет вам максимально комфортно организовать поездки с малышом.

    Желаем всем приятного отдыха!

    Мария Гуданова, консультант по грудному вскармливанию, член Международной Ассоциации консультантов по естественному вскармливанию

    Опубликовано в журнале «Мой ребенок» в мае 2010 года.Полезные телефоны :
    консультации по вопросам грудного вскармливания (8919) 778-54-33

    www.semya-rastet.ru

    Смена обстановки

    Мы познакомились, когда у меня уже был ребёнок от первого брака. Встречались год, а потом решили жить вместе.

    Свекрови я сразу не понравилась. Настолько сильно, что она стала всячески стравливать нас. И при этом оставаться в стороне. Это было ужасно. После работы не хотелось идти к нему домой. Каждый день скандалы. Свекровь живёт в соседней квартире. У нас стояла её стиралка. И поэтому она частенько заглядывала к нам. Но как только она уезжала на дачу или выходила на сутки на работу (в больнице), так всё устаканивалось, между нами восстанавливались мир и согласие.

    Мы решились на ребёнка, нашего общего ребёнка. Как только свекровь узнала про это (от сына) начала ещё больше стравливать. Мы уже собрались расходиться. Но я забеременела. Для меня это было счастье, а он просто выматывал из меня нервы. Доводил до слёз, а потом ехидно ухмылялся и говорил:»А что ты плачешь? Тебе нельзя нервничать». Сейчас он не любит вспоминать то время, говорит молодой был, глупый. А каково было мне?

    Когда свекровь узнала, что у нас будет ребёнок, сказала: «Ну вот, теперь её с животом не выставишь». А какие битвы были из-за имени. Страшно вспомнить. Каждый день, когда я возвращалась с работы, у меня была только одна мысль — уйти.

    И в один прекрасный день (действительно прекрасный солнечный день) я вошла в храм. Только началась служба. Я стояла и ревела. Я не смогла выстоять долго и ушла. До этого момента я не верила ни в Бога, ни в. ни в кого. Но тогда во мне появился такой запас силы, внутренней силы. Я поняла, что если я выдержу, то он поймёт, что он неправ.

    Когда родился ребёнок, муж преобразился. Стал внимательным, заботливым, буквально целовал мне руки-ноги. Оберегал меня от своей матери. И матери своей сказал: «Если я ещё раз услышу или узнаю, что ты обсуждаешь Свету, устрою грандиозный скандал».

    Тактика её сменилась. Она стала плакать, что её все оставили, бросили. Свекровь не живёт одна, у неё есть муж и младший сын. Денис опять стал к ней заходить. Но капля же камень точит. И через некоторое время опять стало плохо, только тогда я на нервной почве потеряла молоко. Этого уже я свекрови простить не смогла до сих пор.

    Через два года мне позвонили, как очереднику на улучшение жилплощади, из департамента жилищной политики и предложили вступить в лужковскую жилищную программу «Молодой семье — доступное жильё». Мы подумали и согласились. Целью не было накопление денег на новое жильё, с этим вроде всё нормально. У него своя квартира. Мы живём в ней. А там живут мои родители. Цель была накопить денег, а потом выйти из неё, субсидию не брать, а на накопленные деньги купить дачу. Ну хоть в Калужской области. Но там нельзя было сдавать квартиру по договору, тогда мы сдали эту, а сами переехали в Марьино. Идея переезда была изначально его. Там была большая трёшка. А тут двушка в девятиэтажке.

    Мы переехали. Если свекровь не сидела с внуками раньше, то в Марьино её было не уговорить приехать. Ну да и Бог с ней. Мы не смогли выдержать программу и через год вернулись. Но за год наши отношения изменились в лучшую сторону. Некому было портить наши отношения. Я стала улыбаться. Мы были счастливы. И ещё мы были в ожидании ещё одного малыша.

    Тем не менее нам пришлось вернуться обратно. Свекровь как не подходила, так и не подходит к внукам, но теперь всё по-другому. Муж меня любит, он сам сказал, а ещё он сказал, что если я ещё раз подниму тяжесть, то он на меня обидится, потому что хочет, чтобы я ему родила четвёртого. Не сейчас, попозже. Когда младший подрастёт. Годика через три.

    www.7ya.ru

    Лучшее лето – смена обстановки и никакой учёбы!

    9 июня 2012 1:00 1

    Лето нужно для отдыха!

    Ну вот и лето началось, а с ним – каникулы. Три месяца, целая маленькая жизнь. Кто-то едет к бабушке в деревню, кто-то в лагерь, кто-то идёт в поход. Летних сценариев много, и у каждого есть плюсы и минусы. Отправляя ребёнка в лагерь, родители вздыхают про себя: а не обидят ли его там? Оставляя дитё у бабушки в деревне, радуются – мол, надышится свежим воздухом, витаминчиков поест. И волнуются: а не заблудится ли, не утонет, не наступит ли на какие грабли? О том, какие плюсы и минусы есть у различных вариантов летнего отдыха школьников, «Комсомолка» попросила рассказать психолога Елену Барило.

    Какие преимущества у отдыха в загородном лагере и какие могут возникнуть проблемы?

    -Плюсы – это, конечно, то, что дети соблюдают режим, они под присмотром, постоянно что-то делают: рисуют, танцуют, поют, готовят какие-то мероприятия. Сами себя обслуживают – заправляют постели, убирают, следят за своей одеждой. Проблемы могут возникнуть у детей с особым складом характера, бытует даже такое название «нелагерные дети». Это, как правило, домашние дети, не приученные ни постель за собой застелить, ни одежду свою аккуратно сложить. В лагере, где все нужно делать самому, они теряются. Есть дети с проблемами коммуникации, у таких, как правило, один-два друга, к которым они сильно привязаны, и в новом коллективе им бывает очень нелегко.

    Главный минус для детей, у которых нет этих проблем – это то, что многие не приучены к разнообразному питанию. Не едят супы, салаты, каши. Девочки-старшеклассницы увлекаются диетами. И начинаются проблемы: то я не люблю, то я не хочу, а это вообще не ем. Потом звонки родителям: привезите чипсы, «Ролтон», сладости…

    И, конечно, не стоит давать детям с собой дорогие вещи. В лагере собираются разные ребята, в том числе и проблемные. Одно дело, когда кто-то откусил без спроса чужую печеньку, и совсем другое – если украли ноутбук или дорогой телефон.

    -Отдых у бабушки в деревне – что хорошо, что плохо?

    -Плюсов море! Самое замечательное то, что это полная смена обстановки, ребенок уезжает из той среды, где в течение учебного года получил множество стрессов. Любящие бабушка и дедушка, свежий воздух, хорошие продукты. Очень хорошо, если ребенок приобретает полезные навыки – покормить животных, что-то прополоть, принести воды.

    Минус в том, что, как правило, в деревне ребенок сбивается с режима. Он спит, сколько захочет, ест, когда захочет. Ну и, конечно, опасность получить травмы. В деревне ребенок все же не совсем досмотрен, там каждый занят своим делом, и он получает огромное количество свободы, его тянет на приключения. А поскольку это деревня, медицинского пункта там может и не быть. Поэтому родителям нужно проследить, чтобы в доме была аптечка, научить ребенка правилам оказания первой медицинской помощи.

    -А если ребенок на все лето остался в городе?

    -Преимущество здесь я могу найти только одно – ребенок может больше общаться с родителями. Хотя бы вечером, когда они приходят с работы, и в выходные дни, ребенок не занят учебой и у него есть возможность просто поговорить с мамой и папой, куда -то сходить, погулять. А минусы очевидны – без смены обстановки и речи не может идти о том, что происходит расслабление, переключение и отдых. Ребенок остается в той же среде – книги, компьютер, телевизор, двор. Все это он и так видит постоянно. Родителям надо приложить массу усилий, чтобы ребенок смог отдохнуть, оставшись в городе. Составить для него программу, найти информацию, какие где проходят выставки, концерты, развлекательные мероприятия, когда цирк приедет… Ну и, конечно, использовать каждую возможность, чтобы вывезти его за город хотя бы на выходные.

    -А что вы скажете о зарубежных языковых стажировках, волонтерских программах и тому подобном?

    -Много плюсов – расширение кругозора, не только смена места, но и погружение в другую культурную среду, много новых знакомств, новых друзей, позитивного общения. Проблемы могут возникнуть с акклиматизацией, непривычным питанием, и к этому тоже нужно быть готовым.

    -Если подросток нашел работу на лето, он сможет полноценно отдохнуть?

    -Это просто замечательно! Хорошо, что у подростка есть цели, он их ставит и добивается. К тому же, он получает трудовые навыки, которые обязательно пригодятся ему в жизни. Это и шанс испытать себя, не каждый подросток готов пойти работать летом, это уже кое-что говорит о человеке. А опасения родителей, что ребёнок не отдохнет? Ну, так ведь лучший отдых – это смена деятельности. Если ребенок весь год просидел в школе за партой, а дома за компьютером, то физический труд – это как раз та смена деятельности, которая ему нужна.

    -А какое оно вообще, идеальное лето для школьника?

    -Здесь трудно давать рекомендации, у каждой семьи свои возможности, и материальные и физические. Единственное, что должны четко понимать родители: ребенок летом должен отдыхать, а не учиться! Не нужно заставлять его решать задачки, читать огромное количество литературы. Конечно, если ребенок любит читать, то для него это отдых. Но если не любит, то заставлять его не стоит. Для учебы есть много времени, целый учебный год, а лето – это время, когда ребенок познает мир, осваивает другие виды деятельности, расширяет границы своего мировоззрения. Лето должно быть временем приключений, и родители должны дать ему максимум возможностей пощупать мир, попробовать его на вкус. Хотя бы просто развести костер под дождем…

    www.kp.ru

    Смена обстановки запускает активный нейрогенез

    Интересная поездка, отдых на море и даже просто смена обстановки лечат стрессы не просто так — новые впечатления запускают активный нейрогенез, который и помогает спрятать старые воспоминания за новыми впечатлениями.

    Нейрогенез происходит в так называемой субгранулярной зоне зубчатой извилины гиппокампа. Здесь стволовые клетки нервной ткани дифференцируются в новые нервные клетки, которые включаются в нервные связи гиппокампа, а также мигрируют в другие отделы мозга.

    Чтобы выяснить, влияет ли этот процесс на поведение животных в стрессовой ситуации, ученые использовали трансгенных лабораторных мышей, у которых при помощи генетической манипуляции заблокировано образование новых нервных клеток. Контрольную группу составили обычные лабораторные мыши.

    Как мыши получали комплекс жертвы

    Мышей ученые подвергли сильному социальному стрессу. Для этого их подсаживали в чужую клетку, в которой жил незнакомый самец, контролирующий свою территорию. На первом этапе хозяина и чужака разделяли дырчатой перегородкой, так что животные видели друг друга и ощущали чужой запах, но физически не соприкасались.

    На втором этапе перегородку открывали на пять минут, и хозяин набрасывался на чужака. Подсаженные мыши защищались от агрессора как могли: они принимали боевую стойку, пытались отражать атаки и сильно били по полу хвостом. Но хозяин, защищая свою территорию, всегда побеждал, и раз от раза поведение подсаженных мышей менялось. Они все реже давали отпор, все чаще забивались в угол и принимали позу подчинения. За две недели драк на чужой территории у них развивался комплекс жертвы — сильнейшее депрессивное состояние.

    Новые впечатления спасают от депрессии

    После окончания мышиных боев группы и трансгенных, и контрольных животных разделили пополам. Первую половину групп посадили в свои домашние клетки, а вторую – в клетки с обогащенной средой. В них находились самые интересные для мышей предметы: мягкий материал для гнезда, колеса для бега, лесенки, а также разного размера пластиковые трубки, в которых мыши могли прятаться.

    После трехнедельного отдыха в обычных или улучшенных условиях для мышей снова создали конфликтную ситуацию, чтобы сравнить, изменилось ли за это время их поведение. Мыши, отдыхавшие от драк в обычных условиях, при новых столкновениях с агрессором вели себя так же, как и после первого опыта поражений. Они забивались в угол, принимали подчиненную позу и замирали. Все свидетельствовало о том, что их подавленное, депрессивное состояние — комплекс жертвы — никуда не исчезло.

    Такое же поведение продемонстрировали и трансгенные мыши (у которых не рождались новые нейроны). Причем все, даже отдыхавшие в обогащенных условиях.

    Зато мыши из контрольной группы, побывавшие в улучшенных клетках, проявляли гораздо большую активность: они сопротивлялись агрессору и вели себя так, словно забыли о своем негативном опыте поражений.

    Биологи провели с мышами дополнительные тесты, чтобы оценить их состояние. Контрольные мыши после пребывания в обогащенной среде по всем тестам отличались от остальных животных, пребывающих в депрессии. Они не утратили исследовательского интереса к незнакомой обстановке, не лишились стремления к удовольствию — предпочитали воду, подслащенную сахарином, обычной воде, проявляли меньше страха, проводя время в освещенной камере. Депрессивные мыши из остальных групп не проявляли любопытства, не стремились пить именно сладкую воду и отсиживались в темноте.

    Но для этого нужны новые нейроны

    Эксперимент показал, что пребывание в обогащенной среде вылечивало мышей от депрессии, вызванной поражениями в конфликтах. Но для того чтобы такое лечение подействовало, в мозге должен присутствовать нейрогенез – образование новых нейронов. Если его заблокировать, обогащенная среда не работает.

    Рассуждая о механизмах действия обогащенной среды, авторы предполагают, что она снижает эмоциональную реактивность животных и усиливает эмоциональную стабильность. Такой вывод подтверждается снижением в этих условиях выработки гормонов стресса. И по-видимому, образование новых нейронов – необходимое условие для способности справляться со стрессом. А кроме того, новые нейроны включаются в формирование новой памяти, которая необходима для освоения обогащенной среды.

    По мнению авторов статьи в журнале Molecular Psychiatry, cимптомы и проявления мышиной депрессии сходны с посттравматической депрессией у человека. А, значит, при лечении последней можно применять те же способы.

    m.infox.ru