Социальное исследование на тему стресс

Социальное исследование на тему стресс

Министерство образования РФ стремится повысить качество получаемого студентами образования. Помимо создания опорных вузов, повышения заработной платы профессорско-преподавательскому составу Минобрнауки уделяет серьезное внимание здоровому образу жизни студентов, без которого невозможно добиться успехов в учебной, научной и воспитательной деятельности.

Многочисленные социологические исследования показывают, что студенты, особенно иногородние, испытывают ряд проблем. Помимо материально-бытовых и организационных проблем значительная часть студентов испытывает нервно-психологическое перенапряжение. Часто студенты сталкиваются с конфликтами на почве межнациональной и межконфессиональной розни. [1]

Учитывая актуальность темы, мы решили провести социологическое исследование в 2014 г. в Рыбинском филиале РАНХиГС. Контент-анализ публикации в газетах посвященных эмоциональному стрессу среди студентов провели в 2016 году. Опрос позиционных экспертов был осуществлен в 2017 году.

Объект исследования: студенты Рыбинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Предмет исследования: устойчивость студентов к эмоциональному стрессу.

Цель исследования: проанализировать влияние эмоционального стресса на жизнедеятельность студентов.

Задачи исследования:

— изучить социальные факторы, ведущие к эмоциональному стрессу;

— проанализировать как студенты борются с последствиями эмоционального стресса;

— предложить мероприятия направленные на профилактику эмоционального стресса у студентов вуза.

Гипотезы исследования:

1. У значительной части студентов фрагментарные понятия об «эмоциональном стрессе».

2. Девушки чаще подвержены эмоциональному стрессу, чем юноши.

3. Стрессу более всего подвержены лица с низкой самооценкой.

4. Чем старше курс обучения, тем выше стрессовоустойчивость студентов разного рода экстремальным ситуациям.

5. Иногородние студенты больше подвержены эмоциональным стрессам, причем это более всего характерно для иногородних студентов девушек, а не юношей.

Эмпирическая база исследования

Проведен опрос в 2014 году студентов Рыбинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Выборка квотная n=200. Переменные квотирования: курс, пол, место проживания (иногородний или нет).

Осуществлен в 2016 г. контент-анализ публикации в газетах посвященных эмоциональному стрессу среди студентов. Газеты выбраны

Опрос экспертов n=12 (психологов и др. специалистов по данной проблеме).

Проведен вторичный анализ научных статей в ведущих научных журналах рекомендованных ВАК РФ, в частности таких как «Социс», «Полис». А также вторичный анализ новейшей монографической литературы.

Методологическая база исследования

При анализе данных опроса мы опирались на научные статьи О. А. Коряковцевой, Н. С. Таланова, А. М. Волковой, С. Л. Таланова, Л. Д. Руденко. [2, 3, 4, 5]

Основная часть. Сначала мы попытались выяснить у студентов, что они понимают под «эмоциональным стрессом»? (табл. 1)

Как видно из таблицы 1, большинство опрошенных полагает, что эмоциональный стресс – это, прежде всего нервное напряжение (67 % – юношей, 82 % девушек).

Так как значительная часть наших респондентов не в состоянии определить, что такое эмоциональный стресс, то соответственно сложно от них ожидать, что они ему могут эффективно противостоять.

Ответы респондентов на вопрос: «Что включает в себя понятие «эмоциональный стресс»?»* (в %, от числа ответивших)

Неблагоприятные изменения в организме из-за стрессовой ситуации

Отсутствие интереса к окружающим

Снижение концентрации внимания

Применяя в своем исследовании разные методы сбора первичной информации, мы смогли выяснить, что значительная часть студентов, систематически подвергается эмоциональному стрессу.

Далее мы, изучали, как часто наши респонденты сталкиваются со стрессом? (табл. 2).

Ответы респондентов на вопрос: «Как часто вы находитесь в состоянии стресса?» (в %, от числа ответивших)

Раз и более в неделю

Несколько раз в месяц

Несколько раз в полгода

Несколько раз в год

Девушки чаще подвержены эмоциональному стрессу, чем юноши.

Наш опрос показал, что стрессу более всего подвержены лица с низкой самооценкой. В частности это оказались лица, у которых постоянно присутствует:

– высокий уровень самокритики;

– обидчивость на критику;

Среди девушек оказалось больше лиц с низкой самооценкой, чем среди юношей. Среди студентов заочной формы обучения лиц с низкой самооценкой меньше, чем среди лиц очной формы обучения.

Было также установлено, что чем старше курс обучения, тем выше стрессовоустойчивость студентов разного рода экстремальным ситуациям. Так 67 % респондентов девушек отметили, что на первом курсе постоянно (особенно в первом семестре) испытывали стресс. Это касалось всего, и что интересно, что стрессовая ситуация связана не со сдачей экзамена, а с адаптацией к новой роли. Опрос студенток 2 курса показал, что стресс испытывают уже только 56 %, среди студенток 3 курса всего 41 %. Опрос студенток 4 курса показал, что подвержены стрессовой ситуации только 12 %. У юноше примерно даже динамика. На первом курсе испытывали стресс 52 %, на втором курсе 32 %, на третьем 28 %, на четвертом всего 7 %.

Позиционным экспертам было предложено проранжировать по степени значимости группы досуга для учащихся общеобразовательных школ (табл. 3).

Ответы респондентов на вопрос: «Что вы делаете для профилактики стресса?»* (в %, от числа ответивших)

Употреблять спиртные напитки

Прослушивание спокойной музыки

Принимаю теплую ванну

Принимаю специальные витамины

Небольшая прогулка по парку

Пытаюсь по спать

Примечание: *Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Как видно из опроса (табл. 3) способы борьбы со стрессом у юношей и девушек отличаются. Девушки пытаются в случае стрессовой ситуации:

– «послушать спокойную музыку» – 92%;

К сожалению 29 % девушек указали, что в стрессовой ситуации употребляют спиртные напитки. 56 % указали, что из-за стрессов начали курить.

Юноши в состоянии стресса стремятся забыться, употребляя спиртные напитки (73%). К сожалению только 21% юношей и 45 % девушек в случае стресса прибегают к помощи фитнес залов или просто делают физические упражнения.

Юноши недооценивают благотворное влияние сна.

Позиционные эксперты отметили, что большая часть так называемых «прогульщиков» не посещают занятия из-за эмоционального стресса. Кроме того. Традиционно в условиях эмоционального стресса студенты испытывают чувство вины, тревоги, агрессивности, неудовлетворенности и низкая успеваемость.

Заключение

Наше исследование показало, что у значительной части студентов фрагментарные понятия об эмоциональном стрессе. 67 % – юношей, 82 % девушек воспринимают его как нервное напряжение и не более того.

Студенты девушки чаще подвержены эмоциональному стрессу, чем юноши. При этом наблюдается следующая характерная зависимость, чем старше курс обучения, тем выше стрессовоустойчивость студентов разного рода экстремальным ситуациям.

Иногородние студенты больше подвержены эмоциональным стрессам, причем это более всего характерно для иногородних студентов девушек, а не юношей.

Считаем, что необходимо в рамках обучения в вузе предусмотреть мероприятия по повышению стрессоустойчивости. В частности:

– после каждого занятия делать физические упражнения;

– ряд лекции, если имеется такая возможность проводить на свежем воздухе;

– предоставить возможность для занятия спортом в свободное от учебы время. Опять же желательно на свежем воздухе;

– если есть соответствующие финансовые ресурсы предусмотреть в вузе должность профессионального психолога, которые будет систематически и целенаправленно проводить работу по повышению стрессоустойчивости среди студентов;

– выпускать соответствующие буклеты, в которых будет представлена информация профилактике стресса, в том числе и эмоционального.

– рекомендовать всем студентам вести так называемый «дневник успеха».

Кроме того, важно систематически повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава вузов. Не секрет, что многие из них занимаются первичной стигматизацией студентов, что ведет разного уровня девиациям. А педагоги как раз наоборот, должны стремится к тому, чтобы повышать самооценку своих студентов.

science-start.ru

Социологическое исследование на тему влияния стресса на образовательный процесс студента

Глава 1. Изучение проблемы. . . . 2

Глава 2. Социологический опрос. . . . 4

Сократ: «Нет телесной болезни, отдельно от души»

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.
Слово «стресс», также как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови, даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке жизненного уклада? Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать — «вот это и есть стресс».
Таким образом, проблема стресса и его влияние на образовательный процесс студента, является актуальной.
Цель исследования: изучить стресс и его влияние на образовательный процесс студента.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные понятия проблемы стресса и его влияния на образовательный процесс студента.
2. Исследовать влияние стресса на образовательный процесс студента.
3. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: стресс.
Предмет исследования: влияние стресса на образовательный процесс студента.

Гипотеза: стресс влияет на образовательный процесс студента.

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса — стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, — многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т. е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

student.zoomru.ru

Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Имамгалиева Людмила Александровна

В настоящее время влияние стресса на учебное поведение студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как учебно-экзаменационный период, социальная адаптация, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде, высокий уровень учебных нагрузок. Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, трудная жизненная ситуация, к которой необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации, и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет жизнь. В любом случае обучение в высшем учебном заведении это стресс для многих обучающихся. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Рассмотрены причины и влияние стресса на студентов , способы преодоления стресса , а также рекомендации, как избежать возникновения стресса . Также исследовано половое различие влияния стресса на учебное поведение студентов .

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Имамгалиева Людмила Александровна,

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF STRESS INFLUENCE ON STUDENTS’ BEHAVIOR

Now influence of a stress on educational behaviour of students is defined by existence of the stress-producing factors in the student’s environment, such as educational and examination period, social adaptation, need for personal self-determination for future professional environment, high level of academic loads. Student’s life for some students is associated with student’s societies, communication with interesting people, various actions and fun. For others this is serious testing, change in life to which difficult life situation is necessary to adapt. Students are young and face different problems, new conditions of training demand from them more independence, responsibility, self-organization and not all students are ready to the solution of numerous problems and tasks which are provided by life. Anyway training in a higher educational institution is a stress for many students . The student needs to overcome difficulties, to master new roles and to modify old, to adapt to new conditions of activity. The reasons and influence of a stress on students , ways of overcoming a stress , and also the recommendation how to avoid developing of a stress are considered. Also sexual distinction of influence of a stress on educational behaviour of students is studied.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов»

2017. Т. 3, вып. 2 (10)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА УЧЕБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ

© Людмила Александровна ИМАМГАЛИЕВА

магистрант по направлению подготовки «Социология», кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

В настоящее время влияние стресса на учебное поведение студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как учебно—экзаменационный период, социальная адаптация, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде, высокий уровень учебных нагрузок. Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, трудная жизненная ситуация, к которой необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации, и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет жизнь. В любом случае обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих обучающихся. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Рассмотрены причины и влияние стресса на студентов, способы преодоления стресса, а также рекомендации, как избежать возникновения стресса. Также исследовано половое различие влияния стресса на учебное поведение студентов.

Ключевые слова: стресс; учебное поведение; студенты

Актуальность исследования учебного поведения студентов определяется различными факторами, оказывающими влияние на него. Такой фактор как стресс занимает ведущее место среди моментов, определяющих поведение студентов в вузе.

Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к учащимся учебных заведений. Объем и интенсивность нагрузок, испытываемых сегодня студентами, часто приближается к тому уровню, который влечет за собой стойкие нарушения как физического функционирования организма, так и нарушения его психологической устойчивости. Неоспорим тот факт, что человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, развитой стрессоустойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности [1].

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс -спутник студенческой жизни. Исследователи отмечают причины стрессов у студентов, связанные с проблемами финансов, жилья, безопасности и др. Стресс, испытываемый обучающимися, может сказываться на обучении (приобретении, применении и перера-

ботке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается [2].

Стресс оказывает влияние и на учебное поведение. Развивается он из-за большого потока информации, из-за того, что отсутствует систематизация работы в семестре, из-за нарушений режима труда и отдыха, подработки и т. п. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы. У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости [3].

Для выяснения влияния стресса на учебное поведение студентов было проведено пилотажное социологическое исследование в рамках бакалаврской работы, в качестве объекта эмпирического исследования были выбраны студенты с 1 по 6 курс разных специ-

альностей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина [4].

Результаты исследования показали, что студенты подвержены стрессу, такой вариант ответа выбрали 34,3 %. 39,2 % респондентов сказали, что они редко испытывают стресс. При этом опрошенные отметили, что подвержены стрессу во время сессии больше, чем во время учебного года. Девушки подвержены стрессам почти в два раза больше, чем парни. Так, юноши считают, что они стрессу не подвержены (33,7 %), в отличие от девушек (8,3 %). Подобные исследования влияния стресса в зависимости от пола проводились многими учеными, например, исследование из Университета штата Пенсильвания, исследование ученых из Копенгагена, которые заявляют, что женщины подвержены стрессам больше, чем мужчины.

Проявление стресса — важнейший фактор влияния на учебное поведение студентов. У большинства он проявляется в виде перепада настроения (20 %), гнева и агрессии (16,4 %). Данные проявления стресса не дают студенту сосредоточить свое внимание на учебе, собраться с мыслями. Именно поэтому со стрессом нужно бороться.

Если рассматривать способы борьбы со стрессом у студентов, то они к ним отнесли такие, как общение с друзьями (18,6 %), сон (16,2 %), спорт (11,5 %). Ученые из Геттин-генского университета совместно с сотрудниками немецкого Центра приматов доказали, что для избежения стресса мужчинам необходимо проводить время с друзьями. Женщинам же тоже не помешает отвлечься и пообщаться «по душам» с подругами [5].

Главной причиной стрессов у студентов является неудовлетворенность результатами своей деятельности — 17,3 %. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, а значит среда, в которой обучаются студенты, воспринимается как неблагоприятная для реализации своих планов, целей. Недостаток времени является одной из наиболее частых причин стресса. И это неудивительно. Высокие требования к учебе, ускоренный темп жизни, перемены, множество дел — далеко не полный перечень факторов, которые вносят свой вклад в создание дефицита времени. Недостаток сна также приводит к стрессовому состоянию. Результатом же являются проблемы с памятью, речевые расстройства,

что, несомненно, отрицательно влияет на учебное поведение студентов.

Причины стресса юношей и девушек немного отличаются. Помимо неудовлетворенности результатами своей деятельности, для парней причины стресса — это нехватка времени и денег, а для девушек — это недостаток сна и разочарования в любви.

54,4 % респондентов считают, что их стрессовое состояние влияет на окружающих их людей. Это значит, что они пытаются выплеснуть свою раздраженность, гнев, апатию на других, тем самым создавая плохое настроение окружающим. Представительницы женского пола делают это чаще, чем представители мужского пола.

Стресс отрицательно влияет на учебное поведение. Проявляется он у студентов ухудшением успеваемости (53,2 %) и ухудшением посещаемости занятий (34 %). Когда студент не может освоить массив знаний, у него пропадает интерес к занятиям, появляется безразличие к занятиям, что влияет на его поведение, принимается решение посещать занятия все реже.

Подводя итоги исследования, отметим, что стресс негативно сказывается на трудоспособности и эмоциональном фоне студента — появляется раздражительность, подавленность настроения, сложность концентрирования внимания на учебе.

Также стрессовое состояние студентов влияет на окружающих их людей. Проявляется стресс в виде перепадов настроения, гнева и агрессии, апатии и депрессии.

Основными причинами стресса, как оказалось, являются неудовлетворенность результатами своей деятельности, нехватка времени и недостаток сна.

Среди основных способов борьбы со стрессом можно выделить такие как общение с друзьями, сон и занятия спортом.

Можно смело говорить о том, что студенту нужно как можно чаще заниматься спортом, чтобы укреплять здоровье и мыслительную деятельность, заниматься постоянно и при этом стараться воспринимать экзамены не как что-то ужасное и опасное, а как следующую ступень в развитии. Стресс же губит человека, делает его более слабым и пассивным.

Следует более активно применять все знания и умения в том, чтобы создать наибо-

2017. Т. 3, вып. 2 (10)

лее благоприятную для работы и учебы обстановку. Каждый студент должен понимать, что его работа состоит в том, чтобы учиться, осилить большинство знаний, полученных в университете. Именно благодаря такой целенаправленности и возможно осуществить большинство планов на жизнь.

1. Туманова П.В., Гайдаш Т.Н., Глуховченко Е.А. Значение профилактики стресса для здоровья студентов // Студенческий научный форум: 5 Междунар. студен. науч. конф. URL: http:// www.scienceforum.ru/2013/ (дата обращения: 18.12.2016).

2. Гринберг Д.С. Управление стрессом. СПб., 2004.

3. Ляудис В.Я. Проблема структуры учебной деятельности студентов // Формирование учебной деятельности студентов. М., 1989.

4. Ефимова Л.А. Оценка влияния стрессовых факторов на учебное поведение студентов (на примере студентов ТГУ имени Г.Р. Державина) // Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира»: материалы 1 Всерос. интернет-конф. Тамбов, 2015. С. 49-51.

5. Gardner В. Men need nights out with their mates, scientists say // Brisbane Times. URL: http://www.brisbanetimes.com.au/lifestyle/life/m en-need-nights-out-with-their-mates-scientists-say-20150125-12y15m.html (acceessed 20.12.2016).

1. Tumanova P.V., Gaydash T.N., Gluk-hovchenko E.A. Znachenie profilaktiki stressa

dlya zdorov’ya studentov [The importance of prevention of stress to students health]. 5 Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchnaya konferentsiya «Studencheskiy nauchnyy forum» [5 International Student Scientific Conference «Student Scientific Forum»]. (In Russian). Available at: http://www. scienceforum.ru/2013/ (accessed 18.12.2016).

2. Grinberg D.S. Upravlenie stressom [Stress Management]. St. Petersburg, 2004. (In Russian).

3. Lyaudis V.Ya. Problema struktury uchebnoy deyatel’nosti studentov [The problem of the structure of educational activity of students]. Formirovanie uchebnoy deyatel’nosti studentov [Formation of Educational Activity of Students]. Moscow, 1989. (In Russian).

4. Efimova L.A. Otsenka vliyaniya stressovykh faktorov na uchebnoe povedenie studentov (na primere studentov TGU imeni G.R. Derzhavina) [Evaluation of the effect of stress factors on the academic behavior of students (for example students of Tambov State University named after G.R. Derzhavin)]. Materialy 1 Vserossiyskoy internet-konferentsii «Obshchestvo, obshchnosti, chelovek: v poiskakh «vechnogo mira» [Proceedings of the 1 All-Russian Internet-Conference «Society, Community, People: Searching the «Eternal World»]. Tambov, 2015, pp. 49-51. (In Russian).

5. Gardner B. Men need nights out with their mates, scientists say. Brisbane Times. Available at: http://www.brisbanetimes.com.au/lifestyle/life/me n-need-nights-out-with-their-mates-scientists-say-20150125-12y15m.html (accessed 20.12.2016).

Поступила в редакцию 25.02.2017 г. Received 25 February 2017

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF STRESS INFLUENCE ON STUDENTS’ BEHAVIOR Lyudmila Aleksandrovna IMAMGALIEVA

Master’s Degree Student on Training Direction «Sociology», Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]

Now influence of a stress on educational behaviour of students is defined by existence of the stress-producing factors in the student’s environment, such as educational and examination period, social adaptation, need for personal self-determination for future professional environment, high level of academic loads. Student’s life for some students is associated with student’s societies, communication with interesting people, various actions and fun. For others this is serious testing, change in life to which difficult life situation is necessary to adapt. Students are young and face different problems, new conditions of training demand from them more independence, responsibility, self-organization and not all students are ready to the solution of numerous problems and tasks which are provided by life. Anyway training in a higher educational institution is a stress for many students. The student needs to overcome difficulties, to master new roles and to modify old, to adapt to new conditions of activity. The reasons and influence of a stress on students, ways of overcoming a stress, and also the recommendation how to avoid developing of a stress are considered. Also sexual distinction of influence of a stress on educational behaviour of students is studied.

Key words: stress; educational behaviour; students

Для цитирования: Имамгалиева Л.А. Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 73-76.

cyberleninka.ru

злоупотребление вредными привычками;

потеря чувства юмора;

постоянное ощущение голода или его отсутствие.

Данные симптомы могут проявляться по отдельности, но их появление может повлечь за собой серьезные проблемы, нервные срывы, снижение работоспособности человека.

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)» [10,47]. Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться [8,59]. Таким образом, стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.

В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается.

Возможные реакции организма на стресс. Реакция стресса, человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Пассивность,она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека. Активная защита от стресса, когда человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья. Активная релаксация (расслабление),которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Таким образом, стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс — это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.

1.2. Особенности стресса в жизни студента. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Эмоциональное напряжение у студентов начинается, по крайней мере, за 3 — 4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, функциональное заболевание нервной системы, когда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Исследователи выделяют 3 группы студентов: 1-я группа — с невротическими расстройствами; 2-я группа — с риском их развития; 3-я группа — здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях [2,62].

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Для современного студента, стресс является реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Для студента вуза этими проблемами и трудностями могут быть:

несданные во время и незащищенные практические, лабораторные работы;

не выполненные или выполненные неправильно задания;

большое количество пропусков по какому-либо предмету;

отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

недостаточно полные знания по дисциплине;

плохая успеваемость по определенной дисциплине;

перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;

конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой;

отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

Сюда можно отнести личностные факторы: болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

Существует множество методов борьбы со стрессом. В данной работе остановимся на тех, которые предлагает Д. Майерс [14,178].

1. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

9. Существует ряд упражнений для борьбы со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений: релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога); концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня; противострессовые дыхательные упражнения.

Итак, стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Глава 2. Исследование психологических особенностей учебного стресса у студентов.

2.1. Анализ результатов исследования психологических особенностей учебного стресса у студентов.

Исследовательская часть работы проводилась на базе Югорского Государственного университета, в городе Ханты-Мансийске. В исследовании участвовали студенты 1 курса, обучающиеся по специальности педагогика — психология, в количестве 15 человек.

На первом этапе нашей работы мы исследовали основные причины учебного стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса студентами, с помощью теста на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. (Приложение 1).

Суть этой методики состоит в том, что студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл — минимум, 10 баллов максимум. На 2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 — открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

Полученные результаты проведенного исследования можно изложить в виде таблицы (Таб.1).

Результаты исследования причин стресса студентов

www.scienceforum.ru