Соотнесите фазы адаптации стресса с их характеристикой

Три основные стадии стресса. Причины возникновения и терапия

Стресс – одна из основных причин психосоматических заболеваний. Ему подвержены все группы населения, независимо от пола, возраста или профессии. Длительное и интенсивное стрессовое состояние, или дистресс, приводит к повышению давления, нарушениям сердечного ритма, проблемам с пищеварением, гастритам и колитам, головным болям, снижению либидо.

Главная причина стресса – в обилии ситуаций, которые воспринимаются нами как опасные, в сочетании с невозможностью адекватной реакции на них. При этом запускаются механизмы, призванные мобилизовать все силы организма. Они и приводят к появлению вышеперечисленных симптомов.

Главный физиологический механизм реализации стресса – гормональный. Стресс начинается с значительного выброса адреналина и норадреналина. Соответственно и проявления его – это характерные для действия адреналина эффекты. Реакция организма на стресс одинакова у всех людей. Поэтому можно выделить три основные стадии стресса. Их описал ещё Ганс Селье в 1936г.

Стадия тревоги

Эта стадия – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение. В случае быстрого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (бегство, драка или любая другая физическая активность) эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительная, без возможности адекватной реакции или чрезмерно сильная – наступает истощение резервов организма. Чрезвычайно сильные стрессоры, особенно физиологического характера (переохлаждение или перегрев, ожоги, травмы), могут привести к летальному исходу.

Стадия сопротивления (резистентности)

Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального. Физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень, мобилизуются все системы организма. Психологические проявления стресса (тревога, возбудимость, агрессия) уменьшаются или вовсе исчезают. Однако возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

Стадия истощения

В некотором роде сходна с первой стадией стресса. Но в этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть. При преобладании психологических причин стресса декомпенсация проявляется в форме тяжелой депрессии или нервного срыва. Динамика стресса на этой стадии необратима. Выход из стрессового состояния возможен только с посторонней помощью. Она может заключаться в устранении стрессора или помощи в его преодолении.

Причины стресса

Традиционно причины стресса подразделяют на физиологические (биологический стресс) и психологические (психоэоциональный). К физиологическим относят непосредственные травмирующие воздействия и неблагоприятные условия окружающей среды. Это могут быть жара или холод, травмы, дефицит воды и пищи, угроза жизни и другие факторы, прямо влияющие на состояние здоровья.

В современных условиях гораздо чаще встречаются психологические причины стресса. Выделяют информационную и эмоциональную формы психологического стресса. Их объединяет отсутствие прямой угрозы здоровью, большая длительность воздействия стрессоров и невозможность естественной реакции на стресс. Конфликты, непомерная рабочая нагрузка, необходимость постоянно генерировать идеи или наоборот, слишком монотонный труд, высокая ответственность приводят к постоянному напряжению резервов организма. Психосоматические заболевания в большинстве случаев развиваются именно как исход психологического стресса.

В последнее время реакцию организма на проживание в неестественных условиях всё чаще выделяют в отдельный вид – экологический стресс. Среди его причин не только загрязнение воздуха, воды и пищи. Проживание в высотных домах, активное использование транспорта, бытовой техники, электроприборов, изменение ритма сна и бодрствования в течение длительного времени оказывают пагубное влияние на организм человека.

Терапия стресса

На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, и изменения в образе жизни.

Терапевтические мероприятия при биологическом стрессе ограничиваются устранением травмирующего фактора и медицинской помощью. Благодаря отсутствию длительных гормональных нарушений организм может восстановиться самостоятельно.

В случае с психологическим и экологическим стрессами необходимы комплексные лечебные мероприятия.

  • Изменение образа жизни. Первое и главное условие успешного выздоровления. Подразумевает перемены во всех областях жизни, приближение их к более естественным: отход ко сну не позднее 23.00, изменение рациона в сторону большего потребления минимально обработанных продуктов, борьба с лишним весом, повышение физической активности, уменьшение потребления алкоголя и т.д.
  • Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Более того, при нагрузках продолжительностью более 20-30 минут начинают выделяться эндорфины – гормоны счастья и удовольствия. Непосредственный вид физической активности выбирается индивидуально, исходя из возможностей конкретного человека, он может варьироваться от прогулок до активной работы в тренажерном зале.
  • Психологическая помощь заключается в обучении методикам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций.
  • Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

Комментарии и отзывы:

Несколько лет назад испытала на себе, что такое стресс. Схема его возникновения проста — сначала регулярные проблемы на работе, затем смерть отца, моя тяжелая болезнь, неудача в отношениях (развод). В общем, я сломалась. Выкарабкалась лишь с помощью смены обстановки — бросила все и уехала отдыхать с друзьями в Горный Алтай на две недели. Кстати, параллельно еще принимала Афобазол, но уверена, что помогла мне в основном поездка и поддержка друзей.

onevroze.ru

Выберите из списка правила действий при обнаружении подозрительного предмета.

а) не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи
б) сообщить в полициюв) молча удалиться из зоны потенциальной опасности

г) попытаться убрать подозрительный предмет с вашего местонахождения д) бежать за помощью

Задача №2

Депутат астраханской областной думы Олег Шеин получил ножевые ранения и находится в больнице, сообщил агентству «Интерфакс-Юг» руководитель исполкома астраханского отделения партии «Справедливая Россия» Василий Ворох 21 ноября 2013 г. Инцидент произошел в одном из московских хостелов. Сообщается, что Шеин вступился за мужчину, за что и получил ранения ножом. Жизни астраханского депутата ничего не угрожает, заверили в партии.

1. Стресс – это:

а) комплекс физиологических сдвигов в организме, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями и снизившимися возможностями человека

б) неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления

в) эмоциональная реакция на неизбежность

г) реакция на отрицательное событие, которое еще можно предотвратить

2. По скорости распространения инцидент относится к:

а) взрывному в) стремительному

б) умеренному г) быстро распространяющемуся

3. Умышленное действие, непосредственно направленное на совершение преступления, но не доведённое до конца по причинам, не зависящим от воли виновного, называется .

4. Соотнесите фазы адаптации стресса с их характеристикой:

1. Разрушение привычного функционирования организма

2. Становление нового функционирования организма

3. Неустойчивая адаптация

4. Устойчивая адаптация

5. Разрушение систем функционирования организма

а) частичная адаптация жизнедеятельности в новых условиях

б) перестройка организма на максимально возможное реагирование воздействия стресса

в) человеческий организм не в состоянии больше реагировать (истощение)

г) стадия резистентности

д) активизация адаптационных форм реагирования

5. Выбрать из нижеприведенного перечня действия, необходимые при нападении:

а) попытаться разговорить преступника

б) проанализировать данную ситуацию

в) определить вашу тактику поведения в зависимости от ситуации

г) постараться отобрать у преступника оружие, если таковое имеется

д) обратить внимание на психические и физиологические данные преступника.

Задача №3

5 августа 2013г в г. Алматы в микрорайоне Айнабулак-1 компания молодых парней до бессознательности напоили молодую девушку, после чего совершили групповое изнасилование. Жители дома, под чьими окнами происходило изнасилование, вызвали полицию и спугнули насильников. Как сообщает полиция, преступники находились в состоянии наркотического опьянения.

1. Описанный в тексте случай иллюстрирует такие последствия наркомании, как…

а) обращение наркоманов к противоправным источникам доходов

б) неадекватное поведение, вызванное состоянием наркотического опьянения

в) поражение нервной системы

г) распространение инфекционных заболеваний

д) нетрудоспособность значительной части экономически активного населения

2. Расставьте в хронологическом порядке стадии развития наркозависимости:

а) угасание организма, развитие хронологических заболеваний

б) повышение дозы принимаемого наркотика, абстинентный синдром выражен слабо

в) повышение дозы принимаемого наркотика

Прием наркотика для достижения приятного эффекта называют______ привязанностью.

4. Соотнесите названия подвидов ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) с их характеристиками:

а) расстройство возникает спустя шесть и более месяцев после травмы

б) расстройство развивается в сроки до трех месяцев

в) расстройство имеет продолжительность более трех месяцев

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 271 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Стресс и его природа

Понятие стресса и его виды: физиологический, психологический и коммуникативный. Влияние стресса на устойчивость организма к негативным факторам. Классификация раздражителей. Способы предупреждения и управления стрессом. Подверженность человека стрессу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Филиал в г. Барнауле

по дисциплине Деловое общение

Стресс и его природа

Исполнитель Голышенкова М. Ф.

Факультет Ф и К

№ зачетной книжки 08ФФД41940

Руководитель Смехнова Г.П.

г. Барнаул 2010

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффекта является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. ( с. 45, 3 ).

Предметом исследования данной контрольной работы является стресс и его природа.

Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции организма — «общего адаптационного синдрома» — в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось, прежде всего, со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

1. Понятие «стресс» и его виды

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиком Гансом Селье, родившимся в 1907 г., который разработал общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. По классическому определению Г. Селье, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, представляющее собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменившимся требованиям. Стресс появляется в результате чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое появляется у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно, существуют стрессовые импульсы. ( с. 286, 6 ).

Стресс подразделяется на виды:

1. физиологический (системный) стресс — состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п.;

2. психологический стресс — состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузки, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.);

3. коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), рассматривается на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений, кроме того, большое значение имеет вид деятельности (профессиональная, учебная и др.), в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1. реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2. фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3. фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Как говорил Г. Селье, стресс — обязательный компонент жизни и его нельзя избежать, так как природа стресса является рефлекторной. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для развития этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно «стресс», как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс», как состояние, безусловно, вредное для здоровья (дистресс можно перевести как «истощение», «несчастье»).

Таким образом, стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Однако любая эмоциональная встряска является стрессором, то есть источником стресса. Устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недостаточно эффективны. Или когда они истощают свой ресурс при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека, то есть дисстрессу характерна фаза истощения. Именно с ней надо бороться, точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще — неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Значительно важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности.

Раздражитель — фактор, вызывающий в организме какую-нибудь реакцию. Раздражителем живой клетки или организма в целом может оказаться любое изменение внешней среды или внутреннего состояния организма, если оно достаточно велико, довольно быстро возникло и долго продолжается. Все бесконечное разнообразие возможных раздражителей можно разделить на три группы: физические, физико-химические и химические. К физическим раздражителям относятся: температурные, механические (удар, укол, давление, перемещение в пространстве, ускорение и др.), электрические, световые, звуковые. Физико-химическими раздражителями являются изменения осмотического давления, активной реакции среды. Химическими раздражителями, способными вызывать физиологические реакции, являются поступающие из внешней среды вещества пищи, лекарственные препараты, яды, а также многие химические соединения, образующиеся в организме, например гормоны, продукты обмена веществ.

По своему физиологическому значению все раздражители делят на адекватные и неадекватные. Адекватными называются те раздражители, которые действуют на данную биологическую структуру в естественных условиях, к восприятию которых она специально приспособлена и чувствительность, к которым у нее чрезвычайно велика. Для сетчатки глаза адекватным раздражителем являются лучи видимой части солнечного спектра, для тактильных рецепторов кожи — давление, для скелетных мышц — нервные импульсы, притекающие к ним по моторным нервам.

Неадекватными называются те раздражители, для восприятия которых данная клетка или орган специально не приспособлены. Так, мышца сокращается при воздействии кислоты, электрического тока, внезапного растяжения, механического удара, быстрого согревания и т. д. Клетки значительно более чувствительны по отношению к своим адекватным раздражителям, чем к неадекватным. Это является выражением функционального приспособления, выработавшегося в процессе эволюции.

Одни и те же раздражители действуют на различных людей по-разному, так как у каждого человека свое личное восприятие в сложившейся ситуации.

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессора могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Различают несколько групп стрессовых факторов. Организационные факторы:

перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

конфликт ролей, который возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования;

неопределенность ролей происходит, когда работник не уверен в том, что от него ожидают;

неинтересная работа (так, на примере исследований было доказано, что из 2 тыс. рабочих мужчин 23-х различных профессий, те, кто имеют более интересную работу, проявляют меньше беспокойства, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

плохие физические условия такие, как шум, холод и др.;

неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

плохие каналы обмена информацией в организации.

Выражающиеся в отношении человека к своей профессиональной деятельности организационно-личностные факторы, которые выделили В. Зигерт и Л. Ланг:

страх не справится с работой;

страх допустить ошибку;

страх быть обойденным другими;

страх потерять работу;

страх потерять собственное Я.

К организационно-производственным факторам относятся:

неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;

отсутствие социальной поддержки;

проблемы личной жизни, связанные со здоровьем, «кризисом среднего возраста» и т.д.

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам — пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.( с. 291, 6 ).

Таким образом, причины стресса выявить нетрудно. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Итак, нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, к примеру, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и т.п. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель — подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов формируются и для руководителей, в чьи обязанности входит снижать уровень стресса у сотрудников, и для подчиненных, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная руководству:

чаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей своих работников, учитывая, что нужно поручать соответствующий объем и сложность заданий;

не пренебрегать к четким определениям функций, полномочий и пределов ответственности работников, что может предотвратить мелкие конфликты и взаимные обиды;

не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа;

демонстрировать, как можно чаще свое доверие и поддержку подчиненным, так например, в Америке провели исследование, что сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержу начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто поддержки не замечали;

использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников;

при неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества;

не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;

не использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;

если же возникла необходимость кого-то покритиковать, не следует упускать из виду правил конструктивной и этичной критики;

задумываться периодически о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов, держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная подчиненным:

если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, следует тщательно проанализировать, насколько реальны возможность организации по улучшению этих проблем;

обсуждать рабочие проблемы с коллегами и руководством, при этом необходимо позаботиться о том, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся;

следует наладить эффективные деловые отношения с руководством, нужно оценить масштабы его проблем и помочь разобраться в своих; руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить;

найти в себе силы сказать «нет», если объем поручаемой работы явно превышает возможности, при этом необходимо позаботиться о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа;

не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых заданий;

обсуждать с руководством проблему несовместимости порученных дел сразу, фиксируя внимание руководства на том, что пострадает именно дело;

искать возможность кратковременного отклонения и отдыха при напряженной работе, по данным опытов видно, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности;

необходимо помнить, что неудачи на работе редко бывают фатальными, набираться опыта на собственных ошибках — естественное право подчиненного;

следует разряжать свои отрицательные эмоции в общественно-приемлимых формах;

стараться не смешивать личные и служебные проблемы.

Кто же больше подвержен стрессу «сильные» или «слабые» люди? Трудно определить, кто из нас является «слабым», а кто «сильным». Если исходить из того, что наиболее активный образ жизни ведут сильные люди с высоким уровнем притязаний, то они подвержены стрессу в большей степени, чем слабые. Конкретная стрессовая ситуация уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человек (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в не малой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы — это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении жизненных барьеров и неприятностей должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями. Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности. ( с. 65, 5)

стресс раздражитель подверженность организм

3. Соотнесите понятия и их определения

1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

2) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;

3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

а) аффект — кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся соматическими проявлениями. ( с.178, 7 ).

Таким образом верным является ответ 4 (кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль).

б) стресс — неспецифическая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Верным является ответ 1 (состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии).

в) фрустрация — психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

Верным является ответ 3 (эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд).

г) депрессия — психическое расстройство, как правило, возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивается без какой-либо видимой причины. (с.179, 7).

Верным является ответ 2 (состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности).

Стресс — это часть повседневной жизни. Стрессы порой необходимы каждому: борьба за свои права, приготовления к празднику, преодоление трудностей, подготовка к экзамену, необходимость произвести должное впечатление при служебном разговоре — во всех этих ситуациях требуется стимуляция позитивного стресса.

Без стресса жить невозможно и даже вредно. Однако стрессоры бывают разными: стрессор — друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор — от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор — враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. Например, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

1. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. — М., 1995.

2. Г. Селье. «Стресс без дистресса». — М., 1982.

3. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.

4. Конфликтология. / Под ред. В. В. Ратникова. — М6. ЮНИТИ, 2005.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Знание, 1999.

6. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под. ред. В.Н. Лавриенко. — 5-е изд. — М., ЮНИТИ — ДАНА, 2003.

7. Стресс в работе менеджера / Под ред. Л.Д. Гиссена. — М., 1994.

8. Суворова В.В. Психофизиология стресса. — М., 1975.

9. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях: Учебное пособие — М:. ГУУ, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008

Понятие, проблемы, причины стресса. Профилактика стресса. Методы борьбы со стрессом. Стресс в России. Наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. Устойчивость человека к возникновению стрессовых реакций.

реферат [20,1 K], добавлен 20.11.2006

Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

реферат [34,4 K], добавлен 11.03.2010

Понятие и сущность стресса, виды стрессоров, отражение стрессоров в деятельности. Физиологический метод исследования стресса. Шкала стрессогенных жизненных событий. Нервно-психологическое и физиологическое состояние человека при преодолении стресса.

реферат [103,5 K], добавлен 03.11.2014

Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

курсовая работа [66,5 K], добавлен 20.05.2012

Эмоциональная сфера человека. Понятие стресса. Физиологический стресс. Психологические признаки стресса. Депрессии. Оборонительная позиция. Несамостоятельность. Динамика развития стрессового состояния. Влияние на поведение и деятельность человека.

реферат [22,7 K], добавлен 04.12.2008

Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.

лекция [37,0 K], добавлен 21.01.2011

Понятие стресса, его влияние на деятельность всего организма. Профессиональный стресс и его особенности. Основные аспекты и специфика стресса в семье. Значимость стрессовых факторов. Взаимосвязь уровня стресса в семье и профессиональной успешности.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 06.09.2012

Природа стресса, причины его возникновения. История развития и общие положения теории стресса. Классификация стрессовых состояний. Нейрофизиологические механизмы стресса. Его влияние на вегетативную систему и деятельность внутренних органов организма.

курсовая работа [121,1 K], добавлен 27.03.2010

Понятие и предпосылки возникновения стресса, его физиологическое и психологическое обоснование, классификация и типы, отличительные признаки и характеристика. Западные и восточные методы борьбы со стрессом, их сравнительное описание, эффективность.

курсовая работа [40,6 K], добавлен 01.12.2014

otherreferats.allbest.ru