Состояние депрессии картинки

Состояние депрессии картинки

Депрессия — одна из наиболее острых и серьезных проблем современного общества. Чтобы отодвинуть это ужасное состояние и найти выход из депрессии, когда любое усилие над собой дается с большим трудом, и нет ни каких надежд, что появится когда-нибудь просвет и облегчение, необходимо понять причины, которые мешают быть счастливым и привели к этому расстройству.

Выход из депрессии существует там же, где и вход, как бы банально это не звучало. Необходимо найти и решить свою проблему, которая привела к депрессивному состоянию. Решение проблемы приводит к улучшению самочувствия, а также повышению личностной самооценки. Важно постараться разобраться в себе: со своими чувствами, ощущениями, мыслями, реакцией организма на все внешние раздражители. Зачастую ограничения в возможностях (объективных, внутренних, внешних, личностных) провоцируют данное расстройство психики.

Некоторым людям достаточно посетить психолога несколько раз, который подведет человека к принятию самостоятельного решения, как найти выход из депрессии. Задача психолога помочь человеку разобраться в себе, обрисовать различные варианты выхода из депрессии, а обратившийся за помощью выберет для себя самый приемлемый вариант выхода из сложившейся ситуации. Психология является той наукой, которая изучает закономерности в развитии и функционировании психики человека. Психолог доводит до клиента важность необходимости услышать внутреннее состояние, понять саму суть проблемы и после принять самостоятельно оптимальное решение.

Хочется отметить, что в последнее время психологи стали для врачей активными помощниками в проведении психотерапии и максимально приблизились к практической деятельности медиков. Отдельные психиатры против сотрудничества с психологами, другие же считают, что время диктует свои правила. Люди изначально охотнее прибегнут к советам и помощи психологов, нежели психиатров, врачевателей душ человеческих, к которым издавна из поколения в поколение сформирован страх, недоверие, да и не желание самому себе признаваться, что что-то не так. Итак, вы разобрались в причинах расстройства, и ищете выход из депрессии.

Пути выхода из депрессии

Если у пациента внутренние причины расстройства, то это эндогенная депрессия. В этом случае необходимо восполнить нехватку химического вещества – серотонина, отвечающего за хорошее настроение, а также дофамина – гормона удовольствия. Дефицит этих гормонов в головном мозге восполняется медикаментозной терапией, но не только. Хорошее настроение и удовольствие можно получать и из окружающей жизни, но этому необходимо научиться, посещая, например, сеансы психотерапии. На начальном этапе медикаментозная терапия послужит первоначальным толком, который сдвинет больного с места, с кровати и позволит встать, а также сделать первые шаги к выздоровлению.

Интересны наблюдения за больными, испытывающие тягостные ощущения депрессии. По их рассказам они переживают глубоко сидящую депрессию внутри, не дающую сил для начала к какому-либо действию и отравляющую жизнь настолько, что человек желает смерти себе, однако зачастую окружающим он кажется жизнерадостным и довольным жизнью. Веселую музыку и веселье в таком состоянии больные воспринимают, как «пир во время чумы».

Зачастую, как констатируют психологи, психотерапевты, депрессия – это возвратное явление. Пациенты должны об этом знать и спокойно ее принимать, не боясь. При правильном отношении и лечении, это состояние отступает, и страдающий может вести привычный образ жизни. Если у пациента причиной депрессивного расстройства выступают психотравмирующие факторы, то это экзогенная депрессия и пути выхода из депрессии будут иными, чем при эндогенной депрессии. Лечение депрессии в этом случае направлено на устранение психосоматических расстройств: болей в животе, головных болей, нарушения пищеварения, бессонницы, тахикардии.

Самостоятельный выход из депрессии

Депрессивное состояние не дает возможности двигаться, делать что-либо, блокирует любые желания, а также физические и моральные силы, провоцируя агрессию, раздражение на все попытки ближайшего окружения вернуть заболевших к жизни. Человек не видит смысла в дальнейшем существовании, а значит и во всем, что делают другие и к чему его призывают близкие.

Для людей, пребывающих в депрессии состояние близко по ощущениям к обрушению мира. Прошлое для них, как и будущее предстает ужасным и отвратительным. Депрессивный человек утрачивает способность о чём-либо говорить, кроме своих кажущихся и реальных проблем. Для окружающих он также становится неинтересен, скучен, и многие зачастую перестают общаться с ним. На смену депрессии со временем приходит одиночество, которое может подтолкнуть человека к самоубийству.

Самостоятельный выход из депрессии без лекарств состоит в сильной мотивации. Больного человека мотивационное желание должно прожечь изнутри, чтобы он поверил в его значимость и важность для себя лично. Только это послужит толчком к самостоятельному выходу из депрессии.

Многие спрашивают врачей, как себе помочь, если состояние расстройства очень сильное, а выход затянулся из-за нехватки денег, желания жить, есть, невозможности спокойно спать. В этом случае надо разобраться в себе и ответить на вопрос, что именно делает вас несчастным. Поняв причину, думайте, как решить эту проблему.

Отзывы о лечении депрессии такие: первоначально примите свое состояние и научитесь жить с тем, что изменить вы уже не в состоянии. Не мучайте себя прошлыми воспоминаниями, потерями, утратами. Старайтесь вспоминать только хорошее, что было в вашей жизни. Смотрите с надеждой в будущее.

Выход из депрессии после расставания, развода, смерти близкого человека, по отзывам людей такой: найдите человека, которому вы будете по-настоящему небезразличны. Только он поможет и вытащит вас из депрессивного состояния. Он послужит спасательным кругом.

Быстрый выход из депрессии включает прием медикаментозных препаратов. Например, Тенотена – гомеопатического препарата, позволяющего вернуть равновесие, спокойствие, уверенность, при этом не вызывая привыкание. Действие препарата деликатное, с накопительным эффектом, лекарство повышает концентрацию внимания, работоспособность, память. Эффективным в лечении также является препарат Мексиприм, который повышает в головном мозге содержание дофамина и помогает в борьбе с эндогенным расстройством. Очень хорошие отзывы о таблетках «Успокой». Являясь также гомеопатическим препаратом, они помогают снять больному напряжение, тревогу, беспокойство, раздражительность, возвращают нормальный сон, аппетит, снимают головные боли. И самое главное — никакого привыкания к этим всем препаратам.

Задача психиатра при лечении состоит в правильном подборе препаратов. Не все больные сразу ощущают улучшение состояния. Иногда приходится менять схему лечения для того, чтобы найти более эффективную. Антидепрессанты зачастую не способны вернуть счастье и наполнить душу светом, но они могут ослабить душевные переживания. Антидепрессанты назначаются строго психотерапевтом с учетом вашего состояния.

Способы выхода из депрессии

Прибегните к любым физическим нагрузкам, ведь именно трудотерапия, спорт, способствуют выработке эндорфинов, что существенно повысит настроение. Физические нагрузки столь же эффективны, как психотерапия и прием антидепрессантов.

В борьбе с душевным недугом помогают четвероногие любимцы (собаки, кошки). Путем поглаживания животных у людей нормализуется давление, пульс, улучшается настроение. В частности забота о кошке снимает за короткое время физическое возбуждение. Возникающее желание погладить кошку дает человеку долгожданный покой путем энергообмена, таким образом, четвероногие помогают вернуть душевное равновесие.

Очень важно разнообразить свое повседневное меню, обогатив рацион разнообразной пищей. Прислушайтесь к своему организму, чего вам хочется больше всего. При этом забудьте навсегда про алкоголь, который лишь на время поднимает настроение, не решая вашу психологическую проблему.

Питание при депрессии должно быть витаминизированное и наполненное микро и макроэлементами. Ниже вашему вниманию представлены важные продукты, необходимые для организма в период депрессивного расстройства.

  • Морковь, зеленые листовые овощи, тыква, абрикосы — богаты витамином А.
    • Фрукты и овощи (в частности черная смородина, цитрусовые, белокочанная капуста, киви, брокколи, шиповник) — богаты витамином С.
  • Крупы, печень, йогурт, хлеб с отрубями, тыква, авокадо, нежирное мясо, орехи, рыба, пивные дрожжи — богаты витаминами группы В.
  • Растительное масло — богатое на витамин Е.
  • Овощи зеленого цвета, травы, фиги, грейпфруты, помидоры, морковь, гречка, орехи, горох, овсянка — богаты магнием.
  • Молоко, а также молочные продукты — богаты кальцием.
  • Постное мясо, яйца, морепродукты, йогурт, орехи, сыр — богаты цинком.
  • Яичный желток, проросшие зерна пшеницы, печень говяжья — богаты холином.
  • Хлеб с отрубями, мед, сладкие фрукты — богаты глюкозой.
  • Питание при депрессии должно быть максимально насыщено веществами, которые повысят способности адаптивных систем. Таким свойством обладают травы (Лимонник, Женьшень, чайный гриб Комбуча, зеленый чай, Эхинацея). Их употребление важно при нервном истощении, возникающем после напряженной умственной деятельности.

    Зачастую человек в депрессивном настроении поглощает разнообразную пищу и это помогает на некоторое время, однако потом состояние только ухудшается. Поэтому важно правильно разработать диету при депрессии, с учетом полезности продуктов, а не просто набивания желудка. Важно знать каким свойством обладают продукты, чтобы добиться нужного результата или поддержать организм в нужном тонусе.

    Шпинат, салат, паприка, капуста, богатые цитофин и опиатом, улучшают настроение. Молоко имеет казоморфин — морфиноподобное вещество. Пиво отмечается присутствием морфия. Бананы содержат серотонин, который дает человеку ощущение веселья и легкости. Шоколад имеет эндорфины, обладающие возбуждающим действием. Все сладости способны сделать человека жизнерадостным, поскольку содержащаяся в продуктах глюкоза включает механизм счастья в мозгу.

    Методы выхода из депрессии включают релаксацию, но не распитие спиртных напитков. Релаксация в системе, например, это медитация при которой выделяются эндорфины в мозг, поднимая тем самым настроение. Зачастую термин релаксация применим относительно тела, а медитация относительно мозга. Но оба метода способны успокоить, восстановить равновесие систем тело-мозг и осуществить выход из депрессии.

    Освободите себя от хронической неудовлетворенности, научившись расслабляться. Этому способствуют массаж, самомассаж, аутотренинг, ароматерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, ребефинг (дыхательная психотехника). Очень важно исключить недосып, который чреват нарушениями нервной системы. Сон производит гормоны, которые отвечают за восстановление функций организма.

    Способы выхода из депрессии существуют разнообразные, но только вы сами можете для себя принять решение, что именно должно помочь. А приняв решение и поверив в себя, вы добьетесь хороших результатов в борьбе с душевным недугом. Раз вы здесь, значит, вы уже улучшаете свое состояние, узнавая что-то новое для себя. Главное верить в себя и не сдаваться. Понятно, что затяжные и глубокие депрессии полностью забирают все телесные и душевные силы. Вы просто ждете, а серые будни складываются в пустые недели и в вашей жизни ничего не меняется. Врачи по этому поводу говорят, что пациенты должны знать, что это всего лишь состояние, которое пройдет обязательно, а вот насколько быстро это произойдет — зависит от вас лично.

    psihomed.com

    Павел Зыгмантович популярно о депрессии
    скачать видео

    Если человек жалуется: «Вот уже несколько дней нет сил, настроение плохое, ничего не хочется, быстро устаю и голова не работает», все окружающие уверенно констатируют: «У тебя депрессия!».

    При сложившемся словоупотреблении депрессией (можно называть ее «бытовой депрессией») сегодня повсеместно называют не психическое, а психологическое расстройство, долго длящееся плохое настроение, состояние постоянно подавленного настроения. Можно спорить, кто должен констатировать бытовую депрессию и ее лечить, ясно одно: депрессия погружает человека в темный, тягучий мир, из которого очень трудно выбраться. Депрессия — это состояние, когда радости жизни нет.

    Причины депрессии

    Депрессия погружает человека в темный, тягучий мир, из которого очень трудно выбраться.
    скачать видео

    Что касается проблемного личностного фона, то есть люди, внутренне предрасположенные к депрессии, и есть образ жизни, который к проблемному личностному фону предраспологает. Сбитый режим дня, недосыпание, отсутствие отдыха — незаметно, но уверенно создают почву для будущей депрессии. Генетические предпосылки депрессии — это реальность, однако бытовые депрессии чаще случаются у людей с детскими чертами (человек-ребенок), не умеющих стойко встречать трудности жизни и легко разрешающие себе любые эмоции и настроения. Столкнувшись с неприятностями, такие люди привычно расстраиваются, а если неприятности продолжаются, то погружают себя в депрессию.

    За этим обычно стоит детская душевная месть жизни: «Раз ты, жизнь, такая противная, я тебе вот умру!» В детстве мы так собирались мстить родителям, когда они нас обижали, сейчас такую реакцию выдают взрослые люди вместо родителей — Жизни.

    Подталкивать к погружению в депрессию могут и другие внутренние выгоды: страх признать свою несостоятельность перед лицом трудных задач, привлечение к себе внимания либо месть близким людям, а иногда еще проще: чтобы полениться вдоволь и ничего не делать. Прибавьте к этому нездоровый образ жизни, который, ослабляя организм, создает для депрессии соответствующие физиологические предпосылки. Когда организм расстраиваться готов, личность к этому предрасположена, а трудные жизненные ситуации (череда неприятностей, сильная жизненная потеря — смерть близких, потеря любимых, развод↑, крах мечты), соединяются с той или иной внутренней выгодой, депрессия возникает уже почти «естественно».

    Как избавиться от депрессии. Советы психолога Н.И.Козлова.
    скачать видео

    Депрессия, это в первую очередь — женское, и в большей степени — дитя цивилизации.
    скачать видео

    Лекарство от депрессии — рекомендует Татьяна Мужицкая.
    скачать видео

    Частой причиной депрессивного состояния женщин 45-50 лет является повышение гормона ЛГ. Для снижения необходимо: 1. дома согревать прохладную воду во рту в течение 3-5 заходов. Воду можно не глотать. 2. Заместительная гормональная терапия. 3. Электростимуляция языка.

    Если это не собственно депрессия как заболевание, а усталость и временное расстройство настроения, то легкая бытовая депрессия лечится лучше всего прогулками, общением с природой, туристическими походами, простой и даже трудной работой.

    Лучше всего лечит деревня, где нет телевизоров, сотовых телефонов и компьютера, где все встают рано и нужно ходить за водой.

    Если за депрессией стоят те или иные внутренние выгоды, то любое лечение начинает буксовать. Бытовые депрессии многих пожилых людей («радости бывают, но в целом все ужасно плохо») очень часто являются театром для сочувствующих зрителей. Житейская опека и сочувствие, казалось бы такие естественные в трудной ситуации, такую депрессию скорее усугубляют, а не лечат. Если несчастная жертва трудных обстоятельств продолжает жить там, где живет (как правило, во вполне комфортных условиях), и с теми, с кем живет (которые о несчастном по-своему заботятся) — ситуация скорее тупиковая. Когда разоблачить внутренние выгоды — дело неблагодарное, эффективнее оказывается смена окружения и жизненной ситуации.

    Предупреждение депрессивных состояний

    В современной культуре «депрессия» стала уже модной. «Ах, вы знаете, у меня депрессия!» — и усталая от жизни девушка закатывает глаза. Больше всего депрессий у жителей самых цивилизованных стран Европы. В странах же, где нужно постоянно трудиться на полях и зарабатывать на еду, депрессии встречаются крайне редко. Рецепты, предупреждающие депрессию:

    Формируйте себе здоровое человеческое окружение, смотрите, с кем дружите и живете. Нужны ли вам друзья или подруги, которые постоянно жалуются, жалеют себя и обвиняют других? — Нет. Позаботьтесь, чтобы вокруг вас были люди душевно здоровые и с позитивным настроем.

    Работа — важная часть жизни. Если работа любимая — это важно. Это не спасение, но существенная поддержка. А насколько ваша работа может быть названа здоровой? Например, театральная среда с ночным и неупорядоченным образом жизни провоцирует депрессии, тем более атмосфера многих театральных коллективов не очень здорова, а склонность к драматизациям естественно присутствует.

    Если хотите жить бодро и здорово, организуйте здоровый образ жизни. Днем физическая активность, ночью спать и высыпаться. Утром вставать рано, ложиться вовремя. «Жаворонки» депрессиями практически не страдают. «Совы» — депрессиям подвержены. Те, кто бегает, депрессии подвержены крайне редко.↑

    Следите за функциональным позитивом. Люди, привыкшие ходить с прямой спиной, расправленными плечами и улыбающиеся окружающим, в депрессиях не замечены. Ну вот и начинайте это просто делать, чтобы это стало вашей привычкой и образом жизни.

    А самое главное, это воспитание в себе позитивного восприятия жизни и душевной стойкости как этического обязательства. По воспоминаниям современников, за все время Великой Отечественной войны маршал Г.К. Жуков, несмотря ни на какие страшные нагрузки, трагедии и потери, ни разу не был расстроенным. У собранных и ответственных людей, знающих, что они не имеют права не депрессию, депрессий не бывает. Это — о вас?

    www.psychologos.ru

    Жизнь важнее: как распознать детскую депрессию

    Мало кто из взрослых понимает, как и когда начинается детская депрессия. И мало кто понимает, что с ней делать

    Ребенок всегда был белый и пушистый, а тут вдруг испортился. Был милый и дружелюбный, а стал злой и истеричный. Был почти отличник, а скатился на двойки и тройки. Был такой позитивный, а стал нытик. Кажется, пришли гномы, унесли хорошего ребенка, принесли какого-то гадкого подменыша.

    Долгое время считалось, что никакой депрессии у детей вообще не бывает – что депрессией на сложные обстоятельства жизни может реагировать только сформированная личность. Потом врачи выяснили, что депрессия бывает и у детей, но отличается от депрессии у взрослых.

    Детскую депрессию нелегко распознать и диагностировать, потому что она прячется за другие, более выраженные проблемы – в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее распознать депрессию за нытьем, жалобами «живот болит» и «ножки болят».

    Ребенок плохо ест, плохо спит, плачет. У старших дошкольников на первый план выходят страхи, неусидчивость, тревожность, иногда агрессия. У школьников заметнее всего оказывается неуспеваемость, нежелание учиться, вспыльчивость и вздорность.

    Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Родители считают, что ребенок обнаглел, и хватаются за ремень, а надо бы за голову. До специалистов некоторые семьи добираются только тогда, когда ребенок начинает заговаривать о суициде.

    Откуда это?

    Детство принято считать счастливой и беззаботной порой, а детские проблемы кажутся взрослым пустяковыми, легко преодолимыми. Но дети, так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе, – но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

    Детская депрессия, так же, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок.

    Во-первых, это биологически факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т.д.)

    Во-вторых, это генетические факторы (наследственная предрасположенность – у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

    В-третьих, психосоциальные предпосылки: в первую очередь – психические травмы. У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех – катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены. Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис.

    Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

    Как это выглядит

    Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству включают в себя подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков – повышенную эмоциональную возбудимость); уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; изменения веса и аппетита; бессонницу, сонливость; возбуждение или заторможенность; слабость и утрату энергии; чувство несостоятельности и необоснованной вины; неспособность мыслить и сосредоточиться; мысли о смерти, суицидальные мысли.

    Американские психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики.

    Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. У кого-то все сразу, у кого-то что-то одно, но зато всегда. Некоторые говорят, что трудно дышать, невозможно вздохнуть. Начинают много болеть, и очень часто до обращения к психологу или психиатру по несколько месяцев обследуются у разных врачей.

    Многие «впадают в детство» – фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез. Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры.

    Слезливость, страхи, нытье, липучесть и назойливость – с одной стороны, дети раздражаются и грубят взрослым, с другой – хотят от них подтверждений любви, – тоже приметы депрессии. «У детей, как и у взрослых, может быть выражен суточный ритм эндогенной депрессии: утром они вялые, скучные, а вечером повышается уровень тревоги, раздражительности, нарастает моторное наблюдение», – говорит клинический психолог Наталья Науменко.

    Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя и ищет у себя все возможные болячки, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

    Самый ничтожный повод может стать причиной дикой истерики. Отечественный психиатры Н.Иовчук и А.Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами: «При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: «не могу так больше», «в груди вода и пожар», сопровождающимися однотипными причитаниями или криком», – пишут эти авторы.

    «В момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивали на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула. При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой. Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью.

    Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже – с обездвиженностью».

    К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью.

    Почему-то существует миф, что человек, который говорит, что покончит с собой, только пугает и никогда этого не сделает. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту.

    Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

    Признаки суицидального поведения у детей:

  • Многочисленные симптомы депрессии (изменения аппетита, сна, активности).
  • Социальная изоляция, включая изоляцию в семье.
  • Разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности.
  • Агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное).
  • Повышенная склонность к риску.
  • Частые несчастные случаи.
  • Употребление алкоголя и наркотиков.
  • Фиксация на смерти и негативных темах.
  • Разговоры о смерти и умирании.
  • Неспособность плакать или сниженная эмоциональность.
  • Раздача своих вещей.
  • Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

    Депрессия часто возвращается. Исследование, опубликованное в The Journal of the American Medical Association, показывает, что взрослые, пережившие депрессию в подростковом возрасте, меньше зарабатывают по сравнению со здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование, чаще оказываются безработными, испытывают больше проблем на работе, в социальной и семейной жизни. Депрессией они страдают вдвое чаще, чем взрослые, у которых раньше не было таких проблем. 7% из них совершают самоубийство, 34% пытаются это сделать (0% – среди тех, кто в юности не страдал депрессией).

    Рассказывают мамы

    Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

    Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

    Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

    Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

    Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

    Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

    Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

    Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

    В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

    Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

    Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

    Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

    Школа как причина

    После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

    Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников», вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

    Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

    Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

    На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

    Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

    Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п.

    При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

    Лучше взрослых лечите!

    Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

    В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

    Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – пишут американские психиатры Мэш и Вольф. Это что же – всех лечить?

    Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

    «Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.

    Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.

    К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.

    Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.

    Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».

    «Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…

    Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.

    Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».

    «Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.

    Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.

    Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».

    Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.

    Чем могут помочь родители

    Американская академия педиатрии советует:

    Что делать, если у ребенка депрессия

  • Разговаривайте с ребенком о его чувствах, о происходящем в доме и школе, о том, что его волнует.
  • Обратитесь к врачу. Депрессия может быть вызвана медицинскими проблемами. Врач может посоветовать психотерапию или назначить лечение.
  • Любые мысли о суициде расценивайте как экстренный случай, требующий немедленной помощи.
  • Налаживайте здоровый образ жизни

  • Обеспечьте ребенку здоровое питание, достаточное количество сна, физических упражнений, положительных контактов с людьми в школе и дома.
  • Ограничьте время за компьютером и поощряйте физическую активность, особенно вместе с другими.
  • Проводите время наедине с ребенком, хвалите, показывайте ребенку, в чем его сильные места, – все это укрепляет связь с ребенком.
  • Обеспечьте ребенку физическую и психическую безопасность

  • Разговаривайте с ребенком о травле в школе. Травля – одна из главных причин психических проблем у детей.
  • Не забывайте о том, что ребенок может переживать горе или утрату. Искать помощи, если горе не проходит. Если вы сами переживаете горе, ищите помощь для себя и дополнительную поддержку для ребенка.
  • Уменьшите стресс. Внесите краткосрочные изменения в количество домашней работы, помощи по дому, дополнительных занятий.
  • Все оружие, лекарства (в том числе безрецептурные) и алкоголь должны быть надежно заперты.
  • Просвещайте других

    • Ваш ребенок не выдумывает симптомы.
    • То, что выглядит ленью и наглостью, может быть симптомами депрессии.
    • Обсудите семейные случаи депрессии: это помогает лучше понять, что происходит.
    • Учите ребенка размышлять и справляться с задачами.
    • Помогите ребенку расслабляться при помощи физических упражнений и творчества. Опирайтесь на его сильные стороны.
    • Говорите с ребенком и слушайте его с любовью и поддержкой. Учите ребенка описывать свои чувства.
    • Учите ребенка смотреть на проблемы более позитивно.
    • Делите проблемы и задачи на более мелкие части, чтобы ребенок успешно с ними справлялся.
    • Создайте план безопасности

    • Следуйте плану лечения. Следите за тем, чтобы ребенок посещал терапию и принимал назначенные лекарства.
    • Лечение помогает, но не сразу – иногда через несколько недель. Депрессивный ребенок может не увидеть изменений в настроении сразу.
    • Продумайте, кому вы можете позвонить, когда вам плохо.
    • Не упускайте из вида факторов риска суицида (разговоры о суициде по телефону или интернету, раздача своих вещей, мысли о смерти, употребление наркотиков и алкоголя).
    • Держите под рукой телефоны врача ребенка, его психотерапевта, местного центра неотложной психологической помощи, скорой психиатрической.
    • www.miloserdie.ru