Специальные образовательные условия для детей с умственной отсталостью

Навигационное меню

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид«. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • слепых и слабовидящих обучающихся;
  • обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
  • обучающихся с задержкой психического развития;
  • обучающихся с умственной отсталостью;
  • обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.
  • В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии

    Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на ряду с созданием специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает меры социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

    Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

    Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

    edu53.ru

    Создание специальных образовательных условий обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и множественными тяжелыми нарушениями развития в условиях ФГОС

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Создание специальных образовательных условий обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и множественными тяжелыми нарушениями развития в условиях ФГОС Шишканова С.Е.

    Для получения результатов обучения, определенных стандартом, образовательное учреждение должно разработать Адаптированную образовательную программу. (ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)

    Нормативная база Конституция РФ Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный регистр Минздравсоцразвития РФ Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

    Одной из наиболее сложных практических задач является организация обучения детей с умеренной, глубокой у/о, ТМНР.

    Аспекты реализации особых образовательных потребностей время начала образования содержание образования создание специальных методов и средств обучения особая организация обучения расширение границ образовательного пространства продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

    Продолжительность образования Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. 2 вариант: разновозрастные классы, рассчитанные на 3 года обучения: I ступень – от 7 до 9 лет, II ступень – от 10 до 12 лет, III ступень – от 13 до 15 лет, IV ступень – от 16 до 18 лет Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.

    Форма и содержание обучения детей с ТМНР (ментальными нарушениями) зависит от уровня интеллектуального развития. Включение в классы (5-6 чел) (Использование специализированной организации обучения) Индивидуальное обучение Надомное обучение Семейное воспитание на дому.

    Особые образовательные потребности комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие первичного дефекта. Учет таких потребностей вызывает необходимость создания условий, способствующих развитию способностей обучающихся решать насущные жизненные задачи

    Специальные образовательные условия 1)Материально-техническая база. 2) Кадровое обеспечение. 3)Программно-методическое обеспечение.

    1)Материально-техническая база Специальную организацию образовательного пространства (спец. Оборудование, позволяющее осуществлять присмотр и уход, оптимизировать учебную деятельность в соответствии с принятыми санитарными нормами) Учебное место с учетом индивидуальных возможностей и потребностей (учебная зона) Наличие игровой комнаты или игрового уголка, сенсорно обедненной комнаты, где ребенок может побыть один или наедине с педагогом (зона отдыха)

    1)Материально-техническая база Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся Структурирование времени

    2) Кадровое обеспечение Педагогические, Медицинские, Социальные работники.

    Потребности, связанные с освоением АООП Удовлетворение особых образовательных потребностей требует: Адаптации учебного процесса; Коррекции нарушений развития познавательной сферы обучающихся с ТМНР.

    3)Программно-методическое обеспечение Программы коррекционных курсов Сенсорное развитие Предметно-практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Программы внеурочной деятельности Программы по коррекции звукопроизношения Специальная индивидуальная программа развития Тесная связь с семьей.

    Адаптация учебного процесса СИПР; Адаптация методов и методик обучения, подбор и разработка, коррекционно-развивающих технологий учебных материалов в соответствии с возможностями ребенка. Разработка тестовых заданий

    СИПР — специальная индивидуальная программа развития СИПР — специальная индивидуальная программа развития, разрабатываемая образовательной организацией на основе адаптированной основной образовательной программы, включает индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в индивидуальные учебные планы не может превышать объем, предусмотренный учебным планом.

    Содержание образования Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка

    Сравнительная характеристика учебных планов 1 и 2 варианты Образовательные области 1 вариант 2 вариант 1-4 классы 5-11 классы 1-4 ступени Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика Русский язык Чтение (Литературное чтение) Речь и альтернативная коммуникация Математика Математика Математика Информатика Математическиепредставления Естествознание Мир природы и человека Природоведение Биология География Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Человек ____ Основы социальной жизни Мир истории История отечества

    Образовательные области 1 вариант 2 вариант 1-4 классы 5-11 классы 1-4 ступени Искусство Музыка Изобразительное искусство Музыка Изобразительное искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность Физическая культура Физическая культура Физическая культура Адаптивнаяфизическая культура Технологии Ручной труд Профильный труд Коррекционно-развивающие занятия

    Коррекционные курсы Часть, формируемая участками образовательных отношений Коррекционные курсы 1кл 2кл 3кл 4кл Сенсорное развитие 3 3 3 3 Предметно-практические действия 3 3 3 3 Двигательное развитие 2 2 2 2 Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 Итого коррекционные курсы 10 10 10 10 Внеурочная деятельность 6 6 6 6

    Индивидуальный учебный план Индивидуальный учебный план

    С п а с и б о з а в н и м а н и е .

    • Шишканова Снежана Егоровна
    • 430
    • 30.03.2017
    • Номер материала: ДБ-304291

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      infourok.ru

      Статья на тему:
      Особые образовательные потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      Предварительный просмотр:

      «ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

      ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)………………..….…..4
    • ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
      1. Образовательные потребности обучающихся с ОВЗ…………………7
      2. Специфические образовательные потребности детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…. …8

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 10

      Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года вводятся федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это направление новое, а потому возникает много вопросов.

      Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право каждого человека на образование. При этом «создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

      Федеральный закон «Об образовании» определяет понятие «инклюзивное образование» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

      Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся, имеющих недостатки развития, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни. Для здоровых обучающихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее по отношению к ним.

      В состав учащихся с ограниченными возможностями здоровья входят дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

      с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

      В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).

      Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

      Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.

      В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению . Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.

      Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием . Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.

      Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом , педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.

      Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

      Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические .

      К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

      Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

    • раннее получение специальной помощи средствами образования;

    ∙ обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

    ∙ научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

    ∙ доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

    ∙ систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

    ∙ обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    ∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

    • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
    • специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
    • ∙ стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

      Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

      Каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. Инклюзивное образование — это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка. Задача школы – не только получение качественного образования , но и научить детей существовать в обществе людей с разными способностями. Опыт показывает, что организация инклюзивного образования может быть успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании.

      Список использованных источников

      1. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы междун. Науч. Практ. Конф. / Под. Ред. С.В. Алехиной. – М.: Изд-во Мос. Гор. Психолого-пед. ун-та, 2011.
      2. 2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.
      3. Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] /Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – № 5. – Режим доступа: http://www.ise.iip.net/almanah/5/st04.htm .
      4. Инклюзивное образование/сост.: М.Р.Битянова; — М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.
      5. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
      6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф .
      7. 18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф
      8. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

        Адаптированная рабочая программа по предмету «Технология» в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч.

        Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл.

        Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (.

        Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения.

        nsportal.ru