Способы реагирования на стресс

СТРЕСС: понятие, основные признаки и следствия, особенности реагирования организма на стресс.

Стресс – это особенная реакция организма на раздражители, которые поступают из окружающей среды. Они могут быть физическими, например, высокая или низкая температура воздуха, или психологическими – критика в нашу сторону, недоброжелательный взгляд.Стресс – это природная реакцияорганизма на опасность, во время которой происходит около 1400 психофизиологических изменений, например, резко увеличивается уровень адреналина в крови, повышается АД, расширяются кровеносные сосуды, повышается интенсивная деятельность головного мозга и мышечного аппарата, притупляется ощущение голода и т.д. Благодаря этой способности человек способен практически мгновенно мобилизовать свои внутренние ресурсы.Организм мобилизовал практически все свои ресурсы, а выхода энергии не произошло и напряжение сохранилось. Стресс проявляется в первую очередь на психофизиологическом уровне, а уже потом на физическом.

Причина стрессов – это не внешние обстоятельства, а внутреннее психологическое пространство личности. Одни и те же обстоятельства могут расцениваться человеком как негативными, так и позитивными.

От внутреннего мира человека непосредственно зависит не только количество стрессов, а и количество стрессовых ситуаций, в которые попадает человек.

Механизмы стресса – это механизмы действия психики человека. Понимая принципы психики человека можно избавиться от стрессов. Для современного человека важно не только уметь правильно реагировать на стресс, а и правильно снимать его, не накапливая.

Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни, так как нам постоянно приходится преодолевать какие-то проблемы. Одни из них расстраивают больше, другие – меньше. Все зависит от жизненного опыта, конкретных обстоятельств и особенностей человека. В стрессовой ситуации происходит стимуляция всех систем организма. Как только мозг получил сигнал об опасности, начинается выработка гормонов стресса – адреналина и кортизола. Нервная система рассылает по всему организму сигналы о необходимости подготовиться к действию в непредвиденной ситуации. В следствии химических реакций, которые происходят в организме, резко повышается уровень энергии, человек ощущает возбуждение и напряжение.

Под воздействием стресса в нашем организме происходят следующие изменения: усиливается потоотделение, повышается свертываемость крови, учащается дыхание, повышается уровень сахара в крови, напрягаются мышцы, пересыхает во рту, повышается АД, и т.д.

Одной из главных проблем стресса является возникновение тревоги и непринужденная активизация нервной системы.

Стресс приводит к различным нарушениям в организме (кружится голова, головная боль, расстройство ЖКТ, сексуальные проблемы, снижение иммунитета, нарушение сердечного ритма, слабость, усталость и т. д). Важно понять, что стресс не приходит к нам из вне! Стресс –это наша реакция на факторы окружающей среды. Важно не то, какие ваши клиенты, коллеги, родственники, а то, как Вы к ним относитесь!

Внутренний настрой очень важен. Врачи и биохимики научно доказали его влияние на физическое состояние, продуцирование в организме гормонов и ферментов, а значит и на здоровье в целом. Негативные мысли (страхи,сомнения, тревоги, отсутствие веры в себя) способствуют возникновению душевной дисгармонии, угнетению, продуцированию гормонов стресса. Это приводит к недомоганию и напряженности.

Выделяют 3 стадии развития стресса:

Возникает одновременно с появлением раздражителя, который вызывает стресс. У человека учащается дыхание, слегка повышается АД, учащается пульс, появляется раздражительность и тревожность, все внимание концентрируется на раздражителе, повышается личностный контроль над ситуацией. Все эти проявления предназначены для мобилизации защитных функций организма для защиты от стресса. Если этого достаточно, тогда тревожность и волнения уходят, стресс заканчивается. Большинство стрессов заканчиваются на этой стадии.

2. Стадия сопротивления.

Наступает тогда, когда фактор, который вызвал стресс продолжает действовать. В этом случае организм защищается от стресса, используя резервный запас сил, с максимальной нагрузкой на организм.

Если раздражитель продолжает действовать, тогда происходит снижение возможностей организма противостоять стрессу, так как истощаются резервы человека. Снижается иммунитет. Стресс « захватывает» человека и может привести к болезни. Если действие раздражающего фактора продолжается, у человека формируется оценка к ситуации как к опасной.

Осознание угрозы и наличие негативних эмоций подталкивают человека преодолевать негативное влияние и он начинает бороться со стрессовыми факторами. На это человек тратит все свои силы. Если ситуация не улучшается, а силы бороться заканчиваются, может возникнуть невроз и другие заболевания.

Так как в одинаковых ситуациях люди ощущают себя по разному, то и стресс и его ступени у каждого свои.

Очень важно вовремя обнаружить первые признаки стресса ( стадия тревожности). На ранних стадиях восстановление организма происходит быстрее и легче.

  • Постоянная усталость.
  • Бессонница.
  • Нехватка времени.
  • Невозможно сосредоточиться
  • Невозможно принять решение
  • Плохой аппетит или наоборот – обжорство.
  • Повышенная раздражительность
  • Недовольство собой, невнимательность к себе.
  • Боли в позвоночнике.
  • Головные боли
  • Чувство беспомощности и безнадеги.
  • Ощущение тревоги и страха без видимых на то причин.
  • Злоупотребление сигаретами, алкоголем.
  • Безразличие к собственному внешнему виду.
  • Сексуальные расстройства.
  • Головокружение.
  • Перепады АД
  • Нервный тик.
  • Расстройства ЖКТ
  • СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

    Управление стрессом – это совокупность методов, приемов и упражнений которые позволяют человеку уберечься от негативного влияния стрессов или свести это влияние до минимума.

    Сам процесс управления можно представить в трех плоскостях:

  • До появления стресса произвести профилактику возникновения стресса.
  • В острой стрессовой ситуации совершать методы самопомощи.
  • После появления стресса активно противодействовать стрессу
  • САМОРЕГУЛЯЦИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ (ПРОФИЛАКТИКА)

    Существует способ, который базируется на основе собственного воображения. Это работа с негативными эмоциями методом визуализации. Существует несколько видов визуализации, Вы выбираете то, что нужно Вам, что легче всего представить.

    1.Представить себя в зеркальном футляре. Человек, стоящий напротив вас видит себя, все его мысли и слова отражаются ему самому. Вы остаетесь неприкосновенным.

    1. Представить между собеседником и собою водопад. Слушать шум воды, ощущать брызги.
    2. Представить себя в том месте, где Вам хорошо – море, сауна, футбольное поле, дом родителей, ресторан и т.д

    ПЕРВАЯ САМОПОМОЩЬ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ.

    Если стрессовая ситуация возникла, тогда напряжение можно снять следующим образом:

    • Первое и главное правило в стрессовой ситуации: не принимать ответственных решений.
    • Уединитесь.
    • Посчитайте до 10 медленно.
    • Сконцентрируйтесь на дыхании. Медленный вдох через нос, на некоторое время задержите дыхание и медленно выдыхайте воздух так же через нос и прочувствуйте КАК расслабляются и опускаются Ваши плечи.
    • Смочите лоб, виски и запястья холодной водой.(если есть возможность примите душ с контрастным душем).
    • Медленно оглянитесь вокруг, переводя взгляд с одного предмета на другой, опишите их внешний вид. ( Сделайте уборку дома, перестановку мебели).
    • Посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что Вы видите, вспомните когда Вы последний раз смотрели на небе, каким оно было тогда.
    • Выпейте прохладной воды.
    • Физупражнение – поставьте ноги на ширине плеч и на выдохе наклонитесь, расслабляя шею и плечи так, чтоб голова и руки свободно свисали (1-2 мин). Медленно вернитесь в исходное положение.

      АКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СТРЕССА

      Активное противодействие стресса– это подходы и стратегия поведения, которые в своей совокупности образуют систему, что сопутствует ослаблению негативных следствий стресса.

      Анализ индивидуальной карты стресса:

      Стресс – явление личностное и часто ситуативное. Перемены ( позитивные или негативные) могут спровоцировать появление у человека стрессового состояния

      1. Определите, что вызывает стресс в Вашей жизни, и творчески подойдите к решению проблемы. Составьте список стрессоров – это то, что создаст ощущение контроля и поможет руководить ситуацией и придаст уверенности в своих силах.

      2. Проранжируйте стрессоры от наиболее сильного к наименее.

      3. Спланируйте конкретные и реальные действия по преодолению стресса.

      Мобилизация физиологических возможностей организма для противодействия стресса:

      1. Употребление большего количества воды ( + 8 стаканов к обычному приему)

      2. Питание ( грейпфруты, морская рыба, черный шоколад)

      Релаксация – снижает напряжение тела, расслабляет, снимает возбуждение. В борьбе со стрессом релаксация – особенно полезна. Релаксации помогают преодолеть депрессию, устраняют бессонницу, устраняют головные боли и боли в позвоночнике, нормализуют АД, снижают риск сердечных заболеваний.

      Аутотреннинг– метод психической саморегуляции состояния, который базируется на осознанном внушении ощущений тепла, тяжести, легкости разных органов и участков тела.

      Медитация (лат. meditatio – размышления)– это метод психической саморегуляции, который характеризуется состоянием погружения в себя. Цель – достижение чувства мира и гармонии, внутреннего покоя и ясности ума.

      www.b17.ru

      Способы реагирования на стресс

      анализу самих трудных ситуаций, справедливо предпола­гая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирова­ния. Интерпретация феноменов защиты и совладания так­же связана с изучением природы индивидуального пове­дения в контексте проблемы стресса (Селье, 1991).

      В зависимости от выбранной точки отсчета, авторы по-разному определяют цели изучения защитного и со-владающего поведения, Это и анализ проблем адаптации индивида в окружающем социуме, и проблемы духов­ного самоопределения, позволяющего сделать выбор с учетом личностного потенциала. По нашему мнению, очевидна двойственность природы способов реагирова­ния на стресс, обусловленных, с одной стороны, влия­нием конкретных событий, например, чрезвычайных обстоятельств, иу с другой стороны, сформированным в течение жизни стилем человека. Несмотря на значи­тельное индивидуальное разнообразие поведения в стрес­се, существует, по мнению ведущего специалиста в об­ласти изучения coping styles («способов преодоления») Рихарда Лазаруса

      Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и про­является в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъектно-ориенти­рованный стиль является следствием эмоционального ре­агирования на ситуацию, не сопровождающегося конк­ретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои пе­реживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмо­ции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

      Канадские психологи Норман Эндлер и Джеймс Пар­кер (Endler & Parker, 1993) считают, что «разрешающие проблему» являются предметно-ориентированными, то есть заинтересованными в анализе сути происходящего. В то время как «переживающие проблему» — личностно-ори-ентированы и больше озабочены своим собственным со­стоянием или мнением окружающих. Исследователи вы­деляют и третий базовый стиль реагирования — избегание. Например, у ориентированных на предмет студентов та­кой стиль проявляется? когда они смотрят телевизионные передачи вместо подготовки к экзаменам, А у трудолюби­вых домохозяек невозможность получения значимого ре­зультата компенсируется непомерным потреблением сла­достей, Личностно-ориентированные также могут прибе­гать к стилю избегания, прячась за мнение компетентных людей, гарантирующих им социальную поддержку.

      Надо заметить, что под эмоциональным стилем реаги­рования большинство психологов понимает подвержен­ность исключительно негативным переживаниям* что яв­ляется чертой защитного поведения. Зато совладающие техники непременно связываются с рациональным спосо­бом поведения. В результате этого полюсам дихотомии «ра­циональное—эмоциональное» невольно присваиваются оценки «позитивное—негативное». Такая система оценки важнейших проявлений человеческой психики является, к сожалению, кросс-культурным инвариантом.

      Оценка и измерение

      Английский психолог Дэрек Роджер (Roger et ai, 1993, Roger, 1995) в своем опроснике измерения coping styles выделяет четыре фактора — рациональное и эмоциональ­ное реагирование, отстраненность и избегание. При этом под эмоциональным реагированием также подразумеваются лишь негативные переживания. Хочется отметить, что среди проанализированных нами десяти наиболее распространен-

      Реакции на стресс: зашита или совладай ие ?

      21.5, Иерархическая организация стилевого

      Баланс между совладающими и защитными типами поведения выражается в иерархии (изображаемой обычно в виде вертикальной шкалы) типичных реакций или тех­ник жизни, предложенной немецким ученым Гансом Томэ (Thomae, 1970)* К «верхним» техникам, которые мы мо­жем с уверенностью назвать совладающими, относятся такие способы, как «поведение, направленное на дости­жение успеха», «размышление над ситуацией», «поощре­ние себя» и др., а к «нижним» стратегиям, характерным для полюса защитного поведения, наряду с пассивными действиями относятся также «уклончивое поведение», «обесценивание значимости других», «жалобы на состоя­ние здоровья»*

      Предложенная ГТомэ схема представляется весьма удоб­ной для анализа поведения личности в реальных жизнен­ных ситуациях. Чем ближе оказывается человек к концу шкалы по преобладанию у него способов защиты, тем не­благоприятнее может быть прогноз успешного решения значимых ситуаций. Чем ближе к началу верхней части шкалы — полюсу совлздания, тем более выражена у субъек­та готовность к принятию возможных изменений в своей жизни и намерение использовать совладающие стили. Это

      определяет тенденцию расширения репертуара поведен­ческих стратегий за счет оптимального использования на­выков, зафиксированных в структуре индивидуального жизненного опыта.

      Обследуя людей, которым в недалеком будущем пред­стоял выход на пенсию, Урсула Леер и Ганс Томэ (LehrSi Thomae, 1993) обнаружили следующее. Те, кто считал вы­ход на пенсию концом активной и интересной жизни, применяли преимущественно «нижние» тактики. Считаю­щие же близкую пенсию предлогом для начала нового этапа в жизни выбирали тактики «верхнего уровня», отличаясь высокой готовностью к использованию новых возможнос­тей и появившихся шансов.

      Стиль реагирования даже у одного человека может из­меняться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карье­ре, заботе о собственном здоровье, Фон Хаген (Von Hagen, 1993) сопоставил структуру стилей реагирования у здоро­вых, адаптированных людей и пациентов, страдающих дерматологическими заболеваниями, псориазом и нейро­дермитами. Оказалось, что группа пациентов клиники зна­чительно отличается от здоровых. Заболевшие часто при­бегали на работе и в семье к агрессивному и критическому поведению в затруднительных ситуациях, чаще испыты­вали напряжение и конфликтовали. В жизни они больше склонялись к позиции «полагаться на других» и считали, что медицинская помощь гораздо важнее социальной под­держки .

      Появление все большего числа работ и исследуемых параметров, относящихся к стилям защиты и совладания, приводит к размыванию четкости в определении исход­ных теоретических конструктов. Существуют не очень мно­гочисленные попытки упорядочивания, классификации стилей реагирования, имеющие в качестве оснований осо­бенности отношения человека к проблеме, например, от­ношение пожилых людей к своей болезни (Кт$, 1986) или тип переживаний (Thomae, 1970).

      21.6. типология стилей реагирования на сложные ситуации: теория и эксперимент

      Плодотворность использования дифференциального подхода для изучения проблемы защиты и совладания об­наружилась уже на первых этапах нашего исследования (Либин, 1993). Анализ темпераментальных и характероло­гических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте (Thomas, 1977; Гришина, 1981) показал, что стратегия избегания оказалась связанной с признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, по­нимаемой (Русалову 1990) как чувствительность к несов­падению ожидаемого и полученного результата, а также с негативным отношением к себе и низким уровнем само­управления (Пантилеев, 1994). Стратегию сотрудничества

      предпочитают люди, характеризующиеся высокой пред­метной эргичностью (то есть потребностью в напряжен­ной работе), более низкими показателями эмоционально­сти, интернальностью локуса контроля (Rotter, 1966) и позитивным отношением к себе и другим. Стиль соперни­чества образует общий паттерн с высоким уровнем эмо­циональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Предпочитающие стратегию приспособления отличаются самыми низкими показателями в выборке по параметрам предметной и ком­муникативной активности.

      Избегание как один из основных защитных стилей реа­гирования уже в детстве оказался связан с предрасполо­женностью к депрессии. Дети с выраженными признаками депрессивности предпочитают тихо уйти подальше от кон­фликтной ситуации (Quiggle et я/., 1992).

      Таким образом, некоторые параметры стилей реагиро­вания имеют в своей основе базовые психологические свой­ства личности. Сравнение индивидуально-психологических особенностей с характеристиками жизненного простран­ства (в том числе, различными классификациями трудных ситуаций) позволит в дальнейшем выделить паттерны при­знаков, уточняющих природу стилей реагирования.

      Диагностика основных показателей

      Анализ существующих теоретических концепций, ли­тературных и собственных экспериментальных данных лег в основу структурно-функциональной модели поведения, разрабатываемой авторами в связи с рассматриваемой про­блемой (см, рисунок 31). Исходя из данной концепции, для измерения стиля реагирования был создан Многофак­торный Личностный Опросник Совладания со сложными ситуациями (МиЛОС) (Libm7 Libin, 1995), состоящий пер­воначально из 104 утверждений, объединенных в двенад­цать шкал (плюс шкала лжи), измеряющих степень выра­женности выделенных нами защитных и совладающих сти­лей поведения. Для ответа на пункты опросника испытуемому предлагается оценить частоту выбора того или иного способа реагирования в трудной ситуации. Анализ инди­видуального стиля реагирования основан на изучений аль­тернативных способов поведения в ситуации выбора, от­ражающих личностные проблемы с отпечатанным в них прошлым опытом, установками на себя и других людей, на мир в целом. Предварительный статистический анализ показал высокую внутреннюю консистентность шкал, пси­хометрическую валидность основных показателей, а также правомерность выделенной двенадцатифакторной модели.

      Фу нкцио н ал ь ны е

      фокус или направленность

      Вто р осигн an ьн ый

      по Л а за ру су)

      Рис. 31. Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях

      * Примеры пунктов опросника (номер пункта совпадает с номером шкалы, к которой он относится): 1 а Изо всех сил пытаюсь забыть о случившемся 2а Занимаюсь чем-нибудь посторонним, чтобы отвлечься За Трудности только мобилизуют меня 4а Составляю план действий и приступаю к его выполнению 16 Вспоминаю время, когда все было значительно лучше 26 Предпочитаю подождать, пока со временем все разрешится само собой ‘ ,

      36 Рассматриваю случившееся как новое испытание своих воз­можностей

      46 Думаю о случившемся и перебираю всевозможные варианты действий

      1 в Обращаюсь за помощью к другим людям 2в Обращаюсь за эмоциональной поддержкой к родственникам или друзьям

      Зв Стараюсь посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаясь отыс­кать хотя бы что-нибудь позитивное

      4в Спрашиваю того, кто уже имеет опыт, как нужно поступать в таких случаях

      Шесть шкал опросника, измеряющие основные защит­ные стили реагирования, представляют традиционные па­раметры защитного поведения, довольно подробно опи­санные в психиатрической и психологической литературе. Остальные шесть шкал, связанные с измерением совлада-ющих стилей, объединяются в два фактора второго поряд­ка, названные нами рациональной компетентностью (об­разованной тремя самостоятельными первичными факто­рами — предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная само­регуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей схожую структуру. Если выделение в структуре совладаю-щего поведения рациональных стилей не является неожи­данным, то акцент на эмоциональных стилях совладайия — одно из основных отличий предлагаемого метода. Но­вый вторичный фактор «Эмоциональная компетентность» и построенные на его основе шкалы подчеркивают важ­ность позитивной роли эмоций в осуществлении личнос­тью конструктивной активности. Рассмотрим более под­робно интерпретацию выделенного параметра.

      Интерпретация базовых параметров

      Эмоциональная компетентность (от лат. ernover — вол­новать и competentis — соответствующий) обозначает спо­собность личности осуществлять оптимальную координа­цию между эмоциями и целенаправленным поведением (Либина, 19956). Эмоциональная компетентность (ЭК) ос­нована на адекватной интегральной оценке человеком сво­его взаимодействия со средой, Адекватность означает учет

      Реакции на стресс: зашита или совладание?_____________

      ЭК связана с умением личности соотносить предпочи­таемый стиль реагирования со своими доминирующими потребностями и параметрами конкретной ситуации. Роль ЭК в регуляции индивидуального поведения заключается в разграничении содержащихся в прошлом эмоциональ­ном опыте образов и представлений с актуальными сти­мулами среды. Психологическое значение этого параметра стиля реагирования выражается в стремлении субъекта поддерживать динамичное равновесие между желаниями и объективными условиями для их удовлетворения, а так­же между своими возможностями и способами их реализа­ции. Эмоциональная компетентность определяет содержа­тельную сторону эмоциональной зрелости личности и имеет характерные отличительные признаки — учет целесооб­разной направленности эмоций, означающий использо­вание силы позитивных эмоций (воодушевление, восторг, интерес, удовлетворенность достигнутым результатом) для совлздания со сложными ситуациями, а также конструк­тивное использование негативных эмоций (раздражение, тревога, дискомфорт) как сигнала о неудовлетворенной потребности и необходимом изменении поведения.

      Развитие ЭК связано с увеличением вариативности поведения на основе расширения диапазона эмоциональ­ных реакций, что способствует адекватному самовыраже­нию личности и совершенствованию навыков конструк­тивной активности. Формирование ЭК подразумевает и эмоциональное воспитание, то есть «такое включение [эмо­ций] в общую систему поведения, когда они оказываются тесно связанными со всеми другими реакциями и не вры­ваются в их течение нарушающим и расстраивающим об­разом» (Выготский, 1926, с.69). Обучение ЭК, например,

      в процессе тренинга навыков совладания, позволяет ус­пешно справляться с возрастными кризисами, конфликт­ными ситуациями в общении, корректировать личност­ные деформации и поведенческие нарушения,

      В психотерапии и психологической практике эмоцио­нальная компетентность противопоставляется защитному поведению, формирующемуся на основе гиперкомпенса­торных механизмов, нивелирующих личностные интрап-сихические конфликты, к примеру, путем замещения. ЭК развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции зафиксированных в про­шлом опыте негативных эмоциональных реакций (застен­чивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, а также установок, препятствующих успешной адаптации индивидуума. При этом саморегуляция личнос­ти осуществляется не за счет подавления негативных эмо­ций, а за счет использования их энергии для организации целенаправленного поведения. Выработка навыков эмоци­онального совладания сопряжена также с созданием но-вых условнорефлекторных позитивных связей, позволяю­щих вырабатывать индивидуальный стиль, сбалансирован­ный по параметрам оптимальности, компенсаторности, комфортности, адаптивности и результативности (см. Ли-вин, 1993).

      В психотерапевтической практике коррекция защитно­го поведения и тренировка навыков совладания направле­ны на развитие конструктивной активности личности в окружающем социуме (стремление жить в ладу с другими и при этом не утратить своей индивидуальности) на осно­ве духовного самоопределения (не упустить шанс реали­зовать себя в соответствии со своими желаниями и имею­щимся потенциалом). Одним из основных компонентов в исследовательской парадигме психологии совладания (Ли-бина, Либин, 1998) оказывается образ-Я, «Простота», не-дифференцированность образа-Я связана с риском отреа­гировать даже на закономерные жизненные кризисы со­матическими и психическими расстройствами, что сопря­жено с нарушением системы смысложизненных ориентиров и, в конечном счете, с усилением процессов деинди-видуализации (Зымбардо, 1994; Zimbardo, 1990). Важным является также сопоставление данных о внутренних меха­низмах формирования способов реагирования с анализом типов ситуаций, с которыми субъект взаимодействует. Кроме того, успешное совладание зависит как от специ­фических характеристик ситуации, так и от используемых совладающих стратегий. Обладание широким репертуаром стилей совладания вызывает чувство уверенности и само­достаточности перед лицом требований среды (Bandura, 1997).

      21,7* Дифференциальная психокоррекция: Тренинг Совладания со Сложными Ситуациями

      Для практической проверки описанных исследователь-ских гипотез нами (Либына, 19956) был разработан тре­нинг развития навыков личностного совладания, цель ко­торого — формирование способов адекватного реагирова­ния на жизненные кризисы и выработка оптимальных стра­тегий саморазвития личности в процессе индивидуальных и групповых занятий.

      В основе тренинга лежит целостный подход, интег­рирующий изучение способов индивидуального поведе­ния с методами самонаблюдения, анализа психологи­ческого статуса личности и ее жизненного пути. Кон­цепция самоактуализации, описанная в психологии А.Маслоу (Maslow, 1970), интерпретируется нами как своевременный осознанный выбор человека в пользу своей сущности и поэтапное воплощение в жизнь своих актуальных потребностей. Понятие выбора трактуется как сознательное предпочтение личностью оптимальных стратегий поведения в сложных жизненных обстоятель­ствах, формирующих опыт совладания с проблемами в будущем. Такой выбор называется конструктивным, в от­личие от деструктивных предпочтений, ведущих к раз­рушению человеческой самости (Юнг, 1992) или окру­жающего социума (Фромм, 1994).

      Основной задачей тренинга совладания является созда­ние у каждого участника группы нового положительного образа себя и формирование позитивного восприятия ок­ружающего мира через осознание причинно-следственных закономерностей собственной жизни. Цикл занятий со­стоит из трех этапов.

      Коррекция физического или биологического уровня образа-Я происходит на первом этапе и заключается в из­менении отношения к своему телу и внешности с помо­щью обратной связи, полученной в результате примене­ния телесно-ориентированных техник самокоррекции. Ис­пользуются наиболее эффективные приемы бихевиорис-тической и гештальт-терапии, неиролингвистического программирования и аутотренинга.

      На втором этапе вырабатывается позитивное отноше­ние к себе в целом на основе принятия прошлого жизнен­ного опыта и осознания своего возможного будущего. Раз­виваются навыки эмоциональной и рациональной компе­тентности;, приемы адекватного самопознания, формиру­ются оптимальные механизмы сопряжения желаний, спо­собностей и возможностей, Основная задача коррекции психологического уровня «Я» — развитие качеств, обес­печивающих адекватную самореализацию личности в меж­личностных взаимоотношениях. Методологические и ме­тодические приемы синтезируют элементы психоанализа, терапии ориентированной-на-клиента и дифференциаль­ной психотерапии.

      Третий этап заключается в развитии навыков коррек­ции социального «Я» на основе анализа иерархии жиз­ненных целей и окружающего культурного контекста. В этом подходе интегрируются достижения индивидуальной и гу­манистической психологи и, результаты изучения жизнен­ных сценариев и стиля человека.

      Стержнем, вокруг которого формируются три рассмат­риваемых уровня индивидуального самосознания, являет­ся духовное «Я», выражающее основное стремление чело­века к самовоплощению себя в жизни, то есть к самоакту­ализации. Личностное развитие рассматривается как следствие сформированности трех основных составляющих че­ловеческого «Я*\ Главным на заключительном этапе ста­новится умение анализировать собственные эмоциональ­ные, когнитивные и поведенческие стереотипы, препятст­вующие саморазвитию.

      Развитие психологии совладания становится особен­но актуальным в связи с обострением в современном обществе неблагоприятных тенденций и усилением со­циальной нестабильности на всех уровнях обществен­ной системы. Изучение механизмов формирования сти­лей защиты и совладания имеет важное значение для понимания природы человеческого поведения в слож­ных ситуациях, И чем глубже будет это понимание, тем меньше человек будет зависеть от препятствующих са­мореализации психобиологических программ, негатив­ных социальных стереотипов, навязанных окружающи­ми жизненных сценариев и неудачного прошлого опыта. Тем успешнее мы станем совладать с жизненными кри­зисами, какими непреодолимыми они бы нам ни каза­лись. Разумеется, одним из самых эффективных средств организации процесса совладания индивидуальности с острейшими проблемами современности непременно должна быть Наука о Человеческих Различиях,

      Ключевые термины главы: адекватность оценки, альтерна­тивность, жизненные трудности, защитные механиз­мы, защитный стиль поведения, конструктивный вы­бор, многофакторный личностный опросник совлада­ния, позитивные эмоции, сила негативных эмоций, со-владающий стиль поведения, стиль реагирования на стресс> стрессовое событие, сложная ситуация, струк­турно-функциональная модель поведения, «техники жизни», тренинг развития навыков совладания, фено­мен совладания, эмоциональная компетентность.

      www.psichology.vuzllib.su