Способы регуляции стресса

Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции

  • Султанова Зарема Рамилевна , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
  • ВИДЫ СТРЕССА
  • СТРЕССОРЫ
  • Похожие материалы

    Известный канадский биолог и врач Ганс Селье – автор концепции стресса, говорил: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования».

    По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати». П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации» [1; 2].

    Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологией понятия стресса состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Можно сделать вывод, что стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях.

    В зависимости от вида стрессора и характера его воздействия выделяют различные виды стрессов.

    1. Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.
    2. Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
    3. Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, – например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
    4. Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п. 5. Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса [3; 5; 8].
    5. Независимо от разновидности стрессоров, психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Следовательно, нечего надеяться на то, что пребывающий в стрессовом состоянии человек будет действовать рационально, энергично, быстро, настойчиво.

      Решение многих проблем, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, нередко зависит от умения осознавать все, что с вами происходит. Если вы будете различать, когда вы напуганы, а когда сердиты или печальны, то сможете управлять своими чувствами, не подавляя их и не приписывая им неправильных значений [4; 9].

      Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

      В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

    6. эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
    7. эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
    8. эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
    9. Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

      Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

      Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

      • смех, улыбка, юмор;
      • размышления о хорошем, приятном;
      • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
      • наблюдение за пейзажем;
      • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
      • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
      • вдыхание свежего воздуха;
      • высказывание похвалы, комплиментов и пр. [6; 11].

      Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

      1. Метод релаксации. Этот метод, с помощью которого человек может частично или полностью избавляться от физического напряжения. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четно уяснить, что освоив релаксацию, человек может научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Смысл упражнения является полное расслабление мышц. В результате чего наступает полная расслабленность, которая оказывает положительную реакцию на психику и нормализует душевное равновесие.

      Психическая ауторелаксация вызывает состояние «идейной пустоты». Это дает возможность рассоединить психические и мыслительные связи с окружающим миром, вследствие чего дает мозгу отдохнуть. И погрузиться во внутренний мир. Здесь главное не переусердствовать с отрешением от мира. Метод релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было противостоять раздражению и психической усталости. При постоянном использовании метода релаксации, вырабатывается привычка. Но для всего этого, на начальном этапе, необходимо терпение и упорство.

      2. Второй метод, в отличие от первого метода, это метод концентрации или так называемый, метод сосредоточивания. Он заключается в том, что бы уметь не распыляться на различные не нужные вещи. В случае чего возникает не успевание выполнить основную задачу, впоследствии чего возникает раздражительность преходящая в стресс. В этом случаем, если все же не удается справиться, помогает составление плана на бумаге. Что не дает возможности, ну хотя бы, ненадолго отвлекаться от намеченного плана.

      3. Третий метод заключается в регуляции дыхания и называется ауторегуляция дыхания. В нормальных условиях о дыхании и никто не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становиться затрудненным и тяжелым при возникновении стрессовых ситуаций. И, наоборот, при сильном испуге, например при ожидании чего-то страшного и непредсказуемого, человек невольно задерживает дыхание (затаивать дыхание). И благодаря этой реакции, мы заметили, что организм начинает успокаиваться, мышцы расслабляются, и затем снимается психическое напряжение. В связи с этим ауторегуляция дыхания, может ничем не уступать, наряду с первым и вторым методами. Ко всему этому, с помощью глубокого и спокойного дыхания, можно предупредить перепады настроения. Было еще замечено, что при изменении ритма дыхания наступает полная релаксация, успокаивая нервы и психику. Продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм. Так же учеными было доказано, от правильно дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным рефлексом, его можно осознанно регулировать [7; 10].

      Таким образом, разобрав, и изучив стресс со всех сторон, можно прийти к заключению, что стресс можно контролировать, и его главной причиной возникновения, является не умение расслабляться. Врачи, психологи всего мира сходятся в едином мнении, что человеку для физического и психологического здоровья необходим полноценный отдых, что прежде всего, зависит от образа жизни. Именно от человека зависит, каким будет его образ жизни – здоровым, активным или же не здоровым, пассивным [12].

      Если людям удастся взять под контроль свои жизненные эмоции, жизненные принципы, и добиться того, чтобы релаксация, концентрация и ауторегуляция дыхания стали составной частью его образа жизни, то он станет уравновешенней и будет спокойно реагировать на стрессовые факторы. Так же нужно осознать, что стресс лишь только замедляет работу и увеличивает время ее выполнения. И то, что в спокойном состоянии, организму нет необходимости затрачивать большое количество сил и энергии, а сила и энергии имеет свойство иссекать.

    10. Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л. Психологическое здоровье человека: Учебное пособие. — М.:изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2014.- 284 с.
    11. Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. Положительные и отрицательные аспекты конкуренции в условиях современной экономики // Человеческий капитал. 2014. №12 (72). С.93-96.
    12. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. С. 94-95.
    13. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 14-15.
    14. Игебаева Ф.А. Значение социально-психологического фактора в развитии предприятий АПК.// Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 2011. – С.109 – 110.
    15. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
    16. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
    17. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции . 2014. С. 137-139.
    18. Бикметов Е.Ю., Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как фактор развития малого предпринимательства // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. Материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2009. С. 41-44.
    19. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми — самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life — 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal’. 2015. С. 1073-1079.
    20. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.
    21. Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.
    22. Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      Стресс и способы саморегуляции организма

      Психологические науки

    23. Кабирова Эльвина Тагировна , бакалавр, студент
      • ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРЕССА
      • ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
      • СТРЕСС
      • Стресс – комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических черт – улучшении внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации. Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству [1; 2].

        Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания – соматические или невротические. Остановимся немного подробнее на том, почему это происходит. Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика») Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями. Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает у людей по преимуществу гипертоническую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патологии с глобальными или локальными проявлениями, такими как инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и т. д. Получены доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Как писал академик К. М. Быков, «печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы». По данным Института терапии РАН, в 80 % случаев инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение [3; 4].

        Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы. Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека [5]. Когда создается конфликт между необходимостью разрешать жизненную ситуацию и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как, то в этих условиях может развиться невроз – такое функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутренней среды. Стрессовые факторы могут действовать двояко: усиливать и ослаблять сплоченность группы, что проявляется в характере поведения ее в конфликтной ситуации. Взаимопомощь, забота о других в стрессовой ситуации способствует возникновению взаимной симпатии и росту сплоченности и солидарности группы [6]. При усилении сплоченности группы даже возникший конфликт «замыкается на какой-нибудь внешний объект», например на любое лицо, не входящее в состав группы, а при ослаблении возникает конфликт между ее членами. В тех случаях, когда такой конфликт открыто, не реализуется, повышается стремление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, позволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством снятия нагрузки в этом случае служит некоторая относительная изоляция – физическая или социальная. Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышение эффективности деятельности человека. В то же время эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудоспособности человека. Йеркс и Додсон, установили, что зависимость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней активации может быть описана и U-образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмоционального возбуждения продуктивность вначале растет быстро, а затем ее рост замедляется и, начиная с некоторого критического уровня, эмоциональное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктивности – вначале медленному, затем резкому. Также следует иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой – еще более мрачным [7; 8]

        Приёмы психической саморегуляции

        Саморегуляцию условно разделяют на биологическую (рефлекторную, как высшую форму биологической) и сознательно управляемую.

        Биологическая саморегуляция – это генетически закодированные сложные внутренние процессы, лежащие в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма, как человека, так и животных, растений. Биологическая саморегуляция протекает без участия сознания. Например, при наркозе сердце продолжает работать. Даже у умерших биологическая саморегуляция поддерживает рост волос и ногтей. Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств сигналов внешней среды. Например, работа сердца может измениться от резкого стука, от воспринятого образа и даже запаха. Это свойство организма через чувства менять биологическую саморегуляцию и лежит в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния. Внушение – это целенаправленное психологическое воздействие на личность с целью вызвать через органы чувств изменение биологической саморегуляции в желаемом направлении. Сознательно управляемая саморегуляция – это классический аутотренинг или психическая саморегуляция. Психическая саморегуляция – это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний. Общим для этих определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и внутренних средств регуляции, в первую очередь средств психической активности [9; 10]. Главной особенностью методов саморегуляции состояний является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния. В своей обыденной жизни мы часто интуитивно используем выработанные в индивидуальном опыте наборы таких приемов, позволяющих нам справиться с волнением, быстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Этот опыт нашел отражение практически в любой многовековой культуре разных народов, внутри которой создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер. «Учись управлять собой» – вот главный девиз такого рода мер, вкрапленных в различные философско-религиозные учения, педагогические системы, обряды и формы организации быта. Разрабатываемые методы саморегуляции чаще всего базируются на обобщении этого полезного и многогранного опыта. При этом одной из важнейших задач является исследование конкретных механизмов воздействий такого рода, очищенных от искаженных мистических, религиозных и просто неверных житейских представлений. Овладение азами психокоррекции и психотренинга требует, прежде всего, стремления к развитию своих навыков, а также умения найти время для систематических тренировок себя и сослуживцев [11].

        Список литературы

        1. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463с.
        2. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С.207-220.
        3. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576 с.
        4. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
        5. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.
        6. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, 2011. С. 118 – 119.
        7. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
        8. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
        9. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми — самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life — 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal’. 2015. с. 1073-1079.
        10. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, — Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.

        Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

        novainfo.ru

        Стресс и способы регуляции эмоционального состояния Кутбиддинова Римма Анваровна кандидат психологических наук, доцент. — презентация

        Презентация была опубликована 2 года назад пользователемГавриил Толбугин

        Похожие презентации

        Презентация на тему: » Стресс и способы регуляции эмоционального состояния Кутбиддинова Римма Анваровна кандидат психологических наук, доцент.» — Транскрипт:

        1 Стресс и способы регуляции эмоционального состояния Кутбиддинова Римма Анваровна кандидат психологических наук, доцент

        2 Физиологические особенности протекания стресса Причины возникновения стресса Диагностика стрессаустойчивости Пути профилактики стрессавых состояний Рекомендации по повышению стрессаустойчивости

        4 Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс это нормальная адаптивная реакция нашего организма, выработанная в ходе эволюции.

        5 ! Основной причиной стрессав являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении.

        7 Факторы, вызывающие состояние стресса, основоположник учения о нем Г. Селье назвал стрессарами, а совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессав, адаптационным синдромом, который часто трактуют как клиническое проявление стресса.

        8 Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

        9 !Диагностика ( ( Шкала стрессав Холмса позволяет количественно оценить уровень стресса каждого человека)

        10 Сумма баллов меньше 150 предполагает низкий уровень стресса и низкую вероятность стрессавых расстройств (менее 30%). В диапазоне баллов риск развития расстройства около 50%, а если сумма баллов превышает 300, то риск стрессавого расстройства достигает почти 80%.

        11 Если стресс в норме это очень хорошо, это значит, что Ваш организм силен и справляется с психическим воздействием извне. Если стресс зашкаливает это ведет к болезням, снижению иммунитета или к затяжной депрессии.

        12 Сильное стрессавое воздействие вызывает пассивное поведение – реакция страха. Страх возникает в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида со стороны действительной или воображаемой опасности.

        13 Стадии развития общего адаптационного синдрома: 1) стадия тревоги 2) стадия сопротивления 3) стадия истощения

        16 Серия автоматических изменений при виде опасности: 1. В кровь поступают гормоны адреналин и норадреналин, они ускоряют реакции, повышают содержание сахара в крови, повышают давление и ускоряют сердцебиение. Это приводит к притоку крови, напряжению мышц, расширению зрачков и др.

        17 2. Система пищеварения прекращает свою работу, освобождая кровь, участвующую в пищеварении, чтобы обеспечить приток крови к мышцам и легким (пересыхает во рту). 3. В кровь поступают эндорфины, уменьшающие болевые ощущения и чувствительность к ушибам и травмам.

        18 4. Кортизол тормозит иммунную систему и не допускает аллергические реакции, которые могли бы повлиять на функционирование организма. 5. Кровеносные сосуды сжимаются, а кровь густеет, течет медленнее, чем обычно, но быстрее сворачивается, если течет из раны.

        20 Эмоциональное перенапряжение приводит к состоянию, называемому ДИСТРЕССОМ – истощению, болезни организма. Приятные формы стрессавых переживаний, т.к. стресс любви, творчества, восторга, вдохновения – называются «ЭУСТРЕССОМ», т.е. приятным стрессам.

        21 Эустресс – это тот заряд бодрости, который помогает нам справится с делами, он делает нашу жизнь динамичной и наполненной, помогает добиваться целей.

        22 Причины стресса: 1. Потеря близких 2. Испорченные отношения с людьми 3. Общение с неприятными людьми 4. Недостаток денег, финансовые трудности 5. Безработица 6. Нехватка времени 7. Недостаток отдыха 8. Скука 9. Проблемы со здоровьем

        23 Причины профессионального стресса: 1. Общеорганизационные проблемы 2. Неопределенность положения человека 3. Неправильно подобранные люди 4. Сверхурочные, неудобные часы 5. Карьера, перспективы служебного продвижения 6. Зарплата 7. Ненужные ритуалы 8. Личность руководителя 9. Конфликты 10. Личные проблемы сотрудников 11. Напряженная и монотонная работа.

        25 — Учащенное дыхание — Сильное сердцебиение — Сухость во рту — Потливость, дрожь — Слезливость — Головные боли — Раздражительность — Плохой сон — Рассеянность — Рецидивирующие инфекции

        26 Одиночество Чувство неуверенности в себе Проблемы с концентрацией внимания и запоминания Нежелание общаться с людьми Усталость и расстройства сна Колебания настроения Раздражительность и вспыльчивость Бурная активность Навязчивые действия Плохой аппетит Боязнь тишины Подчеркнутое внимание к внешности

        27 !Диагностика (Инвентаризация симптомов стресса)

        28 — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека

        29 «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие» (К. Маслач)

        30 Эмоционально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы; постоянное беспричинное переживание негативных эмоций;

        31 чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

        32 Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель затрудняется в принятии решений;

        33 чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; аддикции.

        34 Качества, помогающие избежать профессионального выгорания: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии; высокая самооценка и уверенность в себе; опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность;

        35 открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы; способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

        36 Существуют различные методы диагностики: Проективные Тестовые (анкеты, вопросники) Беседа (анализ симптомов) НАРИСУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЕРЕВО

        37 В рисунке «Дерево» обращаем внимание на: Слишком мелкое изображение дерева Рисунок расположен только в нижней половине листа Сильная штриховка, особенно ствола Наличие дупла Падающие листья Острая вершина Опущенные ветви Линия земли опускается к правому краю листа

        38 Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессавые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

        40 Традиционными показателями стрессаустойчивости являются: 1) Сохранение способности к социальной адаптации; 2) Сохранение значимых межличностных связей; 3) Обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей; 4) Сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности; 5) Сохранение здоровья.

        41 Компоненты стрессаустойчивости: 1. Способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций 2. Способность контролировать эмоции, развитые волевые качества личности, владение навыками саморегуляции 3. Способность выдерживать более длительное и сильное напряжение 4. Способность пиковые нагрузки в экстремальных условиях

        42 5. Активность в преобразовании стрессавой ситуации 6. Опыт разрешения стрессавых ситуаций, владение эффективными способами их преодоления 7. Гибкость адаптационных процессов в ответ на разновременно появляющиеся стрессары 8. Способность реализовываться и личностно расти 9. Удовлетворенность самореализацией

        44 У одного человека на фоне разных функциональных состояний организма, стрессаустойчивость будет различаться: 1. В течение дня (с утра менее восприимчивы, чем после работы) 2. В течение года (время года, время приближения отпуска, конец рабочего года)

        45 Стрессоустойчивость зависит от: 1. Наследственности 2. Темперамента 3. Склонностей 4. Личного жизненного опыта 5. Уровня социальной адаптации 6. Мотивации 7. Интеллектуальной оценки ситуации 8. Субъективного отношения человека к стрессавой ситуации

        46 Стрессоустойчивость и группа крови 1. Люди с I группой крови наиболее устойчивы к стрессу 2. Затем идет IV группа 3. Среднюю позицию занимают люди с III группой крови 4. Самыми стресса НЕустойчивыми считаются лица со II группой крови.

        47 Стратегии снятия стресса: — проанализируйте, что вызывает у Вас стресс и как он проявляется; — постарайтесь свести к минимуму стрессавые ситуации — освойте стратегии конструктивного снятия неизбежно возникающих стрессав.

        48 ТЕРАПИЯ СТРЕССОРНЫХ СОСТОЯНИЙ: — Ритуалы — Сон — Смехотерапия — Хобби — Массаж — Баня

        51 — Психотерапия — Самовнушение — Медитация — Нормализация дыхания (брюшное) — Ароматерапия (лаванда, шоколад) и фитотерапия — Цветотерапия

        52 Добиться расслабления можно: — Выполняя дыхательные упражнения — Ведя дневник — Смотря комедию — Играя с домашними животными — Танцуя — Нежась в теплой ванне — Медитируя — Посещая салон красоты — Беседуя с друзьями

        53 Баланс желаний и возможностей: — Не стремиться ВСЕ улучшить — Меньше мыслить категориями «должен», «обязан», «вынужден» — Прощать себя и других — Учиться говорить «НЕТ» — Отсеивать лишнюю информацию

        54 Самоконтроль: — Не быть пассивным — Отстаивать свою позицию, но без агрессии — Определять проблемы, ставить цели, ставить цели и искать пути их решения — Прислушиваться к собственным потребностям и заботам — Стараться выполнять принятые решения

        55 Жизненные правила: Каждый человек имеет право ошибаться имеет право менять свое мнение имеет право говорить «нет» имеет право добиваться своих целей, не нанося при этом вреда другим людям

        www.myshared.ru