Статьи о великой депрессии

Современный кризис экономики (следы Великой депрессии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Чекалова А.,

Текст научной работы на тему «Современный кризис экономики (следы Великой депрессии)»

рассчитана на каждом предприятии, но вряд ли она будет характеризовать степень использования трудового потенциала.

Профессорами Бухоновой С.М и Дорошенко Ю.А. предлагается рассмотреть отдельный подход экономической оценки трудового потенциала, основанием для которого служат элементы «затратного» и «результатного» методов оценки. Так, расходы на поддержание текущей жизнедеятельности связаны с удовлетворением насущных жизненных потребностей индивида и обеспечивают поддержание его способности к труду в соответствующих социально-экономических условиях.

В связи с разнообразием природных, экологических, социальных характеристик отдельных территорий формируются различные условия, влияющие на размер и структуру потребностей населения в материальных благах и услугах. Этим предопределяется существенная дифференциация стоимости жизни, неравномерность потребления населением различных районов отдельных видов товаров и услуг. Поэтому, по мнению Бухоновой С.М. и Дорошенко Ю.А., при оценке стоимости трудового потенциала необходим учет следующих групп факторов:

— демографических (половозрастной состав населения, размер и структура семей, плотность населения);

— особенностей образа жизни в городской и сельской местностях;

— уровня экономического развития территории;

— показателей общей культуры населения.

Зарубежные исследования по данному направлению сводятся к расчету индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который не является прямым аналогом понятия «трудовой потенциал». Тем не менее, данный индекс дает определенное интегральное представление о состоянии и динамике трудового потенциала. В начале 1990-х годов группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала (human development). Она возникла как противовес традиционному пониманию развития как количественного роста материальных благ и услуг.

В концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду (т.е. экономическая ценность индивида), а само развитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество концепции — в выделении базовых критериев социального развития (долголетие, образование, доход), пригодных для количественных сопоставлений.

Научный руководитель — Чиповская И.С.

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЭКОНОМИКИ (СЛЕДЫ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ)

Великая депрессия не была в истории Америки первым кризисом, но она была самой длительной. Примечательно, что характерной чертой всех предыдущих кризисов было деструктивное государственное вмешательство в форме абсолютно неэффективных кредитных и денежных интервенций. Продолжительность этих маленьких депрессий обычно не превышала 2-4 лет. Кризис, начавшийся в 1929 году, продлился в 3 раза дольше, поскольку к первоначальным ошибкам правительства добавились и последующие разрушительные действия.

Рассматривая великую депрессию 1930-х годов, большинство экономистов считают, что её возможно было предотвратить.

Понятно, что определенные обстоятельства образовывали замкнутый круг: огромные издержки производителей не окупались, так как дохода граждан росли очень медленно, фирмы по этой причине не могли, во-первых, выплачивать зарплаты, а во-вторых, гасить кредиты. Из-за

нехватки средств постоянно сокращался штат, рос уровень безработицы. Банки не могли выплачивать проценты по депозитам и закрывались. Люди теряли деньги и на рушащемся фондовом рынке. Снижался уровень доходов, а следовательно, и потребления. Так что неслучайна метафора, которую используют американские аналитики, говоря о Великой депрессии, — огромный снежный ком. Поскольку предприятия несли убытки и сокращали штат, снижались объемы производства, налоги практически не выплачивались, государственный бюджет был в дефиците, и США были вынуждены печатать деньги, не обеспеченные товаром. Это вызывало инфляцию, которая еще в большей степени усугубляла положение бедных слоев.

Городские рабочие часто проводили демонстрации, однако такой протест, естественно, не мог изменить ход событий и не слишком влиял на политику Республиканской партии, которая находилась у власти до 1932 года. На смену республиканцам пришли демократы, новым президентом США стал Франклин Делано Рузвельт. Он счел, что в кризисе виновен крупный бизнес, который создал экономику, напоминавшую большой мыльный пузырь; темпы ее развития не соответствовали реальным возможностям, из-за чего эта машина и «встала».

В 1990-х годах несколько государств Азии, экономики которых в совокупности составляли около четверти мирового ВВП, а население — две трети миллиарда человек, столкнулись с резким экономическим спадом, имевшим поразительное сходство с Великой депрессией. Как и в 1930-х, обычные экономические меры противодействия кризису оказались не эффективными. Азиатский кризис служил предупреждением того, что проблемы экономики и опасность депрессии в современном мире не исчезли.

На современном этапе (2008-2009г.) Соединенные Штаты, отчаянно стараются преодолеть масштабный финансовый и экономический кризис, еще более похожий на Великую депрессию, чем в свое время азиатский.

Кризис 1990-х годов, оказался своего рода репетицией глобального кризиса, разворачивающегося в настоящее время.

На настоящий момент, когда большая часть земного шара оказалась втянутой в жесточайший финансово-экономический кризис, можно утверждать, что слишком многое из происходящего напоминает о Великой депрессии, похожие экономические проблемы проявились во многих странах, включая Японию — вторую по величине экономику мира.

После краха коммунизма в США в 3 990-х годах наблюдалось явное процветание, в других же промышленных экономиках было много трудностей. Япония так и не восстановилась, после того как лопнула её экономика, а Европа страдала от сохранения высоких уровней безработицы. Но все же преимущества роста в США распространялись неравномерно, возрастало неравенство в богатстве и доходах.

До последнего времени мировая финансовая система практически игнорировала потенциальную нестабильность финансовых рынков, а международные организации не были приспособлены к контролю и регулированию потоков капитала. Разрыв между опасностями, которые таили в себе финансовые рынки, и возможностями их предотвращения и локализации катастрофически быстро увеличивался.

Первый звонок прозвучал в 1995г., когда разразился мексиканский кризис. Наиболее прозорливые финансисты назвали его первым кризисом новой эпохи глобальных финансов МВФ под давлением США был вынужден выступить в роли пожарного, предоставив Мексике беспрецедентный по тем временам кредит — 40 млрд. долларов. Тот кризис удалось погасить без больших потрясений, но именно поэтому никаких выводов сделано не было. Международная финансовая система сохранилась без изменений.

Пока кризис касался только развивающихся стран, западные правительства ограничивались ранее опробованными способами оказания пострадавшим финансовой помощи. Кредиты предоставлялись странам, как правило, уже пережившим обвал валютного и фондового рынков. При этом обязательным условием для получателя помощи было повышение процентной ставки для удержания капитала в стране и сохранение ее на высоком уровне до тех пор, пока доверие инвесторов не восстановится и зарубежные инвестиции не начнут возвращаться в страну.

Но когда обвал российского рубля ударил по Латинской Америке и рикошетом по США, вызвав резкое ослабление доллара и падение на фондовых биржах, правительства развитых стран начали осознавать необходимость институциональных реформ мировой системы движения капитала. Запад стал готовиться к серьезному изменению правил игры на международных рынках.

Сокращение ликвидности российской экономики сопровождалось беспрецедентным со времен дефолта-98 падением фондового рынка — примерно в 3 раза. Еще в конце августа — начале сентября 2008 года по стране прокатилась волна технических дефолтов компаний розничного сектора. Ритейлеры теперь настаивают на увеличении отсрочек по расчетам с поставщиками. Завод ГАЗ в начале октября остановил конвейер, КамАЗ объявил о переходе на 4-дневную рабочую неделю, ММК — о сокращении производства на 15% и сокращении 10% персонала.

В сегодняшней России нет перепроизводства или дефляции. И государство многие годы стабильно вмешивается в экономику, субсидируя регионы, индексируя зарплаты и пенсии. Все последние годы в стране опережающими темпами росли доходы и. как следствие, потребление. По мнению аналитиков, ситуация, при которой зарплаты увеличиваются на 20% в год, а производительность растет втрое медленнее, нельзя признать нормальной.

На современном этапе можно говорить о том, что финансовый кризис если и не побежден, то его последствия в значительной мере смягчены. Дело в том, что теперь мы вступили в стадию циклической рецессии, и каждая страна поодиночке пытается определиться с путями борьбы с ней.

В этих условиях мы, несомненно, должны усвоить заново уроки, полученные в результате Великой депрессии. Все что пришлось спасать во время финансового кризиса, должно быть отрегулировано, поскольку играет важную роль в финансовом механизме, и это следует сделать в состоянии, когда кризиса нет, так, чтобы эта деталь механизма не подвергалась действию финансовых рисков.

Джон Мейнард Кейнс, в начале великой депрессии заявил, что трудности возникли из-за магнето. Большая часть экономического двигателя была в хорошем состоянии, но её важный компонент, финансовая система не работал. Он тогда так же сказал следующее: « Мы оказались в состоянии огромной неразберихи из-за того, что на ощупь пытались разобраться в том, как надо контролировать работу деликатной машины, суть которой мы не понимаем. » Оба эти утверждения сегодня верны, как и в те времена.

Можно сказать, что, в целом кроме негативных последствий любой кризис имеет и положительные моменты. Происходит «естественный отбор» на промышленном рынке. Выживают только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. В борьбе предприятий за выживание, может произойти снижение цен на некоторые товары и услуги, что является положительным моментом. Кроме того происходит общее оздоровление экономики, на первый план выходят отечественные производители.

Экономический кризис 2009 года безусловно закончится, сложно точно определить когда, в 2009-2010 годах или быть може1 даже в 2011 году, можно с уверенностью сказать лишь одно, все мы станем сильнее и мудрее, когда закончится кризис.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

В практике формирования организационных структур в настоящее время преобладают две противоположные тенденции. Первая — стремление жестко регламентировать структуру и штаты организаций вплоть до состава и численности работников по каждой должности. Вторая — отказаться от регламентации структур и штатов в связи с расширением экономической самостоятельности и прав организаций, переходом их на новые формы акционирования собственности, повышением их ответственности и заинтересованности в упрощении и сокращении управленческого аппарата.

Обе тенденции чреваты нарушением системного подхода к построению организационных форм организаций Поэтому следует идти по пути обеспечения рациональных рамок типизации, сочетания регламентации и инициативы дифференцированно в зависимости от масштабов, специализации и степени однородности управляемых объектов.

cyberleninka.ru

Великая депрессия и ее преодоление Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Лапонов Андрей Викторович

В статье анализируется ситуация в экономике США в годы Великой депрессии. Рассматривается комплекс финансовых, производственных, социальных, внешнеторговых причин, приведших к экономическому спаду. Автор анализирует основные мероприятия, осуществленные правительством Франклина Рузвельта по преодолению кризиса в сфере банковского сектора экономики, промышленности , сельского хозяйства . Особое внимание уделяется реформированию социальной сферы жизни американского общества.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Лапонов Андрей Викторович,

THE GREAT DEPRESSION AND ITS OVERCOMING

In this article the situation in the USA economy in the time of the Great Depression is analyzed. The complex of financial, production, social, trade reasons which brought to the economic decline is considered. The author analyzes the main activities which were carried out by the government of Franklin Delano Roosevelt to prevent the crisis in the banking sector of economy, industry , agriculture . The reformation of social sphere of American society is considered.

Текст научной работы на тему «Великая депрессия и ее преодоление»

великая депрессия и ее преодоление

лапонов Андрей викторович

канд. ист. наук (Брянский филиал Финансового университета) E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется ситуация в экономике США в годы Великой депрессии. Рассматривается комплекс финансовых, производственных, социальных, внешнеторговых причин, приведших к экономическому спаду. Автор анализирует основные мероприятия, осуществленные правительством Франклина Рузвельта по преодолению кризиса в сфере банковского сектора экономики, промышленности, сельского хозяйства. Особое внимание уделяется реформированию социальной сферы жизни американского общества. ключевые слова: фондовый рынок, спад производства, девальвация, бюджетный дефицит, безработица, социальные права, промышленность, сельское хозяйство, регулирование экономических процессов.

The Great depression and its overcoming

laponov andrey viktorovich

Candidate of Science in History, Bryansk branch of Financial University

Abstract. In this article the situation in the USA economy in the time of the Great Depression is analyzed. The complex of financial, production, social, trade reasons which brought to the economic decline is considered. The author analyzes the main activities which were carried out by the government of Franklin Delano Roosevelt to prevent the crisis in the banking sector of economy, industry, agriculture. The reformation of social sphere of American society is considered.

Keywords: funding market, production decline, devaluation, budget deficit, unemployment, social rights, industry, agriculture, regulation of economic processes.

Соединенные Штаты Америки, объявившие в начале Первой мировой войны о своем нейтралитете, не были напрямую ею затронуты, но она предоставила им благоприятные возможности для ускорения экономического развития. На протяжении всей войны США обеспечивали усиливавшийся спрос государств Антанты на вооружения, боеприпасы, обмундирование, транспортные средства, продовольствие и т. д. Ослабленные войной европейские страны вынуждены были уступить американцам значительную часть рынков сбыта готовой продукции, источников сырья и сфер приложения капиталов.

В апреле 1917 г., на заключительном этапе войны, США открыто присоединились к противникам Тройственного союза. В военных действиях американская армия стала участвовать только с лета 1918 г. Соединенным Штатам удалось избежать значительных людских потерь, на их территории не было никаких военных разрушений. Во время войны американское производство

получило дополнительные стимулы для быстрого роста. Промышленность и сельское хозяйство США стали развиваться за счет значительных государственных заказов. Произошли изменения в структуре производства: увеличилась доля тяжелой промышленности, особенно военных отраслей. Государство усилило свое присутствие в экономике. Правительство через Управление военной промышленности и ряд других отраслевых ведомств получило право вмешиваться практически во все сферы экономической жизни, стали выпускаться военные займы, монополии начали получать кредиты и субсидии от государства. Под государственный контроль перешли железные дороги.

Оплачивая американские поставки, европейские страны рассчитывались с Соединенными Штатами золотом. Однако средств у союзников США не хватало, они вынуждены были более чем в 2 раза (до 3,3 млрд долл.) сократить свои американские капиталовложения. Часть товаров

^^ Мир новой экономики

страны Антанты приобретали в рассрочку, и Соединенные Штаты из должника европейских стран в 1914 г. превратились к концу войны в крупнейшего кредитора. Европейские государства задолжали им 11 млрд долл. Значительно увеличились частные американские инвестиции в другие страны, в 1918 г. они достигли 7 млрд долл. Национальное богатство США за годы войны увеличилось более чем в 2,5 раза. В стране сконцентрировалась половина мирового запаса золота. США стали не только крупнейшим индустриальным, но и финансовым центром мира.

В начале 1920-х гг. в американской экономике возник непродолжительный кризис, связанный с конверсией производства. После его преодоления и до 1929 г. наблюдался сильный экономический рост. Этот период получил название «эпоха процветания» («просперити»). Для него было характерно сведение к минимуму экономических и социальных функций государства. Правительство отказалось предоставлять материальную помощь безработным и фермерам. Резко снизилось налогообложение лиц с высокими доходами. Образовавшиеся дополнительные средства и прибыли, полученные во время Первой мировой войны, направлялись на строительство новых фабрик и заводов, на оснащение предприятий новейшими технологиями. По уровню производительности труда США прочно удерживали мировое лидерство.

В этот период интенсивно развивались новые отрасли — электротехническая, химическая, производство синтетических материалов, автомобилестроение. Благодаря конвейерному производству, на заводах Форда был налажен выпуск дешевого и надежного автомобиля. «Дженерал моторс» и «Крайслер моторс» стали осуществлять массовое изготовление автомобилей разных категорий, удовлетворяя спрос американцев с различными потребностями и уровнем доходов. В 1929 г. в США было зарегистрировано 26,5 млн автомобилей. Ежегодное американское производство автомобилей составляло более 75% общего объема их выпуска в мире.

В конце 1920-х гг. американские предприятия производили 45% мировой промышленной продукции. Экономический подъем способствовал росту занятости населения и увеличению заработной платы. Широкое распространение получила идея об «американской исключительности».

Утверждалось, что в стране наступил этап бескризисного развития [1, с. 94-95].

За 7 предшествующих кризису лет американский биржевой индекс Доу-Джонса увеличился в 3 раза. Американцы, в том числе и рабочие, стараясь быстро разбогатеть, приобретали акции предприятий. На покупку ценных бумаг направляли свободные капиталы банки и тресты. Массовым явлением стало приобретение акций в кредит. В конце 1920-х гг. акции можно было приобрести, оплатив наличными всего 10% их стоимости, остальные 90% составляли заимствованные средства. Покупатели шли на это, потому что процент кредита практически сразу перекрывался повышением курса акций, которые были приобретены. Ценные бумаги, хотя и являлись собственностью покупателя, оставались в залоге у фирмы-продавца. Брокерским фирмам, торгующим ценными бумагами в кредит, не хватало средств для кредитования, и они брали ссуды у банков. При этом залогом являлись ценные бумаги, которые им не принадлежали, а находились у них в залоге.

Такие ссуды имели высокую доходность и привлекали не только американские, но и иностранные банки и кредиторов. В результате возникло большое количество инвестиционных компаний. Крупные компании-тресты определяли, куда вкладывать собранные средства (в основном это были акции крупнейших предприятий), освобождая инвесторов от сложного выбора и уменьшая риск потери вложенных средств. Инвестиционные компании выпускали собственные ценные бумаги, которые приобретались мелкими инвесторами. Тресты могли распоряжаться находящимися у них средствами с наибольшей выгодой для себя, так как законов, регулирующих инвестиционную деятельность, не было. Они брали себе высокий комиссионный процент за все операции, которые проводили.

Акции промышленных компаний возрастали в цене, в том числе и за счет инвестиционных фондов. Фонды создавали ажиотажный спрос, превышающий предложение. Этому способствовали и различные спекулятивные действия, в том числе слухи о скором росте. Такими действиями достигалось повышение курса почти в 2 раза. Акции самих инвестиционных трестов продавались также со значительным увеличением стоимости за счет все тех же слухов.

Одновременно с противоречиями на американском фондовом рынке сохранялись и нарастали негативные процессы в производственном секторе американской экономики. Не вышло из кризисного состояния сельское хозяйство. Внутри страны спрос на товары аграрного сектора не увеличивался, что привело к перепроизводству и разорению тысяч фермеров. Традиционные отрасли — судостроительная, текстильная, угледобыча — сокращали выпуск продукции. Конвейерное производство позволило создавать огромные объемы товаров. Их реализация на внутреннем рынке была ограничена. Выход был найден в широком распространении продаж в кредит. В условиях экономического подъема предприниматели приобретали промышленное оборудование за счет заимствованных средств. Это позволяло и далее наращивать объемы производства. Но полностью проблема сбыта не была решена, о чем свидетельствовала дефляция — снижение цен на товары.

Перегрев фондового рынка, сокращение спроса и дефляция привели к кризису. В американской истории этот кризис не имел себе равных. Он оказался самым глубоким, масштабным и продолжительным в истории США.

Кризис, получивший название «Великая депрессия», начался в октябре 1929 г. с резкого падения курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. 21 октября 1929 г. по снижающимся ценам было продано более 6 млн акций. Это вызвало панику среди держателей ценных бумаг и массовую продажу акций. 24 октября после открытия торговой сессии курсы акций резко снизились, все кинулись их продавать, началась паника. Акции некоторых компаний нельзя было продать даже за 1 цент. 29 октября на Нью-Йоркской фондовой бирже было продано уже 16 383 700 акций. Суммарная стоимость акций уменьшилась на 9 млрд долл., то есть 9 млрд долларов кредитных денег ушли из оборота. За 1929-1932 гг. индекс Доу-Джонса снизился в 10 раз. Ценные бумаги ряда компаний подешевели намного больше этого показателя. Стоимость акций банка «Голдман Сакс» снизилась со 104 долл. за штуку в 1929 г. до 1 долл. 75 центов в 1932 г. Акции «Дженерал моторс» подешевели с 1075 до 40 долл. На Нью-Йоркской фондовой бирже 1 сентября 1929 г. суммарная стоимость акций составляла около 90 млрд долл., но к лету 1932 она сократилась до 16 млрд долл., потери составили 74 млрд долл.

Резко снизились активы банковской системы США. Вкладчики стремились изъять вклады. Активы банков состояли в основном из ценных бумаг и ссуд под залог ценных бумаг, но кризис обесценил эти бумаги. Ссуды под заклад недвижимости стали невозвратными, так как сам заклад также обесценился.

Облигационный портфель банков был последним резервом ликвидности, но и он обесценился в 1931-1933 гг. Крупные банки являлись держателями разного вида облигаций стран Латинской Америки и Азии. Теперь, под давлением вкладчиков, они были вынуждены продавать относительно ликвидные облигации, что привело к удешевлению их рыночной стоимости. Банки стремились под любым предлогом ограничить прием вкладчиков, которые хотели вернуть вклады.

Кризис охватил все отрасли экономики. В этих условиях стали сокращаться потребительские расходы значительного числа людей. Уменьшение спроса привело к падению уровня производства. Началось сокращение рабочих мест. Предприятия уже не могли погашать кредиты, что также провоцировало банковские банкротства. Для предприятий стало сложно получить в банках даже краткосрочные кредиты. К 1933 г. промышленное производство сократилось на 46%. Наиболее пострадавшим оказалось машиностроение — выпуск автомобилей уменьшился на 80%. Значительное снижение производства произошло и в металлургии: на 79% сократился выпуск чугуна, на 76% стали. Добыча угля снизилась на 42%. 150 тыс. американских компаний и 5760 банков обанкротились. Огромный урон был нанесен сельскому хозяйству. На 36% снизились посевы пшеницы, на 45% кукурузы. Одновременно с этим цены на пшеницу и кукурузу упали в 2,7 раза, на хлопок — в 3 раза. Разорилось около 1 млн фермерских хозяйств. За годы кризиса объем внешней торговли сократился втрое, почти полностью был прекращен вывоз капитала [1, с. 151-153].

Великая депрессия тяжелейшим образом отразилась на положении американцев. Число безработных значительно выросло и в 1933 г. достигло 17 млн человек, что составляло 25% всего трудоспособного населения. Не получая помощи от государства, при отсутствии в США социального страхования большинство безработных оказалось в очень тяжелом положении. Вкладчики

обанкротившихся банков потеряли свои сбережения. Около 2,5 млн человек остались без жилья. На окраинах городов стали возникать поселки, построенные из ящиков и строительных отходов, в которых размещались бездомные.

Действующий президент, республиканец Г. Гувер являлся сторонником индивидуализма и выступал против использования государства для регулирования экономических процессов. Он не поддержал предоставление пособий безработным. Но развитие кризиса заставило правительство предпринять ряд мер для его преодоления, которые не имели существенного положительного эффекта. С 25 до 65% возросли налоги на богатство.

В 1929 г. Гувер создал Американскую сельскохозяйственную сбытовую организацию, которая, скупая аграрную продукцию, должна была не допустить падения цен, но через небольшой промежуток времени цены все равно резко снизились. В 1930 г. был принят протекционистский закон, который увеличил пошлины на импортные товары на 40%. Другие страны в ответ повысили тарифы на продукцию из США. Пострадали традиционные экспортные отрасли американской промышленности — автомобильная, металлургическая, химическая. Американские фермеры потеряли третью часть рынков сбыта своей продукции [2].

Для поддержки экономики в январе 1932 г. была создана государственная организация — Ре-конструкционная финансовая корпорация, с помощью денежных вливаний она должна была воздействовать на наиболее важные области экономики. Но направленные правительством через Национальную кредитную корпорацию и Реконструктивную финансовую корпорацию средства оказались недостаточными для прекращения кризисных явлений. Для успешного проведения антикризисных мероприятий требовались дополнительные бюджетные деньги. Экономический кризис привел к резкому падению налоговых поступлений. Мнение о поддержании малодефицитного бюджета взяло верх. Правительство не решилось увеличить расходы.

В 1932 г. Демократическая партия завоевала большинство мест в обеих палатах конгресса. Ее кандидат Франклин Рузвельт был избран президентом. Программа Рузвельта по преодолению кризиса получила название «Новый курс». Она заключалась в том, чтобы вывести страну из

депрессии при помощи государственного регулирования экономических процессов. Президент отмечал: «. в такое трудное время частное предпринимательство нельзя оставлять без помощи и разумных ограничений, иначе оно разрушит не только само себя, но и жизненные процессы нашей цивилизации» [3, с. 74].

Преобразования новый глава государства начал с мероприятий по спасению банковской системы. 5 марта 1933 г. Рузвельт на четыре дня, с 6 по 10 марта, объявил «банковские каникулы». На это время все американские банковские учреждения перестали работать. 9 марта Конгресс утвердил Закон о чрезвычайной помощи банкам. Данный документ давал президенту право осуществлять реорганизацию банков и предусматривал срочную эмиссию в размере 2 млрд долл. 12 марта в обращении к американцам по радио Ф. Рузвельт заявил: «Мы не хотим и не допустим новой эпидемии разорения банков» [3, с. 28]. Разрешение на открытие получили только самые жизнеспособные банки (Федеральная резервная система за счет эмиссионных средств предоставила им кредиты), а часть банков так и не возобновила свою деятельность.

Также был принят Закон о разграничении инвестиционных и коммерческих банков. Коммерческим банкам запрещалось заниматься операциями с акциями, потому что такие операции ставили под угрозу сохранность средств вкладчиков. Инвестиционные банки могли осуществлять эмиссию акций для промышленных корпораций и торговать ими, но не могли принимать вклады.

ФРС получила дополнительные права контроля над банками, которым было запрещено выплачивать проценты по текущим счетам, а для размера процентов по срочным вкладам были установлены определенные лимиты. Это значительно ограничило действия банкиров, готовых обещать высокие проценты ради выгодных спекуляций. Регулированию подвергся биржевой кредит, сыгравший отрицательную роль в биржевом крахе 1929 г.

Устанавливалась система страхования вкладов: были созданы Федеральная корпорация страхования депозитов и общенациональная система защиты вкладчиков. Создавался страховой фонд и банки были обязаны отчислять в него определенный процент вклада. Если банк становился банкротом, вкладчикам из этого фонда гарантировалось возмещение в установленных

законом пределах. Это заметно повысило доверие к банкам со стороны населения. Свободный размен бумажных денег на золото отменялся [3, с. 40, 60], а проведенная девальвация уменьшила золотое содержание доллара.

В мае 1933 г. вступил в силу закон, устанавливающий строгую ответственность компаний, выпускающих на рынок свои ценные бумаги, за полноту и достоверность информации о ее состоянии и делах. Со временем была выработана система законодательства и создана на федеральном уровне Комиссия по ценным бумагам и биржам.

С июня 1933 г. стал действовать Закон о восстановлении национальной промышленности ^ША). Он устанавливал практику государственного регулирования индустриального производства. Вся промышленность была разделена на 17 групп. Объединения предпринимателей выработали 557 основных и 189 дополнительных «кодексов честной конкуренции». Эти документы, охватывавшие практически всю промышленность, определяли объемы производства, минимальный уровень цен, рынки сбыта. После утверждения «кодексов» президентом они становились обязательными для исполнения. NIRA также включал в себя положения о реформировании трудовых отношений. Предприниматели фиксировали в кодексах максимальную продолжительность рабочей недели и минимальный уровень заработной платы. Устанавливалась единая заработная плата для рабочих одной категории в разных отраслях.

В июне 1933 г. была создана Национальная администрация восстановления. Ей предстояло стать посредником между предпринимателями каждой отрасли и работниками. Трудящиеся получили право на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров [3, с. 36, 48, 49, 50, 51, 58, 77, 78]. Кодексы «честной конкуренции» действовали до лета 1935 г.

Правительство Ф. Рузвельта оказывало поддержку безработным. Была организована система общественных работ — молодые американцы направлялись в трудовые лагеря, где в течение 6 месяцев занимались возведением различных объектов инфраструктуры. Они находились на полном государственном обеспечении и ежемесячно получали 30 долл., из которых 25 должны были отправлять своей семье [3, с. 35, 46]. В результате в США были созданы тысячи километров новых дорог, построены 77 тыс. мостов, 285 аэродромов, 122 тыс. общественных зданий, включая школы

и больницы. Строились плотины, осуществлялась электрификация, проводились ирригационные мероприятия. Ежегодно 2,5-3 млн американцев получали работу.

В мае 1933 г. был принят Закон о восстановлении сельского хозяйства (ААА). В соответствии с ним фермеры, сократившие посевные площади и поголовье в животноводстве, получали государственную компенсацию. Фермерская ипотечная задолженность сокращалась — снижались проценты по кредитам, удлинялись сроки погашения долгов. Фермерам выдавались дополнительные кредиты на выгодных условиях [3, с. 36, 47].

Важной частью «Нового курса» стали социальные реформы. Летом 1935 г. начал действовать Закон о трудовых отношениях (закон Вагнера). Он закрепил за рабочими право на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров, на проведение забастовок и пикетирования. Предприниматели лишались возможности преследовать рабочих за участие в профсоюзных организациях и стачках. Одновременно с законом Вагнера конгресс США одобрил Закон о социальном страховании, который предусматривал предоставление пенсий рабочим, достигшим 65-летнего возраста, устанавливал выплаты пособий безработным, инвалидам, сиротам и вдовам. В 1938 г. вступил в силу Закон о минимальной заработной плате и максимальной продолжительности рабочей недели. Он запрещал труд детей до 16 лет, оплата сверхурочных работ устанавливалась в полуторном размере. Повысив ставки налогов на сверхдоходы, государство реформировало систему налогообложения.

К 1937 г. экономические показатели США достигли уровня 1929 г. Проведение «Нового курса» сопровождалось огромными расходами государственного бюджета. «Практика дефицитного финансирования социальных и иных расходов правительства» была возведена Ф. Рузвельтом в «теоретический постулат» [4]. За пять лет расходы на сельское хозяйство выросли почти в 5 раз, а на поддержание занятости — в 7 раз. Всего с 1933 по 1937 г. расходы федерального бюджета увеличились в 2,2 раза. Так как доходы не покрывали это увеличение, пришлось прибегнуть к большим внутренним займам. За четыре года государственный долг вырос с 22 до 36 млрд долл. Попытка сократить бюджетные расходы привела к новому кризису в 1937-1938 гг. Только начавшаяся Вторая мировая война и большие

государственные заказы для тяжелой промышленности и военных отраслей позволили американской экономике полностью преодолеть кризисные явления.

Важнейшим результатом антикризисных мероприятий, проводимых в США во второй половине 1930-х гг., можно считать приобретение опыта государственного регулирования рыночных механизмов. Ф. Рузвельт отмечал: «Совершенно неправильно называть принятые нами меры правительственным контролем над фермерским хозяйством, промышленностью или транспортом. Это, скорее, — партнерство между правительством и фермерами, между правительством и промышленностью, между правительством и транспортом. Партнерство не в смысле участия в прибылях, поскольку прибыли будут по-прежнему доставаться частным гражданам, а в смысле совместного планирования и проведения планов в жизнь» [3, с. 37-38].

Другим итогом «Нового курса» стало реформирование социальных отношений. Впервые в истории США была создана государственная система социального обеспечения (пенсии по старости и при потере кормильца), введены пособия по безработице, установлена единая минимальная заработная плата, запрещен детский труд. Широко применявшиеся во время преодоления экономического спада общественные работы позволили значительно улучшить инфраструктуру страны.

1. История США/ под ред. Г. Н. Севастьянова. В 4-х т. М., 1983-1987. Т. 3. С. 94-95.

2. Грин Л. Е. Великая депрессия 1929-1933 гг. // Философия и общество. 2009. № 2. С. 195-197.

3. Франклин Делано Рузвельт. Беседы у камина. М., 2003.