Статья по психологии стресса

Психологический стресс как фактор развития психосоматических заболеваний Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Салехов С.А.

На основании фундаментальных положений доминанты А.А.Ухтомского , теории функциональных систем и биологической теории эмоций П.К.Анохина, особенностей эндогенизации патологических процессов была обоснована концепция триггерной роли психологического стресса как фактора развития психосоматической патологии.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Салехов С.А.,

PSYCHOLOGICAL STRESS AS A FACTOR OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS DEVELOPMENT

On the basis of the fundamental provisions of A.A.Ukhtomsky’s concept of dominance, the theory of functional systems and the biological theory of emotions by P.K.Anokhin, some features of endogenization of pathological processes had proved the concept of triggering role of psychological stress as a factor in the development of psychosomatic pathology.

Текст научной работы на тему «Психологический стресс как фактор развития психосоматических заболеваний»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

PSYCHOLOGICAL STRESS AS A FACTOR OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS DEVELOPMENT

Институт медицинского образования НовГУ, [email protected]

На основании фундаментальных положений доминанты А.А.Ухтомского, теории функциональных систем и биологической теории эмоций П.К.Анохина, особенностей эндогенизации патологических процессов была обоснована концепция триггерной роли психологического стресса как фактора развития психосоматической патологии. Ключевые слова: доминанта А.А.Ухтомского, функциональные системы, биологическая теория П.К.Анохина, психологический стресс, копинг-стратегии, психосоматика

On the basis of the fundamental provisions of A.A.Ukhtomsky’s concept of dominance, the theory of functional systems and the biological theory of emotions by P.K.Anokhin, some features of endogenization of pathological processes had proved the concept of triggering role of psychological stress as a factor in the development of psychosomatic pathology.

Keywords: A.A.Ukhtomsky’s concept of dominance, functional systems, P.K.Anokhin’s biological theory of emotions, psychological stress, coping strategies, psychosomatics

Изменение условий жизни человека привело к изменению факторов внешней среды, оказывающих на него влияние. При этом приоритетными стрессорами стали постоянно возрастающие эмоциональная напряженность и поток информации, которые адресованы в первую очередь к центральной нервной системе (ЦНС) [1,2].

Параллельно с этим происходило неуклонное сокращение доли физических нагрузок, что являлось следствием возрастания комфортности существования и автоматизации производства и быта [3,4].

Изменение условий существования привело и к изменению структуры заболеваний, которые стали называть «болезнями образа жизни» или болезнями цивилизации. При этом этиологическими факторами их развития считают изменение экологии, режима и количества питания, гиподинамию, а так же в числе прочих причин присутствует стресс, часто без детализации его психологической направленности.

Сам по себе термин стресс неразрывно связан с именем Г.Селье, опубликовавшим в 1936 г. статью, посвященную развитию общего адаптационного синдрома в ответ на достаточно сильное воздействие [5].

По мере развития учения о стрессе акцент в его изучении сместился в сторону психологических феноменов его проявления [6-8].

Так, развитие сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонической болезни связывают с повышением уровней алекситимии, тревоги и психической напряженности [9], реализующихся в гиперкортизо-лемии и активации процессов перикисного окисления липидов.

Достаточно часто психосоматический фактор рассматривается как причина развития синдрома раздраженного кишечника, гастро-эзофагеального реф-люкса и других заболеваний пищеварительного тракта.

К психосоматическим заболеваниям относят и алиментарное ожирение, причины развития которого в 93-95% случаев считаются неизвестными [10,11].

Однако психосоматический генез этих заболеваний рассматривается с позиции уже имеющихся нарушений психологического и психического состояния, что по сути исключает подход к их интерпретации с позиции общего адаптационного синдрома в ответ на интенсивное психологическое воздействие, сопутствующее современному образу жизни.

Целью данного сообщения являлось обоснование роли психологического стресса как пускового фактора развития психосоматической патологии.

Материалы и методы

При построении концепции приоритетной роли психологического стресса в развитии психосоматической патологии мы опирались на фундаментальные положения учения о доминанте А.А.Ухтомского [12], теории функциональных систем [13] и биологическую теорию эмоций П.К.Анохина [14], а также на особенности эндогенизации патологических процессов [11]. При этом акцент был сделан на общие закономерности развития психосоматической патологии, которые можно экстраполировать на различные по локализации патологические состояния.

Принцип доминанты Ухтомского заключается том, что при появлении доминантного очага возбуждения в ЦНС его запросы в энергетическом и пластическом субстрате удовлетворяются в первую очередь. При этом остальные отделы мозга обеспечиваются необходимыми ресурсами в дефицитарном режиме

В соответствии с теорией функциональных систем Анохина в ответ на воздействие стрессора вне зависимости от его природы формируется функциональная система, основной задачей которой является достижение конечного полезного результата — поддержание гомеостаза.

При воздействии стрессора, в ответ на входящую афферентную информацию, после ее анализа аппарат контроля формирует модель конечного полезного результата. После этого в аппарате управления, который объединяет нервные центры и эндокринные органы, для достижения конечного полезного результата выделяются необходимые ресурсы.

В исполнительном аппарате органы-эффекторы, используя выделенные ресурсы организма, реализуют стратегию достижения конечного полезного результата, в результате чего достигают цели. Полученный результат по принципу обратной связи тестируется аппаратом контроля на соответствие выработанной модели конечного полезного результата, и при достижении соответствия функциональная система прекращает свое существование.

Если полученный результат не соответствует модели конечного полезного результата, то выделяются новые ресурсы и вырабатывается новая стратегия достижения. При этом действующая функциональная система становится доминантной и реализация конечных полезных результатов других функциональных систем осуществляется в соответствии с их иерархией.

Многократно повторяющиеся циклы достижения конечного полезного результата в отсутствие соответствий полученного результата запрограммированной модели включают все новые ресурсы организма, что приводит к истощению и декомпенсации компенсаторно-приспособительных механизмов, следствием чего является развитие различных патологических состояний. Иными словами, последствия деятельности функциональной системы без достижения конечного полезного результата создают предпосылки для эндогенизации патологических процессов как последствий реакции организма на воздействие стрессора [11,15].

Биологическая теория эмоций Анохина рассматривает их как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных при воздействии стрессоров. При этом отрицательные эмоции рассматриваются как неудовлетворенные потребности в ответ на воздействие стрессора, мотивирующие организм на их удовлетворение. После удовлетворения потребностей появляются положительные эмоции, которые тормозят активность организма в удовлетворении именно этой потребности. В данной ситуации положительные эмоции носят роль положительного подкрепления и являются оценочным фактором копинг-стратегии организма в удовлетворении

данной потребности [16]. При этом длительное отсутствие удовлетворения той или иной потребности сопровождается фрустрацией и способствует формированию очага застойного возбуждения, что будет приводить к истощению ЦНС.

Особого внимания заслуживают особенности эндогенизации патологических процессов на фоне длительного воздействия стрессора. Так, реакция организма на воздействие стрессора будет происходить в режиме «здесь и сейчас». Иначе говоря, в ответ на воздействие следует реакция, которая не оценивается с точки зрения ее последствий для организма в будущем. При этом последствия этих реакций, особенно при длительном воздействии интенсивного стрессора, могут приводить к истощению компенсаторных механизмов и формировать патологическое функционирование, которое может стать нормальным в данных конкретных условиях, обеспечивая реакцию на стрессор.

Интегративный подход, объединяющий принцип доминанты Ухтомского, теорию функциональных систем и биологическую теорию эмоций Анохина, особенности энергетического обеспечения реакции на воздействие психологических стрессоров и анализ последствий этих реакций как фактора эндо-генизации патологических процессов, позволили подойти к интерпретации развития психосоматических заболеваний с позиции реализации общего адаптационного синдрома при психологическом стрессе.

Изменение условий жизнедеятельности человека и переадресация воздействия стрессоров преимущественно на ЦНС привело к тому, что само понятие психологический стресс стало рассматриваться как неотъемлемый атрибут современного образа жизни.

В то же время адресное воздействие на ЦНС вносит и корректировку в особенности развития общего адаптационного синдрома. При этом смысл фразы Г.Селье: «Актон требует реактона» не в полной мере отражает и учитывает особенности реагирования на интенсивное, а часто и длительное психологическое воздействие.

Если в классическом варианте реакция на воздействие стрессора предусматривала развитие общего адаптационного синдрома, то в ответ на воздействие, адресованное ЦНС, реакция в первую очередь будет определяться доминантным очагом возбуждения в том или ином ее отделе. Так, возбуждение в лимбической системе будет определять эмоциональное реагирование и реализацию стратегии «борьба-бегство», а его локализация в лобных отделах неокортекса — активизацию когнитивных процессов. Соответственно, в данном контексте более правильной будет фраза: «Каждый актон требует своего реактона».

Следует учитывать и то, что формирование ответной реакции на воздействие психологического стрессора будет иметь как свои особенности, обусловленные индивидуальными копинг-стратегиями индивидуума, их эффективностью, так и общие черты

с развитием общего адаптационного синдрома. При этом индивидуальные особенности реагирования на психологический стресс неразрывно связаны с биологической составляющей развития общего адаптационного синдрома. Другими словами, с одной стороны, имеет место реагирование на психологический стресс с учетом индивидуальных копинг-стратегий на основании собственного опыта, а с другой — энергетическое обеспечение этой реакции за счет биологических компенсаторно-приспособительных ресурсов организма.

В соответствии с локализацией доминантного очага возбуждения в лимбической системе или лобных отделах неокортекса будет определяться первичная реакция на воздействие психологического стрессора. Возможны два варианта реагирования: или это преимущественно эмоциональный ответ, резко снижающий либо полностью исключающий когнитивную оценку ситуации, или совладание со стрессом, предусматривающее переключение доминанты с лимбической системы на лобные отделы неокортекса и использование конкурентных преимуществ осмысленного, когнитивного реагирования, что обеспечило доминирование человека как биологического вида.

В процессе реагирования сначала доминирует эмоциональный ответ, который при интенсивном возбуждении в лимбической системе может стать приоритетным, что снижает эффективность ответа на воздействие стрессора. При этом включение когнитивной функции может повысить эффективность реагирования, но только в случае использования этого ресурса при воздействии психологического стресса.

Особого внимания заслуживает то, что даже при длительном и интенсивном воздействии стрессора реализация эффективных копинг-стратегий, накопленных в арсенале организма на основании собственного опыта может быть минимально затратным для использования энергетических ресурсов организма. При этом неадаптивные стратегии реагирования, напротив, могут исключить достижение конечного полезного результата, а многократно повторяющиеся циклы его достижения при отсутствии совпадения полученного результата модели конечного полезного результата будут приводить к истощению адаптивных ресурсов, декомпенсации и эндогенизации патологических процессов.

Более того, на фоне доминантного возбуждения в лимбической системе может происходить подмена реального конечного полезного результата, обеспечивающего поддержание гомеостаза и решение проблемной ситуации, на мнимый, направленный на поддержание возбуждения в лимбической системе, что исключает эффективное использование как эффективных копинг-стратегий, так и ресурсов организма для их реализации.

Соответственно, на этом фоне создаются предпосылки для эндогенизации патологических процессов, которые вследствие воздействия психологического стресса приобретают психосоматическую природу (см. рис.).

истощение ^^ длительное ресурсов ЦНС*- воздействие

cyberleninka.ru

Психология стресса

• Что такое стресс, виды стресса, причины стресса. Концепция стресса Ганса Селье

• Методы преодоления стресса, управление стрессом

• Влияние стрессов на здоровье человека, психосоматичсекие болезни, посттравматический синдром, (ПТСР)

• Наука о стрессе, диссертация по стрессу, библиография по стрессу, литература по стрессу

• Бизнес и стресс — статьи из интернет-пространства по этой теме

• Биологическая обратная связь

• Как избавиться от стресса, вызванного конфликтом на работе? Как научиться управлять своими эмоциями: контролировать тревогу и страх, раздражение и гнев, справляться с ревностью и обидами? Как уверенно вести себя и легко общаться с людьми? Юрий Щербатых предлагает конкретные способы решения этих и многих других психологических проблем. В книге представлены не только последние достижения науки в области психологического стресса, но и даны упражнения и задания, которые помогут вам нейтрализовать стрессы вашей жизни. В числе представленных антистрессорных методов: аутогенная тренировка, визуализация, НЛП, мышечная релаксация, дыхательные медитативные техники и пр. Это практическое пособие, которое поможет сделать вашу жизнь успешной, счастливой и здоровой!

• Хобби против стресса

• Материалы для рефератов по стрессу

• Седативные средства оказывают успокаивающее действие на нервную систему и психику человека, поэтому могут использоваться как для снятия эмоциональных проблем, так и для улучшения состояния при некоторых вегетативных нарушениях (например, для улучшения сердечной деятельности). Доступные антистрессорные лекарственные средства, можно разделить на шесть основных групп:

• Убегая утром из дома, не успеваем как следует позавтракать, на работе нам не хватает времени выполнить хотя бы самые срочные задания, дома, после работы нет времени пообщаться с детьми или почитать детектив. С ощущением незавершенности очередного рабочего дня, мы проваливаемся в сон, чтобы на следующее утро вновь включиться в бесконечную гонку по кругу… И здесь возникает вопрос: Есть ли выход из этого состояния? Для ответа на него сначала надо разобраться со своим отношением к времени…

• Как сохранить самообладание в трудной ситуации.Информация для тех, у кого были аннулированы авиабилеты. Посвящается коллегам по несчастью, пострадавшим от Эвитерры (Eviterra). 1. Дыхательное упражнение для успокоения эмоций, чтобы начать спокойно мыслить. 2. Уменьшение морального ущерба 3. Выбор оптимального способа действий 4. Укрепление веры в лучшее развитие событий подробные инструкции — в статье

• Материалы для дистанционного обучения стресс-менеджменту, предназначенный для преодоления негативных эмоций и решения жизненных проблем от профессора Юрия Щербатых

• Откуда берется страх? Как прогнать стресс? Как стать счастливым? Познаем ли мы когда-нибудь собственный мозг? Эти вопросы современный человек порой задает себе чаще, чем следует. В интервью МЕД-инфо на них отвечает профессор психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института Юрий Викторович Щербатых.

• В этом разделе разбираются различные причины стресса и психологические явления, вызывающие отрицательные эмоции, которые впоследствии могут вызывать стресс.

В этом разделе мы расскажем вам, что такое стресс, каким он бывает и как с ним справиться. Особое внимание будет уделено регуляции стресса, связанного с ответственными моментами нашей жизни — то, что вызывает эмоциональный стресс.

Этот материал можно использовать для создания рефератов по стрессу

Посмотреть ролик «Что такое стресс» на ЮТюбе вы можете ЗДЕСЬ

Посмотреть ролик «Виды стресса» на ЮТюбе вы можете ЗДЕСЬ

www.no-stress.ru

«КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ»

научные статьи о стрессе

Научные статьи на тему стресса:

1.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, №3, 2000. С.111-115.

2.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39. *

4. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107. *

Примечание: статьи, обозначенные* имеются на сайте в полном виде.

Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.

Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе подготовки медицинских кадров существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока — мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационной сессии, через которую дважды в году проходят студенты, переживая при этом значительный эмоциональный стресс [1,4]. При этом оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, несут контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку, с другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции [1,2,4]. Согласно проведенному нами анкетированию, около 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли. Учитывая, что студенты медицинского ВУЗа за все время учебы должны сдать около сорока зачетов и свыше тридцати экзаменов, можно заключить, что цена желанного диплома врача для некоторых специалистов может оказаться слишком большой. По нашим данным, число студентов, у которых вышеописанные симптомы достигают значительной интенсивности и приобретают длительный характер, относительно невелико — от 5 до10%, но тем более необходима работа по своевременному выявлению подобной «группы риска» и проведению с такими студентами необходимых коррекционных мероприятий. При этом актуальным является вопрос о возможности прогнозирования подобных реакций с целью своевременного принятия соответствующих профилактических мер, препятствующих нарушению здоровья.

С этой целью в Воронежской государственной медицинской академии в рамках программы «Здоровье студентов» проводилась работа по оптимизации уровня экзаменационного стресса, которая включала в себя три этапа: исследование психологических и физиологических реакций студентов на процедуру экзамена; создание компьютерной модели, позволяющей заранее выявлять студентов, особо остро реагирующих на экзамен, и разработка методов коррекции эмоционального стресса, развивающегося во время сессии.

На первом этапе осуществлялся контроль основных физиологических показателей студентов (пульс, артериальное давление, тремор мышц и пр.), а также оценка вегетативного гомеостаза при помощи математического анализа вариабельности сердечного ритма согласно рекомендациям Комиссии Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии [5]. Степень субъективного дискомфорта и тревоги студентов перед экзаменом оценивался по опроснику Спилбергера. Всего было обследовано 102 студента в возрасте от 18 до 22 лет. При помощи вышеназванных методов среди студентов было выделено две популяции, одна из которых реагировала на экзамен чрезмерной активацией симпатической системы, а другая — парасимпатической. Если для первой группы были характерны чрезвычайно высокие показатели пульса (120-150 уд./мин) и артериального давления (150/90 — 180/110 мм рт. ст.), то у студентов второй группы, характеризующихся основном слабым типом высшей нервной деятельности, наблюдалась брадикардия (пульс 45-60 уд./мин) и гипотония ( 50/80 — 60/90 мм рт.ст.). Оба эти варианта: и чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония, не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, что мешает преподавателям правильно оценить их знания. В то же время неадекватная отметка понижает самооценку таких студентов, снижает их мотивацию к дальнейшей учебе, уменьшает уверенность в собственных силах. Все это в итоге приводит к ухудшению качества подготовки специалистов-медиков, что заставляет искать пути решения этой проблемы.

Развитие к настоящему времени компьютерной техники дало возможность прогнозирования стрессорных реакций студентов при помощи метода множественного регрессионного анализа. На основании полученных данных была построена модель определения систолического артериального давления на экзамене исходя из имеющихся физиологических и психологических показателей в покое. При помощи компьютерного множественного регрессионного анализа была выведена формула расчета предполагаемого артериального давления, которая позволяет определить данный показатель с достаточно высокой точностью ( ± 8 мм рт. ст.). Своевременное прогнозирование возможных нарушений со стороны артериального давления во время экзаменов даст возможность заранее определять среди студентов «группу риска» и проводить с ними специальные профилактические мероприятия, снижающие неблагоприятные воздействия эмоционального стресса. Со студентами, у которых был выявлен повышенный страх экзаменов, проводились специальные занятия, включающие в себя элементы аутогенной тренировки [3,4] и условно-рефлекторной регуляции [6]. Ранее было показано, что применение аутогенной тренировки позволяет снизить тонус симпатической системы и субъективное чувство неуверенности [4], однако этого не хватает для того, чтобы полностью избавиться от страха перед экзаменами. Для того, чтобы придать студентам чувство уверенности, спокойствия и другие положительные качества, использовался метод условно-рефлекторной регуляции, который ранее уже хорошо зарекомендовал себя при лечении социальных фобий [6]. В результате комбинированного применения этих методик у студентов происходило достоверное снижение среднего уровня тревожности с 55.4 ± 2.1 до 43.1 ± 2.0 единиц по Спилбергеру (р < 0.001), нормализация частоты сердечных сокращений с 102.1 ± 1.3 до 94.4 ± 1.9 уд./мин (р < 0.01) и систолического артериального давления с 121.7 ± 2.1 до 116.2 ± 2.3 мм рт. ст. (р < 0.05). Улучшение функционального состояния студентов позволяло им лучше справляться с заданием на экзамене и успешнее демонстрировать свои знания. Успешная сдача экзаменов студентами увеличивает их мотивацию к дальнейшей учебе, что в конечном счете повышает качество подготовки будущих медицинских работников.

1.Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: Изд-во РУДН. 1997. — 199 с.

2.Фаустов А.С., Баткина И.Б. Резервы умственного труда студентов. Воронеж, 1986. — 72 с.

3.Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки в курсе «Медицинской психологии и педагогики» // Современные подходы к медицинскому образованию. Воронеж, 1999. С. 59-60.

4.Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж, 1999, Т.2, №1, С.59-62.

5.Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.

6.Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» — St.Petersburg, 1999. — P.154-155

Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

В настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных методов психологической коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний студентов. Достаточно часто для снятия личностных и социальных стрессов студенты используют алкоголь, никотин или наркотики. В то же время существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы коррекции стресса, которые в отличие от фармакологического воздействия не вызывают привыкания и, более того, оказывают позитивное влияние на личность студентов. К подобным методам можно отнести приемы психофизиологической саморегуляции [1,3,5,9] и нейро-лингвистического программирования [2,7,11], которые хорошо зарекомендовали себя в практике психологической помощи студентам высшей школы [8,9]. В качестве модели стресса нами был взят психоэмоциональный стресс, связанный со сдачей экзамена, который оказывает существенное влияние на психику студентов, и, нередко, может провоцировать развитие психосоматических отклонений в их здоровье [4,6,8,10]. Для коррекции экзаменационного стресса применялась модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненная приемами нейро-лингвистического программирования (НЛП), условно обозначенная нами как «АТ-1».

Психологическая подготовка, как правило, носила групповой характер и начиналась за 1 — 0.5 час до экзамена. Первое упражнение “Медитация на дыхании” занимало 5 минут, и уже в конце его регистрировались определенные позитивные изменения в психологическом статусе и соматическом состоянии студентов, которое отражалось в снижении уровня тревожности, пульса и артериального давления. Затем студенты выполняли второе упражнение — “Общее расслабление организма при помощи самовнушения”. Согласно классификации типов самовнушения [5], данная методика являлась вариантом гетеротренинга, так как испытуемые повторяли формулы самовнушения вслед за руководителем занятий, а в инструкциях содержался определенный элемент суггестии. На третьем этапе студентам предлагалось мысленно осмотреть свое тело и обнаружить участки скелетной мускулатуры, где они ощущали скованность или дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела, испытуемые концентрировали на ней внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа: “Мое лицо расслабляется и успокаивается” или “Мышцы воротниковой зоны становятся мягкими и расслабленными” и т. п., сопровождая эти формулы соответственными мысленными представлениями. На этом этапе достигалось максимальная психическая и мышечная релаксация студентов, которая выражалась в минимальных показателях вегетативного индекса Кердо. Четвертое, заключительное упражнение комплекса «АТ-1» было направленно на создание стратегии успешного поведения на экзамене [2,7,11]. Студентам предлагалось создать мысленную модель своей удачной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Согласно инструкции, они должны были создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом, создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой студенты должны были следовать на экзамене, причем ранее различными авторами, занимавшимися проблемами саморегуляции мышления или поведения, было показано, что наличие подобной стратегии значительно повышает эффективность деятельности [1,2,7,11,12]. Мы предлагали студентам дважды «проиграть» в своем воображении картину успешной сдачи экзамена: первый раз диссоциированно, видя себя со стороны («как будто бы вы видите видеофильм о человеке, сдающем экзамен на «пятерку»), а второй раз — ассоциированно («как будто вы видите всю ситуацию собственными глазами»). Иногда при сверхвысоком уровне тревожности применялась методика условно-рефлекторного якорения прошлых позитивных состояний, откуда студенты могли черпать нужные им ресурсы — смелости, уверенности, спокойствия [12].

Мы полагаем, что данную программу можно (в различных модификациях) применять и в случае других стрессорных ситуациях у студентов, вызванных личностными проблемами и социальными конфликтами, что в итоге должно позитивно сказаться на уровне правонарушений в студенческой среде.

1.Алексеев А.В. Себя преодолеть // Искусство управлять собой. — Воронеж, 1994. — С. 74-90.

2.Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование / Под ред. Конниры Андреас и Стива Андреаса. — СПб: Ювента, 1994. — 168 с.

3.Панов А.Г., Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Аутогенная тренировка. — Л.: Медицина, 1973. — 216 с.

4.Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. — 1983. — №5. — С. 48-50.

5.Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. — Алма-Ата, 1970. — 200 с.

6.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария. — 2000. — №6. — С.33-35.

7.Щербатых Ю.В. Психология страха. — М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.

8.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. — 2000. — №3. — С.53-56.

9.Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. — 2000. — №5. — С. 151-152.

10.Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

11. Dillman B. Results on target. — Kansas City: Outcome Publ., 1987. — 226 p.

12.Scherbatykh E.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» — St.Petersburg, 1999. — P.154-155.

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».