Стресс 2 года ребенок

Правила безопасности в декрете. Часть 2. Неконтролируемый стресс

Причиной эмоционального выгорания мамы не является одиночество в течение дня и отдельная квартира. Это – внешние условия, создающие РИСК. Жизнь в этих условиях требует от мамы специальных действий, чтобы этого риска избежать. Поэтому совершенно правильно Елена Фетисова в ответной публикации заметила, что неправильно решать проблему «за чужой счет», то есть переезжать к бабушке.

В прошлой колонке были даны «пожарные» рекомендации. Но теперь мы будем говорить, как жить в декрете, чтобы «не накрыло». Для этого нужно бороться с настоящими причинами эмоционального выгорания.

Когда со мной это «случилось», я заинтересовалась психологией и физиологией своего организма. Ниже я выделила 8 возможных причин выгорания, на которые мне удалось найти ответные действия:

  1. Неконтролируемый стресс
  2. Голод на удовлетворяющее общение и признание
  3. Голод на события
  4. Голод на достижение и недостаток интеллектуальной нагрузки
  5. Структурный голод
  6. Наличие внутреннего конфликта и нестабильная самооценка
  7. Кризис жизненных целей и ценностей
  8. Психотропный эффект окситоцина у кормящей матери

Возможно, этот перечень не полный, и специалисты добавят что-то. Моя роль как журналиста – составить обзор и предположить возможное влияние этих причин на женщину. Дать почву для дальнейших исследований ученым, а женщинам, столкнувшимся с проблемой – возможные инструменты для их решения.

В этой серии публикаций я буду разбирать каждую причину отдельно: объяснять механизм ее возникновения и способы устранения.

Риск 1. Неконтролируемый стресс

Я сказала себе, что буду контролировать свою жизнь, несмотря на то, что квартира была превращена в «Детский мир» в худшем его подобии. Я будто бы пропадала из этой квартиры. Там, где раньше было мое – стало ее, Маши. Там, где раньше я смотрела документальное кино, теперь включался только Лунтик. Там, где я слушала Мельницу, вопил Паровозик из Ромашково. Там, где я ела малину и кальмары, теперь лежала гречка с яблоками.

Я не могла есть, что хочу, спать, когда хочу, мыться, когда хочу. У меня было ощущение, что я – рыбка в аквариуме, из которого выкачали кислород, но из него никак не выпрыгнуть. А я всё прыгаю и прыгаю, желая глотка свежего воздуха. Я брызгалась духами с запахом клубники, которую мне было нельзя. Я купила себе малиновый гель для душа. Я сделала самую красивую одежду домашней. Нет, Машка, мою жизнь целиком ты не возьмешь. Я останусь собой!

Жизнь полна стрессов, которые мы можем проходить контролируемо: они ведут к личностному развитию. Мы ищем, как нам выйти из ситуации вызова, а наши усилия приводят к результату. Цепочка «вызов – реакция – результат» является неотъемлемой частью развития. По мнению физиолога Дмитрия Жукова, губителен для человека неконтролируемый стресс, у которого три признака: его нельзя предсказать, нельзя избежать, к нему нельзя приспособиться. Иными словами, источник стресса от тебя никак не зависит и ты не можешь повлиять на него, сделать так, чтобы он прекратился.

Первый ребенок может создать у матери ситуацию неконтролируемого стресса. Она почти не может повлиять на его крик. Практически не поддаются успокоению и контролю колики, режущиеся зубы и истерики 2–3-летнего возраста. Когда он проснется и закричит снова – неизвестно и тоже не поддается контролю.

У нас получается другая цепочка: вызов – реакция – отсутствие адекватного и длительного результата – снова вызов – реакция – снова отсутствие результата. Это может привести к нежеланию проявлять реакцию (то есть успокаивать ребенка). Научным языком такое состояние называется «выученная беспомощность». Ее признаками является апатия, агедония (отсутствие желания наслаждаться наличествующими удовольствиями), нежелание улучшать свое состояние, снижение когнитивных способностей, тревога и страх.

Многие узнают себя, представив следующую картину: очень хочется спать, но не спится от тревоги, что всё равно скоро проснется младенец, и опять… Или вы сидите на диване и чувствуете, что не в состоянии даже встать и полить цветы, потому что «Зачем? Каждый день одно и то же».

Фото с сайта mama.dk

Однако организм мамы стремится избежать депрессии и защищается от неконтролируемого стресса сам. Он проявляет «смещенную активность» – изобретает действия, которые в принципе на причину стресса не воздействуют, но снижают тревожность мамы. Например, вы можете каждый день фанатично мыть пол или протирать полочки. Очень долго, до стерильности гладить шмотки. Набрасываться на еду, особенно на сладкое. Вы можете изобрести какие-то странные ритуалы, в целесообразность которых истово верите, хотя через год будете смеяться над этим. Но в ситуации неконтролируемого стресса это было вам необходимо.

А какую смещенную активность проявляете вы? Не является ли она невротической? Если она вас не устраивает – подумайте, какой полезной отвлекающей деятельностью ее можно заменить. Когда я поймала себя на «натирании полов» – я головой понимала, что это бесполезно, но ничего не могла с собой поделать… Проблема ушла, когда я занялась написанием книги. Чистота полов снова перестала меня волновать чаще, чем раз в неделю.

Да, неконтролируемый стресс испытывают и крыски, и рыбки, и собачки, и у них тоже есть «смещенная активность». Например, если привязанную крыску беспорядочно ударяют током и она не может повлиять на эти удары – она проявляет симптомы депрессии. Однако если крысе в этот момент дать бегать по клетке или погрызть палочку – симптомов депрессии не будет. Так же их не будет, если в клетке есть возможность драться с сородичами. В ситуации неконтролируемого стресса и у человека будет возрастать напряженность и агрессия по отношению к окружающим (например, мужу, свекрови). Но мы-то с вами не захотим уподобляться крыскам и можем осознанно выбрать иную «смещенную активность».

Самый же надежный для человека способ преодолеть неконтролируемый стресс – превратить его в контролируемый. Для этого нужно последовательно воздействовать на каждый из трех признаков НС. Ваша задача – убрать хоть один. «Избежать»: оставив кого-то на время с ребенком. Если нельзя – воздействуем на «Предсказать» – создать режим дня для себя и ребенка и четкие ритуалы на еду, прогулки и сон. Это делает реакции ребенка более предсказуемыми. «Приспособиться»: повышать материнскую квалификацию и пополнять арсенал способов успокоения ребенка. Например, у меня была бессонница от тревоги, что ребенок скоро проснется. Тогда я взяла его к себе в кровать. Когда он начинал ворочаться, еще до крика совала в рот титьку. Я выиграла себе хороший ночной сон. Это пример воздействия на признак «приспособиться».

Уверена, что этот пример многим покажется банальным. Увы: если женщина по причине молодости, необразованности, отсутствия образцов материнского поведения – не умеет успокаивать ребенка, она тоже будет бороться с неконтролируемым стрессом, но уже по-другому. Ее агрессия может быть направлена против ребенка. Признак «приспособиться» – выпить алкоголь. Признак «избежать» – выбросить ребенка в буквальном смысле. Но научите женщину справляться с неконтролируемым стрессом безопасно – и мы получим здоровую семью. Именно поэтому нужны группы материнской поддержки.

Упражнение: выпишите, какое именно поведение ребенка и когда действует на вас как неконтролируемый стресс. Напишите все возможные варианты безопасных действий на каждый из трех признаков неконтролируемого стресса в вашем случае.

Для сохранения адекватной самооценки в период действия неконтролируемого стресса важно гарантированно для себя ежедневно выполнять какой-то ритуал. Пример: ужин для мужа должен быть готов, а полы должны быть вымыты.

Мой ребенок регулярно не давал мне делать домашние дела, и это усугубляло мое ощущение несостоятельности себя как хозяйки. Я почувствовала себя гораздо лучше, когда мне удалось гарантировать себе чистоту дома. Для этого мне пришлось посадить свою бунтарку в слинг на спину, где часто во время мытья пола она мирно засыпала. Я чувствовала, будто «победила» ее и вернула себе контроль над собственной жизнью.

Необходимо уйти от ощущения «я не знаю, что мне сейчас делать». Тренер для мам Наталья Потеха рекомендует создать вечерние и утренние последовательности домашних дел, которые железно бы выполнялись. Однако жесткое планирование дня не является панацеей от неконтролируемого стресса. Наоборот, оно усиливает ощущение собственной несостоятельности из-за неспособности соблюдать всё запланированное в условиях непредсказуемости поведения ребенка. Так что истина посередине. Ужин не должен быть готов «любой ценой»!

Побороть последствия неконтролируемого стресса мне помог принцип «делай дела вместе с ребенком, а когда он спит – отдыхай или реализуйся». Если вы будете всё время развлекать ребенка – вы скоро вымотаетесь, и ребенок это почувствует. А потом вам, вымотанной, придется еще и делать все остальные дела. Делая домашние дела вместе с ребенком, вы приучаете его к тому, что мама предназначена не только для него. Кроме того, любое дело (особенно мытье посуды и пола) легко превращается в совместную игру. Время же сна ребенка вам пригодится для того, чтобы работать над всеми следующими рисками в нашем списке (устранять голод на достижение признания, например).

Еще одна работающая рекомендация против неконтролируемого стресса – гарантировать себе удобный вид отдыха и отключения от ребенка, не зависящий от других людей. Для меня такой возможностью стал ежедневный душ. Как только Маша научилась сидеть – я сажала ее в детское сидение в ванной или в таз с игрушками и могла мыться рядом столько, сколько мне хочется. Это напоминало мне, что я всё еще контролирую мою жизнь. Если нельзя было помыться – я умывала лицо, причесывалась и красилась.

Читателя может смутить, что в этой колонке я обратилась к физиологии, особенно учитывая обоснованный скептицизм по поводу попытки толковать поведение человека с позиции биологии. Физиолог Дмитрий Жуков первый оговаривается о том, что поведение человека нельзя трактовать с позиции только биологии. Но в науке главенствует принцип Оккама: к более сложным объяснениям следует прибегать, когда простые не объясняют имеющихся фактов.

В этой колонке я обратилась к физиологии, потому что некоторые особенности поведения женщины в декрете можно истолковать с этой позиции, но, безусловно, этого недостаточно. Поэтому у нас будет серия публикаций, где в дальнейшем мы будем обращаться и к социологии, и к психологии, и к другим наукам, пытающимся объяснить поведение человека.

www.pravmir.ru

Как стресс повреждает мозг ребенка

Повторяющиеся и/или длительные стрессовые ситуации повреждают незрелый мозг ребенка, особенно нейронные пути, отвечающие за формирование исполнительных компетенций. Эти пути находятся в самой уязвимой части мозга – префронтальной коре.

Даже взрослым достаточно испытать стресс, заболеть, устать, вести малоподвижный образ жизни, чтобы наши исполнительные компетенции начали страдать. Нам становится трудно сосредоточиться, запоминать, прилагать усилия. Мы более раздражительны и менее гибки.

У ребенка, с его незрелым мозгом, длительный и многократный стресс затрагивает главные нейронные пути. По мнению педиатра Катрин Геген, «сильный стресс в раннем детстве влияет на префронтальную кору головного мозга и может повлечь за собой разрушение нейронов. Он задерживает созревание мозга и уменьшает его объем».

Префронтальная зона мозга становится малоактивной, и во взрослом возрасте человеку очень трудно контролировать свои эмоции, гасить импульсивность, управлять собой. Церебральные снимки показывают: жестокие, беспокойные, испытывающие страх люди имеют такую же слабую активность в префронтальной зоне, как маленькие дети, чей мозг еще не достиг зрелости.

Катрин Геген объясняет, что одна из причин такого слабого развития — насилие, которое эти люди пережили в детстве. Побои и оскорбления, безразличие, ощущение ненужности ранят и повреждают мозг маленького человека, настроенного на позитивное и благожелательное отношение к окружающим.

К счастью, человеческий мозг способен сопротивляться. Он может восстановить некоторые повреждения, нанесенные в период церебральной незрелости — с большими усилиями, упорством и благодаря позитивным и поддерживающим человеческим отношениям. Гарвардский Центр детского развития предупреждает, однако, что чем раньше проявится эта сопротивляемость, тем лучше. Пока мозг пластичен, ему легче восстановиться.

«Самый важный фактор для возникновения сопротивляемости — это стабильные, искренние и взаимные отношения с родителем, воспитателем или другим взрослым. Такие отношения ограждают ребенка от проблем развития. Они формируют ключевые способности — умение контролировать себя, регулировать свое поведение. Дети получают возможность развиваться и противостоять превратностям судьбы. Комбинация поддерживающих отношений, выстраивания способности к адаптации и позитивного опыта становится основой сопротивляемости».

Итак, исследователи делают непреложный вывод: чтобы ребенок мог развивать правильные исполнительные компетенции, среда должна не только давать ему самостоятельность, но и ограждать от физического или вербального насилия, крика, длительного или повторяющегося стресса.

Стрессовое воздействие влечет за собой плохое развитие рабочей памяти, внимания и сдерживающего контроля. Чтобы защитить основные компетенции интеллекта маленького ребенка, мы должны помогать ему справляться с теми эмоциональными и стрессовыми ситуациями, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

Прежде всего надо успокоить ребенка своим присутствием, показать ему свою любовь, приласкать, чтобы немедленно снизить уровень кортизона и повысить секрецию окситоцина. Такими действиями мы защитим его интеллект.

Затем надо помочь ребенку назвать свою эмоцию, чтобы еще больше успокоить систему предупреждения об опасности. Помогая ребенку анализировать ситуацию, смотреть на нее со стороны и находить решение, мы непосредственно участвуем в созревании префронтальной коры и в развитии его исполнительных компетенций. Позже, с развитием префронтальных путей, ребенок будет лучше противостоять стрессу и управлять своими эмоциями.

Для примера возьмем ситуацию: ребенок разозлился на товарища, который не дал ему покататься на велосипеде. Он в слезах или готов наброситься на обидчика с кулаками.

Для начала дадим ему успокоиться от одного нашего присутствия: выслушаем его, утешим, возьмем на руки, если ему этого хочется. Затем задействуем префронтальные нейронные пути: попросим его назвать его эмоцию — «Тебе грустно? Ты злишься? Ты устал?» Поможем ему понять, почему он испытывает это чувство: «Тебе грустно, потому что Теофиль обещал дать тебе покататься на велосипеде и не сделал этого?»

Далее попросим его выразить свою эмоцию товарищу: «Может быть, ты скажешь ему, что ты чувствуешь?» Если нужно, подсказать формулировку: «Ты мог бы ему сказать: «Мне грустно, потому что ты обещал дать мне велосипед и не сделал этого». Предложим найти решение, если ребенку самому это трудно сделать: «Ты бы мог попросить его сделать еще круг, а потом дать прокатиться тебе».

Если товарищ снова отказывался — что бывает редко, когда ребенок замечает, что кто-то расстроен, — мне приходилось принимать решение за него: «Да, он даст тебе велосипед, сейчас проедет последний круг и даст. Спасибо, Теофиль».

В следующий раз ребенок сам предложит другу покататься, поскольку нейронные пути его мозга станут более зрелыми, в нем разовьется эмпатия и контроль над собой.

Такие случаи для нас, взрослых, становятся индикатором уровня префронтальной зоны ребенка: чем лучше он способен самовыразиться, продемонстрировать контроль и креативность, тем более развиты его исполнительные компетенции. И наоборот, чем меньше ребенок себя контролирует и проявляет эмпатию, тем больше внимания надо обратить на развитие его исполнительных компетенций.

Для воспитателя или учителя школьный двор служит настоящей лабораторией. В первый год, а также в начале каждого учебного года, когда к нам приходили новые малыши, надо было проявлять огромное терпение. Дети не умели управлять своими эмоциями, гневом, разочарованием. Часто происходили драки, и учебное пособие превращалось в оружие.

Помню, как в первый год я остановила ребенка, вне себя потрясавшего красным бруском и готового наброситься на товарища. Такие ситуации дарят исключительные возможности, которыми нельзя пренебрегать: это идеальные моменты, чтобы помочь детям научиться смотреть на конфликт со стороны.

В первые недели 2011 года нам особенно «повезло»: мы не могли больше двух-трех минут заниматься индивидуально с каждым ребенком. Другие дети громко перебивали нас, переругиваясь между собой: всем было очень трудно сосредоточиться!

Стресс у ребенка 2-3 лет

Когда дошкольник первый раз сталкивается с социальной средой, это может стать причиной сильного стресса. До этого момента ребенок окружен родными и близкими, в нем души не чают, зачастую потакают капризам и просто относятся с максимальной любовью и нежностью. И вот, ребенку приходится столкнуться с жестоким миром – миром, где существуют другие дети и взрослые. В 2-3 года он впервые попадает во двор, выйдя за рамки семьи, чтобы познакомиться со сверстниками. Общение продолжится в детском саду, где также подбирается достаточно разношерстная компания.

Разумеется, основной причиной стресса является именно поступление в детсад. Здесь нет родителей, все происходит в непривычной обстановке и, самое главное, ребенок пока не имеет никакого опыта общения с детьми, которые могут быть абсолютно разными и далеко не всегда настроенными спокойно и положительно по отношению к нему. Конфликты с другими детьми и воспитателями могут выбить из колеи даже стойкого к переживаниям ребенка.

Каковы же симптомы стресса?

— Возрастает требовательность и проявления негодования – крик и слезы «по полной».

— Уменьшение либо полная потеря социальных навыков – ребенок что-то умел делать, что-то нет, а теперь уже все не умеет, причем это происходит на сознательном уровне (перестает кушать, ходить в туалет, сидит в мокрых штанах и т.п.).

— Четко проявляются различные детские страхи (например, боязнь темноты).

— Учащаются вспышки агрессии, ребенок часто раздражен, у него меняется настроение, причем безо всякой видимой причины.

— У ребенка могут появиться дефекты речи – он начинает коверкать речь, некоторые даже начинают заикаться. Часто причиной этого может стать банальное подражание другим детям.

— Может поменяться двигательная активность. Если раньше ребенок мог быть гиперактивным, то теперь стал совсем вялым и апатичным, либо наоборот.

— Слезная реакция на новые обстоятельства и новых людей. Плачем ребенок пытается предупредить о своем страхе.

Помимо садика и двора, причиной стресса у детей может стать практически что угодно: посещение больницы, просмотр телепередачи, соблюдение режима в детсаду, боязнь одиночества или голода.

Самым главным условием избавления ребенка от пагубного состояния является любовь к нему, проявление внимания к его проблемам, страхам и заботам. Ребенка нужно встречать с радостью и улыбкой. Несомненно, огромный целительный потенциал несут любимые игрушки. Дети часто разговаривают с ними, доверяя свои тайны и переживания. Для снятия стресса у ребенка, родителям нужно запастись величайшим терпением, и оно будет вознаграждено.

www.medcom.spb.ru

Первый раз в первый класс — праздник или стресс? (часть 2)

Советы родителям первоклашек, помогающие справиться со стрессом у ребёнка.

Часть 1 можно прочитать здесь.

Если ребенок хронически не успевает за одноклассниками, устает к середине урока, не может уследить за объяснениями учительницы, играет вместо того, чтобы выполнять задание, — возможно, он еще просто не дорос до школы. Малыш может быть сколь угодно сообразительным и развитым, даже уметь читать и писать, но если он оказался среди детей, которые старше его на шесть-десять месяцев, а то и на год, то учителя будут строить урок, ориентируясь на более старших, физически и психологически зрелых детей. Но даже если ребенок пошел в школу вовремя, может оказаться, что он психологически (а вовсе не интеллектуально!) не готов к учебе. В этом случае, не стоит мучить себя и малыша. Лучше побыстрее заберите его из школы, не дожидаясь, пока у него разовьется комплекс неудачника. Ни в коем случае не упрекайте беднягу. Ему и так нелегко. Объясните малышу, что это был только подготовительный класс, а по-настоящему он пойдет учиться через год. Лучше всего отдать его в потом в другую школу, чтобы ничто не напоминало о прошлогоднем провале.

Через неделю-другую учебы может оказаться, что ребенок, наоборот, опережает уровень первого класса. Мудрая опытная учительница, конечно же, найдет способ занять умницу делом, но, к сожалению, чаще всего развитые дети вынуждены мучительно скучать, пока их однокашники осваивают прописи и букварь. Не ждите, пока кроха утратит интерес к учебе или уверится, что школа — это место, куда ходят валять дурака и хватать пятерки. Если в школе есть класс с углубленной программой, переведите малыша туда, если нет, попробуйте «перескочить» во второй класс, причем, чем быстрее вы это сделаете, тем лучше он адаптируется в новой обстановке: пока класс будет заниматься повторением пройденного, можно будет ликвидировать возможные пробелы в знаниях. Только не стоит сразу принимать окончательное решение. Попросите, чтобы ребенку разрешили несколько дней походить во второй класс и проверить, сможет ли он там учиться. Как правило, администрация школы легко разрешает такие вещи.

Если малыш с первого взгляда заявил, что к этой учительнице он не пойдет, не считайте это капризом и обязательно прислушайтесь к его мнению: дети очень чутки к малейшей психологической несовместимости. Учительница, которая постоянно недовольна внешним видом вашего отпрыска, его поведением, голосом, почерком, манерой сидеть и пользоваться вилкой, играть на перемене и собирать портфель вряд ли ему подходит. Еще хуже, если учитель не обращает на ребенка внимания: то есть, ставит оценки, проверяет тетради, делает замечания, но все это как бы не видя, абсолютно равнодушно.

Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней и попытайтесь выяснить, в чем дело. Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости, переводите ребенка в другой класс: ничего, кроме отвращения к учебе и комплекса неполноценности такая учительница ребенку не привьет. Вообще, при любых школьных конфликтах, как бы сложны и неприглядны они не были, малыш всегда должен чувствовать, что вы с ним — в одном лагере, помогаете ему выкарабкаться из сложной ситуации, а не ведете, заодно с директором и завучем, войну против него.

Самое сложное для первоклассников — это вовсе не научиться читать и считать (большинство детей, как правило, умеют это в той или иной степени еще до школы). Гораздо труднее освоить прописи (на это отводится ничтожно мало времени, всего одно полугодие), научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. У вашего чада запредельная грязь в тетрадях, буквы не желают попадать на строчки и валятся в разные стороны? Не спешите обвинять его в неаккуратности и отсутствии прилежания. Скорее всего, у малыша плохо развита мелкая моторика. Вместо того, чтобы заставлять его часами просиживать за прописями, поиграйте в веселые пальчиковые игры (их описания есть в специальных книгах), научите его складывать бумажные фигурки оригами, предложите побыть Золушкой: рассыпьте вперемешку рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу. Можно купить красивые раскраски и поучиться аккуратно заштриховывать картинки или вырезать прописные буквы из наждачной бумаги и обводить их пальчиками. Если у ребенка вполне сносный и разборчивый почерк, но он не соответствует вкусу учительницы, ни в коем случае не разрешайте переучивать и тем более ругать и наказывать малыша: почерк — это проявление характера, и любое насилие в этой области может привести к тяжелейшей психологической травме, не говоря уж об испорченной осанке и зрении.

Проблемы с математикой чаще всего бывают у детей с более развитым правым полушарием мозга: они лучше справляются с чтением, письмом и вообще с вербальной деятельностью. К математике они не то что неспособны, но их просто нужно учить несколько иначе: например, малышу, может быть, сложно решать задачи, потому что он начинает вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и белочкам, забывая о математических проблемах. В этом случае стоит научить его уходить от текста, например, с помощью схемы. Некоторым детям проще понять задачу на слух: достаточно бывает медленно и внятно проесть им условие, и они понимают, о чем идет речь. Если у малыша сложности с устным счетом, вам просто необходим «Стосчет» Зайцева: с помощью описанных в приложении игр и упражнений вы легко справитесь с этой проблемой.

Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит только спокойно и творчески подойти к делу. Гораздо хуже, если малыш, несмотря на все ваши усилия, с трудом читает или пишет с грубыми и необъяснимыми орфографическими ошибками. Возможно, у вашего ребенка логопедическое расстройство: дисграфия или дислексия. Если вы заметили , что у малыша явные симптомы дисграфии: ребенок постоянно пропускает буквы или, наоборот, дублирует их, пишет буквы зеркально, путает глухие и звонкие согласные в сильной позиции, не видит границы слов, просто делает «дурацкие» ошибки, — как можно скорее обратитесь к школьному логопеду, если его нет в вашей школе, вам должны сообщить, в какой из школ района он принимает.

www.7ya.ru

Стресс 2 года ребенок

Самое страшное — увидеть себя,

Самое страшное — принять себя,

Самое страшное — жить с собой,

Самое страшное быть собой…

Самое удивительное — увидеть себя,

Самое удивительное — принять себя,

Самое удивительное — жить с собой,Самое удивительное — быть собой!

Наталья Бабух

консультации,
коучинг,
марафоны
и многое другое.

Обращайтесь,
если:

время идет,
а проблема не решается

Бесплатная
консультация

После нее станет ясно,
что делать дальше.

Оплатить услуги

вместо одной консультации получаешь сразу несколько

«Складывается такое ощущение многомерности, словно проработал не одну задачу, а целый пучок. «

Человек сразил меня наповал

«Три часа работы с Натальей с моими ограничивающими убеждениями и сценариями лично для меня были сопоставимы с десятком расстановок и несколькими месяцами работы с психологом. «

техника свободного письма

«Мы работали индивидуально, а также я принимала участие в проектах «Лечение материнской любовью» и «Исполнение желания». «

чувствую изменения внутри себя

«У меня появилось больше доверия к себе, веры, опоры. У меня есть четкое желание и чёткий план для его успешной реализации. «

быстрое и квалифицированное решение моего вопроса!

«Не думала, что человека, которого носишь в сердце годами, можно забыть и отпустить за один сеанс. «

Попала на консультацию по совету знакомой

«Наталья помогла мне понять причину моей повторяющейся проблемы, с которой я пыталась справиться 1.5 года, и разрешить ее. «

уже есть много положительных перемен

«Я пришла на консультацию с наболевшей темой не складывающихся отношений с мужчинами. «

Я с юности страдаю кожным заболеванием

«Постепенно стала понимать, что лечить нужно не только тело, но и душу. Потом моя массажистка посоветовала обратиться еще и к психологу. «

Обращалась к Наталье по поводу сыновей

«Получила ответы на вопросы. Воплотить в жизнь советы оказалось неожиданно просто и самое главное – это сработало. «

Наталья, Вам искреннее человеческое спасибо

«За то, что были рядом в тяжелый период после ухода близкого человека!»

я действительно стала по-другому реагировать

«Кто бы мог подумать, что моя сегодняшняя история имеет отношение к далекому прошлому не моему, а моего рода. «

Наталья подошла к проблеме комплексно

«Столь общий охват помог понять причины проблем и справиться с некоторыми сложностями. «

Другие отзывы

Также можно посмотреть и отзывы по методу «Лечение материнской любовью».

У ребенка стресс. Как помочь. Часть 2.

Время от времени нашим деткам, да и нам самим нужно расслабиться, почувствовать свое тело, восстановить его целостность и границы, стать более стабильным.

В помощь нам приходят практические упражнения.

Это вторая часть материала. Читайте с начала.

11. Ангел – опора

«Если я столкнулся с опытом, в котором родители, другие взрослые не могут меня защитить, я ищу опоры в чем — то бОльшем, чем человеческие возможности».

Ангел — универсальный символ. Вырежете его из бумаги.

Ангела можно назвать (делая более одушевленным и личным), повесить над кроваткой или на стене в зоне видимости ребенка. Можно сделать гирлянду из ангелов.

12. Безопасные места

Детка ищет убежища в «изначально безопасном месте» — матке.

С ребенком полезно делать халабуды, домики, играть в прятки.

Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ, а значит возвращает безопасность.

Очень аккуратно играем в такую игру, если известно, что дом ребенка был разрушен.

13. Колыбелька, лялечка

Взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая ногами и руками), чуть покачиваясь и шепча что — то теплое в ушко.

Добавлю от себя.

Я со своими детьми играю в «лялечку». Заворачиваю плотно – плотно в одеяло, мягкий плед и качаю на полу (если ребенок уже большой) или на руках.

Можно, укладывая ребенка на сон, плотно подтыкать одеяло со всех сторон – делать кокон.

14. Телесная игра — кнопка радости.

Для безопасного возвращения контакта с телом.

Ребенок, не говоря партнеру, придумывает звук (песенку — шумелку).

Потом задумывает место на теле – кнопку. Если к ней прикоснуться, кнопка включает этот звук.

Партнер по игре, мягко прикасаясь к телу, должен найти эту кнопку.

Потом меняемся местами, и ребенок ищет кнопку радости у вас.

15. Крыло ангела. Во взрослой версии — рука друга.

Когда нужно почувствовать безопасность и поддержку, отстраниться от большого количества людей, можно положить правую руку на левое плечо.

Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу.

16. Грустное деревце

Детки часто не могут попросить о поддержке и объяснить, что их беспокоит. Если ребенка «превратить» в деревце, которое обижено, повреждено, грустит и спросить, что для него сделать, ребенок получит необходимый ресурс.

Мы можем: поставить опору — палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг).

17. Свободное рисование

Детки в состоянии тревоги могут бояться рисовать что — то на «свободную тему». Им можно давать раскраски с четкими «жирными» границами.

Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки, рисовать нестандартными «кисточками»: спонжиками, ватными палочками, зубными щетками.

Следующий этап — капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем, обводить высохшую форму, придумывая, на что эта форма похожа.

Надеюсь, эти простые упражнения помогут сделать жизнь чуточку проще, а отношения теплее!

Присылайте свои истории и вопросы. С удовольствием послушаю и отвечу.

Хорошего дня и хорошего настроения!

С любовью, Наталья Бабух.

Проект «На Доверии» объединяет душевных и глубоко думающих людей – подписывайтесь и присоединяйтесь к нам.

www.onrely.ru