Стресс фактор в психологии

PsyhologyGuide.ru

Факторы стресса

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек-среда»уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет собой центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

www.psyhologyguide.ru

9 факторов стресса

Стрессовые ситуации случаются с каждым из нас практически ежедневно: от небольшой неприятности, которую мы едва замечаем, до серьезных травматических событий, влияние которых ощущается еще долгое время. Какие из факторов стресса чаще всего становятся поводом для переживаний? Вот что говорят психологи.

Даже короткие эпизоды могут стать причиной тяжелого стресса, а привычные бытовые ситуации вызывать хроническую эмоциональную усталость. Стрессовые ситуации можно разделить на три категории:

Эти события не длятся долго, но могут иметь длительные последствия, если ситуация была психологически травмирующей.

2. Эпизодические

Также кратковременные стрессы, с которыми мы сталкиваемся регулярно, например, когда спешим на работу.

3. Хронические

Это текущие стрессы, которые стали постоянными, например, болезнь или разваливающиеся отношения.

Какие факторы стресса вызывают у нас больше всего переживаний?

1. Внешность

Кто из нас никогда не испытывал переживаний из-за морщин, веса или фигуры? Психолог Аллен Каннер и его коллеги разработали шкалу «взлетов и падений», в которой стрессы различаются по их влиянию на жизнь человека. Больше половины респондентов поставили обеспокоенность своим весом на первое место.

Около 40% россиян испытывают стресс на работе, в Западной Европе эта цифра чуть ниже – 36% (по данным конференции «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов», Сочи, 2016 год).

Профессиональные срывы влияют не только на самих работников, нанимателям они тоже дорого обходятся: со стрессом связано огромное количество отпусков по болезни.

3. Социальные факторы

Сюда входит стремление преуспеть в жизни, достичь растиражированного во всевозможных медиа идеала. Например, самоограничения ради совершенного тела могут вылиться в пищевые расстройства.

В группе риска также социальные меньшинства, часто подвергающиеся предвзятому отношению: исключение из общества, травля, дискриминация. Йен Мейер из Калифорнийского университета установил, что такие стрессы могут привести к проблемам с психическим здоровьем.

4. Здоровье

Страх за здоровье близких, опыт собственной болезни и потери контроля над происходящим может стать источником постоянного беспокойства. Более того, стресс, связанный с подобными опасениями, может в итоге привести к реальным проблемам со здоровьем.

5. Перемены в жизни

Необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам – еще один стрессовый фактор. Причем неважно, какие это перемены, к лучшему или к худшему.

Американские психиатры Томас Холмс и Ричард Рейх разработали оценочную шкалу трудности приспособления к социальным изменениям. Согласно ей, наиболее стрессогенные факторы – смерть партнера или развод, в шкале они занимают 1-е и 2-е место соответственно. А, например, переезд оказался на 28-м месте.

Долги, счета, погашение кредитов, необходимость материально поддерживать других людей, отсутствие возможности жить в достатке и спокойно уйти на пенсию – все эти факторы приводят к чувству финансовой незащищенности, провоцирующему стресс.

Тут не существует универсального решения, хотя для облегчения финансовых стрессов лучше научиться управлять своими доходами и расходами.

7. Отношения

Даже самые счастливые отношения могут быть источником стресса для обоих партнеров. Когда люди начинают жить вместе, им нужно приспосабливаться к привычкам друг друга, к сокращению личного пространства.

Бытовые проблемы в итоге могут привести к разрыву. Зато хорошие отношения с партнером и друзьями – два наиболее существенных фактора по шкале Каннера, которые улучшают наше состояние и помогают бороться со стрессами.

Осознание чувств партнера, понимание, как ваши действия влияют на окружающих, – все это уменьшает риск стресса в отношениях. Но постоянный поиск компромиссов может иметь и обратный эффект.

8. Смерть близких

Шок от потери или страха потери близкого человека – очевидный стрессовый фактор. Забота об умирающем, организация похорон и другие ситуации, связанные с этим печальным событием, безусловно усиливают стресс. Кроме того, нужно время, чтобы приспособиться к отсутствию человека в вашей жизни.

Травма, вызванная событиями в прошлом, может сказываться долгие годы. Примерно у трети людей, попавших в травматическую ситуацию, впоследствии развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

www.psychologies.ru

Причины стресса или стресс факторы

В стрессовой ситуации нам некогда размышлять о ее причине, хотя очень важно точно указать фактор, который спровоцировал стресс. Обычно причиной стресса бывают

•особенности характера — эта непреодолимая сила, которая побуждает нас реагировать на внешнее воздействие определенным образом, иногда излишне эмоционально;

•напряжение на работе — необходимость выполнить работу в сжатые сроки и в условиях, которые препятствуют нормальной производительности труда;

•жизненные невзгоды, тяжелая утрата, развод, долги или изменение обстоятельств, которые выявляют предел наших возможностей и заставляют нас пересмотреть свое отношение к жизни.

Особенности характера как причина стресса

Черты нашего характера задают стиль поведения на работе, влияют на все, что бы мы ни делали. Способ организации работы, время ее выполнения, отношения с коллегами — все это зависит от характера человека.

В спокойной обстановке положительные черты оказываются эффективными. В состоянии стресса они могут приобретать отрицательную полярность, доводя нас до крайностей.

Вот некоторые особенности характера, которые определяют стиль поведения.

Эта черта позволяет выполнять большое количество работы за короткий срок. В спокойной обстановке благодаря настойчивости, максимально сконцентрировавшись на поставленной задаче, человек быстро и хорошо справляется с работой, хоть и рискует исчерпать свой энергетический потенциал. В стрессовом состоянии настойчивый человек выполняет меньший объем работы с большим количеством ошибок.

Заставляет нас соответствовать высоким стандартам и стремиться к совершенству. Но в состоянии стресса человека не удовлетворяет качество работы его коллег, поэтому в стремлении справиться со всеми делами самостоятельно он неизбежно оказывается завален работой. К тому же он не принимает во внимание тот факт, что на выполнение работы уходит слишком много времени и сил.

Прекрасное качество, если оно не превращается в угодливость и излишнюю предусмотрительность. Желание всем угодить, неправильно истолкованное другими людьми, обычно приносит только огорчение.

Вы с энтузиазмом беретесь за любое дело и готовы взвалить на себя все. Не стоит прилагать чрезмерные усилия, выполняя работу, которая вам и так по плечу. Находясь в состоянии стресса, вы возьмете на себя слишком много и не сможете довести дело до конца.

Это свойство, характеризующее сильного и заинтересованного в работе человека. Решительные люди не теряются в самой сложной, критической ситуации, но в состоянии стресса предпочитают бороться в одиночку, хотя в этот момент им как никогда нужна помощь.

Разумеется, поведение человека может определять не один, а целый комплекс черт. Нужно признать, что положительные качества тоже могут препятствовать выходу из стрессовой ситуации. Трудно изменить свой характер, но можно корректировать поведение, подобно тому как приглушают слишком громкий звук радио.

Напряжение на работе как причина стресса

Продолжительное напряжение на работе, причина которого не ясна, усиливает стресс. Большинство людей считают, что небольшая встряска идет им на пользу. Они могут точно определить источник стресса, признают существование факторов, вызывающих стресс, и успешно регулируют их воздействие. Те м же, кто не способен определить источник стресса, трудно научиться управлять им. В профессиональной деятельности чаще всего проявляются следующие факторы стресса.

•Попытка соответствовать недостижимым стандартам. Как только предъявляемые требования начинают превышать возможности и ресурсы человека — имеются в виду продолжительная работа без отдыха, слишком короткий срок для выполнения большого объема работы, неожиданные трудности — возникает чрезмерное напряжение.

•Работа в постоянно меняющихся условиях. Неожиданное изменение задачи становится нормой. Перечень ваших профессиональных обязанностей изменяется до бесконечности, нет четкого представления о порядке и сроках выполнения работы, исчезает уверенность в положительном результате, возникают демотивация и тревога.

•Переживание нестабильности работы вызывает неуверенность в себе и страх за свое будущее. Это приводит к сильной тревоге, которая снижает производительность труда. Настроение портится, возникает депрессия.

•Работа с неприятными людьми. Натянутые отношения с коллегами вызывают чувство отверженности и разочарования. Результатом станут снижение производительности труда и эмоциональная подавленность.

•Слишком большая ответственность заставляет вас постоянно волноваться, вы начинаете сомневаться в своих способностях, и принимать решения становится все сложнее.

•Чрезмерная нагрузка приводит к рассеянности и дезорганизованности. Стремясь в срок выполнить огромный объем работы, вы стараетесь установить четкую очередность выполнения задач. Но когда физические силы на исходе, эта попытка дает противоположный эффект.

В большинстве ситуаций мы реагируем на растущее напряжение не так, как хотелось бы. Потеря самоконтроля ускоряет развитие стресса: отход от идеалов, растущее недовольство, чувство поражения и, как неизбежность, еще больший стресс.

Если, испытав необычайное давление, вы найдете время проанализировать рабочую обстановку, это позволит вам точно определить причину стресса и принесет облегчение. По крайней мере, найдя причину, вы не будете усугублять стресс мыслями о собственной вине.

Жизненные невзгоды как причина стресса

В течение жизни мы переживаем множество взлетов и падений, постоянно сталкиваемся с переменами и трудностями (все это часть нашей жизни), привыкая переносить запредельное напряжение, как моряк привыкает ходить по раскачивающейся палубе. Чтобы научиться сопротивляться стрессу, нужно определить, какие именно события его провоцируют.

Подумайте над тем, что вызывает у вас сильный стресс.

•Значительные события. Смерть близких родственников, развод или разлука супругов, оскорбление или болезнь — все это, безусловно, приводит к стрессу. Кардинальные жизненные перемены, например свадьба или переезд в новый дом, хоть и не приносят горя и боли, и даже приятны, все же оказывают стрессовое воздействие.

•Ежедневные огорчения. В отличие от значительных событий, от которых со временем можно оправиться, текущим неприятностям, таким как поездка в общественном транспорте или невозможность

сосредоточиться на важной мысли, трудно противостоять. Каждый день мелкие неприятности выстраиваются в очередь, чтобы взвинтить или расстроить нас, — и этого невозможно избежать. Маленькие огорчения, постоянно расходуя наши внутренние ресурсы, причиняют куда больше вреда, чем мы думаем.

• Старение. Приспособиться к возрастным физическим и психическим изменениям намного сложнее, чем кажется. Эти изменения становятся источником стресса, особенно в середине жизни, когда снижается количество вырабатываемых гормонов. (У мужчин возрастные физиологические изменения происходят постепенно, начиная приблизительно с 35 лет, у женщин процесс старения протекает быстрее, в течение 5-10 лет, но позже — после сорока лет.) Старение отрицательно влияет на физическое состояние и поведение: ухудшается кратковременная память, понижается жизненный тонус.

Все эти события составляют яркие и полные впечатлений страницы нашей жизни, стало быть, мы должны уметь справляться с их воздействием. Ведь фактически к любым изменениям приходится приспосабливаться, что само по себе является стрессом.

Накапливание стресс-факторов

Утрата способности к самоконтролю — результат накапливания факторов стресса, их совокупный эффект. Если бы стрессовые ситуации возникали поочередно, возможно, мы с легкостью справлялись бы с ними. Одновременное действие множества факторов вызывает сильнейшее напряжение, от которого непросто избавиться.

Вначале может показаться, что вы неплохо владеете собой, несмотря на нервную атмосферу на работе и мелкие проблемы. Однако высокое напряжение постепенно уменьшает запасы вашей энергии, и вы теряете способность быстро восстанавливать душевное равновесие. Спустя какое-то время вы начинаете понимать, что ваше самочувствие ухудшилось, и это может привести к физическому истощению.

mirrosta.ru

Стресс и стрессогенные факторы в жизни ребенка

При всей опасности материнской депривации есть другие условия и факторы, которые могут негативно влиять на развитие ребенка. Этот вопрос целесообразно рассмотреть в русле обсуждения проблемы стресса и стрессогенных факторов в его жизни.

Длительное ограничение удовлетворения человеком его биологических, социальных или эмоциональных потребностей в достаточно широком круге исследований получило название стресса. Оно достаточно близко к понятию депривации. Возникновение стресса объясняется несоответствием между требованиями среды и способностями человека к адекватному реагированию на них. Основные акценты исследователей, работающих в этой парадигме, связаны с изучением появления невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Использование понятия стресса расширяет список факторов, которые могут негативно влиять на детское развитие, и заставляет дифференцировать их стрессогенность в зависимости от возраста. Более того, это позволяет заметить, что один и тот же фактор из условия оптимального развития в одном возрасте может превратиться в стрессогенный – в другом.

В младенчестве главным фактором стресса является лишение ребенка матери или нарушение отношений с нею. В раннем возрасте качество отношений с матерью тоже существенно, но если для младенца очень важна близость матери, то теперь ребенок осваивает возможность самостоятельного существования. Заботливой хорошей матери, которая в младенчестве прекрасно удовлетворяла все потребности малыша, нужно ослабить свою опеку, позволить ребенку быть не всегда чистым, не всегда ласковым, не всегда послушным. Если мать стремится остаться в слиянии с ребенком, сохранить младенческую тщательную заботу, проявляет очень много внимания к питанию, чистоте ребенка, то тем самым она не дает ему достаточно «воздуха» для развития.

Но наиболее тяжела для ребенка ситуация, когда мать то «душит его в своих объятиях», то относится к нему не по возрасту требовательно, проявляя недовольство тем, что он не соответствует ее представлениям о хорошем ребенке. В данном случае ребенок просто не знает, чего ожидать от матери – шлепка или конфеты. Такая неопределенность является стрессовым фактором даже для взрослого и уж тем более для ребенка. В подобной ситуации возможно появление серьезных заболеваний вплоть до детского онанизма. Одно из наиболее вероятных психосоматических проявлений раннего возраста – запор. Родители на это либо не обращают внимания, либо связывают данное расстройство пищеварения с нарушениями питания. Безусловно, разовые запоры можно рассматривать именно так, но вот склонность к запорам может быть следствием эмоционального дискомфорта.

На втором-третьем годах жизни может появиться извращение аппетита (симптом Пика), когда ребенок употребляет в пищу несъедобные вещества: уголь, золу, штукатурку и т.п. У очень эмоциональных детей может возникать психогенная рвота (основанная на эмоциональном неблагополучии), у некоторых детей – демонстративная рвота (с целью привлечь внимание). Но чаще всего в этом возрасте рвота используется ребенком в качестве средства протеста против каких-либо действий родителей. Естественно, ребенок делает это неосознанно и потому наказания тут не помогут.

Частое заболевание вирусными болезнями также носит психосоматический характер. У некоторых детей подобные заболевания принимают хроническую форму (бронхит, отит и т.п.), поэтому взрослым стоит последить за тем, какие события в жизни ребенка вызывают у него болезнь.

Для дошкольников (от трех до шести лет) важнейшей становится потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Теперь ребенку важно не только чувствовать себя любимым, но и ощущать свое внутреннее единство с близкими людьми, иметь возможность делиться с ними своими мыслями, переживаниями; понимать, что он нужен окружающим и значим для них, что они принимают его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.

В качестве стартовой для появления психосоматических симптомов может стать ситуация начала посещения детского сада. Наиболее тяжело приспосабливаются к изменившимся условиям дети в возрасте от шести месяцев до двух лет. Они труднее всего адаптируются к детскому саду и больше всего болеют. На третьем году жизни нервная система ребенка приобретает бо́льшую гибкость, организм становится сильнее, поэтому ему легче приспособиться к новым условиям. Однако для большинства детей даже после трех лет поступление в детское учреждение является стрессом. Две трети детей при этом испытывают страх, у половины наблюдаются приступы гнева. Примерно на третий день пребывания ребенка в саду отрицательные эмоциональные проявления усиливаются, снижается речевая активность: ребенок меньше и хуже говорит. У плохо адаптирующихся детей в среднем на четвертый день наступают срывы, ребенок может заболеть. Благоприятная адаптация завершается обычно в период между 11 и 24 днями после поступления в детское учреждение, хотя ее сроки могут быть и бо́льшими в зависимости от индивидуального стиля реагирования ребенка на стресс, в том числе от его темперамента. Дети с нерегулярным ритмом сна, питания, дефекации, медленным привыканием к новым видам пищи потребуют больше внимания и терпения со стороны родителей и воспитателей. Слишком резкое давление на детей в плане быстрого приспособления к детскому саду может не только вызвать у них заболевания, но и привести к формированию нежелательных проявлений: страха темноты, вспышек гнева, лживости.

Адаптация к детскому саду затрудняется, если ребенок дома привык к ласковому демократичному общению с родителями, а воспитатель склонен к авторитарному жесткому взаимодействию с детьми. У некоторых детей полноценная адаптация так и не осуществляется. Ребенок перестает болеть после смены группы или детского сада и воспитателя.

Но не только разлука с родителями может стрессогенно действовать на ребенка. Дошкольники уже хорошо ориентируются в мире человеческих отношений, которые вызывают у детей разные чувства, причем не всегда позитивные. Неумение ребенка выразить негативные чувства нередко становится причиной заболеваний.

Как отмечают исследователи, у детей дошкольного, а также школьного возраста проявления психосоматических расстройств становятся разнообразнее и сложнее. Наряду с расстройствами аппетита, тучностью, запором, недержанием кала, которые характерны для маленьких детей, могут возникнуть бронхиальная астма, расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли, недержание мочи, кожные поражения и другие соматические заболевания, вызванные сильными негативными переживаниями ребенка.

У некоторых дошкольников может наблюдаться лихорадка неясного происхождения: либо относительно сильное (до 39 °С) кратковременное повышение температуры, либо долгое и незначительное (37,1–37,5 °С). Подобное состояние считается неясным, если не обнаруживаются его причины – общие инфекционные заболевания или местные воспалительные процессы, либо если температура не измерялась после физической нагрузки или перегревания ребенка. Считается, что это реакция организма на какой- либо стрессовый фактор, например помещение ребенка в больницу, дискомфорт в детском саду или в семье.

Эмоционально чувствительные дети могут испытывать боли в животе. Их называют пупочными коликами, поскольку чаще всего они возникают в области пупка, но могут быть и в других частях тела. Такие боли появляются во время еды или после нее в тех случаях, если ребенок не может удовлетворить какие-либо важные для себя потребности, например, получить столько внимания мамы, сколько ему требуется.

У дошкольников, так же как и у детей более младшего возраста, может возникать психогенная рвота даже при отсутствии нарушений в деятельности желудочно-кишечного такта; обычно она провоцируется гневом или страхом. У некоторых детей рвоты могут повторяться в течение определенного времени.

Страх или другие сильные переживания могут стать причиной поноса или запора. Переживание ревности, тревоги, боязнь отрыва от близких, обида на них или других людей могут вызывать энкопрез – непроизвольное отхождение кала, когда пачкается белье или это совершается в неподходящем месте. В народе такое явление называют «медвежьей болезнью»; оно может быть как разовым, сопровождающим сильное переживание, так и повторяющимся.

Длительный эмоциональный дискомфорт может провоцировать заболевание астмой. Острый приступ у больного ребенка часто вызывается эмоциональным стрессом, в то время как положительный эмоциональный фон препятствует наступлению приступа. Нередко столь серьезный психосоматический «крик» ребенок включает в наиболее трудных для себя случаях: при разводе родителей или их постоянных конфликтах, недостаточной эмоциональной включенности их в жизнь ребенка или же, наоборот, при слишком сильной гиперопеке. Но иногда этот «крик» обусловлен особенностями самого ребенка, такими как повышенная возбудимость, чувствительность, впечатлительность, пугливость.

Для детей младшего школьного возраста серьезным стрессовым фактором становится школа. Ввиду ее особой значимости, важнейшей потребностью ребенка является наличие учебного успеха даже тогда, когда сами родители на этом не настаивают. Недостаточный успех в школе может представлять для ребенка стрессовую ситуацию. Помимо плача и капризов, в том числе нежелания ходить в школу, ребенок приобретает новый язык сообщения о своем дискомфорте – лень, а точнее, то поведение, которое этим словом обозначают. Действительно, если что-то никак не получается и это вызывает сильные переживания, то для экономии ресурсов лучше ничего не делать, не стараться, сдерживать свою активность, казаться ленивым, но не неуспешным.

Д. Н. Исаев описывает несколько причин детских проблем данного возраста [1] . Первая из них связана с самим поступлением в школу, т.е. необходимостью приспособления к новой социальной роли, школьной дисциплине, работе на уроке. Трудность приспособления зависит от того, насколько правильно взрослые готовили ребенка к школе: привык ли он к посильному труду дома, умеет ли соблюдать установленные дома правила и т.д. Важным условием успешной адаптации к школе является наличие у ребенка навыков самообслуживания. Например, ребенок, который привык убирать свою постель, игрушки, умеет самостоятельно одеваться на прогулку, быстрее усваивает и школьные требования.

Но главный потенциальный источник детских болезней, как уже отмечалось, – недостаточная успешность в школе. И здесь важно не только реальное положение дел, а то, как сам ребенок воспринимает свои результаты: доволен ли он ими или у него есть более важные заботы? А может быть, он очень сильно переживает? Тогда обучение в школе может существенно повлиять на его здоровье. Дело в том, что технизация современного общества требует усложнения учебных программ и это резко увеличивает трудность усвоения школьных знаний. Действительно, современные учебники даже для первоклассников намного более сложные, чем были еще 10 лет назад. В особенно тяжелой ситуации находятся ученики гимназических классов, элитных школ, где имеются дополнительные уроки для изучения иностранных языков, т.е. учебная нагрузка выше.

Важным стрессовым фактором в школе является присутствие в ней элементов соревновательности. Практически в любой школе в первом классе – там, где, казалось бы, нет оценок, имеются «солнышки», «тучки», «звездочки» и другие значки, посредством которых учитель оценивает успех ребенка. У тревожных или очень сильно стремящихся к успеху детей это увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. Таким детям прямо противопоказаны конкурентные отношения. Сравнивая себя с другими, ребенок ощущает собственную малоценность, поэтому либо стремится во всем быть лучшим, либо обесценить успехи других.

Большой проблемой для ученика может стать появление у него страха перед учителем, который в этом возрасте воспринимается как «бог», т.е. является особо значимым лицом. Порог возникновения подобного страха различен. Например, особо чувствительный ребенок может испытывать сильный страх, если учитель повышает голос даже не на него самого, а на другого ученика в классе.

В ситуации особого внимания взрослых в плане возникновения психосоматических заболеваний в начальной школе должны находиться правополушарные дети и дети, которые испытывают социальные страхи.

Правополушарные дети, как правило, очень эмоционально чувствительны, и даже небольшой отрицательный стимул может быть для них источником стресса. Таким детям труднее учиться в школе, особенно в гимназии или лицее.

Дети с социальными страхами, т.е. боязнью не отвечать социальным нормам, ориентированы на достижение высокого результата в учебе, соответствие ожиданиям родителей. Если у такого ребенка что-то не получается настолько хорошо, как ему хотелось бы, это может вызвать психосоматическое расстройство. Особое беспокойство у таких детей вызывают контрольные мероприятия, поэтому накануне или во время подобных испытаний у них может сильно болеть голова, живот, появиться тошнота.

В очень сложной ситуации находятся дети, чьи родители предъявляют к ним требования, с которыми дети не могут реально справиться. Эмоционально чувствительные дети могут реагировать психосоматически на те или иные условия семейной ситуации, которые вызывают у них тревогу.

Подводя итоги обсуждению проблемы психосоматических заболеваний у детей и факторов, их вызывающих, важно отметить, что стресс – это не простое взаимодействие человека с окружающей средой, а сложный процесс, основанный на интеграции практически всех частей мозга, следовательно, он имеет и биологические и социальные предпосылки. В данном параграфе были рассмотрены социальные предпосылки стресса, потому что именно они определяют сферу деятельности психолога или педагога. В целом же проблему развития в условиях депривации необходимо рассматривать с учетом возраста ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей и условий социализации.

  • [1] См.: Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб., 2004.

studme.org