Стресс и стадии стресса по гансу селье

Стресс: основные положения концепции Г. Селье

Начало созданию концепции стресса ( Селье, 1979 ) положил обнаруженный в экспериментах Гансом Селье в 1936 г. «синдром ответа на повреждение как таковое» получивший название триада : увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников , уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез , так называемого тимико-лимфатического аппарата, точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

Вот как Селье описывает это управление стрессом: «Стрессор возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены), продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон ( АКТГ ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям: атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (легкодоступный источник энергии).

Другая типичная черта стрессовой реакции — образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, но автономная нервная система тоже играет роль в их появлении» . Возможность изменений, приводящих к увеличению коры надпочечников и уменьшению тимико-лимфатического аппарата, известна благодаря многочисленным экспериментальным исследованиям.

Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна по первому требованию и восполнима за счет второй — «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, Однако тезис об абсолютной необратимости затрат гипотетической «адаптационной энергии» в настоящее время является скорее символическим, чем экспериментально обоснованным. При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявления «триады стресса» изменяются по интенсивности.

Г. Селье выделяет три стадии этих изменений. Первая стадия развития стресса — мобилизация как бы по тревоге адаптационных возможностей организма — «стадия тревоги». Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Она проявляется уже в первой стадии стресса. «Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует «стадия резистентности». Эта вторая стадия — сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам. Ввиду того что «адаптационная энергия не беспредельна», рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает третья — «стадия истощения». «Мы до сих пор не знаем, что именно истощается, но ясно, что только не запасы калорий», на этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов организма, в третьей стадии эти сигналы — призывы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм.

При кратковременных сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса. Кратковременный стресс — это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно можно выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с ограниченным числом заметных проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс — бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации «глубоких». Если «поверхностных» резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации «глубоких» недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных «глубоких» адаптационных резервах.

Длительный стресс — постепенные мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т. е. отражаться, в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, «подстраиваться» к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно «включаются» процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершенствования диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассматривать как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами. В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса — стадия мобилизации адаптационных резервов («тревога»), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой функциональной системности организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стресса, т. е. стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения,, посвящены немногочисленные исследования,- проводившиеся либо в натурных условиях, что затрудняло получение достоверных и сопоставимых данных, либо в экспериментах с животными. При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т. п. пребыванием человека в экстремальных условиях — основные причины недостаточной его изученности.

Обращает внимание сходная суммарная продолжительность первых двух периодов стресса в различных экстремальных условиях. Если эти условия приближались к предельно переносимым для человека,- то суммарная продолжительность этих периодов в совершенно разных стрессогенных условиях в среднем составляла около 11 суток. Авторы исследований жизнедеятельности человека в крайне неблагоприятных для него условиях описывают период неустойчивой адаптации к этим условиям. Этот период может рассматриваться как третий период первой стадии развития стресса. Его продолжительность варьирует в широких пределах (до 20-60 суток).

humbio.ru

Концепция стресса Г. Селье

Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одной из главных функций психики он назвал уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Таким образом, центральной в концепции стресса
Г. Селье стала гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. В этом смысле стресс — это одно из естественных состояний человека. Стресс (от англ. stress — нажим, давление) — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды или трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни.

Исходными пунктами, вызывающими состояние стресса, являются стрессовые события или стрессоры. Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая
и низкая температура и т. п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.

Если рассматривать события в качестве стрессоров, то их можно систематизировать по размеру негативной значимости и по времени, требуемому на адаптацию. В зависимости от этого различают критические жизненные события, травматические стрессы, повседневные стрессоры или хронические стрессоры (Пушкарев А. Л. и др., 2000).

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:

1. Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.

2. Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вызывающих эмоциональную реакцию.

Г. Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным воздействием. Эустресс имеет положительный эффект, т. к. активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер. Эустрессом называется такая потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в его распоряжении ресурсами. Понятие дистресс отражает такие психические состояния
и процессы, при которых, по крайней мере, на какое-то время, соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу ресурсов.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

1) первая — аларм-стадия, или стадия тревоги,

2) вторая — стадия резистентности, или сопротивления,

3) третья — стадия истощения.

На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Эта фаза характеризуется тем, что человек перестает чувствовать заболевания, ощущать симптомы, которые относятся к разряду «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда,
к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

В это время энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги.

По образному сравнению Г. Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, эмоциональная и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций. При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей, стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев Д. Н., 2004).

1.2. Понятия «травма», «травматический стресс»,
«посттравматическое стрессовое расстройство»

Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о нем пишут в популярной и художественной литературе, ищут способы, как избежать, снять это состояние.

Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека, и травматический. Травматическим стресс становится, когда результатом воздействия стрессора является
нарушение в психической сфере.

В начале 80-х гг. возникло самостоятельное исследовательское направление, которое занимается экстремальными перегрузками, их преодолением и последствиями, в результате чего сложились такие понятия, как «травматические перегрузки», «травматический стресс» или, попросту, «психологическая травма». Но понятие травмы, несмотря на его частое употребление, определяется в основном в общих словах: событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (Freedy J. R., Hobfoll S. E., 1995). По DSM-IV(Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder — Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией). Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно — через значимых лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны.

Травматический стресс — это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997).

В. Г. Ромек, В. А. Конторович выделяют четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс:

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. Это состояние обусловлено внешними причинами.

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни.

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс (Пушкарев А. Л. и др., 2000).

Первая фаза — фаза психологического шока — содержит два основных компонента:

1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности.

2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза — воздействие — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение — эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы. » и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Данная фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо «процесс выздоровления», либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму. В последнем случае человек остается на второй фазе реагирования. При благополучном эмоциональном отреагировании возникает третья фаза — фаза нормального реагирования. Ее можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Фазы выхода из стрессового состояния

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.

Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это
непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я».Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD — Posttraumatic Stress Disorder) определяется как комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс. Предполагается, что симптомы могут появиться сразу после пребывания в травматической ситуации, а могут возникнуть спустя много лет.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств (Ромек В. Г., Конторович В. А., 2004):

острое, развивающееся в сроки до трех месяцев (его не следует смешивать с острым стрессовым расстройством, которое развивается
в течение одного месяца после критического инцидента);

хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травматизации.

В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией — посттравматическими личностными расстройствами (или PTPD posttraumatic personality disorder), что представляется достаточно логичным шагом, поскольку присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.

Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых
нарушений В. Г. Ромек, В. А. Конторович представляют следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Стадии формирования постстрессовых нарушений

Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля. Это вызывает сильное, порой непереносимое напряжение. И если это напряжение не снимается, то целостности психики угрожает реальная опасность. В общих чертах это и есть тот путь, по которому идет развитие посттравматического стрессового состояния.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные виды стрессов.

2. Какие стадии развития стресса выделил Г. Селье?

3. Какие характеристики отличают травматический стресс от «нормального»?

4. В чем различия между понятиями «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое расстройство»?

5. Опишите фазы психологического реагирования на травму.

6. Какие выделяют виды посттравматических стрессовых расстройств в зависимости от особенностей их течения?

7. Чем отличаются посттравматические стрессовые расстройства от посттравматических личностных расстройств?

8. Сформулируйте стадии формирования постстрессовых нарушений.

studopedia.org

Концепция стресса Ганса Селье

Ученый-биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) получил первое образование в Пражском университете на медицинском факультете. В дальнейшем продолжал обучение в Риме и Париже. В 1932 году эмигрировал в Канаду. Европа находилась на пороге войны. Канада стала его вторым домом, где он и описал теорию, весь труд своей жизни. Теория стресса Селье стала огромным вкладом в развитие современного общества каким мы его знаем сейчас.

Ганс Селье долгие годы возглавлял институт экспериментальной медицины и хирургии (с 1976 г. носит название Международный институт стресса).

Вопреки всеобщему мнению, термин «stress» (с англ. «давление») первым ввел вовсе не Селье, а американский физиолог Уолтер Кэннон. Он использовал его в своей теории об универсальной реакции выживания «бороться или бежать». Ганс Селье долгое время старался избежать использования термина «стресс». В своей первой работе в 1936 г. канадский физиолог описывает теорию «общего адаптационного синдрома». Подобное избегание было связано с популяризированным использованием термина, который обозначал нервно-психическое перенапряжение, тогда как теория канадского физиолога Селье описывала в том числе физиологические процессы.

Только спустя 10 лет, в 1946 году, Селье в полной мере вводит в свои труды термин «стресс» обозначая открытое им общее адаптационное напряжение (ОАН).

Первые открытия

Задолго до канадца Ганса Селье — во второй половине 19 века — ученый, француз Клод Бернар впервые открыл постоянство процессов внутри живого организма при любых изменениях внешней среды, а через 50 лет Кэннон ввел понятия «гомеостаз» и «стресс».

Кэннон обнаружил, что при эмоциональных и физических потрясениях происходит повышение артериального давления, усиливается дыхание. Все процессы направлены на увеличение притока крови к внутренним органам и максимальное насыщение их кислородом. Именно эта реакция (стресс) и поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаза).

В 1926 году, будучи студентом второго курса, Ганс Селье впервые обнаружил стереотипный ответ организма на раздражитель любого характера. Его заинтересовало, почему у пациентов с разными диагнозами наблюдается совпадение множества симптомов. При инфекциях, повреждениях костной системы, онкологических заболеваниях присутствует потеря аппетита, снижение мышечной массы, апатия, бледность кожных покровов, общая слабость организма.

Однако, эти наблюдения были незаслуженно забыты. К своему открытию физиолог вернулся только спустя 10 лет, в 1936 г. Ставя лабораторные опыты на животных, ученый обнаружил, что процессы внутри организма животного, вызванные инъекциями вытяжек из желез, идентичны процессам, вызванным травмами, инфекциями, нервным перевозбуждением и другими заболеваниями. Селье называет эту реакцию «синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В дальнейшем этот синдром получил известность как «общий адаптационный синдром (напряжение)», а также как «синдром биологического стресса».

В 1936 г, в журнале «Nature» вышла первая небольшая публикация, описывающая «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Эта публикация стала важной вехой в жизни ученого, началом всемирной известности теории стресса.

Концепция Селье оказала значительное влияние на многие научные направления. Стресс, как реакция, рассматривается в медицине, психологии, социологии и других областях науки о человеке.

Природа стресса

Стресс – сейчас каждый использует этот термин, называя так любое нервное напряжение, испуг и даже усталость. В популярной психологии описывается множество способов избавления от стрессового перенапряжения и утверждается, что стресс мешает полноценной жизни человека. Но что же вкладывал в это понятие сам ученый? Стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание, от инфаркта до рака. Однако так ли страшен этот процесс? Как утверждал Селье «стресс это не только зло, не только беда, но и великое благо, ведь без стрессов различной природы наша жизнь была бы скучна и однообразна».

По теории Селье, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, сколько важнейший процесс адаптации, тренировки организма. Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.

Изначальное значение термина «стресс» — это реакция организма на внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма. Такие раздражители носят название «стрессоры». К стрессорам относятся изменения окружающей среды (температурные изменения, изменения влажности), столкновение с другими живыми существами (нападение диких животных), внутренние процессы в психике человека, социальные условия и так далее.

Для первобытного человека стрессорами являлись в основном внешние факторы (голод, холод, нападение зверей). Именно благодаря этим факторам организм человека выработал типичный ответ на стрессор, который состоял в мгновенной мобилизации организма для противостояния. Сегодня, как и в первобытные времена, организм человека отвечает на раздражители реакцией мобилизации. Активизируется эндокринная функция, в кровь выбрасываются соответствующие гормоны, и тело получает ресурс для борьбы или бегства.

Но не только большое количество раздражителей действует на организм разрушительно. Отсутствие либо нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни. Например, дети растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.
Само отсутствие впечатлений может стать негативным стрессором. В психологии апатию и потерю интереса к жизни связывают с недостатком впечатлений. Скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.

Стадии стресса

Ганс Селье разделял стрессовую реакцию организма на три стадии:

  1. Стадия тревоги.
  2. Стадия резистентности.
  3. Стадия истощения.

При появлении раздражителя организм испытывает тревогу, включается мобилизующая функция. Если стрессор сильный, то уже на стадии тревоги живое существо может погибнуть (пример: пожар и долгое воздействие высоких температур, сильный испуг приведший к остановке сердца).

Если адаптационных ресурсов в организме достаточно, наступает черед стадии резистентности. На этом этапе признаки тревоги практически отсутствуют, уровень сопротивляемости организма повышается. Слабое и долгосрочное воздействие стрессора приводит к тому, что этап резистентности заканчивается приспособлением организма и приобретением новых качеств, усилением адаптивности.

Сильное, длительное воздействие агрессивного фактора приводит к стадии истощения. Возвращаются симптомы стадии тревоги, но уже не кратковременные, а приводящие к патологическим изменениям в организме.

Преимущества концепции Селье

Преимуществом теории Селье считается то, что она собирает в единую картину множество разрозненных реакций и симптомов. Такой подход позволяет целостно оценивать всю цепочку адаптационного синдрома.
В своей книге «Стресс без дистресса», Селье подводит итог своей работе, давая такое определение стрессу: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор».
Почему же ученый называет стресс – неспецифическим ответом организма? Дело в том, что любые агрессивные факторы вызывают специфическую реакцию – при повышении температуры окружающей среды тело потеет, охлаждая организм, а в мороз кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, таким образом уменьшаются теплопотери. При угрозе физическому здоровью извне организм мобилизирует мышцы для бегства. Любое лекарство, которое мы принимаем, обладает собственным, специфическим воздействием.

Однако, кроме специфических реакций на каждое агрессивное воздействие, в организме человека происходят также и неспецифическая реакция на каждое воздействие. Эти реакции призваны восстановить нормальный баланс организма за счет повышения адаптивности. Именно эти реакции и составляют сущность стресса. Неспецифичные реакции организма объединяют все виды воздействий, дают целостную картину и позволяют влиять на процесс стресса, изучать его и оказывать помощь пациентам.

Академик В.В. Парин высказывает по этому поводу мнение, что теория Селье в корне изменила подход ко многим заболеваниям, а взгляды ученого нашли самое широкое распространение. Труд жизни канадского физиолога по праву считается одним из фундаментов в развитии современной медицины и психологии.

Критика теории Селье

В своей концепции Селье не рассматривал роль центральной нервной системы в механизмах стресса. По мнению многих ученых от медицины и психологии, это является недостатком теории. Однако физиолог признавал, что роль ЦНС недооценена, но сосредоточил исследование своей жизни вокруг эндокринной системы человека.

Последователи Селье признают участие центральной нервной системы в механизмах развития и возникновения стресса, высказывая предположение, что стрессор в первую очередь влияет на нервную систему, которая в свою очередь запускает ответ эндокринной функции. Подобное развитие теории стресса Селье подтверждается многими исследованиями в области психологии. Опыт жизни многих людей показывает, что реакция организма на стресс существенно зависит от состояния психики, от того как сам человек воспринимает происходящее.

Видео: Наталья Кучеренко, психолог, лекция на тему «Стрессы»


ostresse.ru