Стресс и стрессоустойчивость студентов

Антропова К. А., Колесникова А. А.

Южный федеральный университет

Актуальность исследования заключается в том, что современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Они недостаточно адаптированы к трудностям самостоятельной жизни, с тревогой относятся к перспективам своей учебной деятельности, к перспективам профессиональной жизни в дальнейшем. Проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются спутниками студенческой жизни. Большинство студентов не имеет достаточного опыта совладания со стрессовыми ситуациями в сфере учебной деятельности, в бытовой сфере.

Цель исследования:изучить стрессоустойчивость студентов.

Задачи: рассмотреть, что такое «стресс», «стрессоры» и «стрессоустойчивость», изучить виды, стадии и причины стресса у студентов, проанализировать уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стрессов у студентов.

Стресс – это функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов [2]. Проявления стресса: нарушение психомоторики; изменение образа жизни; профессиональные изменения; нарушение социально-ролевых функций; ухудшение памяти и внимания; нарушение логики мышления, снижение творческого потенциала и т.д.; объективные изменения (повышение частоты пульса, боли в сердце и других органах); эмоциональные проявления (раздражительность, агрессия).

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности): происходит адаптация к новым условиям. Повышается стрессоустойчивость организма за счёт расходования резервных запасов организма, а они не безграничны;

Стрессоустойчивостъ у студентов — комплексное свойство личности, которое характеризуется необходимой адаптацией студента к воздействию внешних и внутренних факторов в процессе учебной деятельности.

Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение стрессоустойчивости у студентов. Мы использовали Тест на стрессоустойчивость, замеряющий уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стресса. В нашем опросе приняли участие 65 студентов обоего пола в возрасте от 18 до 21 года.

Результаты опроса показали, что:

  • 57% студентов и 28% студенток имеютвысокий уровень стрессоустойчивости, который выражается в высоком уровне работоспособности, нормальном соматическом состоянии, нормальной деятельности познавательных психических процессов, в высокой самооценке в стрессовых ситуациях учебной деятельности;
  • 35% студентов и 36% студенток имеют средний уровень стрессоустойчивости;
  • 8% студентов и 36% студенток имеют низкий уровень стрессоустойчивости.
  • Стеснительность, робость, застенчивость;
  • Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах;
    • Головные боли, повышенная утомляемость.
    • Деструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – вкусная еда, на втором – агрессия (выплеснуть зло на другого человека), на третьем – сигареты. Причем у студенток это проявляется в большей степени.

      Конструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – общение с друзьями или любимым человеком, на втором – сон, отдых, смена деятельности, на третьем – анализ своих действий, поиск других вариантов.

      Результаты исследования показали, что проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов, педагогов и психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

      1. Суворова В.В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208с.
      2. Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

        webcache.googleusercontent.com

        Учебный стресс – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала. Обучение в высшем учебном заведении – это стресс для многих студентов.

        Стрессоустойчивость – представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности.

        В нашем исследовании приняли участие студенты пятого курса факультета татарской филологии. Всего в тестировании приняло участие 30 студентов.

        В исследовании была использована авторская методика «Тест на стрессоустойчивость» [1]. Тест состоит из шести блоков вопросов. Оценивать вопросы нужно было по 10-бальной системе. Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели – от 15 до 30 баллов. Мы получили среднее значение на группу 27 баллов, то есть студенты довольно правильно реагируют на высокие цены, строгих преподавателей, правительство, депутатов, внезапно испортившуюся погоду.

        Вторая шкала теста выявляет качества, которые выражены у студентов. К таким качествам относятся: стеснительность, робость, застенчивость, страх перед будущим, излишне серьезное отношение к учебе. Эти качества показывают выраженность все усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели – от 14 до 25 баллов. Мы получили среднее значение по группе – 21 балл, то есть, склонность все усложнять, что может приводить к стрессам, выражена в пределах нормы.

        Четвертая шкала определяет деструктивные способы преодоления стресса. К таким способам относят алкоголь, телевизор, вкусную еду, агрессию. Средние показатели – от 10 до 25 баллов. В нашем исследовании мы получили 12 баллов, что также выражено в пределах нормы.

        Далее мы выявили уровень стрессочувствительности – показатель, обратный стрессоустойчивости. Чем выше показатель данного теста, тем ниже стрессочувствительность человека. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 считается удовлетворительным. Наш показатель – 75 баллов, то есть стрессочувствительность выражена в пределах нормы.

        Затем мы подсчитали показатель динамической чувствительности к стрессам. Нормой считается показатель от 35 до 85 баллов. Мы получили выраженность показателя в 57 баллов, что в пределах нормы.

        Таким образом, проведенное исследование на стрессоустойчивость со студентами пятого курса показало, что по всем параметрам выраженность стрессоустойчивости выражена в пределах нормы. Хотя анализируя ответы студентов, можно увидеть, разные результаты. Например, по первой шкале, которая определяет повышенную реакцию на обстоятельства, три студента имеют повышенный уровень, что составляет 10 % от общего числа.

        www.top-technologies.ru

        Стресс – это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. По данным Всемирной организации здравоохранения 45 % всех заболеваний связанно со стрессом. По материал американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40 % японских учителей, пятая часть рабочих Великобритании, 45 % наемных рабочих США.

        Учебный стресс – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала. Обучение в высшем учебном заведении – это стресс для многих студентов.

        Стрессоустойчивость – представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности.

        В нашем исследовании приняли участие студенты пятого курса факультета татарской филологии. Всего в тестировании приняло участие 30 студентов.

        В исследовании была использована авторская методика «Тест на стрессоустойчивость» [1]. Тест состоит из шести блоков вопросов. Оценивать вопросы нужно было по 10-бальной системе. Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели – от 15 до 30 баллов. Мы получили среднее значение на группу 27 баллов, то есть студенты довольно правильно реагируют на высокие цены, строгих преподавателей, правительство, депутатов, внезапно испортившуюся погоду.

        Вторая шкала теста выявляет качества, которые выражены у студентов. К таким качествам относятся: стеснительность, робость, застенчивость, страх перед будущим, излишне серьезное отношение к учебе. Эти качества показывают выраженность все усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели – от 14 до 25 баллов. Мы получили среднее значение по группе – 21 балл, то есть, склонность все усложнять, что может приводить к стрессам, выражена в пределах нормы.

        Третья шкала выявляет предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели – от 12 до 28 баллов. Мы получили 15 баллов, что означает также нормальную выраженность предрасположенности к психосоматическим заболеваниям.

        Пятая шкала определяет конструктивные способы преодоления стресса. С таким способам можно отнести сон, отдых, общение с друзьями, физическую активность, изменение своего поведения. Средние показатели от 23 до 35 баллов. Мы получили значение 24 балла, что выражено в пределах нормы.

        Таким образом, проведенное исследование на стрессоустойчивость со студентами пятого курса показало, что по всем параметрам выраженность стрессоустойчивости выражена в пределах нормы. Хотя анализируя ответы студентов, можно увидеть, разные результаты. Например, по первой шкале, которая определяет повышенную реакцию на обстоятельства, три студента имеют повышенный уровень, что составляет 10 % от общего числа.

        От самого студента зависит, каким будет образ его жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

        Стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени.

        Стресс и стрессоустойчивость студентов Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

        Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Курясев Игорь Анатольевич

        Рассмотрены понятия стресса и стрессоустойчивости . Проведен обзор исследований в области изучения стресса и методов повышения стрессоустойчивости студентов высших учебных заведений, а также определены актуальные направления исследования в данных областях.

        Stress and resistance to stress of students

        Concepts of a stress and resistance to stress are considered. The review of researches in the field of studying of a stress and methods of increase of a resistance to stress of students of higher educational institutions is carried out, and also the actual directions of research in these areas are defined.

        Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Курясев Игорь Анатольевич,

        Текст научной работы на тему «Стресс и стрессоустойчивость студентов»

        СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ

        Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 109093

        Рассмотрены понятия стресса и стрессоустойчивости. Проведен обзор исследований в области изучения стресса и методов повышения стрессоустойчивости студентов высших учебных заведений, а также определены актуальные направления исследования в данных областях.

        Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, техногенная сфера, загрязнение окружающей среды, адаптация человека, студенты, учебные нагрузки.

        Технический прогресс и постоянно возрастающий темп развития современно общества накладывает свой отпечаток на состояние окружающей нас природной среды. Созданная человеком техносфера входит во все большое взаимодействие с биосферой образуя так называемые урбанистические системы, что, в свою очередь, приводит к загрязнению окружающей среды и разрушению естественных экосистем. Изменение естественной окружающей среды выражается не только в токсическом воздействии загрязняющих веществ на организм человека, но также отражается на психологическом состоянии и является результатом стресса [5].

        Концепция стресса была предложена Г. Селье в 1936 г. Согласно этой концепции при действии факторов стрессового характера в организме возникает так называемый общий адаптационный синдром неспецифической приспособительной реакции, направленной на поддержание равновесия и постоянства внутренней системы организма или так называемого гомеостаза [10]. В случае если действующий фактор оказывает незначительное воздействие, то организм сохраняет высокие функциональные возможности. В противном случае происходит перенапряжение регуляторных систем и истощение адаптационных сил организма. Как считает Н.Н. Василевский, адаптация человеческого организма заключается не только в поддержании структурного и энергетического равновесия, но и равновесия информационных процессов [4]. Таким образом, любое информационное воздействие — это изменение внешней или внутренней среды и, как следствие, изменение психической деятельности и поведения с целью сохранения гомео-стаза [2].

        Техногенное преобразование естественной окружающей среды, в свою очередь, привело к появлению ряда принципиально новых для него видов воздействий, связанных прежде всего с информационными технологиями, ускоренным темпом жизни, увеличением количества событий, происходящих за единицу времени, возникновению большего числа непредвиденных ситуаций, к которым человеку необходимо адаптироваться, что приводит к частому, а иногда и хроническому переживанию состояния стресса [6].

        Особенно актуальна проблема стресса в сфере высшего профессионального образования. Учебная деятельность студентов всегда была связана с высоким уров-

        Курясев И.А. Стресс и стрессоустойчивость студентов

        нем стрессорных нагрузок, а воздействие стресс-факторов современной окружающей среды дополнительно увеличивает данную нагрузку. Довольно часто неудовлетворительный уровень психофизиологической адаптации к учебному процессу наблюдается у студентов на 1 и 2 курсах [6; 8; 9]. Медицинские обследования студентов, проведенные в последние годы, выявляют неуклонный рост их заболеваемости [11]. У студентов также наблюдается частое нарушение эмоциональной, когнитивной, поведенческой и мотивационной сфер деятельности, что, по мнению ряда ученых [2; 3], связано с повышенным стрессом и со сниженным уровнем стрессоустойчивости [1].

        Стрессоустойчивость представляет собой сложную системную характеристику человека, которая отражает его способность успешно осуществлять свою деятельность в сложных и экстремальных условиях. Согласно Б^. Варданяну, стрес-соустойчивость можно определить как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» [3; 7].

        Как считает А.Л. Церковский, в настоящее время менее освещена в научных публикациях, чем проблема стресса [13]. Несмотря на это, в последнее время все больше внимание ученых уделяется разработке и исследованиям различных методик повышения стрессоустойчивости. Большинство проводимых исследований методов повышения стрессоустойчивости посвящено изучению работающего населения и вопросам профессионального стресса. Однако, по мнению А.А. Андреевой, исследования в области повышения стрессоустойчивости студентов не менее актуальны, так как уровень стрессоустойчивости связан с успешностью учебной деятельности студентов и их отношением к процессу обучения и, как следствие, влияет на подготовку конкурентно способных и профессиональных работников [1]. М.Л. Хуторян в своей работе доказывает, что при применении антистрессовых стратегий перед экзаменами значительно повышается стрессоустой-чивость студентов во время интеллектуальных испытаний [12], а по данным И.А. Комаровой, у студентов, прошедших единичный курс воздействия эфирными маслами, наблюдалось более низкая активность симпатической нервной системой

        по сравнению с контрольной группой [7].

        Технический прогресс наряду с загрязнением окружающей среды также способствует изменению ее естественного состояния и появлению ряда не свойственных ранее человеку видов воздействия, в результате которых человек переживает состояние частого, а иногда и хронического стресса. В настоящее время особенно актуально изучение проблемы стресса среди студентов высших профессиональных заведений, в особенности обучающихся на 1 и 2 курсах. Проблема стрессоустой-чивости и методы ее повышения в настоящее время являются относительно малоизученными, однако весьма актуальными направлениями исследования, так как стрессоустойчивость связана с успешностью и эффективностью учебной деятельности студентов.

        Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2013, № 5

        [1] Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — Тамбов, 2009.

        [2] Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПБР СЭ, 2006.

        [3] Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. — М., 1983.

        [4] Василевский Н.Н. Информационное разнообразие физиологических процессов и его роль в механизмах адаптации и текущего функционального состояния // Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. — 1994. — Т. 80. — № 6. — С. 7—15.

        [5] Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 5. — С. 135—136.

        [6] Глебов В.В. Уровень пищевого и психофизиологического состояния студентов в условиях крупного города // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». — 2012. — № 2. — С. 45—50.

        [7] Комарова И.А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — Курган, 2009.

        [8] Кузьмина Я.В., Глебов В.В. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 6—2. — С. 305—307.

        [9] Самохвалов В.Г. Динамика психологической и физиологической адаптации студентов к учебным нагрузкам / В.Г. Самохвалов, А.Г. Самохвалов // Физиологические основы здоровья студентов: труды межведомственного научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. — М.: НИИ НФ им. П.К. Анохина РАМН, 2001.

        [10] Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

        [11] Спасова Н.В. Вегетативные дисфункции студентов. Перспективы восстановительного лечения / Н.В. Спасова, А.Н. Разумов, В.Б. Любовцев // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. — 2007. — № 3. — С. 48—51.

        [12] Хуторная М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — Тамбов, 2007.

        [13] Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник ВГМУ. — 2011. — Т. 10. — № 1.

        [1] Andreeva A.A. Stressoustojchivost’ kak faktor razvitiya pozitivnogo otnosheniya k uchebnoj deyatel’nosti u studentov: Avtoref. diss. . kand. psixol. nauk. — Tambov, 2009.

        [2] Bodrov V.A. Psixologicheskij stress: razvitie i preodolenie. — M.: PBR SE’, 2006.

        [3] Vardanyan B.X. Mexanizmy regulyacii e’mocional’noj ustojchivosti // Kategorii, principy i me-tody psixologii. Psixicheskie processy. — M., 1983.

        [4] Vasilevskij N.N. Informacionnoe raznoobrazie fiziologicheskix processov i ego rol’ v me-xanizmax adaptacii i tekushhego funkcional’nogo sostoyaniya // Fiziologicheskij zhurnal im. I.M. Sechenova. — 1994. — T. 80. — № 6. — S. 7—15.

        [5] Glebov V.V., Anikina E.V., Ryazanceva M.A. Razlichnye podxody izucheniya adaptacionnyx mexanizmov cheloveka // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2010. — № 5. — S. 135—136.

        [6] Glebov V.V. Uroven’ pishhevogo i psixofiziologicheskogo sostoyaniya studentov v usloviyax krupnogo goroda // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «E’kologiya i bezopasnost’ zhiznedeyatel’nosti». — 2012. — № 2. — S. 45—50.

        kypncee h.à. Стресс h cipeccoycroHHHBocTB ciygemoB

        [7] Komarova I.A. Korrekciya urovnya psixoe’mocional’nogo stressa u studentov vo vremya ucheb-nogo processa: Avtoref. diss. . kand. psixol. nauk. — Kurgan, 2009.

        [8] Kuz’mina Ya.V., Glebov V.V. Dinamika adaptacii inogorodnix studentov k usloviyam e’kologii stolichnogo megapolisa // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2010. — № 6—2. — S. 305—307.

        [9] Samoxvalov V.G. Dinamika psixologicheskoj i fiziologicheskoj adaptacii studentov k uchebnym nagruzkam / V.G. Samoxvalov, A.G. Samoxvalov // Fiziologicheskie osnovy zdorov’ya studen-tov: trudy mezhvedomstvennogo nauchnogo soveta po e’ksperimental’noj i prikladnoj fiziolo-gii. — M.: NII NF im. P.K. Anoxina RAMN, 2001. — S. 84—105.

        [10] Sel’e G. Stress bez distressa. — M.: Progress, 1979.

        [11] Spasova N.V. Vegetativnye disfunkcii studentov. Perspektivy vosstanovitel’nogo lecheniya / N.V. Spasova, A.N. Razumov, V.B. Lyubovcev // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizkul’tury. — 2007. — № 3. — S. 48—51.

        [12] Xutornaya M.L. Razvitie stressoustojchivosti studentov v usloviyax intellektual’nyx ispytanij: Avtoref. diss. . kand. psixol. nauk. — Tambov, 2007.

        [13] Cerkovskij A.L. Sovremennye vzglyady na problemu stressoustojchivosti // Vestnik VGMU. — 2011. — T. 10. — № 1.

        STRESS AND RESISTANCE TO STRESS OF STUDENTS

        Ecological Department Peoples’ Friendship University of Russia

        Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 109093

        Key words: stress, resistance to stress, technogenic sphere, environmental pollution, adaptation of the person, students, academic loads.

        Стресс и стрессоустойчивость студентов

        г. Таганрог, Россия

        Актуальность исследования заключается в том, что современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Они недостаточно адаптированы к трудностям самостоятельной жизни, с тревогой относятся к перспективам своей учебной деятельности, к перспективам профессиональной жизни в дальнейшем. Проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются спутниками студенческой жизни. Большинство студентов не имеет достаточного опыта совладания со стрессовыми ситуациями в сфере учебной деятельности, в бытовой сфере.

        Цель исследования:изучить стрессоустойчивость студентов.

        Задачи: рассмотреть, что такое «стресс», «стрессоры» и «стрессоустойчивость», изучить виды, стадии и причины стресса у студентов, проанализировать уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стрессов у студентов.

        В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический [3].

        Физиологический стресс представляет собой реакцию организма на воздействие физико-химических факторов среды. Психический стресс характеризуется развитием психических реакций. Выделяют два вида психического стресса: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., отмечаются изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

        1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги): организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, происходит мобилизация резервных сил организма;

        2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности): происходит адаптация к новым условиям. Повышается стрессоустойчивость организма за счёт расходования резервных запасов организма, а они не безграничны;

        3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения): если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего, процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью [1].

        Стрессоры или факторы, которые вызывают развитие стрессовой реакции, разделяют на три категории: первая категория — стрессорынам практически неподвластны (цены, погода, привычки и характеры других людей и т.д.); вторая категория – стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно влиять (наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем и т.д.); третья категория — события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы (беспокойства за будущее, переживания по поводу прошлых событий, которые мы не сможем изменить и т.д.).

        Стрессоустойчивостъ у студентов — комплексное свойство личности, которое характеризуется необходимой адаптацией студента к воздействию внешних и внутренних факторов в процессе учебной деятельности.

        Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение стрессоустойчивости у студентов. Мы использовали Тест на стрессоустойчивость, замеряющий уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стресса. В нашем опросе приняли участие 65 студентов обоего пола в возрасте от 18 до 21 года.

      3. 57% студентов и 28% студенток имеютвысокий уровень стрессоустойчивости, который выражается в высоком уровне работоспособности, нормальном соматическом состоянии, нормальной деятельности познавательных психических процессов, в высокой самооценке в стрессовых ситуациях учебной деятельности;
      4. 35% студентов и 36% студенток имеют средний уровень стрессоустойчивости;
      5. 8% студентов и 36% студенток имеют низкий уровень стрессоустойчивости.

    Можно сделать вывод, что у мужского пола уровень стрессоустойчивости выше.

    Причины стрессов у респондентов связаны со склонностью все излишне усложнять:

  • Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе;
  • Плохой, беспокойный сон;
  • Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты.
  • Можно сделать вывод, что студентки склонны в большей степени все излишне усложнять.

    Проявления стресса у респондентов, показывают предрасположенность к психосоматическим заболеваниям:

  • Учащенное сердцебиение, боли в сердце;
  • Затрудненное дыхание;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • Напряжение или дрожание мышц;
  • Деструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – вкусная еда, на втором – агрессия (выплеснуть зло на другого человека), на третьем – сигареты. Причем у студенток это проявляется в большей степени.

    Конструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – общение с друзьями или любимым человеком, на втором – сон, отдых, смена деятельности, на третьем – анализ своих действий, поиск других вариантов.

    Результаты исследования показали, что проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов, педагогов и психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

  • Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1992. — 165с.
  • Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Академия, 2005. — 250с.
  • xn—-7sbabejafihwhgv5cgicco7bcx.xn--p1ai