Стресс из за егэ

Диагноз психолога: Стресс от ЕГЭ легко может довести до суицида

В стране проходят экзамены: ЕГЭ, ГИА для 9-го класса, есть множество споров. Как известно, эти экзамены нельзя пересдать, они на всю жизнь. Вчера произошел беспрецедентный случай: отличница покончила жизнь самоубийством из-за результата ГИА по математике.

Отличница оставила предсмертную записку с просьбой отменить ГИА, попросила изменить систему экзаменов в школах и не мучить детей.

О том, как эти единые экзамены влияют на психику молодых людей, как влияет осознание возможной «черной метки» на всю жизнь, рассказала в интервью Pravda. Ru детский клинический психолог Елена Морозова.

«Я 30 лет работаю на кафедре детской психиатрии в Российской медицинской академии последипломного образования и могу сказать, что дети очень сложно переживают стресс, особенно в подростковом возрасте. Нагнетают родители, нагнетают учителя. Они же постоянно в таком хроническом стрессе, им почему-то считают нужным сказать, что они с этим не справятся, что они не сдадут. Причем дети-гуманитарии страшатся математики, им очень трудно сдать математику на этом уровне. Они могли бы это сделать по более облегченной программе, но им такая возможность не предоставляется. Сейчас об этом только начинаются какие-то разговоры. И то, что дети живут в стрессе так долго, вполне может закончиться суицидом. Это, конечно, катастрофа, надо что-то явно менять», — заявила Елена Морозова.

Елена Морозова предложила в качестве альтернативы израильскую систему. «Там человек может вообще не получить аттестата, он может в течение всей жизни готовиться. По таким дисциплинам, где он не добрал, он может сдать экзамен потом и получить этот аттестат зрелости. И он при этом не будет иметь черной метки и сможет строить свою жизнь так, как считает для себя возможным и нужным. Такая возможность детям могла бы быть предоставлена. Потом психика у всех детей разная, есть особенности, которые обязательно надо учитывать у детей на экзаменах. Кому-то надо дать больше времени, кому-то надо дать другой способ передачи информации, не письменный, а устный. То есть должны быть разные условия для сдачи экзаменов. И об этом надо думать, чтобы не было таких детских трагедий».

www.pravda.ru

Стресс, металлоискатели, изнасилование: ЕГЭ глазами школьников

Экзамены – как первый секс в новых отношениях. Он обязателен везде. Ты готовишься к нему, иногда даже по полгода, читаешь тонны литературы, тренируешься на пробных вариантах и даже смотришь прошлогодние, хотя они наверняка не пригодятся. Кто-то схватывает всё на лету — такие все делают сходу, почти без ошибок. Но есть и те, кто начинает отношения с изнасилования.

TER, основываясь на фактах и рассказах школьников, объяснит, почему ЕГЭ — это последний вариант.

одноклассника спалили с телефоном на ЕГЭ, забыл выключить будильник.
а че как писать письма в армию?

Минус ЕГЭ в том, что, подстраиваясь под тестовую часть, учителя прогоняют школьников только по узким разделам предметов, которые попадутся в ЕГЭ. Другими словами, подростки изучают только то, что может попасться в тесте. Складывается мнение, что если этого не выучить, то под откос пойдет вся жизнь. Кругозор, а точнее, его отсутствие, стонет от боли. Комментарии о том, что есть понятие «саморазвитие», можно опустить – учить самообразованию тоже надо.

Здесь не ставится под сомнение сама идея централизованного экзамена. Речь о том, что можно обойтись и без особо жесткого насилия.

Как делают это в других странах:

  • Во Франции для поступления в вуз необходимо завершить обучение в академическом лицее и получить диплом бакалавра.
  • В Германии для получения аттестата Abitur, дающего право на поступление в вуз, выпускникам нужно сдать четыре письменных или устных экзамена. Централизованно экзамены сдают лишь в некоторых частях страны.
  • В Англии существует целая прелюдия длинной в два года, во время которой абитуриент только готовится к поступлению в университет. Составляют эти экзамены частные компании – правительство лишь рекомендует.
  • В США уровень готовности абитуриента определяется количеством изученных курсов, ориентированных на подготовку к университету.
  • A video posted by Анастасия Чигвинцева (@chigvaaa) on Feb 4, 2016 at 2:04am PST

    В Российской Федерации баллы ЕГЭ значат очень многое. Начиная от возможностей в выборе следующего образовательного учреждения и заканчивая отношением родных и близких к выпускнику.

    Мария Приходько, 18 лет

    Выпускница гимназии №120, Екатеринбург. Сдает ЕГЭ по истории, обществознанию, русскому языку и математике. Собирается поступать на юрфак.

    Я осознавала, что ЕГЭ в скором времени дойдет до меня. Начала упорно готовиться с самого начала 11 класса. Даже дату помню – 3 сентября. Времени на подготовку не хватает. Сидела днями и ночами. Поняла, что лучше начинать готовиться с 10 класса. Хотя могу сказать, что совсем не глупая – средний балл аттестата выше 4-х, если обращать на это внимание.

    ЕГЭ — это не показатель знаний. Кому какой вариант достанется, тот так и напишет.

    Чтобы достойно написать ЕГЭ, нужно прежде всего терпение, уметь высиживать это время, когда готовишься, отказывать себе в гулянках и так далее. За неделю можно подготовиться — но только чтобы перейти порог и это не факт.

    Со временем камни полетели в огород ответственных за ЕГЭ. В 2009 жительница Татарстана пожаловалась, что у неё нет возможности сдать ЕГЭ на родном языке. Годом позже разразился скандал в Чечне, Ингушетии и Дагестане, связанный с местными 100-балльниками.

    Чтобы не допустить повторения инцидента, решили сделать камеры слежения, усложнив списывание. Теперь у мам и пап есть уникальная возможность смотреть в режиме онлайн за тем, как их чада пробивают себе дорогу в жизнь.

    Интересно, есть те, кто записывает видео в домашний архив? Четырёхчасовой триллер на будущее.

    «Камеры, металлоискатели… Я не чувствую на себе этого. Но бывает перебор, когда ребят просят снять часы или цепочку. Это довольно странно»

    «4 часа для экзамена — очень мало, как по мне. Невозможно все вспомнить за такое небольшое количество времени. Сначала кажется, что это много: «4 часа! Всё успею». На самом экзамене они пролетают за минуту, как бы это странно ни звучало, но это действительно так»

    «Мысль в голове у меня только одна сейчас: как бы все уместить в свой маленький мозг?»

    «Я абсолютно сосредоточена на экзаменах. Сижу за ними 24 часа в сутки, спать не могу из-за этого, хотя усталость жуткая. В ночь перед экзаменом просыпаюсь по два-три раза. И никто меня не успокоит, так как справиться с такими эмоциями очень тяжело. Моя любимая мама, друзья, родственники поддерживают меня всяческими силами, переживают очень сильно, постоянно звонят».

    Все считают, что раньше было лучше (без ЕГЭ). Мне очень страшно подумать, что будет через 10 лет в системе образования. Насколько все усложнят? Будем надеяться, что такого не произойдет, и все-таки ЕГЭ отменят.

    Как егэ? впереди меня сидела девочка . она на черновике сделала рамочку из нарисованных могильных крестов.у меня всё

    Школьники боятся сдавать многострадальный экзамен, идут учиться в колледж за средним специальным образованием и потом поступают в университет по локальным вступительным экзаменам.

    Уже сейчас можно сказать, что ЕГЭ на месте не стоит. Постепенно упраздняется тестовая часть с вариантами ответа, дабы дети не играли в «угадайку». Вместе с тем, экзамен запретили пересдавать 2 раза в год. В США итоговое тестирование можно сдавать 7 раз за этот же промежуток времени.

    В этом году в Екатеринбурге сдают ЕГЭ более шести тысяч выпускников. СМИ двусмысленно пишут: «школьники выдержат экзамен по…».

    Выдержат. А если нет, то у них будет ещё целый год, чтобы подготовиться – тоже почти как в Европе.

    ekb-room.ru

    Психологи рассказали, как подготовиться и сдать ЕГЭ без стресса

    МОСКВА, 10 апр — РИА Новости. Психологи, опрошенные РИА Новости, советуют выпускникам российских школ, которым вскоре предстоит сдавать ЕГЭ, составить план подготовки к экзамену и настроиться на позитивную волну, а родителям и учителям — не нагнетать и без того напряженную обстановку.

    Досрочная сдача ЕГЭ в 2012 году начнется 20 апреля экзаменом по русскому языку; 23 апреля пройдет экзамен по иностранному языку, географии, химии и истории; 26 апреля — по математике; 2 мая — по информатике и ИКТ, биологии, обществознанию, литературе и физике. Если кто-то не успел выполнить работу или не смог прийти на экзамен по уважительной причине, то снова сдать ЕГЭ по любому предмету можно будет 4 мая.

    Начало основной волны ЕГЭ намечено на 28 мая, в этот день пройдут экзамены по информатике и ИКТ, биологии, истории; 31 мая пройдет испытание по русскому языку; 4 июня — по иностранному и химии; 7 июня — по математике; 13 июня — по обществознанию, химии; 16 июня — по географии и литературе. Как обычно, для тех, кто по уважительным причинам не смог прийти на экзамен или выполнить работу, предусмотрены резервные дни.

    Думай о хорошем

    Доцент факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Марина Чибисова считает, что для успешной сдачи ЕГЭ школьнику важно настроиться на успех и чаще напоминать себе, что сдать экзамен всем по силам.

    Также она советует школьникам продумать собственную стратегию подготовки к экзамену и обсудить ее с родителями, классным руководителем, школьным психологом, учителем-предметником.

    Эксперт рекомендует выпускникам освоить простейшие техники расслабления. Это могут быть мышечные или дыхательные упражнения, которые позволяют быстро снять напряжение. При этом не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе.

    «О того, что человек занимается 24 часа в сутки, результативность его работы не увеличивается. Правильное питание, здоровый сон, прогулки, отдых — все это очень важно», — отмечает психолог.

    Если у школьника есть какие-то собственные убеждения или какие-то личные приметы, то ими в период подготовки в ЕГЭ и во время сдачи экзамена не стоит пренебрегать, считает Чибисова. Также она советует избегать кардинальных перемен в прическе и гардеробе. «Лучше прийти на экзамен в привычной одежде, с привычной стрижкой и привычными вещами, потому что в ситуации стресса, новый момент может очень сильно повысить тревогу», — полагает эксперт.

    Родительское плечо

    По наблюдениям психологов, больше всего единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников, считает председатель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент МГППУ Ирина Умняшова.

    «Часто в семье выпускников формируется отношения к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что, безусловно, повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам», — отмечает Умняшова.

    Она советует родителям оказывать всяческую поддержку ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов. «Она заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор — продолжить образование в различных учреждениях или получить среднее специальное образования для получения профессии», — отмечает собеседница агентства.

    Основные функции родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ, по мнению психолога, — сохранить здоровье ребенка, снизить стресс, обеспечить дома комфортные условия и оказать поддержку в выборе профессии с учетом результатов экзаменов.

    Помимо этого доцент МГППУ Чибисова советует родителям самим познакомиться с ЕГЭ, посмотреть пробные варианты, обсудить их с ребенком, позаниматься, также не помешает поговорить с учителем-предметником. «Когда родители понимают, что ребенка ожидает, им проще поддержать его и дать совет», — считает эксперт.

    Задачи для учителя

    Учителя не меньше школьников и родителей переживают из-за единого госэкзамена, они рассматривают успехи ребенка, как показатель своей профессиональной компетентности, полагает Чибисова.

    «Это, безусловно, в определенной степени так, но важно понимать, что на результат ребенка очень большое влияние оказывает большое количество факторов. Важно, чтобы учитель понимал, на что он может повлиять, а на что — нет», — отмечает психолог.

    По ее мнению, в период подготовки к ЕГЭ и в момент сдачи экзамена учителю важно находиться в позитивном состоянии и также настраивать детей. Мотивация на успех стимулирует гораздо больше, чем мотивация на избежание неудачи, напоминает эксперт.

    «Очень важно, чтобы к экзамену учитель был настроен не как к проблеме, а как к задаче, которую он может решить», — считает Чибисова.

    Председатель Московского отделения Федерации психологов образования советует педагогам и школьным психологам провести для старшеклассников, склонных к переживаниям, тренинги по стресс-менеджменту, развить навыки решать задачи в условиях цейтнота, стресса и сверхзначимости результатов. А для всех без исключения выпускников организовать силами школьных психологов тренинги на развитие умений наиболее эффективно распределять время в процессе решения экзаменационных задач.

    «Также должна быть проведена разъяснительная предварительная работа с родителями старшеклассников по построению эффективной внутрисемейной профориентации и профилактике рисков, связанных с неудачами на ЕГЭ», — считает Умняшова.

    Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

    © 2018 МИА «Россия сегодня»

    Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

    Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

    Главный редактор: Анисимов А.С.

    Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

    Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

    Настоящий ресурс содержит материалы 18+

    Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

    Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

    На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    Как преодолеть стресс перед экзаменом?

    Любой экзамен — это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Головная боль, тошнота, кожные высыпания, растерянность, паника, страх, ночные кошмары — вот далеко не полный перечень недомоганий в период сдачи экзаменов. Как же помочь себе преодолеть нелегкое испытание?

    Кто напуган — наполовину побит.
    А. Суворов

    Я на экзамене дрожал как в лихорадке,
    И вытащил. второй билет! Спасен!
    Как я рубил! Спокойно, четко, гладко.
    Саша Черный

    Учил, но забыл!

    Как точно заметил французский писатель Андре Моруа: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх — сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение». Именно поэтому экзамен — не столько проверка знаний, сколько испытание на психологическую устойчивость.
    Успешная сдача экзамена зависит от двух условий: свободного владения материалом сдаваемого предмета и умения владеть собой во время экзамена. Первое условие подразумевает прилежание и систематические занятия, это ясно каждому. Поэтому сосредоточим свое внимание на втором условии. Умение владеть собой можно и нужно вырабатывать, ведь оно пригодится тебе не только на экзаменах, но и в других жизненных ситуациях.
    Как бывает обидно, когда ты несколько дней тщательно готовился, хорошо знаешь учебный материал, но в самый ответственный момент тобой овладевает такое волнение, что все поджилки трясутся, глаза ничего не видят, ладони становятся влажными и холодными и все вылетает из головы. Ты не можешь побороть нервозность и оказываешься в состоянии ступора, когда вроде все знаешь, понимаешь, а сформулировать не можешь. Это приводит совсем не к тому результату, которого ты ожидал.
    Как научиться контролировать свои эмоции, чтобы избежать подобных ситуаций? Как заставить себя успокоиться и сосредоточиться? Как сдать экзамены без чрезмерного напряжения, страхов и слез?

    Экзамен — это как раз та ситуация, когда действовать надо по принципу «Помоги себе сам». Существует немало достаточно простых правил и приемов преодоления экзаменационного стресса. Выбери те из них, которые сочтешь наиболее эффективными для себя.

    Накануне экзамена

    1. Подготовку к экзамену рекомендуется закончить в 17-18 часов. В последние часы заниматься лихорадочной зубрежкой непродуктивно: опыт показывает, что чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше их остается в голове

    2. Судорожное наверстывание учебного материала не поможет: как известно, «перед смертью не надышишься». От таких занятий в голове останется лишь мешанина. Придется уповать только на везение.

    3. Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма, утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой.

    4. Вечером перед экзаменом целесообразнее заняться любым отвлекающим и успокаивающим делом: выйти на короткую прогулку, принять душ. Для того чтобы «разгрузить мозги», накануне экзамена очень полезно посмотреть комедию или юмористическую передачу.

    Научно доказано: смех не только снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон, но и чудодейственным образом активизирует умственные способности и сообразительность.

    5. Перед экзаменом важно как следует выспаться! Для того чтобы ты без труда смог уснуть, во второй половине дня накануне экзамена исключи из своего рациона кофе, чай, шоколад, колу.

    6. Используй психологическую технику «Созидающая визуализация». Перед сном лежа в постели в расслабленном состоянии постарайся представить себе (визуализировать) процесс сдачи предстоящего экзамена.

    • Нарисуй мысленно картинку, как ты входишь в аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на свое место, как берешь листы бумаги и спокойно начинаешь работать, легко справляясь со всеми заданиями.
    • Представь, что из груды экзаменационных билетов ты вытаскиваешь самый подходящий и уверенно и правильно отвечаешь на все основные и дополнительные вопросы экзаменаторов.
    • Словно на экране ты видишь и слышишь не только себя, но и преподавателей, всем своим видом они показывают, что удовлетворены твоим ответом. Представь себе, что в конце твоего ответа экзаменаторы высказывают одобрение и ставят тебе желаемую оценку. На душе у тебя легко и радостно. «Отрепетируй» свои предстоящие действия и настрой себя только на успех.
    • Воспроизводи эту воображаемую картину как можно чаще, и при наступлении часа «Х», ты не испытаешь сильного страха и волнения.
    • Предэкзаменационный рацион

      Сон накануне экзамена будет крепким и поможет максимально восстановить силы, если использовать для приготовления ужина подходящие продукты. Предпочтительно есть на ужин блюда, содержащие сложные углеводы (макароны, рис, овсяная каша), и избегать блюда с высоким содержанием белка. Ужин накануне экзамена может состоять из овощного салата или рагу с птицей или рыбой. Способствуют сну также йогурт с крекерами, бутерброд с сыром, фрукты. Снотворное действие на организм оказывает молоко.

      За 30-40 минут до сна полезно выпить стакан теплой воды, в которой разведена 1 ст. ложка меда, обладающего свойством укреплять нервную систему.

      Не следует употреблять на ночь мясо, колбасу и сосиски, консервированные продукты, картофель, квашеную капусту, помидоры, баклажаны, а также острые блюда и продукты с высоким содержанием сахара, так как они препятствуют хорошему сну.
      Надеемся, что выполнение данных рекомендаций поможет тебе проснуться утром отдохнувшим, с ощущением бодрости и готовности показать себя с наилучшей стороны и одержать победу.

      Это может быть интересным:

      moeobrazovanie.ru

      Синдром ожидания ЕГЭ: почему школьники сходят с ума из-за экзаменов?

      На прошлой неделе прохожие на улице Перерве на юго-западе Москвы обнаружили труп подростка. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов установили, что 18-летний молодой человек покончил с собой. По информации СМИ, одиннадцатиклассник плохо учился в школе и не готовился к предстоящим единым государственным экзаменам.

      Это уже не первый подобный трагический случай. Многие специалисты уверены, что чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые учащиеся испытывают на протяжении всего периода подготовки к экзамену и во время его проведения, приводят к эмоциональному срыву, c которым подростки не всегда в состоянии справиться. Подростковый психолог Инна Драчёва называет его синдромом ожидания ЕГЭ. Он, по словам специалиста, может поразить абсолютно каждого школьника. Причем в последнее время количество страдающих нервным расстройством увеличивается с пугающей скоростью.

      А ведь раньше таких проблем с нервами у подростков точно не было. Психолог уверяет: причин здесь множество. Одна из них: детей пугают экзаменами с 4-го класса. И те на подсознательном уровне готовят себя к тому, что в будущем им придется несладко. Другая – в том, что во время ЕГЭ ребенок, по сути, остается один на один с листком бумаги. А раньше экзамены принимали устно и у детей была возможность беседовать с экзаменатором. Присутствие человека рядом так или иначе успокаивало.

      Вот что рекомендуют делать психологи, чтобы ваш ребенок не стал жертвой синдрома ожидания ЕГЭ. Запомните правило трех восьмерок: 8 часов в день нужно уделять сну (самый здоровый – с 23 часов). Вторая восьмерка – это работа и учеба. Сюда включите и все занятия с репетиторами. И не смейте их перекидывать на третью восьмерку – эти часы нужно выделять ребенку на личную жизнь.

      Что думают известные люди России и Карелии?

      Георгий Амусин, председатель Ассоциации психологов и психотерапевтов Свердловской области:

      – До сих пор эта процедура не имеет необходимого психологического обеспечения. Потому что получить справку о щадящем виде сдачи – это не значит быть свободным от всего того напряжения, которое ситуация с ЕГЭ дает детям, родителям и, конечно, специалистам. Нервничают все: ученики, учителя, родители. И в таком состоянии они находятся даже не несколько дней, а несколько месяцев. Если молодой человек, подросток принял решение уйти из жизни, и в фабуле этого решения звучит тема ЕГЭ, для меня как врача это повод действительно разобраться, а все ли сделано для того, чтобы экзамен был пережит достаточно корректно. Ситуация с ЕГЭ ведь начинает напрягать уже с самого начала учебного года. Детям все время твердят: «Вас ждет ЕГЭ. У вас будет ЕГЭ. Нужно готовиться к ЕГЭ». А это напряжение как раз следовало бы убрать, чтобы ученики воспринимали саму экзаменационную тему как нечто интересное и необходимое. Есть категория детей, так сказать, суперответственных. Они-то как раз и бывают супертревожными. И, наверное, выражаясь медицинским языком, нужно выделять их в особую группу риска и работать с ними индивидуально, снимая эту тревожность. Дети должны чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей и педагогов, не надо им задавать высоких планок, надо подготовить к их преодолению.

      Светлана Петрухина, психолог Центра кризисных состояний детей и подростков:

      – Нужно воспитывать ребенка более стрессоустойчивым. Причиной суицида может послужить все, что является для ребенка важным. Думаю, что винить одного человека в том, что ребенок таким образом отреагировал, не надо. Если учитель пошел на такой шаг, то у него должны быть основания. В любом случае здесь ответственность и родителей, и учителей. Но эмоциональное состояние ученика должны отслеживать в первую очередь родители, а потом уже педагоги. Было бы замечательно, если бы психологическое состояние детей отслеживали и школьные психологи. Особенно в выпускных классах.

      Михаил Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях:

      – Несдача школьником единого госэкзамена может спровоцировать суицид, поэтому необходимо менять отношение к ЕГЭ на государственном уровне. Я занимаюсь экстремальными ситуациями и не согласен, что связи между самоубийствами подростков и ЕГЭ нет. Ажиотаж вокруг ЕГЭ слишком большой. Это похоже на массовый психоз, истерию. Учителя боятся, семья боится, все страхи семьи и школы отражаются на эмоциональном состоянии ребенка. Но вместо того чтобы ребенка поддержать, и школа, и семья, как правило, загоняют его в угол. А если еще впереди маячит армия, о которой мы пишем нелестные слова, то провал на экзамене – это провал поступления в вуз, это провал дальнейшего получения образования, это завтра надо собирать вещи и идти в военкомат. Многомерность таких факторов влияет на то, что провоцирующим фактором самоубийства и является госэкзамен.

      Марина Чибисова, доцент факультета социальной психологии МГППУ:

      – Для успешной сдачи ЕГЭ школьнику важно настроиться на успех и чаще напоминать себе, что сдать экзамен всем по силам. Нужно продумать собственную стратегию подготовки к экзамену и обсудить ее с родителями, классным руководителем, школьным психологом, учителем-предметником. Я советую выпускникам освоить простейшие техники расслабления. Это могут быть мышечные или дыхательные упражнения, которые позволяют быстро снять напряжение. При этом не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. О того, что человек занимается 24 часа в сутки, результативность его работы не увеличивается. Правильное питание, здоровый сон, прогулки, отдых – все это очень важно.

      Также нужно избегать кардинальных перемен в прическе и гардеробе. Лучше прийти на экзамен в привычной одежде, с привычной стрижкой и привычными вещами, потому что в ситуации стресса новый момент может очень сильно повысить тревогу.

      Ирина Умняшова, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России:

      – Больше всего единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников. Часто в семье выпускников формируется отношения к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что, безусловно, повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам.

      Родителям следует оказывать всяческую поддержку ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов. Она заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор – продолжить образование в различных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии.

      Основные функции родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ – сохранить здоровье ребенка, снизить стресс, обеспечить дома комфортные условия и оказать поддержку в выборе профессии с учетом результатов экзаменов.

      gubdaily.ru