Стресс по василюку

Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций

Монография посвящена исследованию критических жизненных ситуаций и процессов их преодоления. Проанализированы ситуации стресса, фрустрации, внутреннего конфликта и жизненного кризиса.

Чтобы справиться с этими ситуациями, пережить их, человеку необходимо проделать порой мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмысленности жизни. Установление и систематизация основных закономерностей процесса переживания — то новое, что вносит книга в психологию преодоления критических ситуаций.

Оглавление

  • От автора.
  • Введение.
    • Два понятия переживания.
    • Введение понятия переживания в категориальный аппарат теории деятельности.
    • Глава I. Современные представления о переживании.
      • 1. Проблема критической ситуации.
        • Стресс.
        • Фрустрация.
        • Конфликт.
        • Кризис.
        • 2. Процесс переживания.
          • Целевая детерминация переживания.
          • «Успешность» переживания.
          • Техника переживания.
          • Проблема классификации процессов переживания.
        • Глава II. Типологический анализ закономерностей переживания.
          • 1. Построение типологии «жизненных миров».
            • Понятие жизни и деятельности в концепции А. Н. Леонтьева.
            • Построение типологии «жизненных миров».
            • 2. Тип 1: внешне легкий и внутренне простой жизненный мир.
              • Гедонистическое переживание.
              • 3. Тип 2: внешне трудный и внутренне простой жизненный мир.
                • Описание мира.
                • Реалистическое переживание.
                • 4. Тип 3: внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир.
                  • Ценностное переживание.
                  • Прототип.
                  • 5. Тип 4: внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир.
                    • Творческое переживание.
                    • 6. Идеальные типы и эмпирический процесс переживания.
                    • Глава III. Культурно-историческая детерминация переживания.
                    • Заключение.
                    • Литература.
                    • Читайте еще:

                      Глава 2 Проблема человека в философской картине мираПри игнорировании мировоззренческой функции философской методологии в конкретных науках начинают складываться свои образы «плохого» или «хорошего» человека, принимаемые за естественные свойства его природы. Так, американский психолог Э. Стауб, например, предваряет исследование личности.

                      Старость: её причиныНаше тело напрямую зависит от того, что мы в него впускаем — пищу, воду, воздух, эмоции. Не будем здесь разбирать основы рационального питания, об этом говорилось уже достаточно. Заметим лишь, что отсутствие культуры питания и полное неведение того, как функционируют наши внутренние органы.

                      1972Почему искаженные фигуры Жоана Миро смотрятся комично, чего никогда не происходит с о скульптурами Джакометти, и редко происходит с рисунками Пикассо? У Джакометти вся фигура искажается равномерно и поэтому она представляет мир в другом измерении. Фигуры Миро неравномерны в своих размерах. Из.

                      Глава 8. Заключительная речь адвоката БарбиВеликий писатель Федор Достоевский писал: «Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется». А если вспомнить другого великого человека — Ингмара Бергмана, — то можно повторить и его слова: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить». Потом, сложив эти.

                      Часть перваяИстинный и глубокий сирота, несмотря на то, что стоял при живой матери, Иоанн сосредоточивался в себе и переживал один, своими собственными духовными силами, ту странную обстановку, в которую он был поставлен.

                      Литература32. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. – М.: Класс, 2000.

                      ВСЯКАЯ ВЛАСТЬ ОТ БОГА?Есть такой анекдот. У верблюда спрашивают: «Почему у тебя шея такая кривая?» А тот отвечает: «А что у меня ровное?» И действительно, всё у него – от шеи до генитального хозяйства – как-то не так, не в ту сторону, всё не как у других зверей. Так же вот обстоят дела и у людей. Вернее, верблюду.

                      Часть втораяПобеда была, и победа необыкновенно блестящая. Армия Массены потерпела такое же поражение, как и армии Макдональда, Моро и Жубера.

                      Глава шестая. ТестНидерланды, XVI век. Нищие, слепые, свадьбы, катанья на коньках, пьяные, драки, пляски мертвецов. Крушение устоев, конец Возрождения. Реформация. Мир, который оставил старый бог. Опустошенность и страх прячутся на чердаках островерхих крыш.

                      bookap.info

                      Стресс по василюку

                      Стресс Фрустрация Конфликт Кризис

                      Под стрессомпонимается ответная реакция организма на специфическое воздействие внешней среды, связанное с угрозой, нарушающее адаптацию, контроль и препятствующее самоактуализации. Для существа легкого и простого жизненного мира любое самое незначительное нарушение стремления к здесь-и-теперь удовлетворению представляет собой критическую ситуацию, т.е. постановку под вопрос всего существования, так как любая самая простая частная неудовлетворенность мгновенно перерастает в психологическую катастрофу. Следовательно, изнутри для всякого инфантильного существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике данного человека, чем более она определяет его мироощущение, тем больше вероятность, что любая ситуативная неудача или неприятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис. Вес инфантильной установки в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально — характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям.

                      В простом и трудном мире происходит дифференциация стресса и кризиса за счет выработки механизма терпения надежды, назначение которого как раз и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным существование стресса как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной кризису. Это объясняется тем, что при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется как единственная, вся жизнь, подчиненная удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений с внешним миром. Но эти отношения протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший во внутреннем мире предыдущий за счет увеличения его побудительности по сравнению с предшествующим) не может быть реализован.

                      Субъект легкого и сложного жизненного мира, как и предыдущий индивид, испытывает стресс как самостоятельное психическое явление. Но этот стресс скорее связан с пониманием каждого жинзненного устремления или отношения как вечного и единственного (по принципу это навсегда). В условиях сложного мира такое стремление постоянно ущемляется сознательно ценностными иерархизациями жизненных отношений, которые учитывают это и то, распределяя их во времени сначала потом. Механизмами совладания со стрессом являются:

                      снижение значимости существующего мотива (ничего страшного);

                      переключение на другое жизненное отношение (свет клином не сошелся, есть и получше);

                      терпение (скоро пройдет, время лечит);

                      надежда (будет и на нашей улице праздник).

                      Первые два механизма смиряют аффекты, борясь со стрессом в данной категории жизненного мира. За их пределами начинается конфликт. Но конфликт для этого субъекта становится нарушением единства всей системы сознания. Ибо для такого субъекта нет других ситуаций или будущего, как это свойственно для трудного мира. Никаких там и тогда для него не существует: его жизнь сжата в точку здесь-и-сейчас, а хронотоп представлен как нигде-и-никогда (если не здесь, то нигде, если не сейчас, то никогда). Понятно, что такое состояние и есть кризис.

                      И только в сложном и трудном мире происходит полная дифференциация всех психологически трудных ситуаций стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Это связано с тем, что между мирами существует закономерное отношение включенности: реалистический и ценностный миры включают в себя инфантильный, а закономерности творческого мира включают в себя все предыдущие. Однако, при общем условии подчиненности включенных миров, субъект, конгруэнтный сложному и трудному миру, может время от времени соскальзывать к закономерностям более низших форм (проваливаться в так называемый микрокризис как на уровне стресса, так и на уровне фрустрации или конфликта). Такие временные соскальзывания соответствуют существованию на других уровнях жизненных миров легкого и/или простого. Для их преодоления необходимо вернуться в состояние сложного и трудного жизненного мира, где сложившаяся ситуация может выглядеть как критическая, но перестает быть кризисной.

                      Такова позиция рассмотрения конфликта в отечественной психологии. Западная традиция иначе рассматривает это явление. Обратимся к конкретным типам внутриличностного конфликта, изученным в современной конфликтологии.

                      Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов.

                      Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.

                      Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).

                      Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против.

                      Более сложным, на наш взгляд, представляется позиция отечественного автора В.В. Столина, описывающего конфликт мотивов как противоречие смыслов Я. С точки зрения этого автора действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, может быть названо поступком. А смысл Я возникает в результате соотнесения собственных свойств с мотивами действий: расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера возникает множественность смыслов Я. Если бы деятельности никогда не пересекались, то человек имел бы столько социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит (У. Джемс). В определенных пределах так и происходит: пока две человеческие деятельности не столкнулись в жизни человека, он может иметь непротиворечивый образ Я, состоящий из потенциально противоречивых свойств. Но деятельности пересекаются в различных обстоятельствах в жизненном пространстве индивида, где поступок и становится перекрестком, пересечением деятельностей. Конфликтный смысл Я возникает после совершения поступка.

                      Таким образом, до совершения поступка личность переживает конфликтную ситуацию субъективную трудность выбора, психическую напряженность, эмоциональный дискомфорт, сигнализирующие об этой конфликтности. Но только поступок инициирует конфликт: смысл Я становится объективно противоречивым. Возникшее противоречие противоречие самосознания. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей к поступкам, поступки к конфликтным смыслам Я, а конфликтный смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания. Т.е. конфликт, с точки зрения отечественной психологии, это возможный фактор становления личности, при условии, что речь идет о сознательном признании факта поступка. Если же факт совершения поступка отвергается, перед нами работа бессознательного по защите психики от проведения работы по самосознанию.

                      studfiles.net

                      1. Изучение чувствования на основе эмоциональной сферы.
                      2. Другие авторы различают эмоции и переживания, для них второе состояние — это отдельный процесс, связанный с рефлексивной частью человека. Самый известный труд на эту тему представил Ф. Е. Василюк в своей книге «Психология переживаний».

                        1. Эмоции разделяют также на простые и сложные проявления. Простые эмоции связаны с удовлетворением первичных потребностей. Такие чувства делятся на приятные и неприятные. Сложные эмоции связаны с пониманием различных объектов, жизненного устройства. Субъективное переживание эмоции – это личное внутреннее чувство.
                        2. Это наиболее сильная разрушительная сила, бурная вспышка чувств. Часто человек описывает это состояние как неподвластную ему лавину.

                        3. Ужас. Непонимание того, что его ждет.
                        4. Скука. Обесценивание для себя сущего.
                        5. Отчаяние. Человеку не на что опереться, он ищет опору только в себе.
                        6. Положительные внутренние переживания наполняют смыслом жизненный мир. К ним относятся любовь, катарсис и творчество.

                          К примеру, можно встретить случаи, когда человек на празднике веселится, улыбается, а в глубине его души протекают антивитальные переживания (размышления о бессмысленности собственной жизни). Люди очень удивляются, когда узнают о попытке суицида такого человека на следующий день. Уход от мучительных эмоций происходит с использованием психологических защит, они приводят к уходу от реальности. Надо отметить, что антивитальные переживания не всегда обладают суицидальной направленностью, часто это размышления о бессмысленности жизни.

                          Василюк рассматривает процесс не как созерцание, а как деятельность. Устойчивые эмоциональные переживания возникают вследствие критической ситуации. В ходе этой ситуации человек может реализовать свои мотивы, ценности.

                          Что такое переживания и какими они бывают

                          О переживаниях много говорят, этим словом выражают различные психологические состояния. Эмоциональные переживания возникают в результате критической ситуации, человек сталкивается с невозможностью реализовать свои мотивы, стремления, ценности.

                          В психологической литературе имеются различные трактовки и взгляды на чувства переживания. Выделяют два взгляда на эмоциональные переживания как психологического феномена:

                        7. Переживание позволяет человеку преодолевать различные ситуации, в ходе которых меняется внутренний мир.
                        8. Рассмотрим разные аспекты этого непростого психического явления.

                          Формы переживания чувств

                        9. Настроение. Общее состояние, которое связано с жизненным тонусом. Оно бывает положительное или угнетенное, пассивное.
                        10. Аффекты. Сильное возбуждение, при котором человек не способен контролировать свои поступки. Результатом аффективного поведения могут стать неожиданные чувства – смех, радость, гнев. Аффект зависит от индивидуальных качеств человека – темперамента, характера.
                        11. Стресс. Состояние возникает при напряженных условиях, поведение человека меняется.
                        12. Фрустрация. Эта форма эмоционального чувствования характеризуется дезорганизацией сознания, человек находится в состоянии безнадежности.
                        13. Страсть. Сильное продолжительное чувство, которое полностью захватывает человека. Одно из чувствований, которое повышает активность личности. Проявляется в обучении, работе, спорте, творчестве, науке. Бывает негативная и положительная страсть.
                        14. Немного об аффекте

                          После аффекта ощущается разбитость, усталость, безразличие ко всему, иногда сонливость.

                          Аффекты могут накапливаться, а затем происходит срыв. Да, аффект помогает избавиться от обид и раздражения. Но последствия бывают очень плачевны.

                          Тема чувств в экзистенциональной психологии

                          Экзистенциальная психология рассматривает уникальность любого человека, его опыта и истории. Важное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, свободе, ответственности выбора, общению, проблеме любви и одиночества, а также поиску смысла.

                          Экзистенциальные переживания бывают отрицательные и положительные. К отрицательным относятся:

                        15. Одиночество. Человек может понимать, что он любим, у него есть люди его поддерживающие. Он чувствует себя тотально одиноким, его никто не понимает до конца.
                        16. Исследования

                          Согласно исследованиям некоторых психологов переживание и эмоции относятся к различным классам психических явлений. Как же можно представить рассматриваемый процесс без включения эмоций? Эксперименты показывают, что часто чувствование протекает без эмоциональной сферы, что связано с действиями психологических защит.

                          Теория Ф.Е. Василюка

                          Согласно Василюку, переживание это не психическая функция, а самостоятельный процесс, деятельность. Оно ведет к восстановлению психологической возможности. Существует четыре типа критических ситуаций:

                          Итак, рассматриваемая тема в психологии еще требует дополнительных исследований и изучений. Жизнь наполняется смыслом через чувствование эмоций, этот психический процесс влияет на формирование личностных качеств.

                          ostresse.ru

                          Как рассматривают в психологии

                        Для одних авторов чувствование тесно связано с эмоциями. Любое эмоциональное переживание связано с событиями жизни и имеет яркую психологическую окраску.

                        Если связывать эмоциональную сферу и переживание, то нельзя обойти форму проявления. Формы переживания эмоций:

                        Типы эмоциональных переживаний

                      3. Классифицируют астенические переживания и стенические. Астенические переживания подавляют жизненные процессы организма. Стенические эмоции, наоборот, повышают жизнедеятельность. Астенические переживания описываются как состояние робости, пассивности, у человека преобладает чувство уныние и стыда. Стенические эмоции характеризуются высокой энергией, побуждают человека к деятельности.
                      4. Во время аффекта теряется контроль над действиями, часто забываются поступки и действия. За слова и поступки может быть очень стыдно. К тому же иногда действия наносят непоправимый вред окружающим людям и предметам.

                        Откуда берется это состояние? Оно возникает в ситуациях, которые человек не может разрешить, они очень для него болезненны. В этом случае он убегает в аффект.

                      5. Смерть. Она или обесценивает Сущее или инициирует переоценку происходящего.
                      6. Снятие психологических защит приводит к сильным изменениям индивида, они сопровождаются эмоциональными, телесными, когнитивными процессами. На такой схеме основана практика психотерапии. Для развития клиента его освобождают от гнета защитных механизмов, за счет чего происходит его личностный рост.
                        Видео: 10 фактов об эмоциональных переживаниях

                        Положительные события увеличивают способность человека, они реализуют одну жизненную необходимость, но нарушают реализацию других.