Стресс практикум

Семинар-практикум «Стресс, его последствия и способы преодоления»

Анна Ковалькова
Семинар-практикум «Стресс, его последствия и способы преодоления»

Сегодня мы поговорим о стрессе в жизни человека, в частности педагога дошкольника.

Наша профессия одна из самых затратных в плане расходования психической энергии, то есть – риск получения стресса у педагога очень велик. Мы сегодня рассмотрим не только особенности стрессового состояния, но и возможные варианты его преодоления.

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, что бы это никаким образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.

Стресс в переводе с английского означает «напряжение».

По классическому определению Ганса Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Стрессов вообще нельзя избежать. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия.

Динамика протекания стрессового состояния одинакова практически у всех людей.

Выделяются три основных стадии развития стрессового состояния у человека:

РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ нарастание напряженности (первая стадия);

ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ собственно стресс (вторая стадия);

ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ снижение внутренней напряженности (третья стадия).

Группы людей по стрессоустойчивости.

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:

Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают.

Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды.

Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным.

Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки.

Стрессы современного человека.

КУЛЬТУРНЫЙ СТРЕСС. Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС. Наиболее часто этот вид стресса встречается у бизнесменов и любого руководящего состава. Каждый, кто раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для которого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информация.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. Это один из ведущих стрессов современности. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек – не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат – эмоциональный стресс.

Этот стресс распространяется повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.

СТРЕСС БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. Скука – это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные.

Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания. Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Признаки стресса.

Они делятся на три категории:

физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т. д.);

эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т. д.);

поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.); Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Перечень причин стрессов необъятен.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и др.

К этим стрессорам добавляются и проблемы в личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА

Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:

физические боли и т. д.

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т. д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни.

Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных. Антистрессовое упражнение.

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти негативные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до её полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Антистрессовое действие чая.

Чай хорош до стресса, во время стресса и после стресса, как профилактическое средство, он повышает устойчивость к физическим, психическим и эмоциональным нагрузкам, его способность восстанавливать силы, а также содержание в нем витаминов и микроэлементов делают его незаменимым напитком в послестрессовой обстановке.

КАК СНЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т. е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

Научиться планировать своё время.

Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время.

Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.

Вне работы о работе стараться не говорить.

Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

Разрядка по восточным методикам

Плеск воды и благоухание масел

Лекарственные настои, чаи.

Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии

Переключение на другие виды деятельности

Участник, в чьих руках находится мяч, говорит о том, что нового и интересного для себя он узнал.

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

www.maam.ru

«Стресс и здоровье» (психилогический практикум для педагогов образовательных учреждений)

Сегодня каждому человеку, испытывающему весь груз современных перенапряжений, необходимо иметь представление о природе стресса, причинах, его вызывающих, его последствиях, о методах психопрофилактики постстрессовых состояний и общедоступных психотерапевтических техниках их преодоления.

1. ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС?

Стресс – атрибут современности. Современное общество ставит перед нами всё более сложные задачи, ожидает от нас максимальной отдачи и молниеносных решений. Прогресс цивилизации навязывает нам высокий темп жизни, что неизбежно оборачивается стрессом.

Наш организм отвечает на это целым комплексом физиологических реакций: в крови увеличивается количество гормонов адреналина и кортизола, которые готовят кровеносные сосуды, сердце и мускулы к напряжённой работе; мозг требует усиленного кровоснабжения; активнее работают все органы чувств. В случае хронического стресса эти реакции закрепляются, состояние тревоги, которое нормальным образом должно приводить к соответствующим действиям (к борьбе или бегству), накапливается и нередко вызывает различного рода расстройства (соматические и психические).

Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трёх жидкостей в организме. Каждая из них, если наличествует в избытке, порождает определённые симптомы. Страх вызывает повышение кровяного давления и напряжение мышц. Избыток желчи делает человека тревожным и возбудимым. Преобладание лимфы вызывает депрессию и чувство усталости. В наше время тибетская медицина не особенно популярна, но сама мысль о значении внутреннего баланса в организме, несомненно, верна. Любой дисбаланс (например, между интересами работы и семьи) потенциально уже ведёт к стрессу.

2. ПРИЧИНЫ СТРЕССА.

(Список составляется совместно с участниками практикума)

К обычным причинам стресса относятся:

– потеря близких;
– испорченные отношения с людьми;
– недостаток денег;
– безработица;
– нехватка времени;
– недостаток отдыха;
– скука;
– проблемы со здоровьем и т.п.

3. ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА.

Предупредить события, ведущие к стрессу, не всегда в наших силах, но можно изменить свою реакцию на них. Осваивайте разные стратегии снятия стресса и применяйте ту или иную из них, ориентируясь в ситуации. Это позволит быстро снижать уровень стрессовых гормонов и приспосабливаться к новым условиям.

Упражнение “ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ”.

Данное упражнение призвано помочь избавиться от привычных стрессовых реакций, научить спокойнее воспринимать ситуации, которые обычно вызывают стресс.

1. Попытайтесь составить список типичных факторов стресса: работа, личная жизнь, смена привычного режима, мысли о приближающейся старости. Расположите их в порядке убывания.

2. Сосредоточьтесь на самом сильном факторе. Вспомните, как Вы обычно на него реагируете. А затем надуйте шарик, представляя, что Вы отдаёте ему свои отрицательные эмоции.

3. Теперь возьмите иголку и, протыкая шарик, представьте себе, что все Ваши отрицательные эмоции в одно мгновение улетучились.

4. Затем начните надувать второй шарик. Представляйте себе, что Вы наполняете его положительной энергией. Подберите слово, обозначающее положительную эмоцию, напишите его на шарике.

5. Какие образы возникают у вас теперь в связи с данной ситуацией? Изобразите их схематически в виде рисунков на шарике.

6. Подбросьте шарик вверх и, наблюдая за его полётом, попытайтесь закрепить в сознании те образы, которые Вы изобразили на нём. Когда Вы вновь столкнётесь с подобной ситуацией, вспомните об этом шарике и о том, что было изображено и написано там Вашей рукой.

4. СИМПТОМЫ СТРЕССА.

Когда мы оказываемся в состоянии стресса, то непременно возникают различные физиологические и психологические симптомы стресса, о подлинном значении которых мы не всегда догадываемся. Симптомы эти сигнализируют нам о том, что необходимо пересмотреть приоритеты. Наше тело и наше самочувствие говорят о том, что мы неправильно строим нашу жизнь. Повышение на долгий период уровня стрессовых гормонов может привести к сразу нескольким симптомам.

(Двум подгруппам предлагается составить список симптомов: физиологические, психологические)

Физиологические симптомы стресса:

– сильное сердцебиение;
– учащённое дыхание;
– сухость во рту;
– потливость;
– дрожь;
– слезливость;
– головные боли;
– раздражительность;
– плохой сон;
– рассеянность;
– рецидивирующие инфекции.

Психологические симптомы стресса:

– одиночество;
– чувство неуверенности в себе;
– проблемы с концентрацией внимания и запоминанием;
– нежелание общаться с людьми;
– усталость и расстройства сна;
– колебания настроения;
– раздражительность и вспыльчивость;
– бурная активность;
– навязчивые действия, беспокойство;
– плохой аппетит;
– боязнь тишины;
– подчёркнутое внимание к своей внешности.

5. СТРАТЕГИИ СНЯТИЯ СТРЕССА.

Прежде всего проанализируйте, что вызывает у вас стресс и как он проявляется. Постарайтесь свести к минимуму стрессовые ситуации, например, сменив работу, сократив расходы, отремонтировав квартиру и т.п. Наконец, освойте стратегии конструктивного (позитивного) снятия неизбежно возникающих стрессов.

Расслабиться можно разными путями:

– выполняя дыхательные упражнения,
– ведя дневник,
– смотря комедию,
– играя с домашними животными,
– танцуя,
– молясь или медитируя,
– нежась в тёплой ванне,
– посещая салон красоты,
– уезжая в отпуск,
– беседуя с друзьями.

Баланс желаний и возможностей

Скорее всего вам надо:

– не стремиться всё улучшить,
– меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”,
– прощать себя и других,
– учиться говорить “нет”,
– отсеивать лишнюю информацию.

Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо:

– не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности,
– определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения,
– прислушиваться к собственным потребностям и заботам,
– стараться выполнять принятые решения.

Организация своего времени

Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее:

– выделять приоритетные задачи,
– назначать реалистические сроки,
– делать самое важное или трудное, когда больше всего сил,
– предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним,
– всегда оставлять время для себя,
– не брать на себя слишком много,
– поручать часть дел другим,
– делать всё по очереди.

Взаимоотношения с людьми

Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь:

– беречь интимные отношения,
– развивать общительность,
– замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными,
– поддерживать контакты с друзьями,
– подбадривать окружающих.

Помощь и поддержка

Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы:

– каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,
– не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам.

Упражнение “ЦВЕТОК ЖИЗНИ”.

Данное упражнение поможет снять напряжение и преодолеть стресс.

(Проводиться в небольших группах)

Участники создают круг в центр которого встаёт один из них. Стоящий в центре закрывает глаза (на протяжении всего упражнения), окружающие его люди берутся за руки и делают пять ритмичных вдохов и выдохов.

Стоящие вокруг вытягивают ладоши на уровне груди, удерживая балансирующего в центре участника. Проделывают три круга и ставят “центрального” в исходное положение.

Стоящие вокруг поднимают ладоши над головой “центрального” и плавно их опускают три раза, поглаживая его тело.

Оканчивается упражнение поднятыми над головой стоящего в центре ладонями.

Данное упражнение выполняется до тех пор, пока все участники не побывают в центре круга. По окончании следует обсуждение.

6. МЕРЫ САМОПОМОЩИ.

Рефлексотерапия при стрессе.

Поскольку главный эффект рефлексотерапии – релаксация, можно уменьшить стресс, вызвав соответствующие рефлексы на кистях и стопах. Предлагаю наиболее полезные в данной ситуации точки. Массируйте каждую из них два-три раза в обоих направлениях. Если где-то чувствительность повышена, обработайте эту точку повторно.

  1. Левым большим пальцем потрите на правой ладони с тыльной стороны между подушечкой в основании большого пальца и V-образным узором, образованным этим и указательным пальцем.
  2. Левым большим пальцем ведите по основанию правой ладони от того края, где мизинец, в сторону большого пальца, а потом вверх по его наружной границе.
  3. Левым большим пальцем обработайте правую ладонь между подушечкой в основании большого пальца и V-образным узором, отделяющим его от указательного.
  4. Левым средним пальцем помассируйте наружный край правой ладони перед запястной косточкой.
  5. Левым большим пальцем обработайте вершину правого.
  6. Правым большим пальцем водите поперёк левой ладони от края, где мизинец.

В период стресса активнее расходуются питательные вещества. Это может снизить иммунитет, если вовремя не компенсировать потери пищей или специальными добавками.

– Питайтесь регулярно, стараясь расслабляться во время еды.

– Употребляйте больше продуктов, богатых витаминами А, В, С и Е, кальцием, магнием, селеном и незаменимыми жирными кислотами.

– Сократите потребление кофеина и алкоголя.

– Ешьте больше фруктов, овощей и цельнозерновых круп, меньше животного белка и продуктов из высокосортной муки с добавлением сахара, снижающих иммунитет.

– ежедневно принимайте поливитаминно-минеральные добавки.

Полчаса физической нагрузки ежедневно избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ (эндорфинов).

Предлагаю динамическое упражнение.

(выполняется под ритмичную музыку стоя)

Начинается с растяжки мышц голени, бедра, потягиваний, встряхиваний конечностей.

Поочерёдно (снизу – вверх) начинать двигать: сначала стопами, затем коленями, бёдрами, далее кистями рук, предплечьями, плечами, соединяем с движениями головы. Продолжается упражнение произвольным танцем с участием всех частей тела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

“В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВРЯД ЛИ ЕСТЬ ВЕЩИ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ СТОИТ ОСОБО ТЕРЗАТЬСЯ”.

СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ.

/психологический практикум для педагогов ОУ/

Цель: создать условия для выработки у педагогов навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Избавляемся от стресса! (практикум)

Снятие эмоционального стресса (СЭС)

Одна из наиболее сильных техник, изучаемых в курсе Оздоравливающее Прикосновение — СЭС (снятие эмоционального стресса). Эта простая методика позволяет людям почувствовать как они могут помочь себе и своим близким снять напряжение от различного рода стрессов, травм, перегрузок, несчастных случаев, сложностей на работе или во взаимоотношениях и т.д.

Эта процедура предлагается для случаев подавленного настроения, в частности в ситуациях обучения.

Пригласите добровольца, который на протяжении дня мог чувствовать подавленное настроение. Используйте сильную мышцу — индикатор (СМИ), например большую грудино-ключичную, для проверки реакции человека, когда он думает о своём стрессе или подавленном настроении. Мышца индикатор ослабеет.

Попросите человека легко прикоснуться к позитивным точкам. Они находятся на лбу, над глазами, посередине между линией роста волос и бровями. Под пальцами ощущается лёгкая пульсация.

Снова попросите человека думать о своём стрессе или подавленности. Пусть он сделает их возможно более реальными, пусть подумает обо всём, что узнал и ещё узнает на семинаре, о том, чего он ожидает от себя и о своей способности помнить и применять техники, выученные на занятиях. Другие члены группы, которые чувствуют себя подавленными, могут также прикоснуться к своим позитивным точкам, думая о собственном стрессе.

Тестируйте СМИ, когда человек думает о стрессе, или депрессии. Мышца индикатор теперь будет включённой, не показывая более реакции на стресс.

СЭС действует в несложных случаях блокировки мышления, например таких, как экзамены, интервью или составление документов, несчастный случай или травма и т.д. СЭС позволяет человеку снять стресс и базовую потребность безотлагательно спасаться бегством, или бороться, и человек может осознать новый выбор и способ действия.

Необязательно тестировать СМИ, чтобы проверить реакцию человека на стресс. Если человек чувствует себя подавленным, этого достаточно для применения метода прикосновения к позитивным точкам, в то время, как человек думает о стрессе.

Безопасное место

Во время работы с травмирующим опытом необходимо установить «безопасное место», где человек может на время избавиться от воспоминаний о травме. Это безопасное место может быть реально существующим или воображаемым и должно быть «заперто» сильным мышечным тестом для подтверждения того, что это действительно безопасное место. Иногда человек не чувствует, что есть такое место, и тогда, возможно, необходимо создать безопасное убежище в воображении. После этого «пространства для вздоха» продолжайте процесс СЭС.

Расположение точек СЭС

Используемые точки расположены на лбу. Поместите свои средние пальцы точно над серединой бровей. Медленно и легко скользите пальцами верх по лбу, вы нащупаете небольшое углубление, а затем выпуклость, точки находятся на этой выпуклости, приблизительно посередине лба, на одной вертикали с центрами глазных яблок.

Прикосновение к точкам

Используйте нежные подушечки средних пальцев для лёгкого прикосновения с давлением, достаточным чтобы слегка натянуть кожу. В норме, если человек не утомлён и не находится под воздействием стресса, вы почувствуете под двумя пальцами пульс (70–74 удара в минуту) постоянный и синхронный. Если вам трудно почувствовать пульсацию, попробуйте натянуть кожу над точками в различных направлениях. В состоянии стресса пульс становится слабым, неустойчивым или исчезает.

Метод снятия стресса

Этот метод может помочь избавиться от стресса в прошлом, настоящем и в будущем.

Сначала удостоверьтесь, что вы и человек, которому вы собираетесь держать точки, находитесь в удобной позиции. Если вам предстоит держать точки некоторое время, следите за давлением своих пальцев на точки и удостоверьтесь, что оно не слишком сильное.

Примичание: эта инструкция написана с точки зрения помощи другому, но тот же подход может быть использован для прикосновения к собственным позитивным точкам!

Стресс в прошлом, настоящем и будущем

Попросите человека вернуть проблему в настоящий момент, сознательно обдумывая ее. Хорошо поговорить о ней, но не обязательно. (Это особенно ценно, иметь возможность помочь человеку работать с проблемой, не заставляя его говорить о ней).

Попросите человека продолжать фокусировать внимание на проблеме. Если возможно, предложите ему увидеть ситуацию происходящей на экране перед ним, не пытаясь анализировать или разрешить ее. Просто наблюдать. Если это всеохватывающий стресс, такой как разрыв взаимоотношений, целесообразно сосредоточиться на каком-либо особом моменте, например, на конкретном событии или разговоре.

Продолжайте держать точки до баланса пульса.

Позитивное подкрепление: после концентрации на реальной проблеме, или если пульс долго не балансируется, может помочь представление ситуации такой, какой человек хотел бы её видеть. Пока он это делает, продолжайте держать точки.

Это особенно эффективно в ожидании стрессогенных событий, таких как собеседования, сдача на права, или визит к дантисту.

samopoznanie.ru

Консультация на тему:
Консультация — практикум «Стресс и его последствия»

Консультация – практикум для воспитателей ДОУ

Тема: «Стресс и его последствия»

Цель: психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов

Задачи:

· познакомить педагогов с понятием «стресс», с его симптомами и фазами;

· познакомить участников консультации-практикума со здоровьесберегающими технологиями по сохранению психического здоровья как основы формирования профессионального долголетия;

· отработать приёмы снятия мышечного напряжения;

· снять эмоциональное напряжение у педагогов.

Тезисы консультации-практикума:

Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители.

Что происходит с человеком во время стресса?

Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» — гипоталамус, откуда в течение долей секунды она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» – адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.

Признаки и симптомы стресса.

Поведение человека становится активным, проявляется беспокойство, агрессия, стремление к бегству. Поведение может быть и пассивным, наблюдается оцепенение, напряжение всей мускулатуры, торможение. Появляются боли в области сердца, желудка. Стресс может сопровождаться повышенным аппетитом или полной его потерей, а также бессонницей, что связано с постоянным обдумыванием стрессовой ситуацией.

Существуют три фазы стресса:

2. Приспособление к трудной ситуации.

3. Истощение. Именно эта фаза приводит к заболеваниям и в некоторых случаях и к смерти.

Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо:

· определить причины стресса;

· принять меры по устранению симптомов, а затем причин.

Средства самопомощи.

1. Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными, музыка, пение (караоке) и многое другое.

2. Физическая нагрузка (спорт, движение, танцы, т.д.)

3. Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня.

4. Надо иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями.

5. Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя.

6. Необходимо общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми.

7. Сон, массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях.

Следует знать и практические упражнения для снятия стресса.

  • Расслабление рук через напряжение
  • Расслабление лица и шеи через напряжение
    • Потягивание
    • Рисуйте. Нарисуйте абстрактный сюжет, выбирайте цвета в соответствии с вашими переживаниями. На обратной стороне листа напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Разорвите лист и выбросите его.
    • Релаксации надо проводить в спокойной обстановке, удобной позе, с закрытыми глазами. Воображайте те образы, которые вам приятны.
    • — Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

      — Внимательно следите за своим дыханием. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1- 2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

      — Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела.

      Концентрация — неумение сосредоточиться. Фактор, тесно связанный со стрессом.

      · Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

      · Сядьте на табуретку. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

      · Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения).

      · Дышите через нос спокойно, не напряженно (дышите глубже если взволнованны).

      Ауторегуляция дыхания. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении.

      — Дышите глубже, если вы взволнованы.

      — С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

      — Способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

      — Увеличение продолжительности выхода способствуют успокоению и полной релаксации.

      — Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику.

      Визуализация. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминание и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить.

      Основной вывод, можно сформулировать таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно от нас зависит, каким будет на образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

    • Используйте самоприказ: «Молчать!», «Разговаривай спокойно», Это поможет сдержать эмоции.
    • Самопрограммируйтесь: «Именно сегодня у меня всё получится!»
    • А сейчас сядьте удобно, расслабьтесь. Цвет и музыка – наши помощники в борьбе со стрессом. Приятного просмотра.

      (презентация «Цветотерапия в борьбе со стрессом»)

      Список литературы:

      1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. стресс и стрессоустойчивость человека – СПб.: ВМА, 2005. – 395с.

      2. Педаяс М.И. эмоциональность как фактор взаимодействия // Вззаимодействие коллектива и личности. – Таллин, 1999.

      3. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Владос, 1992. – 318с.

      4. Семенова Е.М. тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2008. – 224с.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно.

      Сон – периодически наступающее состояние, при котором замедляются физиологические процессы и создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма в ЦНС в частности.

      Это любое действие или бездействие по отношению к ребенку (т.е. несовершеннолетнему гражданину от рождения до 18 лет) , в результате которого нарушается здоровье и его социальное благополучие, с.

      В консультации описаны ошибки допускаемые в детском питании, предоставлен перечень продуктов, в которых имеются вещества экопротекторы (витамины, микроэлементы, фофолипиды) полезные для гармоничного р.

      Стресс – состояние человека в процессе адаптации к условиям, неблагоприятных для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Как избежать встречи с синдромом профессионально.

      В буклете содержится информация о признаках и причинах возникновения стресса . Даны способы преодоления стресса.

      Как бы нам хотелось, чтобы жизнь приносила только приятные сюрпризы, чтобы радость стала постоянным спутником наших дней. Но, к сожалению, в повседневной жизни и на рабочем месте нам не удается избежа.

      nsportal.ru