Стресс пробки

Стресс и автомобильные пробки

Последней каплей, переполнившей чашу терпения главного героя одного американского фильма, стала заурядная автомобильная пробка. Бросив машину посреди дороги, он двинулся домой и по пути покарал столько обидчиков, что поставил на уши полицию всего города. Даже из гранатомета умудрился пальнуть!

У нас в РОССИИ пробки теперь тоже не редкость. В Москве, например, количество автомобилей удвоилось всего за пять лет, поэтому многие столичные водители постоянно пребывают в состоянии стресса и порой ведут себя на дороге, мягко говоря, неадекватно. Дошло до того, что в конце января один нервный водитель иномарки открыл стрельбу по подрезавшему его автомобиль владельцу «жигулей» прямо под стенами Кремля, у Боровицких ворот.

По мнению социального психолога, референта управления информации МВД РФ Ирины Борисовны Журавлевой, проблема психологической устойчивости людей, управляющих автомобилем, требует серьезного внимания.

Монотонность действий водителя во время движения в траспортном заторе угнетающе действует на психику. Как и на любой другой стресс, здесь, по наблюдениям психологов, возможна реакция двух видов — «бегство» или «борьба». Для реакции типа «бегство» характерно состояние ступора или прострации. «Борцы», наоборот, чрезмерно активны. Они стремятся любым способом выбраться из затора — выезжают на встречную полосу или на тротуар, сигналят излишне замешкавшимся, по их мнению, участникам движения — словом, накаляют и без того нервозную обстановку.

Между тем, попав в затор, самое главное — не заводиться. Психологи советуют постараться переключить внимание на что-нибудь приятное и расслабиться. Поставьте любимую кассету или настройте приемник на какую-нибудь развлекательную радиостанцию. Позвоните по мобильному телефону родным или друзьям, выпейте соку или пожуйте что-нибудь вкусненькое. Все это поможет отвлечься от мрачных мыслей и снимет нервозность.

Вот еще несколько полезных советов, которые помогут автомобилистам сберечь здоровье и сохранить душевное равновесие:

— В автомобильной пробке особенно велика опасность отравления выхлопными газами. Его первые симптомы: тошнота, головокружение, одышка, сухость во рту и усиленное потоотделение. Даже если в вашей машине нет кондиционера, находясь в пробке, окна автомобиля нужно полностью закрыть. Не усугубляйте действие выхлопных газов курением. Помните, что особенно опасны отравлением пробки, образовавшиеся в подземных плохо вентилируемых тоннелях.

— Даже легкое сжатие

артерий на шее может вы

звать сонливость. Поэтому,

управляя автомобилем, не

надевайте рубашки с тугим

воротником, обязательно рас

слабьте узел галстука, следи

те за тем, чтобы обувь и

одежда были максимально

— Для тех, кто предпочи

тает на завтрак лишь чашку

кофе и бутерброд, вероят

ность попасть в аварию

ся. Замечено, что на голод

ный желудок люди чаще про

являют агрессию и склонны к

принятию опрометчивых ре

шений. Не пренебрегайте

полноценным горячим завт

раком, но и не садитесь за

руль сразу после сытного

— Старайтесь ездить «вы

разительно». Это означает,

что все ваши намерения долж

ны быть хорошо понятны дру-

гим участникам движения. Начиная маневр, своевременно включайте сигналы поворота. Если ситуация на дороге вызывает опасения и не исключена возможность резкого торможения, мигните стоп-сигналами: пусть те, кто едет сзади, будут готовы к такому развитию событий.

— Почаще наводите порядок в салоне автомо

биля с помощью пылесоса. Подвешенные на зер

кале заднего вида талисманы и прочие прибамбасы

рассеивают внимание и вредно влияют на перифе

рическое зрение. Уберите их.

— Будьте осмотрительны при приеме ле

карств. Если врач выписывает вам новый препарат,

предупредите его, что водите машину, и уточните,

совместимо ли лекарство с вождением. Помните,что

непосредственно перед тем, как сесть за руль, нель

зя пить даже вполне безобидные для пешехода ус

покаивающие средства: такие, как бром, валерьяна,

настойки боярышника и мелиссы.

— У многих лекарственных препаратов есть

побочные эффекты, опасные для водителей. В

их числе — гипотензивные (понижающие артериаль

ное давление) средства, антигистаминные (противо

аллергические) препараты — супрастин, димедрол,

тавегил. Транквилизаторы, снижающие эмоциональ

ное напряжение (нозепам, седуксен, тазепам) для

водителя опасны, так как вызывают головокружение

и вялость, притупляют внимание, снижают скорость

реакции. Такое же влияние могут оказывать и сно

творные, в частности, ноксирон и люминал. Следст

вием приема сульфаниламидов может быть наруше

ние цветовосприятия и снижение остроты зрения.

Важно учитывать, что продолжительность действия

многих препаратов может составлять более суток, а

некоторые побочные эффекты могут проявиться и

через несколько суток.

— И последний совет. Выполняя узаконенные

Правила дорожного движения, всегда помните,

что самое важное и универсальное на российских

дорогах — это «Правило трех «Д»: Дай Дорогу

Дураку. Следуя ему, вы сможете сберечь здоро

lechebnik.info

Автомобили

Пробки вышибают мозги

Ученые рассказали о долгосрочном вреде психическому здоровью, вызванному стоянием в пробках

Стрессы, связанные с автомобильными пробками, могут привести к расстройствам психики через 10 лет — к такому выводу пришли американские ученые. На фоне этих известий положение жителей российских мегаполисов выглядит опасным: автомобилисты Москвы и Петербурга тратят на пробки около двух-трех часов ежедневно. Российские психиатры соглашаются с выводами западных экспертов и добавляют, что в пробке раздраженные водители готовы к самым неожиданным агрессивным поступкам.

Специалисты из Калифорнийского университета в Ирвайне выяснили, что ежедневные мелкие стрессы, связанные с транспортными пробками или стоянием в очередях, способны подорвать психическое здоровье жителя крупного мегаполиса, причем этот эффект проявит себя не сразу, а примерно через 10 лет. Материал исследования был опубликован в журнале Psychological Science.

Авторы работы поставили перед собой задачу установить, действует ли в отношении стрессовых ситуаций принцип «то, что не убивает меня, делает меня сильнее» или же такие ситуации, наоборот, подрывают здоровье горожан.

Исследование базируется на двух масштабных опросах жителей США — «Развитие во время среднего возраста» и «Национальное исследование повседневных ситуаций». В числе респондентов оказались почти 800 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 74 лет.

«То, каким образом мы справляемся с ежедневным стрессом, определяет наше психическое здоровье, — заявила руководитель группы исследователей Сьюзан Чарльз. — Мы так зациклены на долгосрочных целях, что не осознаем всей важности контроля над нашими эмоциями. Смена реакции и восприятия на стрессовые ситуации так же важно, как правильное питание и физические нагрузки».

По данным группы исследователей, умственное здоровье человека зависит не только от масштабных жизненных событий, но и от, казалось бы, незначительных эмоциональных впечатлений, как дорожный затор, конфликт с коллегами на работе или длинная очередь. Психологи уверены, что хроническая негативная реакция на повседневные раздражающие факторы сильно сказывается на долгосрочном психическом здоровье людей.

«Важно не давать каждодневным мелочам портить моменты вашей жизни. Из таких моментов складываются дни, а из дней годы. К сожалению, люди не замечают психических расстройств до тех пор, пока они не становятся столь серьезными, что требуется помощь специалистов», — говорится в исследовании.

В течение восьми вечеров респондентам предлагалось рассказывать о раздражающих факторах, с которыми им пришлось столкнуться в течение дня. Повышенная раздражительность в дни без стресса оказалась связана с расстройствами настроения, такими как мания и депрессия, которые были зафиксированы у участников исследования 10 годами позже.

В российских мегаполисах обстановка с пробками одна из наиболее тяжелых во всем мире.

По данным общественного центра «За безопасность российских дорог», автомобилисты Москвы тратят в пробках 2,5 часа в день. В Санкт-Петербурге дела обстоят чуть лучше — там аналогичный показатель составил около 2 часов. Тем не менее в зимний период два крупнейших российских города стоят в пробках одинаково интенсивно: автомобилисты теряют около 3 часов в день. По данным производителя GPS-навигаторов компании TomTom, московский водитель за год проводит в пробках 127 часов.

Психиатр Михаил Виноградов рассказал «Газете.Ru», что многое зависит от реакции на стояние в пробках у разных людей. «Есть люди, устойчивые к стрессам, есть люди, которые в пробках отдыхают, но если разбирать по психотипам, то процентов 40% — это люди, которые испытывают раздражение, у них нарастает чувство агрессии, ярости, злобы.

Они готовы к самым неожиданным агрессивным поступкам — выскочить на соседнего водителя, который их обогнал, с бейсбольной битой или травматическим пистолетом, нарушить правила, «дать по газам» и помчаться наперерез потоку, создавая аварийные ситуации», — рассказал эксперт.

«Это агрессия, которая выплескивается на людей, порой совершенно не причастных к этим пробкам: не так пошел пешеход — ударить его, не так водитель другой машины обогнал — учинить драку или стрельбу. Это агрессия, которая сопровождается преступными действиями», — заключил эксперт.

Кандидат медицинских наук, практикующий психотерапевт Марк Сандомирский подтвердил «Газете.Ru», что главный вклад в формирование стрессов в жизни большинства людей вносят небольшие события. «Это не какие-то катастрофы, а мелкие повседневные стрессы, которые повторяются изо дня в день и обладают кумулятивным воздействием, их следы накапливаются», — рассказал специалист.

При этом эксперт подчеркнул, что проблема транспортных стрессов не ограничивается стоянием в пробках. «Частью стрессов повседневной жизни для жителей большого города являются транспортные стрессы. Это не только стояние в пробках, это и стрессы водителей, следствие конфликтных ситуаций на дорогах, это стрессы пассажиров, особенно в общественном транспорте», — рассказал «Газете.Ru» психотерапевт.

«К транспортному стрессу относится сама необходимость ежедневно преодолевать по несколько десятков километров, что не является для мозга человека природным раздражителем», — отметил специалист.

Кроме того, психотерапевт подчеркнул, что ритм и темп жизни в мегаполисе в целом является стрессом. «Большую часть людей нервирует не только то, что они стоят в пробке, а что они опаздывают. У них накапливаются различные незавершенные обязательства», — добавил Сандомирский.

m.gazeta.ru

В пробках стресс сильнее действует на мужчин

Мужчины-автомобилисты сильно проигрывают водителям-женщинам по части стрессоустойчивости: уровень стресса у мужчин при попадании в автомобильную пробку выше в семь раз.

Результаты исследования показали, что женщины менее восприимчивы к стрессам за рулем и воспринимает все происходящее на дороге гораздо спокойнее мужчин.

Компания TomTom, занимающаяся навигационными системами и недавно начавшая разработку сервиса панорамных фотографий улиц, провела исследование влияния негативных факторов вождения на мужчин и женщин.

Тест проводили психологи из Великобритании по заказу компании TomTom, сообщает carscoop.blogspot.com. При проведении исследования были протестированы люди, стоящие в пробке. Были проверены химический состав слюны мужчин и женщин. При всех равных условиях уровень стресса у женщин вырос на 8,7%, в то время как у мужчин этот показатель составил 60%.

Ученые выяснили, что негатив на дороге очень сильно отражается на сердце и вызывает головокружение и проблемы с дыханием в долгосрочной перспективе. Многие из участников эксперимента считали, что не чувствуют напряжения, что шло в разрез с показаниями приборов. О том, что их состояние не изменилось, заявили 67% мужчин и 50% женщин после 20-минутного передвижения по городу в плотном потоке.

По данным исследования, 48% взрослых ежедневно ездят на работу на машине и, тем самым постоянно подвергают свое здоровье опасности и рискуют создать аварийную ситуацию на дороге. Мужчины и женщины по-разному справляются со стрессом — первые используют метод «борьбы или бегства», то есть просто подавляют в себе негатив или стараются уйти от него, не решая при этом проблему в целом. Женщины предпочитают переключаться на музыку по радио и петь вместе с исполнителями песни, тем самым сбрасывая напряжение.

Слушать музыку, по данным ученых, предпочитают 77% водителей вне зависимости от пола. При этом 23% из них еще и поют. Другие способы отвлечься от пробки — это телефонные звонки (16%), прием пищи или воды (20%) и даже нанесение макияжа и бритье (3%).

m.infox.ru

Пробки на дороге вызывают стресс

Каждый день миллионы людей переживают стресс особого рода. Почему нас раздражают пробки? Потому, что они нарушают наши планы.

Кто-то должен быть на совещании, кто-то уже работать, вместо этого мы в машине и пытаемся побыстрее продвинуться вперед. Для вас это ловушка из которой нельзя выбраться. Вот такое мы переносим с трудом, а это есть стресс, и он опасен для организма, потому что пассивное переживание травмирует больше.

Самое главное, что вы должны делать, когда попали в пробку, это сохранять спокойствие, не поддаваться всеобщему напряжению. Включите музыку, и в вашем автомобиле будет царить атмосфера уюта. Себя должны успокоить, что ничего не изменишь, я опоздал.

Но, как мы знаем, из любой ситуации есть выход, перенесите на завтра, то, что должны были сделать сегодня, и ваша проблема решена. Если вы в пробке и видите что это надолго, постарайтесь чем-то себя занять, чтобы время не проходило зря.

Но если под рукой не оказалось ничего, займитесь планированием важных дел или проанализируйте то, что вы сделали сегодня.

В водительской практике есть этические нормы, скажем, водитель который вежливый и соблюдает эти правила, он тратит меньше нервной энергии. Какие нормы? Это ответственность, следование дисциплины колоны, уважать других водителей и пешеходов. Вы должны, относится к ним так, как хотите, чтобы относились к вам. Если кто-то совершает ошибку, отнеситесь снисходительно и терпеливо. Иногда уступайте место тем водителям, которые хотят въехать в плотное движение или перестроится. За это вы получите благодарность ( улыбку или кивок головы).

Если вам кто-то уступил место, не забудьте отблагодарить. На дороге все водители должны сотрудничать, а не соревноваться. Сигналить от злости не надо. Пешеходов, которые имеют преимущество, всегда пропускайте, жестом приглашайте.

На дорогах оказывайте помощь, тем водителям, которые нуждаются в этом, потом при необходимости помогут и вам.

autodrop.ru

Стресс 10 баллов. Семь способов выжить в пробке от воронежского психолога

Как скоротать время в дорожных заторах.

Воронеж в очередной раз встал в многокилометровых пробках вечером вторника, 1 марта. Сервис «Яндекса» оценил их на восемь баллов и назвал «серьезными». Первый весенний дождь и несколько ДТП стали причиной самого длинного в городе затора – автомобили растянулись на Московском проспекте на 3 км. Сильно затруднено движение по улице Бурденко, 45 Стрелковой дивизии и на всех центральных магистралях города. Психолог Наталия Шестакова рассказала корреспонденту РИА «Воронеж», как справиться со стрессом в пробке и потратить с пользой проведенное в дороге время.

Что такое «пробка»?

Для большинства людей это слово означает большое скопление машин, движущихся с минимальной скоростью. А с психологической точки зрения пробка – это препятствие, процесс ожидания чего-либо.

– Человек, отправляясь из точки «А» в точку «Б», мыслит расстоянием: по его подсчетам, 15 км можно преодолеть за 30-40 минут. Он садится в машину, проезжает 5 км, застревает в пробке и понимает, что рушатся все его планы. Он сидит за рулем, постоянно смотрит на часы и нервничает, – пояснила Наталия Шестакова.

То же самое происходит и с пассажирами автобусов. Однако вероятность попадания в заторы можно максимально сократить, а проведенное в них время сделать непотерянным.

Совет №1. Откажитесь от плотного завтрака

– Как врач, я порекомендую воздержаться от плотного приема пищи перед поездкой – желательно ограничиться легким завтраком. Во-первых, в транспорте организм продолжит переваривать употребленные продукты — значит, в это время вы будете особенно сонливы. Во-вторых, точно предсказать время поездки никто не может, поэтому лучше заранее позаботьтесь, чтобы не возникло в дороге дискомфортных ощущений или невыполнимых желаний, – объяснила Наталия Шестакова.

Совет №2. Закладывайте в маршрут время пробок

– Несмотря на постоянное увеличение машин на дорогах, человек продолжает строить график на день исходя из километров. Но важно учесть и другие моменты, которые все знают: в непогоду риск заторов увеличивается, в час пик больше аварий, а из-за плохого дорожного покрытия на отдельных улицах скорость движения падает. Тщательно проложите маршрут и заложите в него время потенциальных пробок, – порекомендовала психолог.

Если на день запланировано несколько дел, их надо максимально выстроить по ходу маршрута – чтобы потом не пришлось делать выезды по одним и тем же улицам.

Совет №3. Пересмотрите расписание дня

Конечно, это будет непросто воронежцам с четким графиком работы. Но и у них есть варианты – например, выехать из дома за полчаса до пробок, а в освободившееся до работы время заняться тем делами, от которых можно освободить вечер. К примеру, оплатить квартиру, придумать и заказать подарок близким на предстоящий праздник, сделать маникюр и так далее.

– А москвичи и вовсе привыкли после дороги на работу досыпать. Они выезжают в 4:00-5:00, через час доезжают, и еще пару часов спят в машинах. Если им выехать даже на 30 минут позже, они те же два-три часа рискуют простоять в пробках. Если вы хотите все успевать, умейте пользоваться ритмом города: в каждое время суток есть относительно свободные часы, – добавила специалист.

Совет №4. Принять пробки как свершившийся факт

Попавший в автомобильный затор человек испытывает зачастую одно из двух негативных состояний: раздражение из-за потери времени или страх из-за опоздания. Нередко – и обе эмоции. Важно научиться принимать пробку как свершившийся факт, отнестись к ней спокойно, холодной головой спланировать рабочий день и подумать, как можно компенсировать потраченные на дорогу часы.

– Находясь в пробке, всегда помните о двух принципах – реализме и планировании. Если удастся дать себе правильную установку, день не окажется безнадежно потерянным. Но когда транспортные коллапсы постоянно вызывают негативные эмоции, с которыми человек не в состоянии справиться, лучше обратиться к психологу: он поможет сформировать позитивное мышление, – подсказала Наталия Шестакова.

Совет №5. Займитесь самообразованием или релаксацией

– Если вы все-таки застряли в пробке, это не повод думать, что два часа потеряны зря. Живя в сумасшедшем ритме, многие из нас жалуются на отсутствие времени для самообразования и релаксации. Поэтому дорожные заторы – подходящий повод для исправления ситуации. Как в автомобиле, так и в автобусе можно послушать аудиокниги (в общественном транспорте – и почитать бумажные либо электронные) или расслабиться под музыку, – посоветовала специалист.

Водители должны понимать, что во время прослушивания важно сохранять максимальную внимательность на дороге.

Совет №6. Насладитесь тишиной

Если возможностей для прослушивания аудиокниги или музыки нет, стоит просто побыть в тишине. Правда, в общественном транспорте этим советом вряд ли удастся воспользоваться.

– Современные люди перегружены информацией, в том числе визуальной и аудиальной. Когда человек за рулем, он может просто отстраниться от всего, убрать лишние звуковые ряды и побыть в тишине. Никаких внутренних мыслей – только концентрация на дороге и чувствование своего тела. Это сохраняет эмоциональное здоровье, что положительно сказывается и на физическом, – добавила психолог.

Совет №7. Поработайте с телом

– Есть серия простейших, но очень хороших упражнений, которые можно без труда выполнять в дороге. Одно из самых элементарных – напрячь все мышцы, а затем резко их расслабить. Это улучшает кровоток и, соответственно, снимает усталость. Есть и дыхательная тренировка – сделать резкий вдох, задержать дыхание и плавно выдохнуть. Это позволяет «перезагрузиться» и избавиться от эмоционального напряжения. При необходимости можно делать зарядку для глаз или подобрать другой комплекс упражнений.

Самым трудным для воронежских автомобилистов оказался январь. В первый раз город встал в девятибалльных пробках 18 января: тогда к транспортному коллапсу привел снегопад. После этого в течение двух недель сервис «Яндекс.Пробки» оценивал заторы на 9 баллов четыре раза и три раза – в 10 баллов. О том, как воронежцы стояли в пробках, смотрите в подборке РИА «Воронеж».

Впервые же 10-балльные заторы в Воронеже сервис «Яндекса» зафиксировал 21 ноября 2014 года, второй раз – 29 декабря 2014 года.

m.riavrn.ru