Стресс у детей школьного возраста

Консультация по теме:
Стресс у детей младшего школьного возраста

Материал включает в себя описание симптомов и профилактику стресса у детей младшего школьного возраста.

Предварительный просмотр:

Стресс у детей младшего школьного возраста

Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  • ночные кошмары;
  • быстрая утомляемость;
  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  • ложь;
  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
  • расстройства без видимой на то причины;
  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
  • агрессивное отношение к окружающим;
  • заниженная самооценка;
  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
  • Профилактика стресса у детей

  • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
  • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
  • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
  • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
  • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
  • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
  • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
  • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме.

    Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.

    данный реферат раскрывает основные понятия «адаптация 2 и «дезадаптация», содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес.

    Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

    ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци.

    Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет.

    образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво.

    nsportal.ru

    Стресс у детей и способы его преодоления

    Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе. Разница только в причинах и проявлениях. Что же делать, если подрастающее поколение страдает от эмоционального дисбаланса?

    Ситуаций, которые могут влиять на стабильное психологическое состояние и вызвать стресс у детей — множество. У малышей младшего дошкольного возраста огромным потрясением становится детский сад. По мере взросления появляются новые проблемы: адаптация в первом классе; огромные нагрузки школьного процесса; первая неразделенная любовь; влияние компании ровесников; кризисы подросткового возраста.

    Как проявляется детский стресс?

    Помимо прочего, огромное количество детей младшего и школьного возраста вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? Как видим, причин для нарушения нормального психологического развития ребенка — огромное количество. На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли — помочь мягко их преодолеть.

    Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками. Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада. Ведь взрослые могут чувствовать и объяснить, что с ними происходит, а вот крошкам трудно понять,что же с ними «не так». Отсюда, как последствие, и возникает нетипичное для них поведение.

    Психологи выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить:

    1. Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки — подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?
    2. Неожиданные страхи. Наверное большинство из родителей сталкивались с ситуацией, когда их чадо младшего возраста внезапно отказывается засыпать в комнате, рассказывая о «страшных чудовищах под кроватью». Или же ребятенок младшего школьного возраста становиться плаксивым, начинает бояться смерти (своей или близких), тревожится, когда уходит на занятия в школу или в секцию.
    3. Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста. Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка. И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.
    4. Проблемы со здоровьем. Симптомы могут быть настолько сильными, что вызывают физические патологии, которые напрямую связаны с психосоматикой. У малютки может подняться температура, сильно разболеться живот…Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.
    5. Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день — перевозбуждает.
    6. Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики — грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.
    7. Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста. Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

      Стадии детского стресса

      Стресс, как и любое другое нарушение, имеет свои этапы:

    8. Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда. Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.
    9. Отрицание. Кроха на все отвечает «нет»: не пойду в сад, не буду там кушать, не хочу играть с детьми, не собираюсь слушать воспитателя. Если взрослые не обращают внимание на детский стресс, считая банальным непослушанием, он может протекать в агрессивной форме. Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.
    10. Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.
    11. Физические заболевания. Последняя стадия, при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматика заболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.
    12. Психологи советуют: лучшая профилактика — это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни.

      Стресс у детей дошкольного и младшего школьного возраста

      Известно, что дети в возрасте до 6-7 лет являются особо эмоционально чувствительными к любым изменениям, которые происходят вокруг них. Они чутко реагируют на психологический климат в семье; легко перенимают на себя его эмоциональное состояние.

      Есть несколько ведущих ситуаций в жизни, которые могут ярко проявляться и накладывать отпечаток на психоэмоциональное состояние детей младшего возраста:

    13. Рождение младших братьев и сестер. В каждой семье, где есть двое и больше детей, могли наблюдать такую картину: с появлением нового члена семьи старший меняется в поведении. Даже, если он сам очень просил и ждал малыша. Оказывается, для того, чтобы с ним играть или полноценно общаться, должны пройти многие месяцы. Старший к этому не готов.
    14. С появлением брата или сестры у крохи часто появляется страх того, что он станет «не нужным» родителям. Младшенький начинает восприниматься им как конкурент за любовь и внимание. Дитя видит, что за братом или сестрой ухаживают: носят на руках, бесконечно моют-кормят-агукают. У него возникает логическая цепочка: для того, чтобы и мне уделяли столько же внимания, нужно стать маленьким. Поэтому начинает наблюдаться регресс в поведении. Также возможен вариант, когда внимание родителей добивается кардинальным методом: кроха начинает болеть. В его подсознании уже закрепилось воспоминание, что когда ему плохо ( температура, боль), тогда мама или папа посвящают ему свое время.

      • Начало посещения детского сада или школы. На первый взгляд кажется, что проблем нет: ребенок хотел идти в детский коллектив. Но на проверку оказалось, что там есть свои требования, своя дисциплина, не всегда приятные воспитатели, задиры-ровесники и много новых обязательств (кушать, спать, слушаться, делать уроки). Он оказывается не готов к реалиям. Поэтому, еще задолго до начала посещения детских коллективов, нужно готовить сына или дочку. В большинстве случаев подготовка заключается в том, что взрослые расписывают, как хорошо будет их чаду в саду или школе: новый коллектив, где можно играть; новые права. И это в корне неправильно. Ведь тот же сад, это еще и необходимость кушать не домашнюю привычную пищу; учиться находить общий язык с драчунами; выполнять предписания воспитателей. И мамы рядом не будет. В реальности такое положение оказывается настоящим шоком. И истерики перед дверьми дошкольного учреждения могут вызываться капризами «из ничего». Это влияние эмоционального потрясения.
      • Плохие отношения и развод родителей. Взрослые часто допускают две большие ошибки: стараются сохранять видимость семьи «ради ребенка» или же бездумно рвать отношения, не взирая на младших членов семьи. В первом случае малыш будет чувствовать то напряжение, которое существует в общении между отцом и матерью или вовсе быть зрителем постоянных скандалов. Во втором он становится заложником ситуации, когда его мнения особо не спрашивают. Он вынужденно должен принимать выбор папы и мамы, которых одинаково любит. Еще вчера он с папой регулярно играл в футбол, когда тот возвращался с работы, а уже завтра он общается с ним в разы меньше. Дабы уберечь малыша от потрясений, взрослые должны тщательно обдумывать каждый свой шаг и слово. И не допускать выяснения отношений в присутствии детей. Они не должны становиться заложниками ситуации или объектом манипуляций. Поэтому, если у малютки вдруг поднялась температура, не назначайте сразу активное лечение. Просто задумайтесь: так ли хорошо в семье?
      • Стрессовые состояния у подростков

        Подростки смотрят на мир совсем другими глазами, чем взрослые и малыши. Он воспринимается обостренно. Нервный срыв способна вызвать любая мелочь. Чаще всего это связанно с мощной гормональной перестройкой организма, что не может не влиять и на нервную систему. В этот период бывает очень важно помочь ему справляться с эмоциями. Ведь стресс у детей и подростков имеет свои отличия.

        В отличие от младшего возраста, дети старшего школьного периода очень ранимы. У них появляется масса комплексов. Кто-то начинает переживать по поводу физических показателей; кто-то- не удовлетворен отношениями с ровесниками. Расцветают различные фобии. Известен вариант, когда девочки школьного возраста начинают массово переходить на диетическое питание. Причем даже тогда, когда к этому нет никаких предпосылок. Одно неосторожное слово способно породить комплекс выдуманной полноты. Значение имеет буквально любая мелочь. Мальчики очень болезненно воспринимают вопросы лидерства, ведь влияние ровесников велико. Агрессивно реагируют на подколки одноклассников. В связи с этим существует еще одна опасность подросткового возраста: современные школьники отличаются жестоким поведением. Жертвами в таких ситуациях становятся обе стороны: и тот, кто обижает, и сам обиженный. Ведь в первом случае есть те обстоятельства, которые влияют на такое неадекватное поведение, а во втором — рождается огромная обида, вплоть до ощущений собственной неполноценности.

        Еще одной самой распространенной причиной эмоциональных потрясений становится первая любовь. Особенно, если объект вожделения не разделяет симпатию. Или же, если после романтических отношений, вдруг решает их разорвать. Для 12-15 летних школьников такие жизненные обстоятельства кажутся «концом света». Папы и мамы же не всегда правильно реагируют на это, отмахиваясь дежурным советом, что «ничего страшного, какие там годы». Но подросток именно в этот момент воспринимает по-другому, расценивает, как предательство сверстников и «лечение мозгов» старшим поколением. Начинаются разочарования, которые могут привести даже к суициду. Ведь нередко можно услышать в новостях о том, что школьник покончил с собой из-за неразделенной любви. Да и родственники, которые категорически запрещают детям встречаться, также могут стать причиной психологического дисбаланса, приводящего к печальным последствием.

        На то, что у подростка существуют проблемы, могут указывать такие признаки:

      • замкнутость;
      • рассеянность — погружение в переживания;
      • патологическое стремление изменить свою фигуру;
      • агрессивность;
      • нарушение сна;
      • апатия.
      • Также возможно психосоматическое проявление физических патологий: та же повышенная температура, блуждающие боли. Профилактика психологически трудных ситуаций — предупреждение физических заболеваний.

        Дети школьного подросткового возраста редко идут на контакт. Им кажется, что проще проблемы переживать внутри себя. Они слабо доверяют взрослым. Да и хочется доказать самому себе, что способен решать вопросы самостоятельно и делать правильно. Подростковый период — очень сложный в плане того, что внутри взрослеющего тела остается все еще мозг и психология ребенка. Это взрослые дети, которым очень необходима поддержка и внимание, а не активное влияние на их жизнь.

        Как помочь ребенку справиться со стрессом

        Нетипичное поведение ребенка младшего или школьного возраста является сигналом о том, что существуют те обстоятельства, которые нарушают его эмоциональное равновесие. И он хочет привлечь к себе внимание. Это всего лишь скрытая просьба о помощи, которую не каждый может понять. Сам приход человека в этот мир уже является для него эмоциональным потрясением. Стоит вспомнить, как ведут себя новорожденные в первые дни: они либо беспробудно спят, либо постоянно кричат. И тот и другой вариант — это индивидуальный способ переживания послеродовой адаптации к внешнему миру. Что делает мама? Она старается неотлучно быть при малютке, чутко реагируя на каждый его писк. Сама природа подсказывает, что нужно маленькому человеку для снятия эмоционального напряжения и устранения раздражающих факторов: ему не требуется лечение, а только лишь правильная помощь взрослого.

        Крошка взрослеет. И скоро ему придется пройти через психологическую встряску расставания с мамой: она выходит на работу или малыш отправляется в детский сад. В этот же период могут сложиться обстоятельства, когда родители разводятся или в семье ожидается появление младшего ребенка. Для крошки важно чувствовать, что не смотря ни на что, он продолжает оставаться самым любимым. И что понимание плюс поддержка будет обеспечена ему в любой ситуации.

        Важно научить дитя адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам, спокойно реагировать, выстраивая взаимоотношения со сверстниками. Не делать все за него, а быть тем человеком, который позволит ему учиться самостоятельно, но при постоянной поддержке при необходимости. Не забывать о похвале. Постараться организовать режим дня и правильный рацион питания, которого будут тщательно придерживаться. Давать эмоциональную разгрузку при помощи физического активного времяпровождения. И помнить, что если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

        vseostresse.ru

        Причины стресса у ребенка в школе

        Начало обучения в школе – неизбежный этап жизни каждого ребенка. Как бы старательно родители ни готовили своего ребенка, он все равно получает стресс, последствия которого могут проявиться в его поведении и настроении. Стресс в школе является частым для детей всех возрастов. Старшеклассники тоже оказываются в стрессовых ситуациях, несмотря на то что уже привыкли к учебному ритму.

        Стресс в школе — отнюдь не редкое явление

        Симптомы стресса первоклассника

        Смена детского сада на школу не может не повлиять на ребенка. Вместо игровых занятий ему приходится сидеть на уроках, соблюдать дисциплину и выполнять домашние задания. Эти перемены вызывают огромный стресс, что может вылиться в проблемы с обучением, изменениями в поведении и ухудшении состояния здоровья:

      • тревожный сон или постоянная сонливость;
      • отсутствие аппетита;
      • истерики;
      • демонстративное отсутствие интереса к учебе и желание увильнуть от школьных занятий;
      • потеря веса;
      • чувство страха перед каждым приходом в школу;
      • апатия или раздражительность.
      • Эти симптомы могут проявляться в зависимости от характера. Дети, чья психоэмоциональная система устойчивее, менее подвержены стрессовым ситуациям и лучше переносят условия, к которым приходится приспосабливаться.

        Отсутствие аппетита — один из симптомов стресса

        Адаптация первоклассников к школе

        Психологи выделяют три группы первоклассников в зависимости от их способности адаптироваться к незнакомой для них среде:

      • Дети, которые за несколько месяцев приспосабливаются к условиям в школе. Они дружелюбны, веселы и у них ровное настроение. Им несложно выполнять требования учителя, они хорошо учатся. У детей с таким складом характера стресс в младшей школе проходит практически незаметно.
      • Вторая группа учащихся тяжелее приспосабливается к новым условиям. Первоклассника могут угнетать уроки, на которых приходится сидеть долгое время. Эта группа тоже постепенно социализируется. Стресс проходит заметнее, но школьникам удается с ним справиться без помощи взрослых.
      • Третьей группа детей младшего школьного возраста не может долго подстроиться под новый режим жизни. Они срывают уроки, демонстрируют плохую успеваемость. Помочь им адаптироваться в новой среде может только психолог. Стресс у этих школьников выливается в полное отсутствие взаимопонимания как со сверстниками, так и с учителями.
      • Некоторым детям для адаптации к школе нужны консультации у психолога

        Трудности обучения

        Безумный ритм жизни и переутомление все равно влияет на первоклассника следующим образом:

      • неуспеваемость;
      • лень;
      • потеря интереса к учебе;
      • уход в воображаемый мир;
      • задержка мышления при развитой речи (вербализм);
      • постоянные заболевания.
      • Среди острых проблем может стоять плохое поведение первоклассника. Ребенок не только не желает учиться, но и срывает уроки, отказывается отвечать на занятиях и с неохотой делает домашние задания. Он нередко оказывается зачинщиком драк и конфликтов, вступает в споры с учителями, привлекает к себе внимание.

        Парадоксально то, что чем больше ребенка наказывают, тем сильнее проявляется его отрицательное поведение, поэтому родители не знают, что с этим делать.

        Отсутствие физических упражнений, гиперактивность становятся причинами подобного поведения. Ребенку младшего школьного возраста требуется выпустить пар, что приходится делать в стенах учебного заведения. Таким детям рекомендуется посещение психолога, особое отношение к ним родителей.

        Занятия спортом могут облегчить ребенку адаптацию к школе

        Помощь первокласснику

        Рекомендации психологов, как избежать стресса:

      • Ребенку требуется поддержка. Если он провинился, не успевает в школе или не хочет учиться, необходимо показать ему, что его любят. Ребенку нужно прививать интерес к учебе, хвалить даже за самые мелкие победы и развивать в нем уверенность в собственных силах. Он должен знать, что его уважают и любят, считают умным и способным и верят в то, что ему удастся со всем справиться. Если ребенок уходит в себя, пряча таким образом свои переживания и школьный стресс, родителям необходимо наладить с ним контакт.
      • Школьник с прекрасной речью, но отсутствием логического мышления, нуждается в дополнительном обучении. Такого первоклассника нужно не ругать, а обучать и делать с ним упражнения, в ходе которых его мышление будет развиваться.
      • Плохое поведение подсказывает родителям, что их ребенок лишен внимания. Если он особенно агрессивен и имеет склонность к созданию конфликтов, ему потребуется помощь психолога. Качественная диагностика, упражнения для снятия стресса, повышение стрессоустойчивости и правильная работа с таким первоклассником непременно помогут улучшить ситуацию.

    Проблемы с концентрацией поможет решить консультация у психолога

    Причины стресса подростков

    Несмотря на то что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям.

    Ранимость юношей и девушек, желание казаться крутым и взрослым становятся почвой для многочисленных конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.

    Причины, которые вызывают стресс у ребенка старшего школьного возраста:

    • насмешки одноклассников;
    • недовольство собой;
    • страхи перед экзаменами и их результатами;
    • выбор профессии;
    • пугающая мысль об ошибке выбора в жизни;
    • загруженность, сложность восприятия школьного материала;
    • отставание в учебе по сравнению с одноклассниками;
  • Помощь подростку в стрессовых ситуациях

    Психологи рекомендуют родителям подростков сделать все возможное, чтобы научиться понимать и выслушивать ребенка. Его нужно контролировать, но делать это ненавязчиво, оставляя личное пространство и свободу.

    Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:

    1. Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
    2. Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
    3. Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.
    4. urazuma.ru

      Стресс у детей и подростков. Подростковый стресс

      В среднем подростковом возрасте дети переживают период быстрого социального, эмоционального и интеллектуального взросления, а также испытывают определенное давление со стороны родителей, которые хотят, чтобы дети соответствовали их ожиданиям.

      Некоторые дети лучше приспосабливаются к таким сложным задачам, чем другие, время от времени у них могут возникать эмоциональные и поведенческие проблемы. В этой и последующих главах будут описаны наиболее часто встречающиеся проблемы, возможные варианты их решения, а также то, когда и как вы сможете получить помощь в решении этих проблем.

      Сегодня постоянные стрессовые состояния оказывают пагубное воздействие на организм наших детей. Дети сталкиваются с множеством проблем в школе, дома и на улице. Насилие, наркотики, курение и употребление алкоголя — можете продолжить этот список — это способы выйти из стрессовых состояний. Постарайтесь уберечь детей от эмоциональных потрясений и научить их расслабляться.

      В этом возрасте давление может исходить из разных источников — как самого ребенка, так и родителей, учителей, сверстников, а также общества, в котором живет ребенок. Давление может принимать различные формы и создавать сложные проблемы для детей, на которые им приходится реагировать и приспосабливаться к ним. Вне зависимости от того, являются ли эти события действительно важными, такими как развод родителей, либо лишь незначительными трудностями (например потеря домашнего задания), эти потребности или стрессовые ситуации становятся частью повседневной жизни ребенка.

      Какие-то события жизни дети принимают с радостью и достаточно легко к ним адаптируются. Другие же события они могут воспринимать как угрозы самим себе либо повседневной жизни их семьи или общему ощущению благополучия, и это вызывает у ребенка стресс. Большинство стрессов, с которыми приходится сталкиваться ребенку, находится где-то посередине — конечно, они нежелательны, но и не причиняют серьезного вреда, а скорее являются частью выполнения задач детского возраста и познания самого себя.

      Подростков также может беспокоить умение заводить друзей, успехи в школе, способность противостоять давлению со стороны сверстников или преодолевать свои физические слабости. Вне зависимости от формы проявления, если стресс слишком сильный или продолжительный, в некоторых случаях он может нанести серьезный урон ребенку. Определенная концентрация стрессовых ситуаций может создавать предрасположенность ребенка к заболеваниям. Важные события, в особенности события, навсегда изменяющие жизнь семьи ребенка, такие как смерть одного из родителей, могут оказывать длительное воздействие на его психическое здоровье и благополучие. Незначительные повседневные стрессы также могут иметь некоторые последствия. Они могут привести к потере аппетита или ухудшению сна. Дети могут стать угрюмыми или раздражительными, их успеваемость в школе может ухудшиться. Также может измениться их поведение и желание контактировать с другими людьми.

      У разных детей разные темпераменты, поэтому они отличаются друг от друга своей способностью справляться со стрессом и повседневными трудностями. Некоторые из них от природы покладисты и легко приспосабливаются к новым событиям и ситуациям. Других детей легко вывести из равновесия любыми изменениями в жизни. Все дети способны лучше справляться со стрессами, если прежде у них имелся успешный опыт подобного рода, а также если они уверены в своих способностях и эмоциональной поддержке со стороны семьи и друзей. Дети, уверенные в своей правоте и чувствующие любовь и поддержку, в целом успешно со всем справляются.

      Безусловно, возраст и развитие ребенка помогут определить, насколько сильный стресс на ребенка может оказать определенная ситуация. К примеру, смена учителя для ученика 1 класса может стать важным событием, но едва ли каким-либо образом повлиять на ученика 6 класса. Невысокий рост неважен для пяти- или шестилетнего ребенка, но в юношеском возрасте может стать причиной постоянных страданий. Восприятие и реакция ребенка на стрессовую ситуацию отчасти зависят от его развития, отчасти от опыта, а отчасти от темперамента.

      Многие родители не сомневаются, что дети школьного возраста не знают об окружающих их стрессовых ситуациях и никоим образом невосприимчивы к ним. Кроме того, они уверены, что их дети не только ни в чем не нуждаются, но у них также, вероятно, имеется достаточное количество игрушек, друзей, с которыми можно поделиться, много времени для игр и полный график необходимых дополнительных занятий.

      Это не так. Дети крайне восприимчивы к изменениям вокруг них, в особенности к чувствам и реакции их родителей, даже если эти чувства не передаются непосредственно при помощи слов. Если один из родителей останется без работы, детям придется приспособиться к финансовому кризису в семье; им нужно будет справляться не только с явными изменениями в семейном бюджете, но и с изменениями эмоционального состояния родителей. Детям может быть необходимо справляться с издевательствами на игровой площадке, переездом в новый район, серьезным заболеванием одного из родителей или собственным разочарованием из-за недостаточной способности преуспеть в каком-либо виде спорта. Они могут испытывать постоянное давление «правильно» одеваться или получать высокие отметки для того, чтобы увеличить вероятность их поступления в «надлежащее» высшее учебное заведение.

      Некоторые психологи уверены, что современным детям среднего подросткового возраста на самом деле приходится сталкиваться с гораздо большим количеством стрессовых ситуаций, нежели подросткам прежних лет, да еще они получают недостаточную социальную поддержку. Изменение семейной структуры от большой, оказывающей поддержку семьи (включая обоих родителей, тетей, дядей, бабушек и дедушек) предыдущих поколений до нынешних поколений с высоким процентом разведенных семей, семей с только одним родителем или семей, где один из родителей является приемным, радикально изменило сам опыт детства. Миллионам подростков приходится приспосабливаться к таким изменениям.
      Даже в полных и достаточно стабильных семьях постоянно увеличивающееся число обязанностей обоих работающих родителей зачастую служит причиной того, что детям приходится больше времени проводить на дополнительных занятиях после школы либо дома в одиночестве. Для некоторых детей такая потеря времени, которое они могли бы проводить с родителями, служит определенным стрессом, так же как и ответственность самому заботиться о себе и доме, а иногда и присматривать за младшим братом или сестрой после школы.

      Для многих детей и их семей стрессом является количество занятий, заполняющих свободное время детей. Слишком загруженные дети с несоответствующим количеством свободного времени могут чувствовать себя обессиленными.

      Кроме того, современные дети растут в такое время, когда им приходится сталкиваться с насилием и давлением со стороны сверстников относительно половой активности и употребления наркотиков, их предупреждают быть осторожными ввиду существующей угрозы похищения детей, сексуального домогательства и других преступных действий. Такое ощущение жизни в небезопасном мире для некоторых детей является источником постоянного стресса. То есть можно сказать, что современным подросткам приходится постоянно сталкиваться с проблемами принимать решения в различных ситуациях, и зачастую от них ожидают слишком быстрого взросления.

      Но при этом нельзя сказать, что все стрессовые ситуации оказывают только негативное воздействие. К примеру, умеренное давление со стороны учителя или репетитора может способствовать желанию ребенка получать только высокие отметки в школе и принимать более активное участие в спортивных мероприятиях. Успешное разрешение стрессовой ситуации или проблемных событий повышает способность ребенка справляться с ними в будущем.

      Если стресс постоянный или слишком сильный, это наносит большой вред как психике, так и всему организму ребенка. Внезапные стрессовые ситуации вызывают учащение дыхания и сердцебиения, сужают сосуды, повышают артериальное давление и мышечное напряжение, а также могут вызывать расстройство желудка и головные боли. Если стрессовая ситуация сохраняется, у ребенка может развиться предрасположенность к заболеваниям, он может испытывать чувство усталости, его будут мучить ночные кошмары, зубная боль, бессонница, для него станут характерными вспышки раздражения, депрессивное состояние и плохая успеваемость в школе.

      На разных стадиях развития способы проявления своей загруженности и неспособности справиться со стрессом у детей различны. В дошкольные годы вы, вероятно, замечали, что при попадании в стрессовую ситуацию ребенок начинал несколько регрессировать. Возможно, ему было трудно разлучаться с вами, он никуда не отпускал вас от себя или даже на время забывал некоторые свои навыки, связанные с процессом взросления, такие как пользование горшком.

      Дети младшего школьного возраста более открыто выражают свои чувства, тем не менее у них может проявляться большая склонность принимать стресс близко к сердцу: их характеризует уныние, депрессивное состояние или отчуждение. Другие дети могут выражать свой стресс чрезмерной активностью, гневом или созданием конфликтных ситуаций. Родители должны приспособиться к этим и другим признакам перегруженности ребенка.

      Не слишком ли вы давите на ребенка?

      С большинством стрессовых ситуаций ребенок сталкивается за пределами семьи — такой стресс может быть неподвластен контролю. Тем не менее многие подростки могут испытывать давление в семье, поскольку их родители из лучших побуждений чрезмерно загружают детей занятиями музыкой, спортивными секциями, компьютерными курсами и уроками живописи.

      На первый взгляд может показаться весьма полезным давать ребенку как можно больше возможностей попробовать свои силы в образовательных, культурных и спортивных занятиях. Некоторые родители расценивают это как преимущество для ребенка перед сверстниками в нашем конкурентном обществе. Но специалисты заверяют: если детей заставлять быть слишком старательными учениками, когда практически весь день распланирован за них, это может оказать и негативное влияние. У многих детей возникает стресс, когда он мчится с одного занятия на другое, когда совсем нет времени на отдых, игры, «безделье» и чтобы просто «побыть ребенком».

      Вам вместе с ребенком необходимо установить некий баланс между запланированными и незапланированными занятиями. Не беспокойтесь о том, что ему станет скучно; на самом деле ребенок даже получит выгоду от ничем не занятого времени, когда сможет использовать свое воображение и заняться интересными для него делами. Что касается запланированных занятий, уменьшите их количество до тех, которые на самом деле доставляют ему удовольствие, в которых он достигает определенных успехов, приобретает новые умения или замечает улучшения. Узнайте о мнении и пожеланиях ребенка до того, как будете планировать для него какие-либо мероприятия.

      Как только ребенок начнет ходить на занятия, окажите ему поддержку (но не давите на него), обязательно хвалите его и проявляйте заинтересованность, посещая его бейсбольные матчи и фортепьянные концерты. В некоторых случаях ребенок может жаловаться, что у него пропал интерес к организованной программе или что его беспокоит неспособность выполнять задания так же хорошо, как и его сверстники или другие члены команды. Выясните причины и суть его жалоб. Некоторые проблемы вам придется решать вместе с ребенком либо может потребоваться временное прерывание деятельности. Вы как родитель должны помнить, что даже в этом возрасте ваш подросток все еще во многом остается ребенком. При достижении подросткового возраста дети часто могут испытывать давление от ожидания от них быть более взрослыми. Помогите подростку насладиться порой детства без ненужных факторов, вызывающих стресс. По мере взросления позвольте ребенку задавать собственный темп своих открытий. Обсудите с ним такие вопросы, как индивидуальность и давление сверстников.

      Помогите ребенку преодолеть трудности

      Если ребенок сталкивается со слишком большим количеством стрессовых ситуаций, ему может потребоваться ваша помощь для того, чтобы понять, как лучше всего справляться с трудностями. Уделите время и обсудите с ребенком давление, которое он испытывает в жизни, и причины его беспокойства. Детям школьного возраста зачастую сложно сесть и обсудить это. Но вы должны дать ребенку понять, что вам небезразличны эти вопросы и что вы хотели бы ему помочь. Рассматривайте каждую ситуацию как проблему, которую необходимо решить.

      Вам может быть нужно поставить себя на место ребенка и представить, что в такой ситуации может чувствовать ребенок. Обсудите некоторые формы его поведения и выражения эмоций, которые вы замечали в последнее время и благодаря которым посчитали, что ребенок может сам стараться решить какие-то проблемы. Постепенно ваши старания помогут ему выразить свои чувства при помощи слов.

      Помогите ребенку понять его собственный темперамент. Используйте некоторые выводы из ваших наблюдений за ребенком. Употребляйте такие высказывания, как «Я знаю, что ты достаточно болезненно реагируешь на стрессовые ситуации» либо «Мне кажется, тебе удобнее самому спокойно принимать решения». Это поможет проникнуть в суть проблемы и оценить умение ребенка справиться с ситуацией.

      Вместе с ребенком вы должны проанализировать возникшую ситуацию или занятия, который ему служат причиной проблемы. Может быть, у ребенка конфликт с друзьями, который ему нужно разрешить? Либо ему, возможно, необходимо ваше заверение в том, что, несмотря на развод, ребенка по-прежнему любят оба родителя? Или вам следует сократить расписание его дополнительных занятий либо же выбирать их с большей осмотрительностью?

      Вместе с ребенком определите имеющиеся проблемы и возможные варианты их решения. Уделите внимание влияниям, которые также могут затруднять способность ребенка приспосабливаться или справляться с ситуацией, и определите способы, при помощи которых он может изменить ситуацию.

      Если вам кажется, что у ребенка недостаточно свободного времени, помогите ему изменить расписание так, чтобы у него оставалось время на отдых и игры. Возможно, ребенок сам начнет использовать свои творческие способности и придумает собственные развлечения. Способствуйте тому, чтобы ребенок использовал свое воображение и способности для того, чтобы проводить время с удовольствием. Помните: ваша задача состоит не в том, чтобы постоянно занимать ребенка — на самом деле большинство детей получают удовольствие от простых игр в спокойной обстановке без бурного темпа и давления, которые обычно наблюдаются при сильной загруженности ребенка.

      Возможно, вы сочтете нужным уделять по 10-15 минут в день только ребенку в выбранном им самим занятии. Такое времяпрепровождение способствует сближению семьи — это время, не подверженное воздействию стрессов.

      Если вы считаете, что вам требуется дополнительная помощь для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, обсудите этот вопрос с педиатром, который в процессе беседы с вами и ребенком поможет определить пути наименьшего стресса для ребенка. В некоторых случаях, если ребенок очень плохо справляется с ситуацией и стресс мешает его повседневной жизни, врач может направить вас к профессиональному консультанту.

      Помимо этого вам, возможно, необходимо будет присмотреться к собственной жизни. У детей, подверженных стрессу, зачастую родители также подвержены стрессу, и некоторая доля постоянного беспокойства передается и ребенку. Если вы переживаете личный кризис, например развод, либо пытаетесь заполнить весь день ребенка занятиями, поскольку вы сами по натуре очень активный человек, возможно, сейчас самое время внести некоторые изменения в свою жизнь, уменьшив личный стресс, который может оказывать косвенное влияние и на вашего ребенка.

      Что беспокоит ребенка

      В процессе научного исследования ученикам 5-х и 6-х классов задавали вопросы, касающиеся событий в их жизни (уже произошедших или которые только могут произойти), вызывающих у них беспокойство или другие отрицательные чувства. Далее перечислены обстоятельства, которые упоминались чаще всего, причем список составлен в порядке убывания.

    5. Болезнь
    6. Ничегонеделание
    7. Недостаток денег
    8. Давление с целью получения только высоких отметок
    9. Ощущение аутсайдера в отношениях со сверстниками
    10. Недостаточное количество времени, которое дети проводят с родителями
    11. Невыполнение домашнего задания
    12. Недостаточные успехи в спорте
    13. Неспособность одеваться так, как хотелось бы
    14. Переживания по поводу изменений тела
    15. Опоздание в школу
    16. Маленький рост
    17. Родители, постоянно ругающиеся в присутствии ребенка
    18. Неумение находить контакт с учителями
    19. Вес или рост больше, чем у других детей этого же возраста
    20. Переезд
    21. Смена школы
    22. Споры с родителями относительно правил в семье
    23. Раздельное проживание родителей
    24. Давление с целью уговорить сделать что-то, чего ребенок не хочет (например курение).
    25. Признаки перегруженности

      Хотя стресс является частью нашей жизни и процесса взросления, вам необходимо вмешаться, как только вы увидите, что стресс разрушительно действует на физическое или психологическое здоровье ребенка. Вот некоторые признаки того, что стресс, вероятно, оказывает слишком негативное влияние на ребенка.

    26. у ребенка развиваются физические признаки болезни, такие как головные боли и боли в желудке.
    27. Ребенок выглядит беспокойным, уставшим или возбужденным.
    28. у ребенка проявляются признаки депрессивного состояния, и он отказывается отвечать на вопросы о том, как себя чувствует.
    29. Ребенок становится раздражительным, негативно настроенным и во время привычных занятий практически не проявляет никаких положительных эмоций.
    30. Ребенок перестает проявлять интерес к какому-либо занятию, которое раньше было для него крайне важным, и предпочитает оставаться дома.
    31. Его отметки в школе становятся хуже, он проявляет меньший интерес к таким обычным занятиям, как посещение уроков и выполнение домашнего задания.
    32. Ребенок проявляет признаки антиобщественного поведения, такие как вранье и воровство, отказывается или забывает выполнять свои домашние обязанности, становится более зависимым от вас, чем раньше.
    33. Снятие стрессового состояния у детей

      Занятия йогой, прогулки на свежем воздухе, медитация и ведение дневника — вот способы, с помощью которых ребенок может снять внутреннее напряжение. Полезны также травы, которые укрепляют и успокаивают нервную систему, тонизируют надпочечники и другие органы эндокринной системы. Этими рекомендациями могут также воспользоваться родители и учителя, которые сами находятся в стрессовом состоянии.

      Чтобы стать менее чувствительным к стрессовым ситуациям, снять усталость и расслабиться, а также для поддержания функции надпочечников, используйте следующие травы: женьшень, солодку и крапиву. Хорошим средством глубокой релаксации для детей любого возраста являются ванны с эфирными маслами и массаж.

      Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.

      При эмоциональном возбуждении, беспокойном состоянии, при переживании стрессовых ситуаций применяйте ромашку, валериану, хмель, липу, лаванду, шлемник, вербену, буквицу, пассифлору, мелиссу и пустырник. Эти травы можно использовать отдельно или комплексно в виде чая, отвара или настойки.

      Для укрепления нервной системы и предотвращения нервного истощения используйте одну или несколько из следующих настоек: овес, гинкго, готу кола и шлемник. Дозировка: по 1/4 — 1 чайной ложке 2 раза в день.
      Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.

      www.sweli.ru