Стресс у ребенка 9 лет

Чем опасен «токсический» стресс для ребенка

Стресс в детстве имеет негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка. И даже если пока он никак себя не проявил – ждите последствий во взрослой жизни.

КАКИМ БЫВАЕТ СТРЕСС

Психологи различают два вида стресса – эустресс и дистрес. Первый вид возникает после положительных эмоций. А второй – после отрицательных. Когда вы очень радуетесь, организм испытывает те же «чувства», как и когда вы злитесь. Это касается в первую очередь учащенного сердцебиения, повышения давления. Но хоть по «симптомам» эти стрессы схожи, по воздействию на здоровье они кардинально отличаются.

А исследователи Гарвардской школы выделяют три вида стресса.

  • «Позитивный» стресс. Он очень незначительный и может возникать, когда малыш оказывается в новых местах и ситуациях. Например, ребенок впервые пришел в садик. Это состояние вполне естественно и даже полезно – благодаря таким ситуациям у крохи формируется стрессоустойчивость.
  • «Терпимый» стресс. Он более резкий и вызывает более сильную реакцию организма. Такой стресс ребенок может пережить, если родители разводятся, он видит катаклизмы, переживает потерю близкого. Если малыш недолго находится в состоянии стресса и все это время его поддерживают мама и папа, он без проблем вернется в свое «дострессовое» состояние. В противном случае последствия неминуемы – негативные переживания отразятся на психологическом и физическом развитии ребенка.
  • «Токсичный» стресс. Он возникает, если ребенок испытывает тревогу и злость длительное время. Если в период «проживания стресса» малыш находится в неблагоприятных условиях – подвергается физическому или психологическому насилию в семье или в обществе – такой стресс будет иметь фатальные последствия.
  • КТО ПОДВЕРЖЕН «ТОКСИЧЕСКОМУ» СТРЕССУ

    Согласно исследованиям Гарвардской школы, в «группе риска» оказываются дети из социально-неблагополучных семей. К ним относятся бедные семьи, семьи, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, где дети подвергаются домашнему насилию или где родители не уделяют должного времени и внимания воспитанию ребенка.

    Британский эпидемиолог Майкс Мармонт в своей книге «Синдром статуса» подтверждает, что социальный статус влияет на физическое здоровье человека. Так, дети, которые родились в обеспеченных семьях, во взрослой жизни реже имеют проблемы со здоровьем. А ребенок из бедной семьи, даже если он добился успеха, более подвержен болезням сердца, у таких взрослых чаще бывает высокое давление и артрит. Но это можно объяснить и тем, что родители вовремя не выявили какие-то болезни ребенка. Такие ситуации бывают как в богатых, так и в бедных семьях. Это же касается и психологического комфорта. Поэтому «токсический» стресс вряд ли зависит от благосостояния семьи, в которой родился ребенок. Гораздо важнее атмосфера, в которой он рос.

    ПОСЛЕДСТВИЯ «ТОКСИЧЕСКОГО» СТРЕССА

    В первые годы жизни информация, полученная малышом, «записывается на кассету» бессознательного. И уже оттуда все негативные и позитивные эмоции влияют на дальнейшее развитие ребенка.

    Дети, которые длительное время пребывали в состоянии стресса, хуже учатся в школе и адаптируются в социуме, чаще имеют проблемы с алкоголем, менее успешны во взрослой жизни. «Токсический» стресс негативно влияет на развитие всех систем органов, ухудшает когнитивные способности, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.

    Также, учитывая возможности дородовой памяти ребенка, можно говорить о «токсическом» стрессе у малыша еще до рождения. Если мама длительное время находится в состоянии стресса, негативные эмоции переживает и плод. Это может отразиться на его развитии после рождения.

    Последствия такого стресса сложно убрать, но их можно предотвратить. Как и при любом заболевании, здесь важна профилактика. Уделяйте своему ребенку как можно больше внимания, создавайте благоприятную для здорового развития атмосферу. А если заметили признаки стресса у ребенка, обязательно поговорите с малышом и окажите поддержку. Также вам пригодятся игры для снятия стресса у ребенка. Они помогут избавиться от негативных эмоций и весело провести время.

    www.uaua.info

    Как снять стресс у ребенка

    Стресс – это результат негативных эмоций и впечатлений, которым подвержены не только взрослые, но, к сожалению, и наши дети.

    Детки не способны справиться с последствиями стрессовых ситуаций, трудно даже понять причину их появления.

    Стресс у детей может накапливаться на протяжении длительного времени и привести к различным последствиям – начиная от неврозов и заканчивая отставанием в развитии.

    Уберечь ребенка от подобных ситуаций невозможно, однако в ваших силах научить бороться малыша со стрессом.

    Симптомы, проявления стрессовых ситуаций

  • Ребенок часто скован, пророй расслабиться довольно трудно
  • Раздражителен
  • Трудоспособность снижена на порядок
  • Постоянная усталость и сонливость
  • Частые головные боли, дискомфорт в области живота, кишечника
  • Нарушения сна
  • Вялость, частый плач
  • Повышенный интерес к пище (попытка поглощать стресс в пищи)
  • Набор веса, как следствие повышенного аппетита
  • Замкнутость в себе, избегание общение со сверстниками
  • Нарушено внимание, трудно сконцентрироваться на работе (учебе)
  • Данная ситуация не является болезней и легко переносится при правильных действиях со стороны родителей.

    Важно вовремя понять, что стресс у малыша это не его детские капризы и баловство, все дети разные и кого-то может вывести из равновесия простое замечание учителя или моральная обстановка в коллективе.

    Встречаются так называемые « непробиваемые » дети, однако это большая редкость, и такие дети просто более скрыты и замкнуты в себе, им удобнее прятать весь негатив, глубоко внутри не выплескивая наружу.

    Причины появление стресса

    Проявление подобной недуги появляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка.

  • До 2-х лет .
    Отсутствие или частые разлуки родителей, в частности мамы, смена обстановки или частые переезды места жительства, которые негативно сказываются на распорядке дня, плохом сне и питания.
  • Дошкольный возраст до 4 лет .
    Наличие родителей и их отсутствие, главная причина. Смена обычного места обитания, развод родителей, детские страхи, появление нового человека (часто при разводе родителей).
  • 4-7 лет .
    В этом возрасте, основная причина вызвана походами в детский сад. Ребенок впервые остается на длительное время без родных. Не восприятие коллектива и сверстников.
    Частые ссоры между родителями.
  • Причины стресса в подростковом возрасте

    С 7-8 лет, практически у всех детей, начинается переходной возраст, который имеет несколько этапом.

    Первый, из которых наступает уже в 8 лет, дальше следует 11-13.

    Третий этап наступает по достижении совершеннолетия -16-18 лет.

    В девочек, в отличие от мальчиков, данные этапы проявляются немного раньше, но по-прежнему все индивидуально.

  • Появление братика, или сестрички, которому посвящают больше внимания ласки и любви. Детская психика не в состоянии оценить правильность всех действий родителей. Дети не понимают, что новорожденный хочет кушать по 6-8 раз в день, следовательно, внимание уделяется больше.
  • Частые переезды, проблема со сверстниками, плохой сон, усталость после школы
  • Уход одного из членов семьи, или длительное отсутствие
  • Внешние факторы (телевидение, интернет, плохой коллектив на улице)
  • Потеря близкого человека, или любимого животного
  • Способы преодоления стрессовых ситуаций

    • Первым правильным способом помочь справиться со стрессом является общение. Ни в коем случае не оставляйте его наедине с собой и возникшими проблемами. Если увидели, или заметили какие-либо трудности, обязательно поговорите с ним, внимательно выслушайте и предложите свою помощь.
    • Не бойтесь прибегнуть к помощи специалистов (педагогов, психологов), которые окажут помощь в решении проблемы и помогут быстрее преодолеть стрессовую ситуацию.
    • Важно помочь ребенку освободиться от захлестывающих его эмоций, которые могут послужить причиной появления симптомов, указывающих на стресс.
    • Замена эмоциональных нагрузок на физические, которые помогут отвлечься от психологических проблем. Во время занятие спортом, организм вырабатывает эндорфины, так называемые гормоны счастья.
    • Не обязательно ребенку ходить в спортивную секцию, достаточно, что бы всегда под рукой были ролики или велосипед, можно посещать уроки йоги или плавания. Благодаря спорту или физкультуре, выработается индивидуальный режим дня.

      Правильно созданный режим дня, не приводит к хаосу в мыслях и эмоциях, которые в свою очередь приводят к развитию стресса.

      Советы по преодолению стрессовых ситуаций

      Не оттягивайте лечение , пытаясь самостоятельно разобраться в причинах и проблемах, откладывая визит к педиатру или психологу. Такие родители сильно рискуют здоровьем своего чада, ведь стресс приводит к появлению соматические расстройства в организме ребенка.

      Чем раньше начнете лечение, тем легче победить негативное состояние и его последствия.

      Обязательно во всем помогайте ребенку – внушайте уверенность, убеждая, что все трудности закончились и с ними легко справится.

      Объясните, что жизнь состоит из плохих и хороших ситуаций, которые чередуются, заменяя ода другой.
      Постарайтесь убедить, что вместе вам под силу, решение любых задач и неприятностей.

      Найдите эффективные и действенные способы для расслабления, ведь вопрос не стоит, как снять стресс у ребенка, а как не привести к повторной ситуации.

      Прекрасным способом для расслабления является отдых на природе, общение со сверстниками и друзьями, просмотр любимого мультика или фильма, поход в бассейн или массаж.

      Активный образ жизни не даст вам времени думать подобных негативных ситуациях. Вы не сможете сделать из жизни ребенка сплошной праздник, но научить радостные моменты и радоваться мелочам, несущим положительный эффект, вполне возможно.

      Подведем итоги, что могут сделать родители, если ситуация не сложная и не требует вмешательства специалистов (психологов):

    • Убедите ребенка не пытаться заниматься одновременно несколькими делами.
      Одновременно занятия в школе искусств, спортивной секции и художественном кружке, могут привести к переутомлению организма, чувства «опустошения». Подростки не способны правильно и рационально распределять свое время и справляться с возникшими нагрузками.
    • В дошкольном и младшем школьном возрасте, они нуждаются в ласке и внимании, но стремятся к независимости.

    В стрессовый период каждый человек нуждается в понимании и поддержке больше обычного. Поцелуи, объятия, поглаживания – неотъемлемая часть душевного равновесия.

  • Учите малыша говорить «нет», отстаивать свои права, контролировать эмоции.
  • Развивайте у него чувство юмора, ведь юмор – это прекрасный способ снять стресс у ребенка и разрядить обстановку.
  • Хвалите малыша за успехи.
  • Дайте понять и почувствовать свое доверие к нему – начните с безопасных сфер, где ребенок не навредит себе.
  • baby-i-mama.ru

    Нервный срыв у ребенка

    Нервный срыв у ребенка

    Текст: Иван Белокрылов, консультант — Виктория Валерьевна Пахомова, к.м.н., детский невролог

    Ребятишкам на подготовительных занятиях к школе дали задание: вспомнить или придумать 2 строчки, представляющие собой законченное стихотворение. Саша отреагировал мгновенно: „Пускай меня считают стервой, но к миске прибегаю первой!” Цитата была из книжки про кошек — забавные фотографии с юмористическими двустишиями внизу. Дома все смеялись над ними, а воспитательница стала ругать за плохое слово, пригрозила в угол поставить. Саша, красный как рак и весь в слезах, сбежал с урока, а дома заявил, что больше в этот садик не пойдет. Вечером у него поднялась температура. Под сорок! Педиатр, пожилая и очень опытная, выслушав предысторию, сказала: „Горячка на почве стресса! В общем, нервный срыв у вашего мальчика”. Он может проявляться и по-другому — не как эмоциональный взрыв, а в виде тихой истерики. Очень важно, чтобы взрослые правильно вели себя в таких случаях!

    Нервный срыв: бурное проявление
    Признак нервного срыва — истерика. Под влиянием стрессового фактора, выступающего в качестве слишком сильного раздражителя для детской нервной системы (еще неокрепшей, легковозбудимой у малышей), ребенок выходит из себя: затевает драку, швыряет на пол книжки и игрушки, грубит, выкрикивает недопустимые вещи.
    Как ни странно, такой реакции можно только порадоваться! Психологи обычно советуют в подобных случаях дать малышу выплакаться и выкричаться. На языке специалистов это называется „пройти ситуацию насквозь”. Позвольте своему чаду разрядиться до конца. Освободившись от отрицательных эмоций, ребенок придет в себя. Тогда можно будет спокойно поговорить с ним о случившемся, обсудить ситуацию за чашкой чая с мятой, успокаивающей нервную систему. Такой чай пойдет на пользу и мамочке, ведь она волнуется не меньше своего чада! Не переживайте: самое страшное уже позади. Если конфликтную ситуацию в садике удастся разрулить, убрав психотравмирующий фактор, истерика больше не повторится.
    Не возмущайтесь поведением ребенка и не заставляйте его извиняться за случившееся перед всей группой или воспитательницей: нельзя заставлять его переживать все заново! Поставить дошкольника в те же условия, в которых возник срыв, значит, спровоцировать новый эмоциональный всплеск. Недаром же в таких случаях рекомендуется смена обстановки вплоть до перехода в другую группу или даже в другой детский садик.

    Нервный срыв: тихая истерика
    Что может быть хуже нервного срыва с криками и слезами при всем классе? Только тихая истерика! Ребенок словно каменеет: замирает, уходит в себя, не отвечает на вопросы, беззвучно плачет, раскачивается из стороны в сторону или сжимается в комок и начинает грызть ногти, выдергивать волосы, брови или ресницы. Вредные привычки подобного рода — это классические признаки аутоагрессии, развивающейся из-за загнанных внутрь отрицательных эмоций.
    К тихой истерике с элементами ауто­агрессии склонны дисциплинированные и честолюбивые детки, будущие отличники, которые во всем впереди. Такие чуть ли не в три начинают читать, в четыре решают задачки из учебника для первоклассников! Но в детском коллективе таких вот вундеркиндов не очень любят, потому что завидуют их успехам и тому, что „продвинутого” малыша постоянно ставят в пример другим. Научите ребенка завязывать отношения с другими детьми и объясните, что хвастаться своими успехами нехорошо. Скажите: „Если Коля еще не умеет читать, то ему нужно помочь, тогда и он тоже чем-нибудь с тобой поделится, станет твоим другом”.

    Нервный срыв: кормите правильно
    Одной из причин детских нервных срывов педиатры считают неправильное питание. Оказывается, недостаток витаминов (особенно группы В) и микроэлементов (в частности, цинка и магния), а также содержащиеся в еде и напитках консерванты (их много в колбасе, сосисках, копченостях, консервах), ароматизаторы, искусственные наполнители и красители не лучшим образом влияют на обмен дофамина и серотонина в головном мозге ребенка. Из-за этого он становится более возбудимым, остро реагирует на неприятности.
    Хуже всего, когда продукты начиненные химией, вызывают у крохи аллергию, которая сопровождается дополнительным выбросом в кровь серотонина, усиливающего возбужденное состояние. В списке самых сильных аллергенов — яйца, красная икра, рыба, морепродукты, помидоры, мед, орехи, красные яблоки, цитрусовые, а также экзотические фрукты типа киви, манго и ананаса. Будьте с ними поосторожнее!
    О газировке и говорить не стоит — она противопоказана детям со склонностью к истерическим реакциям. Но американские ученые обнаружили, что апельсиновый сок из пакета действует не лучше. В течение суток после его употребления в анализе мочи обнаруживается много цинка — этот минерал спокойствия активно вымывается из организма! А все потому, что в консервированном соке (в отличие от свежевыжатого) содержится пищевой краситель тартазин (Е102), обладающий способностью выгонять из организма цинк.
    Растормаживают малыша и вещества из группы салицилатов, содержащиеся в кофе, маслинах, малине, апельсинах, яблоках, сливах, землянике, вишне и винограде. Правда, в ягодах и фруктах этих соединений не так много, а вот черный чай (не говоря уже о кофе, который малышам вообще давать не рекомендуется) из питания ребенка, пережившего нервный срыв, следует исключить.
    Сладости тоже нужно ограничивать! Они вызывают резкий рост содержания глюкозы в крови и выделение поджелудочной железой гормона инсулина. В результате уровень глюкозы падает, а организм вырабатывает гормоны, в частности адреналин, который оказывает на малыша возбуждающее действие.

    Нервный срыв: что делать взрослым
    Истерика у ребенка возникает не на пустом месте. Обычно напряжение накапливается какое-то время, когда обстановка в садике или дома накаляется, но ребенок пытается держать себя в рамках. А потом…

    До начала истерики

  • Не провоцируйте ребенка, если видите, что он уже на пределе. Самый простой способ избежать срыва — улыбнуться или разрядить ситуацию какой-нибудь доброй шуткой.
  • Переключите детское внимание, отвлеките ребенка чем-то. Если он уже на взводе, способ переключения должен быть очень мощным. Попробуйте, например, изобразить истерику сами или пусть это сделает кто-то из детей. На языке психологии такой ход называется методом превентивной или ответной агрессии (зависит от того, когда им пользуются: до начала истерической реакции или когда она уже в разгаре). Чужая лжеистерика удивляет ребенка, и он быстро успокаивается.
  • Во время нервного срыва

  • Примените метод зеркальной проекции. Повторяйте за сыном или дочкой все их действия, чтобы те могли увидеть себя со стороны. Чем младше ребенок, тем результативнее этот способ психологической разгрузки. Он перестает биться в истерике и с любопытством смотрит на вас.
  • Отправьте сорвавшееся чадо под прохладный душ. Можно взять его в охапку и отнести в ванную. Или плеснуть в лицо холодной воды, приложить ко лбу обернутый в полотенце пакет с замороженными овощами. Вода смывает негативную энергетику, а холод замедляет реакции, притупляет эмоции и действует как отвлекающая терапия.
  • Не позволяйте ребенку навредить себе и остальным. Сейчас он находится в состоянии аффекта: не понимает что делает, не контролирует себя и не отвечает за свои действия. Уберите у него из-под рук все колюще-режущее и тяжелое, чем он может запустить в кого-то.
  • Оставьте одного в комнате — пусть успокоится, придет в себя и подумает о том, что произошло. Но из виду малыша не упускайте, потихоньку наблюдайте за ним!
  • После приступа истерики

    • Напоите ребенка сладким чаем с несколькими каплями настойки пустырника, а когда он расслабится, уложите спать. Во сне мозг генерирует спасительные альфа-волны — натуральное успокоительное.
    • Если ваш малыш нервный и ранимый, склонный к истерическим реакциям, заваривайте ему с профилактической целью аптечные фиточаи с мятой, пустырником, зверобоем, лавандой или фенхелем.
    • Взрывчатому, склонному к агрессивным реакциям ребенку подскажите такой прием: когда чувствует, что вот-вот сорвется, пусть закроет глаза и сделает несколько глубоких вдохов через нос и медленных выдохов через рот со звуком „Ф”. Или начнет массировать по часовой стрелке кончиком указательного пальца одной руки антистрессовую точку на другой. В эту точку упирается складка между прижатыми большим и указательным пальцами.
    • Нервный срыв: укрепляйте нервы
      Психологические проблемы имеют под собой физиологические причины. Давайте ребенку витамины группы В, они уменьшают уровень стресса в детском организме и предотвращают нежелательные эмоциональные реакции. Полез-ных для нервной системы витаминов много в кисломолочных продуктах, сыре, печени, сердце, яичном желтке, грушах, персиках, помидорах, моркови, свекле, цветной капусте и шпинате.
      Ежедневно предлагайте малышу витаминный салат с фолиевой кислотой, содержащейся в зелени, листовых овощах и зеленых частях растений. Норвежские ученые обнаружили, что в крови деток, склонных к агрессивным реакциям, повышен уровень аминокислоты гомоцистеина, не способствующей положительным эмоциям и хорошему поведению. Фолиевая кислота приводит этот показатель в норму, помогая ребенку расслабиться. Недаром же ее называют витамином радости. Она жизненно необходима и малышам!

      Получить бесплатную консультацию психолога вы можете на нашем сайте.

      lisa.ru

      Дети старше 7 лет

      Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

      Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

      Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

      Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

      Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

      Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

      Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

      Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

      3. Агрессивность

      Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

      Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

      4. Перепады настроения

      Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

      Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

      5. Проблемы со здоровьем

      Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

      Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

      6. Беспокойный сон

      При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

      Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

      7. Снижение успеваемости

      О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

      Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

      8. Быстрая утомляемость

      Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

      Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

      9. Изоляция

      Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

      Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

      10. Компульсивные признаки

      Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

      Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

      Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

      Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

      Детский и семейный психолог, работаю в Кризисном центре помощи женщинам и детям. Автор сотен статей про отношения между людьми. Считаю своей миссией разными способами помочь людям услышать друг друга. У меня есть дочка 8 лет – мой самый главный помощник, учитель и друг.

      deti.mail.ru

      ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

      Детские психологи, которые сейчас работают с последствиями военного конфликта на Востоке нашей страны, говорят, что, с одной стороны, нужно активно привлекать внимание взрослых к проблеме влияния военной и стрессовой обстановки на психологию ребенка, а с, другой — избегать излишней драматизации и запугивания родителей и близких семей, переживающих сейчас АТО вместе с детьми. Многие и так в ужасе и растерянности: дополнительная капля на чашу весов «все плохо» может настолько «опустить руки» родителям, что эффект будет обратный – не помощь и действия, а полнейшая апатия и бессилие.

      Мы просто хотим рассказать нашим читателям о возможных сценариях, ни в коем случае не утверждая, что это касается именно их детей и что их будущее предопределено. Нет! Мы только призываем задуматься и, при необходимости, принять правильные шаги. К вашему вниманию статья кандидата медицинских наук, врача-психофизиолога, старшего научного сотрудника – профессора Дмитрия Коршевнюка.

      Из этой статьи вы узнаете, как стрессовые события влияют на детей (5 – 12 лет) и подростков (12 – 18 лет), какие это события, от чего зависит тяжесть осложнений стресса и как проявляется пережитый стресс у детей и подростков.

      Чем опасен стресс для ребёнка?

      Стресс никогда не проходит бесследно: у ребенка могут появляться снижение успеваемости в школе, сложности при общении со сверстниками, конфликты с родителями. Такой ребёнок также может стать замкнутым, либо слишком активным.


      После стресса организм ребёнка продолжает находиться в состоянии повышенного напряжения, что может стать причиной сбоя в работе всего детского организма. Нарушения со стороны иммунной системы у ребёнка вызывают повышенную восприимчивость к бактериальным, вирусным и паразитарным инфекционным заболеваниям. Последствия стресса у ребёнка могут проявляться в виде “медвежьей болезни” (синдром раздражённого кишечника), что является сигналом о неправильной работе органов пищеварения. На фоне обезвоживания плохо усваиваются питательные вещества, которые необходимы как для физического, так и умственного развития. Таким образом, у растущего и развивающегося организма ребёнка возникает целый ряд нарушений физиологических функций.

      Но все не так страшно, как кажется на первый взгляд, потому что организм ребёнка имеет особый “запас прочности”. Прежде чем разобраться, как помочь ребёнку справится со стрессом, необходимо выяснить механизмы возникновения и развития стрессовых реакций.

      Какие события могут вызвать стресс у ребёнка?

      У детей и подростков возникает стресс, если они сами пережили или стали очевидцами так называемых психотравмирующих событий. Такими событиями являются:

      • Война/боевые действия
      • Стихийные бедствия (природные и техногенные)
      • Автомобильные катастрофы
      • Террористические акты
      • Неожиданная смерть близкого человека
      • Похищение человека
      • Сексуальное и / или физическое (физиологическое) насилие
      • Нападение
      • Вынужденное переселение в другие регионы
      • Или другие события, которые угрожают безопасности или жизни ребёнка.
      • По данным Национального Центра посттравматических стрессовых расстройств США (U.S. Department of Health and Human Services, Administration for Children and Families, Administration on Children, Youth and Families, Children’s Bureau. ChildMaltreatment, 2013), всего лишь треть детей, которые пережили стресс, получает необходимую помощь. И это в США – стране, которая считается одной из лучших по борьбе с последствиями стресса. Существует две основные причины этого показателя:

      • родители не знают о последствиях стресса
      • дети боятся высказать свои проблемы.
      • Европейские учёные M.BlomиR.Oberink при исследовании распространённости последствий пережитого стресса у детей обнаружили, что 15 – 43 % девочек и 14 – 43 % мальчиков пережили хотя бы одну стрессовую ситуацию. Из тех детей и подростков, которые попали в зону стресса, 3 – 15 % девочек и 1 – 6 % мальчиков вынуждены были пройти специализированное лечение. Но в эти, казалось бы “сухие” проценты статистики, также может попасть и ваш ребёнок.

        От чего зависит тяжесть осложнений стресса у ребёнка?

        Существует три основные причины, которые увеличивают шансы развития тяжёлых осложнений у детей и подростков после пережитого стресса:

        1. Чем сильнее был стресс, тем более тяжёлые осложнения возникают у ребёнка. Детям и подросткам, которые переживают очень сильный стресс, как правило, необходимо больше времени, чтобы вернуться к нормальной жизни.
        2. Чем больше родители проявляли заботу о ребёнке после стресса, тем легче переносятся его последствия. Если родители показывают свою обеспокоенность ребёнку, окружают его лаской, добротой, заботой и ребёнок чувствует полную поддержку со стороны родителей, то последствия перенесенного стресса у ребёнка протекает в более мягкой и лёгкой форме.
        3. Чем ближе ребенок к стрессовой ситуации, тем тяжелее осложнения. Если ребёнок, к примеру, был непосредственным свидетелем военных действий, а не увидел бои по телевизору, то осложнения, соответственно, будут более тяжёлыми.

        Как проявляются последствия пережитого стресса у ребёнка?

        Дети школьного возраста (5-12 лет).

        Дети в этом возрасте обычно помнят лишь часть стрессовой ситуации, либо же непроизвольно меняют очерёдность событий пережитого стресса. Кроме того, они могут считать причиной стрессовой ситуации какие-то “события” прошлого. Дети верят, если такие же “события” возникнут ещё раз, то такой же стресс обязательно возникнет вновь. Поэтому дети знают, если они будут обращать внимание на эти “события” и остерегаться их, то они смогут избежать повторения такого же стресса в дальнейшем. Это приводит к возникновению излишней подозрительности и развитию страхов у детей. Например, если чёрный кот перебежит дорогу, то дети верят, что с ними произойдёт беда.

        Дети 5 — 12 лет могут показывать эти “события” в их игре, проигрывая часть пережитой стрессовой ситуации. Важно заметить, что такие забавы не влияют на развитие последствий пережитого стресса на организм ребёнка.

        Дети этого возраста могут также “переносить” часть стресса в их повседневную жизнь. Например, ребенок может носить игрушечный пистолет в школу, увидев стрельбу даже по телевизору.

        Подростки (возраст 12-18 лет)

        Некоторые проявления перенесенного стресса в подростковом возрасте похожи на взрослые. Одно из отличий заключается в том, что подростки чаще, чем дети или взрослые, демонстрируют импульсивное и агрессивное поведение.

        Кроме вышеперечисленного, дети и подростки после стресса часто испытывают страх, беспокойство, печаль, гнев, чувство одиночества и другие негативные эмоции. К окружающим они испытывают призрение, ненависть и отсутствие доверия. Также в подростковом возрасте наблюдаются нарушения поведения – агрессия, неуместное (развязное) сексуальное поведение, нанесение себе телесных повреждений и злоупотребление алкоголем или наркотиками.


        У некоторых детей последствия перенесенного стресса могут сохранятся в течение многих лет, но если ребёнок получает необходимое внимание родителей, близких людей или взрослых, то последствия перенесенного стресса могут пройти через несколько месяцев. В ряде тяжёлых случаев ребёнку может потребоваться специализированное лечение, в том числе и назначение лекарственных средств.

        Жить заново: грустная история со счастливым концом

        Оперативные штабы и транзитные пункты ГосЧС: актуальная информация.

        www.donbasssos.org