Стресс в жизни ребенка

Чем может быть вызван стресс в жизни ребенка? Профилактика стресса

Существует множество видов стрессов и им подвержен каждый человек. Не защищены от них и дети. Наиболее известным видом стресса можно назвать нервно-психический, но он может быть вызван и другими факторами, например, перепадом температур или световыми вспышками. Кроме того, условно разделить все стрессоры можно на эмоциональные и физические, на позитивные и негативные. По данным опросов у взрослого населения стрессы в современном обществе чаще всего вызывают переживания по поводу собственного материального благополучия, принуждение к выполнению каких-либо действий, в том числе нелюбимая работа, а также вынужденный недостаток сна.

И если даже взрослый человек не всегда может преодолеть стрессовую ситуацию самостоятельно, то ребенок и подавно. Что же может спровоцировать стресс-реакцию у детей и как не допустить ее развития?

Что вызывает стрессы у детей?

Незначительные стрессы неизбежны. Они неотъемлемая часть человеческого существования. Наверняка каждый взрослый помнит, как сжимается и холодеет все внутри, когда тебя вызывают к школьной доске или ждешь, пока объявят результаты экзаменов. Таким образом, стрессором может стать любое внезапное событие, эмоциональный факт, все, что может взволновать, в том числе несчастье, обидное слово, противодействие на пути к цели.

Субъективное влияние оказывают и физические стресс-факторы: инфекции, травмы, температура окружающей среды, атмосферное давление, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого организма, а именно выносливостью, стойкостью иммунной системы и так далее.

У каждого возраста и в каждой семье свои стресс-ситуации. Однако, вместе с тем стрессы, связанные с семейной обстановкой и возрастными особенностями, следует рассматривать совместно, поскольку они порой очень тесно переплетены друг с другом. Так, в любой семье вне зависимости от возраста ребенка может умереть домашний питомец, случиться какая-нибудь катастрофа, повлекшая гибель близкого человека, могут развестись родители, кто-то может получить травму, стать инвалидом. Не исключено, что семейство переедет на новое место жительства, где у ребенка не будет ни знакомых, ни друзей.

Появление еще одного ребенка в семье всегда является стресс-фактором для старших детей, а ведь каждая женщина может стать мамой еще раз. Часто подвержены стрессу дети, родители которых склонны в воспитательном процессе прибегать к насилию

Для ребенка младше 3 лет тяжелее всего переносить расставание с близкими людьми, особенно разлуку с матерью. На эмоциональное состояние таких малышей также сильное влияние оказывают периоды болезни, изменения режима дня, настроение людей, которые их окружают. Дети очень восприимчивы к переживаниям взрослых. Если у мамы будет плохое расположение духа, то малыш наверняка почувствует это и проявит беспокойство.

Причиной стресса у дошкольника также может стать поход в поликлинику, увиденная по телевизору программа, в которой освещалась негативная информация или дарящая слишком яркие эмоции. После трех лет на первый план выходит такой стрессор, как социальная среда. Обычно в этом возрасте малыши начинают посещать детский сад.

Если до этого ребенка окружали исключительно родные люди, семья, в которой он занимал одно из центральных мест, то отныне он много времени будет проводить в чуждой для него среде, будь то детсадовский коллектив или ребятня с соседних подъездов. Оказавшись в коллективе сверстников, малыш автоматически попадает в стрессовую ситуацию, поскольку рядом нет родителей, способных его защитить и уберечь, да и окружающая обстановка чужая для него.

В особой поддержке нуждаются и малыши, которые впервые идут в школу, поскольку это кардинальное изменение в их жизни является мощнейшим стресс-фактором. Дети младшего школьного возраста уже достаточно взрослые, чтобы осознавать, что они не во всем превосходят других. Кому-то они могут уступать в успехах в учебе, одни будут сильнее, другие красивее, а третьи популярнее. Такое положение вещей, которое взрослый бы принял за общественную норму, ребенку кажется несправедливым, как результат он копит обиду, вызывающую стресс. При этом дети реагируют на подобное неравенство совершенно по-разному.

Одни стараются преуспеть в том, в чем считают себя хуже, а другие не желают меняться сами и поэтому хотят изменить других. Отсюда особая жестокость, которую проявляют школьники 7-10 лет, к своим сверстникам. Путем унижений, оскорблений и издевательств они пытаются доказать свое превосходство над тем кто умнее, красивее и так далее. Кроме того, напряженные отношения могут складываться у ребенка не только с одноклассниками, но и с учителями.

Случается, что школьник может совершить плохой поступок, но затем глубоко в нем раскаяться. Такой внутренний конфликт вполне может спровоцировать возникновения стресса. Естественно, школьная жизнь сопряжена со сдачей различных экзаменов, тестов, контрольных работ, что является дополнительным стресс-фактором в столь юном возрасте, особенно если родители ратуют за отличную успеваемость.

Дети в этом возрасте к тому же очень впечатлительны и ранимы, но им уже доступны возможности интернета, родители разрешают им дольше смотреть телевизор. Увиденное на голубых экранах может потрясти молодые умы и вызвать различные страхи, переживания и в итоге стресс. Например, остросюжетные передачи о природных катаклизмах или новости о военных действиях могут побудить ребенка переживать за свою жизнь или жизни родных и близких.

Какими бывают стресс-реакции у детей?

Любой стресс проходит три фазы. Первичной реакцией организма на раздражитель, в зависимости от того положительный он или негативный, является возбуждение или тревога. Эта реакция объясняется выбросом в кровь гормонов стресса. Пытаясь преодолеть стрессовую ситуацию, организм оказывает определенное сопротивление. Если оно оказывается достаточным, то стрессовое воздействие подавляется. В противном случае ресурсы организма убывают, что приводит к полному их истощению, срыву. Когда такой срыв вызван острым стрессом, то организм еще может самостоятельно восстановиться, используя свои резервы.

Психологи считают, что детские реакции на стресс бывают трех типов. Дети с реакцией первого типа реагируют на стрессовую ситуацию пассивно, они делают максимум пару попыток, для того чтобы ей противостоять, а затем сдаются.

Дети с реакцией второго типа на стрессирующее воздействие отвечают агрессивно, переходят в нападение, крушат и ломают то, что, исходя из их личного мнения, стало причиной стресса. Малыши с реакцией третьего типа могут довольно долго сопротивляться стрессу, но затем накопленное напряжение приводит к резкому истощению.

К симптомам стресса у младенцев можно отнести чрезмерную раздражительность, расстройства сна, потерю аппетита.

Дети, которые уже приобрели определенные навыки, будто возвращаются в детство. При этом они могут снова требовать пустышку, начать ходить под себя, у них могут проявиться дефекты речи, вернуться детские страхи, например боязнь новых людей и обстоятельств.

В школьном возрасте стрессы могут проявляться еще более широким спектром симптомов.

Школьникам в состоянии стресса свойственно лгать по любому поводу, им могут сниться кошмары, они быстро устают, часто жалуются на боли в груди и в животе, головные боли, тошноту, затрудненное дыхание. Поведение у некоторых детей становится вызывающим, они могут начать прогуливать занятия, проявлять агрессию по отношению к окружающим.

Другие школьники, напротив, прилагают массу усилий, для того чтобы заслужить похвалу, проявляют максимализм в учебном процессе. Возврат на предыдущую возрастную ступень характерен для детей младшего школьного возраста, у них могут возникать речевые дефекты, нервные тики, беспричинные страхи. Стресс часто приводит к расстройствам сна и аппетита у школьников. У одних сон и аппетит ухудшаются, а другие, наоборот, постоянно ходят сонные, много едят.

Как предотвратить стресс у ребенка?

Проявление любви и понимания со стороны родителей к ребенку являются важнейшими методами профилактики стресса у детей любого возраста. Малышам первых лет жизни, для того чтобы избежать стресса просто необходимо материнское присутствие рядом. При этом женщина должна излучать спокойствие.

Однако с подросшим ребенком уже нужно быть откровеннее иначе он почует подвох. Обязательно нужно быть честными со своим ребенком, помогать ему найти выход из сложных ситуаций, давать советы, но, ни в коем случае, не принимать за него решения.

В качестве профилактики стрессов у детей нужно помочь им адаптироваться к окружающей среде. С этой целью детям показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, нужны рациональные физические нагрузки, сбалансированное питание, соблюдение режима дня. Например, неправильное питание может привести к дефициту магния в организме, что приводит к излишней возбудимости, раздражительности, тому, что ребенок быстрее устает и постоянно пребывает в подавленном состоянии.

Для преодоления стресса у малышей до двух лет следует прибегать к игровой деятельности. Поскольку главным стрессирующим фактором в этом возрасте является отсутствие рядом близкого человека, то с ребенком целесообразно играть в прятки. Играя в эту игру, дети начинают понимать, что исчезнувший из поля зрения человек обязательно возвратится. У дошкольника в первую очередь нужно выяснить причину стресса. Скорее всего, выяснить напрямую ее не удастся, но малышам в этом возрасте свойственно разговаривать с игрушками и вести беседы с самим собой, поэтому просто нужно прислушаться к ребенку не задавая лишних вопросов. Негативные эмоции ребенок может выместить с помощью крика или боксируя по стресс-подушке.

Пережить стрессовую ситуацию школьнику поможет откровенная беседа. Благоприятно отразится на ситуации, если ребенок первым проявит инициативу и начнет разговор.

В некоторых ситуациях может потребоваться помощь специалиста.

Каковы последствия перенесенных в детском возрасте стрессов?

Вероятно, существует зависимость между причиной стресса и его последствиями. Так, если ребенок часто смотрит криминальные новости, то следствием может стать циничность и жестокость по отношению к другим людям. Дети, которые подвергались насилию, почти всегда становятся замкнутыми, у них отмечаются психические нарушения. Иногда полученные психологические травмы настолько сильны, что психическое развитие замедляется или вовсе прекращается. Пережитый стресс отрицательно сказывается и на иммунной системе. Ребенок начинает чаще болеть различными инфекционными заболеваниями, у него также могут развиться хронические болезни, неврозы.

У ребенка стресс? Как решить проблему? Видео

best-nyanya.ru

Стресс в жизни ребенка. Что это и как его избежать?

Всем привет!

Сегодня я хочу рассказать вам о стрессе в жизни ребенка, о том как он влияет на развитие нервной системы и к чему приводит. Да и вообще, не каждый знает, а что такое стресс для малыша?

Я постоянно говорю о том, что ребенок грудного возраста-это очень пластичный материал, его здоровье, физическое и психологическое полностью зависит от тех, кто за ним ухаживает. В период младенчества психика ребенка развивается особенно интенсивно. То, какие меры воспитания мы используем влияет на то, какие мы получим результаты. Гения, ученого, изобретателя, самодостаточную гармоничную личность или маньяка педофила с искалеченной психикой.

Вы уже читали статью о воспитании мальчиков? Нет? Тогда вот она.

Задача родителей-очень серьезно задуматься о том, какие методы воспитания они используют и вообще нужны ли эти методы. Может быть достаточно просто любить?

Итак, для начала давайте поразмышляем, а что такое стресс для малыша?

В наше современное время стало очень модным с детства применять к детям различные эксперименты, такие как динамическая гимнастика, проныривание, моржевание, бесконечные массажи и многие новые модные штуки. Некоторые родители убеждены, что для их детей это панацея от всех болезней и ребенок вырастет гением.

Но это мнение тех, кто плохо себе представляет, что происходит с ребенком во время таких манипуляций с детским организмом.

Немного науки. Стресс и развитие ребенка.

На сегодняшний день учеными доказано, что развитие и поведение ребенка первых 3 лет жизни предопределено генетически. Что это значит? Ребенок уже как-бы знает, как с ним должны обращаться. Он ожидает определенного поведения от родителей. Развитие головного мозга особо интенсивно в первые три года жизни, а особенно в первый год. Ребенок разделяет поведение окружающих на «ожидаемое» и «парадоксальное». То есть, то которое он ожидает и не ожидает.

Так вот, стресс в жизни ребенка -это любое несоответствие между ожидаемым поведением и не ожидаемым, генетически заложенной моделью и реальной ситуацией. Ну например, при рождении, первое чего ожидает ребенок -это материнская грудь, он только родился и уже начинает искать ее ротиком и головой. Если он ее не получает, для него это стресс. Понятно, что он не может об этом сказать, но в его нервной и эндокринной системе происходит сбой и в крови появляются гормоны стресса в очень большом количестве.

Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. Еще раз повторю, что развитие головного мозга у человека происходит до 3 Лет. Это очень важно знать родителям. Ведь именно поэтому огромное количество методик и психологических приемов используется именно в этом возрасте. Те, кто ухаживают за детьми должны знать, что переживаемые до 3 лет стрессы приводят к отставанию и нарушениям в развитии ребенка. Стресс и развитие ребенка очень тесно переплетены.

Науменко Евгений Владимирович -доктор медицинских наук, профессор,генетик, долгое врем я был председателем Новосибирского отделения Всесоюзного общества эндокринологов, автор более 300 работ,он со своим коллективом был среди первых исследователей генетических аспектов нейроэндокринной регуляции и стрессорной реактивности. Его заслуги можно перечислять очень долго. Так вот именно он доказал то, что « даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям в развитии нервной и эндокринной систем».

Другие исследователи на основании клинических наблюдений пришли к выводу, что миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми, инвалидами и даже преждевременно умирают из-за заболеваний, связанных с нарушением процесса развития до 3 лет. Самые главные причины этого являются стресс, психосоциальная депревация, гипоксия или асфиксия.

Дорогие читатели, на основании вышеизложенного ,мы можем сделать вывод, что неправильное (парадоксальное) поведение родителей по отношению к детям первого года жизни является сильнейшим стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

К ненормальному поведению относятся обливание холодной водой, искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание , проныривание, моржевание , постоянные массажи без назначения врача, ну и о жестоком обращении с детьми я вообще молчу. Все вышеперечисленное стресс в жизни ребенка.

Итак,мы разобрались, что такое стресс для малыша. Дорогие родители, как же понять что можно и что нельзя, что подходит вашему ребенку, а что нет. Ведь малыш сам не может ничего сказать. Необходимо следить за реакцией ребенка. Только она вам в помощь. Любые манипуляции над детьми до года должны приносить положительные эмоции. Если ребенок улыбается -это хорошо , значит это можно делать. Если плачет, кричит, значит ему дискомфортно, страшно или больно. Надо прекратить свои действия.

Еще о причинах детского плача можно узнать в этой статье.

Запомните. Любое ваше действие по отношению к ребенку до года не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может ни физически, ни морально пресечь ваши действия, а может только выразить протест криком, болезнью и даже смертью.

Теперь давайте разбираться к чему приводит стресс у ребенка!

Сейчас я перечислю различные манипуляции над детьми и последствия, которые можно ожидать.

Динамическая гимнастика с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями, переворотами.

Последствия: Полное отсутствие страха перед высотой, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди таких деток высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов . Кроме этого, утолщение связок и сухожилий суставов, ограничение подвижности, становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация.

Моржевание и обливание холодной водой.

Последствия: срывы в работе эндокринной и сердечно сосудистой системах, изменяется отношение к боли, появляется отсутствие чувства опасности. Полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование различных комплексов, садомазахистские наклонности.

Отсутствие грудного вскармливания, совместного сна с мамой, ограничение пребывания на руках до года.

Последствия: разрушение контакта с мамой, отсутствие чувства защищенности, уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение. Неполноценное развитие иммунной системы потому что только в материнском молоке содержатся живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Ни в одной смеси их нет. Вся правда о смесях здесь.

При отсутствии грудного вскармливания мы получаем человека, нервная система которого формировалась по другим законам, нежели должна была формироваться у человека в норме.

Проныривание. Пожалуй самый опасный и сильный стресс в жизни ребенка.

Последствия: Среди грудничков-ныряльщиков самый высокий процент внезапной детской смертности(смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии и желудочно-кишечных расстройств.

Почему? Ну во-первых,сильнейший стресс. Представьте себя на месте ребенка, вот живете вы в своем благополучном мирке и вдруг вас силой везут в какое-то незнакомое место и начинают топить. Что вы будете чувствовать задыхаясь и захлебываясь. Вы же не будете знать, что так надо для чего-то. Вы будете думать, что вас убивают. И ваш сформировавщийся мозг не пострадает? У вас не будет стресса? А что говорить о детях.

У ребенка есть физиологическая потребность в защите и сохраняется в течение всего периода развития головного мозга, т.е. в течение 3 лет. Он является абсолютно беззащитным существом, и вдруг его мать начинает топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Самое страшное для ребенка, что мать не может его защитить.

Кроме этого, у новорожденных носовые ходы узкие и короткие. Благодаря этому, они дышат поверхностно и поэтому поддерживается высокое содержание углекислоты. Так придумала природа, чтобы адаптация в внеутробной жизни была наиболее мягкая. И в норме у деток немного пониженное содержание кислорода в крови, а при проныривании уровень кислорода значительно понижается и возникает асфиксия.

Насчет массажа, могу сказать, что в большинстве случаев он действительно полезен и необходим нашему организму. Но нужно помнить, что массаж-это лечебное средство и делать детям его нужно строго по показаниям врача -детского невролога. А не потому что соседка своему делает и вы хотите. У массажа тоже есть противопоказания и побочные действия. К тому же массаж некомпетентным человеком может привести к повреждениям мышечной и нервной ткани и воспалительным процессам. Если вашему ребенку назначен массаж неврологом, конечно, делайте. Но только к выбору специалиста нужно подойти очень серьезно.

И если массажист после курса настаивает на продолжении, отнеситесь к этому настороженно. Скорее всего он хочет от вас денег. Проконсультируйтесь лучше с врачом.

И самое главное, смотрите за реакцией ребенка. Если вы видите, что ребенку очень больно и он кричит, сеанс надо прекратить, даже если массажист будет уверять вас, что это нормально, что все дети плачут.

Уважаемые родители, запомните главное противопоказание к проведению процедуры массажа -это непрекращающийся крик ребенка.

Когда ребенок кричит, его мышцы не могут быть расслабленными. Если напряженную мышцу растягивать, неизбежно возникают микронадрывы мышечных волокон. Позже на этих местах появятся рубцы. Кроме этого, сильнейший стресс принесет такой вред, что польза ничтожно мала по сравнению с вредом. В подсознании этого ребенка будет записано, что любой может прийти и причинить мне вред, и мама не способна защитить.

В остеопатии есть такой секрет: чем тоньше и нежнее воздействие,тем сильнее эффект.

Лишь нежное, точечное воздействие грамотного массажа может принести ребенку пользу.

И самое большое заблуждение это то, что орущий ребенок во время массажа-это норма. Орущий ребенок никогда не норма.

Вот это норма:

Мы разобрались к чему приводит стресс у ребенка, теперь выбор за вами.

И в конце хочу сказать, что определить вообще что такое стресс очень сложно. Как такового понятия не существует. Потому что для каждого человека стресс имеет различное значение.

В переводе с английского:

STRESS-давление , нажим, напряжение.

DISTRESS- горе, несчастье, недомогание, истощение.

Факторы, вызывающие стресс у всех различны, но биологическая реакция на это явление у всех одинакова. Это страшные , непоправимые последствия для нашего организма.

Для кого-то разлука с любимым равносильна смерти, кто-то пропажу кошелька пережить не может, а кто-то и на войне спокоен. Каждый из нас индивидуален и реакция на события у всех разная.

Что касается детей, берегите их пожалуйста, носите на ручках, целуйте, обнимайте, разговаривайте с ними. Жизнь так быстротечна, не ставьте эксперименты на своих детках, ведь так легко сломать их хрупкую психику и сделать из них несчастных людей.

В этой статье мы узнали, что такое стресс в жизни малыша, как стресс влияет на развитие детей, к чему приводит стресс у ребенка. Надеюсь, эта статья была вам полезна.

Кстати! Дорогие женщины! Если вы хотите зарабатывать в декретном отпуске деньги, да к тому же еще у вас есть какое-то хобби или вы хотите поделиться секретами воспитания своих детишек, предлагаю Вам вступить в ряды блоггеров! Вы можете зайти сюда, и обучиться у профессионалов. Жизнь блогера необычайно интересна и разнообразна))) Приглашаю вас вступить в наши ряды)))

С уважением, Оксана Литвинова.

Не забудьте подписаться на обновления моего блога.

litvinovaoksana.ru

Стресс в жизни ребенка

Применение новых форм и технологий обучения, интенсификация учебного процесса, возросшие информационные нагрузки, обусловленные научно- техническим прогрессом, предъявляют повышенные требования к развивающемуся и растущему детскому организму. Стремительное увеличение объема воздействия на высшие психические функции школьников, интенсификация учебной деятельности, усложнение межличностных контактов, снижение двигательной активности значительно повышают риск появления нервно-психической дезадаптации среди детей и подростков, являются причиной разнообразных отклонений в деятельности отдельных систем и всего организма в целом. Очень часто дети испытывают стресс, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: повышении заинтересованности в достижении цели, улучшении внимания, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом. У ребенка, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать его может любая, самая пустяковая ситуация дома, в школе. Именно сильный стресс, перенесенный в детстве, является причиной многих отклонений в развитии ребенка. Психологи даже выделили термин “школьный стресс”. В связи с этим, проблема профилактики школьных стрессов в настоящее время стала актуальной. Учителю важно знать причины возникновения стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, а также и пути его преодоления. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме тревожности. Помимо этого, уровень тревожности является основным показателем индивидуальной чувствительности к стрессу. Актуальность нашего исследования состоит в необходимости более глубоких знаний о детских стрессах и в психологических рекомендациях детям с высоким уровнем тревожности, их родителям и педагогам. Проблемой стресса в отечественной и зарубежной психологии занимались такие авторы как Р.Лазарус, Г.Селье, В.Л. Марищук, Р.Ланьер. Достаточно глубоко и подробно исследует проблему детского травматического стресса Е.В. Пятницкая. Целью исследования является изучение стресса и его роли в жизни ребенка. Объектом исследования является категория стресса. Предметом исследования является стресс в жизни ребенка. Гипотеза исследования: высокий уровень стресса характерен для детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Раскрыть понятие стресса в психологии; 2. Выявить сущность и содержание детского стресса; 3. Определить роль стресса в жизни ребенка; 4. Провести эмпирическое исследование причин возникновения стресса у детей младшего школьного возраста; 5. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике и преодолению стрессов у детей. Опытно-экспериментальная база: в исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 9-10 лет. Решение поставленных перед нами задач осуществлялось методами: анализа научной и методической литературы по проблеме исследования; экспериментальные (психодиагностические методы). Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. При написании курсовой работы использовались учебные пособия и учебники по психологии стресса, психодиагностике стресса, детской психологии, возрастной психологии, а также материалы статей периодических изданий.

Сегодня слово «стресс» употребляется нами так часто, что само понятие чрезмерного нервного напряжения стало для нас чем-то повседневным, обычным. Даже дети испытывают колоссальные нервные нагрузки. А ведь еще совсем недавно термина «детский стресс» вообще не существовало. По мнению психологов, это была исключительно проблема взрослого мира. Сегодня она все больше распространяется на мир детей. И то, что раньше называли непослушанием, шаловливостью, или скверным характером, сегодня все чаще трактуется как реакция ребенка на непосильное для него психологическое давление. Стресс – одна из главных проблем современности. Негативные эмоции сваливаются не только на взрослых, но и на детей. Но если взрослые способны адекватно распознать причину стресса и устранить её, то дети не могут самостоятельно справиться с такой проблемой. Стресс у детей имеет свойство накапливаться, что может привести к различным нежелательным последствиям – отставанию в развитии, неврозу, энурезу и проблемам в школе. Защитить ребёнка мало, так как уберечь его ото всех неприятных ситуаций попросту невозможно. Но родители в состоянии научить своего малыша побеждать стресс. *Детский стресс* несет в себе не меньше проблемы, нежели *стресс* в зрелом возрасте, он может повлиять на развитие ребенка, его поведение. Однако, умеренный стресс способен положительно сказаться на жизни ребенка. Умеренные стрессы детства, возникающие при игровом общении детей, положительные и отрицательные эмоции, формирующиеся в процессе знакомства ребенка с окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут способствовать эмоциональному, физическому и интеллектуальному развитию. Проведенное нами исследование по изучению уровня и особенностей стресса детей младшего школьного возраста подтвердило выдвинутую нами гипотезу: для детей младшего школьного возраста характерно состояние стресса, вызванное школьной жизнью. Основными факторами, приводящими к состоянию повышенной и высокой тревожности у детей младшего школьного возраста являются страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Кроме того, были выявлены ситуации, которые вызывают отрицательные эмоции (т.е. те, которые могут спровоцировать появление стресса): если учитель несправедлив, если ученика вызывают к доске, когда ученик узнаёт о контрольной работе и когда получает плохую оценку, к тому же отрицательные эмоции провоцируются, если мешает на уроке сосед по парте. Цель и поставленные задачи курсовой работы нами достигнуты: раскрыты понятия стресса в психологии; выявлены сущность и содержание детского стресса; определена роль стресса в жизни ребенка; проведено эмпирическое исследование причин возникновения стресса у детей младшего школьного возраста; разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике и преодолению стрессов у детей.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с. 2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной и психологической психологии / Г. С. Абрамова. – М.: Издательство: Академия, 1999. – 193 с. 3. Апчел В.Я., Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. — Санкт-Петербург, 1999. — 86с. 4. Дубровина И. В., Прихожан В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. В Дубровина, В. В. Прихожан. – М.: «Академия», 2001. – 62с. 5. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс: психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. — СПб.: Питер, 2005. — 232 с. 6. Костина Л. К. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.К. Костина. – СПб.: Речь, 2003.-160 с. 7. Костина Л.M. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников. Учебное пособие. / Л.M. Костина. – Казань, 2000 г. – 206 с. 8. Криволапчук И.А. Моделирование психологического стресса у детей // Новые исследования / И.А. Криволапчук. — №20. – т.1. – 2009. – С.88-107. 9. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212с. 10. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования / Р. Лазарус. – М.: Академия, 1970. – 190 с. 11. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2008. — 283 с. 12. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. — СПб.: Питер, 2003. — 517 с. 13. Попова Л.М. Как противостоять стрессу / Л.М. Попова, И.В. Соколов, О. Грегори, — Спб.: ТОО «Лейла», 1996г. – 94с. 14. Пятницкая Е. В. Психология травматического стресса : учеб. пособие / Е. В. Пятницкая. — Балашов : Николаев, 2007. — 140 с. 15. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский: Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 260 с. 16. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1982. – 287 с. 17. Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие / Т.А. Серебрякова. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с. 18. Цветкова Л.С. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.С. Цветкова. – М.: Академия, 2002. – 201 c. 19. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса / Ю.Г. Чирков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 176с. 20. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: Учебное пособие / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

www.work5.ru