Стресс в жизни студентов

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 4251

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Стресс – слово, которое широко используется, однако не все правильно понимают его смысл. Стресс – это состояние напряжения, мобилизации резервов, возникающее под влиянием чрезвычайных и интенсивных воздействий. Говоря о стрессе, обязательно надо учитывать соотношение между собственно проблемой и способностью человека с нею справиться. Событие, приводящее одного человека в состояние стресса, для другого может промелькнуть совершенно незаметно. В стрессовой ситуации происходит стимуляция всех систем организма. Как только мозг воспринял сигнал из окружающей среды, начинается выработка гормонов адреналина и кортизола. Нервная система без всяких сознательных усилий с нашей стороны рассылает по всему телу сигналы о необходимости приготовиться к действиям в данной ситуации, которая может быть чрезвычайна для конкретной личности. В результате происходящих в организме химических преобразований резко повышается уровень энергии и человек чувствует возбуждение и напряжение и готов к преодолению возникших трудностей или решению поставленной задачи. Стрессовая реакция приводит к следующим физиологическим изменениям в организме: усиливается потоотделение, учащается дыхание и расширяются дыхательные пути, печень увеличивает выброс сахара в кровь, мышцы напрягаются, пересыхает во рту, сердце бьется учащенно, повышается давление и т.д. Если стрессовая ситуация повторяется часто, тело начинает испытывать некий дискомфорт. Любая часть нашего организма в ответ на стресс может проявить себя неприятными ощущениями.

Студенческая жизнь не так беззаботна и легка, как кажется на первый взгляд. И, окунувшись в этот новый мир, вчерашний школьник теряется: от него требуется намного больше, чем во время учебы в школе.

Умение быть собранным и дисциплинированным, запоминать большое количество информации в короткие сроки, правильно организовывать свой учебный день, научиться общению с большим количеством новых людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения и внутренней стойкости.

У многих студентов на фоне такой нагрузки и повышенных требований развивается стресс. Как выясняют психологи, стресс в жизни студента – явление совсем не редкое, многие молодые люди подвержены этой болезни, особенно в период сессии или сдачи экзаменов. Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в меж экзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз. Что же такое невроз? Неврозами называют функциональные заболевания нервной системы, подразумевая, что при них не нарушается целостность какого-либо органа. При неврозах, как правило, нарушается согласованность деятельности некоторых систем. Страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Длительное пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со сверстниками…

Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?

1.Переход от школьника к студенту и учеба в институте – это совершенно новый этап в жизни молодого человека, который требует от него максимальной концентрации своих внутренних сил. К стрессу могут привести такие факторы:

2.Недостаточное количество сна. Особенно актуальной эта проблема становится во время сессии или экзаменов.

3.Невыполненные в срок лабораторные работы, домашние задания, курсовые работы, отчеты по практике и т.д.

4.Пропуски занятий и отсутствие полных знаний по какому-либо предмету.

5.Плохая успеваемость по некоторым университетским дисциплинам.

6.Конфликты со сверстниками.

7.Ббольшая учебная нагрузка. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются студенты, которые хотят хорошо учиться, но им трудно дается запоминание или анализ какой-либо информации, они вынуждены тратить на это слишком много времени, жертвуя сном или полноценным отдыхом.

8.Отсутствие интереса к учебе и выбранной профессии.

9.Неудовлетворительные условия проживания и учебы.

10.Серьезные изменения в личной жизни студента или в жизни его родственников также могут привести к развитию сильного эмоционального напряжения и стресса (смерть или близких, финансовые затруднения, перевод в новую группу, конфликты со сверстниками и т.д.)

Мы решили выяснить, в какой степени студенты нашей группы подвержены стрессу.

В нашем исследовании приняли участие 28 студентов первого курса специальности «экономическая безопасность».

Для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества использовался Тест на стрессоустойчивость.

Тест состоит из 16 вопросов и трех вариантов ответов: «да, безусловно», «да, но не очень», «нет, ни в коем случае».

К тесту прилагается «Ключ». За каждый ответ испытуемому начисляются баллы: за ответ «да, безусловно» – 3 балла, за ответ «да, но не очень» – 1 балл, за ответ «нет, ни в коем случае» – 0 баллов. Баллы суммируются. Максимально возможное количество – 48 баллов.

Результаты интерпретируются следующим образом.

Более 36 баллов: « Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими».

От 13 баллов до 36 баллов: «Вы принадлежите к наиболее распространенной группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них».

Менее 13 баллов: «Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов».

64 % студентов получили результаты от 13 баллов до 36 баллов. Это говорит о том, что они относятся к наиболее распространённой группе людей, которых раздражают только очень неприятные вещи. Остальные 36 % студентов (в их числе оказались только мальчики) принадлежат к группе достаточно спокойных людей, мало подверженных стрессу.

Как помочь студенту справиться со стрессом?

Нужно научиться правильно, распределять свое время. Этот простой совет может сослужить хорошую службу студенту во время учебы. Умение планировать и грамотно растрачивать свои силы поможет все успевать в учебе и находить время для полноценного отдыха.

Также надо приучить себя к самодисциплине. Это качество очень необходимо современному студенту и может помочь ему избежать стрессовых ситуаций во время учебы. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха лучше всего выполнить домашнее задание, а потом идти гулять или общаться с друзьями.

Необходимо совершать каждодневные прогулки на свежем воздухе, спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы. Общаться с друзьями или знакомыми в свободное от учебы время. Искать положительные моменты в любой ситуации.

Один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движение. Можно найти время погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис, другие игры. Регулярные прогулки и игры на свежем воздухе должны быть не менее часа, не забывайте физкультуру, тренажеры, плавание. Активные физические упражнения выводят из организма гормоны стресса.

Студент должен четко понимать, что качество его жизни во многом зависит от него самого, поэтому избежать стресс все-таки можно. Но для этого нужно приложить усилия и старания, тогда студенческая жизнь будет полна радости и приятных воспоминаний.

Надо стремиться к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут оказаться очень расслабляющими и способствовать стрессу.

Один из самых простых способов уменьшить стресс – это просто снизить темп жизни.

Кошки, собаки, хомячки, птички и другие домашние животные – хорошие помощники, как в формировании рационального режима дня, так и для профилактики стрессов: дети, у которых они есть, меньше болеют, более ответственны и стрессоустойчивы.

Стрессоустойчивости способствуют и мягкие игрушки. Успокаивающую, стабилизирующую роль играют и другие мягкие предметы, вещи. Недаром люди так любят мягкую мебель, а подушку вообще называют подружкой!

Уместная шутка, вызвавшая смех во время самой серьезной лекции (затянувшегося делового разговора или не в меру горячего спора), наилучшим образом снимет напряжение и повысит интерес к проблеме.

Хорошую роль могут сыграть и фильмы-комедии. Поднимает настроение и чтение произведений писателей-сатириков. Эти произведения куда полезнее для здоровья, чем вызывающие стресс боевики и фильмы ужасов.

Даже непродолжительное общение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей повседневной суеты.

Не следует переедать перед экзаменом. Рекомендуется сбалансированное питание, обогащенное витаминами и йодом. Хорошо съесть банан, немного шоколада, выпить крепкий чай с лимоном.

Кофе хорошо стимулирует умственную деятельность, рекомендуется школьникам и студентам в экзаменационный период. Однако кофе лучше не пить натощак, предварительно следует хотя бы немного поесть. Вредно и большое количество кофе: достаточно маленькой чашечки, которая будет действовать не менее 3-4 часов.

Известно, что многие отличники имеют ряд проблем со здоровьем, так школьникам и студентам, страдающим язвенной болезнью и гастритом с повышенной кислотностью черный кофе не рекомендуется. А вот при пониженной кислотности черный кофе полезен и может употребляться без серьезных ограничений.

Можно заняться и аутотренингом. Сядьте удобно или лягте, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением.

Попытайтесь чередовать напряжение мышц с их расслаблением (5-7 секунд — напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура эффективно снимает стресс и способствует крепкому сну.

Если у вас появилось раздражение, уделите себе 5 минут:

— зайдите в ванную комнату, умойтесь поочередно холодной, горячей и опять холодной водой;

— глядя в зеркало и, невзирая на то, что там не все вам нравится, скажите себе комплимент;

— жестом подарите себе какой-либо подарок, например, букет цветов;

— пошлите себе воздушный поцелуй и сами же его поймайте;

— улыбнитесь себе и скажите «ах, какой я молодец!»;

— пропойте свое настроение строчкой из песни, наиболее его отражающей;

— а теперь спойте бодрую оптимистичную песню и смело идите готовиться к экзаменам!

А главное надо понимать, что экзамены — путь к новым победам и свершениям, они не только определяют уровень знания ученика, но открывают дорогу к новым достижения, расширяют возможности в познании и развитии личности!

1.Плеханова М.А. Стресс у студентов в период экзаменационной сессии.

www.scienceforum.ru

Просмотров научной работы: 2871

Комментариев к научной работе: 3

Поделиться с друзьями:

Студенческий экзамен представляет собой одну из наиболее напряженных форм умственной деятельности, сочетая в себе не только стрессовый, но и интеллектуальный компоненты. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [1, стр. 43].

Целесообразно научить студентов здоровому образу жизни, создать необходимый оптимум деятельности центральной нервной системы организма. Необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам и упорядочить трудовую деятельность студентов. Целесообразно, с одной стороны, использовать резервы организма, с другой — обнаружить отклонения и недостатки этих механизмов, чтобы вовремя их устранить средствами профилактики [4].

Ю.В.Щербатых считает, что универсальным средством снижения эмоционального напряжения в период экзаменов являются высокая физическая активность и занятия спортом [3]. Студенты, занимающиеся спортом, характеризуются более совершенной адаптацией к экзаменационной обстановке, высокой работоспособностью и минимальным числом отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма, выявленных после экзаменов [4].

Целью нашего исследования является изучение влияния экзаменационного стресса на студентов-филологов и его профилактика с помощью физиологических методов. В соответствии с поставленной целью были определены задачи: 1) изучить степень подверженности студентов экзаменационному стрессу, стресс-факторы учебной деятельности; 2) разработать практические рекомендации по применению эффективных физиологических методов нейтрализации экзаменационных стрессов.

Объект исследования: экзаменационный стресс. Предмет исследования: экзаменационный стресс студентов.

Методы и приемы исследования: анкетирование (шкала психологического стресса Reeder L.G., тест на учебный стресс Ю.В.Щербатых, инвентаризация симптомов стресса Т.А.Иванченко, комплексная оценка проявлений стресса Ю.В. Щербатых), анализ психолого-педагогической, специальной литературы и справочных материалов; наблюдение; беседа с испытуемыми.

В нашем исследовании участвовали студенты 2-го курса очного отделения кафедры русской филологии, в количестве 9 человек. Диагностика стресса проводилась во время зимней сессии 2012-2013 учебного года.

Для определения уровня стресса мы использовали шкалу психологического стресса Ридера (три уровня стресса – низкий, средний и высокий). Исследования показали, что у всех 9 опрошенных студентов наблюдался средний уровень стресса.

Инвентаризация симптомов стресса состоит из ряда вопросов, касающихся поведения в обычных жизненных ситуациях, состояния здоровья, самооценки, привычек. В результате исследований было выявлено, что у трех студентов уровень стресса составляет 31–45 баллов. Интерпретация данного результата предполагает активную деятельность и напряжение, подверженность стрессу как в положительном смысле слова (стремление добиться чего–либо), так и в отрицательном (проблемы и заботы). У шести опрашиваемых — 45–60 баллов, которые интерпретируются жизнью – непрекращающейся борьбой, зависимостью от чужих оценок, постоянным состоянием стресса. Эти показатели позволяют сделать вывод о наличии дистресса во время экзаменов у всех опрошенных студентов.

В комплексной оценке проявлений стресса Ю.В.Щербатых выделяется 4 группы симптомов (признаков) стресса: интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные и физиологические [2]. Данная оценка показала, что в нашей группе студентов преобладают интеллектуальные и эмоциональные признаки стресса.

Из интеллектуальных признаков студенты выделяют: повышенную отвлекаемость (66,67%); преобладание негативных мыслей (55,5%); трудность сосредоточения (55,5%); ухудшение показателей памяти (44,4%). Эмоциональные симптомы: снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой (77,7%); раздражительность, приступы гнева (77,7%); беспокойство, повышенная тревожность (44,4%); ощущение постоянной тоски, депрессии (44,4%).

Среди поведенческих признаков встречаются чаще такие признаки, как: увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье (55,5%); потеря аппетита или переедание (44,4%). Физиологические симптомы: нарушение свободы дыхания (44,4%); повышенная утомляемость (44,4%).

Балловый показатель по комплексной оценке от 13 до 24 у шести студентов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса. Показатель от 25 до 40 баллов у трех студентов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.

Тест на учебный стресс Ю.В.Щербатых [2] позволяет определить основные причины учебного стресса, выявить, в чем проявляется стресс, определить основные приемы снятия стресса студентами. Основные причины стресса, которые выделяют студенты (среднее значение): большая учебная нагрузка, нежелание учиться или разочарование в профессии, непонятные скучные учебники, неумение правильно организовать свой режим дня, страх перед будущим, неумение правильно распорядиться ограниченными финансами. Учебный стресс в основном проявляется в спешке, ощущении постоянной нехватки времени, повышенной отвлекаемости, плохой концентрации внимания, плохом сне, потере уверенности, снижении самооценки, невозможности избавиться от посторонних мыслей, низкой работоспособности, повышенной утомляемости.

Волнение перед экзаменом оценено студентами в 8,5 баллов (среднее значение по 10-бальной шкале). Признаки экзаменационного стресса, которые отмечают студенты у себя: учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, головные или иные боли, скованность, дрожание мышц, сухость во рту.

Из полученных результатов следует сделать вывод о наличии острого экзаменационного стресса у студентов-филологов.

Студентами практикуются такие приемы снятия стресса, как: вкусная еда и сон, сигареты и общение с друзьями или любимым человеком, телевизор и перерыв в работе или учебе и алкоголь, прогулки на свежем воздухе и поддержка или совет родителей. Здесь можно видеть, что не все приемы снятия стресса являются залогом здорового образа жизни.

В связи с чем, мы предлагаем действенные приемы для профилактики и нейтрализации экзаменационных стрессов, в частности, физиологические методы регуляции стресса. Они заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, а именно, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники [3, стр. 156]. В отличие от психологических методов физиологические методы нейтрализации стресса безопасны в самостоятельном применении и подходят каждому, вне зависимости от индивидуальных особенностей психики человека.

Программа нейтрализации негативного влияния экзаменационного стресса с помощью физиологических методов:

Разнообразные комплексы самомассажа. Также полезен точечный массаж против стресса, который можно делать независимо от места и времени вашего нахождения.

Нервно-мышечная релаксация. Она начинается с расслабления одной группы мышц, затем к ней присоединяется другая, в то время как первая уже расслаблена, и так продолжается до тех пор, пока не достигается полного расслабления тела (именно поэтому эту технику еще иногда называют прогрессивной). Начинается она с мышц конечностей — рук и ног, постепенно продвигается к центру — голове и туловищу. Расслабление сознания в данном случае достигается через расслабление тела. Эмоциональные реакции выплескиваются в тело в виде мышечного напряжения.

Сосредоточенность на дыхании – хороший способ освободиться от беспокойных мыслей, снять раздражительность или усталость. Дыхательные упражнения не только помогают преодолевать негативные последствия стресса, но и позволяют выработать спокойный и позитивный взгляд на жизнь в целом.

Занятия физическими упражнениями и спортом. Если вы хотите избавиться от нервного напряжения, навязчивых мыслей и постоянной раздражительности, без физических нагрузок не обойтись. Дело в том, что последствия стресса превращают наш организм в подобие зажатой пружины, освободить которую можно с помощью комплекса упражнений. Интенсивные нагрузки способствуют выработке эндорфинов, которые вызывают чувство умиротворенности и спокойствия.

Агаджанян Н.А. Здоровье студентов: Монография. М., 1997. — 339 с.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы ее коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов / Ю. В. Щербатых // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. – С.111 – 115.

Стресс в жизни студента

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. www.trafficcase.ru

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа — с невротическими расстройствами; 2-я группа — с риском их развития; 3-я группа — здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.

Валеологический подход к стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тре-нинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

www.psyguides.ru

Стресс в жизни студентов

Просмотров научной работы: 166

Поделиться с друзьями:

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

К примеру, для студента технического вуза такими проблемами и трудностями могут быть следующие:

— несданные во время и незащищенные лабораторные работы;

— не выполненные или выполненные неправильно расчетно-графические задания;

— большое количество пропусков по какому-либо предмету;

— отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— плохая успеваемость по определенной дисциплине;

— перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;

— конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой;

— отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

— плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

Мною был проведен социологический опрос на тему «Стресс во время сессии» среди своих однокурсников, студентов второго курса Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. Оказалось, что 16% студентов не испытывают стресс во время сессии вообще. Точнее говоря, этот стресс незначительный, и студент просто не замечает его. Подавляющее большинство (84% опрошенных) подвержены стрессу как в период экзаменов, так и на зачетной неделе.

На вопрос «как вы боретесь со стрессом в период экзаменационной сессии?» большинство студентов ответили, что снимают напряжение с помощью прогулок на свежем воздухе или общения с друзьями. У других повышается аппетит, и они начинают кушать больше шоколада, сладостей. Студенты, имеющие вредные привычки, курят чаще, а также иногда начинают употреблять спиртные напитки.

Существует множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой современный студент.

1. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно–развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т. д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

9. Существует ряд упражнений для борьбы со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений:

релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога);

концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня;

противострессовые дыхательные упражнения.

Итак, стресс – это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента, особенно в период экзаменационной сессии. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Список литературы.

Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988-176с.

Немов Р. С. Психология: Учебник: В 3 кн. М.: Просвещение, 1995.