Стресс введение

Кремлевская диета и стресс (Аурика Луковкина, 2013)

Кремлевская диета – один из многочисленных способов избавления от лишнего веса и проблем, связанных с ним. С ее помощью вы не только сбросите ненужные килограммы, но и приобретете желанную стройность. Делая кремлевскую гимнастику, вы укрепите и разовьете мышцы. Как правило, худеет не только жировая, но и мышечная ткань, поэтому комплекс физических упражнений просто необходим. Кроме того, кремлевская диета не только для толстяков. Это очень хороший способ поправиться для излишне худых. С помощью этого же рациона вы сможете сохранить достигнутый результат.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кремлевская диета и стресс (Аурика Луковкина, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Проблема лишнего веса в современном мире приняла глобальные масштабы. Более 60 % населения нашей планеты в буквальном смысле страдают от избытка жира. Лишний вес вызывает тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушение обменных процессов в организме и множество других неприятностей. Однако чаще всего страдает, как это ни удивительно, нервная система. Виной всему – переживания по поводу своей внешности. Каждая жировая складочка причиняет душевную боль. Мы начинаем стесняться своего тела, стараемся меньше выходить в люди, натягиваем на себя бесформенные темные балахоны, чтобы стать незаметными, и в конце концов перестаем следить за собой. Кремлевская диета – один из многочисленных способов избавления от лишнего веса и проблем, связанных с ним. С ее помощью вы не только сбросите ненужные килограммы, но и приобретете желанную стройность. Делая кремлевскую гимнастику, вы укрепите и разовьете мышцы. Как правило, худеет не только жировая, но и мышечная ткань, поэтому комплекс физических упражнений просто необходим.

Кроме того, кремлевская диета не только для толстяков. Это очень хороший способ поправиться для излишне худых. С помощью этого же рациона вы сможете сохранить достигнутый результат.

Диета неоднократно проверена. К числу «кремлевцев» относятся и такие знаменитости, как Юрий Лужков и Лариса Долина.

О ее возникновении ходит множество легенд. Кто-то считает, что это специально разработанная система питания для космонавтов. Есть версия, что наша элита нуждалась в таком методе похудения, чтобы не нужно было отказываться от привычных мясных продуктов. Их кремлевская диета как раз и не запрещает, как и алкогольные напитки. Вот и разработали врачи-диетологи специальную систему питания для управленцев. По некоторым мнениям, она очень напоминает сложную низкоуглеводную диету известного американского врача-кардиолога Аткинса. Как бы то ни было для нас более важна ее эффективность, чем происхождение.

Кремлевская диета не предусматривает категорических запретов на определенные виды продуктов. Единственное, что нужно будет сделать – это уменьшить их употребление. Зато мясные блюда вы можете есть каждый день и в любых количествах. Этой книге вы также найдете множество рецептов вкусных «кремлевских» блюд.

Разве это не мечта – есть и худеть? Однако следует сказать и о том, что кремлевская диета может и не подойти вам по многим причинам. Например, если у вас есть медицинские противопоказания (о них вы прочитаете далее). Предлагаем вашему вниманию знаменитую кремлевскую диету. А выбирать ее как собственную систему питания или нет – решать только вам.

kartaslov.ru

Стресс и ваше сердце (Фред Кернер)

Эта книга – незаменимый помощник для каждого, кто хотел бы на многие годы сохранить свое сердце здоровым. В ней не только приводится подробное описание механизма возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы под влиянием стрессовых ситуаций, но и содержится множество практических советов и рекомендаций специалистов-кардиологов, как с помощью простых, но эффективных упражнений и постоянного самоконтроля свести к минимуму влияние стрессовых факторов на организм.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стресс и ваше сердце (Фред Кернер) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Многие читатели постоянно интересуются книгами, где описаны результаты последних медицинских исследований, в которых авторы дают полезные в повседневной жизни, основанные на достижениях науки практические советы. В книге «Стресс и ваше сердце» Фреду Кернеру удалось успешно достичь обе эти цели.

Книги такого рода писать очень непросто. Знаю это по собственному опыту, так как сам пытался написать нечто подобное. К несчастью, те из нас, кто занимается исследовательской работой и проводит все свое время в лаборатории, думают только о новейших и мельчайших деталях последних исследований. Как следствие, они заняты тем, что погрязают в мелочах и вместо того, чтобы просто изложить факты, используют столько «но» и «если», что в результате не проясняют тему, а вводят простого читателя в заблуждение. Профессиональный писатель, который сам не является ученым, часто пишет более понятным языком, но добивается простоты изложения за счет многочисленных погрешностей научного характера. Успех книги мистера Кернера о связи стресса и болезней сердца во многом определяется тем, что автор избегает самых распространенных ошибок, которыми изобилуют популярные книги о медицине: он не пытается говорить на языке врача, которым тот общается с пациентом, в то же время он не старается донести результаты последних исследований о стрессе до врачей или ученых и, как мне кажется, весьма успешно обрисовывает существенные моменты исследований стресса, делая их понятными образованному человеку. Более того, автор дает очень полезные рекомендации по поводу того, как вести себя в повседневной жизни, чтобы продлить удовольствие от активного и продуктивного существования и не испытывать при этом отрицательных последствий чрезмерных стрессовых нагрузок.

Существует две школы написания книг по медицине для широкой публики. Есть люди, убежденные в том, что только законченные ипохондрики слишком много говорят о здоровье и болезнях. Им кажется, что публика вообще не в состоянии понять медицинские проблемы и что люди, читая публикации на медицинские темы, только излишне беспокоятся по поводу болезней. С другой стороны, те власти, которые заняты проблемами здравоохранения, все более настойчиво стремятся ознакомить публику с причинами и ранними признаками основных заболеваний, потому что знания такого рода помогают человеку избегать опасных ситуаций и распознавать болезнь прежде, чем обращение к врачу станет слишком поздним. Я считаю, что такого рода информация особенно полезна, если она касается сердечно-сосудистых заболеваний, потому что именно в этом случае наш образ жизни (физические упражнения, привычки, питание, взаимоотношение с окружающими) является главным фактором, определяющим предрасположенность к их возникновению или преодолению. Каждый из нас способен научиться тому, как эффективнее защитить свое сердце от болезни, и может сделать это лучше, чем врач, когда проблема зайдет слишком далеко.

Во время научных медицинских исследований мы постоянно пытаемся создать модель болезни у животных, которые используются в эксперименте. Эта имитация естественно возникающей болезни служит макетом, на котором мы испытываем возможное профилактическое или лечебное воздействие новых процедур, проверяем, не опасны ли они для человека. До самого последнего времени у нас не было экспериментальных моделей кардиологических болезней, вызываемых стрессом. Несколько лет назад – как рассказывает мистер Кернер – стало возможным, благодаря введению гормонов и некоторых неорганических веществ подопытным животным, вызвать у них фатальные кардиологические изменения под воздействием внезапных непривычных стрессов, таких, как, например, нервное возбуждение, холод, физические повреждения, с большой степенью вероятности. Использование этой модели возникновения болезни под воздействием стресса сделало возможным изучение механизмов ее образования, и, следовательно, мы теперь можем искать способы предотвращения развития болезни у экспериментальных животных. Конечно, модель – это всегда только имитация, и она никогда не бывает идентичной оригиналу. Отсюда следует, что было бы несерьезно считать, что каждая профилактическая мера, которая работает на модели, будет равным образом противодействовать естественному возникновению болезни. Но уже собрано множество доказательств, подтверждающих мнение, что наши знания о факторах, которые вызывают или предотвращают экспериментальные сердечно-сосудистые заболевания у животных, могут также применяться к соответствующим болезням человека. Большая часть полученных таким образом знаний не представляют прямой ценности для среднестатистического читателя, потому что они содержат информацию о таких методах лечения, которые могут быть доступны только в экспериментальных условиях. С другой стороны, часть результатов новейших исследований – возможно, самая важная их часть – может наилучшим образом быть понята самим пациентом, а не его доктором, потому что эти результаты относятся к сфере повседневной жизни. Мы, например, узнали, что сердце хорошо выполняет только ту работу, к которой оно привыкло, и, следовательно, его необходимо постоянно тренировать. Мы доказали на примере специально выведенных крыс, что непривычные физические упражнения могут вызвать смерть от нарушений работы сердца, однако те же самые упражнения не оказывают болезненных воздействий на животных, которые вначале были к ним приучены, тренированы. И действительно, регулярное выполнение физических упражнений защищает сердце подопытных животных даже против внезапных повреждений другого рода, например от вредного воздействия лекарственных средств, которое обычно вызывает гибель сердечной мышцы. Мы определяем такое явление термином «неспецифическая резистентность». В этой книге мистер Кернер попытался показать, как любой человек может извлечь пользу из сведений подобного рода. Он дает особые рекомендации относительно того, как люди различных профессий, с разными предрасположенностями и привычками могут изменить свое поведение таким образом, чтобы дать своему сердцу шанс постоянно пребывать в хорошей форме.

Я уверен, что многие читатели будут благодарны мистеру Кернеру за советы, которые он дает в своей поучительной и увлекательной книге.

В наше время, когда темп жизни ускоряется с каждым годом все больше и больше, человеку труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. В итоге такой образ жизни приводит к истощению нервной системы. Возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс. В силу всех этих причин здоровье людей во всем мире нельзя считать благополучным. Множество заболеваний: сердечнососудистые, язва, бронхиальная астма, диабет, различные поражения кожи, все они вызваны стрессом и объединены под названием психосоматические заболевания.

Дак что же такое стресс? Актуальный вопрос в наши дни, границы понятия «стресс» очень сильно изменились ведь этот термин звучит повсюду — на работе и дома, в кругу друзей и средствах массовой информации. Сложно составить нужную картину понятия «стресс». В разных профессиях стресс объясняется по-разному, например, специалисты менеджмента подразумевают под стрессом воздействие социальных факторов, врачи — физиологические механизмы нагрузок, обыватели — все, что мешает им жить, а в психологии чаще всего под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие[16].

В данной курсовой работе мы рассмотрим понятие стресса как явления, его виды и, наконец, предложим методы борьбы с ним.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

— выявить характерные признаки и виды стресса,

— рассмотреть причины возникновения стресса,

— рассмотреть способы борьбы со стрессом.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список составляет 15 наименований.

Феномен стресса

стресс психологический социальный

Стресс одновременно является физиологическим, психическим и социальным явлением. Он характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. По Г. Селье стресс — это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм [9].

Организм противопоставляет воздействиям среды, прежде всего, свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, который получил название — общий адаптационный синдром (ОАС).

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [10].

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. При нарушении равновесия процессов и систем организма параметры внутренней среды нарушаются, тогда организм начинает болеть. Это болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное функционирование организма. Если же сохранить равновесие внутренней среды при помощи прежних параметров не получается, то организм может попытаться задействовать другие параметры и изменять их для достижения желаемого результата. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального, т.е. проявляться в виде заболевания. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда это динамическое, а не статическое равновесие, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Человек существо биосоциальное поэтому стрессорами для него могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Из этого следует, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Ко всему выше сказанному необходимо добавить понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическая адаптация — это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация включает в себя кроме удовлетворения и реализации актуальных потребностей ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [1,4].

Г. Селье в своих исследованиях доказал, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Из этого автор сделал вывод что стресс — это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это — приспособительная реакция организма. Она протекает в три фазы:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистенции);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

На первой стадии — стадии тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных системных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. У большинства людей к концу первой стадии отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вслед за первой стадией наступает вторая. Ее обычно называют стадией резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Возникает равновесие между силой вопроса — непривычным требованием окружающей среды и силой ответа — изменением гомеостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго — месяцами и даже годами.

Тогда неизбежно наступает третья стадия — стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что в свою очередь заканчивается истощением [9,15].

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Автор приводит следующий пример: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целый и невредимый, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым [9].

Позднее Г. Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress — истощение, несчастье, горе, недомогание, нужда) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи [9,15].

Все это можно подытожить таким образом: стресс — это умение организма приспосабливаться к окружающей среде, по другому его можно назвать общим адаптационным синдромом. Стресс — это ответ организма на экстремальное воздействие. Это воздействие может быть как положительным (эустресс), так и отрицательным (дистресс). Рассматривать более подробно мы будем дистресс, так как он создает опасность для нашего психического и физического здоровья.

studbooks.net

Стресс введение

Интерес к проблеме стресса и стрессустойчивости обусловлен происходящим расширением сферы деятельности человека, часто протекающей в экстремальных и сверх экстремальных условиях. Вместе с тем профессиональная деятельность современного человека сопровождается постоянным снижением доли физического труда и увеличением умственных и психических нагрузок. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие», — писал древнегреческий философ Аристотель. Созданные цивилизацией и научно-техническим прогрессом гиподинамия (снижение силовых нагрузок) и гипокинезия (ограничение двигательной активности) не только отрицательно влияют на системы кровообращения, дыхания, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, нервные и гуморальные регуляторные механизмы, но и непременно ведут к снижению реактивности организма и развитию стресса, ростом так называемых болезней стресса. Полагают, что к ним относятся различные психосоматические заболевания — невротические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушения мозгового кровообращения, отдельные злокачественные опухоли и другие.

Установлено, что эмоциональный стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях субъектов, принципиальный характер которых имеет прямое отношение к профессиональной деятельности ряда категорий военных специалистов. Их профессиональная деятельность, несмотря на успехи научно-технической революции в военном деле, продолжает сопровождаться максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском и наличием угрозы жизни.

Наряду с усложнением, дифференциацией и интенсификацией военного труда, военнослужащие испытывают постоянную угрозу воздействия оружия противника, особенно оружия массового поражения. Мощь данного вида оружия, большое число прогнозируемых потерь по сравнению с прошлыми войнами сопровождается большим нарастанием его психогенного влияния. Значимость психогенного воздействия на человека проявлялась особенно отчетливо после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города в августе 1945 года, и после аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году.

Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью человека и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также, как указывалось раньше, может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов.

Изложенное убедительно подтверждает актуальность рассмотрения проблемы стресса и психофизиологической защиты или психофизиологического обеспечения стрессустойчивости человека в повседневных и экстремальных условиях. Проблема обеспечения стрессустойчивости должна решаться с общебиологических позиций генеза целостных, системных реакций организма. Существует несколько направлений этого решения. Первое из них связано с исследованием физиологических механизмов, определяющих устойчивость к эмоциональному стрессу, т. е. тех механизмов, с помощью которых сам организм может противостоять развитию эмоционального стресса и его патологических последствий. Второе — психологическая подготовка человека к различным стрессовым ситуациям. Третье — физиологическое или психофизиологическое обеспечение стрессустойчивости. Оно является новой и перспективной отраслью профилактической медицины. По существу, это развитие профилактики «вглубь», что требует разработки эффективных способов воздействия на физиологические функции практически здорового человека.

В предлагаемом читателю учебном пособии предпринята попытка как можно более полно изложить содержание и обосновать перспективные пути и направления предотвращения, купирования и коррекции состояния эмоционального стресса. В нем определены основные подходы и взгляды на сущность стресса, представлены некоторые пути и направления поддержания и повышения стрессустойчивости, осуществлен анализ функционального состояния как базы для изучения стресса.

www.libma.ru

1.2.1. Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

1.2.1. Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс @@@@@25#####. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия личности и окружающего мира. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию @@@@@4#####.

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.[8]

В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека @@@@@16#####. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера. Сам Г. Селье в одной из своих поздних работ писал:

«Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым» @@@@@2; с. 106#####.

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).

Так, А. М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» @@@@@5; с. 3#####.

В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К. В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» @@@@@18; с. 11#####.

По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы @@@@@24#####. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным («No Future» Syndrom), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. @@@@@24#####. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами @@@@@25#####.

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержание в связи со следующими обстоятельствами:

+ эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

+ эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

+ термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» – психологами.

В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии – тревоги, адаптации и истощения. Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по различным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологического, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтомного учебника по психологии Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания. Как известно, продолжительность аффектов составляют секунды или минуты, в то время как для развития стресса требуются недели, дни и лишь в острых случаях – часы. В первом томе своего учебника Р. С. Немов пишет:

«Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку».[9]

В то же время в другом месте своего учебника (в Словаре основных психологических понятий) автор приводит уже иное определение стресса: «Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации».[10]

В плане обсуждения данного определения можно отметить, что это определение скорее подходит к понятию «дистресс», так как при некоторых видах стресса продуктивность деятельности, наоборот, увеличивается. Автор другого учебника по общей психологии А. Г. Маклаков относит стресс к одному из видов эмоционального состояния, а одной из главных особенностей стресса называет его «крайнюю неустойчивость», что противоречит базовому положению Г. Селье о продолжительном и достаточно устойчивом характере стресса, связанном с его гуморальной природой. А. Г. Маклаков пишет:

«Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов».[11]

Здесь следует отметить, что с точки зрения биологической целесообразности (применение стратегии «Борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов – например, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвует в спортивном соревновании. Снижение работоспособности происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями интеллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрессе авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

psy.wikireading.ru