Студенты депрессия

Стресс + сессия = депрессия, или Кто спасет студента от нервного срыва

Современному студенту не всегда живется весело. Большая нагрузка в университете приводит к тому, что у студентов иногда просто не выдерживают нервы. Они, как и менеджеры на ответственных позициях, рискуют стать жертвой синдрома эмоционального выгорания. Немецкие психологи отмечают рост числа молодых людей, страдающих депрессией.

Работа на грани нервного срыва

И весело, и трудно

За последние годы в жизни студентов в Германии произошли серьезные изменения. Три четверти вузов уже перешли на Болонскую систему. В результате сроки обучения стали короче, а учебного материала не убавилось. Кроме того, в 2007 году в отдельных федеральных землях ввели плату за образование. Словом, беззаботная студенческая жизнь начала трещать по швам.

После лекций на свежий воздух? Так выглядит студенческая жизнь только в идеале

По подсчетам экспертов, сегодня студентам выписывают в два раза больше антидепрессантов, чем работающим людям той же возрастной группы. Многим приходится обращаться за помощью к профессионалам. «Первую помощь» предоставляют практически все вузы Германии. А студенты Университета Мюнстера даже организовали «горячую линию», и сами оказывают поддержку своим сверстникам по телефону.

Алло, кто говорит?

Таблетками депрессию не вылечишь

Телефонная служба «Ночная линия» (Nightlinе) работает с понедельника по пятницу с девяти часов вечера до часа ночи. Ее сотрудники — студенты Мюнстерского университета — готовы выслушать и поговорить о любой проблеме. Один из работников службы рассказывает, что студенты, набирая номер «Ночной линии», часто не знают, как рассказать о своих проблемах. «Они чувствуют себя одинокими, не могут справиться со стрессом. Родные, друзья — далеко. И им порой просто не к кому обратиться за помощью», — рассказывает он.

Позвонив по телефону службы «Ночная линия» совсем не обязательно представляться по имени. Анонимность гарантирована и звонящему, и консультирующему. Как отмечают студенты, работающие в службе, в основном к ним обращаются с проблемами личного характера. «Это и чувство одиночества, и желание найти партнера, некоторые рассказывают о финансовых трудностях. Ссоры с парнем или девушкой, стресс в общежитии — и это еще далеко не полный список», — добавляет сотрудник «горячей линии».

m.dw.com

Студенты депрессия

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 1253

Поделиться с друзьями:

По результатам опросникам депрессии Бека среди студентов первого курса ЕИ КФУ не выявлено депрессии у 2(8 %), легкая депрессии у 10(40%), умеренная депрессия у 5 (20%), выраженная депрессия (средней тяжести) у 4 (16%) и тяжелая депрессия у 4 (16%). Среди второкурсников нормальные значения по опроснику Бека получены у 12 (48%), легкая депрессия (субдепрессия) у 5 (20%), умеренная лепрессия у 3(12%), выраженная депрессия(средней тяжести) у 4 (16%), тяжелая депрессия у 1(4%).

Испытуемые с легким уровнем депрессии характеризуются медленным угнетением настроения, некоторым снижением активности и интересов, упадком жизнерадостности и воображения, ослаблением привязонности к жизни.

Умеренный уровень депрессии отличается от легкого уровня выраженной подавленностью настроения, заторможенностью умственных и двигательных процессов. У студентов с данным уровнем депрессии наблюдается сниженная самооценка, потеря интереса к своей будущей жизни, прошлое оценивается пессимистично.

При выраженной депрессии или же депрессии средней тяжести студенты больше времени заняты только собой и собственными мыслями, своими проблемами. У них теряется трудоспособность, увеличивается плаксивость и т.д..

Тяжелый уровень депрессии характеризуется с постоянным депрессивным настроением, сильной утомляемостью, заниженной самооценкой, чрезмерным неадекватным чувством вины.

В результате проведенного исследования было выявлено, что первокурсники более подвержены депрессии, чем второкурсники, потому что они находятся вдали от дома и всё для них в университете новое.

www.scienceforum.ru

12 историй студентов, которые столкнулись с депрессией

Не для всех студенческие годы проходят весело и непринужденно. Многие люди сталкиваются с душевными проблемами, которые непросто решить. Ниже приведены 12 реальных историй студентов, которые пережили депрессию.

1. Отсутствие друзей в университете загнало меня в бесконечный круг грусти

Мой первый год обучения в университете проходил в очень большом здании, и я была буквально проглочена им. Я интроверт, и мне крайне непросто знакомиться с новыми людьми. Отсутствие друзей в университете загнало меня в бесконечный круг грусти. В принципе, я вообще ничего не чувствовала, и это привело к тому, что я начала забивать на занятия. В итоге мои оценки заметно ухудшились, а я стала погружаться все глубже и глубже в депрессию. Я смогла закончить первый курс, но после него я перевелась в другой университет, чтобы быть ближе к своей семье во время прохождения терапии; до этого родные были в шести часах езды и я их ни разу не видела. В школьные годы, я училась в маленьком здании в получасе от дома. Это был правильный выбор – там мне было проще заводить друзей, многие из которых будут со мной на протяжении всей жизни. Мой совет студентам – серьезно задумайтесь над тем, подойдет ли вам среда, в которой будете учиться не один год.

2. Нужно собраться духом и обратиться за помощью, если у вас проблемы

Моя депрессия сопровождалась расстройством пищевого поведения, которое медленно развивалось во время моего второго семестра в Корнелльском университете. Я пыталась справиться с учебой, пережить развод родителей и разлуку с парнем, который и без того не очень хорошо мне относился. Я принимала это все слишком близко к сердцу и начала будто назло заниматься упражнениями, что в итоге привело к тому, что я перестала есть. Я не понимала, что со мной не так – я просто знала что устала, замерзла и ужасно несчастна. Мне казалось, что я некая прозрачная сущность, которая летает по общежитию, и я никогда не ходила никуда с друзьями, даже если они очень меня просили. Летом, когда я жила одна и работала лаборантом, все стало еще хуже, потому что не было никого, кто бы увидел мое плачевное состояние. В конце концов, я рассказала все своим родителям, так как не могла быть больше наедине со своими мыслями. Я взяла академический отпуск и в течение года ходила в реабилитационный центр. Сейчас прошло уже два года с момента возвращения на учебу, у меня уже есть планы на стажировку этим летом, и каждый день для меня лучше предыдущего. Собраться и обратиться за помощью, возможно, самое трудное, но это спасет вашу жизнь.

3. Я не в порядке, но, мне кажется, все наладится

Люди говорили мне, что эти годы станут лучшими в жизни, из-за таких слов, мне кажется, депрессия только сильнее ранит. Я ожидала веселья, которое мы видим в популярных фильмах, но на деле же это огромное количество бессонных ночей из-за домашних заданий; профессоры, которые намекают на то, что я должна сменить дисциплину или даже учебное заведение; неумелые интервью которые заставляют меня чувствовать себе неподготовленной к дальнейшей жизни; вечно растущая плата за обучение, которая заставляет меня сомневаться в моем будущем; проваленные работы, которые я делала неделями; а так же худшие люди, которых я когда-либо встречала. Я ожидала от университета настолько большего, что даже если бы у меня не было депрессии, все равно мои ожидания бы не оправдались. Я та самая странная девочка, которая ходит с наушниками везде, потому что не может вынести собственных мыслей. Я готовлюсь в своей комнате, потому что не хочу сидеть одна в библиотеке. Я смотрю сериалы всю ночь, потому что не хочу спать. У меня не получилось справиться с депрессией. Я все еще борюсь, и я уже ходила в клинику. Я не в порядке, но мне кажется все наладится.

4. Из-за низких оценок я постоянно плакала и не ходила на занятия

Мне пришлось сменить 3 учебных заведения из-за моей депрессии. Я неплохо начинала семестр, а потом вообще не появлялась в классе. Я плакала часами и не приходила на занятия, потому что была уже слишком истощена даже для того, чтобы встать с кровати. В конце концов, я оказалась в университете неподалеку, в котором я опять продержалась семестр и затем все пошло наперекосяк, когда родители перестали за мной приглядывать. Я попробовала себе в дизайнерской школе, из которой тоже вылетела. Это продолжалось бы вечно, пока я не оказалась у психиатра, который поставил мне диагнозы: маниакальная депрессия и расстройство пищевого поведения. Я снова поступила, и уже скоро получу диплом.

5. Так трудно найти в себе силы, чтобы обратиться за помощью

Мне повезло, что преподаватели отнеслись ко мне с пониманием, и у меня была возможность находиться рядом с медсестрой, социальным педагогом, куратором и деканом для того, чтобы я мог приспособиться. Присутствие рядом людей, которым я не безразличен, помогает во время наиболее тяжелых периодов. Я рассказал все своим друзьям, и они тоже меня поддержали. Так трудно найти в себе силы, чтобы обратиться за необходимой помощью, но результат стоит того. Больше всего я ценю тех своих друзей, которые относятся ко мне так же, как к любому другому нормальному человеку, которые просто могут смотреть со мной телевизор или разговаривать, не боясь того, что я могу их расстроить.

6. Иногда было просто невозможно встать из кровати

К тому времени я уже почти получила диплом младшего специалиста и готовился начать обучение в университете. В середине первого осеннего семестра меня накрыла депрессия. Я ходила на занятия, не подготовившись к ним, а иногда просто не могла выбраться из постели. В моем университете была бесплатная психологическая помощь, и я ходила как на групповые, так и на индивидуальные занятия, до тех пор пока я просто перестала выходить из дома. Я постоянно прогуливала занятия, прогуливала индивидуальные консультации, не говорила ни с кем, и чувствовала себя абсолютно потерянной среди толп студентов, которые окружали меня когда я выбиралась куда-нибудь. Это засасывало, словно черная дыра, и я приняла решение отдохнуть немного от учебы, чтобы поправиться. Теперь я учусь в совершенно другом университете, изучаю то, что мне всегда хотелось, и несмотря на то, что я еще не до конца вылечилась, я стараюсь не пропускать занятия. Пока все идет неплохо.

7. Во время депрессии каждый день — это борьба

Переезд в общежитие в 18 лет очень тяжело дался мне, и из-за него у меня было несколько панических атак в день. У меня была диагностирована депрессия в 15 лет, и я знала, что нужно было искать помощь. Я начала посещать центр здоровья, встречаться с куратором, но это не помогало. Я получила направление от своего лечащего врача и начала искать доктора в городе, куда приехала учиться. 3 года спустя я все равно вижусь с врачом каждую неделю. В большинстве случаев мне удается поднять себя из постели и пойти на занятия, но это выматывает. Я часто боюсь сказать людям о своем недуге из-за стереотипов о депрессии, но мои близкие друзья знают о моей борьбе. Они стараются видеться со мной, когда могут, и это много для меня значит. Учебное заведение, однако, не столь терпеливо и понимающе отнеслось ко мне. Меня выгнали из общежития в мой первый год обучения из-за неприятного случая, что, очевидно, лишь усугубило мое состояние. К счастью, это вылилось в злость, которая позволила мне закончить обучение на одни пятерки, что-то вроде «никогда не сдавайся». Идет последний семестр обучения, и моя депрессия, которая несколько месяцев была под контролем, медленно возвращается назад. Я стараюсь как могу, но во время депрессии каждый день — это борьба.

8. Я думала, люди никогда не будут ко мне относиться как к нормальному человеку

После того, как на третьем семестре учебы в университете меня изнасиловал парень, которого я считала другом, у меня началась депрессия. Я прогуливала занятия, потому что у меня пропала мотивация. Я состояла в университетском «сестринстве» в течение года, но после того, как у меня была диагностирована депрессия, мне не хотелось выходить из комнаты. Все, чего мне хотелось – это есть и спать; это помогало мне поддерживать хоть какую-то коммуникацию с внешним миром. Депрессия и другие душевные заболевания сопровождаются социальным отторжением, и я думала что люди не будут относиться мне как к нормальной. В итоге я рассказала все своему преподавателю, и он настоятельно рекомендовал мне посетить психиатра. Вот уже два месяца я прохожу лечение, и высвобождаю свой искусственный страх и гнев в спортивном зале. Хотела бы обратиться к людям, которые страдают так же, как и я – ваше состояние улучшится. Обратитесь к врачу – это помогает. Не бойтесь, все будет хорошо.

9. Добрые люди помогли мне справиться с проблемами при учебе заграницей

Я думала, что учась заграницей я смогу убежать от своей депрессии, что я буду так занята приключениями и путешествиями, что на депрессию у меня просто не останется времени. Как оказалось, твои проблемы с тобой, где бы ты ни был. Я жила в чужой стране, разговаривала на чужом языке и была постоянно окружена незнакомцами. Единственным способом связи с друзьями и родственниками был крайне нестабильный интернет. Я не только чувствовала себя крайне одинокой в своей депрессии, еще я чувствовала себя безумно виноватой – я должна была наслаждаться жизнью. Добрые люди помогли мне справиться с проблемами при учебе заграницей. Семья, в которой я жила, была замечательной, и я старалась проводить все свое свободное время с ними. Я завела там прекрасных друзей, у которых тоже были тяжелые времена, и мы помогли друг другу не просто пережить этот семестр, но еще и преуспеть. Ты не можешь убежать от своей депрессии, неважно, где ты находишься, у тебя всегда есть возможность победить свою депрессию. Депрессия не должна помешать твоей заграничной учебе, не должна помешать «лучшим годам твоей жизни» или твоей жизни вообще. Есть множество способов себе помочь. Нужно просто набраться терпения.

10. Никто не догадается, как вы себя чувствуете, пока вы сами не расскажете

Депрессия – это полный отстой, но у меня был около-положительный опыт в университете. Официальный диагноз был поставлен в последний семестр в школе, когда я физически не мог делать ничего. Я был отличником, и меня очень пугали мысли о том, что я могу не закончить школу, если не соберусь. Я искал помощь в школьном центре здоровья, где психиатр выслушал меня и назначил мне Флуоксетин. В университете я стал посещать консультативный центр, платный, но не дорогой. Хотя я не могу с уверенностью сказать, что именно помогло больше всего, я очень благодарен своим терпеливым и понимающим преподавателям. Я ходил в маленькую, частную школу, где я рос на глазах учителей, и они понимали, что это не просто лень. Они постоянно спрашивали, как у меня дела, предлагали всевозможную помощь, а так же давали мне больше времени на выполнение заданий. Я закончил школу достойно, и этим я обязан учителям и родителям. Если бы я мог сказать что-нибудь всем людям, которые страдают от депрессии, я бы сказал следующее – «никто не догадается, как вы себя чувствуете, пока вы сами им не скажете, и они не могут помочь, пока не знают об этом».

11. Я безумно благодарна своим близким за поддержку

Я очень боялась поступать в университет, переживая депрессию. Университет настолько отличается от школы – огромные объемы работ, нарастающее давление. Я начала изучать биологию, одну из самых трудных специальностей, и я старалась. Было много дней, когда я не хотела идти на занятия, делать домашнюю работу или вставать с кровати. Я спала все время, предпочитая сон домашней работе, и мои оценки ухудшились. Я хотела закончить учиться, но не смогла. Я нашла любимый класс и друзей, с которыми мы вместе ели. Я почувствовала себя лучше. Но я еще страдала от депрессии, и так было пока мой парень не уговорил меня обратиться к психиатру чтобы у меня был кто-нибудь, кому бы я могла поведать о своих трудностях. По рекомендации психиатра я стала принимать антидепрессанты, мое состояние стабилизировалось – я смогла сосредоточиться на учебе и избавиться от тревоги. Я поменяла специальность на философию и чувствовала себя намного лучше. Благодаря помощи своего парня и друзей, я снова была счастлива. У меня было полно надежд на будущее и чувство, что я могу все. Я безумно благодарна своим близким за поддержку, а так же школьному психиатру. Сейчас мой первый год обучения в университете, и я счастливей, чем когда бы то ни было. Депрессия и тревога никуда не пропали – я все еще получаю помощь и принимаю лекарства. Депрессия не лечится быстро, лечение требует времени и усилий для улучшения состояния. Но мне обязательно станет лучше.

12. Если мне и было хорошо, то только потому, что им было не все равно

Вот уже 9 лет я борюсь с депрессией. В университете было сложно, потому что он находился в пяти часах езды от дома. Я хочу прятать мои страдания от близких мне людей, что делает меня холодной и отдалившейся. Но внутри мне безумно не хватает общения. Недавно было неплохо, но последняя неделя была трудна. Я пропустила два дня занятий, просто потому что не смогла встать с кровати. На второй день я кое-как поднялась, но все равно пропустила первую пару, потому что слишком долго смотрела на себя в зеркало. Я, честно говоря, даже не помню, о чем думала или что делала. В конце концов, я заползала обратно в кровать и спала остаток дня. Я открылась нескольким своим близким друзьям, которым я доверяла, и, честно говоря, благодаря ним у меня хорошее настроение. Они пишут мне, чтобы удостовериться, что я моюсь, и что я поела, и просят меня звонить домой, зайти к ним или посетить консультативный центр. Если мне было плохо – они были рядом. Если мне было хорошо – это потому, что им не все равно.

tmstudent.ru

Медицинские интернет-конференции

Самедов С.В., Беляева Ю.Н.
Научный руководитель: д.м.н., профессор Шеметова Г.Н.
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов
Кафедра поликлинической терапии

В статье проведена оценка уровня депрессии и факторов риска данного состояния у студентов медицинского ВУЗа. Приведен опыт разработки и использования методов скрининга факторов риска и первых доклинических проявлений депрессии, в том числе среди студенчества.

Ключевые слова

Данная статья получила высокую оценку рецензентов и будет опубликована в журнале «Психосоматические и интегративные исследования»

Введение

Всемирный день здоровья 07 апреля 2017 года, отмечаемый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), будет посвящен проблеме депрессии, от которой страдают люди всех возрастов, всех категорий населения и во всех странах [7]. Депрессия причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями, а также способности человека зарабатывать себе на жизнь [2,7]. В крайних случаях депрессия может привести к самоубийству – на сегодня второй ведущей причиной смерти среди людей в возрасте 15-29 лет [2]. ВОЗ выделяет три категории населения, затронутые проблемой депрессии в гораздо большей степени, нежели остальные: молодежь в возрасте 15-24 лет, женщины детородного возраста (особенно молодые матери), а также пожилые люди (старше 60 лет) [2,3,7]. Студенческая молодежь попадает в группу риска развития депрессии и является целевой группой, в которой возможна работа по профилактике и раннему активному выявлению этого недуга [5,6]. Скрининговые методы, такие как анкетирование, позволяют быстро, не инвазивно, активно выявить начальные проявления и предотвратить появление многих заболеваний [4]. Более глубокое понимание того, что собой представляет депрессия и как ее можно предотвратить, выявить на ранних этапах или излечить, поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.

Целью настоящего исследования явилась оценка уровня депрессии у студентов первого и шестого курсов лечебного и иностранного факультетов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Минздрава России (СГМУ), а также наличия факторов риска данного состояния у студентов медицинского ВУЗа.

Материалы и методы

Данное исследование основано на результатах анкетирования студентов первого и шестого курсов лечебного и иностранного факультетов СГМУ. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе нами была использована шкала-опросник «Center for Epidemiological Studies Depression Scale» (CES-D; Radloff, США, 1977) (далее CES-D), которая состояла из 20 пунктов, измеряющих депрессивные нарушения, отмечающиеся у обследуемых за последнюю неделю/месяц. Общий балл по данной шкале от 0 до 60 отражала уровень депрессии. Шкала CES-D была разработана для эпидемиологических исследований депрессии, широко используется и переведена на многие языки. Она используется в качестве скринингового инструмента для выявления у пациентов депрессивного расстройства. На сегодняшний день это наиболее часто используемый опросник в мире для проведения эпидемиологических исследований депрессии. Он был переведен и валидизирован в России [1].

На втором этапе респондентам было предложено ответить на тринадцать вопросов авторской анкеты, касающихся изучению распространенности факторов риска депрессии. Дальнейшая обработка материала произведена с использованием программ математической статистики.

Нами было опрошено 156 человек: 48,7% (76 чел.) составляли студенты 1 курса и 51,3% (80 чел.) студенты 6 курса. Средний возраст респондентов 23,5±0,25 лет. Женщины в количестве 69,2% (108 чел.), преобладали почти в 2 раза над мужчинами — 30,8% (48 чел.), что объясняется гендерной особенностью ВУЗа.

Данное анкетирование вызвало интерес у исследуемых, отказов в проведении не было.

Результаты исследования

Первым этапом мы определили уровень депрессии у всех респондентов. В результате опроса было выявлено следующее:

· тяжелый уровень депрессии имеют 7,05% (11 чел.) опрошенных, среди которых студентов 1 курса 3,8% (5 чел.) и 6 курса 3,85% (6 чел.);

· средний уровень депрессии наблюдался у 7,7% (12 чел.), 4,5% (7 чел.) из 1 курса и 3,8% (5 чел.) из 6 курса;

· легкий уровень депрессии диагностирован у 25,6% (40 чел.) респондентов, из которых 14,1% (22 чел.) студенты 1 курса и 11,5% (18 чел.) 6 курса.

Положительным является тот факт, что подавляющее большинство респондентов 59,6% (93 чел.) не имеют признаков депрессии: 26,9% (42 чел.) первокурсников и 32,7% (51 чел.) студентов 6 курса.

По возрастам и уровням депрессии распределение слудующее:

· Среди всех опрошенных тяжёлый уровень депрессии выявлен в возрасте от 23 до 25 лет в количестве 3,85% (6 чел.);

· Средний, лёгкий и нормальный уровень депрессии выявлен в возрасте от 17 до 19 лет: 3,85% (6 чел.) – средний уровень, 12,8% (20 чел.) – легкий уровень и 23,1% (36 чел.) – нормальный уровень депрессии.

Вторым этапом исследования респонденты ответили на вопросы авторской анкеты, в которой были отражены факторы, влияющие на развитие и уровень депрессии. Авторов интересовала информация о месте проживания студента (дома, в общежитии и на съёмной квартире), о его привычках (курение табака, распорядок дня, средняя продолжительность ночного сна, особенности питания, кратность и время потребления пищи), об отношении к занятиям спортом, вопросы наследственной предрасположенности к депрессии.

· Большая часть респондентов с тяжёлым уровнем депрессии проживает на территории собственного дома или на съёмной квартиры — это 2,6% (4 чел.);

· Со средним уровнем депрессии большее количество респондентов проживает на съёмной квартире – 3,3% (5 чел.);

· Среди лиц опрошенных с легким уровнем депрессии большинство проживают в собственном доме – 8% (14 чел.).

Подавляющее большинство студентов, не имеющих депрессию проживают на съёмной квартире – 34% (53 чел.). Положительным фактором явилось то, что 83,9% (131 чел.) респондентов не имеют вредной привычки курение табака. Среди всех опрошенных было выявлено большое количество лиц, не имеющих интереса к занятию спортом – 64,1% (100 чел.): 1 курс 30,8% (48 чел.) и 6 курс 33,3% (52 чел.). Треть опрошенных отмечает у себя вредную привычку — «заедание» стресса – 30,8% (48 чел.): студентов 1 курса 11,5% (18 чел.) и 6 курса 19,2% (30 чел.), что влечет за собой риск возникновения не только депрессии, но многих других заболеваний. Средняя продолжительность ночного сна у большинства опрошенных составляет 5-6 часов: 44,2% (69 чел.), среди которых 21,8% (34 чел.) из 1 курс и 22,4% (35 чел.) 6 курс. Большая часть респондентов указала, что кратность приёма пищи в сутки варьируется от 2 до 3 раз: 42,3% (66 чел.) – 1 курс 19,2% (30 чел.) и 6 курс 23,1% (36 чел.). Принимать пищу в течение учебного дня получается у 69,9% (109 чел.) всех респондентов. Время основного приёма пищи приходится у большинства опрошенных на период с 17:00 до 23:00 часов – 50,6% (79 чел.): 1 курс 23,7% (37 чел.) и 6 курс 26,9% (42 чел.). Важным фактором риска развития депрессии является наследственная предрасположенность. Среди всех опрошенных 5,1% (8 чел.) уже имеют неврологические заболевания и состоят на учете у невропатолога и 6,4% (10 чел.) имеют родственников, страдающих нервными заболеваниями.

Заключение

Таким образом, студенты медицинского ВУЗа в течение учебы испытывают стрессовые нагрузки. Положительным является тот факт, что подавляющее большинство респондентов 59,6% (93 чел.) не имели признаков депрессии. Но как среди первокурсников, так и среди студентов шестого курса в ходе исследования выявлены лица, имеющие тяжелый, средний и легкий уровни депрессии. Среди выявленных факторов риска депрессии основными можно назвать: нерациональное и нерегулярное питание, недостаточную физическую активность, нарушение режима сна и отдыха. Причем вышеуказанные факторы выявлялись преимущественно у лиц уже имеющих признаки депрессивного состояния, обнаруженного на первом этапе исследования. Поэтому актуальным является разработка методов скрининга факторов риска и первых доклинических проявлений депрессии, в том числе среди студенчества. Анкетирование как метод скрининга является удобным, дешевым, доступным для применения в любом помещении и легким в обработке методом. Он может быть включен в амбулаторно-поликлиническую практику и в систему ежегодного профилактического осмотра студентов — медиков. Мы считаем, что необходимо проводить работу со студенческой молодежью по информированию о факторах риска и методах профилактики депрессий, формированию здорового образа жизни.

medconfer.com

Уровень депрессии и тревоги среди студентов, обучающихся в медицинском университете Украины Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Гусакова И.В., Омельченко О.Д., Николаенко О.А., Богомаз О.В.

В статье анализируются результаты тестирования 187 студентов-медиков, обучающихся на медицинском факультете Винницкого национального медицинского университета ( тест GADS Goldberg Anxiety and Depression scale). Результаты тестирования указывают на высокий процент лиц с тревогой среди англоязычных студентов-медиков (каждый пятый обследованный) и достаточно высокий процент лиц с депрессией (каждый шестой), тогда как среди украинских студентов это каждый двадцатый и каждый десятый студент соответственно.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Гусакова И.В., Омельченко О.Д., Николаенко О.А., Богомаз О.В.,

THE LEVEL OF DEPRESSION AND ANXIETY IN STUDENTS, LEARNING IN MEDICAL UNIVERSITY OF UKRAINE

The article analyzes the results of testing 187 medical students studying at the medical faculty of Vinnitsa national medical university (test GADS Goldberg Anxiety and Depression scale). The results indicate the high percentage of persons with anxiety in the group of English-speaking medical students (1 out of 5) and enough high percentage of persons with depression (1 out of 6), while in the group of Ukrainian students these fractions are much smaller (1 out of 20 and 1 out of 10, respectively).

Текст научной работы на тему «Уровень депрессии и тревоги среди студентов, обучающихся в медицинском университете Украины»

УДК: 612 ГРНТИ: 76.03

УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИИ И ТРЕВОГИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ УКРАИНЫ

И. В. Гусакова, О. Д. Омельченко, О. А. Николаенко, О. В. Богомаз

Винницкий национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова Украина, 21018 г. Винница, ул. Пирогова, 56

121 Николаенко Оксана Александровна — [email protected]

В статье анализируются результаты тестирования 187 студентов-медиков, обучающихся на медицинском факультете Винницкого национального медицинского университета (тест GADS — Goldberg Anxiety and Depression scale). Результаты тестирования указывают на высокий процент лиц с тревогой среди англоязычных студентов-медиков (каждый пятый обследованный) и достаточно высокий процент лиц с депрессией (каждый шестой), тогда как среди украинских студентов это каждый двадцатый и каждый десятый студент соответственно.

Ключевые слова: депрессия, тревога, студенты-медики, иностранные студенты, тест GADS.

THE LEVEL OF DEPRESSION AND ANXIETY IN STUDENTS, LEARNING IN MEDICAL UNIVERSITY OF UKRAINE

I. V. Gusakova, O. D. Omelchenko, O. A. Nikolaenko, O. V. Bogomaz

Vinnitsa National Medical University n. a. M.I. Pirogov 56 Pirogov St., 21018 Vinnitsa, Ukraine

El Nikolaenko Oksana — [email protected]

The article analyzes the results of testing 187 medical students studying at the medical faculty of Vinnitsa national medical university (test GADS — Goldberg Anxiety and Depression scale). The results indicate the high percentage of persons with anxiety in the group of English-speaking medical students (1 out of 5) and enough high percentage of persons with depression (1 out of 6), while in the group of Ukrainian students these fractions are much smaller (1 out of 20 and 1 out of 10, respectively).

Keywords: depression, anxiety, medical students, foreign students, tests GADS.

Депрессия является распространенным психическим расстройством, от которого страдает 350 миллионов человек всех возрастных групп. По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2020 году депрессия займет второе место в качестве причин потери трудоспособности и смерти населения [1]. Доказано, что психосоциальные факторы, такие как стресс, тревожно-депрессивный синдром тесно связаны с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Современное общество характеризуется этапом серьезных перемен и требований по отношению к будущим молодым специалистам. Важность выявления депрессивных и тревожных настроений у студентов обусловлена темпом и напряженностью учебы, что предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к социальным и психологическим конфликтам и к стрессу [8].

Специфика вузовского обучения, как известно, совпадает с возрастом наиболее высокого риска манифестации психической патологии, что, возможно, обусловлено не только биологической природой психических заболеваний, но также значительными стрессовыми нагрузками [3]. Нагрузки характерные для обучения в медицинском вузе, создают дополнительные условия для манифестации и предрасположенности к заболеванию. Здоровый образа жизни — один из краеугольных принципов современной медицины, формирующийся у медицинских работников с момента начала их профессионального образования в медицинских вузах и медицинских колледжах.

Украинская медицинская система образования, придерживающаяся традиций медицинского образования СССР,

и, в последнее время, ориентирующаяся на европейские стандарты качества жизни, уделяет значительное внимание данному вопросу. Однако специфика образовательного процесса в медицинских учреждениях (высокая интенсивность подачи информации, большое количество пар в день (4-5), необходимость постоянных переездов из одной клиники в другую за короткий промежуток времени) в совокупности с общим снижением уровня жизни приводят к тому, что большинство студентов-медиков лично не придерживаются основ здорового образа жизни.

Процесс адаптации студентов к новой социальной среде практически всегда проходит с некоторыми сложностями и оставляет человека лицом к лицу со своей проблемой, предоставляя ему возможность самому выбирать пути её разрешения — от действия к бездействию [2]. Поэтому обеспечение здорового образа жизни у иностранных студентов-медиков является еще более проблематичным: влияние новой культуры, нового окружения, отсутствие жесткого контроля поведения на фоне неоконченного формирования личности в сумме с высокой интенсивностью процесса образования часто приводят к различным девиациям поведения, психологическим проблемам, нарушению здорового образа жизни, возникновению или манифестации психосоматических заболеваний. Особенно наглядно это просматривается в первые годы обучения, когда имеет место адаптация к новым условиям жизни в другой стране (физическая, психологическая, языковая).

Целью нашего исследования было: оценить уровень тревоги и депрессии у студентов-медиков, обучающихся в Винницком национальном медицинском университете им.

Juvenis scientia 2017 № 2 | Медицинские науки

Н.И. Пирогова (2 курс, медицинский факультет). Обследовано 187 студентов-медиков: 93 украинских студента (м.-35, ж.-58) и 94 иностранных студента с англоязычной формой обучения (м.-53, ж.-41). Возраст обследованных от 19 до 29 лет. Для диагностики депрессии и тревоги использован тест GADS (Goldberg Anxiety and Depression scale) — англоязычный оригинал (таблица 1) и украинская версия. Студенты тестированы в октябре 2014г.

Тест GADS (шкалы депрессии и тревоги) [6, 7]

Goldberg Depression and Anxiety scales

Each item is answered with a ‘yes/no’ response. Items are scored 0 (no) or 1 (yes) and summed.

Depression items Anxiety items

1. Have you been lacking in energy? 1. Have you felt keyed up or on edge?

2. Have you lost interest in things? 2. Have you been worrying a lot?

3. Have you lost confidence in yourself? 3. Have you been irritable?

4. Have you felt hopeless? 4. Have you had difficulty relaxing?

5. Have you had difficulty concentrating? 5. Have you been sleeping poorly?

6. Have you lost weight (due to poor appetite)? 6. Have you had headaches or neckaches?

7. Have you been waking early? 7. Have you had any of the following: trembling, tingling, dizzy spells, sweating, diarrhoea, or needing to pass water more often than usual?

8. Have you felt slowed up? 8. Have you been worrying about your health?

9. Have you tended to feel worse in the morning? 9. Have you had difficulty falling asleep?

Результаты статистически обработаны при помощи Microsoft Excel 2010. Использован пакет «Анализ данных», инструмент — «Описательная статистика». Вероятность групповых отличий подсчитана при помощи t-критерия Стьюдента.

Результаты тестирования указывают, что в группе англоязычных студентов-медиков депрессия (>6 балов по данной шкале) имеет место у 15,96±3,78% обследованных, процент лиц с депрессией в группе отечественных студентов-медиков близок к указанному — 9,68±3,07% (р>0,05), гендерных отличий не зафиксировано. В то же время повышенная тревога отмечается у 20,21±4,14% англоязычных студентов и только у 5,38±2,34% отечественных, (р>0,01), особенно наглядные отличия наблюдаются у лиц женского пола: 29,27±7,11% и 5,17±2,91% соответственно (р>0,01) [5]. Средние значения теста GADS представлены в таблица 2. Достоверные отличия выявлены при сравнении средних значений шкалы тревоги: они явно выше в группе англоязычных студентов-медиков (р>0,001).

Средние значения теста GADS у студентов-медиков

Шкала Англоязычные студенты (n=94) Украинские студенты (n=93) р

Депрессия (M±m) 3,45±0,20 3,02±0,18 р>0,05

Тревога (M±m) 3,78±0,22 2,59±0,19 р>0,001

Следует отметить, что сочетание депрессии с тревогой наблюдается у 7,45±2,715 англоязычных студентов-медиков (это преимущественно лица женского пола — 14,63±5,52% студенток) и 3,23±1,83% отечественных студентов-медиков (студенток среди них 3,45±2,40%, р>0,05).

При анализе вопросов шкалы депрессии (таблица 3) у англоязычных студентов-медиков наибольшее количество положительных ответов выявлено по следующим ее пунктам: пятому (трудности концентрации внимания) -57,45±5,10% обследованных, седьмому (ранний подъем по утрам) — 54,26±5,14% и второму (потеря интереса к окружающему) — 53,19±5,15% обследованных. Украинские студенты-медики в первую очередь недовольны ранним пробуждением по утрам (седьмой пункт шкалы, 63,44±4,99% студентов), трудностями концентрации внимания (пятый пункт, 49,46±5,18%) и недостатком энергии (первый пункт, 43,01±5,08% обследованных). Достоверные отличия между украинскими и англоязычными студентами-медиками на-

Процент лиц с позитивными ответами на вопросы теста GADS

Вопросы теста GADS Шкала депрессии Шкала тревоги

Англоязыч-ные студенты (n=94) Украинские студенты (n=93) р Англязыч-ные студенты (n=94) Украинские студенты (n=93) р

1 30,85±4,76% 43,01±5,08% р>0,05 36,17±4,96% 16,13±3,81% р 0,05

3 8,51±2,88 34,41±4,93% р 0,05

4 22,34±4,30 10,75±3,21% р 0,05

5 57,45±5,10% 49,46±5,18% р>0,05 48,94±5,16% 13,98±3,60% р 0,05 19,15±4,06% 19,35±4,10% р>0,05

8 45,74±5,14% 23,66±4,41% р 0,05

9 39,36±5,04% 36,56±4,99% р>0,05 44,68±5,13% 20,43±4,18% р 0,05) и 15,79±4,83% (р>0,05) соответственно. Достоверные межгрупповые отличия выявлены лишь со стороны седьмого вопроса шкалы депрессии (40,54±8,07% студентов-переселенцев против 63,16±6,39% студентов, изначально обучающихся в ВНМУ (р>0,05), и второго вопроса шкалы тревоги (67,57±7,70% против 40,35±6,50% соответственно, р>0,05).

Анализируя полученные результаты, необходимо указать на высокий процент лиц с тревогой среди англоязычных студентов-медиков (каждый пятый) и достаточно высокий процент лиц с депрессией (каждый шестой), тогда как среди украинских студентов это каждый двадцатый и каждый десятый соответственно. Рациональным можно считать необходимость мониторинга уровня депрессии и тревоги у студентов с их повышенным уровнем через 3 и 9 месяцев. В случае сохранения их высоких значений необходимо обеспечить таким лицам адекватную психологическую помощь (выявление факторов, способствующих возникновению депрессии и тревоги, их устранение (по

возможности), обеспечение студентов индивидуальной психокоррекционной помощью).

Учебный процесс является конкурентной средой, низкая вовлечённость в него может привести к игнорированию ситуации, слабому взаимодействию с окружением. Для медиков необходима способность, оставаться включёнными в стрессовую ситуацию для оказания оперативной и своевременной помощи [4]. Украинские студенты в этом случае, в стрессовой ситуации будут более активными включенными в происходящее, будут уделять больше внимания и прикладывать больше усилий для разрешения ситуации, взаимодействовать со своим окружением более активно, чем иностранные студенты.

1. Гаврилова Е.С., Яшин Д.А., Яшина Л.М. Распространённости тревоги и депрессии среди студенческой молодёжи и её ассоциации с основными факторами риска хронических неинфекционных заболеваний // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.

2. Дацишин П.Т., Николаенко О.А., Стельмащук П.О. Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе. X International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education» 07-08.02.2016 г. Бостон, США.

3. Проскурякова Л.А. Здоровье сбережение в системе высшего образования // Здоровье студента. 2012. с. 80-83

4. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74-87

5. Aline Drapeau, Alain Marchand and Charlotte Forest Gender differences in the age-cohort distribution of psychological distress in Canadian adults: findings from a national longitudinal survey. BMC Psychology 2014 2:25.

6. Goldberg D, Bridges K, Ducan-Jones P, Grayson D. (1988) Detecting anxiety and depression in general medical settings. BMJ 297:897-899.

7. Goldberg D., Bridges K., Duncan-Jones P., Grayson D. Detecting anxiety and depression in general medical settings. British Medical Journal, 1988. Pp. 897-899.

8. Tajalli P., Ganbaripanah A. The relationship between daily hassles and social support on mental health of university students. Procedia. Social and Behavioral Science. 2010. Vol. 5. Pp. 99-103..

cyberleninka.ru