Сущность виды и стадии стресса

Понятие и виды стресса

Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях.

Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы. Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось, можно не придавать особого значения: поспорили с коллегой, проиграла любимая команда, автобусную остановку перенесли дальше от дома.

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины — интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую — более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Одного обокрали — он заработал в два раза больше, другого обокрали — он с горя запил и тоже совершил преступление. Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию.

Задачей данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, виды этих состояний, а так же факторы и стадии развития стрессовых ситуаций.

1. Понятие и виды стресса.

О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс?

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”.

Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения». 1

Г. Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. 2

Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Итак, понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).

Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.

Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).

Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. 3 Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).

Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс — положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.

Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.

Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.

Различают два вида стресса: «положительный» и «отрицательный». «Положительный» стресс (вроде, выигрыша в миллион долларов или внезапно объявившегося престарелого родственника – нефтяного магната) ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, разумеется, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует. В то же время «отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье. Что же можно считать признаками самого настоящего и губительного для нашего бесценного здоровья стресса? Есть несколько основных симптомов стресса: рассеянность, повышенная возбудимость, постоянная усталость, пропажа сна и аппетита, ухудшение памяти, иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины, желудка, полное отсутствие источников радости. Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит надо срочно вытаскивать себя за уши из этого болота. Твердо усвойте, что вы у себя одна, а неприятностей вокруг пруд-пруди, на всех здоровья не напасешься. И, главное, жизнь такая штука, которую можно спокойно воспринимать только обладая большим чувством юмора. Вот несколько приемов, которые помогут вам побороть стресс: медитация и аутотренинг, четкое распределение времени на работу и отдых, горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка, хотя бы кратковременный отпуск в теплых краях в приятной компании или в одиночестве, на Ваш вкус, сон, столько сколько хочется и еще немножко, баня, общение с природой и людьми, которым Вы нужны, которые Вас любят, ценят, поддержат, поймут и развеселят в любой ситуации. Как известно, любую болезнь (а стресс – это болезнь!) легче предупредить, чем лечить. Потому, чтобы избежать таких неприятностей в будущем или смягчить их проявление, рекомендуется следовать простым жизненным правилам, выработать не противоречивые жизненные цели, эффективно планировать свое время и всегда находить его для себя.

Рассмотрим также и другое условное деление стресса на различные виды.

1. Эмоциональный стресс

Этот вид стресса, так или иначе, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями. Более подробно об этом виде стресса читайте в нашей соответствующей статье.

2. Внутриличностный стресс

Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.

3. Рабочий стресс

Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.

4. Финансовый стресс

Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

5. Общественный стресс

Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы и др.

6. Экологический стресс

Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) 1

Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

2. Факторы стресса.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых воротничков» и выявили следующие их группы:

1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

— слишком много работы (перегрузки);

— плохие физические условия труда;

— дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…);

— необходимость самостоятельного принятия решения.

2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

— ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства («в том числе и «соблазн сачкануть во время работы» — Н.П.);

works.doklad.ru

Факторы стресса

Понятие и сущность стресса, виды стрессоров, отражение стрессоров в деятельности. Физиологический метод исследования стресса. Шкала стрессогенных жизненных событий. Нервно-психологическое и физиологическое состояние человека при преодолении стресса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

лекция [37,0 K], добавлен 21.01.2011

История развития представлений о явлении стресса. Понятие общего адаптационного синдрома. Описание реакции тревоги, стадий сопротивления и истощения. Виды стрессоров (кратковременные, продолжительные и хронические) и факторы влияющие на развитие стресса.

методичка [50,0 K], добавлен 24.12.2013

Сущность и содержание стресса, направления и особенности исследования данного явления ученым Г. Селье. Виды стресса и его стадии, внешние проявления, физиологическое и психологическое обоснование, последствия. Рецепты для поднятия жизненного тонуса.

презентация [928,0 K], добавлен 11.12.2013

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008

Психология стресса: генезис развития и современное состояние проблемы. Сущность и классификация психических состояний . Стресс в профессиональной деятельности. Понятие стресса. Теории и модели профессионального стресса.

дипломная работа [121,5 K], добавлен 28.08.2004

презентация [30,0 K], добавлен 15.03.2015

Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

курсовая работа [66,5 K], добавлен 20.05.2012

Факторы активизации изучения психологического стресса. Стресс как патогенетическая основа многих заболеваний. Содержание теории стресса Г. Селье, её недостатки. Обзор теорий и моделей психологического стресса (З. Фрейда, Н.G. Wolff, D. Mechanik).

презентация [1,5 M], добавлен 07.04.2017

Изучение современных теорий психологии стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности. Диагностика и SWOT-анализ организационного стресса.

контрольная работа [27,9 K], добавлен 05.10.2010

Работа и события личной жизни как основные причины и факторы стресса современного человека. Оптимальные способы избавления от затянувшегося стресса и психического напряжения. Общение с близким человеком как основной метод борьбы со стрессовым состоянием.

презентация [1,7 M], добавлен 09.04.2013

knowledge.allbest.ru

Сущность стресса

Сущность и содержание стресса, направления и особенности исследования данного явления ученым Г. Селье. Виды стресса и его стадии, внешние проявления, физиологическое и психологическое обоснование, последствия. Рецепты для поднятия жизненного тонуса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Концепция стресса Г. Селье, ее сущность и содержание, история разработок и развития. Стадии стресса как процесса. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности, оценка ее практической эффективности и значимости.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 21.10.2010

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

реферат [14,6 K], добавлен 15.12.2009

Понятие и сущность стресса, виды стрессоров, отражение стрессоров в деятельности. Физиологический метод исследования стресса. Шкала стрессогенных жизненных событий. Нервно-психологическое и физиологическое состояние человека при преодолении стресса.

реферат [103,5 K], добавлен 03.11.2014

Основные характеристики стресса, его причины и последствия. Ганс Селье и его последователи. Физиологическое и психологическое понимание стресса. Способы регуляции эмоциональных состояний. Упражнения на концентрацию внимания. Современные взгляды на стресс.

Понятие стресса, его особенности и основные стадии. Сущность классической концепции стресса. Виды проявления и симптомы стресса, его классификация и последствия. Ошибочные представления относительно стресса. Стратегия управления им в организации.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 16.01.2013

Сущность и содержание, основные фазы стрессового реагирования по Г. Селье. Физиологическое обоснование стресса и оценка его влияния на психическое состояние человека. Способы управления и предупреждения данного явления, сглаживание его последствий.

контрольная работа [22,6 K], добавлен 20.06.2013

Научное определение стресса. Рассмотрение данного состояния человека, его поведение в этом состоянии. Изучение психологического давления на человека в повседневной жизни. Общие понятия концепции стресса Г. Селье. Проведенные исследования М. Фридмана.

курсовая работа [34,1 K], добавлен 29.09.2014

Анализ идеи Г. Селье об адаптационных ресурсах стресса, тезисы классической теории. Основные направления стресса: экологический, транзактный и регуляторный. Причины возникновения информационных стрессов. Особенности профессионального стресса менеджеров.

дипломная работа [429,8 K], добавлен 16.06.2012

Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.

Актуальность темы заключается в том, что работники почти каждый день попадают в стрессовые ситуации, поэтому раскрытие данной темы будет важным для тех, кто хочет понять, что такое стрессовые расстройства и как с ними бороться. Если работники будут знать, как бороться со стрессовыми расстройства, то их трудовая деятельность будет более продуктивной и эффективной, а это ведет к хорошему эмоциональному и физическому здоровью.

Объект курсовой работы — стрессовые расстройства.

Предмет курсовой работы — пути преодоления стрессовых расстройств в области управления персоналом.

Цель работы — исследовать пути преодоления стрессовых расстройств, возникающих в области управления персоналом.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Выяснить понятие, виды и стадии стресса;

2) Изучить понятие, виды стрессового расстройства;

3) Установить причины стрессового расстройства;

4) Определить пути преодоления стрессовых расстройств, возникающих в области управления персоналом.

Теоретическая значимость заключается в том, что стресс, стрессовые расстройства изучали немало ученых. Понятие «стресс» ввёл Уолтер Кэннон. Развивая учение Г. Селье о стрессе и его применении к людям, Р. Лазарус ввёл новое понятие «психологический стресс». С. Фолкман и Р. Лазарус выяснили, что реакции на стрессовые расстройства могут запускаться не только реальными событиями, но и вероятностными. Российский учёный К. Судав показал значение индивидуальных особенностей организма в протекании стрессовых расстройств.

Практическая значимость заключается в том, что каждому человеку хотелось бы меньше подвергаться стрессовым расстройствам, но в большом городе это почти невозможно, однако есть пути преодоления стрессовых расстройств, которые могут помочь.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Общее количество страниц работы — 27 страниц.

СУЩНОСТЬ СТРЕСОВОГО РАССТРОЙСТВА

Понятие, виды и стадии стресса

В данной работе одно из основных понятий — стресс, поэтому необходимо рассмотреть подробнее понятие стресса. Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать». В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение».

Наша жизнь — время стрессов. Стрессы играют огромную роль в нашей жизни, т.к. они оказывают влияние на здоровье, поведение, работоспособность человека. Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов есть во всех сферах человеческой жизни и деятельности.

Основатель концепции стресса, канадский учёный, нобелевский лауреат Ганс Селье писал в одной из своих работ: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нём, но почти никто не берёт на себя труд выяснить, что же такое стресс». Согласно определению Г. Селье, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование, причём стрессом является всё, что нарушает нормальное взаимоотношение нормального взаимодействия организма со средой.

Явления стресса изначально установлены были на животных. Учёные не сразу поняли значительную разницу между животными и человеческими стрессами. Развивая учение Г. Селье в применении к людям, Р. Лазарус ввёл новое понятие «психологический стресс», определив его как комплексную реакцию человека на особенности окружающего мира. Позднее психологический стресс стали определять как процесс, возникающий в случае, если личность оценивает требования социальной среды как превосходящие имеющиеся в наличии ресурсы. (К примеру, студенту необходимо выучить все билеты за три дня до экзамена). Основным компонентом стресса является потеря контроля над ситуацией и сопровождающая её беспомощность.

Позже С. Фолкман и Р. Лазарус выяснили, что реакции на стресс могут запускаться не только реальными событиями, но и вероятностными, т.е. те события, которых пока нет, но субъект уже боится их наступления.

Российский учёный К.Судав внёс значительный вклад в изучение стресса, он показал значение индивидуальных особенностей организма в протекании стрессов. Щербатых Ю.В. Психология стресса. / Ю.В. Щербатых — М.: Эксмо, 2005 — С. 23-24

Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

В начале своих исследований Г. Селье полагал, что стресс вызывается только негативными ситуациями, событиями. Но в своих последующих исследованиях он предложил различать эустресс и дистресс (рисунок 1).

Рис. 1. Виды стресса

Эустресс — полезный стресс. Стресс может быть полезным, если он тонизирует работу организма и способствует мобилизации защитных сил.

Дистресс — вредный, негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

На рисунке 2 показана классификация жизненного стресса, эту классификацию предложил Р.Т. Вонг (P.T. Wong).

Рис. 2. Области стресса в повседневной жизни

Внутренние ресурсы — это то, что позволяет индивиду преодолевать жизненные препятствия, кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Внутриличностный стресс — область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Внутриличностный стресс очень сложный вид, который необходимо рассматривать очень тонко и детально, потому что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Каждый человек, так или иначе, социально активен, ему необходимо решать вопросы непосредственно взаимодействуя с другими людьми и поэтому существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, чем занимается человек и что происходит с ним. Когда человек не выполняет или нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, жены, сына, воспитателя и т. п. Такой стресс проявляется в связи с такими явлениями, как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс, включает все трудности по содержанию семьи и отношений в ней — работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между старшими и младшими, жизнь с молодежью или наоборот, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевым конфликтом и ролевой неопределенностью. Опасные условия труда, небезопасная работа, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей. Например, экономический спад, бедность, стихийное бедствие, банкротство, война, расовое напряжение и дискриминация.

Финансовый стресс проявляется в невозможности оплатить счета, кредит, превышение расходов над доходами, неудовлетворённость заработной платой, несоответствие уровня зарплаты результатам работы и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий — загрязнение воздуха и воды, неудовлетворительные погодные условия, высокий уровень шума и т.п. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. / Д. Ньюстром, К. Девис — Спб.: Питер-Юг, 2000

Стресс — это процесс психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах. Г. Селье выделили три стадии стресса (табл. 1), в таблице представлены стадии стресса и их характеристики.

studbooks.net

12. Стресс и фрустрация 12.1. Стресс: его природа и стадии

Уже в 40-е гг. прошлого столетия в ряде научных работ были представлены результаты исследований стресса. Вульф (1955) определил стресс как «систему защитной реакции», когда изучал взаимодействие людей с «вредными» возбудителями.

В своих ранних работах Г. Селье акцентировал внимание на биологических аспектах стресса и описал «общий адаптационный синдром», считая, что человек, находящийся в состоянии стресса, реагирует на него благодаря «объединенному унифицированному защитному механизму».

Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагопритные воздействия – стрессоры.

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии: 1) стадия тревоги – продолжается от нескольких часов до нескольких суток и’ включает фазы шока и противотока, на фазе противотока происходит мобилизация защитных реакций организма; 2) стадия сопротивляемости – характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям; 3) стадия стабилизации состояния и выздоровление (адаптация), либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма.

Стресс: 1) неспецифическая физиологическая и психологическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование; 2) термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятия этих решений.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные формы эмоционального стресса, такие как импульсивная, тормозная, генерализованная приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации.

Стрессор: 1) фактор, вызывающий состояние стресса; 2) фактор, вызывающий изменения во внутренней среде человека или в окружающей среде.

Различают физиологические стрессоры, например чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д., и психологические стрессоры, то есть факторы, действующие своим сигнальным значением – угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.

Уровень стресса-адаптации зависит от характера стрессора и степени его воздействия на деятельность человека.

Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Г. Селье считал, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора) в организме происходят глубокие изменения его биологического тонуса, т. е. возникает реакция стресса. Основными этапами стресса, по Селье, являются: стадия тревоги (понижение артериального давления и температуры тела, преимущественно щелочные реакции – алкалоз, повышение кровенаполнения капилляров, функциональная деструкция желудочно-кишечного тракта, гипогликемия и др.), стадия сопротивления (повышение артериального давления и температуры, на смену гипогликемии приходит гипергликемия и стадия истощения).

Стадия стресса – это проявление общего адаптационного синдрома. Начальный этап стресса – эмоциональные реакции.

В учении о стрессе Селье основную роль отводит гормонам «адаптации». Роли нервной системы уделяется мало внимания. Другая точка зрения представлена отечественной физиологией, основы которой разработаны И М. Сеченовым и И. П. Павловым, В эмоциональной деятельности анатомо-физиологический субстрат эмоций представлен подкорковыми (в большей степени) и корковыми (в меньшей степени) механизмами. В коре головного мозга человека имеют представительство так называемые высшие эмоции – чувства, которые принимают непосредственное участие в руководстве эмоциональными реакциями в течение всего периода их существования. При этом высшие интеллектуализированные эмоции неразрывно связаны с социально-общественными факторами – уровнем воспитания, образования и культуры. Нервные механизмы являются их основой, а гуморальные сдвиги внутренней среды (стресс-синдром по Селье) представляются в виде их промежуточных звеньев.

Термин «стресс» употребляется довольно часто, поскольку многие испытывают его изо дня в день на протяжении всей жизни. Как это ни парадоксально, но он необходим для нормального развития и выживания. Определение стресса, данное Г. Селье в 1971 г.: «Это неспецифическая физиологическая и психологическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование (агрессор)». Люди реагируют на жизненные события, основываясь на личном опыте и личной интерпретации этих событий. Реакция человека на стресс зависит от характера стрессора, возраста и пола, особенностей характера человека, окружающей среды. Усиление или ослабление стресса зависит от того, как каждый из нас его воспринимает.

Что же означает «неспецифическая реакция»? Например, когда человеку жарко, он потеет, когда ему холодно, он дрожит; когда человек съел много сладкого и уровень глюкозы в крови значительно повысился, благодаря «выбросу» инсулина уровень глюкозы нормализуется. Физическая нагрузка предъявляет повышенные требования к мышцам и сердцу: в связи с тем, что мышцы нуждаются в большем количестве энергии, сердце бьется чаще и сильнее, улучшая кровоснабжение мышц. Эти реакции неспецифические, поскольку наблюдаются у всех здоровых людей.

Лекарственные средства и гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, обладают специфическим действием. Однако, независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, все эти «агенты» предъявляют организму требования к перестройке. Это требование неспецифично, т. е. состоит в адаптации (приспособлении) к возникшей трудности, какой бы она ни была. Кроме специфического эффекта все воздействующие на человека «агенты» вызывают также и неспецифическую потребность – приспособиться к функции восстановления нормального состояния. Эти функции независимы от обычного (специфического) воздействия.

Неспецифические требования, предъявляемые организму воздействием, и есть сущность стресса.

Трудно себе представить, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль, радость вызывают одинаковые биохимические процессы. Однако исследования показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий. Стресс отрицателен и положителен, одновременно конструктивен и разрушителен. С одной стороны, помогает людям достигать максимального успеха, в то же время постоянно изнашивает организм человека. Стрессорный эффект зависит от интенсивности требований к приспособительной способности организма (адаптации). Любая нормальная деятельность может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда.

Способность организма поддерживать состояние относительного баланса или сохранять равновесие внутренней среды (гомеостаза) лежит в основе физиологического способа адаптации.

Чем больше жизненное значение действующего на организм раздражения, тем больше выражена эта реакция, которая может быть местной или системной. Стресс проявляется специфическим синдромом, который Селье назвал адаптационным. Этот синдром имеет три стадии, или фазы: тревоги, резистентности и истощения. Теория Селье помогает понять роль эндокринных механизмов в психогенных реакциях. К сожалению, она недостаточно связывает эндокринные механизмы с нервными.

Г. Селье выделял два типа физиологической реакции на стресс. Локальный адаптационный синдром и общий адаптационный синдром.

Примером локального синдрома является – остановка кровотечения в результате свертывания крови, заживление раны, местная боль и воспаление. Локальный адаптационный синдром позволяет восстановить гомеостаз в определенной части тела.

Физиологическая реакция на стресс всего организма в целом – общий адаптационный синдром, он состоит из нескольких фаз:

1. Фаза тревоги. При этой фазе человек пытается противостоять воздействию стрессора с помощью гормональных и нервных реакций, подсказывающих ему выбор типа поведения.

2. Фаза сопротивления. Возникает если действие стресссора продолжается.

3. Фаза стабилизации. Возникает в случае прекращения действия стрессора, сопровождается нормализацией функции нервной и эндокринной систем.

Следует отметить, что если стрессор продолжает действовать, то возможно развитие заболевания или психического расстройства. Человек теряет способность сопротивляться, физиологические реакции истощаются. Под влиянием интенсивного стресса реакция тревоги, фазы сопротивления и истощения быстро сменяют друг друга.

Помимо физиологических, возможны психологические адаптационные реакции, помогающие человеку противостоять стрессору. На действие стрессора человек реагирует тревогой, напряжением и фрустрацией.

Психологические адаптивные формы поведения – это тоже механизм адаптации к стрессу, они ориентированы либо на выполнение какой-либо задачи, либо на самозащиту, т. е. защиту собственного «Я».

Психологические адаптивные формы поведения, ориентированные на выполнение задачи, предполагают способность человека к решению проблем. Например, атакующее поведение, избегание стресса, компромиссное поведение. Эти формы поведения помогают человеку противостоять стрессору, устраняя или преодолевая его либо физически, либо эмоционально.

Поведение, ориентированное на самозащиту, обеспечивает психологическую защиту от стрессора на подсознательном уровне.

Формы поведения, ориентированные на самозащиту:

Компенсация: человек отвлекает себя от какого-либо недостатка, акцентируя свое поведение на достижениях в других областях. Так, пианист, лишенный возможности музицировать вследствие травмы кисти, становится прекрасным экскурсоводом.

Конверсия: подсознательное подавление тревоги, вызвавшей «эмоциональный конфликт», и попытка объяснить себе этот «конфликт» симптомами, не имеющими видимых органических причин. Например, пациент, имеющий онкологическое заболевание, но не желающий признать это, объясняет слабость переутомлением и другими подобными причинами.

Отрицание: сознательный отказ признать наличие стрессора, который может вызвать невыносимую эмоциональную боль. Например, человек отказывается верить, что с его близким случилось несчастье.

Смещение: «выплескивание» на кого-то или на что-то связанных со стрессовой ситуацией эмоций, мыслей или желаний. В частности, человек, ухаживая долго за тяжелобольным родственником в домашних условиях, находясь с ним как бы в социальной изоляции, может нагрубить врачу или сестре, считая их виновными во всем.

Идентификация: подражание в поведении качествам и действию другого человека, например, дети часто подражают родителям, друзьям.

Регрессия: противостояние стрессу действиями и типом поведения, заимствованным из предыдущего этапа развития. Так, если человек в детстве испытывал чувство гнева, засыпал после этого и долго спал, то и во взрослом состоянии делает тоже самое.

Различные люди вырабатывают различные способы и методы эмоциональной разрядки, ухода от затянувшихся отрицательных эмоций после конфликтов, неприятных событий, фрустраций. Каковы могут быть механизмы действия, преимущества и недостатки различных методов эмоциональной разрядки? Здесь необходимо иметь представление о физиологии стресса. Допустим, с человеком произошло неприятное событие, он не находит себе места, он рад отвлечься, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося. При этом можно выделить три физиологических механизма подобного состояния.

1. В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Для успокоения необходимо ликвидировать, разрядить эту доминпнту или создать новую, конкурирующую. Различные отвлекающие приемы такие как чтение книг, просмотр фильмов, переключение на занятие любимым делом и т. д. направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, занятие, на которое пытается переключиться человек, тем легче ему создать конкурирующую доминанту.

2. Вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под его влиянием надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект – сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, это может проявиться головной болью, сердечным приступом, затрудненностью дыхания. Именно в эту фазу подготовляются условия для интенсивной мышечной нагрузки, однако современный человек обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. А для нейтрализации гормонов стресса лучший помощник мышечная нагрузка.

3. Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Необходимо снизить для человека значимость несбывшегося желания или отыскать путь для его реализации. Оптимальным способом является взаимодействие с ситуацией: постараться разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться и т. д., а если это невозможно, то необходимо логически переоценить значимость ситуации.

Способами успокоения могут быть: общение с близким человеком, когда можно как говорят, «излить душу» – разрядить очаг возбуждения, переключение на другую тему; переключение на деятельность; отыскание путей разрешения ситуации или снижение ее значимости.

Следует сказать, что различные исследования выявили некоторые стрессоры, возникающие у пациента при госпитализации и в течение заболевания, а также стрессоры, возникающие у персонала. Если пациент в период предоперационной подготовки получает всю необходимую информацию о цели и ходе предстоящей операции, течении послеоперационного периода, то его напряжение и волнение сводятся к минимуму.

Многие исследователи изучали стресс на различных уровнях организации: физиологическую, психологическую, социальную. Они утверждают, что человек должен уметь определять стрессоры, влияющие на функционирование организма или изменяющие окружающую обстановку. Дело в том, что сведения о предстоящих событиях могут уменьшить напряжение, вызываемое неизвестностью.

Окружающая обстановка часто является стрессовой пациента. Пациенты, госпитализированные для хирургического вмешательства, как правило, испытывают чувство страха и беспокойства, потому что воспринимают операцию как угрозу.

Чтобы справиться со стрессорами, необходима психологическая помощь. Нужно давать человеку возможность высказаться по поводу своих тревог, помочь ему сформулировать ближайшие и отдаленные цели ухода.

Можно перечислить некоторые поведенческие реакции, свидетельствующие о наличии стресса у человека: непрерывное хождение вперед-назад; снижение активности (пассивность, длительное пребывание в одной позе и т. п.); изменения в повседневной жизнедеятельности (например, снижение аппетита, нарушение работы кишечника); изменение восприятия реальности и социальных взаимоотношений; изменение отношения к работе.

В условиях лечебного учреждения стрессорами могут быть изоляция от обычного окружения, большой поток информации, чрезмерный шум, изменение привычного жизненного стереотипа и т. п. Часто стрессором становятся манипуляции сестры, выполняемые без объяснения причин и целей,

Физиологические показатели стресса: повышение или понижение артериального давления, учащенные пульс и дыхание, расширенные зрачки, потные ладони, холодные кисти и стопы; поникшая поза, усталость; плач; тошнота, рвота, понос; изменение аппетита, вздутие живота, изменение массы тела; изменение частоты мочеиспускания; патологические изменения при лабораторных, инструментальных и аппаратных исследованиях; беспокойство; трудное засыпание и частое пробуждение.

Психологические показатели стресса: тревога, депрессия, вялость; злоупотребление лекарственными средствами; изменение привычек, связанных с питанием, сном, любимым занятием; психическое истощение, потеря самоуважения, раздражительность, отсутствие мотивации, эмоциональные вспышки и частая плаксивость; снижение работоспособности и качества работы, склонность к ошибкам, забывчивость, ухудшение внимания к деталям, рассеянность, грезы, неспособность сосредоточиться на выполнении задания, прогулы, учащение болезней, апатия, потеря интересов, подверженность несчастным случаям.

scibook.net