Типы реагирования в стрессе

Какие бывают типы реакций на стресс / Симптомы стресса

Стресс полностью меняет поведение человека. Какие бывают типы реакций на стресс? Как выглядят симптомы стресса? знать ответы на эти вопросы крайне важно для принятия решения по действиям в конкретной ситуации.

Физические симптомы стресса

Какие бывают типы физических реакций организма на стресс? К физическим симптомам стресса относятся:

• чувство сжатия в груди,

• болезненные ощущения в теле,

• головокружение и одышка.

Что касается мышечной системы, то могут наблюдаться такие симптомы, как

• повышенная пугливость (слишком сильное реагирование на внезапный шум или неожиданное движение),

Психологические и социальные симптомы стресса

К эмоциональным симптомам, предупреждающим нас о том, что у человека реакция на стресс относятся:

• частые приступы гнева. Состояние психики также может свидетельствовать о стрессе: горестные чувства, страхи, трудности с концентрированием внимания, забывчивость, ночные кошмары, потеря самоуважения и сложности с принятием решений, — все это предупреждает нас, что необходимо принимать меры.

Стресс может изменять наше поведение, это заметно по увеличению потребления алкоголя, табака, принятия лекарственных средств; возрастает опасность несчастных случаев.

Какие бывают типы реакций на стресс

То, как мы реагируем на стресс, имеет жизненно важное значение. Симптомы стресса сугубо индивидуальны в критических ситуациях. Но есть адекватные, правильные реакции, а есть неадекватные, вредные нам самим и окружающим. Как мы себя ведем в трудуную минуту, зависит от особенностей темперамента. Давайте рассмотрим, какие бывают типы реакций на стресс.

Вот два основных типа реакций на стресс:

Какие бывают типы реакций на стресс: борьба

Существуют две разновидности симптомов реакции на стресс. Первая свойственна честолюбивым индивидуумам, которым может сопутствовать успех, и они часто бывают лидерами. В худшем случае они агрессивны, раздражительны и нетерпеливы. Оказавшись в стрессовой ситуаций, они ведут себя так, что нагрузка на сердце и систему кровообращения возрастает, а это приводит к болезням сердца. Другая разновидность бойцовой реакции на стресс предполагает внутреннюю борьбу со стрессом. В этом случае индивидуум направляет всю энергию на себя. Такие люди с симптомами стресса «держат себя в руках», чаще всего организованны, аккуратны, точны и последовательны, Они могут выглядеть сухими людьми и в худшем случае становятся одержимыми, их мысли и действия однообразны. Они тяжело переносят ситуации, когда приходится сталкиваться с непредвиденными событиями, которые выбивают их из колеи, подвергая сомнению их способность контролировать свои действия.

В стрессовых обстоятельствах у них могут появляться желудочно-кишечные заболевания, например пептические язвы или синдром кишечного дисбактериоза.

Какие бывают типы реакций на стресс: уход от борьбы

Люди, которым свойственно такое поведение в стрессовых ситуациях, всегда пытаются избежать соприкосновения со стресс-факторами. Они не любят обсуждать трудные проблемы и могут, например, не оплачивать счета. Такая тип реакции на стресс может сделать их осторожными и консервативными, превратить в ранимых, зависимых, не умеющих постоять за себя людей. Они могут чувствовать себя «малыми мира сего». создать собственный мирок, в котором остаются одинокими и подозрительными. Постоянное стремление уйти от стресса свойственно людям с фобиями или синдромом безнадежности, который в последнее время связывают с развитием некоторых видов рака.

www.astromeridian.ru

Типы реакций на стресс – факторы. Стрессоустойчивость и методы ее повышения;

Опираясь на характер реагирования людей на стресс, различают два психологических типа[79]:

Тип А (коронарный) – большая уязвимость перед стресс-факторами, низкий порог стресса. Основными характеристиками данного типа реакции являются:

· показатели работоспособности и самочувствия снижаются уже при объективно небольшой интенсивности стрессоров (например, при незначительном замечании со стороны коллег по работе, при незначительном уменьшении со стороны партнера);

· склонность к конкуренции, борьбе;

· стремление к лидерству и власти;

· завышенные требованиями, нетерпеливость по отношению к окружающим;

· склонность загружать себя работой до придела и выше;

· склонность делать несколько дел одновременно;

· неумение отдыхать и т.д.

Тип В — меньше подвержен стрессу и характеризуется:

· склонностью к компромиссу;

· склонностью адаптироваться к ситуации, а «не плыть против течения»;

· способностью спокойно относится к проигрышу;

· ставят перед собой реальные, выполнимые задачи;

· терпеливостью по отношению к другим.

Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое изречение: «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо[80]).

Как ни парадоксально это звучит, но для счастья человеку то же необходим определенный уровень стресса – для каждого свой. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной «растительной» жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища одежда, жилье. Стремясь чего достичь в жизни, человек постоянно сталкивается с трудностями и соответственно ежеминутно испытывает влияние стресса.

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перенагрузкой.

Г. Селье утверждал, что мы не должны, да и не можем избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно.

Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и ее можно управлять. Для того, чтобы сделать это грамотно нужно разобраться с тем, как запускается стресс в нашем организме и на каком моменте его можно остановить. Для этого рассмотрим модель психологического стресс по Д.Гринбергу (см. рис 15).

Рис. 15. Модель психологического стресса[81]

Что бы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса.

Предположим, вы обучаетесь в колледже, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями. Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едите с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться (первый этап — жизненная ситуация).

Вы считаете эту ситуацию «концом света»! Надо менять колледж. Вы там никого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе? Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы (второй этап – восприятие ситуации как стрессовой).

Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать:

1. Ура! Новое место, новые люди.

2. Но это не самое страшное, что могло случиться; главное, все здоровы, привыкну.

3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости.

Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между ситуацией и восприятием ее. О том, как это происходит, поговорим чуть позже.

Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущем, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции: у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д. (третий и четвертый этап — эмоциональное, физиологическое возбуждение) Если вы не положите себе сейчас, то повышается риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни (пятый этап – последствия).

Перед нами ситуация, воспринимаемая как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение.

Негативные эмоции, вызванные стресс – факторами, повышают вероятность необдуманных реакций, что не всегда является правильным.

В этом случаи человек действует в рамках своего автоматизированного поведения, которое возникает как следствие определенной установки.

Установка неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим ее людям или объектам.[82]

Выделяют следующие установки, которые могут воздействовать на наше поведение и приводить к стрессу: отрицательная установка на себя («У меня не получиться», «я не смогу», «я проиграю»), страх повторения ситуации («Я не сдам экзамен, как не сдал прошлый») и т.д.

В этом случаи выбора ответной реакции на ситуацию, как таковой, нет: человек не выбирает реакцию, за него это делает установка. То есть установка на определенный стресс – фактор, автоматически вызывает реакцию.

Выделяют следующие часто встречающиеся реакции на стресс:

· уход из ситуации,

· регрессия (обида, жалость к себе)

· зацикливание на негативных чувствах

В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний или других негативных последствий. В подобных случаях можно вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров на разных участках модели теории стресса. Так как развитие стресса идет по строгой схеме, при этом начало следующей фазы возможно только при полном развитии предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной мере повлияет на процесс.

Например: Перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации. Между первой фазой ( возникновение жизненной ситуации) и следующей (восприятие ситуации, как стрессовой) можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения, проявления упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие. Вы можете сосредоточиться на положительной стороне, которая имеется в любой ситуации, так как она могла сложиться и хуже. Или можно поставить барьер между второй и третьей фазой (восприятие ситуации, как стрессовой и эмоциональной реакцией на нее). Посмотрите, может быть, те проблемы, которые привели Вас в состояние стресса, совсем незначительные и Вы «раздуваете из мухи слона», а может быть у Вас уже вошло в привычку страдать, жаловаться, видеть только плохое. О. Бальзак сказал: «Ничто так не пьянит человека, как его собственные страдания.»
Безусловно, для того, чтобы начать строить счастливую жизнь, надо иметь определённую долю смелости. Это ведь тоже большая перемена в жизни, а готовы ли Вы к ней или Вам привычнее жить по-старому. Выбор за Вами. Как сказал Л.Н. Толстой: «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым». Вот и мы призываем Вас верить в эту возможность. Учитесь мечтать, учитесь рисовать своё будущее.

Итак, управлять стрессом можно и нужно. Но, лучше всего не допускать той стадии стресса, которая может принести вред организму. Это возможно если у Вас высокий уровень стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивостьсовокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), связанные со стрессовой ситуацией, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Вот несколько советов для повышения Вашей стрессоустойчивости и профилактики дистресса[83]:

  • Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
  • Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник. Так Вы не будите бояться, что забудете важные события и встречи. Ведь ожидание срывов — это то же стресс.
  • Делайте все во время. «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Подумайте, может прийти завтра, и Вы утоните в делах.
  • Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить нет — самый лучший.
  • Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
  • Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
  • Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожится. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
  • Уделяйте внимание своему здоровью. Во время посещайте врачей и занимайтесь спортом.
  • Высыпайтесь.
  • Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
  • Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
  • Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
  • Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны.
  • Помните, что « Жизнь — прекрасна!».Ожидайте от жизни позитива, умейте его находить и сохранять!
  • «Улыбнитесь миру, чтобы он улыбнулся вам». В борьбе со стрессом используйте смех. При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение.
  • Если стресс произошел, то:

    1. Отвлекайтесь. Если вы думаете о стрессовой ситуации очень много, плача, переживая, то это может привести к настоящей психической травме и ухудшению здоровья. Но возникает вопрос, Ваши переживания, что то изменят — Нет. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

    2. Снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему. Помните даже из безвыходной ситуации всегда можно найти выход, только надо подумать, а эмоции очень часто мешают этому мыслительному процессу.

    3. Действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте. Врачи рекомендуют «выхаживать» стресс, гулять пешком не менее 1,5 часов в день.

    4. Расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту.

    Основные выводы:

    1. Стресс бывает двух видов: эустресс- положительный, мобилизующий человека и дистресс- разрушающий, создающий состояние перенапряжения;

    2. Стрессоры (факторы стресса) у каждого человека индивидуальны. Они бывают внешние (холод, люди) и внутренние (здоровье, эмоции).

    3. Есть 2 типа реакции на стресс: тип «А» имеет повышенную чувствительность к стрессу и тип «В» характеризующийся высокой стрессоустойчивостью.

    4. Стрессом нужно и можно управлять.

    Контрольные вопросы

    1. В чем отличие эустресса от дистресса?

    2. Почему мы говорим, что стрессоры у каждого человека свои, с чем это связано?

    3. Почему эмоциональная реакция на ситуацию может спровоцировать стресс?

    4. Дайте характеристику поведения типа «А» и типа «В». Какие качества помогают типу «В» быть устойчивым к стрессу?

    5. Какие приемы профилактики стресса Вы знаете?

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1.

    Пройдите тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»[84]и выясните свой уровня стрессоустойчивости.

    studopedia.su

    Реакции человека на различные типы стресса

    Типы стресса разделяют по степени воздействия на личность, каждый вид может иметь как положительное, так и негативное влияние. Травмирующий фактор вызывает определенные реакции на эмоциональном и физическом уровне. Стрессовое поведение зависит от личностных особенностей, каждый индивид по-разному ведет себя в напряженных и экстремальных условиях. Разберем основные вопросы реагирования человека на стресс.

    Какие существуют типы стресса

    Стресс появляется при появлении угрожающих человеческому организму и психике условиях. Существуют следующие виды негативных выражений:

  • Длительный травмирующий стрессор. На личность критически действует долговременная эмоциональная нагрузка. Это может быть затянувшийся конфликт с руководителем, ссоры из-за проживания на одной территории, болезнь родственника и иные причины.
  • Физиологическая травма. В этом случае проявляется влияние внешних воздействий. В эту группу входит холод, жара, физическое перенапряжение, голод. Виды реакций на физиологический стресс проявляются в виде физической и моральной усталости, раздражения, присутствует изнеможение и общая слабость.
  • Отрицательные переживания, связанные с человеческими взаимоотношениями, называют психологической травмой. В нее входят ситуации реагирования на обман, предательство, измены.
  • Экстремальная стрессовая нагрузка. В группу входят события, которые угрожают безопасности человека. Аварии, экологические катастрофы, преступления, тяжелая болезнь, авария, война, вынужденная эмиграция и другие тяжелые условия жизни.
  • Информационная перегрузка. Напряжение возникает из-за влияния информационной составляющей, человек обладает большой ответственностью и вынужден ежедневно принимать важные решения. Подобный тип стрессового переживания возможен в ряде профессий. Например, диспетчера, часть руководителей, врачи-хирурги и другие.
  • Вышеописанные травмирующие факторы вызывают у людей, которые им подвержены, определенные виды реакций. Они имеют установленные симптомы и признаки.

    Виды реакций

    Стресс-факторы вызывают ряд эмоциональных и физических реакций организма.

    Виды эмоциональных реакций:

  • агрессия;
  • регулярные приступы гнева;
  • раздражительность без причины;
  • обиды, плаксивость, жалость к себе;
  • панические атаки, чувство страха;
  • трудности со сном.
  • Эмоции могут меняться, затяжное переживание самым отрицательным образом сказывается на психике, состояние переходит в депрессию, апатию, появляются симптомы невроза. Успешное разрешение кратковременной стрессовой ситуации снимает эмоциональные проявления, но для некоторых видов стресса требуется помощь специалиста.

    Виды физических реакций:

    • головная боль;
    • усталость;
    • боль в грудном отделе;
    • сухость во рту;
    • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
    • усиленный или пониженный аппетит;
    • тики, заикание.
    • Если экстренная угроза исчезает, то физиологическая проявления возвращаются в норму. При длительном стрессовом факторе симптомы переходят в хронические , развиваются болезни.

      Личностные особенности и реакции

      Виды реагирования на травмирующий фактор сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности. Имеет значение темперамент, характер человека, уровень самооценки и родительские установки.

      Есть ряд исследований, проводящих связь между темпераментом и типами реакций на критическую ситуацию.

      1. Люди со слабой нервной системой, меланхолическим темпераментом при стрессовых событиях испытывают тревогу, невротическую тревожность, сильный испуг. Они склонны к самообвинению и паническим настроениям, часто у них нет сил на борьбу. Во многих случаях начинаются бессонница, проблемы со сном.
      2. Холерический тип личности выдает следующий набор реакций: гнев, протест, агрессивность. Гневные чувства порождают развитие язвы желудка, гипертонии. Холерики зависимы от успеха, тяжело переживают неудачи, они очень боятся совершить ошибку.
      3. Флегматический тип темперамента в напряженных ситуациях сохраняет самообладание, подавляет эмоции, игнорирует проблему. Они склонны заедать проблему, что приближает их вес к критическому показателю, нахождение в длительной травме. Стресс-факторы у флегматиков замедляют мыслительную деятельность, присутствует вялость, пересыпание.
      4. Люди с преобладанием сангвинического темперамента реагируют на стресс с оптимизмом, могут протестовать, но всегда уверены в собственной ценности. Сангвиники обладают сильной нервной системой, поэтому легко справляются с отрицательной эмоциональной нагрузкой.
      5. Немаловажное значение на проявление эмоциональных реакций при стрессе оказывает уровень самооценки. Заниженная оценка себя, неуверенность в своих возможностях увеличивает состояние тревоги и паники при напряженных жизненных моментах. Есть данные, что отрицательная самооценка влияет на показатели экзаменов, учащиеся не справляются с волнительной нагрузкой, получают низкие баллы.

        На типы реакций при стрессе влияют родительские установки. Некоторые психологи утверждают, что сценарий поведения при травмирующем факторе человек черпает от родителей.

        Ребенок впитывает родительские примеры, а потом неосознанно повторяет их во взрослой жизни.

        Так, один человек будет при стрессе молча глотать обиды, другой прибегнет к алкоголю, третий – начнет искать путь оптимизации. Разобраться в жизненном сценарии можно с помощью психолога или при самостоятельном анализе.

        Способы реагирования на стресс

        По видам реагирования на стресс-фактор люди также различаются. Существует несколько категорий реакций.

        1. «Стресс кролика». В этом случае человек пассивно переживает травмирующую ситуацию. У него нет сил для активизации, он прячется от проблем.
        2. «Стресс льва». Личность с данным проявлением бурно, гневно и экспрессивно реагирует на стрессовые события.
        3. «Стресс вола». Способ подразумевает тип реакций на пределе своих умственных, эмоциональных и физических возможностей. Такой человек может долго жить и работать в травмирующей ситуации.
        4. Стресс-фактор вызывает различные эмоциональные проявления, они сказываются на физическом и психическом состоянии человека. Психологи подмечают, что негативные раздражители могут существовать на самом деле, например, развод, но и быть надуманными. К надуманным ситуациям относятся реакции на то или иное поведение окружающих. Стрессовая реакция проявляется в зависимости от типа личности, родительских установок. На реагирование влияют особенности характера и темперамента.

          ostresse.ru

          Научная электронная библиотека

          1.5. Типы психологических реакций на травматический стресс

          Как и все виды стрессовых реакций, травматический стресс отличается многообразием индивидуальных проявлений.

          Для них специфичной является такая комбинация факторов: тревожность, подавленные враждебные и эротические импульсы, фрустрация, подчиненные желания, чувство вины и неполноценности. Изменения психики чаще всего обусловлены выраженной реакцией личности на травму и ее последствии [58]. Отрицательные эмоциональные реакции характеризуются длительными последствиями и могут суммироваться. Среди таких реакций выделяют: депрессивные (тревожно-депрессивные), дистимические, ипохондрические, фобические и истерические. Тип переживания зависит от личности [64, 66, 69].

          Особое значение характер эмоциональной реакции имеет в случае необходимости уравнивания длины конечностей. Выраженность и тяжесть субъективных проявлений эмоций зависит от степени тревожности. Тревожно-мнительные люди испытывают наиболее тягостные болезненные ощущения [79, 86].

          Депрессивный тип переживания характеризуется подавленным настроением, апатией и чувством безнадежности. Тревожность дополняет депрессию, выражаясь внутренней напряженностью, раздражительностью и беспокойством. Такой тип реакций чаще наблюдается у лиц с тревожно-мнительным характером. Дистимическому типу свойственно пониженное настроение с раздражительностью и капризностью [70, 71, 73].

          При травме и удлинении конечности эмоционально-стрессовые реакции долговременные. Поэтому развивается астения [87-89]. В первую очередь ослабляется процесс активного торможения. Затем развивается лабильность и слабость раздражительного процесса, расстройство сна и вегетативные нарушения [58]. К типичным расстройствам настроения относят тоску, заторможенность, страх или тревожность [105].

          Под влиянием травмы повышается тонус симпатического отдела ВНС и происходит местный спазм сосудов, уменьшающий приток крови к месту травмы. Может возникать психическая дезадапта-
          ция [95]. Она развивается при астении, тревожности, вегетативных дисфункциях и нарушениях сна.

          При рассмотрении психосоматических функциональных расстройств речь идет также о выраженной потливости, заикании, тике, поносе, рвоте, энурезе и сексуальных расстройствах [81]. Эти проявления усиливают осознание травмы. Отмечено, что при определенных особенностях личности и переживаний в силу измененного обмена веществ наблюдается повышенная склонность к травмам.

          Травмы оказывают влияние на нервные функции и психику путем изменения мышечного тонуса и кровообращения, нарушения интерорецепции, воспринимаемым центрально в виде ощущения давления, напряжения, боли и жжения. С.В. Волоховой [38] обнаружено, что у лиц с гипертонией есть признаки физиологической дезадаптации, дисгармоничность личности и снижение умственной работоспособности. Выявлена корреляционная связь между уровнем АД, величиной АФИ и психологическими характеристиками личности.

          В.М. Волошин [39] показал, что психосоматические заболевания начинаются с нарушения баланса адаптационно-компенсаторных механизмов и формирования структурного аттрактора болезни. Реакция на болезнь может протекать с привлечением многообразных защитных механизмов и стратегии преодолевающего поведения. Выделены факторы, которые могут влиять на отношение конкретного человека к заболеванию [87]. К ним относят тяжесть нарушений, диапазон ограничений в социальной сфере и тип личности. Важными факторами успеха в реабилитации являются особенности личности, позиция по отношению к своему заболеванию и лечению, а также к врачам и другому медицинскому персоналу [90, 95]. При врожденных заболеваниях важно создание реалистических установок на итоги реабилитации. Этому же способствует и степень появившихся социальных связей [95]. Психологические методы коррекции личностных реакций на реабилитацию способствуют не только улучшению состояния, но и профилактике различных отклонений [12, 105].

          Нарастание интерорецептивной (в том числе и ноцицептивной) активности, связанной с натяжением тканей и спонтанной импульсацией новообразованных интерорецептивных структур и свободных нервных окончаний, постепенно приводит к усилению избирательности фильтрационных процессов и в неспецифической подсистеме. В сочетании с компенсаторными процессами в проекционной соматосенсорной коре наблюдается повышение mSB на аппроксимационной кривой [112].

          www.monographies.ru